УДК 339.543 ББК 65.5
П.Ю. САМОЙЛЕНКО
Проблемы стратегического развития международного сотрудничества регионов ДФО со странами АТР в условиях финансового кризиса
Рассматриваются проблемы развития международного сотрудничества регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) со странами Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в условиях финансово-экономической стагнации.
Ключевые слова: международное сотрудничество, информационная экономика, брендинг территории, инвестиции, проекты, углеводороды.
P.Y. Samoylenko
Challenges for strategic development of the international cooperation between the regions of the Far Eastern Federal District and Asia-Pacific Region The article deals with the topical issues of the international economic cooperation between the Russian Far East and North-East Asian and Pacific Rim countries under the conditions of economy stagnation. The paper dwells on potential joint businesses.
Keywords: international cooperation, information economy, branding of the area, investments, projects, hydrocarbons.
Финансовый кризис и тренд на девальвацию российского рубля в течение всего 2014 г. могут стать факторами, серьезно угрожающими развитию международных проектов на российском Дальнем Востоке, стратегически важных для страны в условиях реализации «Восточного вектора» и диверсификации мировых хозяйственных связей России в пользу стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) [5]. При этом существуют как общероссийские, так и региональные факторы, которые могут существенно снизить инвестиционную привлекательность регионов Дальневосточного федерального округа для зарубежных инвестиций, а также в определенной мере и подорвать стратегическое влияние России в АТР. Следует отметить, что одним
САМОЙЛЕНКО Петр Юрьевич — кандидат политических наук, доцент Школы гуманитарных наук ДВФУ, г. Владивосток.
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
43
из ключевых факторов при этом остается информационный аспект - формирование брендинга территорий ДФО как инвестиционно-привлекательных для зарубежных инвесторов [1].
В настоящее время Дальний Восток России, а точнее его южные и восточные регионы - Приморский и Хабаровский края, Сахалинская и Амурская области, интегрированы в международное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
При этом необходимо разделять как стратегические и внешнеполитические аспекты отношений, так и собственно международное экономическое сотрудничество, хотя эти направления на практике оказываются взаимосвязанными.
Если в стратегическом отношении политика России направлена в основном на удержание стратегического паритета в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сохранение реального влияния на события в Северо-Восточной Азии (СВА), прежде всего, на ситуацию на Корейском полуострове, то в рамках внешнеэкономической деятельности первейшей стратегической задачей становится вхождение на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, создание несырьевого экспорта, привлечение иностранных инвестиций в экономику российского Дальнего Востока [2].
В стратегическом отношении приоритетными сохраняются отношения преимущественно с КНР и КНДР; в экономическом отношении через Дальний Восток Россия стремится развивать отношения с КНР и Республикой Корея.
Несмотря на предпринимаемые на уровне федерального центра усилия, в том числе проведение в 2012 г. во Владивостоке саммита АТЭС, на сегодняшний день реальное международное сотрудничество регионов ДФО со странами АТР и СВА развивается крайне слабо.
Так, на развитие международных проектов ориентированы Сахалинская область (добыча и экспорт углеводородов) и Приморский край (проекты транспортировки и экспорта углеводородов, строительство и эксплуатация нефтепровода ВСТО-2, строительство Восточной нефтехимической компании и завода СПГ (сжиженного природного газа), реализация проекта развития Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР, и др.). Оба этих региона потенциально ориентированы как на СВА, так и на АТР в целом. По объективным причинам Хабаровский край и Амурская область задействованы преимущественно в проектах, ориентированных на Китай, так как имеют протяженную границу с северо-восточными провинциями КНР - Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин.
Основными препятствиями интеграции регионов ДФО в АТР остаются сырьевой характер и слабость их экономики, отсутствие реальных достижений в развитии туристических проектов. К примеру, во Владивостоке до сих пор окончательно не достроены и не введены в строй две пятизвездочные гостиницы Hyatt, которые первоначально должны были быть сданы
44
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014
в эксплуатацию еще в 2012 г. и ориентированы на туристов и бизнес-делегации стран АТР. Неясны также перспективы строительства игорной зоны в пригороде Владивостока.
Основными причинами, сдерживающими развитие сотрудничества и привлечение инвестиций, являются следующие:
- высокие транспортные и энергетические затраты;
- узкий рынок труда, высокая стоимость рабочей силы;
- слабая конкурентоспособность местных производств;
- необходимость существенных финансовых вложений и инвестиций в совместные производства.
Соответственно, для увеличения сотрудничества российского Дальнего Востока со странами АТР, необходимо:
- развитие в регионах ДФО инфраструктуры, прежде всего ориентированной на развитие реального сектора экономики;
- снижение затрат, связанных с организацией и функционированием бизнеса;
- создание налоговых и прочих льгот для инвесторов;
- структурные изменения в региональной экономике с целью повышения ее инновационности.
Следует отметить, что Россия заинтересована в развитии отношений со странами АТР, однако практическое развитие этих отношений зависит от конкретных проектов, которые возможно реализовать на уровне регионов Дальневосточного федерального округа [3].
В странах АТР и СВА существуют свои ожидания от российского Дальнего Востока: для КНР регионы ДФО интересны, прежде всего, с точки зрения развития приграничного торгово-экономического сотрудничества и импорта российских ресурсов; для КНДР Россия сохраняется как стратегический партнер. В настоящее время реальные экономические связи достаточно слабы, КНДР экономически интегрируется в большей степени в КНР; для Республики Корея интересны как вопросы экспорта российских ресурсов (прежде всего углеводородов), так и импорт в Россию собственных товаров (в основном электроники и автомобильной спецтехники); Япония сохраняет достаточно слабые связи с Россией и нерешенные стратегические противоречия в форме проблемы «северных территорий».
Очевидно, что в последние годы основным игроком в АТР, на которого был сориентирован российский Дальний Восток, являлся Китай. Именно для КНР, как крупнейшего участника азиатского рынка и одного из основных торговых партнеров России, строились газопровод и нефтепровод от сибирских месторождений до портов Приморского края. Именно на Китай, как стратегического партнера в АТР, сориентирована Россия в вопросах безопасности в АТР и СВА. В 2013 г. к Китаю добавилась Республика Корея как крупнейшая развивающаяся экономика АТР. Можно утверждать, что ориентация России на эти государства в международном сотрудничестве должна
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
45
сохраниться как доминирующий тренд и в 2014 г. К примеру, проект игорной зоны во Владивостоке ориентирован преимущественно на граждан КНР, которые в настоящее время посещают в основном казино в Макао.
Начало экономической рецессии и девальвация национальной валюты в январе 2014 г. могут стать факторами дальнейшего снижения инвестиционной привлекательности регионов ДФО для интеграции в АТР, усугубить национальную зависимость (особенно регионов Дальнего Востока) от экспортных товаров. По продовольственным товарам сегодня эта зависимость для России составляет около 50-60%, по медикаментам - около 80-85%, по бытовой технике и электронике - 90-95%. Все эти товары, представляющие продукты массового потребления, в процессе девальвации будут дорожать. Соответственно, под угрозой окажутся и многие совместные проекты, актуальные для Дальнего Востока. К примеру, продукция автомобильного предприятия «Соллерс» во Владивостоке, занимающегося сборкой автомобильной техники марок Fiat, Ford, Hyundai и ряда других, - будет неизбежно дорожать, а спрос на нее, соответственно, - падать.
Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета в настоящее время превышает 52%. В условиях затухающего роста этих доходов правительство планирует компенсировать это за счет производств, ориентированных на экспорт. Подобными проектами, применительно к Дальнему Востоку, являются еще не завершенные, но достаточно крупные даже в национальном масштабе проекты строительства Восточной нефтехимической компании (ЗАО «ВНКХ») и завода по сжижению природного газа, ориентированные на переработку и экспорт углеводородов в АТР. Пока сложно сказать, насколько внутренние проблемы России повлияют на интерес стран АТР, прежде всего Китая и Республики Корея, к Дальнему Востоку России, но недооценивать эти факторы не следует.
Опрос некоторых иностранных экспертов, представителей стран СВА, находящихся на Дальнем Востоке России, позволяет сделать вывод: существуют реальные опасения со стороны этих стран, что удешевление рубля по отношению к валютам развитых стран существенно подорвет российскую экономику и снизит вероятность развития международных проектов с ее участием в АТР. Аналогичные опасения высказывают и представители деловых кругов Приморского края: в условиях практического отсутствия конкурентоспособных товаров и незавершения сырьевых проектов (ВНКХ и СПГ) Российский Дальний Восток оказывается в невыгодном положении со странами АТР и СВА. Под угрозу также ставятся и туристическо-рекреационные (включая игорную зону) проекты, реализация которых на сегодняшний день не завершена.
Необходимо отметить также, что экономическая стагнация в России скорее всего негативно скажется и на стратегических аспектах взаимодействия со странами АТР, поскольку сузит бюджетные возможности и затруднит обновление военной инфраструктуры, поставит под угрозу военное присутствие
46
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014
России в ключевых узлах СВА в условиях эскалации противоречий между Японией и КНР и сохранением напряженности на Корейском полуострове.
Прогнозные сценарии развития ситуации, с учетом информационного фактора продвижения территории, можно сформулировать следующим образом:
- Оптимистичный сценарий базируется на тезисе о возможностях расширения экспорта в условиях удешевления национальной валюты. При этом очевидно, что реализация такого сценария для России и регионов Дальнего Востока возможна только при условии повышения конкурентоспособности российской экономики. Основным направлением в данном случае является развитие инновационных производств на территории регионов ДФО, в том числе в формате территорий опережающего развития - так называемых ТОРов1 [6].
- Инерционный сценарий базируется на прогнозе сохранения основных трендов развития регионов ДФО в рамках существующих тенденций сырьевой экономики. В рамках данного сценария пока сложно предсказать сроки введения в строй российских «углеводородных» проектов международного уровня - ВНКХ и СПГ, а также их реальное влияние на существующую конъюнктуру в АТР.
- Пессимистический сценарий базируется на возможности дальнейшей экономической рецессии отечественной экономики и обвала (резкого и многократного удешевления) национальной валюты, в условиях чего существенно сократится внутреннее потребление и импорт, а условия для увеличения или сохранения экспорта будут возможны только при выполнении условий, указанных в оптимистичном сценарии.
Таким образом, начавшиеся в 2014 г. проблемы на финансовом рынке в России могут поставить под угрозу развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и национальные позиции в этом регионе.
Способы реагирования на эту угрозу видятся в необходимости организационных, политических и экономических мер, направленных на повышение привлекательности российского Дальнего Востока для стран АТР и усиление влияния России на процессы в регионе. При этом все более существенную роль должна играть информационная составляющая, в основе которой - формирование брендинга территории ДФО как инвестиционно-привлекательного региона [4].
Список литературы
1. Брендинг территории // Ex Libris [Электроннный ресурс]. Режим доступа: http://www.exlibris.ru/services/branding_territorial
1 Полпред президента в ДФО Ю. Трутнев сделал публичное заявление о необходимости организации на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) - второго российского наукограда по образу Сколково [7].
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
47
2. Дьяков В.И. Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в Северной Пацифике // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 3 (64).
3. Ерошенко С.С. Правовое и политическое положение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе / С.С. Ерошенко, В.И. Дьяков // Развитие национального законодательства в условиях глобализации: опыт России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона / отв. ред. А.И. Коробеев: материалы междунар. науч.-практ. конф. Дальневост. федер. ун-та. Владивосток, 2011.
4. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11-23.
5. Льготы в чистом поле [Электронный ресурс] // Рос. газета. 2014. 22 апр. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/22/vostok.html
6. Путин о ТОРах на Дальнем Востоке: «Нельзя делать вид, что мы что-то делаем...» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sesti.ru/ news/2014/08/01/1692.html
7. Путин приказал узаконить ТОРы на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aprpress.com/economics/8719-putin-prikazal-uzakonittory-na-dalnem-vostoke
Запреты и ограничения во внешней торговле государств - членов Таможенного союза: учебное пособие. Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 142 с.
Учебное пособие ориентировано на обеспечение учебного процесса по программе дополнительного профессионального образования «Актуальные вопросы соблюдения запретов и ограничений», рассматривается система мер, направленных на защиту внутреннего рынка от негативного воздействия экономических факторов из-за рубежа. Особое внимание уделено анализу изменений в области запретов и ограничений, произошедших в процессе формирования Таможенного союза.
Предназначено для государственных гражданских служащих таможенных органов РФ, слушателей Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Российской таможенной академии и факультетов повышения квалификации филиалов.