Научная статья на тему 'Принципы и модели государственно-частного партнерства в промышленности и научно-инновационной сфере'

Принципы и модели государственно-частного партнерства в промышленности и научно-инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2024
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРИНЦИПЫ / МОДЕЛИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНФРАСТРУКТУРА / РUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) / PRINCIPLES / MODELS / INDUSTRY / SCIENTIFIC AND INNOVATIVE SPHERE / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Светлана Николаевна, Бабкин Иван Александрович

Проведен анализ сущности государственно-частного партнерства, выявлены преимущества и недостатки данного механизма для каждого из его участников. Это позволило сформулировать авторское определение понятия «государственно-частное партнерство». Сформулированы основные принципы ГЧП и дана их краткая характеристика. Представлена классификация моделей ГЧП, рассмотрена институциональная среда ГЧП и проанализированы ее элементы для различных объектов ГЧП в зависимости от выбранных моделей, форм и видов финансирования. Направления дальнейших исследований авторы видят в проведении анализа особенностей ГЧП в промышленности и научно-инновационной сферах деятельности с целью выработки рекомендаций по формированию нормативно-правовых документов реализации ГЧП в данных сферах экономической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES AND MODELS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN INDUSTRY, SCIENTIFIC AND INNOVATIVE SPHERE

The analysis of the public-private partnerships essence is carried out, the advantages and disadvantages of this mechanism for each of its members are identified. This allowed the authors to formulate a definition of «public-private partnership» (PPP). The main principles of PPP are formulated and a brief description of them is given. The classification of PPP models is presented, the institutional sphere of PPP is reviewed and its elements for different objects of PPP depending on selected models, forms and types of financing are analyzed. The areas for further researches are seen by the authors in the analysis of PPP features in industry, science and innovative spheres in order to develop recommendations for the creation of legal documents implementation of PPP in these spheres of economic activity

Текст научной работы на тему «Принципы и модели государственно-частного партнерства в промышленности и научно-инновационной сфере»

УДК 519.3:621.2

Кузьмина Светлана Николаевна Svetlana Kuzmina

Бабкин Иван Александрович Ivan Babkin

ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

THE PRINCIPLES AND MODELS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN INDUSTRY, SCIENTIFIC AND INNOVATIVE SPHERE

Проведен анализ сущности государственно-частного партнерства, выявлены преимущества и недостатки данного механизма для каждого из его участников. Это позволило сформулировать авторское определение понятия «государственно-частное партнерство».

Сформулированы основные принципы ГЧП и дана их краткая характеристика.

Представлена классификация моделей ГЧП, рассмотрена институциональная среда ГЧП и проанализированы ее элементы для различных объектов ГЧП в зависимости от выбранных моделей, форм и видов финансирования.

Направления дальнейших исследований авторы видят в проведении анализа особенностей ГЧП в промышленности и научно-инновационной сферах деятельности с целью выработки рекомендаций по формированию нормативно-правовых документов реализации ГЧП в данных сферах экономической деятельности

The analysis of the public-private partnerships essence is carried out, the advantages and disadvantages of this mechanism for each of its members are identified. This allowed the authors to formulate a definition of «public-private partnership» (PPP). The main principles of PPP are formulated and a brief description of them is given.

The classification of PPP models is presented, the institutional sphere of PPP is reviewed and its elements for different objects of PPP depending on selected models, forms and types of financing are analyzed.

The areas for further researches are seen by the authors in the analysis of PPP features in industry, science and innovative spheres in order to develop recommendations for the creation of legal documents implementation of PPP in these spheres of economic activity

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, принципы, модели, промышленность, научно-инновационная сфера, инфраструктура

Key words: public-private partnership (PPP), principles, models, industry, scientific and innovative sphere, infrastructure

Идея модернизации в настоящее время

занимает центральное место в определении путей формирования новой, посткризисной модели развития российской экономики, обеспечивающей ее устойчивость и качественно новую роль в системе мирохозяйственных связей. Модернизация как системный процесс предполагает не только технологические, продуктовые, управленческие и иные новации в производстве, т.е. на микроуровне экономики. Модернизация в равной мере интегрирует в себе переход к качественно новому этапу развития общества и государства в целом; этапа, на котором все основные экономические отношения и институты (институты рынка, предпринимательства, публичного управления и гражданского общества) должны получить более зрелое, отвечающее требованиям дня содержание. В этом плане можно говорить о макроэкономическом и даже институциональном содержании или обеспечении процессов модернизации в России.

Таким образом, инновационно-технологическая модернизация российской экономики должна быть дополнена и подкреплена обновлением институтов права, государства (в том числе, всех систем и уровней государственного управления), существенным обогащением всех направлений и форм деятельности институтов гражданского общества. Одним из направлений институционального обеспечения процессов модернизации российской экономики выступает развитие практики государственно-частного партнерства (ГЧП).

Взаимодействие органов государственной власти и частного бизнеса для решения важнейших, общественно значимых задач имеет давнюю историю не только в мире, но и в России. Далее представлен анализ понятия «государственно-частное партнерство», сформулированы принципы и модели государственно-частного партнерства.

В научной литературе встречаются разные термины, обозначающие рассматриваемую форму взаимодействия государства и бизнеса: «государственно-частное партнерство», «публично-частное партнерство»,

«общественно-частное партнерство» [1-9 и др.]. Разные авторы ставят на первое место в названии партнерства государство или бизнес, в большинстве случаев подчеркивая главенствующую роль и инициативу со стороны государства или бизнеса в реализации партнерских проектов.

Однако во многих случаях употребление той или иной формы определяется в значительной степени личными предпочтениями авторов. Учитывая исторические и современные особенности экономики России, где государство, как правило, является инициатором таких проектов, считаем более обоснованным применение понятия «государственно-частное партнерство». Более значительным является не столько различие в терминологии, сколько расхождение в определении сущности ГЧП среди исследователей данного вопроса. Выделим и рассмотрим несколько точек зрения и подходов относительно толкования понятия «государственно-частное партнерство».

При рассмотрении существующих определений государственно-частного партнерства будем опираться на предположение, что определение, наиболее полно освещающее суть такого взаимодействия, как ГЧП, должно включать следующие обязательные элементы: основные субъекты, объекты, цели и способ взаимодействия.

Очевидно, что в самом понятии «государственно-частное партнерство» заложено взаимодействие двух партнеров, имеющих разные цели: государства как представителя общественных интересов и частного сектора. При этом государство должно трактоваться в широком смысле — как обобщающий субъект общественной власти, включающий все уровни управления — федеральный (национальный), региональный и муниципальный. Основа концепции ГЧП состоит в том, что государство и бизнес обладают своими собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых формируется кооперация и создается эффект синергии.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: государственно-частное партнерство — инсти-

туциональный и организационный альянс государства (или муниципальной власти) и бизнеса, подразумевающий объединение различных ресурсов обеих сторон на договорной основе в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер экономической деятельности.

Основные принципы государственно-частного партнерства

Формы партнерства государства и частного сектора различаются по видам предоставляемых услуг и производимых товаров, по используемым методам и правовому режиму. Тем не менее, они подчинены ряду общих принципов, нацеливающих на удовлетворение общественных интересов. Эти формы партнерства как система хозяйствования принципиально отличаются от деятельности частных коммерческих организаций, ориентированных исключительно на получение прибыли. Рассмотрим основные принципы ГЧП [3]:

— равенство интересов сторон и свобода выбора действий;

— стабильность контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации;

— ответственность за исполнение условий контракта;

— конкурентность;

— прозрачность и обратная связь;

— невмешательство государства в сферу ответственности частного партнера;

— стимулирование и гарантии;

— возмездность;

— равноправное (недискриминационное) отношение к иностранным компаниям.

Принцип равенства интересов сторон и свободы выбора действий. Этот главный принцип рыночной экономики проявляется в ГЧП в нескольких аспектах. Он подразумевает, во-первых, равенство всех экономических агентов в доступе к услугам, оказываемым частными компаниями в сфере общественных услуг, во-вторых, равенство всех частных компаний в праве заключения контрактов ГЧП и, в-третьих, свободу партнеров выбирать формы и ме-

тоды достижения целей, стоящих перед партнерством.

Принцип стабильности контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации. Контракт ГЧП представляет собой сложный, комплексный документ, рассчитанный, как правило, на длительные сроки реализации. В нем прописываются права и обязанности сторон, формы государственной поддержки, минимальная норма прибыли частного партнера. Эти и другие аналогичные по содержанию положения контракта должны быть стабильны в течение всего времени его исполнения.

Однако существует ряд обстоятельств, требующих изменения контракта. Так, окружающая среда проекта постепенно меняется, соответственно может возникать необходимость в дополнении, конкретизации контракта применительно к новым условиям.

Другого рода обстоятельства таковы: государство или муниципальное образование как представитель власти могут в одностороннем порядке и без предварительных консультаций с частной компанией изменять условия договора и выдвигать требования, обусловленные наличием общественного интереса (общественной пользы или блага). При этом частная компания должна исполнять свои обязанности по договору в полном объеме и на соответствующем уровне, даже если она не согласна с органом власти. Но она может обжаловать принятое государством решение в судебном порядке.

Во многих странах такие права государства закреплены законодательно. Например, во Франции при наличии «общественной необходимости» и в интересах общества контракт ГЧП может прерываться государством в одностороннем порядке без существенных для него правовых последствий.

В практике Европейского суда по правам человека в Страсбурге неоднократно поднимался вопрос о праве государства на ограничение права собственности, в том числе и в контрактах ГЧП. Данный вопрос

возникал в делах об изъятии земельных участков для общественных нужд, налоговых и таможенных льготах и т.п. Общим выводом из этих слушаний стало следующее: государство может ограничивать право собственности, исходя из общественных интересов, однако баланс частных и общественных интересов должен быть соблюден.

Принцип ответственности за исполнение условий контракта. Частная компания — партнер государства должна предоставлять услуги экономическим агентам в полном соответствии с условиями контракта, причем ответственность за их выполнение выше, чем при соглашениях между частными фирмами, что определяется публично-правовым характером отношений ГЧП. Частная компания не имеет права приостанавливать свою работу в проектах ГЧП, поскольку это скажется на широком круге третьих лиц, являющихся потребителями общественных благ или услуг. Все возникающие проблемы и трудности частная компания должна разрешать с государством путем диалога в упреждающем порядке, предвидя возможные риски.

Принцип конкурентности. Он проявляется на стадии проведения конкурса на подписание с государством контракта ГЧП. Конкуренция среди частных компаний за участие в проекте ГЧП позволяет государству выбрать эффективного партнера и снизить затраты по проекту в целом.

Принцип прозрачности и обратной связи. Гражданское общество, в интересах которого реализуются проекты ГЧП, должно обладать доступом к полной информации о состоянии предприятия, его финансовых, экономических и иных показателях, стандартах и качестве оказываемых услуг. Необходимо обеспечить потребителей информационными каналами связи с частными компаниями и государственными органами, контролирующими их работу.

Принцип невмешательства. После подписания контракта ГЧП государство не имеет права вмешиваться в хозяйственно-административную деятельность

частной компании — партнера, которая самостоятельно принимает все административно-хозяйственные, управленческие, кадровые и иные решения. Ей на праве собственности принадлежат производимая продукция и получаемая прибыль. Так, например, в Законе № 223-Ф3 говорится: «Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное» (п. 7 ст. 3). Данное положение справедливо и для других форм ГЧП.

Принцип стимулирования и гарантий. Государство применяет широкую систему стимулов по привлечению частных компаний к участию в проектах ГЧП: софинансирование, дотации из бюджета, льготный режим налогообложения, специальные таможенные режимы, гарантии по прибыльности, займам, поставкам, закупкам, снижение размера (отмена) концессионных платежей, арендной платы и т.п.

На основе принципов ГЧП можно назвать два основных подхода к выделению моделей ГЧП (табл. 1), которые рассмотрим применительно к промышленности и научно-инновационной сфере деятельности.

Согласно первому подходу [9. С. 13], это такие базовые модели, как модель оператора, кооперации, концессии, договора, временной передачи прав, характеризующиеся специфическими формами отношений собственности, управления и источниками финансирования. В табл. 1 указанные модели представлены в соответствии с присущими им формами собственности, управления и финансирования.

Как правило, указанные модели встречаются не в чистом виде, а в смешанном. Выбор из данных базовых моделей определяет государство. Рассмотренные модели ГЧП расположим в порядке усиления роли права частной собственности (рис. 1).

Таблица 1

Классификация моделей ГЧП, применяемых в инфраструктурных проектах, промышленности, науке [на основе 9]

Модель ГЧП Форма ГЧП Собственность Управление Финансирование

Модель оператора Договор на оперативное управление Частная/ государственная собственность Частное Частное

Модель кооперации Совместные предприятия, акционирование Частная/ государственная собственность Частное / государственное Частное/ государственное

Модель концессии Концессии (на реконструкцию, дизайн существующего объекта или строительство нового) Государственная Частное / государственное Частное/ государственное

Модель ГЧП Форма ГЧП Собственность Управление Финансирование

Модель договорная Сервисные контракты и контракты на управление Частная/ государственная Частное Частное

Модель временной передачи прав Аренда, лизинг, соглашения о разделе продукции Частная Частное / государственное Частное/ государственное

Модель оператора, договорная

Модель временной передачи

Государственная собственность

Концессионная модель

Модель кооперации

Приватизация

Рис. 1. Модели ГЧП в порядке увеличения права частной собственности

Из приведенного рисунка видно, как повышается степень фактического участия частного сектора в совместных государственно-частных проектах в зависимости от избранной формы партнерства и масштабов передачи правомочий собственника частному предприятию.

Согласно второму подходу, обозначенному в табл. 1 в зависимости от целей создания ГЧП, для его функционирования выделяют три модели: организационную, модель финансирования и модель кооперации [8. С. 4]. В организационной модели сотрудничество публичного и частного партнеров осуществляется за счет привлечения третьих организаций, переуступки отдельных функций и контрактных обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление и т.п. К этой

модели относят концессионные формы ГЧП.

Модель финансирования включает такие формы ГЧП, как аренда, все виды лизинга, формы ГЧП с применением проектного финансирования.

Модель кооперации представляет собой всевозможные формы и методы объединения усилий нескольких партнеров, отвечающих за отдельные этапы общего процесса создания новой потребительской стоимости в интересах общества (товаров, услуг, объектов инфраструктуры) [5. С. 69]. Часто такая кооперация требует сложных управленческих систем, в том числе холдингов (например, по сооружению объектов социальной и производственной инфраструктуры и их эксплуатации).

Рассмотрим особенности форм и моделей ГЧП в научно-инновационной сфере.

Есть основания полагать, что формы и модели партнерства государства и бизнеса, рассмотренные применительно к инфраструктурным объектам и промышленности, в основном применимы и к научно-инновационной сфере. Например, когда партнерство касается строительства объектов инновационной инфраструктуры: технопарков, бизнес-инкубаторов или производства современного высокотехнологичного оборудования, или управления крупным инновационным проектом. Но вопрос форм и моделей ГЧП в научно-инновационной сфере у российских исследователей почти не освещен. Так, в качестве форм можно выделить кооперативные соглашения, договоры о совместной деятельности (аналог — организационно-правовая форма простого товарищества) и договоры на научные исследования и инновационное сотрудничество (договор подряда, договор на выполнение НИОКР).

В то же время немецкие специалисты выделяют две основные модели ГЧП в сфере НИОКР [8]:

1) модель обмена (ориентированная на конкретный проект);

2) модель «пула» (институциональное партнерство, долгосрочная кооперация).

В первом случае между партнерами, преследующими общую цель и направляющими свои ресурсы на ее достижение, в рамках договорных отношений происходит обмен результатами исследовательской работы по конкретному общественно значимому проекту. Права на реализацию полученных результатов определяются договором.

Во втором случае в рамках институционального партнерства происходит объединение частных и государственных ресурсов в так называемый «пул». Данная модель используется, как правило, в тех случаях, когда требуется организовать совместное предприятие для производства в течение длительного времени новой продукции или услуг, которые предполагается разработать в процессе масштабного проекта.

Такой тип исследовательской организации является инструментом долгосрочной кооперации науки и производства, быстро реагирующей на появление новых целей и направлений исследований и открытой для восприятия новых идей. Роль бизнеса при этом может ограничиваться простым финансированием проекта, но иногда речь идет об организациях, в которых университетский исследователь и частная компания совместно работают над одной темой [8].

ГЧП играет важную роль в расширении связей научных учреждений с промышленными компаниями. Стимулирование процессов коммерциализации интеллектуальной продукции университетов и государственных исследовательских организаций находится в центре внимания разработчиков инновационной политики практически всех стран ОЭСР.

При этом ГЧП в научно-инновационной сфере специфично тем, что может быть инициировано как со стороны государства, так и со стороны бизнеса (в таком случае целесообразно говорить о частно-государственном партнерстве).

Основа концепции ГЧП состоит в том, что и государство, и бизнес обладают своими собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых создается эффект синергии. Чтобы этот эффект был достигнут, партнерство государства и бизнеса должно происходить в благоприятной институциональной среде. Рассмотрим финансовые и организационные инструменты институциональной среды ГЧП.

Институциональная среда ГЧП. Под институциональной средой государственно-частного партнерства будем понимать совокупность формальных и неформальных правил объединения материальных и нематериальных ресурсов государства, органов местного самоуправления и частного сектора на взаимовыгодной договорной основе для создания общественных благ или оказания общественно значимых услуг в различных производственных и социальных отраслях, а также методов принуждения к их исполнению. Нефор-

мальные институты (устоявшиеся нормы и правила поведения) складываются в самом обществе на протяжении продолжительного времени, в то время как формальные институты — это легальные рамки поведения, нормативно-правовые акты, исходящие от государства. Легальные рамки не всегда легитимны, поскольку они могут не совпадать с устоявшимися в обществе неформальными нормами, что будет препятствовать их эффективному применению. В

целях соблюдения обществом формальных правил поведения государство устанавливает специальные меры принуждения. Роль государства заключается в регулировании экономических отношений на институциональном уровне, в формировании благоприятной институциональной среды.

Элементы институциональной среды государственно-частного партнерства представлены на рис. 2.

Рис. 2. Элементы институциональной среды ГЧП

Финансово-экономические и организационные инструменты институциональной среды играют главную роль в реализации проектов ГЧП — это механизмы, обеспечивающие инвестирование, гарантирование частных инвестиций и организацию взаимодействия между государственными и частыми партнерами. Здесь следует выделить инвестиционные фонды, фонды венчурного финансирования, технико-внедренческие и промышленно-про-изводственные особые экономические зоны, промышленные и инновационные кластеры, технопарки, технологические платформы. Рассмотрим эти инструменты подробнее.

Инвестиционные фонды и фонды венчурного финансирования — финансовые инструменты ГЧП, позволяющие привлекать бюджетное финансирование в проекты ГЧП. Господдержка из инвестиционного фонда (на примере Инвестиционного фонда РФ) осуществляется в трёх форматах: прямое софинансирование проектов; участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом; система государственных гарантий [1 ].

Фонды венчурного финансирования предназначены для инвестиций в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании очень высокой прибыли.

Особые экономические зоны — инструмент ГЧП, основная цель которого — создание новых точек экономического роста. Государство стремится создать для инвесторов максимально привлекательные экономические условия хозяйствования на определенной территории: за счет средств бюджета финансируется создание инфраструктурных объектов, инвесторам (резидентам особых зон) предоставляются льготные таможенные и налоговые режимы.

Одним из инновационных механизмов развития экономики является кластерная политика. Под кластером обычно понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [14; 18; 19; 20].

В кластере одновременно реализуются две основные функции:

1) снижаются расходы за счет близкого соседства связанных фирм;

2) распространяются инновации от одной фирмы к другой, обеспечивая постоянный рост производительности в кластере в целом, что обусловливает стабильное со-

циально-экономическое развитие как муниципального образования, так и соответствующего региона в целом.

Технопарк — это также структура кооперации, созданная, как правило, на базе высшего учебного заведения с целью использования его научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие имеющихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Технопарки поддерживают только фирмы, специализирующиеся на использовании высоких технологий, так называемый технологический бизнес. В технопарках в сфере высоких технологий могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов.

Разнообразие моделей, форм и инструментов ГЧП, подразумевая различные варианты их применения, позволяет классифицировать виды ГЧП. В табл. 2 представлен вариант классификации видов ГЧП по восьми основным признакам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Классификация видов ГЧП

№ п/п Классификационный признак ГЧП Виды ГЧП

1 По объектам (сферам) применения Промышленные, инфраструктурные

Научно-инновационные

Социальные

2 По срокам реализации Срочные: кратко-, долго- и среднесрочные

Условно бессрочные

Реализуемые до достижения определенных ключевых показателей

3 По количеству участников [4. С. 50] Дуо-партнерство (государство, бизнес)

Трио-партнерство (государство, бизнес, научная организация)

Кварто-партнерство (государство, бизнес, научная организация)

4 По уровню государственной власти ГЧП федерального значения

ГЧП регионального значения

ГЧП муниципального значения

ГЧП смешанные (межгосударственные, межрегиональные и т.п.)

5 По роли государства в финансировании С пассивной ролью государства в финансировании

С паритетной ролью государства в финансировании

С ведущей ролью государства в финансировании

Окочание табл. 2

6 По вещному праву, на основе которого реализуется ГЧП [6] Основанное на праве собственности

Основанное на арендном праве

Основанное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

Основанное на иных вещных правах

Предусматривающее трансформацию вещных прав на объект ГЧП по времени

7 По инновационной направленности Нацеленное на инновационный результат

Вызывающее вторичный инновационный эффект

Не инновационное

8 По модели реализации ГЧП по организационной модели

ГЧП по модели финансирования

ГЧП по модели кооперации

Полученные результаты

Инновационно-технологическая модернизация российской экономики должна быть дополнена и подкреплена обновлением институтов права, государства (в том числе, всех систем и уровней государственного управления), существенным обогащением всех направлений и форм деятельности институтов гражданского общества. Одним из направлений институционального обеспечения процессов модернизации российской экономики выступает развитие практики государственно-частного партнерства (ГЧП).

Взаимодействие органов государственной власти и частного бизнеса для решения важнейших, общественно значимых задач имеет давнюю историю не только в мире, но и в России.

ГЧП играет важную роль в расширении связей научных учреждений с промышленными компаниями. Стимулирование процессов коммерциализации интеллектуальной продукции университетов и государственных исследовательских организаций находится в центре внимания разработчиков инновационной политики практически всех стран ОЭСР.

При этом ГЧП в научно-инновационной сфере специфично тем, что может быть

Список литературы_

1. Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2012.

инициировано как со стороны государства, так и со стороны бизнеса (в таком случае целесообразно говорить о частно-государственном партнерстве).

Основа концепции ГЧП состоит в том, что и государство, и бизнес обладают своими собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых создается эффект синергии. Чтобы этот эффект был достигнут, партнерство государства и бизнеса должно происходить в благоприятной институциональной среде. Рассмотрены финансовые и организационные инструменты институциональной среды ГЧП.

Финансово-экономические и организационные инструменты институциональной среды играют главную роль в реализации проектов ГЧП — это механизмы, обеспечивающие инвестирование, гарантирование частных инвестиций и организацию взаимодействия между государственными и частыми партнерами. Авторы выделяют инвестиционные фонды, фонды венчурного финансирования, технико-внедренческие и промышленно-производственные особые экономические зоны, промышленные и инновационные кластеры, технопарки, технологические платформы.

_List of literature

1. Varnavsky V.G. Kontsessii v transportnoy in-frastrukture: teoriya, praktika, perspektivy [Concessions in transport infrastructure: theory, practice and prospects]. Moscow: IMEMO, 2012.

2. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2011. № 7.

3. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев [и др.]. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 287 с.

4. Глухов В.В., Сафонов М.М. Партнерство государства и бизнеса. Модели, организация, оценка. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2012. 160 с.

5. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77.

6. Козлов А.А. Государственно-частное партнерство: сущность, классификация. Режим доступа: www.uecs.ru (дата обращения 10. 10.2015 г.).

7. Полтерович В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы / / Экономика и математические методы. 2009. № 2.

8. Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнерство: зарубежный и российский опыт. СПб.: Наука, 2014. 171 с.

9. Семенова Е.А Партнерство государства и бизнеса в интересах инновационного развития в странах ОЭСР // Аналитические обзоры РИСИ. 2012. № 4 (17). С. 1-20.

10. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2014. № 2. С. 13.

11. UNCITRAL. Legislative Guide on Privately Financed Infrastructure Projects. United Nations New York, 2001. Available at: http://www. uncit-ral. org/uncitrai/en/u ncitral_Jexts/procurement_ infrastructure/2001Guide_P FiP. html (accessed 04.10.2015).

12. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2008. 40 с.

13. Двас Г.В. Региональная экономика: моти-вационные аспекты и механизмы стратегического планирования. СПб.: Наука, 2012. 99 с.

14. Бабкин А.В., Шамина Л.К. Анализ применения методологических подходов к управлению экономическими системами // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки. 2008. № 1 (53). С. 18-22.

15. Барьеры развития механизма ГЧП в России. М.: НПФ «Экспертный институт», 2010. 32 с.

2. Vilisov M.V. Vlast (Power), 2011, no. 7.

3. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teo-riya i praktika [Public-private partnerships: theory and practice]; V.G. Varnavsky, A.V. Klimenko, V.A. Korolev [et al. ]. Moscow: Publ. house of university — Higher School of Economics, 2010. 287 p.

4. Glukhov V.V. Safonov M.M. Partnerstvo gosudarstva i biznesa. Modeli, organizatsiya, otsenka [The partnership of government and business. Models, organization assessment]. St. Petersburg: Publishing house of the Polytechnic University, University Press, 2012.160 p.

5. Deryabina M. Voprosy ekonomiki (Questions of economics), 2008, no. 8, pp. 61—77.

6. Kozlov A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: sushhnost, klassifikatsiya (Public-private partnership: essence, classification) Available at: www.uecs.ru (accessed 10.10.2015).

7. Polterovich V.M. Ekonomika i matematicheskie metody (Economics and mathematical methods), 2009, no. 2.

8. Matveev D.B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: zarubezhny i rossiyskiy opyt [Public-private partnership: international and Russian experience]. St. Petersburg: Science, 2014. 171 p.

9. Semenova E.A. Analiticheskie obzory RISI (RISS analytical reviews), 2012, no. 4 (17), pp. 1-20.

10. Scharinger L. Mir peremen (The world of changes), 2014, no. 2, p. 13.

11. UNCITRAL. Legislative Guide on Privately Financed Infrastructure Projects. United Nations New York (UNCITRAL. Legislative Guide on Privately Financed Infrastructure Projects. United Nations New York), 2001. Available at: http://www. uncit-ral. org/uncitrai/en/u ncitral_Jexts/procurement_ infrastructure/2001Guide_P FiP. html (accessed 04.10.2015).

12. Gosudarstvo i biznes: institutsionalnye aspe-kty [Government and business: institutional aspects]. Moscow: IMEMO, 2008. 40 p.

13. Dvas G.V. Regionalnaya ekonomika: mo-tivatsionnye aspekty i mehanizmy strategicheskogo planirovaniya [Regional economy: motivational aspects and mechanisms of strategic planning]. St. Petersburg: Science, 2012. 99 p.

14. Babkin A.V., Shamin L.K. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Ser. Ekonomicheskie nauki (Scientific and technical statements STU. Ser. Economic sciences), 2008, no. 1 (53), pp. 18-22.

15. Bariery razvitiya mehanizma GChP v Rossii [Barriers to the development of PPP in Russia]. Moscow: NPF «Expert Institute», 2010. 32 p.

16. Демиденко Д.С., Бабкин A.B., Кудрявцева Т.Ю. Теоретические аспекты оценки эффективности бюджетных расходов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета. Экономические науки. 2009. № 3 (79). С. 255-262.

17. Валитов Ш.М., Мальгин B.A. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. М.: Экономика, 2009. 207 с.

18. Бабкин A.B. Интегрированные промышленные структуры как экономический субъект рынка: сущность, принципы, классификация // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Экономика. 2014. № 4. С. 7-23.

19. Малышев Е.А., Кашурников А.Н. Возможности привлечения инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства в электроэнергетику региона / / Вестник ЗабГУ. 2014. № 6 (109). С. 121-129.

20. Малышев Е.А., Кашурников А.Н. Рыночные механизмы привлечения инвестиций в развитие электроэнергетики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 3 (221). С. 73-83.

21. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. 315 с.

22. Окрепилов В.В. Качество и инновационный потенциал// Экономика качества. 2013. № 2 (3). С. 1-6.

23. Глухов В.В., Окрепилов В.В. Управление качеством жизни: монография. СПб.: Наука, 2008.

Коротко об авторах _

Кузьмина С.Н. д-р экон. наук, доцент, профессор каф. «Экономика и менеджмент в машиностроении», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия [email protected]

Научные интересы: научно-инновационная сфера, инфраструктура национальной инновационной системы

БабкинИ.А., канд. экон. наук, доцент, доцент каф. «Экономика и менеджмент в машиностроении», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия [email protected]

Научные интересы: государственно-частное партнерство

16. Demidenko D.S., Babkin A.V., Kudryavtseva T.Yu. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomi-cheskie nauki (Scientific and technical sheets of St. Petersburg State University. Economic sciences), 2009, no. 3 (79), pp. 255-262.

17. Valitov Sh.M., Malgin V.A. Vzaimodeystvie vlasti i biznesa: sushhnost, novye formy i tendentsii, sotsialnaya otvetstvennost [The interaction between business and government: essence of new patterns and trends, social responsibility]. Moscow: ZAO «Publishing house» Economy», 2009. 207 p.

18. Babkin A.V. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Ser. Ekonomika (Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Ser. Economy), 2014, no. 4, pp. 7-23.

19. Malyshev E.A, Kashurnikov A.N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 6 (109), pp. 121-129.

20. Malyshev E.A., Kashurnikov A.N. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki (Scientific and technical statements STU. Economic sciences), 2015, no. 3 (221), pp. 73—83.

21. Varnavsky V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski [Partnership between the state and the private sector: forms, projects risks]. Moscow: Nauka, 2005. 315 p.

22. Okrepilov V.V. Ekonomika kachestva (Economy of quality), 2013. No. 2 (3). pp. 16.

23. Glukhov V.V., Okrepilov V.V. Upravlenie kachestvom zhizni: monografiya (Management of quality of life: monograph). SPb.: Science, 2008.

_Briefly about the authors

S. Kuzmina, doctor of economic sciences, associate professor, Economics and Management in Machine Building department, St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg, Russia

Scientific interests: scientific and innovative sphere, infrastructure of innovative system

I. Babkin, candidate of economic sciences, associate professor, assistant professor, Economics and Management in Machine Building dapartment, St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg, Russia

Scientific interests: public-private partnerships

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.