«Ганжуре» составляют отдельный, самостоятельный раздел, в то время как в китайском каноне они рассыпаны по разным. В Данжуре тан-трийские шастры представлены в самом большом количестве.
Прохладное отношение китайцев к текстам Тантры, очевидно, было связано с тем, что к моменту проникновения ваджраяны в Китай там уже прочно пустили свои корни сотериологиче-ские принципы мгновенного достижения нирваны при настоящей жизни, опирающиеся на хорошо разработанную практику медитации и утонченную метафизику, обнаружившую близкие черты с традиционной философией. Эзотерическая практика не смогла составить тантризму конкуренцию.
И, наконец, следует отметить, что традиции буддийской письменности Китая и Тибета определились тем положением, которое занимал буддизм в каждой из стран. В Китае, даже во времена своего наивысшего расцвета, буддизм всегда оставался лишь одним из учений, имеющим свою определенную сферу. Рамками этой сферы ограничивалось письменное творчество буддистов. Поэтому, несмотря на свое влияние на литературу, искусство, традиционную философию, буддизм никогда не выходил за рамки
религиозной сферы, его тексты всегда оставались сотериологически направленными.
В Тибете буддизм сумел заполнить все сферы жизнедеятельности общества, включая и сугубо светские. Поэтому Данчжур - это гораздо больше, чем религиозный канон. Это энциклопедия знаний. Мировоззренческий аспект всегда в ней занимал одно из центральных мест, поэтому буддийская письменность в Тибете не была со-териологически детерминированной.
Литература
1. Nanjio B. A catalogue of the Chinese translation of the buddhist Tripitaka. - Oxford, 1883.
2. Введение в изучение Ганчжура и Данчжура / под ред. Р.Е. Пубаева. - Новосибирск, 1989. - С. 41,48.
3. Ламаизм в Бурятии XVIII - нач. XX в. / под ред. В.В. Мантатова. - Улан-Удэ, 1983. - С. 80.
Янгутов Леонид Евграфович, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Yangutov Leonid Evgrafovich, doctor of philosophical sciences, professor, head of the department of philosophy, culturology and religion studies, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 1+243.4
© Д.В. Аюшеева
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТИБЕТСКОИ МЕДИЦИНЫ (В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЗАПАДНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
Статья посвящена тибетской медицине как части тибетской буддийской культуры в современном западном мире, автором анализируются ее социально-философские аспекты.
Ключевые слова: тибетская медицина, буддизм, западная и восточная культура.
D.V. Ayusheeva
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE TIBETAN MEDICINE (IN THE VIEW OF WESTERN RESEARCHERS)
The article deals with the Tibetan medicine as a part of the Tibetan Buddhist culture in the modern Western world. The author analyzes its social and philosophical aspects.
Keywords: Tibetan medicine, Buddhism, Western and Eastern culture.
Тибетская медицина с каждым годом становится популярней в современном западном мире. Свидетельством тому являются различные совместные исследовательские проекты, многочисленные семинары, конференции и конгрессы, посвященные проблемам изучения тибетской медицины. Кроме того, в разных странах создаются институты и центры тибетской медицины.
При этом важно отметить, что в основе этой популярности - два качественно различных интереса: с одной стороны - интерес к ее чисто медицинским аспектам, а с другой, как к части тибетской буддийской культуры.
На Западе тибетская медицина рассматривается в первую очередь как дополнительный и альтернативный вид лечения наряду с народной
медициной и другими традиционными системами врачевания Востока, такими как китайская традиционная медицина, индийская Аюрведа. В народной и традиционной системах его привлекают следующие их общие черты, как холистич-ский подход, натуральные медикаментозные средства, многообразие методов лечения (спи-ритуальная терапия, мануальная терапия, физические упражнения). Однако традиционная медицина отличается от эмпирической народной тем, что она тесно связана с религиознофилософским учением, которое является основой мировоззрения любого традиционного общества.
Первые сведения о тибетской медицине на Западе появились в ХУШ в. и носили в основном этнографический характер. А в конце XIX -начале XX вв. в рамках востоковедных исследований ей уже были посвящены многочисленные публикации. В ХХ в. после волны вынужденной эмиграции тибетцев западный мир познакомился с самобытной тибетской буддийской культурой, после чего уникальная древняя медицинская система стала восприниматься как часть этой культуры. Так, в 1980-е гг. вместе со знаменитыми монахами-проповедниками, учителями с лекциями и консультативными курсами на Запад по приглашению приезжают тибетские врачи. Среди этих первых приглашенных докторов были Трогава Ринпоче, Еше Дондэн, Лоб-санг Долма, Тензин Чодрак. Они сыграли огромную роль не только в сохранении тибетской медицины в эмиграции, но и провели большую работу по популяризации этой традиции на Западе.
На современном этапе интерес к тибетской медицине на Западе связан с ценностями тибетской буддийской культуры. В основе этого интереса была именно духовная составляющая этой медицинской традиции.
Тибетская медицина - уникальная система врачевания и одна из древнейших сохранившихся в мире медицинских традиций. Формируясь на базе древней индийской системы врачевания, она включила в себя элементы китайской, грекоперсидской медицинских традиций, собственной народной медицины. Кроме того, медицинские знания были приведены в соответствие с буддийской философией. Именно духовнофилософское ядро, как отмечает американская исследовательница Клиффорд, делает тибетскую медицину такой неповторимой. В мире не существует такой медицинской традиции, которая бы столь последовательно излагалась в терминах философии и метафизики [2, с. 19].
Согласно буддийскому мировоззрению, болезнь в тибетской медицине рассматривается как частное выражение особенности бытия -страдания, причинами которого являются последствия деяний, совершенных в течение предшествующих рождений согласно закону кармы. В буддийском мировоззрении бытие определяется отношением пяти элементов - «пространства», «ветра», «огня», «воды», «земли». Значение этих элементов не буквальное, а энергетическое и функциональное. Так, «земля» подразумевает энергию, придающую твердость, способность противостоять внешним воздействиям. «Вода» - энергия связуемости, сочетающая различные элементы в одно целое. «Огонь»
- это теплота, энергия доведения до созревания и разрушения. «Ветер» - это энергия движения, распространения, расширения. Пространство характеризуется как отсутствие преград, протяженность [3, с. 8-9].
Эти пять элементов проявляются на разных уровнях бытия человека. Внешний уровень проявления - это время года, образ жизни, питание, экологические и другие факторы. Здесь они создают условия для возникновения болезни. Внутренний - физико-химический уровень - это тройка так называемых «виновников» болезни: ветер, желчь и слизь. Ветер соответствует элементу «ветра», желчь - это элемент «огонь» и слизь - сочетание «воды и земли».
Три «виновника» посредством внутренних энергетических каналов связаны с психическим уровнем их проявления, а именно с эмоциями (клешами) - «тремя ядами». Так «виновник» болезни ветер порождается страстью, желчь -ненавистью, гневом, а слизь - неведением.
Нарушение баланса пяти элементов на любом из этих уровней приводит к болезни. Методологический принцип диагностики в тибетской медицине также строится на определении нарушения баланса этих элементов, а в лечении - на восстановлении баланса. Такой холистический подход, несомненно, привлекает западного пациента. Современная медицинская наука достигла высоких результатов, создана развитая сеть медицинских учреждений с высококвалифицированным медперсоналом, существует разнообразное множество методов лечения и технологий. Однако это нередко сопровождается излишне узкой специализацией. Современные врачи зачастую уделяют основное внимание болезни, этиология которой объясняется влиянием извне - действию болезнетворных агентов, токсинов, аллергенов, а в лечении главной задачей ставится устранение этого агента. В противовес всем этим чрезмерностям традиционная меди-
цина и, в частности, тибетская всегда рассматривает организм как саморегулирующуюся систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой. Традиционному врачу важно определить тип нарушения этого равновесия, а в лечении он старается восстановить это равновесие.
Характерным для тибетской медицины является индивидуальный подход к личности пациента, что также вызывает живой интерес у западной публики. В силу врожденного преобладания какого-либо из элементов различаются конституциональные особенности человека, и это обязательно учитывается при постановке диагноза и лечении, выдаче рекомендаций по образу жизни и питанию. При таком подходе два пациента с, казалось бы, идентичным диагнозом, с точки зрения современной медицинской науки, могут получать различные назначения от тибетского доктора.
В тибетской медицине, как и в современной западной, есть диагностический метод пальпации, однако этот метод мануальной диагностики тибетской традиции состоит, прежде всего, в ощупывании пульса. По мнению многих современных врачей, привыкших к автоматизации процессов диагностики, это наиболее трудный аспект тибетской медицины для изучения и усвоения.
Согласно буддийской теории, пульсация или ритмика находится в основе всех проявлений бытия, представляет собой принцип жизни как таковой. Пять элементов, обладая каждый своей частотой колебаний, порождают в теле зародышевые пульсации, от которых формируются тонкие энергетические каналы, а от них - сердечный центр (канал жизни). Благодаря этому происходит движение крови, ветра и воды (лимфы) по внешним и внутренним частям тела, составляя сущность пульсации.
При постановке диагноза по пульсу врач должен учитывать, что изучаемое им биение представляет суммарное составляющее всего многообразия ритмов, накладывающихся друг на друга, - сердечного, дыхательного, суточного, месячного, сезонного, годового, шестидесятилетнего. Каждому времени суток, сезону года присуще преобладание определенного элемента, а значит, и соответствующего «виновника» болезни. Врач должен знать о влиянии пяти элементов на тело как внутри, так и вне его. Поэтому медицина и астрология рассматриваются как две взаимосвязанные области знания, а врач традиционной тибетской медицины, соответственно, должен владеть знаниями по астрологии.
В тибетской терапии существуют четыре основы: образ жизни, питание, лекарства и наружные методы лечения (массаж, прижигание, иглоукалывание, кровопускание, компрессы). Все эти методы направлены на уравновешивание баланса элементов. В первую очередь рекомендуют правильный образ жизни с учетом возраста, астрологических особенностей сезона года и времени суток, а также врожденной конституции больного. Важное значение отводится рекомендациям по питанию. Надо отметить, что тибетская диетология значительно отличается от западной. Существует множество расхождений и противоречий в рекомендациях и советах по питанию. Так, например, тибетские доктора не рекомендуют употреблять сырые фрукты и овощи, как и любые другие сырые продукты в то время, как западная традиция связывает их применение с получением различных полезных природных витаминов и рекомендует их людям с повышенным холестерином в крови. С точки зрения тибетской медицины, подобная пища интенсифицирует элементы «воды» и «земли», что приводит к ослаблению пищеварительной силы желудочно-кишечного тракта.
Пожалуй, основным методом лечения в тибетской медицине является прием лекарств. При этом составление рецептов происходит на основе учета необходимых соотношений пяти элементов. Часто для каждого пациента такой рецепт индивидуален. Тибетские лекарства - это многокомпонентные смеси ингредиентов растительного, животного и минерального происхождения, которые принимают в виде отваров, порошков, драже. Именно их натуральность привлекает западных людей.
В лечебных подходах современной западной медицины преобладает установка на фармакологические препараты, которые, бесспорно, дают блестящие результаты при лечении острых и неотложных состояний. Однако эти препараты, как правило, состоят из химических веществ, которых нет в организме человека. При их длительном употреблении организм испытывает достаточно грубое биологическое воздействие, что приводит к побочным реакциям. Именно эта озабоченность побочным действием химических препаратов повышает интерес к традиционным медицинским системам.
Внимание к тибетскому лекарствоведению на Западе вызвано также поиском новых возможностей исцеления от тяжелых, пока еще неизлечимых болезней (рак, СПИД). Так, в 1980-е гг. проводились проекты на базе различных университетов США с привлечением тибетских врачей по изучению эффективности использова-
ния тибетских лекарств при лечении онкологических заболеваний (Университет Вирджинии), диабета, стресса и давления крови (Гарвардский университет), а также астмы, рака, гепатита, рассеянного склероза и СПИДа. В 1990-е гг. особое внимание уделяется проектам, связанным с изучением и лечением рака груди. Например, правительство штата Калифорнии выделило грант д-ру Еши Дондену, Трипати Дебу и М. Вульф на получение законодательного разрешения и на проведение клинических исследований по оценке тибетских растительных препаратов в качестве единственного средства терапии при лечении метастазирующего рака. Также был осуществлен неправительственный проект -«Программа по борьбе с раком груди» под руководством Еши Дондена и М. Вульф [1, с. 76-77].
Кроме лечения лекарственными средствами, в тибетской медицине широко представлены наружные методы воздействия. Это в первую очередь массаж и прижигание. Эти процедуры воздействуют на тонкую структуру каналов, посредством которых элементы конкретизируются в организме человека. Надо отметить, что анатомии каналов в традиционной тибетской медицине отводится особое место, поскольку жизнедеятельность организма человека рассматривается в связи с функциональным состоянием каналов, пронизывающих все тело. Сведения об этих каналах соответствуют буддийскому учению Ваджраяны, в котором на первый план выдвигаются три «канала жизни». Физиологическая функция этих каналов связана с элементами
- тремя «виновниками» болезней и «тремя ядами» сознания [5, с. 9]. Однако они не являются чем-то вроде полостей, по которым что-либо движется. В.Н. Пупышев сравнивает их с полюсами магнита [4, с. 43]. Активностью этих трех полюсов формируется вся остальная система каналов. Геше Майкл Роуч: «они (каналы -прим. А.Д.) расположены внутри сложной системы нервов, сосудов и даже костей нашего тела. По сути дела, вся эта структура нашей нервной системы, сосудов и скелета вырастает внутри нас, следуя в первую очередь плану, задаваемому энергетическими каналами» [6, с. 20].
В буддизме важное значение придается эмоциональным проявлениям (клешам): они определяют карму, т.е. отдаленные условия болезни. Три «виновника» болезни считаются близкими и непосредственными причинами заболевания, когда баланс между ними нарушается из-за преобладания каких-либо эмоций. Согласно учениям тибетского буддизма, ум контролирует и регулирует функции организма. Трогава Ринпоче объясняет это так: «ум управляет ветрами, ветра
влияют на каналы и в итоге воздействие переносится на тело» [9]. «Эта взаимосвязь между нашими мыслями и ветрами внутренних каналов и есть та удивительная граница, на которой встречаются наше тело и наш ум» [6, с. 24]. Такой взгляд тибетской медицины на возникновение болезней заинтересовал западных психологов и врачей.
Активное сотрудничество в области психологии происходит в США. Как отмечает Ч.Ц. Гармаева, избирательный интерес американских исследователей к этой теме определяется тем, что в американской антропологической школе психологическая антропология выделена в отдельную отрасль. В Гарвардском университете изучали эффективность использования релаксационных тибетских практик, включая и тибетскую йогическую практику «туммо», в лечении стресса и повышенного артериального давления [1, с. 76].
В ходе встречи Его Святейшества Далай-ламы со специалистами области психологии эмоций, нейрофизиологии и философии (2000 г., Дхармасала, Индия) была разработана широкомасштабная программа исследований эффектов тренировки ума в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Многочисленные эксперименты были начаты в лабораториях во Франции, Мэдисоне (Висконсин), Сан-Франциско, Беркли, Принстоне, Гарварде и Цюрихе. После окончания начальной стадии исследований десяток опытных практиков медитации (монахи и миряне, мужчины и женщины, представители западной и восточной культур, все с опытом от 10 000 до 50 000 ч медитаций, направленных на развитие сострадания и альтруизма) были подвергнуты разнообразным тестам. В многочисленных статьях в престижных научных журналах подчеркивалась важность этого проекта. Исследования показали, что участки мозга, связанные с такими эмоциями, как, например, сострадание, демонстрируют большую активность у лиц, долгое время практиковавших в медитации. Эти данные указывают на тот факт, что человеческие качества могут безгранично развиваться с помощью ментальной тренировки. Другие исследования подтверждают, что ежедневная практика 20-минутной медитации приводит к снижению тревожности, стресса, склонности к гневу (вред которого для здоровья доказан), снижает риск рецидива депрессии (в случае хронического заболевания). А ежедневная 30-минутная медитация в течение восьми недель заметно усиливает иммунную систему, способствует росту устойчивости внимания и одновременно снижению уровня высокого артериально-
го давления, ускорению излечения от псориаза [10].
В тибетской классификации выделяется большая группа болезней «злых духов» - гдон, которые вызывают душевные расстройства. Как правило, тибетский врач вначале проводит грубую и тонкую диагностику для выявления возможного воздействия со стороны так называемых «злых духов» [8, с. 128]. Если установлен факт их влияния, то сначала необходимо «отсечь» его путем религиозных ритуалов своеобразной психотерапией, и только потом проводить медикаментозное лечение. Тибетское слово «гдон» обычно переводится как «злые духи», но буквально это слово означает «то, что подлежит устранению» [3, с. 16]. Этот символический термин американская исследовательница Т. Клиффорд обозначила как «широкий спектр сил и эмоций, которые обычно находятся за пределами сознательного контроля» [2, с. 159]. Оставленные в уме отпечатки негативных эмоций впоследствии при определенных условиях развиваются в психические расстройства. Многим пациентам, которые, несмотря на болезнь, еще сохранили способность контролировать свое сознание, рекомендуют духовные практики.
Также тибетские врачи предлагают такие практики тем пациентам, чьи болезни обусловлены кармой. Раньше в Тибете люди с такого рода недугами часто отрекались от мирской деятельности. На Западе этот метод самолечения предлагается тибетскими учителями неизлечимо больным, которые все чаще обращаются к ним за помощью. В начале 1990-х гг. в Австралии Сопа Ринпоче, духовный глава Фонда поддержки махаянской традиции (ФПМТ), проводил учебные семинары по целительству. Он посвятил эту встречу специально тем, чьим жизням угрожало смертельное заболевание - СПИД, рак и рассеянный склероз. Во время семинаров лама объяснял основы буддийской философии и обучал общим исцеляющим медитативным практикам, предназначенным для всех, а также индивидуальным медитациям [7, с. 10].
Очень важным в тибетской традиции является вопрос о личности врача. Большое значение придается вопросам этики лекаря, уровню его личностного развития. В систему обучения будущего врача обязательно включается общий метод духовной подготовки, направленный на формирование высоконравственной личности, на воспитание ума, ориентированного на практическое оказание помощи другим. Врач обычно имеет религиозное посвящение и занимается медитативными буддийскими практиками. Это
позволяет сохранять баланс между телом и духом врача, а также дает целительную энергию. Клиффорд отмечает: «какой бы вид лекарства не применялся, тибетский целитель также будет применять внутренние различные мистические лечебные упражнения, визуализации, мантры и т.д.» [2, с. 99]. Однако в последнее время в этническом Тибете обозначилась тенденция разделения традиционной медицины и религиозных основ. Молодое поколение тибетских врачей в эмиграции стремится к большему сближению с европейской медициной; они предлагают разделить программу образования на две части. Одна часть должна быть выдержана в традиционном русле, другая часть программы должна формировать современное научное мышление. Реформаторы пользуются поддержкой самого Далай-ламы, который считает, что необходимо идти в ногу со временем, что европейская и традиционная системы дополняют друг друга, а выбор системы лечения должен принадлежать больному [1, с. 50]. Эта тенденция вызывает некоторую озабоченность у духовных лиц тибетской диаспоры. Они напоминают новому поколению докторов, что тибетская медицина имеет непосредственную связь с философскими аспектами буддизма, и призывают сохранять в своей практике традиционные религиозные элементы, оберегать их от вырождения и деградации [8, с. 126].
Медитативная практика применяется и при сборе, и при приготовлении лекарств, что тоже, как считается, придает им дополнительную целебную силу. В наше время рабочий день в клинике тибетской медицины Менцекхан в Дхара-масале начинается с получасового коллективного чтения ежедневной буддийской практики Будды Медицины и других текстов, после чего осуществляется прием пациентов [8, с. 128]. Прием пациентов и проводимые процедуры по традиции также сопровождаются чтением молитв (мантр). Целительная сила мантр объясняется действием вибраций звука на систему каналов, они как бы перенастраивают их нарушенную ритмику. При общении с больным целительный поток сознания врача достигает своей цели главным образом на духовном уровне.
Так, распространение и развитие тибетской медицины на Западе стало непреложным фактом. Как показало наше исследование, складываются две тенденции в формировании тибетской медицины на Западе. Первое - это чисто практическое применение отдельных методов тибетской медицины. Ее главная проблема - сочетание философских воззрений и новых научных знаний, на которых основываются требования здравоохранения, менталитет западного
врача и большей части пациентов. Это наблюдается как в фармакологических исследованиях, так и в производстве препаратов на основе тибетских рецептов и их применении. Вторая тенденция рецепции тибетской медицины на Западе
- это целостный подход к тибетской традиции врачевания как части тибетского буддизма. В исследовательских кругах такое направление характерно для психологов, объектом изучения которых является душевное и психическое состояние человека, его внутренне содержание. Большинство западных адептов буддизма воспринимает тибетскую медицину как медикорелигиозную традицию (часто это тяжелобольные). Результаты исследований в рамках программы «Ум и жизнь» способны поменять шкалу исповедуемых ценностей у неверующей части западного общества. Соприкасаясь с тибетской медициной, многие люди на Западе открывают для себя тибетскую культуру, буддийское мировоззрение. Наблюдается и противоположный процесс, принявшие буддийскую веру часто становятся приверженцами тибетской системы врачевания из мировоззренческих соображений. Все проблемы со здоровьем они без сомнений воспринимают как нарушение баланса пяти элементов и следуют указаниям тибетских врачей. У большинства адептов она становится предпочтительным видом медицинской помощи.
Литература
1. Гармаева Ч.Ц. Историография тибетской медицины.
- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. науч. центра СО РАН, 2002. -199 с.
2. Клиффорд Т. Демоны нашего ума: алмаз исцеления / пер. с англ. - СПб.: Изд-во с.-петерб. общественной организация развития тибетской медицины, 2003. - 248 с.
3. Пупышев В.Н. Основы тибетской медицины. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. науч. центра СО АН СССР, 1992 -128 с.
4. Пупышев В.Н. Пульсодиагностика как концентрированное выражение теоретических основ тибетской медицины // Пульсовая диагностика тибетской медицины. -Новосибирск: Наука, 1988. - С. 41-57.
5. Рапгей Л. Тибетский лечебный массаж. - СПб.: Алмазный путь, 1995. - 67 с.
6. Роуч М. Тибетская книга Йоги: древние буддийские учения о философии и практике йоги. - М.: Открытый мир, 2007. - 160 с.
7. Сопа Ринпоче Лама. Абсолютное исцеление, духовное целительство в тибетском буддизме / пер. с англ. А. Нариньяни. - М.: Ганга, 2012. - 384 с.
8. Урбанаева И.С. Дхарамсала и мир тибетской эмиграции. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. науч. центра СО РАН, 2005. - 184 с.
9. [Электронный ресурс]. - URL: www.tibetanmedici ne.ru.
10. [Электронный ресурс]. - URL: www.buddhaline.net.
Аюшеева Дулма Владимировна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института моноголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Ayusheeva Dulma Vladimirovna, candidate of philosophical sciences, senior research fellow, department of philosophy, culturology and religion studies, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 24 (510) © А.Ц. Гулгенова
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАПИСАНИЯ БУДДИЙСКИХ ПАМЯТНИКОВ
ЖАНРА СИДДХАНТЫ
Жанр дубта в Тибете, как и многие другие жанры, продолжал традицию древней Индии. В сочинениях этого жанра на первое место ставилась задача изложения и сравнительного исследования небуддийских и буддийских религиозно-философских систем, сложившихся в древней Индии, и затем с возможной тщательностью перенесенных на тибетскую почву.
Ключевые слова: источниковедение, жанр, древняя Индия, тибетские источники, буддийские религиознофилософские системы.
A.Ts. Gulgenova
GENERAL BACKGROUND OF WRITING BUDDHIST MONUMENTS OF SIDDHANTA GENRE
The genre dubta, as many other genres, continued the tradition of ancient India. The task of narration and comparative study of non- Buddhist and Buddhist religious and philosophical systems developed in ancient India and then being thoroughly transferred to Tibetan land was in the first place in the works of this genre.
Keywords: source study (chronology), genre, ancient India, Tibetan sources, Buddhist religious and philosophical systems.