Научная статья на тему 'Социально-экономическое взаимодействие России и Китая: проблемы и перспективы'

Социально-экономическое взаимодействие России и Китая: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC
486
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / КИТАЙ / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ / КОЭФФИЦИЕНТ ФОНДОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вэй Ван

Объектом исследования являются процессы социально-экономического сотрудничества Китая и России на современном этапе. Предмет исследования выступают особенности социальноэкономического сотрудничества приграничных районов Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая в современных условиях. В своей работе автор изучал работы зарубежных, китайских и российских учёных в области социологи и политологии. Целью исследования является изучение социально-экономических проблем сотрудничества Китая и России. Особое внимание в статье уделяется интеграции российских регионов в АТР. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как вопросы социально-экономическое положение двух стран. Особое внимание в статье уделяется сотрудничеству России и Китая, и даются рекомендации по повышению уровня жизни населения. Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения за Китаем и Россией. Научная новизна заключается в авторской разработке важной парадигмы взаимодействий Китая и России, что будет являться выгодное сотрудничество. Выводы, сделанные нами, в процессе изучения данной темы формируют конкретные меры, направленные на дальнейшее развитие Дальнего Востока России как трансграничного региона, способного вывести страну на новый уровень взаимоотношений со странами самого динамично развивающегося региона мира. В заключении выделены основные характеристики процесса интеграции России в Азиатско-Тихоокеанское пространство, даны рекомендации по усовершенствованию инвестиционного климата на Дальнем Востоке России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое взаимодействие России и Китая: проблемы и перспективы»

Социально-экономическое взаимодействие России и Китая: проблемы и перспективы

Вэй Ван

аспирант, кафедра Социологического факультета МГУ, МГУ имени М.В. Ломоносова 644527, Россия, г. Москва, ул. Ленинградские Горы, 1кж

И smm_spets@mail.ru

Статья из рубрики "АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ"

Аннотация.

Объектом исследования являются процессы социально-экономического сотрудничества Китая и России на современном этапе. Предмет исследования выступают особенности социально- экономического сотрудничества приграничных районов Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая в современных условиях.В своей работе автор изучал работы зарубежных, китайских и российских учёных в области социологи и политологии. Целью исследования является изучение социально-экономических проблем сотрудничества Китая и России. Особое внимание в статье уделяется интеграции российских регионов в АТР.Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как вопросы социально-экономическое положение двух стран.Особое внимание в статье уделяется сотрудничеству России и Китая, и даются рекомендации по повышению уровня жизни населения. Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения за Китаем и Россией. Научная новизна заключается в авторской разработке важной парадигмы взаимодействий Китая и России, что будет являться выгодное сотрудничество. Выводы, сделанные нами, в процессе изучения данной темы формируют конкретные меры, направленные на дальнейшее развитие Дальнего Востока России как трансграничного региона, способного вывести страну на новый уровень взаимоотношений со странами самого динамично развивающегося региона мира. В заключении выделены основные характеристики процесса интеграции России в Азиатско-Тихоокеанское пространство, даны рекомендации по усовершенствованию инвестиционного климата на Дальнем Вос токе Р о с с ии.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай, Россия, сотрудничество, взаимодействие, Дальний Восток, социальная политика, Индекс человеческого развития, Коэффициент Джини, Коэффициент фондов

DOI:

10.7256/2454-0684.2018.6.26407

Дата направления в редакцию:

20-06-2018

пата рецензирования:

^п I а рсц^плприоаппл ■

26-05-2018

После распада Советского Союза глобальная система международных отношений подверглась значительной информации. Этот период ни одни политологи мира спрогнозировать не могли. Никто не знал, чем закончится этот распад. Политический истеблишмент того периода был ориентирован на Европу и Азию. В итоге в 90- е годы Россия получила инновационные, имеджевые, политические, экономические военно-стратегические потери в АТР. Степень разработанности темы. Проблема сотрудничества Китая и России находится в центре широкого общественного внимания. Над её осмыслением и решением работают многие китайские (Юй Бинь, Сунь Вань Ху,Сунь Тонин, Ли Фань, Ма Бейли, Чжэн Да, Лю Минея, Цзюн Хао, Цзин Юэцзин и др.) и российские исследователи ( Островский А., Алексеев М., Романов Н.,Гивоварова Э., Ларин В., Дудченко Г., Мотрич Е., Бергер Я., Ишаев В., Наумов И., Балакин В., ТарасоЕ А., Гельбрас В., Рязанцев И., Халиков М.). В трудах китайских и российских ученых дан анализ экономических, политических, идеологических и духовно-нравственных аспектов реформирования Китая и России.

В этот период в России начался новый политический период, когда приходилось отстаивать свои интересы на Западе и на мировой арене.

Далее в 2000 году была принята «Концепция внешней политики РФ». Она свидетельствовала о смене внешнеполитического курса России по отношению к Центральной Азии. Новый внешнеполитический курс исходил из приоритета двухсторонних отношений с суверенными государствами Центральной Азии в ущерб традиционной ориентации на многосторонние отношения. Теперь центр тяжести внешнеполитического курса приходится не на регион как целое, а на отдельные его страны, рассматриваемые в качестве стратегических партнеров России.

С 2000 года ситуация начала меняться в корне. За последние 18 лет Россия выстроила отношения на международных площадках АТР. Со 2 по 9 сентября 2012 г. во Владивостоке прошел Саммит АТЭС. В соответствии со «Стратегией развития России до 2020» на Дальнем Востоке должен быть создан «центр социально-экономического развития», и очевидно, что подходящими возможностями здесь обладают только Владивосток и Хабаровск. Во время визита во Владивосток Президент России В.В. Путин указал необходимость сотрудничества с Китаем в рамках АТР. Что касается региональной власти, то одна из фундаментальных причин её стремления провести саммит в столице Приморья заключается в том, что, возможно, для региона это последний шанс осуществить качественный прорыв. Доминирующим фактором здесь выступает демографический: население страны сокращается, особенно активно и болезненно на Дальнем Востоке. Сокращение населения в Приморье, неравноценный миграционный обмен, сопровождаемый вымыванием высококвалифицированных специалистов и вообще людей, имеющих высшее образование за границу, — эти проблемы не теряют своей остроты с середины 90-х гг. -Ш.

Кризисные явления на Украине оказали влияние на мировую экономику в 2013-2015 гг. и не обошли стороной и экономику России. В итоге стало понятно, что локальный кризис втянул Россию в глобальные мировые кризисы. Как мы считаем, основной точкой соприкосновения а иногда и столкновения будем считать ближний восток. Ситуация с

Украиной потребовала от России различного рода политических решений, как реакция на санкции запада в отношении России. В этот период Азиатско-Тихоокеанский регион получил свою поддержку со стороны российских властей. Санкции ограничили связи со многими странами. Поэтому, потеряв, большую часть партнерских связей с Западом, Россия стала искать новых партнеров на ближнем Востоке. Именно за АТР экономисты и политологи мира видят перспективное будущее. Вопросы интеграции России в АТР будут являться актуальными.

Одним из основных катализаторов для развития экономических отношений будут не только рыночные отношения, но и политическая поддержка стран АТР. Президент России В. Путин в послание Федеральному собранию 1 марта 2018 г. заявил о том, что Россия

открыта к партнерским отношениям В целом, это можно считать призывом для долгосрочного сотрудничества с Китаем и странами АТР.

Отличительным признаком федерального государства является предоставление регионам значимых полномочий и функций. Мировые государства являются достаточно сложным структурно-функциональным образованием, не способным должным образом реагировать на глобальные и макрорегиональные процессы. Международные отношения могут быть представлены в различных трансформациях. Наряду с объединениями стран и национальными государствами на ведущие позиции в международных отношениях входят более мелкие территориальные образования, являющиеся их структурными единицами.

Международное национальное сотрудничество является эффективной формой реализации национальных и региональных интересов. Для того, чтобы обрести самостоятельность, необходимо взаимодействовать с другими государствами. Независимость внешне, является основной для принятия стратегических решений -Ш.

Безусловно, сегодняшние российско-китайские взаимоотношения и стратегии в Центральной Азии демонстрируют пределы государственно-ориентированного подхода, который на первое место ставит политику и интересы государства. В прошлом, такой подход обрекал на неудачи попытки Китая обеспечить себе доступ к энергоресурсам, которые он рассчитывал получить, а Россию на неудачу ее попыток продать Китаю и другим азиатским странам столько энергоресурсов, сколько она хотела продать. Ценностно-ориентированный подход позволил бы добиться большего успеха, так как он имеет дополнительное достоинство: стимулирует страны Центральной Азии к построению долгосрочных взаимоотношений. Кроме того, он дает США и странам ЕС возможность поддерживать союз, который смог бы уменьшить груз недоверия, порожденной основанной на интересах стратегией в духе политического реализма, и подтолкнуть региональную политическую среду к развитию в направлении более дружественной и гармоничной системы. Мы считаем, что станет началом новой политической эры Китая.

Китай и Россия двигаются вместе к полицентричному миру. Китайское направление во внешней политики России в последние годы усилилось, в особенности после введения странами Запада и США санкций в отношении России. За последние годы Россия увеличила товарооборот со странами Азиатско-тихоокеанского региона, в частности с Китаем (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика внешней торговли России с КНР в 1995 -2017 гг., млн. долл. ^

Год Товарооборот Экспорт Импорт Сальдо

1995 4236 3371 865 + 2506

2000 61 97 5248 949 + 4299

'—-- ---- ■ — " "

2005 20313 13048 7265 + 5783

2006 28658 15752 12906 + 2846

2007 40319 15895 24424 -8529

2008 55922 21142 34780 -13638

2009 39482 16687 22795 -6108

2010 59361 20325 39036 -18711

2011 83 232 35 030 48 202 -13172

2012 87394 35766 51789 -16069

2013 88 799 35 625 53 173 -17548

2014 88 389 37505 50 884 -13380

2015 63 556 28605 34 950 -6345

2016 66 108 28 021 38 087 -10066

2017 86 964 38922 48 042 -9120

2017/2000 гг.,раз 14 7 50 2

Так из данных таблицы 1 мы видим, что если в 1995 г. мы больше экспортировали в Китай, то начиная с 2007 г. импорт превышает экспорт. С 2000 г. товарооборот между странами увеличился в 14 раз, экспорт в 7 раз, а импорт в 50 раз. Считаем, что для России это участие положительно, особенно после того, как с 2014 г. в отношении России вводятся все новые и новые пакеты санкций.

В результате беспрецедентного подъема двусторонних торгово-экономических связей, расширения инвестиционного сотрудничества и активизации межрегиональных связей товарооборот России и Китая достиг в 2017 г. высокого показателя - 86,9 млрд. долларов США. Китай занимает первое место в перечне крупнейших торговых партнеров Р ос с ии (та блица 2).

Таблица 2 - Динамика места и доли Китая во внешней торговле России в 2010-2017

годах --3!

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

М е с то в товарообороте России 1 1 1 1 1 1 1 1

Доля в товарообороте России, % 9,47 10,12 10,38 10,54 11,29 12,08 14,13 14,89

М е с то в экспорте России 5 2 2 4 2 2 2 1

Доля в экспорте России, % 5,12 6,78 6,82 6,76 7,55 8,33 9,82 10,90

М е с то в импорте России 1 1 1 1 1 1 1 1

Доля в импорте 17,02 15,76 16,27 16,88 17,79 19,13 20,90 21,17

России, %

Рассмотрев динамику места и долю Китая во внешней экономике России можно сказать о том, что у Китая первенство по импорту в Россию с 2010 по 2017 год, в 2017 году Китай также занимает первое место по экспорту, тогда как в 2010 году он был на пятом месте (таблица 2). Смысл их можно свести к следующему: Китай укрепляется и, естественно, становится более активным во внешней политике. Нынешнюю активизацию внешнеполитического курса Пекина многие связывают с возрастающим влиянием военных и силовых структур на политическое руководство страны. Некоторые признаки указывают на то, что эта точка зрения не лишена оснований.

Несмотря на усиливающуюся волну критики использования показателя ВВП для оценки социально-экономического развития государств, данный показатель остается в числе основных при сравнении благосостояния и устойчивости развития стран мира и является одним из наиболее применяемых при построении рейтингов не только по уровню развития экономической, но и социальной сферы развития общества. В данном исследовании были использованы данные Всемирного банка, Китай продолжает устойчивый рост, хотя имеет место снижение темпов роста (таблица 3).

Таблица 3 - ВВП на душу населения в России и Китае за 2000-2016 гг., долл. США -17'18]

Год Китай Россия Темп прироста Россия/Китай, %

2000 954,552 1771,6 +85,6

2005 1740,097 5323,5 + 205,9

2010 4514,941 10675 + 136,4

2011 5574,187 14212 + 154,9

2012 6264,644 15154 + 141,9

2013 6991,854 15544 + 122,3

2014 7587,290 13902 + 83,2

2015 7924,654 9057,1 + 14,3

2016 8239,89 7742,8 -6,0

2017 8833.28 8664,1 -1,9

Из таблицы 3 заметим, что темп роста ВВП на душу населения России и Китая с 20002013 гг. более 100%. Это свидетельствует о том, что в Китае низкий уровень жизни населения. С 2016-2017 гг. ВВП на душу населения в России меньше, чем в Китае, пока эти изменения незначительны.

Очень важным прогнозом для Китая на наш взгляд является прогнозный рейтинг стран по размеру ВВП, рассчитанного по ППС (таблица 4).

Таблица 4 - Прогнозный рейтинг стран по размеру ВВП, рассчитанного по ППС (в постоянных ценах 2016 года, выраженных в миллиардах долларов США)

Рейтинг стран, распределенных по ВВП, рассчитанному по ППС Рейтинг 2016 г. Рейтинг 2030 г. Рейтинг 2050 г.

Стра на ВВП по ППС Стра на ВВП по ППС Страна ВВП по ППС

1. Китай 21269 Китай 38008 Китай 58499

2. США 18562 США 23475 Индия 44128

3 Индия 8721 Индия 19511 США 34102

4. Япония 4932 Япония 5606 Индонезия 10502

5. Германия 3979 Индонезия 5424 Бразилия 7540

6. Россия 3745 Россия 4736 Россия 7131

7........

При сравнении стран на основании ВВП, рассчитанного по рыночным обменным курсам (РОК), такого существенного сдвига в расстановке мировых экономических сил, не наблюдается. Тем не менее, даже по этим данным к 2030 году Китай станет крупнейшей экономикой мира, а Индия, бесспорно, займет третье место к 2050 году. Масштабный рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из ключевых компонентов долгосрочного политического и глобального развития Китая И^!.

В мае 2014 г. был подписан крупнейший в истории мировых экономических отношений контракт на поставки российского газа в КНР при участии китайской стороны в строительстве трубопровода «Сила Сибири», а также принято решение о переходе на расчеты в национальных валютах при осуществлении двусторонних торговых, инвестиционных и прочих операций.

Тем самым обе стороны делают еще один важный шаг на пути реформирования мировой финансовой системы и обеспечению своей безопасности от валютных рисков посредством укрепления позиций рубля и юаня. 16 апреля 2018 года после операции в Сирии, США объявила санкции в отношении России, что практически не сказалось на стабильности рубля. Курс рубля сначала упал, но затем начал постепенно расти, и сейчас, достаточно стабилен. Если вспомним 2014 год, то санкции в отношении России оказали влияние на экономику страны, сейчас же партнерства со странами АТР предопределило стабильность экономики России за счет диверсификации источников поставок сырья и энергоносителей и повышает степень своей энергетической безопасности. Россия открывает новые экспортные маршруты в АТР, становится менее зависимой от спроса на энергоносители на, весьма турбулентном, западном рынке. Помимо газа Россия поставляет в Китай и нефть. Пущен в эксплуатацию российско-китайский нефтепровод «Сковородино - Дацин», по которому ежегодно поставляется по 15 млн. тонн нефти. Подписан долгосрочный контракт на поставку в КНР электроэнергии, наращиваются объемы экспорта российского угля при одновременном совместном освоении угольных месторождений.

В глобальном политическом контексте Россия должна считаться с тем, что Китай это не только великая держава, но в перспективе и реальная новая сверхдержава. Малейшие колебания в ее внешнеполитическом курсе могут быть роковыми для международной стабильности. И есть силы, прежде всего, в США, которые заинтересованы в провокации такого рода колебаний.

В оценке перспектив ситуации в АТР представляется очевидным отсутствие каких-либо внешних факторов, которые могли бы отрицательно сказаться на стабильности политики Китая и динамичного развития наших двусторонних отношений. Вместе с тем, нельзя не считаться с наличием внутри КНР определенных рисков, потенциально угрожающих стабильности, в том числе возможной революции. Эти риски связаны, прежде всего, с низким уровнем жизни населения. В соответствии с методикой определения черты бедности (0,25 долл. США в день) в 2017 году Китае за чертой бедности проживает

более 30 млн. человек, а в России этот показатель составляет 18,9 млн. человек. Ежегодно в Китае количество бедных сокращается до 10 млн. человек в год. А к 2030

году Китай хочет сократить количество бедных до нуля ^ (таблица 5).

Таблица 5 - Численность населения России и Китая с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, рублей -6,17]

Страна 2009 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: млн. человек

Россия 18,7 15,4 15,5 16,1 19,5 19,6 18,9

Китай 620 102 85 72 55 45 31

В процентах от общей численности населения

Россия 12,7 10,7 10,8 11,2 13,3 13,4 12,7

Китай 61 10,2 8,5 7,2 5,7 4,5 3,1

Мы видим, что численность населения России и Китая, которые живут за четной бедности весьма различно. Если рассматривать в процентном соотношении, то в 2017 г. в России живут 12,7% населения за чертой бедности, а в Китае 3,1%. В Китае с 2009 г. с 620 млн. человек количество бедных сократилось до 31 млн. человек. Этот показатель считается рекордным.

В период с 2000 по 2017 г. средняя производительность труда в развитых странах более чем удвоилась - как и средняя заработная плата (таблица 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6 - Средняя заработная плата в Китае и России

в 2000-2016 гг.-18

Год Китай Россия

Млн. юаней В долларах Рублей В долларах Курс доллара на 31.12

2000 10955 94 2223 79 28,16

2005 20627 185 8555 297 28,8

2011 37147 564 23369 744 31,4

2012 42452 623 22900 743,5 30,8

2013 47593 697 27000 825,7 32,7

2014 52388 721 30000 533 56,25

2015 56339 740 33000 453 72,8

2016 58339 623 36993 570 64,9

В Китае, где за последние шестнадцать лет заработная плата увеличилась в 6,6 раз, рост ВВП опережает динамику расходов на оплату труда, что вызывает сокращение доли дохода, приходящейся на работников. Сокращение доли труда является следствием технического прогресса, глобализации торговли, расширения финансовых рынков и распыления профсоюзов, что подрывает покупательную способность труда. В частности, финансовая глобализация.

Социологи изучают вопрос уровня жизни и среднего класса в Китае. Для оценки этого

показателя обратимся к индексу человеческого развития (далее ИЧР). Индекс человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI) - это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующих в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Низкий жизненный уровень населения Китая является сам по себе фактором, чреватым социальной напряженностью и эвентуальными вспышками недовольства населения, переходящими в массовые беспорядки (таблица 7).

Таблица 7 - Индекс человеческого развития Китая и России за 2013-2017 гг. [5,15]

Год Китай Россия Отношение ИЧР в России и Китае

1990 0,608 0,761 0,153

1995 0,657 0,644 -0,013

2000 0,719 0,763 0,040

2005 0,756 0,792 0,036

2011 0,71 0,854 0,144

2012 0,72 0,865 0,115

2013 0,610 0,871 0,261

2014 0,719 0,874 0,155

2015 0,727 0,875 0,148

2016 0,738 0,869 0,131

За период 1990-2016 гг. по индексу человеческого развития Китай занимает с 90 по 100 место -5,15]. Если сравним между собой Китай и Россию, то ИЧР отличается но не значительно всего на 13 пп. Существуют различные варианты политических мероприятий, которые, в случае их внедрения, будут способствовать обеспечению человеческого развития для всех и каждого. Реформа глобального управления, предполагающая более справедливые многосторонние отношения, поможет осуществлению человеческого развития для всех и каждого. Для обоих государств необходимо поставить следующие цели для того, чтобы повысит ИЧР необходимо: искоренить крайнюю нищету, покончить с голодом, сократить неравенство, обеспечить гендерное равенство.

В Китае политической элите умелыми технологиями и сбалансированной хорошо продуманной программой совершенствования методов партийно-государственного управления удается в течение ряда лет удерживать уровень социальной напряженности на уровне допустимого. Значительную роль при этом играет апеллирование китайского руководства к негативному опыту СССР и КПСС. Этот опыт свидетельствует о том, что безоглядный курс на внутренние реформы без учета всех внешних и внутренних обстоятельств, а также возможных последствий для широких народных масс может привести к развалу государства, глубочайшему социально-экономическому кризису, чреватому невосполнимым ущербом для обороноспособности страны, ее научного и образовательного потенциала. Столь же, или даже более, негативными, чем в СССР, говорят в Пекине, были бы последствия такого рода «катастройки» в Китае в случае, если бы руководство страны во главе с Дэн Сяопином не приняло 4 июля 1989 г.

решительных мер по подавлению оппозиционного движения в пользу горбачевских реформ. В КНР предпринимаются энергичные меры по повышению уровня потребления и качества жизни в целом.

В 2014 г., например, Китай повысил ИЧР по сравнению с 2013 г. на десять пунктов, переместившись из группы стран со средним уровнем ИЧР в группу стран с высоким уровнем ИЧР. Разница ИЧР России и Китая составляет 15 пунктов. Мы считаем, что эта тенденция имеет долговременный характер и приведет со временем к формированию мощного среднего класса, живущего на уровне европейского обывателя. Она имеет, однако, свою оборотную сторону для политической стабильности, так как сопрягается с увеличением имущественного расслоения общества, что зачастую более негативно сказывается на социальной стабильности, чем поголовная бедность -Ц^!.

О наличии такой тенденции свидетельствует динамика коэффициента Джини в Китае и России (Таблица 8). Коэффициент Джини - статистический показатель степени расслоения общества данной страны. Наиболее часто в современных экономических расчетах в качестве изучаемого признака берется уровень годового дохода. Коэффициент Джини можно определить как макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны.

Таблица 8 - Коэффициент Джини в России и Китае с 1992-2016 гг. [4,15]

Год 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Коэффициент Джини Россия 0,289 0,409 0,387 0,394 0,395 0,397 0,409 0,415 0,421 0,421 0,42 0,416 0,414

Коэффициент Джини Китай 0,289 0,409 0,387 0,394 0,395 0,397 0,409 0,415 0,42 0,421 0,47 0,416 0,414

Согласно, впервые опубликованным в КНР, данным социальная стратификация в период с 1981 по 2016 гг. возросла на семнадцать пунктов и пересекла знаковый уровень 0,4,

означающий наличие резкого контраста между бедностью и богатством Иё!. Коэффициент Джини в России и Китае практически одинаковый. В этих странах сильная дифференциация доходов между богатыми и бедными. Хотя, этот показатель соответствует аналогичным индексам России и США, его значение имеет совершенно другую политическую проекцию в стране с общим низким жизненным уровнем, где 300 млн. чел. имеют доход менее четырех тыс. рублей в месяц. Дальнейшее увеличение социального расслоения чревато усилением внутриполитической напряженности и увеличивает потенциальную опасность нестабильности и «цветных» революций. С негативным фактором бедности и социальной стратификации сопрягается другой перманентный социальной гандикап развития Китая - неблагоприятная демографическая ситуация.

Согласно оценкам экспертов ООН, население Китая увеличится с 1,334 млрд. человек в 2010 г. до 1,463 млрд. в 2030 г. Затем прогнозируется некоторое снижение численности до 1,417 млрд. человек в 2050 г. Таким образом, темпы прироста населения Поднебесной составят в первое двадцатилетие XXI века 0,4%, а затем сократятся до 0,2%. По плотности населения (140 чел. на кв. км.) Китай занимает 55-е место в мире, и

в этом плане ситуация, отнюдь, не катастрофична (в Южной Корее, например, на один кв. км. приходится в 3,7 раза больше жителей, в Японии - в 2,4 раза) [14,16].

В Китае проводится политика планирования рождаемости, известная как «одна семья -один ребенок». Кампания вызвана чрезмерной перегруженностью земельных и водных ресурсов, бедностью основной части населения. С учетом традиционного для китайцев «культа детей» эта кампания, хотя и встречает понимание населения, отнюдь не приветствуется, и в сельской местности часто не соблюдается. Активная демографическая политика, которая проводится уже не одно десятилетие, имеет и негативные последствия. В результате увеличения средней продолжительности жизни с одной стороны и искусственного сдерживания, с другой, к 2050 г. Китай столкнется с фактом «старения нации», т.е. значительного увеличения доли пожилых людей и стариков в общей численности населения страны.

Так, если в 2010 г. люди от 60 лет и старше составляли всего 11% от всего населения, то к 2050 г. этот возрастной контингент (440 млн. чел.) составит уже около трети общей численности граждан КНР, что не может не отразиться отрицательно на бюджете страны. Пекин проводит сбалансированную национальную политику, направленную на учет законных интересов 56 народов и народностей, составлявших в 2000 г. 8,41% по отношению к основной национальности - ханьцам (собственно китайцам) -Ц^!.

При этом основной задачей для центрального правительства является сохранение территориальной целостности страны. В целом, эта задача решается достаточно успешно. При прогнозировании развития российско-китайских отношений в глобальном политическом контексте нельзя не учитывать того, что совокупное воздействие всех дестабилизирующих Китай факторов, каждый из которых не имеет сам по себе решающего значения для судеб страны, дополненное целенаправленным деструктивным воздействием из-за рубежа, может иметь следствием события типа «цветных революций». Неизбежное по мере «возвышения» Китая повышение его геополитической роли уже сейчас имеет следствием пристальное отслеживание США и НАТО внешней и внутренней политики КНР.

1 этап к 2020 г. Кита й 2 этап к 2035 г. «Китай 3 этап к 2050 г.

пос троит обществ о поднимется до уровня

среднего достатка с стран-лидеров «Китай по совокупной

многочисленным инновационного типа»; национальной мощи и

средним классом и будет завершено международному

полной ликвидацие й создание правового влиянию войдет в число

нище ты государства, сократится разрыв в уровне доходов, в том числе между городскими и сельскими жителями; планируется ликвидировать затяжной экологический кризис стран-лидеров»

Рисунок 1 - Три этапа развития Китая к 2050 г.

По нашему мнению для того, чтобы к 2050 году занять лидирующие позиции в мировом обществе Китаю необходимо пройти три этапа своего развития.

На первом этапе к 2020 г. Китаю нужно создать стабильный средний класс. На втором этапе необходимо ликвидировать затяжной экологический кризис, который связан с ростом населения. Снизить дифференциацию доходов населения и нищету. К 2050 г. Китай станет лидером по всем показателем и займет свое место среди трех, отодвинув на второй план Евросоюз и США.

Мы считаем, что залогом политической стабильности Китая является, безусловно, сложившаяся в этой стране в течение последнего полустолетия система власти, сочетающая в себе вековые национальные традиции социальной организации с передовыми достижениями мировой общественной мысли в форме научного социализма. Западные аналитики отрицают социалистическое содержание идеологии современного Китая, акцентируя, наоборот, ее конфуцианские национальные составляющие. Из этого следует, что КНР возвращается на позиции «мегаимперии», выступающей крупнейшим, если не единственным носителем культуры и гармонии, и устанавливающей свои нормы общения.

В действительности прогрессом, достигнутым в истекшие десятилетия, Китай обязан именно идеологии социальной справедливости и равенства, обеспечившей бурный экономический рост в условиях социальной стабильности. Необходимо снизить расслоение общества. Будущее, как самого Китая, так и всего мира во многом будет зависеть от того, удастся ли нынешнему китайскому руководству сохранить и развить уникальную комбинацию конфуцианских традиций с выстраданной Западом и взлелеянной на Западе идеологией социального равенства и справедливости.

Пример КПСС однозначно свидетельствует о том, что попытки подменить трезвый научный анализ политической ситуации в мире наращиванием ракетно-ядерного комплекса ведут в никуда. Советская общественная наука не может развиваться среди директивных установок.

К настоящему времени стало очевидным, что дальнейшее быстрое экономическое развитие страны требует обновления идеологической парадигмы. Для такого обновления бесперспективны только идеи западного неолиберализма, так как свободная рыночная экономика, на которой они основаны, предполагает усиление социальной дифференциации, что в условиях современного Китая могло бы быть гибельным для политической стабильности. Прочной идеологической базой курса по возвышению уровня жизни населения Китая станет модернизация. Политика есть объективная реальность, не зависящая от национальных особенностей, она существует в любом обществе. Самые жесткие меры, включая публичные казни коррупционеров, не могут остановить объективный процесс борьбы за власть и социальную дифференциацию. Образовавшийся в Китае коллапс нуждается в заполнении. В противном случае

приведет к непредвиденным последствиям

Продолжение коммунизма происходит в трансгуманизме. Для Китая коммунистический трансгуманизм или, как его еще называют, технокоммунизм особенно подходит, так как его ценности весьма созвучны, как с нынешней официальной идеологией КПК, так и с постулатами конфуцианства с его акцентами на гуманном правлении на основе человеколюбия и справедливости. Считается, что трансгуманизм активно развивается в

современном Китае Однако для того, чтобы он стал реальной политической силой еще весьма далеко. Для российско-китайских отношений сотрудничество в области идеологии весьма перспективно, так как трансгуманизм имеет глубокие исторические корни в России. Основные трансгуманистические постулаты были сформулированы основоположником русского космизма «московским Сократом» Н.Ф. Федоровым еще в

конце XIX века в форме концепции «Общего дела» для человечества Развитие на основе этой концепции, принципов трансгуманизма и коммунизма новой идеологии позволили бы создать новую идеологическую основу для быстрого развития, как Китая, так и России. В качестве вывода видим, что развитие взаимовыгодного сотрудничества в сфере построения системы безопасности в АТР, экономике и реформировании глобальной финансовой инфраструктуры способствует повышению международного престижа обоих государств, их веса в глобальном балансе мирового сообщества.

Перспектива сотрудничества - это повышение качества двусторонней торговли за счет увеличения в ней доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Намечено активно продвигать крупные совместные проекты в гражданском авиастроении, космонавтике, в других высокотехнологичных областях, а также по линии технопарков, индустриальных кластеров, особых экономических зон - как в России, так и в Китае.

Подводя итог, отметим, что социально-экономическое сотрудничество Китая и России приведет к следующему:

- повышение ВВП на душу населения к 2050 г.;

- повышение уровня жизни населения в исследуемых странах;

- снижение дифференциации доходов населения, расслоения общества на богатых и бедных. Согласно, впервые опубликованным в КНР, данным социальная стратификация в период с 1981 по 2016 гг. возросла на семнадцать пунктов и пересекла знаковый уровень 0,4, означающий наличие резкого контраста между бедностью и богатством;

- создание стабильно среднего класса (до 70 % от всего населения стран);

- создание благоприятных условий для дальнейшего сотрудничества в рамках АТР;

- повысить ИЧР до уровня западных стран. В 2014 г., например, Китай повысил ИЧР по сравнению с 2013 г. на десять пунктов, переместившись из группы стран со средним уровнем ИЧР в группу стран с высоким уровнем ИЧР. Разница ИЧР России и Китая составляет 15 пунктов;

- решение демографической проблемы в Китае к 2050 г. Китай столкнется с фактом «старения нации», т.е. значительного увеличения доли пожилых людей и стариков в общей численности населения страны. В 2017 г. на долю двоих работающих приходится один пенсионер. В России, наоборот, из-за нестабильной экономической ситуации происходит снижение рождаемости. Необходимо продолжать стимулировать рождаемость

с помощью различных Госпрограмм

- решение проблемы экологической безопасности в этих странах.

По нашему обоснованному мнению, для Китая, в настоящее время важно найти новые адекватные политико-идеологические основы построения будущего страны. Если этого не произойдет социальное расслоение общества приведет к росту напряженности и внутриполитических конфликтов в стране, чреватых новым внутриполитическим кризисом по примеру, событий 1989 г., и в современных условиях никто не может гарантировать благополучного выхода из него. Современная идеологическая парадигма Китая сложилась на основе решений 3-го пленума 11-го созыва ЦК КПК (декабрь 1978 г.), ознаменовавшего победу «линии Дэна» и ставшего вехой начала «политики экономических реформ и открытости». Китай стал строить «социолизм с элементами китайской специфики».

Библиография

1. Zhao Tingyang. First Philosophy: From Cogito to Facio Beijing: SDX Joint Publishing Company, 2013. Zizek Slavoj. The Year of Dreaming Dangerously. London: Verso, 2012.

2. «The «China Dream» in Question» // «Economic and Political Studies» Vol. 2, No. 1, January 2014, pp. 127-142.

3. Зуенко И.Ю. Укрепление «вертикали власти» по-китайски: кадровая политика в отношении регионального руководства в современном Китае // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 5. С. 30-46.

4. Официальный сайт: http://www.gks.ru/

5. Официальный сайт: http://economicdata.ru

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

7. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества // Материалы IV международной научно-практической конференции / Ответственные редакторы: Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. 2014. Том Выпуск 4

8. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества // Материалы V международной научно-практической конференции / Ответственные редакторы Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов, Н.В. Киреева. 2015. Том Выпуск 5

9. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества // Материалы VI международной научно-практической конференции // Министерство образования и науки РФ; Благовещенский государственный педагогический университет; Институт Конфуция в БГПУ. 2016. Том Выпуск 6

10. Булах Е.В., Коломейцева Н.А., Романова И.В. Перспективы интеграции российского дальнего востока в атр в условиях современного кризиса системы международных отношений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 7. С. 42-52.

11. Немирова Н.В., Шкенев Д.Ю. Социальные риски миграционных процессов в условиях массового притока беженцев с украины (по материалам прикладного социологического исследования) // В книге: Х Ковалевские чтения «Россия в современном мире: взгляд социолога» Материалы научно-практической конференции. 2015. С. 1202-1204.

12. Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени / М.Л. Титаренко. - М. : ИД «ФОРУМ», 2014. - 224 с.

13. Бейдина Т.Е. Основные направления обеспечения национальной безопасности субъектов РФ в рамках политики влияния Китая на Забайкальский край // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 1. С. 57-65.

14. Официальный сайт: https://www.pwc.com/

15. «Доклад о человеческом развитии 2016». Официальный доступ: http://hdr.undp.org/sites/default/files/HDR2016_RU_0verview_Web.pdf

16. Официальный сайт: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2017/indexeh.htm

17. Официальный сайт: https://www.vsemirnyjbank.org

18. https://knoema.ru/atlas/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.