УДК 101.1:316
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СУТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕИ В.Н. ФИГНЕР
© 2011 г. А.Н. Степанов
Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, г. Самара, 443100, postman@samgtu. ru
Samara State Technical University, Molodogvardeyskaya St., 244, Samara, 443100, [email protected]
Изучаются социальные и эстетические воззрения известной русской революционерки-народницы В.Н. Фигнер. Посредством категориального аппарата эстетики исследуется не симбиоз искусствоведческих идей социальной окраски, а эстетическое содержание социальных, моральных, экономических, правовых и культурологических отношений России 60 - 80-х гг. XIX в., отражённых в её творческом наследии. Исследуется проблема эстетического содержания отношений разнообразных сфер жизни человека.
Ключевые слова: эстетика социальных, правовых отношений, эстетика производственно-трудовой деятельности.
Studied of social and esthetic views known Russian revolutionist V.N. Figner. By means of the categorial device of an esthetics symbiosis of art criticism ideas of social coloring, and the esthetic maintenance of social, moral, economic, legal and culturological relations of Russia of60 - 80th of the XIXth century reflected in its creative heritage is investigated not. The problem of the esthetic maintenance of relations of various spheres of human life is investigated.
Keywords: esthetics of social, legal relations, esthetics of industrial-labor activity.
Поднятые в статье проблемы общественных отношений актуальны своей исторической и междисциплинарной теоретической стороной для философии, социальной философии, эстетики, эстетики социальных отношений, социально-эстетической методологии, социальной истории и культурологии. За период с 70-х гг. XX в. и до настоящего времени литературо-ведческо-эстетическим проблемам идей народников посвящено немало работ [1].
Кроме того, за первое десятилетие XXI в. на сайте ИНИОНа размещены научные работы, посвященные проблемам народнического движения в России [2]. В них преимущественно исследуются исторические аспекты народничества. Но ни философские, ни социальные, ни политические идеи В.Н. Фигнер под эстетическим углом зрения не рассматривались.
Научная новизна статьи видится в том, что социальные, экономические и политические идеи В.Н. Фигнер, отражающие общественные проблемы России 60 - 80-х гг. XIX в., исследуются с эстетических позиций, посредством эстетической методологии, эстетическим категориальным инструментарием.
Известная революционерка-народник, поэтесса, идеолог, публицист и практик народнического движения России 60 - 80-х гг. XIX в. Вера Николаевна Фигнер (1852 - 1942) родилась в дворянской семье. Она отличалась огромной работоспособностью, обостренным чувством чести, совести, откровенности, ответственности. Ее общественная и революционная деятельность была направлена на борьбу с самодержавием, с остатками феодализма и против капитализма.
Решение многих государственных, социально-политических, социально-экономических, социально-правовых проблем, на которые она обращала пристальное внимание в своей общественной деятельности, содержатся в ее семитомном собрании сочинений [3]. Наиболее известны литературные, философские и социально-политические труды Фигнер - «Запечатленный труд» (1 - 2 т.), «Воспоминания» (3 т.), «Шлиссельбург-ские узники» (4 т.), «Из политической жизни 80-х годов», «Без приюта», «"Исповедь" М.А. Бакунина», «Жены декабристов», «Женское движение в Финляндии», «Женское движение в Англии», «Памяти борцов за свободу», «П.А. Кропоткин» (5 т.), «Письма» (6 - 7 т.).
Общественная деятельность Фигнер представляет собой пример творческого подхода к делу и людям. Как личность она олицетворяет собой исторический образ общественной деятельницы. В любом деле она была энергична, находчива и смела, обладала гибким блестящим умом, красивой внешностью, женским очарованием, умением незаметно признавать неправоту своей идеи. Плеве - директор департамента полиции и будущий министр внутренних дел высоко ценил способности Фигнер - «все студентки были от нее без ума».
Несмотря на неудачу «хождения в народ» в середине 70-х гг. XIX в., Фигнер считала, что общественное и революционное движение народников в конце концов достигнет успеха, и «самовластие» в России будет свергнуто, что создаст фундаментальные условия для формирования экономически развитого и
прогрессивного общественного бытия, отличающегося гуманным и эстетическим содержанием. Жизнь многомиллионной крестьянской и городской бедноты в России будет изобильной, стабильной и гармоничной. «Социальная революция представлялась нам возможной и без насильственных действий; если социалистическая пропаганда будет широка, то лет через пять большинство будет на стороне социального переустройства; <...> казалось достаточно обратиться к разуму любого человека, показать ему справедливость и все преимущества коллективного пользования продуктами его, чтоб все и каждый оказались на высоте положения в новом строе» [3, т. 5, с. 99].
Провал «хождения в народ» показал, что деревен-ско-сельское население имущественно и социально уже не однородно, крестьянская община не представляет собой сплоченного единства и внутри общины разрастается имущественное и денежное расслоение. Крестьяне в силу чрезвычайной занятости своими повседневными земледельческими и иными хозяйственными заботами оставались безучастными к агитации народников. А зачастую крестьяне просто не понимали, сторонились и чурались агитаторов. «Три года "землевольцы" севера и "бунтари" юга искали доступа к сердцу народа, - все было напрасно: народ молчал, спала деревня» [3, т. 4, с. 51].
Крестьянская жизнь была до предела убогой, и Фигнер пыталась понять крестьянские нужды, интересы, надежды и сочувствовала их горю, разделяла их симпатии и антипатии. Она с горькой печалью рисует нам суровые картины условий жизни крестьянской России 70 - 80-х гг. XIX в. Нищенские условия являются трагической причиной заболеваемости и смертности в семьях крестьян и городской бедноты. «Детская смертность у нас - 50 - 60 %, и есть целые области, где она равна 75 % и больше, <...> Россия стоит во главе всех стран Европы <...> по высоте процента заболеваемости и смертности <...> нищета, эксплуатация, грубость, разврат, ужасны хозяева, ужасны и рабочие» [3, т. 6, с. 121 - 122].
Но Фигнер, избрав путь социально-политической борьбы с монархией, реакционным чиновничеством, остатками крепостничества и с нарождавшейся буржуазией, продолжала верно служить народническим идеалам и народническому движению. Она воочию видела ужасающие условия жизни крестьян, поэтому продолжала вести борьбу с царизмом и понимала, что драматизм и трагизм социально-экономического и правового положения многомиллионных народных масс заключается в следующем:
«1) Все, кто живет теперь за счет народа, т.е. правительство, помещики, фабриканты, заводчики и кулаки, никогда по доброй воле не откажутся от выгоды своего положения <.>
2) Перемены в порядках <...> должны быть понятны народу и согласны с его требованиями, иначе он не станет их вводить и поддерживать, на другие же сословия, как мы сказали, рассчитывать нельзя, потому что они сделают не то, что выгодно для народа, а то, что выгодно им самим» [3, т. 1, с. 371 - 372].
После неудачного «хождения в народ» землевольцы перешли к созданию постоянных поселений на селе и в деревне, а свою пропаганду решили максимально приблизить к повседневным нуждам крестьян: заводить связи «со всеми протестующими элементами народа», выискивать в крестьянской среде «революционеров-самородков» для роли «народных вожаков» крестьянского движения, и если понадобится, то организовать боевые дружины для подготовки крестьянского всенародного восстания.
Эстетическое содержание социально-философских воззрений Фигнер представлено её гуманистическим содержанием. Она не связывала революционную деятельность с насилием и допускала его лишь как исключительную меру в ответ на насилие противника. По этому поводу в работе «Запечатленный труд» она отмечала, что террор никогда не был целью революционной деятельности народников, а был лишь вынужденным и единичным средством самообороны и самозащиты в жесточайших реакционных условиях.
Фигнер своими идеалами, своей пропагандистской и общественной деятельностью олицетворяла эстетическую телеологию содержания всякого революционного и прогрессивного движения (в том числе и народнического):
«И благородны твои грёзы И к идеалу нас влекут. В потёмках зла, в потёмках прозы К любви, к добру они зовут» [3, т. 4, с. 289]. Фигнер находила, что счастье человека заключается в том, что он может чем-либо помочь обездоленному, может не только сочувствовать, но ободрить и посоветовать что-либо полезное нуждающемуся. Счастье заключается в том, что оказывающий помощь немощному, бедному и убогому, будет уверен в том, что страждущие ему будут благодарны за помощь. Счастье революционера, как полагала Фигнер, невозможно отделить от счастья народа, освобождённого от социального рабства, что отразилось глубоко и точно в её творчестве:
«Нам выпало счастье: все лучшие силы В борьбе за свободу всецело отдать. Теперь же готовы мы вплоть до могилы За дело народа терпеть и страдать» [3, т. 2, с.54]. Красота условий жизни народа содержится в гуманных помыслах и деяниях человека. Эта её мысль являлась нравственным мерилом каждого человека. Честь, совесть, стойкость и преданность народному делу она считала важнейшими качествами гуманного человека, отдающего все свои силы делу освобождения народа. Она стремилась к главной цели народнической борьбы -созиданию свободной от эксплуатации, экономически высокоразвитой, просвещённой, культурной и гуманной системы социальных отношений.
Условия беззакония и произвола в стране к 80 -90-м гг. XIX в. стали невыносимыми - на корню пресекались любые проявления свободомыслия. Поэтому даже лояльное доселе самодержавию студенчество становится недовольным политикой правительства. Разворачивается, растёт и ширится студенческое движение. «Ещё в начале 80-х годов Победоносцев пред-
лагал для водворения порядка отдавать студентов в солдаты <...> в конце 90-х годов это движение занимало по своему размаху обширное место в общественной жизни России. В 1899 году оно охватывало 30 высших учебных заведений с более чем 25-ю тысячами студентов. Это была целая армия молодёжи, неудовлетворённое стремление которой к свободе выливалось в бурном протесте против того, что наиболее давило её. Этот протест, в условиях нашего государственного строя являвшийся революционным, долгое время оставался на чисто академической почве, но всё более и более приобретал характер борьбы против произвола и деспотизма вообще. Никакие репрессии не могли погасить духа возмущения среди учащейся молодёжи» [3, т. 4, с. 133].
Фигнер полагала, что во многом из-за революционного движения народников второй половины 70 -начала 80-х гг. XIX в. российская самодержавная система испытала идеологический и государственный кризис власти. Вековые устои самодержавия дрогнули и стали непрочными «в 1879 году <...> под ударами Исполнительного комитета шатались ступени престола <...> в четырёх крупнейших городах России действовали молодые местные группы, имевшие свою периферию, и внутри организации было единодушие и самоотверженная готовность всех к борьбе против ненавистного самодержавия» [3, т. 5, с. 254].
Процесс формирования эстетического содержания общественного бытия отражён в «народовольческой» программе. В замен латифундиальному самодержавию предполагалось создать всесословное правительство, олицетворяющее «самодержавие народа», которое должно было осуществить широкую программу демократических преобразований в стране, которые рассматривались как эстетические основы нового социально-политического строя - русского общинного социализма. Предусматривался созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свобода слова, печати, сходок, совести, общинное самоуправление, замена постоянной армии территориальной, передача земли крестьянам, фабрик и заводов - рабочим.
Социальная, политическая и просветительско-эстетическая ошибка Фигнер была очевидной - она считала крестьянство решающей революционной, прогрессивной преобразующей силой, способной и культурно возвысить каждого человека, и создать экономически высокоразвитое и передовое общество. Но реальность исторического развития общественного бытия опровергала эти её надежды.
Анализируя хозяйственно-экономические идеи Фигнер, можно обнаружить, что процесс формирования эстетических основ общественной жизни России должен начинаться с широкого применения в сельском хозяйстве и в промышленном производстве передовых научно-технических достижений. Она считала, что таким образом можно достичь высокого уровня материального благосостояния каждого человека и эстетического идеала бытия общества. В этом контексте она солидарна с Кропоткиным по вопросу о том,
«что при современном состоянии науки и техники вполне осуществимо общее благосостояние - это первый шаг на пути к <...> идеалу - и достижение его зависит только от самодеятельности и напряжения воли трудящихся» [3, т. 3, с. 259].
Несмотря на то, что Фигнер довольно хорошо была знакома с «Капиталом» Маркса, тем не менее она полагала, что его социальные и экономические идеи приемлемы лишь для Западной Европы. Она придерживалась иной точки зрения - ее «категорическим социальным императивом» была утопическая идея русского крестьянского социализма.
Фигнер была последовательницей идей общественного развития русских революционных демократов, развивала их воззрения, идеи крестьянских демократов пыталась претворить в реалии общественной жизни. Она до начала XX в. искренне считала, что предлагаемый народниками крестьянский путь общественных, экономических, социальных, правовых и культурологических преобразований приведет Россию к свободной, изобильной, гармоничной и прекрасной жизни.
В философских воззрениях Фигнер уживалась внутренняя противоречивость эстетических воззрений. С одной стороны - гуманистический, возвышенный и гармоничный идеал народной жизни, а с другой - идеи бескомпромиссной революционной борьбы, претворение которых в жизнь неизбежно рождает социальное сопротивление, которое, как показывает история, редко остается на уровне лишь острых полемических дискуссий. Эстетическая идеализация социальных идей Фигнер проявляется в незнании законов социально-исторического развития, в ошибочных представлениях о роли главных сил социально-исторического прогресса, в заблуждении насчет методов социальных и государственных преобразований политики, власти, экономики, права, в утопии идеи общенародной крестьянской революции и возможности некапиталистического пути исторического развития России через крестьянскую общину и городскую артель.
А эстетическое содержание ее социально-философских воззрений заключается в идейной силе духовного преобразования жизни. Сущностное содержание ее социальных взглядов представляет собой идеал солидарного гармонично сплоченного простого русского народа в единую просвещенную, высокоразвитую и культурную нацию. Поэтому идея социально-эстетической телеологии общественного бытия в воззрениях Фигнер представлена следующим образом:
«1) Земля и орудия труда должны принадлежать всему народу и всякий работник в праве ими пользоваться.
2) Работа производится <...> сообща общинными артелями, ассоциациями.
3) Продукты общего труда должны делиться, по решению, между всеми работниками, по потребности каждого.
4) Государственное устройство должно быть основано на союзном договоре всех общин.
5) Каждая община в своих внутренних делах вполне независима и свободна.
6) Каждый член общины вполне свободен в своих убеждениях и личной жизни; его свобода ограничивается только в тех случаях, где она переходит в насилие над другими членами или чужой общины» [3, т. 1, с. 369].
Процесс формирования эстетических основ общественной жизни в России Фигнер видит в претворении идеи справедливости в жизнь, иначе говоря в социально-исторических прогрессивных преобразованиях всей системы важнейшего политического института - государства:
«1) Царская власть в России заменяется народо-правлением, т.е. правительство составляется из народных представителей (депутатов); сам народ их назначает и сменяет: выбирая, подробно указывают, чего они должны добиваться, требуют отчета в их деятельности.
2) Русское государство <...> делится на области, самостоятельные во внутренних своих делах, но связанные в один общерусский союз. Внутренние дела области ведаются Областным Управлением; дела же общегосударственные - Союзным Правительством.
3) Народы, насильственно присоединенные к русскому царству, вольны отделиться или остаться в общерусском союзе.
4) Общины (села, деревни, пригороды, заводские артели и пр.) решают свои дела на сходах и приводят их в исполнение через своих выборных должностных лиц - старост, сотских, писарей, управляющих мастеров, конторщиков и пр.
5) Вся земля переходит в руки рабочего народа и считается народной собственностью.
6) Заводы и фабрики считаются народною собственностью и отдаются в пользование заводских и фабричных обществ, доходы принадлежат этим обществам.
7) Народные представители издают законы и правила, указывая как должны быть устроены фабрики и заводы, чтобы не вредить здоровью и жизни рабочих, определяя количество рабочих часов для мужчин и женщин и пр.
8) Право избирать представителей (делегатов) как в Союзное Правительство, так и в Областное Управление принадлежит всякому совершеннолетнему; точно также всякий совершеннолетний может быть избран в Союзное Правительство и в Областное Управление.
9) Все русские люди в праве держаться и переходить в какое угодно вероучение (религиозная свобода), в праве распространять устно или печатно какие угодно мысли или учения (свобода слова и печати), в праве собираться для обсуждения своих дел (свобода собраний), в праве составлять общества (общины, артели, союзы, ассоциации) для преследования каких угодно целей, в праве предлагать народу свои советы при избрании представителей и при всяком общественном деле (свобода избирательной агитации).
10) Образование народа во всех низших и высших школах даровое и доступное всем.
11) Теперешняя армия и вообще все войска заменяются местным народным ополчением. Все обязаны
военной службой, обучаются военному делу, не отрываясь от работы и общины, и созываются только в случае определённой законом надобности.
12) Учреждается Государственный Русский Банк с отделениями в разных местах России для поддержки и устройства фабричных, заводских, земледельческих и вообще всяких промышленных и учебных общин, артелей, союзов» [3, т. 1, с. 272 - 273].
В целом философский взгляд на проблему эстетизации существовавших условий жизни простого человека практически охватывает все сферы социального бытия - отношения всех социальных институтов. Анализируются проблемы преобразования власти, государства, армии, избирательной системы, народного образования, сельскохозяйственных, производственных, правовых, распределительных, финансовых, национально-культурных, религиозных, конфессиональных отношений, банковской системы, отношений собственности и т.д.
На основании вышеизложенного можно сказать, что гармония жизни общества есть априорная доминанта социальной коллективистской солидарности, безусловной частью которой является неповторимый индивидуализм каждого человека. Иначе говоря, гармония общественного бытия созидается на гармонии индивидуального и общественного. Трагикомичность общественного бытия заключается в преднамеренном искусственном возвеличении собственного имиджа, маскирующего доминирование низменных нравов и тотальной бедности. Трагичность общественной жизни есть не что иное, как криминогенная преступность, социальные междоусобицы, терроризм и любые войны. Совершенство общественной жизни не что иное, как демократическая, правовая, социальная справедливость в отношении каждого члена общества. Возвышенное общественное бытие характеризуется преобладанием в отношениях людей и в отношениях социальных институтов норм духовной высоконравственной культуры. Прекрасное общественное бытие не
мыслиться иначе, как содержание и форма гуманно-справедливой, научно просвещённой и свободно-созидательной жизни каждого члена общества.
Теоретическое значение социальных, политических, экономических, правовых и эстетических идей В.Н. Фигнер актуально по многим проблемам современной жизни общества, оно неотделимо от хода социально-исторического развития России и европейских стран, от достижений отечественной и зарубежной философской и социологической мысли.
Творческое наследие В.Н. Фигнер является нашим историческим достоянием и теоретической сокровищницей отечественной литературной, философской и эстетической мысли.
Литература
1. Лукин В.Н. Народническая эстетика (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв, Н.К. Михайловский): дис. ... д-ра филос. наук. М., 1980; Его же. Эстетические взгляды Н.К. Михайловского. М., 1972; Его же. П.Л. Лавров как эстетик и литературный критик. М., 1979; Его же. Эстетика как теория совершенства и красоты. М., 1998; Его же. Эстетические ценности культуры. Самара, 2004; Его же. В поисках истины и красоты. Самара, 2005; Его же. Русская философская мысль. Самара, 2005; Его же. Народническая эстетическая мысль в России (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв, Н.К. Михайловский). Самара, 2006.
2. Высшее образование для женщин в России XIX в. // Вестн. финансовой академии. 1998; Васильева Н.Ф. Основные проблемы женщин политкаторжанок на страницах сборника «На женской каторге». Иркутск, 2004; Троицкий Н.А. «Женщины на политических процессах в России XIX в. Саратов, 2007; Савицкая Е.А. Общие тенденции в развитии революционного народничества первой половины 90-х г. XIX в. (на примере партии «Народного права»). Воронеж, 2009; Народническое движение 1870-х годов в Тамбовской губернии. Тамбов, 2009.
3. Фигнер В.Н. Полн. собр. соч.: в 7 т. М., 1932.
Поступила в редакцию 15 февраля 2011 г.