Электронный научно-практический журнал «Синергия»
Синергия. 2016. № 1.
УДК 338.242.2
А.Т. Гыязов, П.К. Купуев
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В КЫРГЫЗСТАНЕ
Кызыл-Кийский институт технологии, экономики и права,
Ошский государственный университет
Аннотация: Исследованы ключевые факторы воздействия на развитие предпринимательства, определены приоритетные направления развития предпринимательских структур в условиях рыночных отношений Кыргызской республики.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские
структуры, рыночные отношения, инвестиции, факторы развития.
UDC 338.242.2
A.T. Gyyazov, P.K. Kupuev
RESEARCH MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ENTERPRISE STRUCTURES IN KYRGYZSTAN
Kyzyl-Kiya Institute of Technology, Economics and Law,
Osh State University
Abstract: The key factors of influence on the development of entrepreneurship, priority directions of development of enterprise structures in the conditions of market relations, Kyrgyz Republic.
Keywords: business, business structure, market relations, investment, development factors.
Эффективность модернизации современной экономики Кыргызстана во многом зависит от уровня развития предпринимательских структур и предпринимательских организаций. Он в свою очередь, определяется качеством управления этими субъектами рыночных отношений.
На данном этапе, Кыргызстан проводит политику, нацеленную на макроэкономическую и политическую стабильность и на продолжение курса либеральных и демократических реформ. В республике в течение ряда лет действует режим наибольшего
благоприятствования инвестиционной деятельности за счет неукоснительного выполнения правил ВТО, участия в международных инвестиционных
соглашениях и принятия
недискриминационного и либерального законодательства [1-3].
Основными моментами устойчивого развития экономики страны стали улучшение инвестиционного климата и создание благоприятных условий для ведения бизнеса. При этом развитие предпринимательства является одним из важных приоритетов [4-8].
В стране функционируют 9694 -
31
Электронный научно-практический журнал «Синергия»
Синергия. 2016. № 1.
предпринимательских структур, то есть малых и средних предприятий. Общая численность работающих там составляет 282,1 тыс.чел. (без занятых в крестьянских/фермерских хозяйствах). За 2014 год прирост субъектов предпринимательства составил 7% (более 14тыс.), за последние пять лет -в среднем 7-8% [9].
Удельный вес производства предпринимательских структур в ВВП составляет более 45%. Объем промышленной продукции,
произведенной субъектами МСП, в
общем объеме произведенной продукции составляет 25,5 %.
В настоящее время в Кыргызстане имеются все необходимые предпосылки для укрепления и стабильного развития экономики, о чем свидетельствует положительная динамика увеличения основных показателей деятельности предпринимательских структур [10-11]. Основные показатели деятельности предпринимательских структур за период с 2010 по 2014 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели деятельности предпринимательских структур за период с
2010 по 2014 год
Предприятия 2010 2011 2012 2013 2014
Количество субъектов предпринимательских структур, ед. 526832 538090 553736 588172 624479
Малые предприятия, ед. 9002 11103 11374 11338 11371
Средние предприятия, ед. 850 885 847 825 840
Индивидуальные предприниматели, ед. 193425 204246 222700 244950 267776
Крестьянские (фермерские) хозяйства, ед. 323555 321856 318815 331059 344492
Численность занятых, тыс. человек 284,2 301 315,6 333,7 353,7
Малые предприятия 47,8 52,9 51,8 50,2 45,9
Средние предприятия 43 43,9 41,1 38,6 40
Индивидуальные предприниматели 193,4 204,2 222,7 245 267,8
Объем валовой добавленной стоимости, млн $ 1620,4 2333,1 1995,7 1973,6 2450
Малые предприятия 232,1 364,5 397,7 355 415,5
Средние предприятия 194,1 302,7 228,7 251,9 287,4
Индивидуальные предприниматели 647,3 897,2 878,9 812,7 1 058,3
Крестьянские (фермерские) хозяйства 546,9 768,7 490,4 554 688,8
За период с 2010 по 2014 год доля валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами предпринимательских структур в ВВП республики увеличилась с 1620,4 млн. долларов США до 2450 млн. долларов. Однако объем промышленной продукции, произведенной субъектами предпринимательских структур, к
общему объему республики за последние 5 лет заметно снизился - с 27,8% в 2010 г. до 20,4% в 2014 году.
Общая численность занятых в предпринимательских структурах
выросла с 284,2 тыс. человек в 2010 году до 353,7 тыс. человек в 2014 году. Количество действующих МСП за тот же период выросло с 526832 до 624479 ед.
32
Электронный научно-практический журнал «Синергия»
Синергия. 2016. № 1.
За 2010-2014 годы наибольший рост по количеству, численности занятых, объему валовой добавленной
стоимости и ряду других показателей отмечается в сфере индивидуального предпринимательства, где численность занятых выросла с 193,4 тыс. человек до 267,8 тыс. человек.
В 2014 г. приток прямых
иностранных инвестиций (без учета оттока), направленных на развитие
деятельности предпринимательских структур, к уровню 2013 г. увеличился на 26,1%, однако по сравнению с 2011 г. их объем сократился на 37,8%. Наибольший рост поступивших иностранных инвестиций (на 28,7%) по сравнению с 2013 г. отмечался в малые предприятия, а в средние предприятия поступления инвестиций возросли на 14%. Доля субъектов
предпринимательских структур в общем объеме поступивших прямых иностранных инвестиций составила 24% (38% в 2010 году) [12].
В 2014 г. финансовое положение предпринитмательских структур (без крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей) характеризовалось получением
балансовой прибыли в объеме 65576,6 млн. долларов США. Внешнеторговый оборот субъектов предпринимательских структур в 2014 году в текущих ценах составил 3204,5 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2013 годом на 28,1%, а по сравнению с 2010 годом - в 2,1 раза. Экспортные поставки в 2014 г. сложились в размере 626 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2013 г. на 37,9% (по сравнению с 2010г. - в 1,6 раза); импортные поступления - 2578,5 млн. долларов США, по сравнению с 2013 г. возросли на 25,9%, а по сравнению с 2010 г. в 2,3 раза. Сальдо торгового баланса сложилось отрицательным в размере 1952,5 млн. долларов США.
Анализ развития предпринимательских структур Кыргызстана показывает переход от этапа становления к этапу
адаптации и стабильного развития. Анализируя сделанное за эти годы, можно заметить, что проводимые реформы по улучшению предпринимательской среды позволили укрепить эти положительные тенденции.
Далее рассмотрим условия существующие для предпринимательских структур.
Государственная политика в Кыргызстане, проводимая за последние годы, направлена на создание благоприятных условий для
предпринимательских структур, а именно: формирование нормативно-
правовой базы в области предпринимательства и дальнейшее ее совершенствование, построение
структуры поддержки и развития предпринимательства, привлечение
инвестиций в частный сектор и
сокращение вмешательства в
хозяйственную деятельность
предпринимателей. Государственным органом, определяющим политику в сфере предпринимательства, является Министерство экономики Республики [13].
В целях улучшения инвестиционного климата, формирования единой политики развития и поддержки
предпринимательских структур,
обеспечения диалога с государством был создан Инвестиционный совет при Президенте с участием представителей государственных органов, основных доноров (международные финансовые организации). Данный Инвестиционный совет является эффективной площадкой для обсуждения вопросов
взаимодействия государства и частного сектора. В рамках работы Инвестиционного совета был принят ряд государственных решений, указов Президента Кыргызской Республики, устанавливающих дальнейшие
направления совершенствования
государственной политики. При новом коалиционном Правительстве
Инвестиционный совет преобразован в Совет по развитию бизнеса и
33
Электронный научно-практический журнал «Синергия»
Синергия. 2016. № 1.
инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики.
Значительно сократились сроки оформления бизнеса в Кыргызстане (с 21 до 3 дней). Государственная регистрация (перерегистрация) осуществляется по принципу «единого окна», который включает:
- государственную регистрацию (перерегистрацию) регистрирующим органом с одновременной регистрацией и постановкой на учет в налоговом органе, органе статистики и Социальном фонде;
- выдачу регистрирующим органом свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) с присвоенным регистрационным номером, идентификационным налоговым номером и кодом общереспубликанского классификатора предприятий и организаций.
В 2007г. принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», направленный на реализацию установленного Конституцией Кыргызской Республики права граждан на экономическую свободу, свободное использование способностей и имущества для любой экономической деятельности.
В 2009г. принят новый Налоговый кодекс, предусматривающий оптимизацию налоговой системы (было снижено количество налогов) и введение современных принципов налогообложения (налоговый контроль на основе оценки степени риска, презумпция добросовестности налогоплательщика и др.), а также современное налоговое администрирование. Тем самым создан довольно либеральный налоговый режим для субъектов предпринимательства страны и инвесторов. С 2006г. освобожден от уплаты НДС импорт оборудования, предназначенного для собственного производственного использования. Правительство снизило налог на прибыль для предприятий с 20 до 10%.
Созданы свободные экономические зоны, которым предоставлены серьезные льготы: освобождение от всех видов
налогов, пошлин и выплат на весь период деятельности предприятия.
Со времени вступления в силу новой редакции Налогового кодекса общее число уплачиваемых бизнесом и/или собираемых с бизнеса налогов в рамках общего режима налогообложения снизилось с 15 (8 республиканских и 7 местных налогов) до 8 (6
республиканских и 2 местных налога). В частности, была отменена большая часть местных налогов, что существенно упростило налоговую систему для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, а также значительно снизило административные затраты самих налоговых органов. Более того, снижение налоговой ставки единого налога на 1-4% в зависимости от вида деятельности способствовало
повышению привлекательности
упрощенного режима налогообложения для бизнеса; ставка НДС была также снижена с 20 до 12%.
В целях создания режима максимального благоприятствования предпринимательской активности в стране и снижения налоговой нагрузки субъектов предпринимательства принято постановление Правительства
Кыргызской Республики от 27 декабря 2007г. № 628 «О регистрационном пороге налога на добавленную стоимость», которое предусматривает повышение регистрационного порога по НДС с 2,5 до 4 млн. сомов для предпринимательских структур.
В 2010г. после апрельских и июньских политических событий страны налоговая и таможенная политика была направлена на поддержку пострадавших
налогоплательщиков и восстановление экономической активности субъектов предпринимательства через
предоставление целого ряда налоговых преференций, которые в новой редакции Налогового кодекса не
предусматривались. Они были
34
Электронный научно-практический журнал «Синергия»
Синергия. 2016. № 1.
предоставлены в рамках специально принятых декретов Временного Правительства Кыргызской
Республики.
Проведены переговоры и заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал между Кыргызской Республикой и рядом стран.
Правительством Кыргызской
Республики были осуществлены кардинальные реформы по улучшению международных рейтингов страны. Одним из примеров является успешно проведенная программа «100 дней реформ» по проекту Всемирного банка «Ведение бизнеса», в рамках которого был разработан и утвержден комплекс законопроектов и нормативных правовых актов, направленных на снижение бюрократических и административных барьеров при ведении бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктуры городов и способствование притоку большего объема иностранных инвестиций, а также создание наиболее благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного климата Республики. В процессе работы над улучшением рейтинга было исключено, по крайней мере, 30 ненужных процедур, пересмотрено 11 законов и положений.
Особое значение имеет место, которое было достигнуто в рейтинге стран с наиболее благоприятным климатом, ежегодно составляемом Всемирным банком по результатам обследования состояния
инвестиционной среды отдельных стран. Так, в рейтинге самых благоприятных стран для ведения бизнеса на 2013 год Кыргызстан занял 41-е место [14].
В 2011-2012 годах активно внедрялись нововведения в сфере проверок субъектов предпринимательских структур - планирование и проведение плановых проверок
субъектов предпринимательства в
зависимости от степени оценки критериев риска. Согласно этим
критериям контролирующие органы
проверяют субъекты
предпринимательства по следующей схеме: с высокой степенью риска - не чаще одного раза в год; со средней степенью риска - не более одного раза в три года; с незначительной степенью риска - не более одного раза в пять лет.
В целях определения основных принципов регулирования
предпринимательской деятельности, а также установления процедур пересмотра нормативных правовых актов в 2008г. принят Закон «Об оптимизации нормативной правовой базы
регулирования предпринимательской деятельности». В нем установливаются права, обязанности и требования в отношении предпринимателей и их деятельности, а также регулирование отношений между органами
государственной власти и
предпринимателями.
На протяжении пяти последних лет проводилась активная работа по сокращению излишних регуляторных функций госорганов власти через реформирование лицензионно-
разрешительной системы. В 2008 году была образована Межведомственная комиссия по проведению оптимизации нормативно-правовой базы
регулирования предпринимательской деятельности. В результате её работы почти в два раза сократилось количество действующих лицензий и разрешений - с 500 видов в до 240.
Для поддержки бизнеса, сокращения сроков рассмотрения и выдачи лицензии/разрешения заявителю,
исключения коррупционных схем в системе лицензирования была введена норма «молчание - знак согласия», которая направлена на регламентацию действий государственных органов-лицензиаров при осуществлении процедур лицензирования.
Обобщив вышеизложенную инфор-
35
Электронный научно-практический журнал «Синергия»
Синергия. 2016. № 1.
мацию, авторами были выделены приоритетные направления развития предпринимательских структур [15-19]:
1. Улучшении климата для частных инвестиций. «Доклад о мировом развитии за 2013 год», подготовленный Всемирным банком, свидетельствует, что более половины объема сокращения бедности происходит за счет увеличения трудового дохода [20]. Отсюда следует, что акцент Национальной стратегии устойчивого развития на рост, стимулируемый частным сектором, представляет собой правильный подход.
2. Совершенствование системы управления рисками в финансовом секторе. Поскольку банковский сектор Кыргызстана до сих пор воспринимается как сектор высокого риска, банки платят до 10% даже по депозитам в долларах США, маржа посредничества высока, а кредитные ставки достигают уровня свыше 20%. Критически важные меры по сокращению рисков включают в себя принятие нового Банковского кодекса, совершенствование системы финансового регулирования, реформирование бухгалтерского учета и оптимизацию баз данных по кредитам и залогам.
3. Поддержка инфраструктуры.
Выделяемых бюджетных средств абсолютно недостаточно для поддержания таких ключевых видов инфраструктуры, как водоснабжение, санитария, утилизация твердых отходов, иррига-
ция, дороги и энергоснабжение.
4. Упрощение ведения бизнеса для предпринимательских структур в ре торговли. В среднем, экспортеру необходимо 63 дня для оформления всех необходимых документов, поэтому формальные процедуры по оформлению трансграничных перевозок требуют внимания.
Выделенные приоритетные направления потенциально позволят [21 -26]:
1. Создать благоприятную среду для развития предпринимательских структур, в том числе выявить и устранить различного рода барьеры и ограничения в ее развитии.
2. Разработать комплекс мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Развивать различные инфраструктурные проекты: создание бизнес-инкубаторов, выделение грантов для поддержки деятельности начинающих предпринимательских структур.
4. Обеспечить консультационную, организационно-методическую и информационную поддержку предпринимательских структур и т.д.
5. Создать положительный имидж предпринимательских структур как хозяйствующего субъекта экономики.
Развитие приоритетных направлений будет способствовать эффективному функционированию как данных предпринимательских структур, так и социальноэкономическому развитию страны в целом.
Библиографический список
1. Гыязов А.Т. Обеспечение развития предпринимательского потенциала малых предприятий Кыргызстана // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 3. С. 58-60.
2. Гыязов А.Т., Ураимов М.У Приоритетные факторы, влияющие на развития предпринимательского потенциала малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике // Территория науки. 2015. № 1. С. 65-72.
3. Нуралиева Н.М., Супатаева Г.Т. Инвестиционный потенциал Нарынской области в условиях таможенного союза // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 28-31.
4. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Развитие инвестиционного потенциала регионов в условиях нестабильности мировой экономики // Территория науки. 2015. № 4. С. 154158.
5. Гыязов А.Т., Балтабаев А.Г., Борубаева Г.Н. Факторы, оказывающие влияние на
36
Электронный научно-практический журнал «Синергия»
Синергия. 2016. № 1.
состояние экономической безопасности страны // Территория науки. 2015. № 3. С. 85-90.
6. Омуралиева Д.К., Супатаева Г.Т. Инвестиции - как основа развития сельскохозяйственного производства Нарынской области // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 32-35/
7. Ураимов М.У., Гыязов А.Т. Малый и средний бизнес: иновационные стратегии на рынке услуг // Наука, новые технологии и инновации. 2013. № 6. С. 90-91.
8. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Обоснование стратегии диверсификации предпринимательских структур в условиях нестабильности внешней среды // Государственный советник. 2015. № 3 (11). С. 9-13.
9. Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике: 2009-2013/ Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. - Бишкек, 2014. - 147 с.
10. Гыязов А.Т., Ураимов М.У. Совершенствование метода оценки
предпринимательского потенциала малого предприятия // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2012. № 8. С. 61-64.
11. Ураимов М.У., Гыязов А.Т. Особенности управления финансовой устойчивостью и платежеспособностью предприятия // Наука, новые технологии и инновации. 2013. № 6. С. 98-99.
12. Инвестиции в Кыргызской Республике 2009-2013/Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. - Бишкек, 2014. - 222 с
13. Усупов М.У. Политика регулирования инвестиционной деятельности субъектов малого бизнеса в новых условиях хозяйствования // Образование и наука в условиях социальной модернизации Казахстанского общества. 2013. С. 238-241.
14. Алибекова В.Н. Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике Кыргызстана // Вестник ЕНУ имени Л.Н. Гумилева. 2013. № 4. С. 124-129.
15. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Корпоративные финансы. Воронеж, 2015.
16. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Формирование системы мониторинга и прогнозирования деятельности экономических систем // Территория науки. 2015. № 4. С. 148-153.
17. Болдырев В.Н., Кудряшова О.В. Актуальные проблемы мониторинга финансовой устойчивости ЗАО "Висант-торг" // Территория науки. 2014. № 4. С. 23-28.
18. Илларионова Н.Ф. Комплексная оценка развития малого предпринимательства в Ростовской области // Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 74-76
19. Якимова Л.А., Втехина Е.А. Направления в совершенствовании малого и среднего бизнеса в области агропромышленного комплекса на примере республики Хакасия // Успехи современной науки и образования. 2016. № 2. С. 10-12.
20. Всемирный банк. Доклады о мировом развитии. 2000-2013, Директ Медиа Паблишинг, 2013 г.
21. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Механизм обеспечения конкурентных преимуществ промышленных предприятий на региональном уровне // Регион: государственное и муниципальное управление. 2015. № 4 (4). С. 1.
22. Давыдова Е.Ю., Суязова Г.А. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Территория науки. 2015. № 4. С. 169-172.
23. Казьмина И.В. Механизмы стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий региона // Актуальные вопросы развития экономики России. Воронеж, 2013. С. 69-81.
24. Папело В.Н., Ковтун Б.А. Проблемы государственного регулирования устойчивого развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности страны// Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 18-22.
25. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Формирование политики
37
Электронный научно-практический журнал «Синергия»
Синергия. 2016. № 1.
импортозамещения как фактора обеспечения продовольственной безопасности страны // Инновации и продовольственная безопасность. 2015. № 2 (8). С. 55-59.
26. Щеголева Т.В. Организация производственных процессов на принципах логистических интеграций // Организатор производства. 2010. Т. 47. № 4. С. 13-17.
Информация об авторах:
Гыязов Айдарбек Токторович,
кандидат экономических наук, доцент, ректор, Кызыл-Кийский институт технологии, экономики и права, г. Кызыл-Кия, Кыргызстан
Information about authors:
Gyyazov Aidarbek Toktorovich,
candidate of economic sciences, associate professor, rector, Kyzyl-Kiya Institute of Technology, Economics and Law, Kyzyl-Kiya, Kyrgyzstan
Купуев Пирмат Купуевич,
Доктор экономических наук, профессор, член-корр. национальной академии наук КР, заслуженный экономист КР, ректор, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан
Kupuум Pirmat Kupuevich,
Doctor of Economics, professor, corresponding member National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, deserved economist KR, rector,
Osh State University, Osh, Kyrgyzstan
38