Научная статья на тему 'Социально-эстетические П. Н. Ткачёва'

Социально-эстетические П. Н. Ткачёва Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
339
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭСТЕТИКА ДУХОВНОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанов Анатолий Николаевич

Объектом исследования статьи является проблема социальной философии содержание общественного бытия пореформенной России, отражённое в литературных, социальных, политических работах народника П. Н. Ткачёва. Предметом исследования являются литературные, социально-экономические, правовые воззрения, отражённые в его трудах, анализируемые с эстетических позиций. В статье поднята актуальная социальная эстетико-этическая проблема развития, совершенствования, гармонизации, гуманизации, бытия человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-эстетические П. Н. Ткачёва»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 140-145.

СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ П. Н. ТКАЧЁВА

Объектом исследования статьи является проблема социальной философии - содержание общественного бытия пореформенной России, отражённое в литературных, социальных, политических работах народника П. Н. Ткачёва. Предметом исследования являются литературные, социально-экономические, правовые воззрения, отражённые в его трудах, анализируемые с эстетических позиций. В статье поднята актуальная социальная эстетикоэтическая проблема развития, совершенствования, гармонизации, гуманизации, бытия человека и общества.

Ключевые слова: эстетика общественной жизни, гармония социальных отношений, эстетика духовной и повседневной жизни человека и общества.

С античных времён квинтэссенцией социальной философии был человек с его мышлением, увлечениями, деятельностью, интересами, потребностями, отношениями. Поэтому актуальной проблемой социальной философии является вопрос о путях и средствах развития и совершенствования бытия человека и общества. А успех решения этого вопроса, в конечном счёте, оказывает влияние на мировоззренческий, идеологический, правовой «климат» в обществе, на уровень культурного развития каждого человека, на процесс научно-технического развития, и на уровень материального благосостояния. Следовательно, естественной потребностью каждого человека является стремление к духовному и материальному совершенствованию внутреннего и внешнего мира человека. Эти актуальные проблемы социального бытия исследуются посредством эстетической методологии.

Проблема совершенствования внутреннего и внешнего мира человека исследуется эстетическими категориями - трагическим, комическим, возвышенным, совершенным, прекрасным. Эти категории выступают и в качестве идеалов социального бытия, и в качестве руководства в деле практического совершенствования культуры человека и условий общественного бытия. Устоявшаяся в отечественной литературе точка зрения на народников только как на революционеров, «ходивших в народ», далеко не полностью высвечивает содержание их социального мышления, творчества и общественной деятельности. В творческом их наследии ясно просматривается эстетическая суть, устремлённая на формирование подлинно свободного, состоятель-

ного и прекрасного общественного бытия. Эта проблема нуждается в глубоком и всестороннем изучении эстетическими методами, поэтому одним из таких современных методов философского исследования проблем социальных отношений является применённая эстетическая методология.

Виднейшим представителем народ-

нического движения в России является философ, литератор и поэт Петр Никитич Ткачёв (1844-1885), который в 60-80-е гг. XIX в. сотрудничал в журналах «Русское слово» и «Дело». Литературнопублицистическая, философская и общественная деятельность Ткачева приходится на период подъёма народнического движения. В народничестве можно выделить два основных этапа развития социально-эстетической философии. Первый - теоретико-прогрессивный с середины 60-х до середины 80-х гг., второй -теоретико-практический (регрессивный) с середины 80-х годов до конца XIX в. Социальнофилософские основы русской крестьянской демократии составляют суть народнической эстетической мысли, являясь основным содержанием их социально-эстетических воззрений. В своих воззрениях Лавров с народнических позиций отражает проблему прогрессивного преобразования общественного бытия. Ключ к пониманию эстетического содержания социальных отношений, отражённых в его теории общественного развития, дает определение им народнической идеологии как социально-философской системы взглядов русской крестьянской демократии в России. Проблема эстетического преобразования социальных отношений и условий общественного бытия практически не иссле-

дована с эстетических позиций. Поэтому для более разностороннего и глубокого понимания эстетического содержания воззрений народников предлагается проанализировать философские позиции Ткачёва по социальным, хозяйственно-экономическим, политикоправовым проблемам России.

Драматизм и даже трагизм социального положения многомиллионного крестьянства, по мнению Ткачева, уже подготовил народ к социальной революции, и надо его лишь призвать к немедленному революционному выступлению, и революция начнётся. Главной социальной задачей в деле прогрессивного преобразования содержания общественных отношений является приход к государственной власти революционной партии, возглавляемой лидерами, которых поддерживает народ. Чтобы сформировать общество народного благосостояния и эстетического содержания потребуется научно-практический подход к решению этой задачи и многих других проблем России. Поэтому в социальноэкономических и социально-политических воззрениях он доказывал возможность и актуальность преобразования многомиллионной русской крестьянской общины в общину-коммуну. Литературные и теоретические вопросы преобразования общественной жизни в соответствии с эстетическими канонами содержатся мо многих работах Ткачева: «Люди будущего и герои мещанства», «Эстетическая критика на почве науки», «Мужик в салонах современной беллетристики», «О почвенниках новейшей формации», «Культурные идеалы и почва», «Народ учить или у народа учиться?» и в других.

Невозможно проводить прогрессивные преобразования общественного бытия, не зная проблем крестьянской жизни, не зная существующих противоречивых реалий социальных отношений, поэтому мыслителей и общественных деятелей, строивших лишь умозрительные аксиомы, Ткачёв нещадно критиковал. Необходимо найти наиболее эффективные и эстетичные способы совершенствования общественных отношений. И главным таким способом является метод строгой научной индукции: необходимость анализа содержания фактов, событий, явлений общественного бытия с последующим их обобщением, отделяя самые важные, существенные стороны жизни от малозначительных. При этом выявляется конкретная суть, характер и

тенденции общественного развития, что производит неизгладимое впечатление на людей, побуждая их к осознанию необходимости преобразования и совершенствования социальных условий бытия простого народа.

В исследовании эстетического содержания общественных отношений социальноисторическая позиция Ткачёва основывается на двух социологических принципах: конкретно-историческом анализе содержания социальных событий и критическом социально-философском переосмыслении содержания и форм социального бытия в соответствии с задачами общественного движения своего времени.

Эстетическое содержание социальных отношений он исследовал преимущественно с позиций «социологии искусства», изучая общественно-политические явления как производные от социально-преобразовательной роли публицистики. Претензии идеалистической «эстетической критики», опирающейся на индивидуальные эстетические вкусы, на реализм отражения содержания общественной жизни начисто лишены объективности, в них нет научного содержания, они представляют собой лишь арену нескончаемых полемических столкновений на основе личных субъективных мнений. Социальнополитические воззрения Ткачева в вопросах преобразования общественного бытия и революционного движения отражают собой содержание общих тенденций народнического движения. Интенсивное и динамичное развитие новых явлений в общественной жизни является обнадёживающим условием для формирования основ эстетического содержания общественного бытия России.

Отчётливо ясно, что в эстетическом чувстве и вкусе каждого человека объективно и субъективно рефлексирует отражённое содержание социального бытия. Однако глубокого философского анализа процесса взаимодействия объективного и субъективного содержания эстетического чувства и вкуса, и их влияния на сознание человека и на общественное сознание, Ткачев не сделал, ограничившись констатацией факта, что эстетический вкус субъективен и индивидуален.

Что касается вопроса постижения человеком содержания общественного бытия через содержание художественных произведений, то Ткачев оставлял в стороне объективные основы эстетического познания, возвеличивая

значение рационального мышления человека. Поэтому он не обнаружил закономерной взаимосвязи между сенсорно-эмоциональными ощущениями человека и его рациональным мышлением, недооценив объективной стороны эстетического познания человеком всестороннего содержания социальных реалий. Доказательством различия индивидуальных субъективно-эстетических ощущений людей является сама повседневная жизнь, разнообразие социальных отношений и взаимоотношений людей. Утверждая это, он апеллировал к конкретному и убедительному аргументу, взятому из жизни - человеку и его психологическим переживаниям драматических и трагических моментов: например, в личной и жизни - утрата близкого человека, болезнь, голод, безысходность. В такие моменты человеку не до эстетизации общественного бытия, он не заметит эстетической красота природы, счастливых взаимоотношений влюблённых, изумительного содержания литературных, художественных, философских, политических, поэтических произведений. А разные по психологическому темпераменту люди

- меланхолики, флегматики, холерики, сангвиники испытывают различные эстетические ощущения по одному и тому же поводу. Это свидетельствует о том, что эстетическое восприятие на личностном уровне детерминант-но от индивидуального интеллекта, мировоззрения, мышления и воспитания.

Эстетические чувства, вызванные аудированием (устно-словесной передачей информации), например, новостей из личной жизни, преимущественно являются субъективноиндивидуальными ощущениями человека, дающими ему индивидуализированное представление о содержании и сути явлений. Это не вызывает сомнения и по поводу одних и тех же социально-политических и социальноэкономических событий, переданных словесно (в диалоге, монологе, риторике). Кроме того, у людей и народов разных культур одно и то же событие также вызывает различные эстетические ощущения. Анализируя истоки и причины такого явления, следует ограничиться констатацией того, что данная проблема требует дополнительного изучения. А пока можно утверждать лишь наличие разнообразных историко-культурных форм эстетических переживаний-нравственно-психологических, духовно-культурологических, социальноправовых.

Одним из существенных элементов эстетического содержания во взаимоотношениях людей друг с другом является чувство симпатии. Но Ткачёв не конкретизировал, какой именно - односторонней или взаимной? Поэтому надо отметить, что односторонняя симпатия во взаимоотношениях не всегда вызывает у человека чувство эстетического удовольствия, а иногда это чувство проявляется довольно слабо. Взаимные симпатии вызываются предельно совпадающими мировоззренческими, идейно-политическими, социальноправовыми и литературно-художественными взглядами, воззрениями, идеями. Кроме того, необходимо помнить очень важное условие - взаимная симпатия устанавливается на основе правдивых, честных, откровенных взаимоотношений. В качестве примера, иллюстрирующего актуальную необходимость установления между людьми честных и правдивых отношений, Ткачев цитирует народную пословицу - «Красота во взгляде глядящего». Он утверждает, что «.. .красота, действительно, исключительно зависит от созерцающего их глаза»1.

Надо признать наличие общего объективного характера содержания прекрасного, состоящего в том, что некоторые материальные объекты, духовные черты людей, взаимоотношения и условия социального бытия вызывают у нас умиление, восхищение, радость. «Нет, конечно, ни малейшего сомнения в том, что чувство красоты вызывается в нас некоторыми объектами внешнего мира»2.

В связи с этим следует отметить, что социально-эстетические идеи Ткачева представляют собой теорию ассоциативного содержания прекрасного: иллюстрируется зависимость эстетического содержания от психологических переживаний индивида, группы, коллектива. Закономерность эстетического переживания возникает от ощущения и восприятия приятных сенсорных впечатлений, а их разновидность объясняется особенностями высшей нервной деятельности человека

- образной (аналоговой) памятью, интуицией и логикой мышления. Для постижения содержания общественного бытия эстетическое чувство человека, по сравнению с интуицией малоэффективно, поскольку как элемент бытия духовной жизни человека эстетическое чувство является результатом психофизиологических процессов индивидов. Но справедливо отмечено, что эстетические чувства лю-

дей взаимосвязаны. Их нельзя отделить от существующих социальных реалий, от жизни, трудовой деятельности, культуры, политики, идеологии.

Решающее влияние на эстетические ощущения и чувства людей оказывает их классовая принадлежность, их материалистическое или идеалистическое мировоззрение, объективистская или субъективистская психология сознания, социально-политические, социальноправовые позиции, предметно-практическое и абстрактно-логическое мышление. Психосоциальное и политико-правовое содержание философских воззрений людей естественным образом окрашивает эстетическое восприятие ими условий общественного бытия в разнородные тона. Представители разных сословий, классов, общественных движений, философских направлений, партий по-разному оценивают эстетическое содержание жизни общества. «Принадлежность к той или другой общественной партии, то или другое умственное миросозерцание, помимо нашей воли и желания. изменяют характер наших ощущений»3.

В эстетическом изучении условий и содержания общественного бытия главным методом исследования является категория прекрасного. Приятные чувственные впечатления, возникающие по поводу осознания человеком прекрасного и совершенного проявления соотношения веры и знания, условий и возможностей, содержания и сути социального бытия, практической и умственной деятельности человека, субъективного и объективного характера творческого мышления прочно откладываются в памяти как эстетические явления. На основе таких впечатлений у человека возникают ассоциативные эстетические образы, формы, связи, идеалы, способствующие формированию и развитию эстетического содержания духовного мира человека и характера общественного бытия. Это есть источник осознанной выработки человеком цивилизованных и эстетически развитых систем общественного бытия и отношений социальных институтов на основе знания объективных закономерностей социально-эстетического развития, перманентным содержанием которого является красота, гармония, совершенство отношений всех сфер общественной жизни, создающих социальный, политический, экономический, правовой и духовно-психологический ком-

форт. Поэтому всегда под «прекрасным мы будем разуметь. некоторое определенное расположение форм, сочетание красок и линий, последовательность звуков. одним словом, <...> ассоциации наших чувственных восприятий, возбуждающие в нас некоторый психологический эффект».4

Исследуя теоретическое содержание прекрасного в общественных отношениях, Ткачёв пристальное внимание уделял социальному содержанию и сути формулы российского философа Веллямовича о красоте всего существующего и полезного. Если принять правоту точки зрения Веллямовича, тогда с неизбежностью следует признать, что социальнополитические, социально-экономические и социально-правовые устои абсолютистской монархии России XIX в. устроены полезнейшим для народа, наилучшим для общества и наипрекраснейшим для каждого человека образом. Но реальные явления существовавших жутких условий жизни крестьян свидетельствовали об обратном. Следует согласиться с Ткачёвым, что для исследования социальных отношений гегелевский тезис «все существующее необходимо, а все необходимое истинно», которому следовал русский мыслитель Веллямович, неприменим. «Один немецкий философ уверял, что все существующее необходимо, а все необходимое истинно. Российский философ идет еще дальше: он утверждает, что все существующее необходимо и все необходимо-существующее полезно, а все полезное красиво»5.

С эстетических позиций все те объективно существующие отношения между людьми, которые доставляют людям психологическое удовольствие, надо признавать прекрасными, а другие, что вызывают неудовольствие, разочарование, тяжёлые переживания и душевную боль - безобразно-уродливыми. Таким образом, понимание содержания эстетической категории прекрасного сливается со смыслом психологической категории приятного. Так чувство красоты предстаёт как эстетическое и как нравственное проявление духовности человека и общества. Поэтому следует сказать, что с эстетических позиций можно изучать как физиологические потребности человека

- голод, сытость, восстановление физических и умственных способностей, биологическое продолжение рода, так и суть духовных, идеологических, политических, социальных и экономических отношений.

И совершенно справедливо признать связанное взаимодействие между категориями полезного и прекрасного, поскольку красивое всегда приносит человеку какое-либо полезное ощущение. Добропорядочные, душевные, добрососедские взаимоотношения всегда вызывают в людях приятные чувства, которые оказывают благотворное психо-эмоциональное воздействие на сознание людей, что способствует формированию условий общественного благополучия. Воздействие полезно сказывается на улучшении мыслительной, творческой, производственнотрудовой деятельности человека и общего психо-социального климата общества. Полезное содержание такого воздействия проявляется в том, что оно способствует гуманизации взаимоотношений людей, которые расцениваются любым разумным человеком как прекрасное содержание духовной нравственности и условий бытия человека и общества.

С народнических позиций крестьянская община рассматривается как готовая форма социальной организации, созданная русским народом, которая является зародышем будущих социалистических общественных отношений, эстетичных по содержанию, в которых создаются основы гуманной, гармоничной и счастливой жизни каждого человека. Счастливое социальное бытие есть проявление нравственной и эстетической гармонии индивидуального и коллективного, общественного и общечеловеческого: «.все утилитаристы -и старые, и новые, и новейшие - всегда подразумевали факт существования гармонии, этой солидарности индивидуального, национального и общечеловеческого счастья»6.

Изучая общество, невозможно не коснуться проблем государственного устройства. Поэтому Ткачёв придавал большое значение институту государства при социализме, которое должно быть совершенным, гуманным и гармоничным по сравнению с монархическим или анархическим государством. В статье «Анархическое государство» он критиковал анархию, её содержание, а также суть капиталистического государства: «.чем

децентрализованнее государство, тем больше преобладают местные, индивидуальные, эгоистические интересы над интересами общечеловеческими и, следовательно, тем ему труднее осуществлять какие бы то ни было радикальные реформы, преследующие последние в ущерб первым»7.

Индивидуальное понимание человеком прекрасного содержания общественного бытия взаимосвязано с двумя объективными факторами - антропологическим и историческим, и с одним субъективным - психологическим. Для лучшего понимания эстетического содержания социальных отношений и условий общественного бытия первые два фактора целесообразно объединить в один -историко-антропологический, и его можно толковать следующим образом: нахождение красоты в новых формирующихся явлениях общественной жизни. Проявлением эволюционной тенденции в социальных отношениях являются три объективные причины

- общественно-исторические условия, био-психо-социальный и духовно-культурный уровень развития человека. Эти причины являются перманентным источником формирования разнообразных социальных институтов, социально отношений и духовноэстетической культуры человека.

Понимание человеком прекрасного содержания общественных отношений обусловлено третьим фактором - уровнем духовнопсихического и культурного развития человека, уровнем развитости его интеллектуальных способностей и мыслительной деятельности, которые взаимосвязаны с содержанием духовности и нравственности человека. «Общих норм, неизменных формул здесь не может быть. То, что на европейца произведет приятный эффект, покажется совершенно безразличным или даже неприятным австралийцу; то, что считалось идеалом прекрасного в один век, может казаться уродливым в другой; то, что один народ, даже один класс народа, признает за воплощение красоты, для другого народа, или другого сословия того же народа, может совсем не иметь такого значения»8.

В вопросах социально-экономических преобразований Ткачев был сторонником материалистического экономического учения Маркса. Его методологические основы изучения общественных явлений содержатся в «Рецензии на книги Ю. Жуковского». Теоретическое содержание категорий «базиса» и «надстройки» наполнено перспективным футурологическим смыслом, представляющим собой как прогрессивное, так и эстетическое содержание грядущих социальных, экономических и политических условий жизни, отношений и деятельности человека. Поэтому закономерная актуальность социалистиче-

ских преобразований в России является «общим достоянием всех мыслящих порядочных людей. И едва ли умный человек найдет против него хотя бы какое-нибудь серьезное возражение»9.

Содержание прекрасного социального бытия имеет материалистическое воздействие, вызывающее у человека приятное био-психическое впечатление, которое производит положительные эмоции: удовольствие, радость, восторг, эйфорию, счастье. Следовательно, красота общественного бытия проявляется в полноценной, общественнозначимой, яркой и радостной жизни с неповторимо впечатляющими и прекрасными отношениями - честью, совестью и доверием, благородными поступками - взаимопомощью, гуманизмом, гармонией. Третья эстетическая составляющая общественного бытия проявляется в высшей природной ценности -в интеллектуальном сознании, в гениальном познании, в величайших открытиях и изобретениях, в разумно-созидательном, творческом, талантливом труде и в социальном равноправии.

Всё это представляет собой эстетическое единство бесконечно богатой и прекрасной объективной реальности, в которой всегда есть место каждому человеку с его устремлениями к прекрасному социальному бытию. Социально-эстетические воззрения всегда наполнены глубоким и искренним гуманизмом, высокой нравственностью и патриотическим беспокойством за судьбу Родины. В статье «Что такое партия прогресса?» Ткачёв показал зависимость общественного бытия и прогресса от морали и нравственности: «. естественные человеческие потребности и их естественные воплощения в <...> общественной жизни <...> на <...> нравственных идеалах <...> - вот, <...> совершенно объ-

ективный критерий социального движения: насколько это движение <...> естественным образом воплощающее в себе естественные потребности человека; настолько оно и прогрессивно»10.

По своему футурологическому содержанию народнические воззрения представляет собой социально-эстетическую идеологию прогрессивных общественных преобразований. В теоретических воззрениях раскрывается эстетическое содержание общественного бытия, пути и формы эстетического преобразования общественных институтов, признается зависимость искусства от жизни и теоретически обоснованы важнейшие социальные задачи по формированию эстетических основ бытия человека и общества. «Какова жизнь -таково и искусство, каковы живые люди - таковы и художественные образы»11.

Примечания

1 Ткачев, П. Н. Избранные литературнокритические статьи. М. ; Л. : ЗИФ, 1923. С. 77.

2 Ткачев, П. Н. Избр. соч. : в 6 т. Т. 6. М. : Все-союз. о-во каторжан и ссыльно-поселенцев, 1932-1937. С.345.

3 Ткачев, П. Н. Избр. лит.-крит. ст. С. 43.

4 Ткачев, П. Н. Избр. соч. Т. 6. С. 345.

5 Ткачёв, П. Н. Соч. : в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1976. С. 525.

6 Ткачев, П. Н. Кладези мудрости российских философов. М. : Правда, 1990. С. 380.

7 Ткачёв, П. Н. Соч. Т. 2. С. 193.

8 Ткачев, П. Н. Избр. соч. Т. 6. С. 346.

9 Ткачёв, П. Н. Соч. Т. 1. С. 100.

10 Там же. С. 525.

11 Ткачев, П. Н. Избр. соч. Т. 3. С. 336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.