Научная статья на тему 'Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии'

Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

информационно-

аналитические

материалы

Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии

Максимчук Н. В., главный специалист отдела экономического анализа и консалтинга ЕАБР

Взгляд на современную мировую экономику и происходящие в ней интеграционные процессы дает возможность выделить несколько тенденций. Рост числа стран, объединенных в различные международные экономические союзы и другие международные и региональные экономические организации, - одна из них. Другая тенденция проявляется в совершенствовании форм и методов реализации мировой экономической интеграции. Оба этих явления говорят о нарастающей глобализации экономики и качественных изменениях в этом процессе.

В фокусе обзора - деятельность международных финансовых институтов в четырех государствах Центральной Азии - Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Речь преимущественно пойдет об Азиатском банке развития (Asian Development Bank), Всемирном банке (World Bank), Европейском банке реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development) и Исламском банке развития (Islamic Development Bank).

В подготовке обзора использовались данные, которые банки развития размещают на своих публичных сайтах и в ежегодных отчетах. В силу ряда причин прямые сопоставления не всегда возможны. В частности, банками используется различная классификация видов и секторов деятельности. Не совпадают и периоды, за которые составляется отчетность. Тем не менее, общие тенденции прослеживаются и дают достаточно ясное представление о направлениях и масштабах деятельности международных финансовых институтов (далее - МФИ) в регионе.

Роль и функции этих институтов хорошо известны. Через финансовую помощь странам-членам на цели социально-экономического развития и поддержание устойчивости платежного баланса МФИ играют важную роль в организации международных кредитных отношений и обеспечении стабильности международных расчетов.

Помимо этого международные и региональные банки обеспечивают приток финансовых средств в страны с ограниченными возможностями доступа к рынкам капитала и способствуют смягчению последствий нестабильности финансовых рынков. МФИ также являются источником общих и специальных знаний в области развития и экономического роста для развивающихся стран-членов.

124

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

Работая на достижение общих целей развития, каждый из МФИ, тем не менее, имеет свою миссию и специфические тематические направления и сектора концентрации их деятельности. Так ВБ предоставляет займы и техническую помощь на реализацию проектов и проведение структурных реформ, нацеленных на устойчивое развитие и борьбу с бедностью. Основным партнером ВБ выступают правительства принимающих стран (в данном случае речь не идет о Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation). АБР предоставляет помощь своим странам-членам в усилиях по сокращению бедности и повышению качества жизни населения. Основной объем заимствований АБР приходится на государственный сектор и правительства принимающих стран, но в зависимости от уровня развития страны также возможна прямая помощь частным предприятиям через долевое участие в акционерном капитале, предоставление гарантий и кредитов. ЕБРР создан с целью содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, и развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. И, наконец, ИБР ставит своей целью содействие экономическому развитию и социальному прогрессу в государствах-членах через долевое участие в капитале и кредитование государственного и частного секторов на реализацию проектов в области развития инфраструктуры и сельского хозяйства.

Силы политической трансформации, экономической либерализации и глобализации открыли новые возможности и перспективы, но в то же время поставили страны перед рядом серьезных проблем. Проблемы устойчивости мировой экономики, истощения невозобновляемых ресурсов, энергетики, бедности, занятости, нехватки продовольствия, распространения ВИЧ/СПИД, проблемы кризиса природной среды представляют собой новые риски для развития стран и ставят МФИ перед новыми обязательствами и необходимостью поиска новых подходов.

информационно-

аналитические

материалы

По состоянию на 2007 год, 185 государств состояли членами ВБ; 67 государств - членами АБР; 63 государства являлись членами ЕБРР; и 56 государств - ИБР. Не стали исключением и страны Центральной Азии, присоединившись к сообществу стран-акционеров этих МФИ.

АБР

Казахстан 1994 г.

Кыргызстан 1994 г.

Таджикистан 1998 г.

Узбекистан 1995 г.

ВБ

1992 г.

1992 г.

1993 г. 1992 г.

ЕБРР

1992 г. 1992 г. 1992 г. 1992 г.

ИБР

1995 г. 1993 г.

1996 г. 2003 г.

Таблица 1.

Членство государств ЦА в МФИ

По мере того, как государства Центральной Азии набрали опыт и выработали свои стратегии сотрудничества с МФИ, объемы заимствований

125

информационно-

аналитические

материалы

снизились, хотя многие проекты за счет средств кредитов и технической помощи принесли безусловную пользу.

МФИ работают со странами по аналогичным страновым приоритетам, хотя при этом можно отметить определенную дифференциацию по функциональным секторам. Эти институты продолжают оставаться принципиальным источником экспертизы и консультационных услуг по вопросам экономических реформ, эффективности государственного управления и качества социальных услуг, снижения бедности, развития частного сектора, банковских организаций, привлечения инвестиций и развития торговли.

Всемирный Банк традиционно является ведущим советником в сфере структурных реформ, управления государственными финансами и реформе банковского сектора. В настоящее время кредитный портфель Банка наиболее диверсифицирован в Казахстане и Таджикистане. В этих странах структура портфеля банка включает такие сектора, как промышленность и торговля, государственное управление и право, здравоохранение и социальные услуги. Сектор государственного управления и права является одним из ключевых приоритетов как для Банка, так и для правительств принимающих стран, под который систематически выделяются значительные объемы кредитных средств. Энергетика и добывающая промышленность рассматриваются Банком в качестве приоритетного сектора для сотрудничества с правительством Таджикистана. В Кыргызстане существенная часть портфеля состоит из проектов в сфере сельского хозяйства. Банк также занимается вопросами развития инфраструктуры. Так в Кыргызстане и Таджикистане развитие транспортного сектора осуществляется с привлечением средств Всемирного банка. В Кыргызстане Банк активно вовлечен в решение вопросов снабжения питьевой водой жителей сельских местностей. Казахстан занимает лидирующее положение по объемам кредитов. При этом во всех странах на протяжении ряда лет отмечается снижение объемов заимствований и рост числа инвестиционных проектов.

У Азиатского банка развития установление своего присутствия в регионе Центральной Азии заняло время, и теперь специализация АБР - это транспорт и проекты по развитию инфраструктуры. Азиатский банк развития является лидером среди МФИ в регионе по объему предоставленных средств на строительство и восстановление автомобильных дорог и железнодорожных путей. Проектный портфель Банка в каждой из стран Центральной Азии включает существенный сегмент по транспорту и коммуникациям. Так в Кыргызстане на сектор транспорта и коммуникаций приходится 177,8 млн. долларов (29%), в Таджикистане - 105,3 млн. долларов (28,3%), в Узбекистане - 265,3 млн. долларов (24%) от общего объема кредитования по странам. Еще одним ключевым сектором в Центральноазиатских странах для АБР является сельское хозяйство и природные ресурсы. В этом секторе лидирует Узбекистан (245,4 млн. долларов), Казахстан занимает второе место по объему выделенных кредитных средств на нужды сельского хозяйства (140 млн. долларов). В Казахстане и Кыргызстане значительные ресурсы выделяются на развитие финансового сек-

126

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

тора (45% и 11% от общего объема кредитных средств соответственно). Достаточно активно Банк работает и в секторе энергетики, в особенности в Кыргызстане и Таджикистане (30 млн. долларов и 75,5 млн. долларов соответственно). В целом, по объемам суверенных кредитов основным заемщиком выступает Узбекистан, Казахстан же является лидером по объему операций, осуществляемых без государственных гарантий.

Отличительной чертой Европейского банка реконструкции и развития является фокус на частный сектор и преимущественная направленность кредитных операций на развитие малого и среднего бизнеса. При этом ЕБРР также работает с правительствами на уровне политического диалога по вопросам совершенствования бизнес среды и инвестиционного климата. Наибольший объем операций ЕБРР приходится на Казахстан с чистой суммой сделок за период с 1992 по 2008 г. - 1,7 млрд. евро, второе место принадлежит Узбекистану (449,8 млн. евро), далее следуют Кыргызстан (119,2 млн. евро) и Таджикистан (63 млн.евро). Существенную долю портфеля проектов ЕБРР в странах региона занимают проекты в корпоративном секторе (АПК, производство, недвижимость и туризм). Наиболее высока эта доля в Таджикистане - 31% и в Кыргызстане - 28%. Существенный объем обязательств приходится на финансовый сектор - 44% в Казахстане, 27% - в Узбекистане, 19% - в Таджикистане. ЕБРР активно работает в секторе энергетики в Кыргызстане. В Казахстане, Таджикистане и Узбекистане при участии ЕБРР реализуются проекты по развитию инфраструктуры, включая транспорт.

Общие страновые приоритеты и функциональное разделение дают возможность МФИ продвигать инициативы регионального сотрудничества в государствах Центральной Азии. Внешняя помощь может сыграть важную роль в реализации преимуществ регионального сотрудничества.

Управление водными ресурсами является одним из критических направлений регионального сотрудничества в Центральной Азии. Другим очевидным направлением видится содействие развитию торговли и транзита. МФИ в сотрудничестве с другими международными агентствами развития имеют возможность продвигать региональное сотрудничество через техническую помощь, посредничество в многосторонних переговорах и предоставление финансирования для того, чтобы компенсировать убытки договаривающимся сторонам или снижения других барьеров.

Страны Кредиты Техническая Гранты Всего

Суверенные Без государст. гарантий помощь

Казахстан - 100,0 0,7 - 100,7

Кыргызстан 15,0 - 1,7 53,6 70,3

Таджикистан 71.7 - 3,3 22,8 97,6

Узбекистан 126,0 - 1,4 - 127,4

информационно-

аналитические

материалы

Таблица 2.

Кредиты, техническая помощь и гранты, одобренные в 2007 г.

(млн. долл.)

Источник: Азиатский банк развития, www.adb.org,

2008 Factsheets

127

информационно-

аналитические

материалы

Азиатский банк развития

В 2007 г., за исключением Казахстана, страны получили кредиты от АБР под государственные гарантии. Наибольший объем технической помощи отмечается в Таджикистане, Кыргызстану было предоставлено больше грантов. Подобное распределение основывается на классификации стран по категориям. Грантовая помощь странам предоставляется из льготных средств Азиатского фонда развития (Asian Development Fund).

Казахстан

В списке заемщиков АБР Казахстан занимает 18 место и входит в десятку стран по объему операций, осуществляемых без государственных гарантий, т.е. в частном секторе. С 1994 г. общий объем кредитования составил 726,6 млн. долл., а общий объем освоенных средств - 610,72 млн. долл. Общее число кредитов - 16, из них действующие - 3. Сотрудничество между Казахстаном и АБР сфокусировано на поддержке частного сектора, устойчивом развитии и сохранении окружающей среды и региональном сотрудничестве. По состоянию на 2007 г. АБР предоставил кредиты в рамках 17 проектов, включая сельское хозяйство и природные ресурсы, образование, финансовый сектор, транспорт и коммуникации, водоснабжение, улучшение санитарных условий и ирригацию. По мере роста доходов государства потребности Казахстана во внешнем заимствовании снизились - на сегодняшний день в портфеле активных проектов два государственных займа, оба в сфере водоснабжения в сельской местности и управления водными ресурсами.

Рисунок 1.

Общий объем кредитования (млн. долл.)

Источник: Азиатский банк развития, www.adb.

org/kazakhstan, по состоянию на 31 декабря 2007 г.

Водоснабжение,

очистка,

переработка

отходов

Сельское хозяйство и природные ресурсы

сектор

325.00

45%

Большую часть активных проектов составляют операции в частном секторе, которые Банк успешно начал в 2006 г. Объем этих операций на конец 2007 г. достиг 550 млн. долл. АБР отвечает на растущий спрос в стране на

128

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

инфраструктурное финансирование через предоставление долгосрочных кредитов в местной валюте с фиксированной процентной ставкой. АБР стал первым супранациональным финансовым институтом, выпустившим бонды, деноминированные в тенге. АБР также активно участвует в формировании полномасштабного рынка секьюритизации в стране.

Помимо этого АБР через проект технической помощи оказал содействие Национальному Банку Казахстана в разработке режима денежной политики, ориентированной на контроль инфляции, а также повышение качества управления в финансовом секторе. Результатом этого проекта станет разработка новой модели прогнозирования инфляции на квартальной основе.

В перспективе частный сектор рассматривается АБР в качестве основного направления своей деятельности. Программа кредитования государственного сектора сохранит ориентацию на развитие транспортной инфраструктуры, водоснабжение сельских регионов, ирригацию и улучшение санитарных условий.

Кыргызстан

Кыргызстан стал членом АБР в 1994 году и в том же году начал получать помощь. Изначально стратегия сотрудничества включала четыре стратегических сферы: (I) сельское хозяйство (в том числе сельское финансирование), (II) государственные услуги, (III) развитие человеческих ресурсов (преимущественно, образование), и (IV) физическая инфраструктура (в особенности энергетика и дорожное хозяйство). В последующих стратегиях сфера охвата расширилась и включила помощь в развитии финансового сектора, а основной фокус сместился в сторону снижения бедности. В виду высокой внешней задолженности страны с 2005 г. 50% льготных ресурсов Азиатского фонда развития (Asian Development Fund) состояли из грантов. В сентябре 2007 г. Советом директоров АБР была одобрена новая схема, согласно которой Кыргызстан теперь может получать в виде грантов 100% средств выделяемых АФР. Размер запланированной на 2007-2008

Образование

32J0

5%

Энергетика

30,00

5%

Финансовый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сектор

G4.00

11%

Здравоохр, питание и соц.услуги 10.50 2%

гг. помощи составляет порядка 46 млн. долларов.

информационно-

аналитические

материалы

Рисунок 2.

Общий объем кредитования (млн. долл.)

Источник: Азиатский банк развития, www.adb. org/kyrgyzstan, по состоянию на 31 декабря 2007 г.

129

информационно-

аналитические

материалы

В секторе транспорта за период сотрудничества было предоставлено три кредита на сумму 140 млн. долл. на восстановление основного транспортного коридора страны - дороги между городами Бишкеком и Ош, - который также является частью транснациональной дорожной сети, охватывающей Центральноазиатские государства, КНР и Российскую Федерацию. Средства кредитов также использовались на восстановление дороги регионального значения, соединяющей Бишкек и Алматы, и ремонт участка дороги Ош-Сарыташ-Иркештам, который соединяет Ферганскую долину и КНР.

Сотрудничество в социальной сфере включает проекты по улучшению начального образования, системы здравоохранения, ухода за детьми дома и в образовательных учреждениях. В рамках проекта по образованию поставлена цель модернизации обучающей программы в школах через предоставление учебников и обучающих материалов нового поколения. Средства этого проекта также направляются на улучшение условий и оборудование 90 школ в сельских районах.

АБР оказал содействие в реализации программы наращивания потенциала в сфере разработки политики, осуществления регулирующих функций и институционального потенциала банковского сектора. Дальнейшие планы АБР в этом направлении включают усиление контроля за рынком ценных бумаг, повышение прозрачности рынков и улучшение инвестиционного климата и защиты инвесторов.

Пик кредитования пришелся на 1997 г. (89,2 млн. долл.), в последующие годы объем кредитования снижался в результате введения правительством ограничений по размеру внешнего финансирования программы государственных инвестиций до 3% от ВВП и реализации стратегии по снижению внешней задолженности.

Грантовая помощь в размере 56 млн. долл. в 2007 г. распределялась следующим образом: грант на модернизацию и реформирование системы администрирования налогов (10 млн. долл.); проект улучшения регионального транспортного коридора в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (25,6 млн. долл.); проект развития южных сельскохозяйственных районов (5 млн. долл.); проект по развитию системы профессионального образования (10 млн. долл.). В том же 2007 г. были одобрены три проекта технической помощи на сумму 1,7 млн. долл., в рамках которых будут решаться вопросы обучения сотрудников налоговой службы и развития сельскохозяйственных земель.

Общий объем кредитов по состоянию на 31 декабря 2007 г. составил 603 млн. долл., освоение средств - 525,4 млн. долл., общее количество проектов - 26, при этом число кредитов в стадии реализации - 10. АФР предоставлено грантов на сумму 66,1 млн. долл. Гранты технической помощи - 39,7 млн. долл.

В настоящее время завершается работа над совместной Стратегией помощи стране, разрабатываемой совместно АБР, ВБ, Министерством международного развития Правительства Великобритании (DfiD), Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству и различными агентствами ООН.

130

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

Таджикистан

Таджикистан присоединился к АБР после окончания продолжительной гражданской войны в категории А развивающихся стран-участниц, которые могут получать помощь только из льготных средств Азиатского фонда развития (АФР). Первая Страновая стратегия и программа сотрудничества Таджикистана с АБР охватывает 2004-2008 гг. С учетом слабых институциональных возможностей и ограничений по внешнему заимствованию, основными приоритетами ССП определены развитие сельских районов, региональное сотрудничество, совершенствование системы государственного управления и социальная сфера. Кроме этого, предоставляется финансирование из средств субрегиональных программ АФР на реализацию региональных проектов.

В разрезе пяти ведущих секторов распределение финансирования выглядит следующим образом: энергетика - 20,3%, транспорт и коммуникации - 28,3%, сельское хозяйство и природные ресурсы - 26,7%, промышленность и торговля - 5,6%, мультисекторные проекты - 12,1%

Таджикистан относится к категории стран, которые получают финансирование только под государственные гарантии. При этом, существенную часть от объема выделенных Таджикистану в 2007 г. финансовых ресурсов составляет грантовый компонент. Финансирование проектов технической помощи в 2007 году составило 22,8 млн. долларов. При этом из общего объема обязательств (займы и гранты) в размере 57,9 млн. долларов на 2007 г. в рамках 14 текущих проектов было освоено 38,3 млн. долларов.

На различных этапах сотрудничества с Таджикистаном АБР профинансировал ряд проектов, которые имели существенное значение для восстановления экономики и социального развития страны.

В секторе транспорта и коммуникаций в 2006 г. завершен Проект по реабилитации дорог в размере 20 млн. долларов, который восстановил дорожную инфраструктуру между Душанбе и двумя важными коммерчес-

информационно-

аналитические

материалы

Рисунок 3.

Общий объем кредитования (млн. долл.)

Источник: Азиатский банк развития и Таджикистан, http://www.adb. org/Tajikistan

131

информационно-

аналитические

материалы

кими центрами - Курган-Тюбе и Куляб на юге Таджикистана. В 2003 г., а затем в 2005 г. АБР одобрил кредиты на общую сумму 44,5 млн. долларов на Проект по реабилитации дороги Душанбе - граница с Кыргызстаном. Данная дорога обеспечивает единственную связь между Раштской долиной и столицей Душанбе и является частью международного коридора в Республику Кыргызстан и Китайскую Народную Республику.

В ноябре 2007 г. в Таджикистане была проведена шестая Министерская конференция программы Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). На этой конференции была принята Стратегия по развитию транспорта и торговли в странах ЦАРЭС. Данный документ представляет собой 10-летний план по развитию шести транспортных и торговых коридоров, связывающих страны ЦАРЭС друг с другом и с основными международными рынками.

В секторе энергетики в 2006 г. АБР одобрил для Таджикистана кредит в размере 21,5 млн. долларов на региональный проект по объединению линий электропередачи для экспорта чистой энергии из Таджикистана в Афганистан. Данный проект объединит гидроэлектростанции на реке Вахш в Таджикистане с Пули-Хумри в Афганистане посредством двухцепной линии электропередачи 220 киловольт.

В 2007 г. было одобрено несколько новых проектов, в том числе: проект по развитию сельских территорий (одобренный займ - 8,8 млн. долларов, грантовый компонент - 8,3 млн. долларов); система предупреждения риска наводнения в Хатлонском регионе (одобренный займ - 22 млн. долларов); и региональный проект по транспортному коридору в рамках программы ЦАРЭС (одобренный займ - 40,9 млн. долларов, грантовый компонент - 12,5 млн. долларов).

В 2007 г. АБР продолжил работу по вопросу разрешения долгов хлопкосеющих хозяйств, включая подготовку программы по реструктуризации сельскохозяйственного и хлопкового сектора. Проект по развитию сельских районов, одобренный в 2007 г., нацелен на привлечение частных инвестиций в выращивание коммерческих сельскохозяйственных культур, кроме хлопка, а также на развитие материально-технической базы и переработки сельскохозяйственной продукции.

В 2007 г. была предоставлена техническая помощь на общую сумму 3,26 миллионов долларов в рамках трех проектов консультативной технической помощи и двух по подготовке кредитных проектов.

За период с момента присоединения в 1998 г. Таджикистан получил от Азиатского банка развития 372,5 млн. долларов в виде займов, 33 млн. долларов в виде технической помощи и 39,5 млн. долларов в виде грантов.

Узбекистан

За период членства в АБР Узбекистан получил 1,1 млрд. долл. в виде 26 кредитов и 35,5 млн. долл. в виде технической помощи.

Текущая программа сотрудничества определяет своими приоритетами сельские районы, развитие честного сектора и регионального сотрудни-

132

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

чества в сфере транспортного и таможенного транзита, повышение качества государственных услуг. Правительство использует средства технической помощи для разработки стратегии развития транспортного сектора и программы институциональных реформ.

Порядка 26% от объема кредитования сконцентрировано в сфере образования. Проект по разработке учебников для начального образования является ярким примером вовлечения частного сектора. Инвестиции в сельское хозяйство способствуют проведению рыночных преобразований, повышению уровня дохода жителей села, восстановлению и поддержанию систем водоснабжения и противодействию деградации земель. В транспортном секторе в рамках двух проектов было восстановлено 660 км. железнодорожных путей ключевого регионального транспортного коридора и 341 км. железнодорожного пути Самарканд-Бухара-Ходжадав-лет и участка пути между Джизаком и Самаркандом. В ходе реализации проекта было закуплено рельсоукладывающее оборудование и оборудование для обслуживания железнодорожных путей, установлена оптоволоконная система телекоммуникаций и компьютеризированная система финансового учета.

Проекты регионального сотрудничества сконцентрированы в сфере развития региональных транспортных коридоров и модернизации таможенного администрирования для выхода на рынки соседних стран.

Объем кредитования в 2007 г. составил 127,4 млн. долл. Средства кредита в размере 20,7 млн. долл., одобренного в июне 2007 г., направлены на дельнейшую реформу в сфере управления государственными финансами. Два новых кредита 2007 г. предназначен для развития стратегических международных дорожных путей и содержания автодорожной инфраструктуры в Узбекистане в рамках Регионального дорожного сообщения ЦАРЕС (75,3 млн. долл.) и решения вопросов повышения качества образования на селе (30 млн. долл., АФР).

информационно-

аналитические

материалы

Рисунок 4.

Общий объем кредитования (млн. долл.)

Источник: Азиатский банк развития, www.adb. org/uzbekistan, по состоянию на 31 декабря 2007 г.

133

информационно-

аналитические

материалы

Таблица 3.

Объемы кредитования в 2002-2008 гг. (по состоянию на 30 июня 2008 г.)

Источник: www.worldbank. org, Country lending summaries

Рисунок 5.

Обязательства в привязке к секторам, 2008 г., млн. долл.

Источник: www.worldbank.org, Country Briefs

В планах на предстоящий период до 70% кредитной программы зарезервировано на проекты экологически устойчивого сельского хозяйства и повышения производительности в сельскохозяйственном секторе, развитие предпринимательства на селе и рыночной инфраструктуры.

Всемирный Банк

Казахстан Кыргызстан Таджикистан Узбекистан

Одобренные проекты 12 14 15 2

Объем кредитов* 367,9 млн. долл. 165,1 млн. долл. 139,9 млн. долл. 55,0 млн. долл.

* - обязательства

Банк оказывает поддержку усилиям стран Центральной Азии по сокращению бедности, особенно в сельских областях, а также мерам правительств по улучшению качества социальных услуг (здоровье, образование, доступ к питьевой воде), модернизации основной инфраструктуры (водо-, тепло, энергоснабжение). В целом по региону отмечается постепенный переход от займов на структурные преобразования к целевым инвестиционным проектам.

а промышленность и торговля q информация и коммуникации а государственное управление, праве в энергетика и добывающая промышленность о водоснабжение/очистна/ защита от наводнений

□ здравоохранение и социальные услуги

□ образование

□ транспорт

ЕЭ сельское зозяйство

134

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

Кредитный портфель Банка в 2008 фискальном году (1 июля 2007 г. - 30 июня 2008 г.) наиболее диверсифицирован в Казахстане и Таджикистане. Сектор государственного управления и права является одним из ключевых приоритетов как для Банка, так и для правительств принимающих стран, под который систематически выделяются значительные объемы кредитных средств. Но в целом структура обязательств по секторам указывает на индивидуальный подход к реализации страновых программ сотрудничества.

Казахстан

С момента присоединения ко Всемирному Банку в 1992 году Казахстан и Банк сотрудничали в различных сферах. Банк предоставил помощь в модернизации и обновлении энергопередаточных систем, реабилитации ирригационных систем, создании дополнительных возможностей для сельских жителей через обучение и развитие навыков ведения бизнеса, а также улучшение системы водоснабжения и очистки стоков в западных регионах страны. В связи с сократившейся потребностью Казахстана во внешнем финансировании, фокус программы сотрудничества сместился в сторону целевых инвестиционных кредитов, передачи знаний и диалога по вопросам политики. Сегодня стратегия Банка формируется с учетом стоящих перед страной задач развития, включая эффективное управление доходами от продажи нефти и повышение эффективности государственного сектора; совершенствование бизнес и инвестиционного климата; повышение конкурентоспособности страны через инвестиции в человеческий капитал и основную инфраструктуру; обеспечение баланса между темпами роста и сохранением окружающей страды.

По состоянию на 2008 г. объем обязательств Банка по активным проектам составил 607,78 млн. долл. Было подписано 3 новых проекта в виде целевых инвестиционных кредитов - «Передача технологий и институциональная реформа в секторе здравоохранения», «Проект по коммерциализации технологий» и «Проект развития таможни» - стоимостью 149,6 млн. долл.

Кыргызстан

Основной темой сотрудничества между Всемирным Банком и правительством Кыргызстана начиная с 1992 года было реформирование аграрной экономики страны. При содействии Банка проведена земельная реформа, средства займов направлялись на восстановление ирригационных систем, улучшение качества и доступа к питьевой воде в сельских районах, расширение доступа для сельских жителей к кредитам, а также на восстановление систем электроснабжения и центрального отопления и инфраструктуры малых городов.

В дополнение к инвестиционным проектам и структурным преобразованиям, Всемирный Банк также предоставляет техническую помощь на подготовку и реализацию проектов, развитие институционального потенциала. Трастовые фонды формируются из различных источников, главным из которых выступает Правительство Японии.

информационно-

аналитические

материалы

135

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информационно-

аналитические

материалы

В Кыргызстане происходит сокращение объемов заимствования в соответствии с Государственной программой по управлению внешним долгом и выполнению обязательств по преобразованиям в фискальной сфере в рамках программы сокращения бедности. Как и в целом по региону, наблюдается переход от больших проектов, направленных на структурные преобразования, к инвестиционным проектам с небольшими суммами.

По состоянию на 2008 г. объем обязательств Банка по активным проектам составил 199,2 млн. долл. В 2008 г. подписано 2 новых целевых инвестиционных кредита - сельскохозяйственные инвестиции и услуги и городская инфраструктура в городах Бишкек и Ош на 21 млн. долл. Деятельность по этим проектам предполагает охват трех секторов, включая водоснабжение (46%), сельское хозяйство (43%) и транспорт (11%).

Таджикистан

Таджикистан является членом Всемирного Банка с 1993 года. Финансирование на цели развития со стороны Банка за этот период составило 532,65 млн. долларов в виде грантов и льготных кредитов. Являясь страной с низким уровнем доходов и ВВП на душу населения, Таджикистан получает льготное финансирование от Международного агентства развития (International Development Agency).

Через мягкие займы и гранты МАР Банк оказал содействие Таджикистану в восстановлении инфраструктуры, разрушенной в ходе гражданской войны, а также поддержал проведение экономических реформ. В портфеле Банка проекты по развитию сельских регионов и АПК (в том числе -хлопководство), улучшению инфраструктуры водоснабжения в сельских местностях и г. Душанбе, содержанию и модернизации муниципальной инфраструктуры, управлению водными ресурсами в Ферганской долине, снижению коммерческих потерь в инфраструктуре энерго- и газоснабжения, а также проекты по реформированию системы государственного управления, здравоохранения, образования.

Основными направлениями сотрудничества между Правительством страны и ВБ в Стратегии партнерства на 2006-2009 годы определены: (1) поддержка предпринимательства; (2) повышение и сохранение качества человеческого капитала; (3) эффективное использование гидроэнергетического потенциала страны. Кредитный портфель представлен 15 инвестиционными кредитами и 2 программными грантами на разработку политики. Свыше половины кредитного портфеля приходится на сферу развития сельских регионов/экологии и инфраструктуру/энергетику (2/3). Четвертая часть портфеля работает в сфере развития человеческого потенциала (образование, здравоохранение и борьба с бедностью), и оставшиеся 8% направляются в сектор экономического управления.

По состоянию на 2008 г. объем обязательств Банка по активным проектам составил 161,38 млн. долл. Кредитные обязательства в 2008 г. - 16,58 млн. долл. в рамках 2 новых проектов - Программный грант на разработку политики развития (10 млн. долларов) и проект по повышению надежности системы тепло- и энергоснабжения в зимнее время. Проекты достаточно

136

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

комплексные и предполагают широкий охват секторов, включая промышленность и торговлю, транспорт, здравоохранение и социальные услуги, энергетику и добывающую промышленность, государственное управление и право.

Узбекистан

За время членства во Всемирном Банке с 1992 г. было одобрено 14 заемных операций, из которых 7 продолжают осуществляться в настоящее время. Общий объем портфеля составляет 588,5 млн. долл., из которых к настоящему времени освоено около двух третей. Объем кредитов по текущим проектам составляет 222,96 млн. долл.

Сотрудничество с Банком помогло стране улучшить состояние учреждений первичного здравоохранения в сельской местности и доступ для жителей западных регионов страны к питьевой воде. Продолжается работа по улучшению водоснабжения в городах Бухара и Самарканд. Осуществляется проект по реконструкции дренажной сети в низовьях Амударьи.

В июне 2008 г. Советом директоров Банка одобрена новая стратегия сотрудничества со страной. Реализация текущих проектов продолжится, но в ближайшее время не предусматривается нового заимствования. Основной фокус стратегии на предоставлении технической помощи, проведении анализа, исследовании и консультативных услуг.

Европейский банк реконструкции и развития

Казахстан Кыргызстан Таджикистан Узбекистан

Число проектов 97 47 31 44

Чистая сумма сделок 1,7 млрд. евро 119,2 млн. евро 63,0 млн. евро 449,8 млн. евро

Общая стоимость проектов 3,4 млрд. евро 215,4 млн. евро 102,8 млн. евро 1 169,9 млн. евро

Валовая сумма освоенных средств 1,4 млрд. евро 104,4 млн. евро 39,0 млн. евро 338,1 млн. евро

Доля в частном секторе 81% 66% 74% 58%

Привлечение дополнительных средств 1,7 млрд. евро 89,3 млн. евро 30,4 млн. евро 704 млн. евро

информационно-

аналитические

материалы

Таблица 4.

Основные показатели, 1992-2008 гг.

(по состоянию на 1 января 2008 г.)

Источник: Информационные справки по странам, www.ebrd.com

137

информационно-

аналитические

материалы

Рисунок 6.

Обязательства в разбивке по секторам

Источник: Информационные справки по странам, www.ebrd.com

Казахстан Кыргызстан Таджикистан Узбекистан

□ корпоративный сектор □ энергетика □финансовый сектор

□ инфраструктура □ финансирование ММБ

В соответствии с применяемой Банком классификацией к корпоративному сектору относится агропромышленный комплекс, производство, недвижимость, туризм и телекоммуникации. К сектору инфраструктуры относятся муниципальная и экологическая инфраструктура, транспорт. Финансовый сектор объединяет проекты торгового финансирования, инвестирования в капитал, банковские и небанковские финансовые организации. В секторе энергетики - природные ресурсы и энергия. Финансирование микро- и малого бизнеса осуществляется через финансовых посредников.

В Казахстане ЕБРР выступает крупнейшим инвестором в секторах, не связанных с нефтью и газом. Основными приоритетами для Банка являются продвижение внутренних и зарубежных инвестиций, сотрудничество с финансовым сектором, инфраструктуры и поддержка малого и среднего бизнеса. В 2007 г. Банк подписал 20 новых проектов на сумму 532 млн. евро, в том числе по 3 проекта в секторе агробизнеса, кредитования банков и природных ресурсов; 2 проекта в секторе производства; по 1 проекту в секторах финансирования малого бизнеса, инвестиций в капитал банков, небанковских финансовых институтов, недвижимости и туризма и энергетики; 4 проекта - фонды прямых инвестиций.

Деятельность ЕБРР в Кыргызстане сфокусирована главным образом на развитии частных предприятий, укреплении финансового сектора, поддержке развития основной инфраструктуры и проведении консультаций с правительством страны по вопросам инвестиционной политики, приватизации в секторе телекоммуникаций и реформ в сфере банковского надзора. В 2007 г. объем операций составил 12 млн. евро в рамках 10 новых проектов, включая 4 проекта в секторе финансирования малого бизнеса; 2 проекта - в секторе кредитования банков; по 1 проекту в секторах недвижимости и туризма и фондов прямых инвестиций.

138

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

В рамках Стратегии сотрудничества с Таджикистаном ЕБРР первоочередное внимание уделяет развитию частного сектора. Также как и в Кыргызстане, для достижения этой цели Банк использует механизмы и инструменты финансирования программ для стран на раннем этапе перехода к рыночной экономике и содействия развитию торговли. К ним относятся: прямое кредитование и прямые инвестиции в капитал, открытие кредитных линий в местных коммерческих банках для микро-, малых и средних предприятий и привлечение прямых иностранных инвестиций, в том числе на основе софинансирования. С подписанием в 2007 году 9 новых сделок объем операций ЕБРР составил 26 млн. евро, в том числе: 3 проекта в секторе агробизнеса; 5 проектов в секторе финансирования малого бизнеса; 1 проект в секторе транспорта (государственный сектор) и 1 проект - в секторе фондов прямых инвестиций.

В Узбекистане в 2007 г. показатель годового объема операций возобновил рост после резкого падения в 2006 г., связанного с введением ограничений по проектам в государственном секторе, и составил 17 млн. евро. 8 новых проектов осуществляются в основном в рамках программы для стран на раннем этапе перехода к рыночной экономике. 3 проекта относятся к сектору агробизнеса; по одному проекту в секторах недвижимости и туризма, инвестиций в капитал банков и фондах прямых инвестиций. Линия прямого кредитования (Direct Lending Facility) зарекомендовала себя эффективным инструментом, отвечающим потребностям сектора малого бизнеса. ЕБРР в Узбекистане ищет пути вовлечения правительства в консультации по проведению политических и экономических реформ, включая масштабную приватизацию, либерализацию торговли, либерализацию государственных закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, снятие ограничений и обязательств в сфере обращения наличности, внедрение рыночных тарифов на коммунальные услуги во всех секторах экономики.

Следует особо отметить, что в портфеле Банка во всех странах Центральной Азии присутствуют проекты, классифицируемые как региональные инвестиции. Один из таких проектов - фонд прямых инвестиций Центрас, который вкладывает средства в капитал компаний, осуществляющих свою деятельность или экспортирующих продукцию и услуги из Казахстана, России и Центральной Азии. Помимо этого проекта в Казахстане осуществляется еще семь проектов региональных инвестиций в сфере недвижимости, экологии, внедрения стандартов экологической безопасности, охраны здоровья и безопасности в различных подразделениях компании Лукойл, которые представляют собой фонды прямых инвестиций в компании в Казахстане, России, на Украине, Монголии, странах Балтики, Грузии и Армении. Таким образом, можно говорить о том, что проекты ЕБРР способствуют расширению регионального сотрудничества.

Исламский банк развития

За период с 1 января 2007 г. по 9 января 2008 г. ИБР как финансовая группа одобрил финансирование на сумму 221,5 млн. долл. для стран региона, включая Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркме-

информационно-

аналитические

материалы

139

информационно-

аналитические

материалы

нистан и Узбекистан. В эту сумму входят 9 кредитных проектов общей стоимостью 206,4 млн. долл.; три проекта технической помощи на сумму 0,665 млн. долл.; 3 проекта из средств Исламской корпорации по развитию частного сектора (14,4 млн. долл). Одобренная сумма кредитов в 2007 фискальном году превышает аналогичный показатель за предыдущий год почти вдвое. А в целом за период сотрудничества со странами региона ИБР выделил финансирования на общую сумму 1 231,7 млн. долл. по 173 проектам.

Азербайджан выступает лидером региона (335,1 млн. долл.), Казахстан занимает второе место (315 млн. долл.) При этом в 2007 г. Казахстан был крупнейшим получателем финансирования от ИБР - 71,4 % от всего объема простого финансирования. Особого упоминания заслуживает активное участие Узбекистана. Первая операция по линии Сукук была осуществлена именно в Узбекистане.

Казахстан

За период сотрудничества финансирование государственного и частного секторов в Казахстане группой ИБР превысило 300 млн. долл. Это один из самых высоких показателей по Центральной Азии. Проекты/операции реализованные за сет средств Банка включают: работы по строительству дороги Алматы-Гульшад и Астана-Караганда, закупка оборудования для госпиталя им. Сызганова, модернизация «Казпочты» и проект сельского водоснабжения в Карагандинской области. Группа ИБР также предоставила финансирование на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для нефтяного бурения, которое было передано частным компаниям. Ряд коммерческих банков принял участие в кредитных линиях для предприятий малого и среднего бизнеса, включая новый проект на 150 млн. долл., с вовлечением Казкоммербанка, Банка Туран Алем и Халык Банка.

Некредитные операции ИБР в Казахстане охватывают сферы институционального развития и повышения человеческого потенциала через программы обучения, привлечение консультационных услуг, проведение семинаров, обучающих поездок и выделения стипендий на обучение. Примерами технической помощи можно привести обучающие программы для казахстанских чиновников по вопросам стратегического планирования, вступления в ВТО, индустриального развития, исламского банкинга и финансирования.

Кыргызстан

Кыргызстан стал членом ИБР в ноябре 1993 года. На 2007 год кредитный портфель страны включает 7 займов на общую сумму, эквивалентную 60,9 миллиона долларов США, а также 2 сделки по продаже в рассрочку на сумму 18,5 миллионов долларов США. Из общей суммы финансирования за счет займов и продажи в рассрочку, пять проектов завершено, два проекта отменены и два проекта находятся на стадии реализации. ИБР не предоставляет финансирования в форме программных займов.

140

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

Максимчук Н. В. «Обзор деятельности международных и региональных банков развития в Центральной Азии»

После шестилетнего периода, в течение которого ссудное финансирование не осуществлялось, в феврале 2007 года ИБР одобрил заем в размере 17,3 миллионов долларов США на проект по реконструкции дороги Ош-Иркештам. Отсутствие активности со стороны ИБР в течение последних 6 лет обусловлено пониманием ситуации с текущим обслуживанием долга и проблемами способности страны к освоению заемных средств, которые сделали необходимым принятие Правительством политики ограничения займов в рамках общей стратегии сокращения задолженности.

Начальный уровень ежегодного кредитования ИБР составлял 1,88 миллионов долларов США в 1995 году. Кредитование достигло пикового уровня 20,5 миллионов долларов США в 1998 году. Начиная с 1998 года, ИБР предоставлял финансовую помощь только в форме льготного финансирования. Другие методы финансирования, такие как продажа в рассрочку, лизинг и истисна, не могут быть применены в Кыргызстане ввиду условий получения кредита от Международного валютного фонда.

Есть основания надеяться, что объем программы кредитования ИБР достигнет уровня в 34 млн. долл. в 2007 году, и охватит два проекта, т.е. реконструкцию дороги Ош-Иркештам и строительство линии электропередачи 110 Квт. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанным с Правительством, была подготовлена программа кредитования на 2006-2008 годы в размере 51,4 млн. долл.

Таджикистан

Таджикистан является членом Исламского банка развития с ноября 1996 г. и в числе 28 стран относится к категории менее развитых государств-членов (Least Developed Member Countries). Доля Таджикистана в подписном капитале составляет 0.04%. Чистый объем одобренных операций за период с 1996 по 2007 гг. составил 127 млн. долларов.1 Основными направлениями стратегии деятельности Банка выступают искоренение бедности и развитие инфраструктуры, развитие частного сектора, развитие торговли (в том числе межрегиональной), развитие исламского финансирования и банковского сектора, развитие человеческого потенциала.

Транспорт рассматривается ключевым сектором для работы Банка в Таджикистане и в регионе Центральной Азии в целом. Портфель Банка в секторе энергетики включает в себя проекты строительства линий электропередач, электростанций, а также проекты в области эффективного и устойчивого использования водных и энергетических ресурсов. В портфеле Банка также есть проекты по ирригации и эффективному использованию водных ресурсов в сельском хозяйстве.

Таджикистан является государством-участником Исламской корпорации по развитию частного сектора (Islamic Corporation for Development of Private Sector). Участие в ICD открывает для Таджикистана доступ к таким финансовым продуктам, как прямое финансирование через долевое участие в капитале, линии кредитования через национальные коммерческие

информационно-

аналитические

материалы

1 http://www.isdb.org/irj/go/km/docs/documents/IDBDevelopments/Internet/English/IDB/CM/Publications/ Member_Countries_Facts_Figures/FF_2008.pdf

141

информационно-

аналитические

материалы

банки, консультационные услуги для частных и государственных компаний.

В рамках региональной программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества ИБР принял участие в финансировании нескольких региональных проектов, преимущественно в секторе энергетики и транспорта.

142

Евразийская экономическая интеграция, №1, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.