Научная статья на тему 'Социально-этический аспект архитектурной деятельности в условиях рыночной экономики'

Социально-этический аспект архитектурной деятельности в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОДУКТ / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАКАЗЧИК-ИНВЕСТОР / ARCHITECTURAL PRODUCT / SOCIAL AND ETHIC ISSUE / MARKET RELATIONS / CUSTOMER-INVESTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткина Б. М., Дружинина И. Е.

Целью статьи является показать большое значение нравственно-этической стороны во всех сферах деятельности архитекторов и градостроителей, так как в условиях рыночной конкуренции обострилась проблема создания качественного «архитектурного продукта», учитывающего интересы не только заказчика-инвестора, но и общества. Доказывается необходимость возрождения профессии «архитектор» и возвращения архитектору как «гаранту качества» роли координатора деятельности всех участников градостроительного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ETHIC ISSUE IN ARCHITECTURE UNDER MARKET ECONOMY CONDITIONS

The article demonstrates significance of a social and ethic issue in all the aspects of architecture and urban development as under market economy conditions there is a problem of a quality architectural product development that would consult interests of customer-investors and the society. The authors state that there is a necessity of a restoring such a profession as an architect who being a quality guarantor would coordinate activities of all the urban development process members.

Текст научной работы на тему «Социально-этический аспект архитектурной деятельности в условиях рыночной экономики»

АРХИТЕКТУРА. ДИЗАЙН

УДК 711. 01: 745

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Б.М. Вяткина, И.Е. Дружинина

Целью статьи является показать большое значение нравственно-этической стороны во всех сферах деятельности архитекторов и градостроителей, так как в условиях рыночной конкуренции обострилась проблема создания качественного «архитектурного продукта», учитывающего интересы не только заказчика-инвестора, но и общества. Доказывается необходимость возрождения профессии «архитектор» и возвращения архитектору как «гаранту качества» роли координатора деятельности всех участников градостроительного процесса.

Ключевые слова: архитектурный продукт; социально-этический аспект; рыночные отношения; заказчик-инвестор.

SOCIAL AND ETHIC ISSUE IN ARCHITECTURE UNDER MARKET ECONOMY

CONDITIONS

B.M. Viatkina, I.E. Druzhinina

The article demonstrates significance of a social and ethic issue in all the aspects of architecture and urban development as under market economy conditions there is a problem of a quality architectural product development that would consult interests of customer-investors and the society. The authors state that there is a necessity of a restoring such a profession as an architect who being a quality guarantor would coordinate activities of all the urban development process members.

Key words: architectural product, social and ethic issue, market relations, customerinvestor.

В условиях рыночной конкуренции возникли серьёзные проблемы во взаимоотношениях между архитекторами, заказчиками на архитектурные объекты и обществом как потребителем архитектурной среды. От решения этих проблем во многом зависит, к каким изменениям приведёт это профессию «архитектор». В наши дни для повышения статуса профессии и возвращения архитектору роли «главного строителя» большое значение приобретает социально-этический аспект архитектурной деятельности, учитывающий интересы не только Заказчика, но Общества.

В плановой экономике формой организации проектного дела являлись проектные институты. Роль архитектора в такой организации не выходила за рамки анонимного и отстранённого от взаимодействия с заказчиком специалиста. Существовала жёстко регламентированная модель госзаказа на проектирование и строительство. В настоящее время эта модель изменяется на основаниях, отвечающих системе открытой рыночной конкуренции. Вместо крупных проектных организаций - естественных монополий социализма, появилась сеть небольших частных бюро. Возникли благоприятные условия для рыночной конкуренции. Вместе с тем была утрачена возможность профессионального роста архитектора под влиянием состоявшихся архитекторов, работающих в коллективе.

Круг обязанностей современного архитектора существенно отличается от обязанностей, ранее принятых в архитектурной среде - сделали проект, запаковали и отдали заказчику. В наши дни архитектор фактически берёт на себя задачу управления проектированием на всех стадиях, т. е. является менеджером проекта. Это совершенно новая для России сфера деятельности архитектора. Прежде эта функция растворялась между проек-

тировщиками, строителями и органами надзора, поэтому отсутствовали координация их усилий и должный контроль. Соответственно, не было гарантии получения качественного архитектурного проекта. Но когда архитектор и его мастерская координируют и контролируют разработку смежных разделов, ход строительства, заказ материалов, то на них ложится огромная ответственность за работу всех участников проектирования, т. к. они становятся гарантами качества архитектурного продукта.

Сегодня архитектурная деятельность заключается не только в решении творческих задач. Участвуя в творческом процессе создания нового архитектурного объекта, архитектор должен следовать экономическим, политическим и творческим законам - направлять эти законы на пользу своего творения, заказчика и общества.

«Архитектурный продукт»

Именно в условиях свободной рыночной экономики и честной конкуренции возникает качественно новый стиль взаимодействия заказчика и архитектора. Это обеспечит, как изменение роли архитектора, так и общественного значения архитектуры.

Когда в роли заказчика выступает заинтересованный клиент высокого культурного уровня, тогда меняется само понимание термина «архитектурный продукт». Архитектурный продукт - это не только выполнение и согласование по всем требованиям рабочих чертежей, но и реализованный в строительстве, «доведённый» до завершения архитектурный объект, который хорошо вписался в окружающую среду.

Изменились и сами требования к необходимым качествам «архитектурного продукта», по которым его оценивает не только заказчик, но и общество в целом. Например, сегодня жилая среда, рассчитанная на «усреднённого потребителя» в соответствии с общегосударственной идеологией советского периода, оценивается негативно.

Важно то, что «архитектурный продукт» стал товаром, поэтому как заказчик, так и архитектор могут теперь выбирать, кому заказывать и для кого строить. При этом нельзя забывать, «чтобы строить быстро и дёшево, надо проектировать долго и дорого».

І. ПЗПИМОПСЙСТПИС ЗПППЗЧИПП Ы ПРНИТЄКТОРП

Рис. 1. Схема процесса создания архитектурного продукта

Результатом расширения круга обязанностей архитектора, включающего функцию менеджера проекта, становится изменение отношения к роли архитектора. Например, нередко заказчик хочет заключить договор на строительство не с подрядной организацией, а с архитектурной мастерской. Это революционное событие. Заказчика не интересует, кто построит ему объект, он доверяет архитектору выполнить комплексную задачу, чтобы получить качественный архитектурный продукт.

Любой архитектурный объект проходит путь от идеи до эксплуатации. Роль архитектора заключается в соотнесении последствий эксплуатации с первоначальной идеей. Основные усилия архитектора сконцентрированы на этих двух полюсах. Именно в этом и состоит работа архитектора. Необходимо объяснить все стороны жизни будущего объекта от вопросов формирования концепции (имиджа) до вопросов эксплуатации.

Принципиально важно совместно с заказчиком начинать работу с осмысления последствий реализации идеи нового архитектурного объекта во всех её аспектах, начиная с обсуждения образных характеристик и заканчивая утилитарными вопросами удобства, рентабельности, безопасности.

После такого осмысления - «мозгового штурма» - первоначальный замысел заказчика может претерпеть самые серьёзные изменения. Это происходит вследствие совместного обсуждения целей, потребностей и представлений заказчика. Архитектор как профессионал помогает заказчику разобраться не только в прагматических вопросах, но и в той социально-нравственной миссии, которую создаваемый объект может выполнить.

В процессе тесной работы с заказчиком идёт взаимное обучение и переосмысление ценностей. После завершения работы заказчик начинает по-другому смотреть на архитектуру и на назначение профессии архитектора. Заказчик начинает понимать, что архитекторы - это специалисты, умеющие не только рисовать, но и мыслить в пространстве, времени, в экономике и политике.

«Идейный стержень» работы архитектора

Концепция (или программа объекта) является «идейным стержнем» работы архитектора. На пути от идеи до эксплуатации лежит определённая последовательность материальной реализации объекта. Все её этапы, такие как проектирование, строительство, управление проектом являются лишь средством сохранить и развить взаимосвязь конечного результата (последствий) и начального замысла. Ошибка на каждом из этих этапов может эту взаимосвязь разрушить и тогда последствия становятся непредсказуемыми.

Концепция или программа объекта формируется не только в виде описаний и экономических обоснований, но и в виде иллюстративного ряда, начиная от композиционных эскизов до архитектурных чертежей. Эту работу делает архитектор своими руками от начала до конца. На последнем этапе этот «идейный стержень» обрастает всей необходимой конкретизацией рабочего проекта.

Проект, т. е. комплекс рабочих чертежей, стоит на последнем месте. Это лишь знаковый язык, необходимый для передачи объекта строителям. Эту работу архитектор может доверить конструкторам и смежникам, оставляя за собой право контроля.

Архитектор - координатор деятельности проектировщиков и строителей

Все виды архитектурно-дизайнерской и градостроительной деятельности фактически являются производством градостроительных, архитектурных и дизайнерских проектов. Если учесть, что главный архитектор проекта руководит его разработкой и реализацией, т. е. управляет процессом проектирования и осуществляет надзор за строительством, то именно он и является менеджером проекта и координатором деятельности многих специалистов.

Так, архитектор-объёмщик, проектирующий отдельные здания и сооружения, работает в тесной взаимосвязи со специалистами смежных специальностей: конструкторами, сантехниками, электриками, связистами и т. д. Он выдаёт этим специалистам задание на проектирование и контролирует их проектные решения.

Архитектор-градостроитель сотрудничает, в свою очередь, со специалистами инженерных специальностей градостроительного профиля, в том числе с сетевиками, ген-планщиками, дендрологами, экономистами, дорожниками, а также с социологами, психологами, экологами (при наличии этих специалистов).

Архитектор-управленец, работающий в органах архитектуры и градостроительства городской администрации, в своей деятельности осуществляет контроль реализации генплана города и качества проектных градостроительных решений. Ему приходится сотрудничать как с исполнителями проектов: архитекторами и дизайнерами, так и с государственными контролирующими органами: санитарными, земельными, природоохранными и инженерно-транспортными службами, городскими электрическими сетями, водоканалом, автоинспекцией, пожарной охраной и т. д. Архитектор-управленец взаимодействует также в своей работе с местной администрацией, с прессой, с вышестоящими органами архитектуры и градостроительства.

Ведущая роль архитектора в процессе разработки проекта

Роль архитектора, участвующего в процессе градостроительного проектирования, не всегда признаётся как ведущая. Что же необходимо сделать, чтобы социальный и производственный статус соответствовал бы природе архитектурной деятельности?

Необходимо, чтобы архитектор занимал главное место в процессе градостроительного проектирования. Этот процесс можно представить себе как последовательность продвижения идеи, начиная от социального заказа, далее к исследовательскому этапу по выбору площадки и анализу имеющегося опыта проектирования и строительства аналогичных объектов, затем к подготовке задания на проектирование и, наконец, - непосредственно к архитектурному проектированию.

Нет смысла доказывать, что только тогда можно рассчитывать на высококачественный результат деятельности архитектора, когда архитектор участвует во всех этапах процесса проектирования, начиная с выявления социального заказа и потребностей рынка.

Очень велика роль архитектора на стадии выбора площадки под строительство. Лишь профессиональный градостроитель может проникнуть в природу проектируемого объекта и увидеть в нём элемент системы города.

Из всего вышесказанного следует, что только тогда можно рассчитывать на формирование благоприятной среды обитания, когда архитектору обществом будет законодательно возвращена роль главного руководителя на всех стадиях проектирования архитектурных объектов.

Нравственно-этическая сторона профессии архитектора

Если общие цели и задачи менеджмента связаны с управлением развития производства, экономики, бизнеса для получения прибыли, то в градостроительной, архитектурной и дизайнерской деятельности цели и задачи менеджмента заключаются не только в удовлетворении нужд заказчика и получения прибыли. Главным образом, цель архитектурно-дизайнерской и градостроительной деятельности заключается в обеспечении населения благоприятной, качественной средой обитания в результате строительства нового объекта. Очень часто цели получения прибыли и цели повышения качества жизни вступают в противоречие друг с другом. Это происходит в том случае, если желания заказчика, финансирующего проектирование и строительство, идёт вразрез с интересами общества. И вот тут на первый план выходит нравственная сторона деятельности градостроителей, архитекторов и дизайнеров. Желание угодить заказчику, чтобы заработать, нередко побеждает, и специалисты архитектурного профиля действуют вопреки своей профессиональной совести и идут «на поводу» у заказчика. Поэтому Союзом архитекторов России был принят в 1994 г. «Кодекса профессиональной этики российского архитектора» как общая норма поведения российского архитектора.

Статья 3 гласит: «Работа архитектора предполагает его ответственность и обязательства перед обществом и коллегами по профессии. Такие обязательства и ответственность являются условием уважения и доверия архитектору».

В реальной жизни нередко приходится сталкиваться с фактами нарушения профессиональной этики, с занижением некоторыми архитекторами реальной стоимости проекта и сроков проектирования, чтобы перехватить заказ у своего коллеги. Чаще всего это делают архитекторы с низким профессиональным уровнем, не выдерживающие честной конкуренции. Заказчик не всегда понимает, что это приведёт впоследствии к большим потерям при строительстве и эксплуатации объекта и к ущемлению интересов общества.

Статья 8 гласит: «В профессиональной практике архитектор не должен допускать каких-либо действий, наносящих ущерб обществу или заказчику. При возникновении противоречий между интересами Заказчика и интересами Общества архитектор должен направить свои знания и опыт на поиск решений, отвечающих интересам Общества». В данном случае архитектор должен найти разумный компромисс с учётом интересов заказчика и общества.

Если архитектор правильно понимает свои профессиональные задачи и действует в соответствии с кодексом профессиональной этики, градостроительными законами, нормами и правилами, его роль в жизни общества становиться неоценимой. На рис. 3 показаны принципы градостроительного зонирования, учитывающие интересы общества.

Рис. 2. Принципы градостроительного зонирования

Ответственность архитекторов перед обществом

Люди, не занимающиеся вопросами градостроительства, основными виновниками в деградации окружающей среды считают архитекторов. И действительно ответственность архитекторов перед обществом очень велика, тем более что «архитектор» в переводе на русский язык означает «главный строитель».

Доктор архитектуры М.Г. Бархин, стоящий у истоков советской архитектуры, утверждал, что «архитектор обязан знать всё и потому должен быть координатором, организатором всего процесса проектирования и строительства».

Отношение общества к архитектору менялось в зависимости от проводимой государством градостроительной политики. Если архитектору давалась большая творческая свобода в выборе архитектурно-планировочных, конструктивных и художественных решений, то им создавались высокохудожественные произведения архитектуры. Тогда архи-

тектора сравнивали с композитором, создающим музыкальное произведение в камне, с дирижёром, руководящим оркестром проектировщиков и строителей - исполнителей его замысла. Ему отводилась роль сценариста и режиссера в организации образа жизни общества.

И действительно, с момента появления профессии архитектора, только он в целом мог задумать архитектурное пространство, наполнить его конкретным функциональным содержанием. Именно потому после реализации проекта в натуре на него ложится вся ответственность за результаты работы огромного коллектива специалистов не только проектировщиков, но и строителей.

Но бывали и другие времена, когда политика государства была направлена на борьбу с архитектурными излишествами, и архитектору приходилось заниматься «привязкой» типовых крупнопанельных жилых домов и типовых общественных зданий. Тогда архитекторов обвиняли в монотонности, безликости застройки, в утрате архитектурнохудожественной выразительности городской среды и в потере собственных профессиональных качеств.

Существовала, да и сегодня существует, противоестественная зависимость архитекторов от диктата строителей в ходе создания проекта и его реализации. Строители в силу своей профессиональной природы постоянно стремятся упростить проект и работать с привычными для себя материалами и конструкциями. В результате не осваиваются новые современные технологии строительства, что влечёт за собой низкую культуру строительства. Нет задач - нет новаторства.

Общество должно быть заинтересовано вернуть архитектору главную роль в архитектурно-строительном процессе потому, что социальный эффект архитектуры намного выше, чем у других видов искусств. Во-первых, - это наиболее дорогостоящий вид искусства; во-вторых, связан с созданием материально-пространственной среды, в которой вынуждены жить люди, хотят они того или не хотят. Кроме того, этот дорогостоящий вид искусства существует не только в пространстве, но ещё и во времени, и как когда-то было замечено в одной из московских газет Л.С. Вайнгортом: «Можно сжечь стихов макулатуру, выбросить изделья пошляка, но многоэтажная халтура, к сожалению, простоит века».

Чтобы архитектор мог стать тем, кем его хотело бы видеть общество, а именно -главным руководителем в архитектурно-строительном процессе, он должен добиваться взаимопонимания, как со строителями, так и с заказчиками, помогая осознать им необходимость повышения технического потенциала и общей градостроительной культуры для создания высококачественных произведений архитектуры и благоприятной среды обитания.

Градостроительное проектирование

Градостроительное проектирование наряду с градостроительным планированием и реализацией градостроительных проектов является одной из сфер управления развитием города. Это наиболее ответственная сфера деятельности архитекторов, т. к. в её задачи входит соблюдение баланса интересов всех участников градостроительного процесса и потребителей архитектурной среды: жителей, заказчиков, властей, инвесторов и т. д. В связи с этим здесь на первый план выходит необходимость правильного понимания архитекторами и градостроителями социально-этической составляющей градостроительного проектирования.

Градостроительное проектирование осуществляет разработку и представление проектных решений по перспективному развитию города, по общей планировочной организации территории, по планировке и застройке производственных зон, жилых районов и городского центра, по созданию инженерных систем, транспортных сетей и мест массового отдыха, по формированию комфортной и художественно-выразительной городской архитектурной среды. Задача проектирования - выявить проблемы развития города и предложить оптимальные способы их снятия ввиду соответствующих проектных решений.

Функция проектирования - поставить градостроительный диагноз, составить конструктивный прогноз развития и предложить средства его реализации.

Рис. 3. Сферы управления развитием города

Город, судя по всему, - самый крупный и сложный объект архитектурного проектирования. Вопросы его архитектурно-планировочной организации и развития невозможно решить в одном проекте, каким бы объемным он ни был. Ввиду величины и сложности объекта необходимы, как минимум, общий план целого и более подробные планы частей.

Динамизм развития города представляет собой существенную особенность города как объекта проектирования. Поэтому в генеральных планах городов и проектах планировки их крупных частей целесообразно ориентироваться на такие планировочные построения и структуры, которые имеют предпосылки развития, способны воспринимать возможные изменения в характере и темпах роста без нарушения принятой генеральной концепции.

Город представляет собой единый социально-производственный комплекс и требует комплексного проектного решения социальной и производственной подсистем города, составляющих один общий объект градостроительного проектирования вместе с инженерной и транспортной инфраструктурой в природно-экологической среде города.

В связи с тем, что город создается или реконструируется постепенно, по частям, то нет смысла иметь сразу все детальные планы или проекты застройки для всех частей города, их можно создавать тоже постепенно, по мере необходимости. Но общий план нужен с самого начала. Поэтому город требует особого проектирования, дифференцированного по расчетным срокам и охвату территории: общий план рассчитывают на длительный обозримый период, детальные планы частей - на более короткие отрезки времени, соответствующие срокам их создания.

В плановой экономике существовала система стадий проектирования, каждая из которых завершалась законченным проектом соответствующего уровня. В этой системе были общеприняты следующие соотношения объектов и стадий проектирования по основным уровням. Выделялись три стадии градостроительного проектирования: генеральный план города, проекты детальной планировки и проекты застройки.

Первая стадия проектирования - генеральный план города - проект планировки и развития города в целом, а также комплексные схемы развития транспорта, инженерных систем, озеленения и т. д. с расчетными сроками проектов порядка 20 лет. В генеральном плане отчетливо выражалась главная функционально-планировочная и архитектурнохудожественная идея, определялась принципиальная структура роста города, которая ни в коем случае не должна была деформироваться в последующем проектировании.

Вторая стадия проектирования - проекты детальной планировки крупных частей города (центр, производственные и селитебные районы, научно-учебные зоны и др.) с расчетным сроком 7-10 лет. Детальная планировка означала важный переход от плоскостных, двухмерных изображений генерального плана к трехмерным объемнопланировочным решениям, где на планах впервые реально фигурируют планы и объемы зданий и сооружений.

Третья стадия проектирования - проекты застройки, разрабатываемые для отдельных фрагментов городской застройки (жилые микрорайоны, площади, набережные, центры отдыха) с расчётным сроком 3-5 лет. Это конкретное проектирование застройки крупных узлов с привязкой проектов объемов зданий и сооружений, основных элементов благоустройства.

Главный принцип, на основе которого только и могла успешно функционировать многостадийная структура градостроительного проектирования, - это содержательная преемственность стадий проектирования как внутри расчетного срока действия генерального плана, так и в последовательной смене генеральных планов или ПДП. Известно, что по мере развития города генеральный план периодически возобновляется (перерабатывается) на новый расчетный срок. Это нормально, если соблюдена надежная преемственность, без которой город распадается на плохо связанные куски.

Переход России от плановой экономики к рыночной предполагает изменения в структуре и иерархии объектов градостроительного проектирования в сторону упрощения и выделения двух уровней вместо трёх: генерального и локального (местного). На генеральном уровне (в генплане города) определяются общая планировочная организация города в целом и его крупных градоформирующих систем. На местном уровне, исходящем из идеи совершенствования или размещения градостроительных объектов, - жилых, общественных и производственных комплексов, складываются локальные границы (квартал, микрорайон, участок и т. д.) на основе экономических, социальных и эстетических выгод использования территории.

Участие в градостроительном регулировании наиболее ответственная область деятельности архитекторов, в которой общественный интерес формируется в виде градостроительной политики, выражается в планах градостроительного развития и претворяется в жизнь «агентами развития» - субъектами управления территорией.

Формирование основной концепции (идеи) развития территории может проходить более или менее демократичным путем, но в любом случае встает вопрос о системе ценностей, лежащей в основе градостроительной деятельности.

Выводы и предложения

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рыночные отношения оказывают неоднозначное влияние на качество архитектурных и градостроительных проектов. Положительным является появление предпосылок для повышения статуса профессии архитектора, и возвращения ему роли координатора архитектурно-градостроительной деятельности. Вместе с тем свободная рыночная конкуренция нередко замещается ценовой конкуренцией, и заказы на проекты не всегда попадают в руки архитекторов высокого профессионального уровня. Таким образом, не все архитекторы могут являться гарантами качества создаваемого «архитектурного продукта».

Возникает необходимость создания структур, устанавливающих стандарты качества «архитектурного продукта» и механизмы регулирования и ограничения стихийной коммерциализации проектного дела. В рамках таких структур должны существовать орга-

низации, осуществляющие экспертизу социально-этической составляющей проектов, которые могут являться гарантами качества, принимаемых архитекторами и градостроителями решений.

В свою очередь, замыслы, сформированные на этапе градостроительной концепции, необходимо переводить на язык правил и рекомендаций, чтобы исключить возможность в дальнейшем принятия решений без учёта преемственности и общественных интересов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Градостроительный Кодекс Российской Федерации. М., 2004.

2. Кодекс профессиональной этики российского архитектора. М. : СА России,

1994 г.

3. Градостроительное проектирование / Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. М. : Стройиздат, 1989.

4. Вяткина Б.М. Введение в градостроительный менеджмент и маркетинг : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2009.

Информация об авторах

Вяткина Бэлла Михайловна доцент кафедры архитектурного проектирования, тел.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com; Иркутский государственный технический университет 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дружинина Инна Евгеньевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, тел.: 89148951275, e-mail: irk.allegro.id@gmail.com; Иркутский государственный технический университет 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Viatkina B.M. , associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Druzhinina I.E, associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89148951275, e-mail: irk.allegro.id@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.