Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛ-КЫЯ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛ-КЫЯ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО / КРИЗИС / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таиров К.А., Кадыров А.А.

В статье рассматривается социально-экономическое развитие города Кызыл-Кия в годы независимости страны. Кыргызстан, как и другие страны постсоветского пространство, начал переход к рыночным отношениям в условиях глубокого экономического кризиса. Кызыл-Кийская рудоуправление, одно из крупнейших промышленных предприятий города. Кризис имел значительное влияние на социально-экономическое развитие города. Распад экономических механизмов и внутренних производственных отношений, оставшихся от СССР, ослабил производственный сектор, но привел к новому образу мышления, новому образу действий в рыночной экономике и новому решению экономических и финансовых вопросов. Статье также имеется краткое описание положения и перехода угольного производство с государственного в частный сектор. А также проанализирован реализация программы социально-экономического развития города Кызыл-Кия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF THE POPULATION OF THE CITY OF KYZYL-KYA FOR THE YEARS OF INDEPENDENCE OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The article examines the socio-economic development of the city of Kyzyl-Kiya during the years of the country's independence. Kyrgyzstan, like other countries of the post-Soviet space, began the transition to market relations in the context of a deep economic crisis. Kyzyl-Kiya mining department, one of the largest industrial enterprises in the city. The crisis had a significant impact on the socio-economic development of the city. The collapse of the economic mechanisms and internal production relations left over from the USSR weakened the manufacturing sector and led to a new way of thinking, a new way of operating in a market economy and a new solution to economic and financial issues. The article also contains a brief description of the status and transition of coal production from the public to the private sector. And also analyzed the implementation of the program of socio-economic development of the city of Kyzyl-Kiya.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛ-КЫЯ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛ-КЫЯ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

К.А. Таиров, старший преподаватель А.А. Кадыров, преподаватель Баткенский государственный университет (Кыргызская Республика, г. Баткен)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-274-279

Аннотация. В статье рассматривается социально-экономическое развитие города Кызыл-Кия в годы независимости страны. Кыргызстан, как и другие страны постсоветского пространство, начал переход к рыночным отношениям в условиях глубокого экономического кризиса. Кызыл-Кийская рудоуправление, одно из крупнейших промышленных предприятий города. Кризис имел значительное влияние на социально-экономическое развитие города. Распад экономических механизмов и внутренних производственных отношений, оставшихся от СССР, ослабил производственный сектор, но привел к новому образу мышления, новому образу действий в рыночной экономике и новому решению экономических и финансовых вопросов. Статье также имеется краткое описание положения и перехода угольного производство с государственного в частный сектор. А также проанализирован реализация программы социально-экономического развития города Кызыл-Кия.

Ключевые слова: экономика, производство, кризис, инвестиции, государственный, частный сектор.

Обретения независимости Кыргызстана стала самым значимым событием в ХХ веке в истории страны. Республика вошел в список независимых стран, это позволил ей развивать с ними взаимовыгодное сотрудничество. Кыргызстан, как и другие страны постсоветского пространство, начал переход к рыночным отношениям в условиях глубокого экономического кризиса. В 1992 г. промышленное производство упало до 27%. Производство товаров народного потребления упало более чем на треть [1].

Такая ситуация в стране затрагивал все отрасли, в том числе оказало значительное влияние на политическое, социально-экономическое развитие города Кызыл-Кия. Кызыл-Кийском рудоуправление, одно из крупнейших промышленных предприятий города. В плане предусматривался добыча угля 555,0 тыс. тонн, фактически было добыто 312,0 тыс. тонн. т.е. на 243,0 тыс. тонн не выполнено по планы. В 1992 году, годовой план был выполнен на 57%, относительный темп роста составил 86% [2].

В 1993 году Кызыл-Кийское рудоуправление планировало выручить 5 753,0 тыс. сомов за счет выполнения государственного заказа на добычу угля. Однако вместо дохода учреждение понесло убыток в размере 6 353,0 тыс. сомов. Причины невыполнения госзаказа на уголь: обрушение обвал, горных работ, потеря денежных средств из-за разрыва экономических связей, в результате чего шахта не получила горюче-смазочные материалы, металлические опоры и т.п., оборудование и запчасти.

Вторым фактором, негативно повлиявшим на работу горного управления, стало увольнение высококвалифицированных кадров. 1993 г. производство покинули 750 человек. Даже если рассматривать два вышеуказанных фактора как объективные, то по субьективным причинам ушли было потеряно 31 775 рабочих дней. В итоге 20,6 тонны при месячном плане было добыто всего 12,7 т план выполнен на 61,6%. Невыполнение трудовых показателей привело к снижению заработной платы. 1993 г. по состоянию на ноябрь средняя заработная плата сотрудников компании со-

ставила 174 сома (55,4%) при плановых 314 сомах. Из-за невыполнения производственного плана в этом году было потеряно 17,0 тыс. тонн. меньше угля [3]. Потеря рабочих дней на производстве также связана с несчастными случаями на производстве.

В «Кызыл-Кийском рудоуправлении» с 1993 г. производственные потери составили 3 443 тысячи сомов. При этом транспортные расходы составили 321,1 тыс. сомов, сортировка угля - 77,0 тыс. сомов, заработная плата - 279,1 тыс. сомов. Такая ситуация привела к удорожанию угля и ухудшила финансовое и материальное состояние предприятия.

Для выхода из этой ситуации было предпринято ряд мер. Сокращено финансирование объектов социально-культурного назначения, некоторые ведомства переведены на внутреннее финансирование. Например, было сокращено три дошкольных учреждения, оставив только один для шахтерских детей. Непроизводственной группе пришлось уволить 200 рабочих и 40 инженеров и техников. Дом культуры, профилактика, общежитие, зона отдыха, база МТС, было переведено на внутрихозяйственный учет или сдача в аренду [4].

Перед предприятием стояли следуюшие проблемы: усиление производства, усиление личной ответственности в использовании материальных ресурсов, улучшение организации труда, предотвращение чрезмерных затрат, бесхозяйственности, переход на внутрихозяйственный учет, добычи угля в следующем году 350 тыс. тонн.

Таким образом, распад экономических механизмов и внутренних производственных отношений, оставшихся от СССР, ослабил производственный сектор и привел к новому образу мышления, новому

образу действий в рыночной экономике и новому направлению экономических и финансовых вопросов.

Изменения и вызовы переходного периода затронули не только Кызыл-Кийское рудоуправление, но и все учреждения и предприятия во всех регионах страны.

Правительство Кыргызской Республики подписало в 1997 году для становления сильного частного сектора, который могло играть значительную роль в экономике страны принял закон «Об общих началах приватизации, предпринимательства и конкуренции в Кыргызской Республике». Международные организации, Всемирный банк и ^АГО внесли значительный вклад в реализацию этого закона.

Согласно этому закону о приватизации, процесс приватизации должно было проводится в интересах всего населения и трудового сообщества. Однако на практике этого не произошло, и привилегия была предоставлена лидерам и определенным группам, а простые люди остались только после приобретения определенных акций.

Приватизация через передачу государственной собственности трудовым коллективам не улучшила качества работы. На смену одной форме коллективной собственности пришла другая, и многие вопросы решались в пользу руководителей этих организаций.

В рамках реализации данного закона в городе Кызыл-Кия ряд производств, строительство, сфера услуг и др. государственные предприятия были приватизированы.

Как и в случае с приватизированными предприятиями во всех регионах, частные предприятия в Кызыл-Кии не претерпели значительных изменений в первые годы. Один из их основных показателей - пополнения бюджета.

Таблица. Динамика налоговых платежей приватизированных предприятий г. Кызыл-

Кия [51 (1997-2001 гг.)

Название учреждения 1997 1998 1999 2000 2001-г. 8 мес

АО "Кыргыз-Кемур" 2251,6 1548,6 1075,8 1930,0 912,7

АО "Нур-КМ" 3214,4 2551,9 8947,9 8401,9 1981,2

ГАО "Сут-Азык" 157,2 22,9 8,5 58,0 23,5

АО "Нан" 454,0 261,9 478,6 533,9 61,6

АО "Кызыл-Кыя ТФЗ" 4833,8 16953,3 44001,3 41358,9 7922,2

АО "ЦЭММ" 106,4 96,9 198,6 63,7 34,8

АО "Темир-бетон" 124,2 59,0 170,5 79,2 39,1

АО "Машзавод" 685,9 593,6 2312,1 2284,3 316,5

АО "Дан" 645,2 704,8 463,0 689,1 2180,4

АО "Шахтастрой" 1713,4 2275,2 5635,1 6542,5 2874,4

СПК "Агропласт" 1075,8 1325,9 1592,2 529,1 52,0

АО "Строитель" 288,4 363,0 209,7 221,1 63,0

АО "ПАТП" 433,0 368,4 470,6 401,2 163,3

АО "Сапар" 269,6 164,6 117,4 109,6 39,8

АО "Манас" 150,7 149,8 205,1 1017,3 352,2

До приватизации на промышленных предприятиях Кызыл-Кии работали 5532 человека, в результате приватизации 3031 (54,8%) человек были уволены, а 2501 (45,2%) человек были заняты на приватизированных предприятиях. Конечно, новые экономические отношения сильно отличается от предыдущей, потому что на предприятиях советской эпохи рабочих чрезмерно было много как требовало партия. А в новых приватизированных условиях предприятий необходимо было избавиться от ненужных затрат и вздутием штатов надо было сосредоточиться на реальных экономических вопросах.

Были приняты следующие документы, определяющие стратегические направления дальнейшего развития страны. «Основы комплексного развития Кыргызской Республики» (до 2010 г.) и «Национальная стратегия сокращения бедности» (20032005 гг.). Они предусматривали широкий спектр мер для повышения благосостояния граждан и устойчивого развития страны:

- установить хорошее управление в стране через эффективный государственный аппарат и сильное местное самоуправление;

- реализация эффективной экономической политики, которая выведет страну на мировой рынок и заложит основу для значительного повышения благосостояния народа;

- полное использование ресурсов для социальной мобилизации и борьбы с бедностью.

В целях реализации данных государственных программ и выхода из кризисной ситуации мэрией Кызыл-Кия разработана и утверждена горсоветом программа социально-экономического развития города Кызыл-Кия (2001-2005 гг.) [7].

Цель этой программы - обеспечить экономическое развитие, улучшить социальную инфраструктуру и частный сектор.

Это связано с тем, что в последние годы экономические показатели города значительно снизились из-за ослабления промышленного производства в городе и сокращениями бюджетных платежей.

Причины социально-экономического упадка города:

- Отсутствие благоприятного инвестиционного климата, поскольку привлечение инвестиционного капитала к 27 предприятиям позволило им жить искусственно. Была затруднена работа крупнейшего инвестора - СП «ЮТК», который ежегодно вносит в экономику города 3-5 миллионов долларов США (70% из которых - налоги, социальные фонды). Кроме того, из города ушли такие крупные иностранные компании, как «Диамон», «Кедр», «Полимэк-симпорт», «Туркестан»;

- потеря рынка сбыта и скопление готовой продукции из-за отсутствия маркетинговых услуг на предприятиях;

- с объявлением дефолта из-за экономического кризиса в России стратегический интерес российских партнеров к киргизскому табаку исчез. В результате, переработчики табака с 2000 года. не могут продавать свою продукцию;

- Отсутствие оборотных средств для производства и реализации готовой продукции на большинстве промышленных предприятий города;

- с образованием Баткенской области с 1999 г. был разработан ориентировочный план по объему товарной продукции и налогов без учета реальной производственной и налоговой базы;

- нологовая политика тормозила развитие хозяйствующих субъектов города;

- морально-психологический климат, возникший в результате определенного этапа утраты влияния органов государственной власти на руководителей хозяйствующих субъектов, что способствовало формированию зависимого отношения к проблемам города и горожан;

- за 9 месяцев 2000 года в отрасли отмечен спад на 5,5 процента или меньше уровня прошлого года на 28 миллионов сомов;

- это говорит о том, что индикативный план области завышен, а также подтверждается неудовлетворительной ситуацией в промышленном производстве [8].

Требуются реформы для дальнейшего развития города, принятия особо радикальных мер по выводу экономики из кризиса.

В контексте этих задач прогнозируется дальнейшее увеличение объемов товарной продукции. С октября текущего года ситуация в отрасли стабилизируется, дальнейший спад производства прекратится, и к концу года объем товарной продукции достигнет 338 миллионов сомов. Годовой прирост прогнозируется на уровне 7% и составит 444 миллиона сомов.

Для того, чтобы решить задачу устойчивого экономического развития - привлечь отечественные и иностранные инвестиции, направленные на обеспечение роста промышленного производства за счет частных источников основных предприятий таких как - «ТФЗ», «Нур-км», «Шах-

тострой», «Дан», «Агропласт», переработка и продажа сельскохозяйственной продукции, создание ассоциаций и кооперативов, а также развитие частного сектора наряду с малым и средним бизнесом. Меры по повышению безопасности городского населения направлены на развитие ЖКХ, связи и пассажирского транспорта, образования, здравоохранения и культуры.

Решение вышеперечисленных задач обеспечит занятость, развитие службы занятости, расширение социальной защиты. Рост промышленного производства на крупных городских предприятиях прогнозируется на уровне 7 процентов годового ВВП. Следовательно, налоговые поступления увеличатся на 12% ВВП. 43 миллиона 2003 г. 45,5 миллиона 2004 г. 48,2 миллиона 2005 г. 50,9 миллиона сом. Расходная часть бюджета составляет порядка 48-50 миллионов сомов. Начнется баланс доходной и расходной части бюджета в 2004 г.

Одним из основных способов сокращения бедности является микрофинансирование малого и среднего бизнеса. Программа предусматривает дальнейшее развитие кредитных союзов как эффективной формы привлечения капитала. Таким образом, на 2000 год действовал 7 кредитных союзов с общим капиталом 2402 тысячи сомов. И в 2005 г. создано 25 кредитных союзов с общим капиталом 18 миллионов сомов, в которых принимали участие более 4500 граждан.

До 2005 года планировался вывести из бедности более 900 семей и довести долю промышленной продукции, производимой малым и средним бизнесом, до 15% ВВП. Программа предусматривала дальнейшую реализацию национальной программы сокращения бедности «Аракет». Это в первую очередь для обеспечения занятости и снижения безработицы.

В программе также уделялся особое внимание рынку труда. 2002-2004 гг. планировался принять на работу 2400 человек, организовать профессиональное обучение 690 безработных и привлечь к оплачиваемой социальной работе 1455 человек. В результате в 2004 г. уровень безработи-

цы должна было снизиться на 2,3% и 0,2% ниже, чем в среднем по стране.

Во-вторых, обеспечение адресной социальной защиты, в-третьих, своевременная выплата пенсий и пособий. Особое внимание было уделено развитию социальной инфраструктуры - образованию, здравоохранению, культуре, спорту и молодежной политике. Более 80 процентов бюджета расходуется на образование и здравоохранение [9].

Принятие этой программы мэрией Кызыл-Кия и горсоветом было важным вопросом на тот момент и могло в полной мере способствовать выходу города из экономического кризиса.

В рамках этой программы в город были вложены инвестиции, и вклад международных доноров. Всемирный банк выделил нашей стране 15 миллионов долларов на развитие инфраструктуры малых городов и 15 миллионов долларов на проект сельских инвестиций.

Кызыл-Кия, 2003 г. стал пилотным городом Урбан Бишкекского института, в результате чего в 2010 году разработаны стратегия развития и план мероприятий по ее реализации. Для привлечения грантов международных программ подготовлено и опубликовано 18 грантовых проектов.

В 2003 году за 11 месяцев привлечено в экономическую исоциальную сферу привлечена 31,4 миллиона сомов, в т.ч. 26,9 миллиона сомов иностранных инвестиций и 12 миллионов сомов государственных инвестиций. Из этой суммы АО «Кызыл-Кия ТФЗ» - 17,2 миллиона сомов [10].

На благоустройство территории и на ремонт водопровода израсходовано 410 тысяч сомов гранта программы UNDPLIFE и 298,5 тысячи сомов Урбан Бишкекского института. Объем привлеченных государственных инвестиций в 2003 г. за 11 месяцев он составил 12,0 миллиона сомов. На строительство угольного месторождения Беш-Бурхан было потрачено 8,5 миллиона сомов, на укрепление берегов реки Джал-Сай - 1,5 миллиона сомов. За счет кредитных ресурсов различных финансовых организаций в экономику и социальную сферу города привлечено 24,7 миллиона сомов [11].

Кроме того, город Кызыл-Кия включен в пилотную программу Фонда Сорос-Кыргызстан, предполагающую грантовые инвестиции в систему образования города. Корпус Милосердия открыл в городе представительство, которое помогло решить многие проблемы города с помощью своих программ.

Практика показала, что одним из важнейших шагов на пути к устойчивому развитию является стабилизация экономического и финансового положения экономики города. В результате реализации «Программы социально-экономического развития города Кызыл-Кия» (2001-2005 гг.) В 2003 году появились следующие индикаторы:

- промышленными предприятиями города произведено продукции на 256,5 миллиона сомов, что на 33 миллиона сомов больше, чем в предыдушших годов;

- Все 13 промышленных предприятий города вышли прошлогодного уровня;

- АО «Кызыл-Кия Комур», АО «Нур-КМ», АО «Машзавод», АО «Динамо», СК «Агропласт», ООО «Беш-Бурхан», АО «Нан», ООО «Кристалл» предоставили более 7 процент увеличения производства;

- доля частного сектора в промышленном производстве составила 32,5%, произведено продукции на 83,3 млн. сомов больше, что состовляет 131,9% к уровню прошлого года;

- из категории бедных исключены 762 семьи со средним доходом, увеличенным на 600 сомов;

- создано 1034 рабочих места;

- 85 человек получили профессиональное образование, из них 60 из малообеспеченных семей [12].

В результате реализации «Программы социально-экономического развития города Кызыл-Кия» (2001-2005 гг.) Экономическая ситуация стабилизировалась. В результате начали развиваться сокращение бедности, увеличился количество рабочих мест.

Было еще одно важное строительство, увеличившее мощность промышленных предприятий Кызыл-Кии. Цементный завод в городской черте был построен в 2009 году. запущен и стал производить 2,5 ты-

сячи тонн продукции в сутки. Цементная Столь крупное промышленное пред-

продукция поставляется не только в юж- приятие, построенное в южном регионе ную часть Кыргызстана, но и продается в Кыргызстана, не только способствовало страны ближнего зарубежья. Мощность 1 развитию промышленности страны, но и млн тонн в год. Завод был рассчитан на внесло значительный вклад в ее социаль-1200 рабочих мест. И это помогло решить но-экономическое развитие. Со строитель-множество социальных проблем горо- ством такого крупного предприятия доля да [13]. города Кызыл-Кия в промышленном сек-

торе Баткенской области достигла 50%.

Библиографический список

1. Момбекова Ж.К. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы. - Б., 2003, Б. 338

2. Кызыл-Кийский государственный архив. (КГГА). Ф. 30. Тз. 1. Сб. 19. Б. 4

3. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 19. Б. 6.

4. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 19. Б. 7-8.

5. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 64. Б. 22.

6. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 64. Б. 11-13.

7. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 64. Б. 18.

8. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 64. Б. 13-14.

9. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 64. Б. 15.

10. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 78. Б. 17.

11. КГГА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 78. Б. 17.

12. КШМА. Ф. 30. Тз. 1. Сб. 80. Б. 23-29.

13. Баткенская область на пути развития. - Баткен. 2013, с. 30.

SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF THE POPULATION OF THE CITY OF KYZYL-KYA FOR THE YEARS OF INDEPENDENCE OF THE KYRGYZ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REPUBLIC.

K.A. Tairov, Senior Lecturer A.A. Kadyrov, Lecturer Batken State University (Kyrgyz Republic, Batken)

Abstract. The article examines the socio-economic development of the city of Kyzyl-Kiya during the years of the country's independence. Kyrgyzstan, like other countries of the post-Soviet space, began the transition to market relations in the context of a deep economic crisis. Kyzyl-Kiya mining department, one of the largest industrial enterprises in the city. The crisis had a significant impact on the socio-economic development of the city. The collapse of the economic mechanisms and internal production relations left over from the USSR weakened the manufacturing sector and led to a new way of thinking, a new way of operating in a market economy and a new solution to economic and financial issues. The article also contains a brief description of the status and transition of coal production from the public to the private sector. And also analyzed the implementation of the program of socio-economic development of the city of Kyzyl-Kiya.

Keywords: economy, production, crisis, investments, state, private sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.