Научная статья на тему 'Абр и ЕБРР: их достижения в области финансирования в Кыргызской Республике'

Абр и ЕБРР: их достижения в области финансирования в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ПРОГРАММА / ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ТРАСПОРТНЫЙ КОРИДОР / РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНЫХ СТРАТЕГИЙ / СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ БЮДЖЕТА / ПЛАНЫ НАРАЩИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА / CREDIT PROGRAM / LONG-TERM FINANCING / INVESTMENT / TRANSPORTATION CORRIDOR / DEVELOPMENT OF INTEGRATED STRATEGIES / MEDIUM-TERM BUDGET FRAMEWORK / CAPACITY BUILDING PLANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умуралиева А.Ш.

В данной статье раскрыты программы по поддержке Азиатского банка развития и Европейского банка реконструкции и развития, направленные на поощрение развития рыночных институтов, повышение конкурентоспособности рынков, улучшение социальной и экологической защиты и укрепление общественной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADB, EBRD THEIR ACHIEVEMENTS IN THE FIELD OF FUNDING IN THE KYRGYZ REPUBLIC

This article describes a program for the support of the ADB and the EBRD, aimed at encouraging the development of market institutions, improving the competitiveness of markets, improving social and environmental protection and strengthen public support.

Текст научной работы на тему «Абр и ЕБРР: их достижения в области финансирования в Кыргызской Республике»

УДК 339.92 (043.3); (572.2)

Ф.Ш. Умуралиева

старший преподаватель, Кызыл-Кийский институт технологии, экономики и права, Баткенский государственный университет, г. Кызыл-Кия, Киргизия

АБР И ЕБРР: ИХ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В данной статье раскрыты программы по поддержке Азиатского банка развития и Европейского банка реконструкции и развития, направленные на поощрение развития рыночных институтов, повышение конкурентоспособности рынков, улучшение социальной и экологической защиты и укрепление общественной поддержки.

Ключевые слова: кредитная программа, долгосрочное финансирование, инвестиции, траспорт-ный коридор, разработка комплексных стратегий, среднесрочный прогноз бюджета, планы наращивания потенциала.

A.Sh. Umuraliyeva, Kyzyl-Kiya Institute of Technology, Economics and Law, Batken State University, Kyzyl-Kiya, Kyrgyzstan

ADB, EBRD THEIR ACHIEVEMENTS IN THE FIELD OF FUNDING IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Abstract. This article describes a program for the support of the ADB and the EBRD , aimed at encouraging the development of market institutions, improving the competitiveness of markets, improving social and environmental protection and strengthen public support.

Keywords: credit program, long-term financing, investment, transportation corridor, development of integrated strategies, medium-term budget framework, capacity building plans.

Одной из характерных черт современных международных отношений становится все более возрастающая роль международных организаций, и в частности международных региональных банков развития. В этом находят выражение усложнение и расширение сферы международных отношений, обусловившие развитие, как многосторонней дипломатии, так и более широкого сотрудничества на международном уровне в разных областях

В настоящее время Кыргызская Республика осуществляет экономические связи со странами СНГ и более чем с 50 странами дальнего зарубежья. Инвестиционное сотрудничество с этими странами, а также с различными международными институтами является одним из важных факторов стабилизации и дальнейшего развития экономики республики.

Решение этих задач, а также интенсивное развитие отношений с международными организациями во многом способствует вхождению и адаптации нашей республики в мировое сообщество.

Наилучшие результаты достигаются в тех сферах, где помощь используется на повышение уровня и качества жизни бедных слоев населения. В этом случае в нашей стране огромную роль играют международные региональные банки развития, а именно: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатский банк развития (АБР).

ЗАО «Демир Кыргыз Интернэшнл Банк» («Демир Банк») и Европейский банк реконструкции и развития подписали соглашение о предоставлении кредитных ресурсов на сумму 4 миллиона долларов США по Программе финансирования устойчивой энергии в Кыргызстане (КугВЕББ). Эта сумма была предоставлена «Демир Банку» после успешного освоения первой кредитной линии в 4 миллиона долларов [7].

Кредитная программа направлена на поддержку мер по теплоизоляции жилья, повышения энергосбережения предприятий и модернизацию оборудования. Кредиты предоставляются как компаниям и предприятиям, так и физическим лицам.

Следует отметить, что с внедрением подобных энергосберегающих мер, жильцы могут обеспечить себя комфортными условиями.

С помощью кредитов и грантов от «Демир Банка» в рамках КугБЕЕБ наши клиенты могут улучшить энергоэффективность дома, что позволит повысить комфортность жизни, установить оборудование хорошего качества и сократить расходы на энергию. Напомним, что «Демир Банк» одним из первых среди коммерческих банков в Кыргызской Республике запустил КугБЕЕБ, получив кредит в размере 4 млн долларов США в рамках первой кредитной линии. Благодаря проекту наш банк предоставляет клиентам, реализующим проекты энергосбережения, долгосрочное финансирование.

Как результат работы, КугБЕЕБ представляет статистические данные за период работы: количество и географию реализуемых проектов, наиболее часто выполняемые жителями республики энергосберегающие мероприятия, данные о сокращении выбросов СО2 и количестве полученного энергосбережения.

На конец второго квартала 2014 года в рамках программы КугБЕЕБ для бизнес сектора был выдан 21 кредит, и 8 компаний, закончившие реализацию энергосберегающих мероприятий, получили инвестиции. В КугБЕЕБ поступают заявки со всех регионов республики. Основная часть реализуемых проектов приходится на Чуйскую область и город Бишкек, однако последнее время все больше возрастает интерес жителей других областей.

Рисунок 1 - Реализуемые проекты по отраслям

Большая часть выданных кредитных средств - 54%, направлена на замену и оптимизацию оборудований в пищевой отрасли, более 26% кредитных средств использовано для повышения энергоэффективности в коммерческих зданиях.

Роль, которую Азиатский банк развития (АБР) играет в продвижении регионального сотрудничества и развития через программу Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), является одной из ключевых достижений АБР. ЦАРЭС - это партнерство 10 стран, работающих в целях стимулирования экономического развития в обширном регионе в самом сердце торговли и коммерции Евразии.

I Количество проектов, шт

I Сумма инвестиций,

иьо

2013.1 2013.2 2013.3 2013.4 2014,1 2014.2

Рисунок 2 - Объемы инвестиций в проекты (инвестиций 7 388 494$, выдано грантов 505 833$)

С 2001 года ЦАРЭС инвестировал более 19 миллиардов долл. США. ЦАРЭС помогает строить транспортные, торговые и энергетические связи, которые способствуют устойчивому росту и соединению друг с другом и с рынками за пределами стран-членов Программы, в основном не имеющих выхода к морю. Азиатский банк развития выступает в качестве Секретариата ЦАРЭС с 2001 года.

ЦАРЭС играет ключевую роль в развитии инфраструктуры в Кыргызской Республике. КНР, Арабская координационная группа и АБР обязались выделить 397 млн долл. США на реконструкцию 500-километровой дороги Бишкек-Нарын-Торугарт, которая будет завершена к 2017 году. Проект является частью сети дорожных коридоров ЦАРЭС, которая охватывает обширный регион Центральной Азии и соединяет людей и хозяйствующие субъекты, создает более благоприятные условия для инвестиций, новых рабочих мест и экономического роста.

Автодорога Бишкек-Нарын-Торугарт оказалась довольно дорогой. Её все эти годы то реабилитировали, то реконструировали, то опять реабилитировали. В том числе в программы «транспортный коридор».

Вне этой программы на дорогу протяжённостью 539 километров выделялись: в 2009 году - 200 миллионов долларов, в 2010 году - почти 17 миллионов долларов, в

течение 2011 года (разными причём донорами) - 7 миллионов 400 тысяч, 11 миллионов 900 тысяч и 15 миллионов долларов. Ещё 15 миллионов долларов на реабилитацию дороги дали летом 2012 года.

При этом вокруг ремонта дороги Бишкек-Нарын-Торугарт (который идёт с 2010 года и завершится должен в 2014 году) вспыхнул очередной скандал, который подняли власти Нарынской области.

За зиму дорога стала разрушаться и пошла трещинами. До этого в разрушении многострадальной автотрассы винили китайцев, ввозящих свои товары в Кыргызстан на тяжёлых 70-тонных фурах. Теперь на трассе установили весогабаритный контроль, но дорога разрушаться не перестала. Подрядчиками реконструкции автотрассы, кстати, выступают несколько китайских компаний.

Дороги играют решающую роль для Кыргызской Республики, не имеющей выхода к морю, так как обеспечивают экономически эффективный доступ к региональным и внутренним рынкам, занятость населения и предоставление услуг. Как и прежде, наибольшая доля помощи АБР оказывается сектору транспорта и информационно-коммуникационных технологий, она направлена на реабилитацию основных транспортных коридоров, которые имеют решающее значение для региональной торговли:

• дорога Бишкек-Ош, основной транспортный коридор страны и часть транснациональной дорожной сети, связывающей страны Центральной Азии, Китайскую Народную Республику (КНР) и Российскую Федерацию;

• дорога Алматы-Бишкек;

• дорога Ош-Сарыташ-Иркештам, которая связывает Ферганскую долину с процветающими рынками КНР;

• дорога Сарыташ-Карамык, являющейся частью дорожного коридора КНР-Кыргызская Республика-Таджикистан;

• дорога Бишкек-Торугарт, основное связующее торговое звено с КНР.

Кыргызская Республика является лидером по проведению реформ в Центральной Азии. АБР всегда поддерживал усилия страны по достижению более широкого экономического роста. Программа улучшения инвестиционного климата фокусируется на реформах, которые позволяют сократить барьеры и затраты, связанные с открытием и закрытием бизнеса, а также регулятивное бремя для бизнеса, и создать ясную нормативно-правовую базу для участия частного сектора в развитии инфраструктуры через государ ственно-частное партнер ство.

АБР предоставил три займа для продвижения рынков капитала, улучшения правовой и регулятивной среды для частного сектора, и создания потенциала корпоративного управления и процедур банкротства.

АБР поддерживает усилия правительства в борьбе с бедностью. Среди причин бедности - недостаточный доступ к здравоохранению, образованию, чистой воде, жилью и услугам санитарии, а также отсутствие экономических возможностей.

Таким образом, программы по поддержке АБР направлены на поощрение развития рыночных институтов, повышение конкурентоспособности рынков, улучшение со-

циальной и экологической защиты и укрепление общественной поддержки. АБР выступает в качестве ведущего координирующего ведомства в области образования и предоставил 69 млн долл. США на оказание помощи в социальных секторах.

Заявив о своей твердой приверженности укреплению эффективности в Страте-гии-2020 - долгосрочной стратегии Азиатского банка развития на 2008-2020 годы, АБР перестроил свой операционный фокус в Кыргызской Республике и активизировал усилия по улучшению реализации проектов и в целом управления портфелем. АБР также тесно сотрудничает с правительством в целях улучшения управления проектами. Показатели исполнения портфеля удовлетворительные, ни один проект не находится в категории риска.

Это включает существенный прогресс, достигнутый в течение отчетного периода, при разработке устойчивых стратегий секторов и подготовке матриц результатов секторов.

Последний компонент дал возможность Правительству и международным финансовым институтам (МФИ) рационально обсудить фокус и размеры вклада портфеля в достижение целей развития страны на уровне секторов. Значительное продвижение наблюдалось в укреплении фокуса Правительства на наращивании институционального потенциала организаций на уровне общины в рамках нескольких проектов. В то же время, в следующих сферах продолжают возникать серьезные вопросы:

1) задержки осуществления секторных реформ, что может неблагоприятно затронуть индивидуальные проекты в отношении достижения и устойчивости воздействия развития;

2) растущие задержки запуска и реализации проектов, приводящие к размыванию проектных выгод;

3) отсутствие прогресса в улучшении среды для реализации проектов, особенно в отношении чрезмерных проверок Счетной палатой, и решения несоответствий в налогообложении проектных ресурсов и международных консультантов.

Вышеупомянутые СОПС были полезными для Правительства при акцентировании внимания на системных вопросах реализации. Они также стали основой для развития подхода управления портфелем, ориентированного на результаты, и площадкой для взаимного обогащения идей и решений. Регулярные совместные обзоры портфеля страны, наряду с встречами по контролю исполнения принятых решений, помогли улучшить показатели портфеля.

Накопленный опыт и уроки, полученные в ходе предыдущих операций АБР, включают в себя следующее:

1) Снижение выделения средств из АБР требует для сохранения эффективности более сфокусированной программы, концентрируясь на секторах с хорошими достижениями, и где АБР имеет сравнительные преимущества.

2) Несмотря на существование целого ряда комплексных структур развития (Комплексная основа развития (КОР), НССБ, Цели развития тысячелетия (ЦРТ), Кыргызская Республика испытывала недостаток строго очерченных секторных стратегий,

политического консенсуса и воли для их осуществления.

Следовательно, решающим фактором является разработка комплексных стратегий, включая СРС, среднесрочный прогноз бюджета и планы наращивания потенциала, с участием заинтересованных сторон в секторах, чтобы они играли первичную роль. Помощь должна быть ограничена наращиванием потенциала и консультативными ТП до тех пор, пока не будет разработана четкая стратегия и консенсус в ее отношении.

3) Дизайн новых проектов должен включать компонент разъяснительной работы, чтобы лучше объяснить проектные цели, ожидаемые итоги и выгоды для общего населения, а также потенциальных бенефициариев проекта. Большинство вопросов и беспокойства НПО о проектах АБР берут начало от нехватки информации или неправильной информации, и мероприятия по информированию населения, встроенные в дизайн проектов, могут пройти длинный путь при обнародовании надежной информации.

4) Чтобы обеспечить то, что операции на проектном уровне добивались своих целей развития и выдавали ожидаемые итоги, условия проектов могут использоваться более эффективно, чтобы больше, чем в прошлом, обращаться к проблемам в матрицах секторной политики.

5) Сильная сопричастность Правительства и исполнительных агентств, и неустанное администрирование АБР являются главными факторами для успешных показателей портфеля.

6) Регулярные совместные обзоры портфеля страны, наряду с последующими встречами для контроля исполнения, помогают улучшить показатели портфеля (в качестве примера, предоставление софинансирования Правительства значительно улучшилось за последние два года).

7) Одним из факторов, внесшим свой вклад в благоприятную оценку деятельности АБР в течение отчетного периода, послужил тот факт, что программа фокусировалась главным образом на проектных кредитах и технической помощи в противоположность общим операциям с целью структурных преобразований, поэтому рекомендуется, чтобы программа АБР продолжала сосредотачиваться на помощи для проектов в течение периода ССПС, когда, как ожидается, продолжится политическая неопределенность.

8) Реализация мультисекторных проектов должно быть поручено отраслевым министерствам, а не Администрации Президента или Аппарату Правительства, которые более сосредоточены на выработке политики и не приспособлены для реализации.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

- возрастанием роли и значения международной деятельности банков развития в системе мировой экономики;

- важностью изучения современного мирового опыта обеспечения эффективной международной деятельности региональных банков развития в условиях глобализации;

- необходимостью комплексного анализа и оценки эффективности механизма обеспечения деятельности банков развития в Кыргызстане на современном этапе интеграции в мировое хозяйство;

- потребностью в совершенствовании деятельности коммерческих банков, пред-

приятий частного сектора, образования, здравоохранения, строительства, транспорта, туризма и улучшения экологической ситуации в Кыргызской Республике в интересах обеспечения экономической безопасности государства.

Список литературы:

1. АБР. 2013. Отчет и рекомендации Президента Совета Директоров по предлагаемому гранту Фонда Азиатского развития Кыргызской Республике для Второго Проекта в области образования. Манила.

2. Актуальные проблемы деятельности международных организаций / отв. ред. Морозов Г.И. М.: Международные отношения, 2005.

3. Банковский вестник. Бишкек, 2015. Сентябрь.

4. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: пер. с англ. Перераб. и доп. изд. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 2006. 528 с.

5. Годовой отчет АБР. Манила, 2014. Апрелль.

6. Годовой отчет ЕБРР за 2011-2014 гг. Лондон.

7. Ассоциация пользователей кредитной информацией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ishenim.kg (дата обращения: 02.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.