УДК .71:658.3-057.17
Е.К. КАЗАНЕВА, аспирант, mgnket@mail.ru УралГАХА, Екатеринбург
СТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СЛУЖБЫ И ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО АРХИТЕКТОРА В РОССИИ
В статье рассмотрены основные этапы становления должности главного архитектора города и архитектурная деятельности в России от первоначальных форм до создания института управления. Определены факторы, оказывающие влияние на ее формирование в различные исторические периоды.
Ключевые слова: становление профессии главного архитектора города.
В настоящее время, когда практически вся городская недвижимость и прилегающая территория города перешли из государственной муниципальной собственности в частную, остро встала проблема о месте главного архитектора города в современной социальной, политической и общественной жизни общества, и, соответственно, возникла необходимость в определении его роли и сферы влияния в развитии городской архитектуры. К сожалению, сегодня менталитет общества таков, что в строительстве «бездушных» коробок, при наличии более совершенных проектов, граждане всегда обвиняют архитектора. В этом они отчасти правы. Но они даже не догадываются о сложностях, с которыми сталкивается главный архитектор в совместной деятельности или, точнее, в борьбе с заказчиком, властью, торгующей организацией, пожарными, представителями санэпидстанции, строителями и другими службами, имеющими отношение к согласованию проектов, прежде чем они будут воплощены в реальность.
Архитектура всегда создавала организованную материальную среду, необходимую людям для их жизнедеятельности, являясь также и духовным производством разных эпох. Рассматривая становление должности главного архитектора города и первичных форм архитектурной деятельности, первоначально необходимо определить факторы, оказывающие влияние на их формирование в различные исторические периоды. Этими факторами являются: общественное сознание и активность государства. Каждый из этих факторов берет свое начало и формируется в общем историческом процессе деятельности общества. Изменение общественного сознания приводит к изменению идеалов, ценностей, расширению и усложнению требований общества к новым специалистам и архитектурному окружению. «Историческое развитие общественного сознания всегда происходит в направлении от древнего «экстравертного» («безличностного») типа к «интравертному» («индивидуальному»)» [1, с. 19]. В свою очередь, активность государственных факторов усиливает нормативные основы, т. е. формирует новые задачи, обязанности и управленческие структуры.
Закономерности развития факторов составляют основу периодизации. Исходя из этого, можно выделить три периода:
© Е.К. Казанева, 2009
Первый период (XV - конец XVII в.): становление профессии архитектора и первичных форм управления архитектурной деятельностью.
Второй период (XVIII - XIX в.): формирование основ должности главного архитектора города и элементов управления архитектурной деятельностью.
Третий период (XX - начало XXI в.): появление должности главного архитектора города и института управления архитектурной деятельностью.
Выявление этих исторических периодов позволяет рассмотреть и обобщить материал, а также проанализировать историю становления должности главного архитектора города с новой позиции. Начнем рассмотрение нашей проблемы с первого периода, так как именно он дает толчок возникновению профессии архитектора и создает условия для развития непосредственно деятельности главного архитектора города, а также обосновывает появление структуры управления архитектурной деятельностью.
Первый период (XV - конец XVII в.). Становление профессии архитектора и первичных форм управления архитектурной деятельностью.
Первый период характерен тем, что до XV в. подавляющее большинство сооружений было построено народными мастерами. Становление профессии архитектора характеризуется появлением в городских летописях упоминаний имен каменных и деревянных дел мастеров и муролей, контролирующих исполнение пушкарских приказов. Появляются «чертежи с росписью» и «сметные рукописи». Между заказчиком и «каменных» или «деревянных дел мастерами» заключались первоначально устные, а затем письменные договоры, в которых оговаривался срок строительства и сумма оплаты.
«С конца XV в. в общественном сознании стали укреплять идеи единства и независимости, что привело к объединению «великорусской народности» [1, с. 23], это повлекло за собой бурное строительство русских городов и разделение строительных профессий на ряд специализированных. Появляется должность палатный мастер, который должен следить за правильным строительством по подготовительным чертежам и макетам, позже им стали руководить зодчие. Существенный скачок в организационной системе управления произошел, когда появились чертежи. «Прежде чем приступать к строительству, чертежи рассматривались и утверждались заказчиком, а строительство, согласно договору, осуществлялось «против чертежа», т. е. по нему» [2, с. 252]. Но отсутствовал институт архитектурно-градостроительного регулирования, все «Кормчие книги» носили только рекомендательный характер и не имели законодательной силы.
Быстрое изменение культурно-мировоззренческих основ русского общества и, в то же время, возрастание роли государственной власти привели к «догматам послушания», что способствовало появлению первичных форм управления архитектурной деятельностью. Своеобразной управленческой структурой в этот период являлся приказ Каменных дел, созданный в 1584 году Борисом Годуновым, «чиновники которого организовывали торги и следили за исполнением заключаемых договоров, а зодчие приходили в «Приказ», где выбирали для себя работу» [3, с. 250]. В связи с этим возникает потребность в специалистах, которые централизованно регулировали бы архитектурную деятельность, поэтому вводится должность
главный зодчий, который руководил зодчими в соответствии с приказами чиновников.
Осознание русским обществом своего единства, независимости и изменение культурно-мировоззренческих идеалов и ценностей привели к зарождению представления об архитектурной профессии, а возрастание роли государственной власти способствовало закреплению и становлению первичных форм управления архитектурной деятельностью.
Второй период (XVIII—XX вв.). Формирование основ должности главного архитектора города и элементов управления архитектурной деятельностью.
Этот период характерен тем, что новый этап развития государственности и экономики требовал соответствующей регламентации градостроительной деятельности и управленческой структуры, контролирующей архитектурную деятельность. В период петровских преобразований главной идеологической функцией общества становится утверждение «новизны».
Строительство новой столицы «Петер-Бурх», приезд иностранных зодчих, начало систематического отечественного архитектурного образования и широкое распространение переводных архитектурных трактатов резко повысили роль профессионального знания. В соответствии с указом Петра I в Петербурге была организована Комиссия строений, в подчинении которой было четыре отдела: административный и хозяйственный отделы, архитектурная школа и «архитектонский» совет (рис. 1, а). Комиссия строений периодически издавала указы о правилах строения и застройки и имела «карательные» полномочия. В 1737-1740 гг. был написан отечественный трактат-кодекс «Должность архитектурной экспедиции», главная особенность которого заключалась в том, что он составлялся как государственный акт, как свод постановлений и правил, имеющих обязательный, а не рекомендательный характер [1, с. 37]. Этот документ регулировал всю архитектурную деятельность в столице, а по существу, и во всей России.
Возникает потребность в специалистах, которые централизованно реализовывали, регулировали и контролировали архитектурную деятельность в соответствии с государственными «указами» в городах, губерниях. Впервые появляется должность городовой архитектор. Это название должности характеризовало профессию архитектор (от греч. агНШЫоп - главный строитель) и объект, над которым он работал, - город. Должности городовых архитекторов были введены в российских городах, согласно Городовому положению 1870 г., общероссийскому законодательному акту, развивавшему основы городского общественного самоуправления. Избрание городских архитекторов было возложено на органы городского общественного управления - городские думы и управы, которые также определяли их права, обязанности и назначали жалованье [6, с. 49]. В обязанности избранных по конкурсу городовых архитекторов входила выдача разрешений на новые частные постройки, реконструкцию и ремонт существующих зданий и сооружений. Городовые архитекторы подчинялись городским управам, ведавшим вопросами городского благоустройства, планировки и землеустройства. «Эти обязанности он составлял совместно с городничим, а потому в каждом городе они были свои» [4, с. 150]. Городские архитекторы, которые ставились по одному в губерн-
ском городе, имели функции административно-организационные. Творческие порывы они обычно проявляли в «вольной практике».
а
б
Рис. 1. Структура управления архитектурной деятельностью с 17Q3 г. до первой половины XIX в.:
а - структура Комиссии строений 17Q3 года; б - структура Комиссии строений до первой половины XIX в.
В Москве в начале 4Q^ годов XVIII в. закладывается традиция по гра-дорегулированию, появляется должность архитектора при полиции, которая руководствуется инструкцией «Должность Архитектурной экспедиции». Каждый застройщик должен был просить позволения от Архитектурной экспедиции, находившейся под главною дирекцией генерала полицмейстера, представив два чертежа, «каким образом он строить желает». Архитектурная экспедиция следила за строительством не только в Москве, но и в других городах России. В 1757 г. Елизавета дала согласие на открытие Академии художеств, в результате чего из Комиссии строений была изъята архитектурная школа. Три же отдела продолжали свою деятельность. Во второй половине XVIII в. Екатерининским указом создаются три комиссии:
1. «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», в которой велись разработки генеральных планов губернских и уездных городов.
2. «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», осуществлявшее управление периферийным градостроительством.
3. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», созданная для развития инициативы в городах.
Вместе со смертью Екатерины II теряют значимость и созданные ей комиссии. Централизованное руководство начинает осуществляться «Комиссией каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы» (1762-1796) и строительным комитетом при Министерстве внутренних дел (1806-1832). «Как главные проводники строительной политики государства эти органы осуществляли и руководство перепланировкой городов, застройкой центров, подготовкой и обеспечением строительных кадров, составляли новые образцовые проекты» [1, с. 54]. С 1810 г. планировкой, благоустройством и частной застройкой городов по всей России стал заниматься исполнительный департамент Министерства полиции. После всех структурных преобразований Комиссия строений просуществовала до первой половины XIX в. в виде трёх основных отделов: архитектурно-проектного отдела, отдела организации и контроля строительства, архитектурного совета (рис. 1, б). В столице под руководством государя эту Комиссию возглавлял городовой архитектор, а в городах России - губернские архитекторы, которые подчинялись губернатору. Они возглавляли архитектурные советы, просматривая проекты и построенные сооружения, диктуя своё видение архитектуры и градостроительства города, подписывая указы вплоть до ликвидации отдельных строений, выполненных без согласования с городовым или губернским архитектором. При архитектурно-проектном отделе работали архитекторы, где они получали заказы и подписывали с заказчиками договоры на выполнение архитектурных работ. Также отделы рассматривали заявки горожан, отводили участки для строительства, разрешали строительство только при наличии проектной документации и сметы, контролировали процессы строительства и принимали построенные здания в эксплуатацию.
В результате бурной урбанизации в первой половине XIX в. в градостроительстве появляются новые задачи. Государство нуждается теперь в массовом количестве технических профессионалов. Каждый город ставит задачи своего собственного развития. Это вызвано сменой общественного сознания, усилением одновременно личностного и общественного начал, т. е. нового лица заказчика - неограниченной власти капитала. Все больше прав стали получать частные застройщики, отдельные министерства и ведомства. «Строительные экспедиции при губернских правлениях были преобразованы в более самостоятельные строительные комиссии» [1, с. 55]. Возникает необходимость в изменении строительного законодательства. Во второй половине XIX в. из-за отмены архитектурного городского контроля застройка городов становится неуправляемой. Должность городового архитектора существует, но практически не имеет влияния на формирование городской среды, а «подчиняется» власти влиятельных заказчиков. В помощь городовому архитектору городская власть стала назначать участковых архи-
текторов. Но это не решает сложившуюся ситуацию: развивается спекуляция городскими участками, классовые противоречия отражаются на характере городской застройки. Поэтому в период активизации национального самосознания и абсолютной монархии складывается и закрепляется система подготовки российских архитектурных кадров, оформляется представление об архитектурной профессии и меняется ее статус, впервые появляется должность городового архитектора. Появляются государственные управленческие организации, в функции которых входил постоянный контроль проектируемого, строящегося и построенного, причем не только с точки зрения требований к отдельным зданиям, но и с учетом градостроительного развития целого государства. На государственной службе находились все крупные архитекторы.
Третий период (XX - начало XXI в.). Появление должности главного архитектора города и института управления архитектурной деятельностью.
Двадцатый век принес миру множество научных открытий, духовных, культурных и социальных революций. Этот период характерен тем, что формируются новые социально-экономические условия жизни и идеология общественного сознания. Возникает единая государственная форма собственности, централизованная политическая и экономическая система власти с полностью управляемой культурой и искусством, превалирование методов силового давления и пропаганды утверждения коммунистических идей во всех сферах деятельности человека и общества, в том числе и в зодчестве. «Архитектура в этот период “проходила строкой” в пятилетних планах, была объектом партийно-правительственных постановлений. Государство, а не общественные профессиональные структуры присуждало высшие премии по архитектуре. Оно же регулировало и стилистическую направленность зодчества» [5, с. 175]. Все это вызвало необходимость формирования института управления архитектурной деятельностью и введение созидающей и контролирующей должности в соответствии с государственными приоритетами.
Только после 1921 г. архитектурно-градостроительная деятельность в крупных городах начала постепенно оживать. Но общественное сознание и государственная власть еще достаточно тесно связаны с дореволюционным укладом жизни и только начинают утверждать идеи коммунизма. «Романтизм общественного сознания почти “напрямую” формировал романтический творческий метод зодчего» [5, с. 177]. Появляются первые постановления советской власти, которые определяют основы государственного управления развития городов: Постановление ВЦИК от 15 февраля 1923 г. «Об учреждении губернских архитекторов» [6, с. 50]. Этот законодательный акт определял права, обязанности, предмет ведения губернским архитектором, а также определял соподчиненность губернских архитекторов и губернских инженеров. Уже в 1925 г. Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР утвердило «Правила распланировки и застройки городов», где для каждого городского поселения устанавливалась обязательность наличия плана существующего расположения селитебной площади и городских земель (городской план) и плана общего проектируемого расположения городской селитебной площади (проект планировки) [6, с. 52].
Наступает период «монументализации» социалистической идеи при ее фактической монополизации. Большую роль в переориентации общественного сознания и зодчества сыграла начавшаяся по воле государственной власти самоизоляция страны, т. е. строительство социализма в отдельно взятой стране за железным занавесом. В связи с этим возникла необходимость в учреждении должности главного городского архитектора, что было зафиксировано в Постановлении СНК РСФСР от 26 июля 1935 г. «Об учреждении должности главного городского архитектора в городских отделах коммунального хозяйства» [8]. Это постановление вступило в силу 1 января 1936 года. В нем были определены обязанности и предметы ведения главных архитекторов городов, поэтому в следующие годы вышли еще два правительственных постановления о распланировке городских поселений, также имевших важное значение для реальной планировочной работы в стране.
В этот период структура управления архитектурной деятельностью во главе с главным архитектором города постоянно претерпевала изменения. Сначала появляется Бюро главного городского архитектора с одним отделом -группой организации и контроля строительства (рис. 2, а). Затем, с новым выходом Постановления СНК РСФСР от 9 июля 1939 года и инструкцией от 4 августа 1939 года «О правах и обязанностях главного городского архитектора» [7], формируется Управление главного городского архитектора (УГГА), в которое вошли два бюро: бюро организации и контроля строительства и бюро проектов детальной планировки (ПДП) (рис. 2, б). Великая Отечественная война вносит свои коррективы, единство общественного сознания - народа и государства - против внешнего врага, в свою очередь, усиливает централизацию власти и систему управления градостроительством. Поэтому СНК РСФСР в связи с дальнейшим совершенствованием управленческой структуры городской архитектуры приказом за № 693 от 4 сентября 1940 г. рассылает по городам Постановление «О главном городском архитекторе» [8]; утверждается новая система Управления главного городского архитектора (УГГА), в состав которой включена геодезическая служба для «выполнения разбивоч-ных работ, контроля и охраны геодезических знаков, хранения съёмочных материалов, регулирования прокладки подземных коммуникаций» (рис. 2, в). Кроме того, в обязанность главного городского архитектора вводится обсуждение крупных комплексов, проектов зданий и сооружений, имеющих городскую значимость, на научно-техническом совете. В его состав включены руководители проектных и строительных организаций, ученые города. Это существенное добавление в список должностных обязанностей главного городского архитектора. Уже 21 декабря 1943 года СНК РСФСР выпустил усовершенствованное Постановление за № 996 об организации при городском Совете депутатов трудящихся Управления главного архитектора (УГА) [9] (рис. 3, а). Появляются новая формулировка должности главный архитектор города и нововведения в управленческой структуре. Повышается значимость главного архитектора города, благодаря введению научно-техническим советом в его обязанности архитектурно-строительного контроля над строительством и руководством. Теперь УГА выдаёт разрешение на строительство, организует авторский надзор и принимает объекты в эксплуатацию, а также
проектирует небольшие объекты. Наличие бюро Госстройконтроля в УГА и проектного бюро позволило привести в порядок охрану памятников архитектуры, поскольку в архиве УГА начинают храниться паспорта, всесторонне характеризующие эти памятники.
а
; ■
1а
Бюро организации и контроля строительства
Управление главного городского архитектора
Управление главного городского архитектора
Бюро организации
Бюро МДМ и контроля
строительства
б
Управление главного городского архитектора
ІП
Бюро МДМ Архитектурно- Бюро геодезической Научно-технический
службы совет
в
Рис. 2. Структура управления архитектурной деятельностью с 1937-1940 гг.:
а - структура Бюро главного городского архитектора, 1937 г.; б - структура Управления главного городского архитектора (УГГА), 1939 г.; в - структура Управления главного городского архитектора (УГГА), 1940 г.
Бюро Научно- Мроектно- Бюро Бюро
Бюро МДМ геодезической технический планировочное экспертизы Госархстрой-
службы совет бюро проектов и смет контроля
а
Рис. 3. Управление архитектурной деятельностью в 1943-1946 гг.:
а - структура Управления главного архитектора (УГА), 1943 г.; б - структура Управления главного городского архитектора (УГА), 1946 г.
Именно за десять послевоенных лет были отстроены и восстановлены многие города. Пафос Победы, всеобщий патриотизм и энтузиазм общества, а также присущий социализму приоритет «показной», «парадной» стороны жизни над действительностью проявил себя во всех сферах жизнедеятельности общества и страны. Естественно, все это повлекло за собой пересмотр принципов управления градостроительством и архитектурой городов. Уже в 1946 г. Постановлением СНК СССР № 93 от 14 января 1946 г. [10] в структуре УГА произошли изменения: было ликвидировано проектно-планировочное бюро и включена архитектурно-планировочная мастерская, что позволяло главному архитектору города осуществлять творческую деятельность. Вместо Бюро Госархстройконтроля появилась Архитектурная комиссия практически с теми же обязанностями (рис. 3, б). «Выявлялась достаточно парадоксальная вещь - высший этап тоталитаризма и антидемократизма оставил после себя по-человечески теплую живую среду» [5, с. 185], хотя часто с использованием подневольного труда и силового изменения курса зодчества.
Коренное обновление общественного сознания «первой оттепели» на базе отрицания ближайшего прошлого - сверхтоталитарной системы - привело к переосмыслению ценностей. «Техницизм, лаконизм, “экономизм” получили приоритетную значимость» [5, с. 178]. «Лишенная режима жесткой личной диктатуры, социалистическая система стала развиваться в сторону еще большей формализации» [5, с. 178]. Но, в соответствии с идеей наступившего глобального единства в рамках «развитого социализма», отмечалось стремление создать единую «новую» среду обитания, используя возможность индустриализации. В связи с этим в 1950 г. Совет Министров СССР издаёт Постановление за № 3757 от 31 августа [11] о выделении архитектурнопланировочных мастерских из ведения главного архитектора в самостоятельные организации, именуемые горпроектами, и необходимости появления проектно-сметного бюро, в котором выполнялись мелкие текущие проекты. А в 1954 г. возникает новое управление, которое стало называться Управлением по делам строительства и архитектуры (УСиА) (рис. 4, а). Была упразднена должность главного архитектора города, так как политика государства определила подавляющее господство технологизма - типового индустриального домостроения, что привело к высокому уровню монополизации производителей и предпочтению архитекторов строителям. Теперь управление возглавлял начальник Управления по делам строительства и архитектуры, и на эту должность могли назначить специалиста строительной профессии. В структуре управления было ликвидировано бюро ПДП, поскольку эти работы теперь выполнял Горпроект. Архитектурная комиссия и бюро экспертизы проектов снова объединились под названием отдел Госархстройконтроля. Появились новые отделы: отдел генплана и отдел отвода земли, которые контролируют исполнение генерального плана города и осуществляют отвод земли в соответствии с ним.
Демократические процессы, начавшиеся с середины девяностых годов, привели к распаду Советского Союза, к смене политического и экономического курса Российской Федерации и общественного сознания. Предстояло освоение новых форм и принципов организации экономики и переосмысление ценностей и идеалов общества. Государство перестало быть главным инвестором строительства и престало вкладывать средства в градостроительное планирование. Именно переход страны к рыночным отношениям коренным образом изменил основы и методы градостроительной деятельности. Управление в сфере градостроительства стало осуществляться в основном на уровне органов самоуправления. С 1988 г. УСиА преобразуется в Управление архитектуры и градостроительства (УАиГ) (рис. 4, б). Вводится должность начальника Управления архитектуры и градостроительства, в некоторых городах его заместителем является главный архитектор города. В 1990 г. публикуется «Примерное положение о главном архитекторе края, области, города, района, утверждённое приказом Госкомархи-тектуры от 19 мая 1990 г. № 124 [12], в котором рассмотрены общие положения деятельности, определены задачи, обязанности и права. В целом новая структура управления стала стройной, логичной. Отделам дана большая самостоятельность.
а
б
Рис. 4. Управление архитектурной деятельностью с 1954 г. по настоящее время:
а - структура Управления по делам строительства и архитектуры (УСиА), 1954 г.; б - структура Управление архитектуры и градостроительства (УАиГ), 1988 г.
Для советского периода характерна быстрая смена общественного сознания и государственной активности власти: от тоталитарного контроля во всех сферах жизни общества с ее всепроникающей политико-идеологической «подосновой» до массового технологизма, лаконизма и экономизма с их идеологией наступившего глобального общенародного единства. Ощутимых результатов от таких процессов не было, поскольку общественно-политическая система стремительно приходила в упадок. Это, в свою очередь, привело к демократическим процессам в общественном сознании и в государственной политике, обусловило «изменение форм собственности - появление новых заказчиков, рынка материалов и труда, в том числе творческого» [5, с. 174]. Все это вызвало перегруппировку идеологических ценностей и идеалов. Данные обстоятельства непосредственно отражались на архитектуре в целом и на архитектурной деятельности в частности. В этот период оформляются «новые» представления об архитектурной профессии и деятельности главного архитектора города, меняются статус и управленческая структура в зависимости от вышеперечисленных факторов.
Однако с 1703 по 1990 годы структура управления архитектурной деятельностью больших изменений не претерпела. Первоначально в этой структуре существовало четыре направления: организационное, проектное, образовательное и общественное (совет). В период Российского государства из этой структуры управления окончательно выделилось образовательное направление как самостоятельное в виде архитектурной школы. Затем в советский период из управления отделилось проектное направление, получившее самостоятельное развитие в виде различных проектных институтов. В составе управления и по сегодняшний день остается два основных направления: Градостроительный совет с широкими полномочиями в руках руководителя администрации и Архитектурно-планировочное управление, где от активной работы коллектива исполнителей во многом зависит итог формирования архитектурно-городской среды.
Итак, на протяжении почти трехсотлетнего периода в структуре управления прослеживаются неизменные элементы: архитектурный, научно-
технический, или градостроительный, советы; контрольно-экспертная группа; группа планировки и застройки территории. Сама же деятельность главного архитектора города является результатом столь же длительного становления, формирования и развития профессии от «каменных» и «деревянных дел мастеров», муролей, зодчего и главного зодчего до первого упоминания о должности городового архитектора. Это название характеризовало и профессию - архитектор, и объект, над которым он работал, - город. Далее, под воздействием вышеперечисленных факторов появляются должности губернских архитекторов и главных городских архитекторов, а позже - и главного архитектора города. Новый виток исторических событий вносит свои коррективы: упраздняется должность главного архитектора города, вводится должность начальника Управления по делам строительства и архитектуры, а позже - начальника Управления архитектуры и градостроительства, которая существует и в наше время.
Библиографический список
1. Заварихин, С.П. Русская архитектурная критика: середина XII в. - начало ХХ в. / С.П. Заварихин. - Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1989. - 170 с.
2. Николаев, И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. - М. : Стройиздат, 1984. -252 с.
3. Бессонов, С.В. Крепостные архитекторы / С.В. Бессонов. - М. : Изогиз, 1938. - 230 с.
4. Архитектурное образование. Ч. II. Специалист / под ред. А.В. Степанова, Н.Ф. Метлен-кова. - М. : Изд-во РУДН, 2001. - 150 с.
5. Заварихин, С.П. Между романтизмом и технологизмом. Образы отечественной архитектуры новейшего времени / С.П. Заварихин. - М. : РААСН, 1996. - С. 174-178.
6. Вайтенс, А. Роль главных архитекторов в градостроительном развитии Ленинграда в 1920-х - 1980-х годах /А. Вайтенс // АСД. - 2006. - № 03 (44).
7. МУМагархив. Ф. 10. ОП. 1 Д. 1. Л. 25.
8. МУ Магархив. Ф. 10. ОП. 1 Д. 2. Л. 15.
9. МУ Магархив. Ф. 10. ОП. 1 Д. 4. Л. 4.
10. МУ Магархив. Ф. 10. ОП. 1 Д. 5. Л. 32.
11. МУ Магархив. Ф. 10. ОП. 1 Д. 10. Л. 41
12. МУ Магархив. Ф. 10. ОП. 1 Д. 15. Л. 36
E.K. KAZANEVA
DEVELOPMENT OF ARCHITECTURAL SERVICE IN RUSSIA AND POSITION OF A CHIEF ARCHITECT IN CITY
The basic stages of development of architectural service in Russia, the primary forms of architectural activity and the position of a city chief architect are considered in the paper. The factors influencing on architectural activity during the various historical periods are defined.
УДК 72.035/.036:728.84
Е.Ю. НАЗАРЕНКО, доцент, nzrk@mail.ru
АлтГТУ им. И.И.Ползунова, Барнаул
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ДАЧА - ГОРОД» И АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье представлен исторический опыт развития дачного хозяйствования Алтайской губернии XIX - начала XX века. Рассматривается возможность преемственности традиций на современном этапе.
Ключевые слова: дачные традиции, исторический опыт, экологичность решений, загородные дома, дача - город.
Современное дачное строительство трудно управляемо в силу своего часто стихийного характера. «Агломерации вторых жилищ затрудняют градостроительное развитие городов; деформируют архитектурно-художественный облик городов, нивелируют их выразительность и индивидуальность; ведут к нерациональному использованию территории» [1]. Попытки государства упорядочить земельные вопросы не всегда проходят успешно. Возможно, причина кроется в недостаточном знании истории развития и региональных особенностях дачного строительства. Дачная застройка стремительно расширяется, исторический опыт развития дачного хозяйствования утрачен. Как выясняется из архивных источников, в начале XX века барнаульские горожане всех сословий могли иметь дачу. Продажа земельных участков значительно поднялась в цене и была выгодна как городским властям, так и барнаульским обывателям.
Барнаул возник в XVIII веке как промышленный региональный центр. В Алтайском горном округе работали специалисты по различным сферам деятельности, направленные из Москвы и Санкт-Петербурга. Влияние российских столиц было неизбежным как в архитектуре, так и в традициях жизненного уклада горожан. Горнозаводские начальники неоднократно делали по-
© Е.Ю. Назаренко, 2009