Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. ЧАСТЬ 1'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Сергей Викторович

Раскрыты методические подходы к описанию инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП). Проанализированы противоречия, проблемы действенности институциональных средств регулирования эффективности функционирования разных форм ГЧП в российской экономике. Выделены некоторые недостатки законодательной базы как важного институционального инструмента развития ГЧП и регулирования экономических отношений. Обоснована целесообразность расширенного применения корпоративной формы партнерства и коррекции институтов и механизмов правового регулирования взаимовыгодных партнерских отношений, в том числе с участием акционерных обществ. Предложено расширить классификацию форм ГЧП для поиска путей совершенствования правового поля функционирования ГЧП и на этой теоретико-методологической основе внести ряд изменений в соответствующие законодательные акты. Цель: на основе анализа и расширенного толкования сущности и содержания ГЧП расширить классификацию их форм и предложить новые институциональные средства регулирования процессов партнерского взаимодействия государственных структур с предприятиями и социально-экономического развития территории. Метод или методология проведения работы: методология институциональной экономики; методы классификации, анализа экономических отношений и противоречий развития разных форм ГЧП, синтеза решений; проектный и системный, комплексный подход. Результаты: расширена классификация форм ГЧП, а также толкование сущности и содержания партнерских отношений между государством и бизнесом; представлена матричная модель сравнительных характеристик разных форм ГЧП; обоснована необходимость развития институциональных средств регулирования социально-экономического развития территорий с опорой на разные формы ГЧП; разработаны рекомендации по совершенствованию законодательной базы, способствующие повышению эффективности ГЧП и ускорению социально-экономического развития территорий. Область применения результатов: представленные решения и рекомендации предназначены для использования органами законодательной и исполнительной власти для регулирования экономических отношений при активном применении разных форм ГЧП с целью ускорения социально-экономического развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AREA BASED ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS. PART 1

Methodical approaches to the description of the tools of public-private partnership (PPP) are disclosed. The contradictions and problems of effectiveness of institutional means of regulating the functioning of the different forms of PPP in the Russian economy are analyzed. Some shortcomings of the legislative framework as an important institutional tool for the development of PPP and regulation of economic relations are identificated. The expediency of the expanded application of the corporate form of partnership and correction institutions and mechanisms of legal regulation of mutually beneficial partnerships, including with the participation of joint-stock companies, is proved. It is proposed to extend the classification of PPP forms to search for ways to improve the functioning of the legal framework of PPP and on this theoretical and methodological basis to make a number of changes in the relevant legislation. Purpose: to expand the classification of PPP based on the analysis and extended interpretation of the nature and content of PPP and to offer new institutional means of regulating the processes of partnerships cooperation between government structures and companies for social and economic development of the territory. Methodology: methodology of institutional economics; classification methods, the analysis of economic relations and contradictions in the development of different forms of PPP, the synthesis solutions; design and systemic, comprehensive approaches. Results: classification of forms of PPP and interpretation of the nature and content of partnerships between government and business are expanded; matrix model of comparative characteristics of different forms of PPP is presented; the necessity of the development of the institutional means of regulating the social and economic development of territories based on the different forms of PPP is proved; recommendations for improving the legislative framework conducive to the efficiency of PPP and accelerate socio-economic development of territories are developed. Practical implications: the presented solutions and recommendations are intended for use by the legislative and executive powers to regulate economic relations with the active use of various forms of PPP to accelerate socio-economic development of territories.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. ЧАСТЬ 1»

DOI: 10.12731/2070-7568-2017-1-79-102 УДК 332.012:332.025.2:332.1

социально-экономическое развитие территории на основе государственно-частного партнерства.

часть 1

Захаров С.В.

Раскрыты методические подходы к описанию инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП). Проанализированы противоречия, проблемы действенности институциональных средств регулирования эффективности функционирования разных форм ГЧП в российской экономике. Выделены некоторые недостатки законодательной базы как важного институционального инструмента развития ГЧП и регулирования экономических отношений. Обоснована целесообразность расширенного применения корпоративной формы партнерства и коррекции институтов и механизмов правового регулирования взаимовыгодных партнерских отношений, в том числе с участием акционерных обществ. Предложено расширить классификацию форм ГЧП для поиска путей совершенствования правового поля функционирования ГЧП и на этой теоретико-методологической основе внести ряд изменений в соответствующие законодательные акты.

Цель: на основе анализа и расширенного толкования сущности и содержания ГЧП расширить классификацию их форм и предложить новые институциональные средства регулирования процессов партнерского взаимодействия государственных структур с предприятиями и социально-экономического развития территории.

Метод или методология проведения работы: методология институциональной экономики; методы классификации, анализа экономических отношений и противоречий развития разных форм

ГЧП, синтеза решений; проектный и системный, комплексный подход.

Результаты: расширена классификация форм ГЧП, а также толкование сущности и содержания партнерских отношений между государством и бизнесом; представлена матричная модель сравнительных характеристик разных форм ГЧП; обоснована необходимость развития институциональных средств регулирования социально-экономического развития территорий с опорой на разные формы ГЧП; разработаны рекомендации по совершенствованию законодательной базы, способствующие повышению эффективности ГЧП и ускорению социально-экономического развития территорий.

Область применения результатов: представленные решения и рекомендации предназначены для использования органами законодательной и исполнительной власти для регулирования экономических отношений при активном применении разных форм ГЧП с целью ускорения социально-экономического развития территорий.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; экономические отношения; классификация; институциональные средства регулирования; органы власти; региональная экономика; развитие; проектный подход; модель.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AREA BASED ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS.

PART 1

Zakharov S.V

Methodical approaches to the description of the tools ofpublic-pri-vate partnership (PPP) are disclosed. The contradictions and problems of effectiveness of institutional means of regulating the functioning of the different forms ofPPP in the Russian economy are analyzed. Some shortcomings of the legislative framework as an important institutional

tool for the development of PPP and regulation of economic relations are identificated. The expediency of the expanded application of the corporate form of partnership and correction institutions and mechanisms of legal regulation of mutually beneficial partnerships, including with the participation of joint-stock companies, is proved. It is proposed to extend the classification of PPP forms to search for ways to improve the functioning of the legal framework of PPP and on this theoretical and methodological basis to make a number of changes in the relevant legislation.

Purpose: to expand the classification of PPP based on the analysis and extended interpretation of the nature and content of PPP and to offer new institutional means of regulating the processes ofpartnerships cooperation between government structures and companies for social and economic development of the territory.

Methodology: methodology of institutional economics; classification methods, the analysis of economic relations and contradictions in the development of different forms of PPP, the synthesis solutions; design and systemic, comprehensive approaches.

Results: classification of forms of PPP and interpretation of the nature and content of partnerships between government and business are expanded; matrix model of comparative characteristics of different forms of PPP is presented; the necessity of the development of the institutional means of regulating the social and economic development of territories based on the different forms ofPPP is proved; recommendations for improving the legislative framework conducive to the efficiency of PPP and accelerate socio-economic development of territories are developed.

Practical implications: the presented solutions and recommendations are intended for use by the legislative and executive powers to regulate economic relations with the active use of various forms of PPP to accelerate socio-economic development of territories.

Keywords: public-private partnership; economic relations; classification; institutional means of regulation; authorities; regional economics; development; project approach; model.

Проблемы и противоречия социально-экономического развития территорий Замедление темпов социально-экономического развития российских территориальных образований связано не только и не столько с внешними экономическими и политическими санкциями, а с противоречиями в экономических отношениях внутри российской экономики, в том числе недостаточно широком и успешном применении ГЧП в хозяйственной практике. Проблемы регулирования партнерских отношений могут быть преодолены путем развития теоретико-методологической базы регионального управления и совершенствования институциональных инструментов, направленного на повышение действенности институтов и механизмов государственного управления, обеспечивающих взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса.

Особую актуальность в современных условиях развития экономики Российской Федерации приобретает формирование основных положений новой концепции финансирования программ социально-экономического развития региона и муниципальных образований на основе ГЧП, в том числе муниципально-частного партнерства.

Отметим, что в настоящем исследовании не разделяются разные виды ГЧП и предлагаемые решения могут быть реализованы на федеральном, региональном и/или муниципальном уровне.

Теоретико-методологическая база исследования ГЧП послужило предметом многих исследований, созданы основы теории, методы, инструменты и механизмы регулирования партнерских отношений, которые нашли применение в российской практике регионального управления (см., например, [3, 5, 13, 15, 16, 24, 34-36]). Термин «государственное частное партнерство», который встречается в российских изданиях, является дословным переводом от английского словосочетания Public-Private Partnership (PPP). Данный термин в зарубежной литературе характеризует любое направление сотрудничества субъектов государственного сектора и бизнеса [25]. Влияние определенного субъективизма при пе-

реводе терминов и их дефиниций определило терминологические вариации, которые встречаются в научных публикациях и практике управления, в том числе используются термины: «частно-государственное (муниципальное) партнерство»; «государственно-частное партнерство»; «частно-публичное партнерство». Вариативны и дефиниции каждого из приведенных терминов.

Важно учитывать и то, что ГЧП предполагает достижение взаимовыгодного компромисса, согласующего интересы государства, территорий и бизнеса, подчиненные приоритетам социально-экономического развития экономики страны и отдельных ее территорий. Этот компромисс служит стимулом развития партнерских отношений, их инвестиционной поддержки и активного внедрения инноваций.

Видимо, самое общее определение ГЧП дает В.Г. Варнавский: «Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и сферы услуг, научно-исследовательских работах и инновационных разработок» [3].

В регулировании развития разных форм ГЧП используется теоретическая база институциональной экономики [11, 12, 19, 20, 28].

Основой гражданского общества считается партнерство трех секторов: государство, бизнес, общественность. Вопросы и проблемы ГЧП приобретают актуальность в связи с поиском путей ускорения социально-экономического развития России и ее территорий. В трудах российских ученых рассматриваются разные аспекты партнерских отношений, анализируется зарубежный опыт ГЧП, анализируются его положительные и отрицательные моменты, предлагаются решения по совершенствованию нормативного регулирования экономических отношений, разрабатываются механизмы его внедрения в России [1, 3, 5, 8, 9, 18, 26, 29, 33]. В работах Д.Л. Ершова ГЧП рассматривается как правовой механизм согласования интересов в рамках реализации экономических проектов и обеспечения равноправия государства и бизнеса [8]. К.Л. Жихарев определяет ГЧП как контракт между частным сектором и государственным сектором для предоставления определенной общественной услуги [9].

Значительное количество публикаций, посвященных партнерству государства и частного сектора освещается в информационных ресурсах Всемирного банка [4].

Опираясь на результаты анализа публикаций, можно говорить о том, что общее видение партнерства следует представлять как сочетание возможностей и ресурсов контрагентов государственного и частного секторов, где каждая из сторон выполняет то, что ей удается лучше всего. Поэтому ГЧП в современных условиях российской экономики автором определяется как один из инструментов межсекторного взаимодействия.

Отметим, что практика ГЧП нашла свое отражение в Единой информационной системе ГЧП в России, представленной на ресурсе http://www.pppi.ru/, который зарегистрирован в федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свид. о рег. эл № фс77-52797 от 08.02.2013).

ГЧП получило распространение во многих отраслях экономики России [5, С. 2], но это не означает, что потенциал социально-экономического развития национальной и региональных экономик на основе партнерских отношений государства, бизнеса и общества исчерпан.

Анализ публикаций показывает, что в большинстве исследований остаются недостаточно проработанными вопросы классификации форм ГЧП, инструментов и методов регулирования партнерских отношений с целью ускорения социально-экономического развития России и ее территорий, повышения эффективности национальной и региональных экономик. Целесообразно продолжить углубленное исследование сущности и содержания ГЧП, классификации его форм, институциональных средств регулирования, а также влияния ГЧП на социально-экономическое развитие территорий.

Результаты исследования и синтеза решений

Инструментарий, обеспечивающий функционирование механизма ГЧП в условиях развития российской экономики, можно представить в следующих видах: аренда и временная передача прав, сервисные контракты, управляющие контракты, концесси-

онное соглашение, создание совместных акционерных компаний с долевым участием государства и частного капитала.

Исходя из анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов [1, 9, 25] по данной проблематике целесообразно расширить классификацию форм ГЧП по набору классификационных признаков, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация гчП

№ п/п Классификационный признак Классификационная структура

1. Институционали-зация - организационная модель; - модель финансирования; - кооперационная модель.

2. Масштаб - межгосударственные; - национальные; - региональные; - местные.

3. Срок - долгосрочные; - среднесрочные; - краткосрочные.

4. Структура финансирования - акционерный капитал; - субординированное финансирование; - долговое финансирование.

5. Сфера - природные ресурсы; - инфраструктура; - общественные услуги; - отдельные виды государственной монополии.

6. Инструменты - смешанные договора и контракты жизненного цикла; - контракт на строительство объектов; - контракт на расширение, восстановление или реконструкцию существующих объектов; - контракт на обслуживание.

7. Формы - концессия; - договоры аренды; - лизинговый контракт; - совместные акционерные общества; - частные финансовые инициативы, благотворительные фонды, пожертвования и пр.

Классификация по приведенным признакам отражает сущность и, отчасти, содержание ГЧП, которая связана с интеграционной формой взаимодействия государства, общества и бизнеса. Подобные многосторонние партнерства возникают в силу того, что в современных условиях упомянутые сектора из-за различных обстоятельств в одиночку не способны решать проблемы устойчивого развития.

Некоторое расширение классификации ГЧП позволяет сделать еще один шаг в развитии партнерских отношений государства, бизнеса и общества.

Сравнительная характеристика предложенных форм взаимодействия государства и бизнеса, представленная в таблице 2, предполагает их дифференциацию по следующим признакам: субъект инициирования; добровольность; формализованость партнерских отношений; временной горизонт их продолжительности; уровень решения задач и характер мотивов установления данных отношений.

Таблица 2.

Матрица типизации форм взаимодействия государства и бизнеса в рамках гчП

Форма Критерии типизации форм ГЧП в рамках социально-экономи- Примечание

взаи- ческого развития территории

модей- Ини- Доброволь- Форма- Уровень Вре- Мотив

ствия циатор ГЧП ность лизован- ность отношений решаемых задач менной горизонт в ГЧП

Непо- Государ- Доброволь- Форма- Стра- Долго- Эконо- Формирова-

сред- ство ная для го- лизованы тегиче- сроч- миче- ние благопри-

ствен- сударства и в виде ский ный ский, ятного инве-

ная принудительная для бизнеса законодательной базы социальный стиционного климата

Стра- Частный Доброволь- Неформа- Стра- Долго- Эконо- Реализация

теги- бизнес ная лизован- тегиче- сроч- миче- концепции

ческая ная ский ный ский, корпоратив-

иници- соци- ной социаль-

атива альный ной ответственности (КСО)

Форма Критерии типизации форм ГЧП в рамках социально-экономи- Примечание

взаи- ческого развития территории

модей- Ини- Доброволь- Форма- Уровень Вре- Мотив

ствия циатор ность лизован- реша- менной в ГЧП

ГЧП ность емых гори-

отноше- задач зонт

ний

Такти- Частный Доброволь- Неформа- Такти- Кратко- Лич- Финансирова-

ческая бизнес ная лизован- ческий сроч- ност- ние социаль-

иници- ная ный ный ных меропри-

атива ятий в период

предвыборной

кампании

Инте- Государ- Доброволь- Формали- Стра- Долго- Эконо- Концессион-

граци- ство и ная зованы в тегиче- сроч- миче- ные договоры,

онная частный виде кон- ский, ный, ский, договоры

бизнес трактных такти- кратко- соци- аренды, со-

обяза- ческий сроч- альный вместные

тельств ный предприятия,

контракты на

управление,

сервисные

контракты

и т.д.

При- Госу- Принуди- Нефор- Стра- Долго- Лич- Коррупцион-

нуди- дарство тельная для мальные тегиче- сроч- ный ные действия

тель- (как ис- бизнеса нормы ский, ный, органов вла-

ная точник такти- кратко- сти различно-

принуж- ческий сроч- го уровня

дения), ный

бизнес

(как

ответ на

принуж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дение)

С позиции теории постиндустриального общества, раскрытой во множестве публикаций (см., например, [2, 7, 10, 17, 21, 23]), взаимодействие государства, общества и бизнеса способствует распространению принципов социальной ответственности, модернизации системы человеческих ценностей и психологических ориентиров как главного фактора повышения качества жизни в стране и, соответственно, производства общественного блага.

В России уже сформирована значительная по объему законодательная база для реализации разных форм государственно-частного партнерства, а также сформированы отдельные институциональные структуры и механизмы реализации такого взаимодействия. В перспективе необходимо выйти на равноправное целевое государственно-частное партнерство во всех направлениях общественного развития. Главным образом, законодательное обеспечение должно мотивировать инновационную активность физических и юридических лиц, ликвидировать имеющиеся административные барьеры для частного бизнеса, развивать и совершенствовать рыночную конкуренцию. В пакет соответствующих законопроектов, определяющих государственно-частное партнерство в России, входит и проект Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года.

Гражданским кодексом РФ (далее Кодекс) закреплен принцип свободы договора (ст. 1). Стороны могут определить условия договора по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Кодекс предоставляет участникам свободу в выборе условий договора и заключении любых договоров, как предусмотренных, так и прямо не предусмотренных Кодексом, но не противоречащих ему (ст. 421). Стороны могут заключать договора, в которых содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанные договоры) (п. 3 ст. 421). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п.3 ст. 421). К таким смешанным договорам можно отнести контракты, заключаемые по двум основным схемам: «строительство-эксплуатация-передача» от английского словосочетания BOT (build-operate-transfer); «строительство-аренда-эксплуатация-передача» или BLOT (build-lease-operate-transfer). Также используются контракты жизненного цикла: «приобретение-строительство-эксплуатация» или BBO (buy-build-operate); «строительство-владение-эксплуатация» или

BOO (build-own-operate); «строительство-владение-эксплуатация-передача» или BOOT (build-own-operate-transfer); «проектирование-строительство-финансирование-эксплуатация» или DBFO (design-build-finance-operate); «участие в финансировании» или FO (finance only); «контракт на эксплуатацию и обслуживание» или O&M (operation &maintenance contract); «проектирование-строительство» или DB (design- build). Во второй части Кодекса содержатся нормы, позволяющие применять данные инструменты в российской практике [6].

Отношения государственных и частных партнеров в рамках данных инструментов оформляются смешанными договорами, содержащими элементы различных договоров. Кроме этого, Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает главой 5 проведение конкурса на определение частного партнера для реализации проекта ГЧП [31].

Отдельно стоит остановиться на корпоративной форме партнерства, использование которой предусмотрено соответствующими законами [30]. Для России эта форма также приемлема, поскольку она фактически уже успешно используется, но в других видах сотрудничества государства и частного бизнеса (прежде всего, это касается созданных в процессе корпоратизации или приватизации так называемых смешанных акционерных обществ с различной степенью участия государства в уставном капитале).

Хотя корпоративная форма партнерства не закреплена Законом «О государственно-частном партнерстве ...», однако последний среди договоров, опосредующих отношения партнерства (ст. 2 п.4), определяет договор о совместной деятельности. Фактически им является договор учредителей акционерного общества и другие виды договоров (акционерное соглашение - договор партнеров, которые одновременно являются акционерами определенного акционерного общества).

Применение корпоративной формы партнерства требует соответствующего правового регулирования с целью установления более или менее четких правил использования акционерных обществ, способных обеспечить финансирование проектов партнерства не только за счет средств партнеров, но и акционеров-инвесторов, приобретающих акции такого общества с целью получения прибыли. Однако действующее законодательство РФ, регулирующее акционерные и связанные с ними отношения, не учитывает возможность построения взаимодействия на условиях ГЧП с помощью акционерных обществ, соглашений акционеров и выпуска акций.

С 2006 года действует Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Концессия как форма ГЧП является важным инструментом не только для привлечения инвестиций в экономику России, но и позволяет эффективно использовать новые технологии. Механизмы данного закона уже используются в жилищно-коммунальном хозяйстве, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов. Закон также дает возможность зарубежным компаниям при долевом участии подключаться к разработке местных природных ресурсов в обмен на доступ к передовым технологиям.

Усилению роли ГЧП может послужить и создание Национального центра развития ГЧП (при Банке развития), который будет оказывать содействие при разработке новых проектов и направлений партнерства государства и бизнеса [27]. ГЧП способствовало бы постепенному переходу к современным стандартам, отвечающим требованиям последних достижений научно-технического развития и уровню инновационного развития экономики [14].

В экономической практике широко используются методы и инструменты управления проектами [22], а инвестиционная поддержка проектов ГЧП способствует их эффективной и скорой реализации. При этом целесообразно опираться на зарубежный опыт построения инвестиционных механизмов [28].

Таким образом, государственно-частное партнерство должно стать эффективным инструментом экономической политики в пла-

не социально-экономического развития конкретной территории.

Для применения корпоративной формы партнерства необходимо внести ряд изменений в соответствующие правовые акты:

1. ФЗ «О государственно-частном партнерстве...» [31] требует доработки в части основных принципов использования корпоративной формы партнерства, включая различные ее модификации: основание акционерного общества партнерами, приобретение государственным партнером акций в частном акционерном обществе или наоборот приобретение частным партнером акций в государственном акционерном обществе, выкуп государственным и частным партнерами контрольного пакета акций в действующем акционерном обществе. Выделим особенности, которые необходимо закрепить законодательно: управление обществом, правовое положение акционеров-партнеров и акционеров-инвесторов, акции общества, прекращение или ликвидация такого общества.

2. В ФЗ «Об акционерных обществах» [32] необходимо внести следующие изменения: закрепить понятие «акционерного соглашения» и требования к нему, а также особенности применения такого соглашения при использовании корпоративной формы ГЧП; предусмотреть возможность использования учредительного договора как договора государственного и частного партнеров для установления отношений ГЧП, установив особые требования к нему (по его содержанию, сроку действия, оснований прекращения, последствий для сторон в случае невыполнения договорных обязательств); определить особенности корпоративных прав акционеров в обществе, что структурирует отношения партнерства, в зависимости от их правового статуса - акционеры-партнеры и акционеры-инвесторы, а также порядка их реализации; закрепить возможность особого порядка принятия решений по проектам ГЧП в таком обществе (в соответствии с договором между партнерами) и основания прекращения общества, если его создание и функционирование было связано исключительно с реализацией проектов партнерства.

3. ФЗ «О рынке ценных бумаг» [30] нуждается в доработке в части наделения соответствующими полномочиями федерально-

го органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг относительно решения дополнительных вопросов регулирование порядка эмиссии и обращения акций обществ, опосредующих партнерство путем установления соответствующих требований, в т.ч. к их эмиссии; контроль за их соблюдением; применение санкций к таким обществам и их акционерам-партнерам в случае нарушения ими указанных требований.

Таким образом, реализация механизма ГЧП с набором соответствующих инструментов, которые прописаны в правовом поле, позволяет решать фундаментальные задачи, а именно:

- повышение эффективности отношений между государством, муниципалитетом и бизнесом в части финансового взаимодействия при реализации совместных проектов;

- обеспечение эффективного использования государственной инфраструктуры и ресурсов;

- достижение поставленных целей и задач в рамках гарантированных программ развития;

- повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

Финансирование программ социально-экономического развития

Рис. 1. Элементы концептуальной модели ГЧП

Такой термин как «межсекторное партнерство» становится очень популярным в исследованиях по проблемам реализации программ социально-экономического развития территории. Межсекторное партнерство позволяет производить длительное и существенное влияние во всех сферах деятельности, демонстрируя более целостный подход к развитию и повышению управляемости.

Именно партнерские отношения строятся на принципах распределения рисков, затрат и предлагают участникам взаимную выгоду, особенно в сфере социального обслуживания населения.

В Федеральном Законе «О государственно-частном партнерстве.» [14] уже выделены основные элементы концептуальной модели государственно-частного партнерства (рис. 1).

Рассмотрим более детально составляющие элементов модели ГЧП.

1. Публичный партнер представляет собой юридическое лицо или их объединение, у которого более пятидесяти процентов акций или долей в уставном капитале принадлежат государственным органам власти или муниципальным образованиям Российской Федерации.

2. Частный партнер - это российские или иностранные юридические лица или их объединения, которые действуют без образования юридического лица с учетом использования определенных организационно-правовых инструментов (соглашение, контракт о ГЧП, концессия), предварительно пройдя процедуру конкурса на право заключения соответствующих соглашений о ГЧП.

3. Финансирующая организация - это российские или иностранные юридические лица или их объединения, которые привлекаются частным партнером для осуществления финансовых операций для реализации проекта ГЧП.

4. Программы социально-экономического развития представляют собой набор программно-целевых документов, утвержденных муниципальными органами.

Данная концептуальная модель ГЧП должна строиться на принципах гибкости, единства, сбалансированности, приоритетности, системности, эффективности, последовательности, законности, научной обоснованности, публичности и прозрачности при реализации соответствующих проектов.

Основные результаты, выводы, рекомендации:

- предложено расширить классификацию ГЧП, что позволило бы обогатить толкование сути и содержания ГЧП, а также

предоставить дополнительные возможности для развития теории и практики управления развитием и эффективностью функционирования ГЧП;

- рекомендовано совершенствовать регулирующую деятельность государства в следующих основных направлениях:

а) выработка стратегии и принципов, на которых строятся отношения бизнеса с публичной властью и обществом;

б) формирование институциональной среды для разработки и реализации партнерских проектов;

в) непосредственная организация и управление ГЧП;

г) развитие теории и методов управление ГЧП, в том числе институтов и механизмов защиты интересов каждой из сторон партнерских отношений;

- представлена сравнительная характеристика форм взаимодействия государства и бизнеса;

- обоснована целесообразность более широкого применения в хозяйственной практике корпоративной формы партнерства, что требует соответствующего правового регулирования для установления более четких правил функционирования акционерных обществ;

- разработан ряд предложений по совершенствованию правовых инструментов регулирования ГЧП (изменений в действующие законодательные акты);

Результаты исследования и разработанные рекомендации переданы Центру стратегического развития угольной промышленности Восточного Донбасса, который организован при Южно-Российском государственном политехническом университете (Новочеркасском политехническом институте) имени М.И. Платова и является структурным подразделением Шахтинского института (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова. Они использованы в деятельности Центра при подготовке материалов для государственных органов управления и общественных организаций.

Итоги дальнейших исследований, посвященных проблеме ускорения социально-экономического развития страны и ее территорий

на основе ГЧП, отражены во второй части статьи, представленной

к опубликованию в журнале «Наука Красноярья».

Список литературы

1. Арженовский И.В. Маркетинг регионов: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 135 с.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 956 с.

3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.: Наука, 2005. 315 с.

4. Всемирный банк внес РФ в рейтинг государств, системно развивающих государственно-частное партнерство // Российская газета. 29.07.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg. ru/2014/07/29/proekti.html.

5. Горба Л.К. Государственно-частное партнерство как вектор развития экономики РФ // Стратегии бизнеса, 2016. № 2(22). [Электронный ресурс]. URL: www.&rategybusiness.ru/jour/article/ viewFile/215/202.

6. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ, (ред. от. 13.07.2015), (части 1-2). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ popular/gkrf1/.

7. Гриценко В.С. Труд в постиндустриальном обществе: монография. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. 210 с.

8. Ершов Д.Л. Конкретизация понятийного аппарата в сфере ГЧП в здравоохранении // Теория и практика общественного развития, 2013. № 11. С. 522-524.

9. Жихарев К.Л. Региональные инновационные системы и институциональные условия инновационного развития. М.: Социум, 2010. 208 с.

10. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. 304 с.

11. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория / Под ред. А.А. Аузана. М.: Инфра-М, 2011. 447 с.

12. Институциональная экономика / Под ред. Н. Манохиной. М.: Инфра-М, 2013. 240 с.

13. Йеском Э.Р. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015. 457 с.

14. К программе социально-экономического развития России 20082016: научный доклад. М.: Ин-т экономики РАН, 2008. 246 с.

15. Казаренко К.О. Вовлечение потенциала государственно-частного партнёрства в реализацию проектов стратегического развития региона / К.О. Казаренко, К.Н. Мищенко // Вестник Ростовского государственного экономического университета, 2014. №1 (45). С.99-106.

16. Карпова А.В. Региональная практика проектов государственно-частного партнёрства (Regional practice projects of public-private partnership) // УЭкС, 26.12.2014. [Электронный ресурс]. URL: http:// uecs.ru/uecs-72-722014/item/3275-2014-12-26-13-16-55

17. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

18. Макаров И.Н. Теоретические основы управления развитием региона на основе государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство, 2015. Т. 16. № 9. С. 1269-1288.

19. Мамаева Л.Н. Институциональная экономика. Ростов-н/Д: Феникс, 2015. 409 с.

20. Олейник А.И. Институциональная экономика. М.: Инфра-М, 2010. 416 с.

21. Орлов В.В. Постиндустриальное общество и Россия // Философия и общество, 2003. №3. С. 78-89. [Электронный ресурс]. URL: http:// cyberlenmka.m/article/n/po&mdu&rialnoe-obsche&vo-i-rossiya.

22. Пинто Дж.К. Управление проектами / Пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2014. 464 с.

23. Полатайко С.В. Постиндустриальное общество и воздействие информационных потоков на качество жизни / С.В. Полатайко, А.М. Галимова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика

и экологический менеджмент», 2015. № 2. С. 160-166. [Электронный ресурс]. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/13812.pdf.

24. Поровская А.Я. Теоретические основы частно-государственного партнерства на современном этапе развития экономики России // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008, № 312. С. 146-149.

25. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 2009. 686 с.

26. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Ви-дяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2012. 686 с.

27. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие / Е.Г. Коваленко, Г.М. Зинчук, С.А. Кочеткова и др. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008. 288 с.

28. Сахаров Н.А. Механизмы привлечения инвестиций в рамках Киот-ского протокола. М., 2001. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sakharov.ru

29. Татаркин А.И. Развитие экономического пространства Российской Федерации на основе кластерных принципов / А. Татаркин, Ю. Лаврикова, А. Высокинский // Федерализм, 2012. № 1. C. 45-60.

30. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 (ред. от 29.06.2015) «О рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/popular/cenbum/

31. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/

32. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

33. Ходос Д.В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы развития / Д.В. Ходос, Л.В. Степанова // Российское предпринимательство, 2012. № 11 (209). С. 10-15.

34. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный

центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. 25 с.

35. Keele G. How public-private partnerships can play a con^ructive role in global economies in 2016 // Blogs World Bank. 21.01.2016. [ELEC-TRONICRESOURCE].URL:HTTP://BLOGS.WORLDBANK.ORG/ PPPS/HOW-PUBLIC-PRIVATE-PARTNERSHIPS-CAN-PLAY-CON-STRUCTIVE-R0LE-GL0BAL-EC0N0MIES-2016

36. Yarmalchuk M. Public-private partnerships in Russia // EBRD, 2016. Art. 112, pp. 1-8. [Electronic resource]. URL: http://www.ebrd.com/ downloads/research/news/lit112f.pdf

References

1. Arzhenovskiy I.V. Marketing regionov [Marketing regions]. Moscow: YuNITI-DANA, 2012. 135 p.

2. Bell D. Grjadushhee potfindutfrial'noe obshhetivo: opyt social'nogo prognozirovanija [The coming po&-indu&rial society: the experience of social foreca^ing] / Trans. from English. V.L. Inozemtsev. Moscow: Academia, 1999. 956 p.

3. Varnavskiy V.G. Partnertivo gosudartiva i chatinogo sektora: formy, proekty, riski [State Partnerships and the private sector: forms, projects, risks]. Moscow: Nauka, 2005. 315 p.

4. Vsemirnyy bank vnes RF v reyting gosudartiv, sitiemno razvivayush-chikh gosudartivenno-chatinoe partnertivo [The World Bank has made a rating of the Russian Federation in the States, sy^ematically developing public-private partnerships]. [Electronic resource]. http://www. rg.ru/2014/07/29/proekti.html

5. Gorba L.K. Gosudar^venno-cha^noe partner^vo kak vektor razvitija jekonomiki RF [Public-private partnership as a vector of development of economy of Russia]. Strategii biznesa, 2016, no 2(22). www.^rate-gybusiness.ru/jour/article/viewFile/215/202

6. Grazhdanskiy kodeks RFot 30.11.1994 N51-FZ, (red. ot. 13.07.2015), (chatii 1-2) [Civil Code from 30.11.1994 N 51-FZ, (ed. By. 13/07/2015) (parts 1-2)]. http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

7. Gricenko V.S. Trud v potfindutfrial'nom obshhetive [Work in po^-in-dusftrial society]. Perm: Izd-vo PNIPU, 2013. 210 p.

8. Ershov D.L. Konkretizatsiya ponyatiynogo apparata v sfere GChP v zdravookhranenii [The concretization of the conceptual apparatus in the field of PPP in healthcare]. Teoriya ipraktika obshchetfvennogo razvi-tiya, no 11, 2013, pp. 522-524.

9. Zhikharev K.L. Regional'nye innovatsionnye sitfemy i intfitutsional'nye usloviya innovatsionnogo razvitiya [Regional innovation sy&em and in&itutional conditions of innovation development]. Moscow: Sotsium, 2010. 208 p.

10. Inozemcev V.L. Sovremennoe potfindutfrial'noe obshhetfvo: priroda, protivorechija, perspektivy [The modern po&-indu&rial society: nature, contradictions and prospects]. Moscow: Logos, 2000. 304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Intfitucional'naja jekonomika. Novaja intfitucional'najajekonomich-eskaja teorija [In&itutional Economics. New In&itutional Economics] / ed. A.A. Auzan. Moscow: INFRA-M, 2011. 447 p.

12.Intfitucional'najajekonomika [In&itutional economics] / Ed. N. Mano-hin]. Moscow: INFRA-M, 2013. 240 p.

13. Jeskom Je.R. Gosudartfvenno-chatfnoepartnertfvo: Osnovnyeprincipy finansirovanija [Public-private partnership: The basic principles of finance] / Trans. from English. Moscow: Alpina Pablisher, 2015. 457 p.

14. Kprogramme sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiyaRossii 2008-2016: nauchnyy doklad [For the program of socio-economic development of Russia 2008-2016: scientific report]. Moscow: In-t ekonomiki RAN, 2008. 246 p.

15. Kazarenko K.O., Mishhenko K.N. Vovlechenie potenciala gosudar&-venno-cha&nogo partnjor&va v realizaciju proektov ^rategicheskogo razvitija regiona [Involving potential of public-private partnership in the implementation of &rategic regional development projects]. Vetfnik Rotfovskogo gosudartfvennogo jekonomicheskogo universiteta, 2014, no 1 (45), pp. 99-106.

16. Karpova A.V. Regional'naja praktika proektov gosudar&venno-cha&-nogo partnjor&va (Regional practice projects of public-private partnership) [Regional practice projects of public-private partnership (Regional practice projects of public-private partnership]. UJekS, 26.12.2014. http://uecs.ru/uecs-72-722014/item/3275-2014-12-26-13-16-55.

17. Kaftel's M. Informacionnaja jepoha: jekonomika, obshhetfvo i kul tura [The Information Age: Economy, Society and Culture] / Trans. from English. under the scientific. ed. O.I. Shkaratan. Moscow: GU VShJe, 2000. 608 p.

18. Makarov I.N. Teoreticheskie osnovy upravleniya razvitiem regiona na osnove gosudarftvenno-chaftnogo partnerftva [Theoretical basis of the development of the regional adminiftration on the basis of public-private partnership]. Rossiyskoepredprinimatel'Mvo. 2015, vol. 16, no 9, pp.1269-1288.

19. Mamaeva L.N. Inäitucional'najajekonomika [Inftitutional economy]. Roftov-on-Don: Feniks, 2015. 409 p.

20. Olejnik A.I. Inäitucional'najajekonomika. [Inftitutional economy]. Moscow: INFRA-M, 2010. 416 p.

21. Orlov V.V. Poftinduftrial'noe obshheftvo i Rossija [Poft-induftrial society and Russia]. Filosofija i obshhe&vo, 2003, no 3, pp. 78-89. http:// cyberleninka.ru/article/n/poftinduftrialnoe-obscheftvo-i-rossiya.

22. Pinto Dzh.K. Upravlenieproektami [Project Management] / Trans. from English. ed. V.N. Funtova. Saint-Petersburg: Piter, 2014. 464 p.

23. Polatajko S.V., Galimova A.M. Nauchnyj zhurnal NIUITMO. Serija «Jekonomika i jekologicheskij menedzhment», 2015, no 2, pp. 160-166. http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/13812.pdf.

24. Porovskaja A.Ja. Teoreticheskie osnovy chaftno-gosudarftvennogo partnerftva na sovremennom jetape razvitija jekonomiki Rossii [Theoretical basis of public-private partnership at the present ftage of development of the Russian economy]. Veän. Tom. gos. un-ta. 2008, no 312, pp. 146-149.

25. Porter M. Mezhdunapodnaya konkupentsiya [Internatonal competition]/ Porter M. (ed.) Moscow: Mezhdunap.otnosheniya, 2009. 686 p.

26.Regional'naya ekonomika. Osnovnoy kurs [Regional Economy. Basic course] / V.I. Vidyapina, M.V. Stepanova (ed). Moscow: INFRA-M, 2012, 686 p.

27.Regional'naya ekonomika i upravlenie [Regional Economics and Management] / E.G. Kovalenko, G.M. Zinchuk, S.A. Kochetkova (ed.). Saint-Petersburg: Piter, 2008. 288 p.

28. Sakharov N.A. Mekhanizmy privlecheniya invetfitsiy v ramkakh Kiotsk-ogo protokola [Mechanisms for attracting inve&ment in the framework of the Kyoto Protocol]. http://www.sakharov.ru

29. Tatarkin A.I. Razvitie ekonomicheskogo pro&ran&va Rossiyskoy Fed-eratsii na osnove kla&ernykh printsipov [Development of the economic space of the Russian Federation on the basis of the principles of clu&er]. Federalizm. 2012, no 1, pp. 45-60.

30.Federal'nyyzakon ot22.04.1996N39-FZ(red. ot29.06.2015) «Orynke tsennykh bumag» [The Federal law from 22.04.1996 N 39-FZ (ed. from 29.06.2015) "About the Securities Market". http://www.consultant.ru/ popular/cenbum/

31. Federal'nyy zakon ot 13.07.2015 N 224-FZ (red. ot 29.12.2015) «O go-sudartfvenno-chatfnom partnertfve, munitsipal'no-chatfnom partner-tfve v Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonoda-tel'nye akty Rossiyskoy Federatsii» [The Federal Law of 13.07.2015 N 224-FZ (ed. from 29.12.2015) "About Public-private partnership, Municipal-private Partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/.

32.Federal'nyy zakon ot 26.12.1995 N 208-FZ (red. ot 29.06.2015) «Ob aktsionernykh obshchetfvakh» [The Federal law of 26.12.1995 N 208-FZ (ed. from 29.06.2015) "About Joint Stock Companies"]. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

33. Khodos D.V., Stepanova L.V. Gosudar&venno-cha&noe partner&vo v Rossii: problemy razvitiya [Public-private partnership in Russia: problems of development]. Rossiyskoe predprinimatel'tfvo. 2012, no 11 (209), pp. 10-15.

34. Chatfno-gosudartfvennoe partnertfvo pri realizacii tfrategicheskih planov: praktika i rekomendacii [Public-private partnership in the implementation of &rategic plans: practice and recommendations]. Saint-Petersburg: Mezhdunarodnyj centr social'no-jekonomicheskih issledovanij «Leont'evskij centr», 2005. 25 p.

35. Keele G. How public-private partnerships can play a con&ructive role in global economies in 2016. Blogs World Bank. 21.01.2016. http://blogs.

worldbank.org/ppps/how-public-private-partnerships-can-play-con-&ructive-role-global-economies-2016. 36. Yarmalchuk M. Public-private partnerships in Russia. EBRD, 2016. Art. 112, pp. 1-8. http://www.ebrd.com/downloads/research/news/lit112f.pdf.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Захаров Сергей Викторович, доцент кафедры «Экономика и управление», кандидат экономических наук Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова

пл. Ленина,1, г. Шахты, Ростовская область, 346500, Российская Федерация zsv1977@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Zakharov Sergey Viktorovich, Associate Professor of the Department 'Economics and Management', Candidate of Economic Sciences

Shakhty institute (branch) of the South-Russian átate polytechnic university (NPI) by M.I. Platov

1, Lenin Sq., Shakhty, Rotiov region, 346500, Russian Federation zsv1977@rambler. ru SPIN-code: 5535-9483

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.