УДК 332.1
Ф.М. Узденова, Х.Э. Текеева, Р.А. Чомаева
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) - федеральный округ РФ, выделенный из состава Южного федерального округа. Площадь территории составляет 170,5 тыс. км2 или 1 % от площади территории Российской федерации. СКФО имеет сухопутные границы с Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Южной Осетией и водную с Казахстаном.
В состав СКФО входят семь субъектов. Общая площадь территории 111370 км2, что составляет 0,6 % от территории РФ. Плотность населения - 52,7 чел. на 1 км2, превышает среднероссийский показатель в 6,35 раза.
Создание данного округа, связанное с особой миссией - форпоста России на южном и юго-восточном градиенте ее геополитики, представляющего и отстаивающего ее стратегические интересы перед угрозой международного терроризма, военно-политического авантюризма по всей дуге политической нестабильности, пролегающей через пограничье южных рубежей страны, - отразило и закрепило новые реалии изменений геополитической обстановки и геоэкономического пространства на юге России [2].
Здесь на фоне многочисленных специфических проблем проходит становление новых экономических формаций в рыночном пространстве России. СКФО имеет благоприятные условия для развития АПК, электроэнергетики, санаторно-курортной сферы, туризма, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку СКФО по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.
Некоторые субъекты РФ, входящие в состав СКФО, принадлежат к числу наименее эконо-
мически развитых из-за низкого уровня развития экономики и социальной сферы, результатом чего является высокая степень безработицы, а также сложная криминогенная обстановка и напряженная этнополитическая ситуация.
По таким важным социально-значимым экономическим показателям, как ВРП на душу населения, средняя заработная плата и производительность труда, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и участие во внешнеэкономической деятельности, СКФО значительно отстает от других федеральных округов Российской Федерации.
Кроме того, субъекты РФ, входящие в состав СКФО, уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. И здесь желательно средства, получаемые из федерального бюджета, направлять не на поддержание социальной сферы, как это делается сейчас, а на стимулирование развития реального сектора экономики.
Большинство субъектов РФ, входящих в состав СКФО, в социально-экономическом плане уже с начала 1990-х гг. в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов, наиболее подверженных кризису. Оценка темпов роста региональной экономики в 20052009 гг. свидетельствует о том, что органам исполнительной власти в ряде субъектов, входящих в состав СКФО, удалось правильно определить и расставить экономические приоритеты. Однако процесс позитивных преобразований идет крайне медленно, это единственный регион РФ, где на фоне социальной нестабильности и многочисленных специфических проблем, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями, проходила рыночная трансформация хозяйственного комплекса республик [1].
На сегодняшний день реальный сектор экономики СКФО развит слабо: доля аграрного сектора в ВРП достигает 22 % (по России - 5 %), доля продукции обрабатывающих производств намного меньше и не превышает 15 % (по России - 19 %). Отрицательно характеризует региональную экономику то, что основной вклад в ВРП вносят сектор государственного управления и сфера социальных услуг, их доля в валовом региональном продукте доходит до 55 % (по России - 16 %). Наибольшее влияние на ВРП СКФО может и должно оказывать сельское хозяйство.
СКФО характеризуется также уникальным сочетанием бальнеологических ресурсов - минеральных питьевых и термальных вод, лечебной грязи. Здесь сосредоточено около 30 % всех российских ресурсов минеральных вод, что по объемам можно сопоставить с ресурсами центральных районов Европейской части РФ. Запасы термальных вод составляют более 70 %.
Запасы полезных ископаемых в данном регионе ограниченны, и поэтому субъекты РФ, входящие в состав СКФО, не обладают высоким потенциалом по увеличению вклада добывающей отрасли в экономику. Однако разработка ряда месторождений углеводородного сырья, а также рудных полезных ископаемых является перспективной и значимой для развития экономики некоторых субъектов. Доля СКФО в структуре разведанных запасов полезных ископаемых России составляет в отношении вольфрама 41 %, молибдена - 11 %, меди, свинца, цинка и титана - до 2 %, нефти - 4,8 % и в отношении газа - 2,1 % [3]. Несмотря на развитую инфраструктуру, СКФО вносит незначительный вклад в объемы добычи углеводородного сырья всей страны. Связано это с тем, что большая часть месторождений выработана и сокращены разведанные запасы топливно-энергетических ресурсов.
Для Чеченской Республики и большинства республик Северного Кавказа ресурсы нефти и газа имеют стратегическое значение и служат основой для восстановления и развития нефтегазодобывающей и химической отраслей промышленности, определяющих перспективы и эффективность развития экономики. По-
ступления от реализации добываемой нефти и продуктов ее переработки должны стать базой формирования доходной части республиканского бюджета и способствовать привлечению инвестиций. Инвестиции будут способствовать увеличению объемов добычи и подъему экономики республик, увеличению занятости населения. Наличие потенциальных нефтяных ресурсов дает перспективы привлечения инвестиций для модернизации нефтегазодобывающей отрасли и может быть существенным фактором развития нефтеперерабатывающих отраслей. Монополизация крупными нефтяными компаниями нефтяного комплекса не способствует развитию технологической цепи, где характерна технологическая зависимость всех звеньев: нефтедобыча - нефтепереработка - нефте-продуктообеспечение. Во всех регионах «выпадает» нефтепереработка, что связано, в первую очередь, с ориентацией сырьевой продукции на экспорт. Компании-монополисты не заинтересованы вкладывать инвестиции в комплексное освоение недр при естественных монополиях на добычу. В СКФО геолого-разведочные работы выполняются в соответствии с государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.
За счет средств федерального бюджета в 2009 г. были профинансированы геологоразведочные работы на сумму 309 млн р. Из них на углеводородное сырье направлено 17,5 % и на твердые полезные ископаемые - 82,5 %.
В связи с предстоящими XXII Олимпийскими зимними играми государством намечены геолого-разведочные работы, которые должны способствовать снижению депрессивных тенденций, наблюдаемых в экономике, и обеспечению строительным сырьем объектов XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи. Имеются перспективы для организации производства драгоценных металлов на территории СКФО. Согласно данным, полученным по итогам геолого-разведочных работ, на территории СКФО целесообразно организовать производство драгоценных металлов, включая добычу, обогащение и переработку концентратов, что позволит
существенно улучшить экономическое и социальное состояние субъектов РФ, входящих в состав СКФО. Немаловажным фактором также является наличие во всех рудах полиметаллов и редких элементов. Современные технологии обогащения руд позволяют произвести комплексное извлечение всех полезных компонентов в коллективные концентраты.
Водоресурсный потенциал СКФО полностью обеспечивает потребность населения и отраслей экономики в водных ресурсах. Хотя следует отметить, что большинство гидротехнических сооружений характеризуется высокой степенью физического износа и требует капитального ремонта и замены оборудования, а также частичной или полной реконструкции основных сооружений.
Промышленность СКФО, представленная добывающей и обрабатывающей отраслями, может внести существенный вклад в решение проблем занятости населения и увеличения налоговых доходов субъектов РФ, входящих в состав СКФО (табл. 1). Доля промышленных отраслей в экономике СКФО (по данным 2008 г.) составляет 11 % - как в структуре валового регионального продукта, так и в структуре занятости.
В 2009-2010 гг. доля налоговых поступлений, обеспеченная промышленными предприятиями, в общем объеме налоговых поступлений составила в Ставропольском крае 22 %, а в Чеченской Республике 69 %.
Производственный потенциал представлен преимущественно производством нефтепродуктов, пищевой и химической промышленностью, машиностроением, металлургической промышленностью, производством стройматериалов. В структуре выручки обрабатывающей и добывающей промышленности на добычу полезных ископаемых приходится 6 %.
Для успешного функционирования топливно-энергетического комплекса СКФО необходимо восстановить и развивать нефтеперерабатывающие мощности, а также развивать нефтехимический сектор экономики. Одновременно целесообразно увеличить загрузку и развитие транспорта. Строительство транспортных объектов - это капиталоемкий процесс с длительными сроками окупаемости инвестиций. Во многих странах с рыночной экономикой признано, что именно государство должно регулировать и контролировать этот процесс, выступая его активным участником [4].
Таблица 1
Индекс производства в субъектах СКФО в январе - декабре 2010 г.
(в % к соответствующему периоду прошлого года)
Индекс промышленного производства Индекс производства по видам деятельности
Субъект СКФО Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
2009 г. 9 мес. 2010 г. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 2009 г. 9 мес. 2010 г.
Дагестан 118,9 102,6 79,3 97,6 132,5 103,9 100,6 99,6
Ингушетия 84,2 94,4 81,3 83,2 103,3 113,6 68,0 103,7
КБР 108,7 103,6 100,3 102,8 111,7 105,9 97,5 95,3
КЧР 103,1 113,9 78,5 102,9 103,4 122,6 97,1 100,8
Северная Осетия -Алания 104,7 103,1 126,4 101,6 103,0 102,5 100,7 104,9
Чеченская Республика 95,2 88,3 90,3 87,6 112,4 106,7 307,4 105,3
Ставропольский край 102,7 110,0 98,8 92,7 102,0 112,6 105,0 104,8
Таблица 2
Деятельность малых предприятий в субъектах СКФО в январе - сентябре 2009 г.
Субъект СКФО Число малых предприятий на 01.10.2009 г., тыс. ед. Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. чел. Оборот малых предприятий, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб.
Дагестан 0,8 22,7 23943,7 1169,5
Ингушетия 0,0 1,4 673,5 -
КБР 0,5 9,6 9305,3 297,7
КЧР 0,3 8,6 6849,7 91,4
Северная Осетия - Алания 0,4 9,7 7652,2 97,3
Чеченская Республика 0,1 1,0 1713,4 -
Ставропольский край 3,9 111,9 79166,6 1126,0
Основная автомобильная артерия, связывающая южные регионы, - трасса М-29 «Кавказ». Магистраль протяженностью 1100 км пересекает СКФО с северо-запада на юго-восток. Реконструкция трассы является частью более масштабного проекта - встраивания Северного Кавказа в международный транзитный коридор «Север -Юг», который соединит Россию и Европу с государствами Персидского залива и Средней Азии.
Легкая промышленность в целом по России обладает высоким потенциалом развития за счет организации собственных производств и постепенного замещения импорта. В связи с невысоким объемом капиталовложений, быстрой окупаемостью, дающей высокую отдачу на каждый рубль вложенных средств (затрат), а также с высокой оборачиваемостью средств развитие в СКФО предприятий легкой промышленности целесообразно осуществлять за счет малого и среднего предпринимательства (табл. 2), которое должно занять свою нишу в экономике и способствовать повышению уровня жизни населения.
Лучшие итоговые показатели деятельности малых предприятий по округу в основном определяет Ставропольский край. В целях улучшения доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию целесообразно предусмотреть на всех уровнях комплекс мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса и объединение усилий Правительства РФ и правительств субъектов РФ. Несмот-
ря на достигнутые успехи, развитие предпринимательства в СКФО идет медленно. Мировой опыт показывает, что решить проблемы занятости населения, ускорения экономического роста невозможно без развития малого и среднего бизнеса.
В отрасли радиоэлектроники предполагается осуществить реконструкцию и техническое перевооружение предприятий. Также предусматриваются мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, созданию высокотехнологичного производства светодиодных энергосберегающих ламп и светильников, унифицированных технических средств дистанционного управления для автоматизированных систем противоградовой защиты, а также по развитию высокотехнологичного автоматизированного сборочного производства электронных приборов широкого применения и специального назначения.
В объеме отгрузки лесной и деревообрабатывающей промышленности России СКФО занимает незначительную долю - от 0,2 до 1 %. Лесопромышленный комплекс включает производство мебели и представлен в основном малыми и средними предприятиями, для которых характерна узкая специализация. Ограничением для развития лесопромышленного комплекса является отсутствие сырьевой базы. СКФО -федеральный округ, наименее обеспеченный лесными ресурсами (кроме КЧР).
Опережающие темпы роста импорта над экспортом промышленной продукции и незначительная доля СКФО во внешнеэкономической деятельности России свидетельствуют о постепенном снижении конкурентоспособности промышленной продукции указанного федерального округа. Очевидны территориальные диспропорции в развитии промышленности СКФО. Наиболее развитым промышленным субъектом РФ в этом федеральном округе является Ставропольский край. Во всех субъектах РФ, входящих в состав СКФО, промышленное производство сосредоточено в одной-двух промышленных зонах, остальные территории преимущественно сельскохозяйственные.
Материально-техническая база промышленности непрерывно возрастала, но, тем не менее, степень износа основных фондов оставалась и остается высокой. Изношенные основные фонды требуют обновления за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, что позволит осуществить структурные преобразования, внедрить современные достижения научно-технического прогресса и повысить качественные показатели на микро-и макроуровнях.
Вместе с тем СКФО обладает рядом преимуществ: удобное географическое расположение по отношению к крупным рынкам, наличие природных ресурсов и незагруженных мощностей, относительно развитая транспортная сеть и растущий спрос на промышленную продукцию как в регионах РФ, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
На базе имеющихся ресурсов, потенциального спроса и возможностей по созданию конкурентоспособной продукции выделяются следующие приоритетные отрасли, определяющие вектор модернизации социально-экономического развития: производство стройматериалов, легкая и химическая промышленность, машиностроение, металлургия, добыча минералов и руд, топливная промышленность. Развитие перспективных отраслей промышленности в СКФО сдерживается низкой инвестиционной привлекательностью.
АПК, включающий сельское хозяйство и пищевую промышленность, является важней-
шим сектором экономики СКФО. Вклад сектора в валовой региональный продукт в 2008 г. составил 18 %, из которых 15 % приходится на сельское хозяйство и 3 % - на пищевую промышленность. Агропромышленный комплекс СКФО обеспечивает также весомый вклад в продовольственную безопасность всей страны.
По объемам выпуска пищевых продуктов субъекты РФ, входящие в состав СКФО, значительно отстают от других субъектов РФ, что свидетельствует о недостаточном уровне развития перерабатывающей промышленности. Пищевая промышленность СКФО представлена производством алкогольных напитков и минеральной воды. Производительность труда в отдельных субъектах СКФО составляет 13 % от среднероссийского уровня в сельском хозяйстве и 7 % - в пищевой промышленности.
Развитие АПК является приоритетным для всех субъектов СКФО. Необходима государственная программа стимулирования притока инвестиций в развитие новых и модернизацию существующих производств. Для этого необходимо поддержать развитие агропромышленных парков на территории СКФО, повысить доступность механизма гарантий, залоговых фондов, поручительств для инвесторов.
Низкий технологический уровень развития сельского хозяйства требует создания единого центра трансферта технологий и центров обучения фермеров. Этот центр будет заниматься отбором и внедрением новых агропромышленных технологий на территории СевероКавказского федерального округа.
Туристический сектор является одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. В рамках данной отрасли в СКФО может быть создано более ста тысяч рабочих мест, что особенно важно для молодежи. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентиро-ванной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках [4].
К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. Усиление конкуренции и на рынке туристского спроса и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.
Уникальность и разнообразие природно-климатических ресурсов территории СКФО создают благоприятные условия для постоянного проживания и для развития туристско-рекреационного комплекса.
Несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ туристической отрасли, в том числе туристических центров, субъекты РФ, входящие в состав СКФО, характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. Доля СКФО в туристической отрасли РФ составляет
около 6 %, а доля туризма в ВРП СКФО не превышает 2 %.
Приоритетное направление туристической отрасли в СКФО - лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм, который стимулирует развитие культурно-познавательного, делового, экологического, спортивного, этнического и других видов туризма.
На рост конкуренции на рынке туристского спроса влияют результаты появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов, достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами.
Регионы, стремящиеся сохранить свою туристскую привлекательность, должны попытаться: сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения; осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития; предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма; обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Липина, С.А. Современный образ Северного Кавказа: проблемы и решения [Электронный ресурс] / С.А. Липина. - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/ аиЛоге/1ипкт/?НЬгагу=1468
2. Овчинников, В.Н. Социально-экономические проблемы и ресурсы стабилизации положения на Северном Кавказе в новом геоэкономическом формате [Текст] / В.Н. Овчинников // IV Домбайские чтения: матер. Всерос. науч. конф. - М., 2010.
3. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Vestikavkaza.ru/ana1ytics/obshestvo/ 2672.html
4. Узденова, Ф.М. Влияние институциональных изменений на динамику региональной социально-экономической системы [Текст] / Ф.М. Узденова, Е.М. Семенова. - М.: Экономика, 2006.