Научная статья на тему 'Проблемы интеграции Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона'

Проблемы интеграции Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ECONOMIC SITUATION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / REGIONAL INNOVATION SYSTEMS / ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / GROWTH RATES OF ECONOMIC INDICATORS / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / THE POPULATION OF THE FAR EAST / ASIA PACIFIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туманов Е.С., Равнянский А.К., Антонова А.И.

В статье дается краткая аналитическая характеристика социально-экономического положения Дальнего Востока России, анализируются возможности интенсификации взаимодействия Дальневосточного федерального округа РФ и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Определены проблемы и противоречия интеграции отечественной экономики в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона, предложены пути решения сложившихся проблем. На основе статистического материала был отмечен незначительный рост индекса промышленного производства, недостаточный для динамично развивающегося региона, каким представляется Дальний Восток, выявлено уменьшение населения в регионе, охарактеризованы структура и динамика экспорта и импорта товаров, на основании чего сделаны выводы о перспективности дальнейшего развития региона в контексте данной экономической конъюнктуры. Внимание было акцентировано на сведениях Минэкономразвития России, согласно которым доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет около 20 %, в то время как в экономически более высоко развитых странах данный показатель не превышает 7-8 %. Кроме того, это является дополнительным отрицательным фактором, сдерживающим взаимодействие Дальневосточного федерального округа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Особое внимание уделено угрозам, косвенно исходящим из упрочения сотрудничества с Китайской Народной Республикой. В частности, это «тихий захват» экономики, который грозит Дальне-восточному региону РФ превращением в сырьевой придаток промышленно ориентированного экспортного гиганта Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Туманов Е.С., Равнянский А.К., Антонова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration problems of Russian Far East to the countries of Asia and pacific region

The article gives a brief analytic characteristic of social and economic situation of Russian Far East; it also gives an analysis of interaction intensification of Russian Far East and the countries of Asia and Pacific region, and explains the problem and contradictions of domestic economy in these countries ’ economies; the paper offers some ways of solutions. On the base of statistic material the authors have underlined a slight growth of industry’s index; this index is not significant enough for this region; the region suffers decrease of population; the article characterizes the structure and dynamics of import and export goods and on the base of this fact there are some conclusions about this region’s development perspectives in the context of economic conjuncture. The paper also focuses on the data by The Ministry of Economic Development of the Russian Federation, and according to these data, the share of transport expenditures in prime cost of domestic goods is about 20 %, taking into account the fact that in economically developed countries this index doesn’t exceed 7 or 8 %. Besides, it is another negative factor for interrelation with Asia and Pacific countries. The special attention was paid to the indirect threats from improving collaboration with China. In particular, this “silent capture” of economy will bring Far East region of Russia to mere supplier of raw materials.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона»

Е.С.Туманов, доцент,

А.К. Равнянский, студент,

А.И. Антонова, студент,

кафедра мировой экономики,

Дальневосточный федеральный университет,

г. Владивосток, Россия,

estumanov@mail.ru,

andreyravn@mail.ru,

antonova1094@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ СО СТРАНАМИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

В статье дается краткая аналитическая характеристика социально-экономического положения Дальнего Востока России, анализируются возможности интенсификации взаимодействия Дальневосточного федерального округа РФ и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Определены проблемы и противоречия интеграции отечественной экономики в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона, предложены пути решения сложившихся проблем. На основе статистического материала был отмечен незначительный рост индекса промышленного производства, недостаточный для динамично развивающегося региона, каким представляется Дальний Восток, выявлено уменьшение населения в регионе, охарактеризованы структура и динамика экспорта и импорта товаров, на основании чего сделаны выводы о перспективности дальнейшего развития региона в контексте данной экономической конъюнктуры. Внимание было акцентировано на сведениях Минэкономразвития России, согласно которым доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет около 20 %, в то время как в экономически более высоко развитых странах данный показатель не превышает 7-8 %. Кроме того, это является дополнительным отрицательным фактором, сдерживающим взаимодействие Дальневосточного федерального округа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Особое внимание уделено угрозам, косвенно исходящим из упрочения сотрудничества с Китайской Народной Республикой. В частности, это «тихий захват» экономики, который грозит Дальне-восточному региону РФ превращением в сырьевой придаток про-мышленно ориентированного экспортного гиганта - Китая.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, инновационная политика, экономическое положение, региональные инновационные системы, темпы роста экономических показателей, численность населения Дальнего Востока.

Дальневосточному федеральному округу (ДФО) отводится особая роль в реализации интеграционной стратегии Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который на сегодняшний день является наиболее активно развивающимся во всем мире. Начиная с 2000 года доля в мировом ВВП стран АТР превысила 50 %, кроме того, динамично развиваются другие социально-экономические показатели, финансовый и валютные секторы, а также разрабатываются и внедряются передовые

технологии. В связи с этим, видится необходимым комплексное развитие ДФО для интеграции и долгосрочного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Программа «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» свидетельствует о намерении Правительства Российской Федерации развивать дальневосточный регион как территорию с большим экономическим потенциалом.

Таблица 1

Темпы роста основных экономических показателей развития ДФО за 2010-2015 годы

Показатель 2011 год к 2010 году, % 2012 год к 2011 году, % 2013 год к 2012 году, % 2014 год к 2013 году, % 2015 год к 2014 году (январь -сентябрь), %

Индекс промышленного производства В том числе: 107,5 102,8 103,0 105,3 103,1

- добыча полезных ископаемых 106,6 100,5 102,7 108,0 108,4

- обрабатывающие производства 114,6 108,7 105,3 98,8 94,4

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 99,8 103,0 99,4 101,0 101,7

Инвестиции в основной капитал, млн руб. - - 80,5 94,8 104,9

Однако в настоящее время уровень развития Дальнего Востока России не соответствует тем требованиям, которые установили страны АТР, о чем свидетельствуют статистические данные за последние годы.

Как видно из табл. 1, на Дальнем Востоке к концу 2014 года отмечался рост индекса промышленного производства на 3,1 %1. Однако такой незначительный рост нельзя назвать достаточным для динамично развивающегося региона, каким представляется Дальневосточный федеральный округ, что объясняется рядом факторов.

Прежде всего, промышленность ДФО гораздо более консервативна в силу структурных особенностей, которые определяются высокой долей добывающих отраслей. Кроме того, у дальневосточных предприятий гораздо меньше возможностей и свободных

средств для проведения различных финансовых операций на валютных рынках, что может быть вызвано недостаточной инвестиционной привлекательностью рассматриваемого региона.

Еще одним важным показателем является численность населения, которая за последние 10 лет постепенно сокращается на территории Дальнего Востока. Начиная с 2005 года, население сократилось примерно на 300 тыс. чел., и данная тенденция продолжает сохраняться (рис. 1)2.

Для более интенсивного экономического роста региона, в частности, с целью дополнительного стимулирования производства, в регионе стала проводиться политика налогового льготирования определенных территорий и создания территорий опережающего развития (ТОРов). Однако касательно ТОРов у многих ученых сложилось не самое

Рис. 1. Численность населения Дальнего Востока в 2005-2015 годах

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций *

Таблица 2

Товарная структура экспорта-импорта ДФО в 2014 году, млн долл. США

Коды товаров Наименования товаров Экспорт Импорт

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 2327,0 1174,5

27 Топливно-энергетические товары 19451,2 100,2

28-40 Продукция химической промышленности, каучук 41,0 980,5

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1026,9 210,6

72-83 Металлы и изделия из них 470,2 1176,8

84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 272,8 5478,7

оптимистичное мнение. Так, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Дальневосточного федерального университета Е.П. Жариков говорит об экономической несостоятельности ТОРов как проектов на данном этапе развития3.

В структуре экспорта (табл. 2) дальневосточного региона превалируют топливно-энергетические товары, доля которых в общей структуре экспорта составляет около 70 %4. В то же время, согласно статистическим данным, в большинстве других групп товаров уровень экспорта гораздо ниже уровня импорта, что свидетельствует о топливно-энергетической ориентации региона. Такая стратегия не может являться выигрышной в связи с ограниченностью сырьевых ресурсов и скачущих цен на них, что в условиях не самой рентабельной добычи

углеводородов на Дальнем Востоке может стать серьезной проблемой при очередном «проседании» цен.

За последние 5 лет торговое сальдо на Дальнем Востоке остается положительным, что в значительной мере может быть связано с ростом инвестиций в проекты добывающих отраслей (рис. 2)5.

В настоящее время взаимодействие Дальневосточного федерального округа со странами АТР схематично можно представить так, как это сделано на рис. 3.

Из рис. 3, а также на основании приведенных выше таблиц и рисунков можно сделать вывод, что из всех видов взаимодействия наиболее перспективным направлением для стран АТР представляется покупка у России энергоресурсов.

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

36175 40153,3 -38919,5

26199,7 ____ 25687,9 27999,4 28483,3

____ Ф

18523,5

10487,1 12153,9 10436,2

7676,2

2010 2012 2013 2014

♦ Экспорт ■ Импорт А Внешнеторговый оборот

Рис. 2. Объемы внешней торговли ДФО со странами дальнего зарубежья в 2010-2013 годах, млн долл. США

Страны АТР

Отраслевая структура ВВП (промышленная)

Структура торговли

Промышленная

Финансовая система

Инвестиции

Экономический уклад

Наука, технологии

Культура

Взаимодействие

Страны АТР

Отраслевая структура ВВП (промышленная)

Структура торговли

Промышленная Сырьевая

Финансовая система

Инвестиции

Экономический уклад

Наука, технологии

Культура

Рис. 3. Основные ограничения интеграционного взаимодействия

Таблица 3

Условия и предпосылки интеграционного взаимодействия Дальнего Востока РФ

и стран АТР

Предпосылка Дальний Восток Ведущие страны АТР

Географическое положение Граница со странами АТР Граница с Дальним Востоком РФ некоторых стран

Товарная структура экспорта Сырьевая Промышленная

Отраслевая структура ВВП Сырьевая Промышленная

Стремление правительства к развитию дальнейших взаимодействий Вектор развития на Восток Поддержка некоторыми странами интеграционной инициативы, хотя другие страны не стремятся к интеграции

Участие в процессе международного разделения труда - +

Политические вопросы Неразрешенные проблемы касаемо территорий Неразрешенные проблемы касаемо территорий

Мощное развитие совместных предприятий - +

Ориентация сырьевых компаний на внутренний рынок - +

Инновационное развитие региона - +

Эффект масштаба производства и рынка - +

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций *

Таблица 4

Индекс состояния логистики некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, представленный Всемирным банком на 2014 год

LPI Rank Баллы Пошлины Инфраструктура Международные поставки Логистика Обнаруживание и отслеживание Временной период

Сингапур 5 4.00 4.01 4.28 3.70 3.97 3.90 4.25

США 9 3.92 3.73 4.18 3.45 3.97 4.14 4.14

Япония 10 3.91 3.78 4.16 3.52 3.93 3.95 4.24

Гонконг 15 3.83 3.72 3.97 3.58 3.81 3.87 4.06

Республика Корея 21 3.67 3.47 3.79 3.44 3.66 3.69 4.00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китайская Народная Республика (КНР) 28 3.53 3.21 3.67 3.50 3.46 3.50 3.87

Таиланд 35 3.43 3,21 3,40 3,30 3,29 3,45 3,96

Вьетнам 48 3.15 2.81 3.11 3.22 3.09 3.19 3.49

Индонезия 53 3.08 2.87 2.92 2.87 3.21 3.11 3.53

Российская Федерация 90 2.69 2.20 2.59 2.64 2.74 2.85 3.14

Еще в конце 1990-х годов появился ряд условий и предпосылок интеграционного взаимодействия между Россией и странами АТР (табл. 3).

Таким образом, при разработке стратегий развития региона необходимо учитывать, что страны АТР, по большому счету, не заинтересованы в долгосрочных проектах, в рамках которых Россия будет осуществлять становление на путь перехода к политике экспортоориенти-рованного импортозаме-щения и создание мощной промышленной базы по высокой степени переработки углеводородного сырья.

Кроме того, еще одним фактором, в зна- :

чительной мере сдерживающим развитие торговых отношений российского Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, является слабо развитая логисти-

При разработке стратегий развития региона необходимо

учитывать, что страны АТР не заинтересованы в долгосрочных проектах, в рамках которых Россия будет осуществлять становление на путь перехода к политике экспортоориентированного импортозамещения и создание мощной промышленной базы по высокой степени переработки углеводородного сырья.

ческая система, в особенности на территории ДФО. Как отмечает Минэкономразвития России, доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15-20 %, в то время как в экономически более развитых странах этот показатель не превышает 7-8 %6.

— В табл. 4 отчетливо видно, что у Российской Федерации худшие оценки логистической системы среди ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, Китая, который занимает 28-ю строчку7.

Развитие Северного морского пути, авиасообщения и межконтинентальных трубопроводов - вот основные способы обеспечения более экономически целесообразной транспортировки ресурсов в как можно большее количество стран (например, проект международного транспорт-

ного коридора «Европа - Западный Китай»). В данной области с Китаем уже заключены многомиллиардные договоры, касающиеся строительства железных дорог. Интересы АТР в регионе с каждым годом прослеживаются все отчетливее.

Несмотря на явную необходимость мощного развития региона, ключевым способом чего является интеграция экономики Дальнего Востока РФ в экономику стран АТР, учеными и экспертами выделяется ряд проблем и угроз, с которыми может столкнуться дальневосточный регион при интеграции с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Наиболее часто упоминаются угрозы со стороны ближайшего соседа - Китайской Народной Республики. Среди них особо хотелось бы отметить следующие:

1. Финансовый захват основных сырьевых запасов региона, что лишит регион и Россию в целом значительной части суверенности в распоряжении и использовании своего природного потенциала и превратит в своего рода сырьевую колонию Китая.

2. «Тихий захват» экономики, недвижимости и земли, что превратит Дальний Восток в экономическую колонию Китая.

3. Чрезмерная ориентация экономики региона на китайский рынок, что будет означать фактическую потерю остального азиатского рынка.

4. Длительная консервация отсталой экономической структуры Дальнего Востока на фоне быстрого экономического роста Китая, увеличение спроса со стороны которого на сырьевые ресурсы будет провоцировать перераспределение ресурсов накопления на Дальнем Востоке и в России в целом в сырьевые секторы. Это приведет к дрейфу экономической структуры в сторону сравнительно примитивных добывающих секторов при нехватке ресурсов для развития промышленной инфраструктуры системы.

Все это может стать причиной того, что экономика ДФО окажется зависимой от воспроизводственного и конъюнктурного цикла Китая и, как результат, превратится в сырьевую базу и транспортно-логистиче-

Возможность переливания капитала из добывающего сектора в перерабатывающий в настоящее время в вертикально интегрированных компаниях существует. Тем не менее, компании оттягивают сроки реализации проектов нефтегазохимических кластеров вследствие их низкой коммерческой эффективности.

ский центр по снабжению промышленным сырьем и транспортному продвижению китайской продукции на другие территориальные рынки. В то же время, явных кооперационных выгод - таких, как получение заказов со стороны Китая, по мнению авторов, ждать не стоит.

Возможность переливания капитала из добывающего сектора в перерабатывающий в настоящее время в вертикально интегрированных компаниях существует. Тем не менее, компании оттягивают сроки реализации проектов нефтегазохимических кластеров вследствие их низкой коммерческой эффективности. Поэтому необходимым условием участия финансов добывающих компаний является приближение индикаторов коммерческой эффективности нефтегазохи-мических проектов к уровню перерабатывающих, что опять же невозможно без вмешательства государства.

Развитие транспортной инфраструктуры не является единственным направлением инфраструктурного развития. Хорошим вариантом может стать создание промышленных парков, промышленных зон и различных экономических объединений - таких, как технопарки и кластеры. Международный опыт показал, что развитие подобных образований позволяет добиться большей эффективности и улучшить качество продукции. Для создания подобного рода структур Дальний Восток, к примеру, имеет большой потенциал. Существующий Дальневосточный федеральный университет является мощным образовательным и научно-техническим центром, который может стать основой для создания кластеров и технопарков. Более того, огромная доля всех научно-технических разработок приходится именно на подобные экономические объединения.

Наиболее перспективной для региона политикой представляется путь инвестиционного прорыва в энергетике. Это не только и не столько солнечная, ветровая энергетика и тем более не про-

изводство биотоплива (в условиях роста потребления продовольствия и его острой нехватки в развивающихся странах использование растительного сырья, превращение продовольствия в топливо абсурдно). Инвестиционный прорыв должен быть направлен в энергетику на новых принципах, по сути, на революцию в энергетике, возможно, сопоставимую с переходом от паровой машины к электрической, что повлекло за собой появление нового технологического уклада. Такой инвестиционный прорыв, безусловно, станет привлекательным для подавляющего числа стран и особенно АТР.

Источником финансовых ресурсов для инвестиционного прорыва не может стать мировой рынок в силу существующих противоречий. Главным заказчиком и инвестором должно выступить государство, поскольку инвестиции носят фундаментальный и долгосрочный характер. Частный капитал, скорее, может играть роль субподрядчика. Ресурсы в России есть. Где их взять, как использовать, каковы здесь место и роль финансовых и банковских институтов - это отдельная проблема, требующая специального рассмотрения. Объединение инвестиционных ресурсов России и стран АТР и их локализация на российском Дальнем Востоке под проект прорыва вполне возможны. Тем не менее, открытым остается вопрос руководства данным мегапроектом, ведь будут затронут глобальные геостратегические интересы8.

Интересы экономических субъектов в сфере интеграционного освоения пространства с использованием рыночных принципов являются преимущественно корпоративными. С учетом тенденций развития мирового рынка и степени открытости российской экономики это означает, что вовлечение в интеграционные процессы в АТР может осуществляется на основе эксплуатации природных ресурсов, т.е. источником воспроизводства капитала выступает природная рента. Принимая во внимание

Развитие транспортной инфраструктуры не является единственным направлением инфраструктурного развития. Хорошим вариантом может стать создание промышленных парков, промышленных зон и различных экономических объединений - таких, как технопарки и кластеры.

использование преимущественно невозоб-новляемых природных ресурсов, можно полагать, что это приведет к «затуханию» индустриальной воспроизводственной деятельности9.

Говоря о региональном сотрудничестве, невозможно не затронуть тему региональной кооперации и недавно созданного Транс-Тихоокеанского партнерства. 15 ноября 2015 года договор о его создании был подписана всеми странами-участницами, среди которых отсутствовали Китай и Россия. Так, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц назвал крупнейшее в истории региональное соглашение о торговле и инвестициях фарсом10. Примечательно и мнение китайской стороны на проблему. Экономист Ма Гуанъюань пишет о том, что в условиях значительного экономического роста Китая достижение двенадцатью странами «торгового соглашения XXI века», исключающего Китай, точно не является моделью торговли XXI века, а, скорее, превращается в шутку мировой торговли XXI века.

Подытоживая прослеживаемые экономические интересы стран АТР, в частности, Китая, можно сделать вывод, что их интересует импорт научно-технических услуг, сырья, топлива и электроэнергии. О разделении труда и совместном производстве на территории России речь практически не идет. Например, в КНР - избыточные мощности. Население России в 140 млн чел. и сырьевая экономика - это «капля спроса» для КНР. Дальний Восток России - это колоссальный источник природных ресурсов и пространства для экономической экспансии КНР. По сути, в условиях западных санкций, при неблагоприятных экономических и политических условиях РФ переносит центр тяжести внешнеэкономических связей на Дальний Восток. КНР в этих обстоятельствах, вне сомнения, «выторгует» для себя сверхвыгодные позиции. Развивать экономику Дальнего Востока РФ для Китая просто бессмысленно из-за своей экспансивно индустриальной направленности.

Говоря о перспективах взаимодействия Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, можно с уверенностью заявить, что данный аспект будет

становиться все более актуальным в контексте развития мировой экономики. И чрезвычайно важно для руководства нашей страны и региона в частности осуществлять дальновидную политику диверсификации экономики, развития инвестиционной и социальной привлекательности региона, а также учитывать любые изменения в рамках динамично меняющегося сектора АТР. Но из-за ряда представленных в статье ограничений на данном этапе активная политика такой направленности требует огромных усилий и использования всего инвестиционного потенциала страны, -'(jjj

Литература

1. Социально-экономическое положение федеральных округов. 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]: стат. сб. / Росстат. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b15_20/Main.htm (дата обращения: 15.01.2016).

2. Демографический ежегодник России. 2014 [Электронный ресурс]: стат. сб./ Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B 14_16/Main.htm (дата обращения: 15.01.2016).

3. Жариков Е.П. Новые возможности и реалии развития экономики Дальневосточного региона // Азиатско-Тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2015. № 1 (34). С. 9-23.

4. Социально-экономическое положение федеральных округов. 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]: стат. сб. / Росстат. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b15_20/Main.htm (дата обращения: 15.01.2016).

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. M., 2014. 900 с.

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_169269/ (дата обращения: 04.01.2016).

7. Logistics Performance Index [Электронный ресурс]. URL: http://lpi.worldbank.org/international/ global (дата обращения: 12.12.2015).

8. Вотинцева Л.И., Туманов Е.С. Инвестиционный прорыв в контексте стратегий развития Дальневосточного региона России // Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР: материалы I науч.-практ. конференции с международ. участием, 18-19 нояб. 2014 г. Владивосток, 2014. С. 304-309.

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций «

9. Туманов Е.С. Интересы и ограничения развития Дальнего Востока Российской Федерации в современных геополитических условиях // Проблемы геополитики, истории, международных отношений, государственной безопасности: сб. ст. 8-й Международ. науч.-практ. конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы геополитики, геоэкономики, государственной безопасности, международных отношений. Продвижение НАТО

и Евросоюза на Восток как механизм ведения необъявленной войны», 15-16 мая 2014 г., Санкт-Петербург / науч. ред. А.П. Кудинов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 213-214. 10. The Trans-Pacific Free-Trade Charade [Электронный ресурс]. URL: https://www.proj-ect-syndicate.org/commentary/trans-pacific-part-nership-charade-by-joseph-e--stiglitz-and-adam-s--hersh-2015-10 (дата обращения: 22.11.2015).

INTEGRATION PROBLEMS OF RUSSIAN FAR EAST TO THE COUNTRIES OF ASIA AND PACIFIC REGION

E.S. Tumanov, Docent, A.K. Ravnyansky, student, A.I. Antonova, student, The department of world economics, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, estumanov@mail.ru, andreyravn@mail.ru, antonova1094@gmail.com

The article gives a brief analytic characteristic of social and economic situation of Russian Far East; it also gives an analysis of interaction intensification of Russian Far East and the countries of Asia and Pacific region, and explains the problem and contradictions of domestic economy in these countries' economies; the paper offers some ways of solutions. On the base of statistic material the authors have underlined a slight growth of industry's index; this index is not significant enough for this region; the region suffers decrease ofpopulation; the article characterizes the structure and dynamics of import and export goods and on the base of this fact there are some conclusions about this region's development perspectives in the context of economic conjuncture. The paper also focuses on the data by The Ministry of Economic Development of the Russian Federation, and according to these data, the share of transport expenditures in prime cost of domestic goods is about 20 %, taking into account the fact that in economically developed countries this index doesn't exceed 7 or 8 %. Besides, it is another negative factor for interrelation with Asia and Pacific countries. The special attention was paid to the indirect threats from improving collaboration with China. In particular, this "silent capture " of economy will bring Far East region of Russia to mere supplier of raw materials.

Key words: Asia Pacific, innovation policy, economic situation, regional innovation systems, growth rates of economic indicators, the population of the Far East.

References

1. Sotsial 'no-ekonomicheskoe polozhenie federal'nykh okrugov. 2011-2015 gg.: Stat. Sb. [Socioeconomic situation of Federal districts. 2011-2015. Stat. coll.]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b15_20/Main.htm (accessed 15.01.2016).

2. Demograficheskii ezhegodnik Rossii. 2014: Stat. sb. [Demographic Yearbook of Russia. 2014: Stat. coll.]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/ B14_16/Main.htm (accessed 15.01.2016).

3. Zharikov E.P. Novye vozmozhnosti i realii razvitiia ekonomiki Dal'nevostochnogo regiona [New opportunities and realities of economic development of the

far Eastern region]. Aziatsko-tikhookeanskii region: Ekonomika, politika, parvo - Asia Pacific: Economics, politics, law, 2015, no. 1 (34), pp. 9-23.

4. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie federal'nykh okrugov. 2011-2015 gg.: Stat. Sb. [Socioeconomic situation of Federal districts. 2011-2015. Stat. coll.]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b15_20/Main.htm (accessed 15.01.2016).

5. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie poka-zateli. 2015: Stat.sb. [The Regions Of Russia. Socio-economic indicators. 2015: Stat. coll.]. Moscow, 2014. 900 p.

6. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov [The forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2015 and on planning period 2016 and 2017]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_169269/ (accessed 04.01.2016).

7. Logistics Performance Index Available at: http:// lpi.worldbank.org/international/global (accessed 12.12.2015).

8. Votintseva L.I., Tumanov E.S. Investitsionnyi pro-ryv v kontekste strategii razvi-tiia Dal'nevostochnogo regiona Rossii [Investment breakthrough in the context of the development strategies of the far Eastern region of Russia]. Sovremennye tendentsii, perspek-tivy razvi-tiia ekonomiki i upravleniia v stranakh ATR: Materialy I nauch.-prak. konf. s mezhd. uchast-iem [Modern tendencies and prospects of development of economy and management in the Asia-Pacific region: proceedings of the I scientific.-practice. conf. with int. participation]. Vladivostok, 2014, pp. 304-309.

9. Tumanov E.S. Interesy i ogranicheniia razvitiia Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Fede-ratsii v sovre-

mennykh geopoliticheskikh usloviiakh [Interests and constraints of development of the Far East of the Russian Federation in the modern geopolitical conditions]. Problemy geopolitiki, istorii, mezhdunarod-nykh otnoshenii, gosudarstvennoi bezopasnosti: sbornik statei Vos'moi mezhd. nauch.-prak. konf. «Fundamental'nye i prikladnye problemy geopoli-tiki, geo-ekonomiki, gosudarstvennoi bezopasnosti, mezhdunarodnykh otnoshenii. Prodvizhenie NATO i Evrosoiuza na Vostok kak mekhanizm vedeniia neob»iavlennoi voiny» [Issues of geopolitics, history, international relations, national security: collection of articles Eighth int. scientific.-practice. Conf. «Fundamental and applied problems of geopolitics, geo-Economics, national security, international relations. The expansion of NATO and the European Union to the East as a maintenance mechanism of an undeclared war»]. St. Peterburg, Izd-vo Politekhn. un-ta Publ., 2014, pp. 213-214.

10. The Trans-Pacific Free-Trade Charade. Available at: https://www.project-syndicate.org/commen-tary/trans-pacific-partnership-charade-by-joseph-e--stiglitz-and-adam-s--hersh-2015-10 (accessed 22.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.