Научная статья на тему 'Обзор деятельности международных и региональных банков развития на евразийском пространстве за II полугодие 2009 года'

Обзор деятельности международных и региональных банков развития на евразийском пространстве за II полугодие 2009 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сагимбаева Жанар Нургалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор деятельности международных и региональных банков развития на евразийском пространстве за II полугодие 2009 года»

Обзор деятельности международных и региональных банков развития на Евразийском пространстве за II полугодие 2009 года

Ж. Н. Сагимбаева

Жанар Нургалиевна Сагимбаева - главный специалист отдела стратегического планирования и маркетинга ЕАБР. Окончила Казахский государственный университет им. аль-Фараби и Государственный университет Оклахомы. Опыт работы в сфере развития составляет более 10 лет. В течение 10 лет отвечала за выход Отчета ПРООН о человеческом развитии в Казахстане, а также за подготовку и распространение других аналитических публикаций ООН о социальном, экономическом и политическом развитии Республики. В течение 2006-2007 годов работала в качестве координатора программ и проектов ПРООН в сфере энергетики и экологии, снижения уровня бедности и эффективного управления.

Электронная почта: sagimbayeva_zn@eabr.org

Данный обзор продолжает рассмотрение деятельности международных финансовых институтов (МФИ) в странах Центральной Азии (ЦА), а также в России, Беларуси и Армении во II половине 2009 года. Основными МФИ, работающими в рассматриваемом регионе, являются Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Всемирный банк (World Bank), Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), Евразийский банк развития (Eurasian Development Bank) и Исламский банк развития (Islamic Development Bank). Представленный обзор основан на материалах, размещенных на официальный сайтах этих организаций.

Результаты деятельности международных финансовых институтов во II половине 2009 года

Азиатский банк развития (АБР)

Опубликован Доклад об эффективности деятельности АБР в сфере развития за 2008 год, в котором анализируется реализация «Стратегии-2020», нацеленной на устойчивый рост и региональную интеграцию. Завершенные в 2008 году операции АБР принесли значительные выгоды развитию, в частности, в секторах энергетики, транспорта и образования. До-

клад также отмечает, что АБР увеличил уровень своей помощи: $8.8 млрд было выдано в 2008 году, что является самым высоким годовым объемом за всю историю банка. В то же время, указаны смешанные оценки успеха проектов в таких сферах, как водные ресурсы и финансы. В ответ на выводы обзора, АБР предпримет необходимые меры для улучшения своей деятельности, включая укрепление системы отчетности по выполнению проектов, увеличение софинансирования и привлечение в банк большего количества женщин-профессионалов.

Кроме того, во II половине 2009 года Совет директоров банка одобрил проект Политики по мерам защиты, направленный на укрепление существующих защитных мер с целью избегания или сокращения до минимума отрицательного влияния финансируемых АБР проектов на окружающую среду и население. Новая политика гарантирует гармонизацию мер защиты АБР с мерами других международных банков развития, а также их соответствие растущим нуждам развивающихся стран-участниц АБР и клиентов банка из частного сектора, которые продолжают сталкиваться с экологическими и социальными проблемами.

Группа Всемирного банка (ГВБ)

В июле 2009 года вышел Годовой отчет ВБ о его деятельности в 2009 финансовом году (с 1 июля 2008 по 30 июня 2009 года). В 2009 финансовом году ГВБ выделила в общей сложности $58.8 млрд на борьбу с последствиями глобального экономического кризиса, что является рекордно высокой суммой для этого института. ГВБ поддержала 767 проектов по стимулированию экономического роста, борьбе с бедностью и поддержке частного бизнеса, включая предоставление $20.7 млрд на финансирование инфраструктуры - ключевого сектора, формирующего основу для быстрого восстановления после кризиса и создающего рабочие места. Кроме того, на предложение ГВБ учредить специальный Фонд снижения уязвимости получена положительная реакция, а донорская поддержка антикризисных инициатив Группы составила $6.8 млрд.

ГВБ заявила, что финансирование проектов и программ по возобновляемым источникам энергии и энергосбережению в развивающихся странах увеличилось на 24% и составило рекордно высокую сумму в $3.3 млрд, а общий объем финансирования в области электроэнергетики составил более $7 млрд ГВБ также инвестировала порядка $2.7 млрд в гидроэнергетические проекты. В течение последних пяти лет одобрены к финансированию 366 проектов в области энергетики в 90 странах мира. В 2008 году советом исполнительных директоров одобрена Стратегическая рамочная программа в области изменения климата и развития, в рамках которой ГВБ взяла на себя обязательства по увеличению инвестиций в проекты по возобновляемым источникам энергии и энергосбережению на 30% каждый год в период до 2012 года. Кроме того, ГВБ намерена расширить свое участие в экологически и социально значимых крупных гидроэнергетических проектах.

Евразийский банк развития (ЕАБР)

Во II половине 2009 года ЕАБР провел размещения ценных бумаг: второго транша своих облигаций на сумму 5 млрд тенге, дебютного выпуска еврооблигаций в объеме $500 млн дебютного выпуска рублевых облигаций Евразийского банка развития объемом 5 млрд рублей. Средства, привлеченные в результате размещения облигаций, будут направлены ЕАБР на финансирование инвестиционных проектов Банка.

Во II половине 2009 года ЕАБР продолжил организационное развитие, открыв представительство в Таджикистане. Приоритетами деятельности Банка в Республике Таджикистан являются финансирование инвестиционных проектов и реализация программ технического содействия в рамках межгосударственного сотрудничества и развития региональных интеграционных инициатив на евразийском пространстве.

Евразийский банк развития провел IV Международную конференцию по проблемам евразийской интеграции. По итогам обсуждения актуальных проблем экономической интеграции, тенденций и перспектив дальнейшего взаимодействия, участниками конференции приняты рекомендации, в которых особое внимание обращено на инвестиционную и инновационную сферы сотрудничества стран-членов ЕврАзЭС. Участники конференции отметили, что система антикризисных мер на региональном уровне должна предусматривать реализацию инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности использования индустриального потенциала, ресурсо- и энергосбережение, а также применение инновационных технологий.

Опубликованы результаты полномасштабного исследовательского проекта «Система индикаторов евразийской интеграции», посвященного разработке инструмента для измерения динамики евразийской интеграции. В этот же период вышел в свет новый отраслевой обзор ЕАБР «Влияние изменения климата на водные ресурсы Центральной Азии».

Состоялось первое заседание Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС, управление средствами которого возложено на ЕАБР. Фонд создан с целью преодоления кризиса и его последствий, а также развития интеграционного взаимодействия между государствами-участниками.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

В ответ на продолжающееся воздействие глобального финансового кризиса и увеличившийся спрос на финансирование, Совет директоров ЕБРР увеличил годовой объем инвестиций до €8 млрд, т.е. на 52% по сравнению с прошлым годом. Дополнительные финансовые ресурсы будут направлены на поддержку банковского сектора и обеспечение финансовых потоков, в особенности для среднего и малого бизнеса. Предлагаемое увеличение финансирования ЕБРР в 2009 году будет профинансировано из собственных резервов банка.

ЕБРР также сохранил высокую скорость на рынке синдицированных займов, и, несмотря на сложные рыночные условия, смог завершить 10 сде-

лок с начала 2009 года общей стоимостью €1.2 млрд, при этом общее количество участников сделок достигло 28. За счет синдицированного финансирования реализуются проекты в энергетике, агробизнесе, телекоммуникациях, инфраструктурном и финансовом секторах в России, Украине, Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговине.

Доклад ЕБРР о процессе перехода за 2009 год обращает внимание на влияние кризиса как на переходную зону - страны от Центральной Европы до Центральной Азии, так и на весь переходный процесс экономической трансформации. Авторы отчета «Переход во время кризиса?», выпущенного в 2009 году, приходят к выводу, что в то время, когда экономикам переходной зоны был нанесен серьезный удар, процесс перехода как таковой переживет натиск худшего глобального экономического кризиса. В отчете поднимаются вопросы о моделях роста как для стран Центральной и Восточной Европы, где быстрый рост поддерживался финансовой интеграцией, так и для богатых сырьем стран дальше к Востоку, чей рост был обусловлен доходом от природных ресурсов.

Исламский банк развития (ИБР)

Совет исполнительных директоров ИБР принял Среднесрочную программу на 2010-2012 годы, в рамках которой банк намерен выделить около $11.5 млрд на финансирование проектов развития. Одобрение этой программы является частью девятилетней «дорожной карты» трансформации на пути к «Видению 1440» (2020 год). Среднесрочная программа сосредоточится на программах развития человеческого капитала, будет способствовать развитию сельского хозяйства, образования и инфраструктуры посредством новой стратегии, основанной на партнерских отношениях со странами-участницами банка.

Кроме того, в 2009 году начата инициатива по созданию мега-банка исламского финансирования в целях расширения исламской финансовой индустрии, ее глобального роста и управления ликвидностью с первоначальным капиталом в $1 млрд (на сегодня первоначальные взносы в капитал банка достигли $250 млн). Новый банк также нацелен на содействие созданию межисламского банковского рынка, основанного на принципах шариата, и будет способствовать росту и расширению индустрии исламских услуг посредством привлечения кадров, необходимых для развития исламского банкинга и поиска исламских финансовых решений для проблем управления ликвидностью. Необходимо отметить, что в конце

2008 года стоимость глобальных активов исламского банкинга была оценена на уровне $785 млрд.

Деятельность МФИ по оказанию помощи в условиях глобального экономического кризиса

Прогнозы АБР по Центральной Азии стали гораздо более мрачными в отличие от предыдущих прогнозов, из-за сокращения цен на готовые изделия, более глубокого спада в России (основного торгового и финансового партнера стран субрегиона) и более слабых притоков капитала,

инвестиций и денежных переводов. Согласно докладу, опубликованному в специальной части основной ежегодной статистической публикации АБР «Ключевые индикаторы за 2009 год», возобновление регионального роста нуждается в увеличении внутреннего спроса, а это будет напрямую зависеть от наличия значительного и быстро растущего городского среднего класса. В докладе отмечается, что государственная политика играет ключевую роль в поддержке малого и среднего бизнеса, повышении их эффективности и занятости через инновации, включающие внедрение новых технологий и диверсификацию в новые рынки. Основной проблемой государственной политики в контексте каждой страны является понимание факторов, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса и диверсификации от традиционной низкопродуктивной деятельности к современным высокопродуктивным результатам, а также каким образом выработать и внедрить по-настоящему действенные предложения.

Хотя в глобальной экономике налицо некоторые признаки восстановления, 43 развивающиеся страны с низким уровнем дохода, по-прежнему, страдают от последствий глобального экономического спада, что еще раз подчеркивает необходимость увеличения объема помощи беднейшим странам, испытывающим проблемы, связанные с нестабильностью экономики и кризисом, отмечает ВБ. В специальном документе ВБ, подготовленном для совещания Большой индустриальной двадцатки ^-20) в Питтсбурге, отмечается, что в результате кризиса, к концу 2010 года число людей, живущих в крайней нищете, то есть менее чем на $1.25 в день, увеличится на 89 млн человек. Кроме того, глобальная рецессия подвергает риску важнейшие государственные расходы в таких областях, как образование, здравоохранение, инфраструктура и социальная защита, которые в наиболее уязвимых странах могут сократиться в общей сложности на $11.6 млрд.

Несмотря на активные усилия, прилагаемые в международном масштабе к смягчению воздействия глобального экономического спада на развивающиеся страны с низким уровнем дохода, эти страны продолжают страдать от последствий продовольственного, топливного и финансового кризисов. А для того, чтобы преодолеть последствия глобальной рецессии, беднейшим странам потребуется дополнительная помощь. В документе Всемирного банка отмечается, что целый ряд экономических потрясений, обусловленных финансовым кризисом, нанесли тяжелый урон беднейшим странам. В частности, страны с низким уровнем дохода серьезно пострадали от сокращения объемов международной торговли: согласно оценкам, в 2009 году спрос на рынках сбыта экспортируемой ими продукции снизился на 5-10%.

Чистый приток частного капитала в развивающиеся страны существенно сократился с $30 млрд в 2007 году до $21 млрд в 2008 и прогнозировался, что в 2009-м достигнет $13 млрд.

Резкое ухудшение экономического развития привело к значительному снижению денежных переводов от трудовых мигрантов. Ожидалось, что

в 2009 году переводы снизятся на 5-7%, а в 2010 году лишь слегка восстановятся.

Руководство Всемирного банка и представители 45 стран-доноров и 12 стран-заемщиков провели трехдневный анализ деятельности Международной Ассоциации Развития (МАР). Ассоциация является специальным фондом ВБ, через который банк предоставляет ссуды на особо благоприятных условиях 79 беднейшим развивающимся странам мира. В течение 15 месяцев (июль 2008 - октябрь 2009) обязательства МАР по предоставлению средств на борьбу с кризисом, достигли рекордной отметки - $16.9 млрд. В ходе трехдневного анализа стороны предложили создать антикризисный резерв в размере $1.3 млрд. Срок действия пилотного Антикризисного резерва составит 18 месяцев - до июня 2011 года. Ожидается, что большая часть программ будет реализована в I половине 2010 года. Основная часть ресурсов будет направлена на расширение тех программ, которые уже действуют или находятся на стадии подготовки.

Новый отчет ВБ «Кризис наносит удар - стресс-тестирование домохозяйств региона ЕЦА», рассматривает негативное влияние кризиса на домохозяйства региона.

По данным отчета, кризис серьезно подорвал положение семей в странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА), поставив под угрозу примерно 1/5 достижений региона в области сокращения бедности за последние 10 лет. К 2010 году в регионе может оказаться 10 млн бедных людей и еще около 25 млн человек, которые практически выбирались на уровень среднего класса, но сейчас находятся едва ли над чертой бедности. Финансовый кризис значительно повлиял на пенсионные системы стран ЕЦА, и правительства многих государств начали рассматривать варианты изменения государственной политики в ответ на возникший дефицит в пенсионных системах. Об этом говорится в опубликованном региональном докладе Всемирного банка «Пенсии в кризисный период». Специалисты ВБ пришли к заключению, что, несмотря на различия пенсионных систем ЕЦА по формам и размерам, ни одна пенсионная система, как бы она ни была структурирована, не устояла перед кризисом. Исследование показало, что страны ЕЦА, столкнувшись с неожиданным потрясением, вызванным нарушением фискального баланса пенсионных систем, приступили к реализации стратегических изменений, направленных на увеличение объема ресурсов и сокращение расходов. В докладе делаются выводы о том, что действия, направленные на получение краткосрочных выгод, могут повлечь дополнительные издержки в будущем.

ЕБРР, Группа Европейского Инвестиционного Банка (ЕИБ) и ГВБ заявили о недопустимости самоуспокоенности на пути противостояния кризисным явлениям и восстановления в Центральной и Восточной Европе. Беспрецедентные скоординированные общие действия МФИ помогли предотвратить системный кризис в регионе. Однако еще много предстоит сделать, и три ведущих МФИ готовы продолжать поддерживать регион на пути к восстановлению. Финансовые учреждения договорились выделить допол-

нительные средства для борьбы с кризисом. В рамках Плана совместных действий ЕБРР, ЕИБ и ГВБ взяли на себя обязательства по выделению €16.3 млрд в 2009 году на поддержку экономики стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). План трех МФИ запущен 27 февраля 2009 года и нацелен на обеспечение стабильности банковских систем и кредитование реального сектора экономики ЦВЕ. Эти действия трех банков будут осуществляться при тесном сотрудничестве с МВФ, Еврокомиссией и другими ключевыми европейскими институтами. Они будут призваны облегчить практическое осуществление контроля за кризисными явлениями и содействовать укреплению евроинтеграции в соответствии с целями и задачами Венской координационной инициативы ЕБРР.

Приоритетные для МФИ вопросы развития во II половине 2009 года в Евразийском регионе

В данном разделе рассматриваются трансграничные и глобальные инициативы и проекты международных банков развития, способствующие развитию межгосударственного сотрудничества за пределами отдельных стран.

Транспорт

Семь многосторонних банков развития (МБР) представили совместное заявление, определяющее широкий пакет мер каждого института, реализуемых в целях снижения тревожного роста количества смертей и инцидентов на дорогах в развивающихся странах. Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Межамериканский банк развития, Исламский банк развития и Всемирный банк заявили о мерах с целью повышения безопасности на дорогах:

• укрепление потенциала управления безопасностью дорог;

• реализация подходов безопасности в планировании, дизайне, строительстве, использовании и поддержании инфраструктуры дорог;

• повышение мер безопасности;

• мобилизация больших и новых ресурсов для безопасности дорог.

Повышение безопасности дорог является приоритетом развития для развивающихся стран и стран с растущими экономиками. Согласно оценкам Фонда глобальной безопасности дорог, снижение смертности и инцидентов на дорогах в странах с низким и средним уровнем дохода в последующие 10 лет спасет около 5 млн жизней и предотвратит до 50 млн серьезных увечий, что станет огромным социальным благом. В докладе «Противостояние «Смерти на колесах»: Обеспечение безопасности дорожного движения в Европе и Центральной Азии» (Confronting "Death on Wheels”: Making Roads Safe in Europe and Central Asia) обсуждаются масштабы, характер и причины проблем, связанных с безопасностью дорожного движения в странах ЕЦА. Данный доклад поможет реализовать соглашения, достигнутые в ходе конференции, проведенной в Москве

19-20 ноября 2009 года под девизом «Время действовать». В докладе отмечается, что масштабы этих проблем в странах СНГ, Восточной и Центральной Европы, Балтии и Балканского региона являются гораздо более значительными, чем в Западной Европе, даже несмотря на то, что в этих странах машин меньше, а расстояния, преодолеваемые при помощи автомобилей, короче. В регионе ЕЦА самые значительные издержки несут правительства наиболее населенных стран с крупной экономикой: Россия ($34 млрд в год), Турция ($14 млрд), Польша ($10 млрд) и Украина ($5 млрд). В докладе отмечается, что одним из составных компонентов эффективной стратегии обеспечения безопасности дорожного движения является применение системного многоотраслевого подхода, предусматривающего наличие политически влиятельного и технически компетентного ведущего учреждения, которое координировало бы работу различных государственных ведомств, между которыми, как правило, распределяются обязанности по обеспечению безопасности на дорогах.

Частный сектор

По данным доклада «Ведение бизнеса-2010», опубликованного Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком, в 2008-2009 годы реформы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности проводились в 131 стране, что является новым рекордом. В докладе зарегистрировано 287 реформ, проведенных в период с июня 2008-го по май 2009 года, что на 20% больше, чем в предыдущем году. Главными целями проведенных странами реформ были упрощение процедур создания и эксплуатации предприятий, укрепление прав собственности и совершенствование процедур банкротства и урегулирования коммерческих споров. Кыргызстан занял 41-е место в рейтинге благоприятности условий для предпринимательской деятельности. Самое высокое место из постсоветских республик занимает Грузия (11-я позиция), самое низкое - Таджикистан (152-е место). Казахстан находится на 63-й строчке рейтинга, а Россия - на 120-й.

Водные ресурсы

Согласно ЮНИСЕФ и ВОЗ, 900 млн человек в мире не имеют возможности пить безопасную воду и 2.5 млрд человек живут без доступа к улучшенной санитарии, что ведет к миллионам смертям ежегодно, в основном детей младше пяти лет. Во время ежегодной Всемирной недели воды в Стокгольме, представитель АБР заявил, что приближающийся к Азии водный кризис должен быть встречен «умной» комбинацией новых решений. Решения должны включать активную ориентацию на бизнес, широкое применение новых технологий, повсеместное повторное использование сточных вод, введение малых проектов для преодоления пробелов в секторе, а также создание ирригационной системы, соответствующей вопросам продовольственной безопасности.

Для поддержки своей программы водных ресурсов и санитарии АБР создал Фонд развития партнерства в целях финансирования водных ре-

сурсов, направленный на мобилизацию софинансирования со стороны партнеров по процессу развития.

Вышел в свет новый отраслевой обзор ЕАБР «Влияние изменения климата на водные ресурсы Центральной Азии», посвященный потеплению климата, процессу, влекущему за собой сложные гидрологические ситуации, связанные с наводнениями и засухами, которые для ЦА уже стали наиболее серьезным препятствием ее устойчивому развитию. Актуальность проблемы для центральноазиатских стран обусловлена тем, что более 90% водных ресурсов бассейна Аральского моря используется орошаемым земледелием, которое дает около 30% ВВП и обеспечивает занятость около 60% населения региона. Доля гидроэнергии составляет 27.3% общей потребляемой регионом электроэнергии, а в таких странах, как Кыргызстан и Таджикистан она превышает 90%. Интенсивное таяние ледников и последующее снижение водности рек создает дополнительные риски для устойчивого развития, продовольственной и энергетической безопасности стран региона. Выработка и реализация адекватных мер по адаптации к климатическим изменениям предполагает укрепление международного сотрудничества. Реально оценивая эти угрозы и необходимость смягчения их последствий, Исполком Международного фонда спасения Арала совместно с Региональным центром гидрологии при техническом содействии ЕАБР подготовили доклад о влиянии изменения климата на водные ресурсы Центральной Азии, который стал основой настоящего обзора.

Изменение климата

Президенты АБР, Африканского банка развития, ЕБРР, ЕИБ, Межамериканского банка развития, группы организаций ВБ и МВФ обязались при помощи технической поддержки и финансирования увеличить свое участие в борьбе с изменениями климата. Финансовые организации отметили первостепенную роль Конвенции ООН об изменении климата (и^ССС) и призвали участников конференции ООН по изменению климата в Копенгагене заключить всеобъемлющий и эффективный международный договор, в рамках которого все страны имели бы возможность поддерживать устойчивое развитие по новой низкоуглеродной и климатически дружественной схеме. Более того, международные организации развития вновь подтвердили свои намерения помочь развивающимся странам адаптироваться к изменениям климата и способствовать развитию и передаче климатически благоприятных технологий и знаний, в соответствии с нуждами стран-партнеров организаций. МФИ выразили готовность ответить на климатический вызов и помочь странам, клиентам организаций развития, максимально использовать новые финансовые потоки на поддержку справедливого, всестороннего и эффективного всемирного климатического режима с 2013 года.

Согласно исследованиям, профинансированным АБР, изменение климата представляет фундаментальную угрозу для продовольственной и энергетической безопасности Азиатского региона, что, без принятия необхо-

димых мер, приведет к всплеску миграции в переполненные мегаполисы Азии. Среди результатов исследований есть вывод о том, что воздействие растущей температуры в Азии особенно отразится на бедных слоях населения, а сельские женщины из развивающихся стран будут среди наиболее уязвимых групп. Исследования о сельском хозяйстве, энергетике и миграции были проведены Международным институтом исследования продовольственной политики (США); Институтом энергетики и ресурсов (Индия) и университетом Аделаиды (Австралия).

АБР планирует направить около $700 млн из Фонда чистых технологий (ФЧТ) и Стратегического климатического фонда (СКФ) в развивающиеся страны-участницы банка. Средства передадут в рамках глобальной инициативы помощи развивающимся странам по финансированию мероприятий по борьбе с изменениями климата. Фонд чистых технологий призван ускорить переход к энергетическим технологиям с низким содержанием углерода, таким как энергия ветра, солнечная и гидроэнергия, а также геотермальная энергия. Кроме того, ФЧТ поддержит ввод в действие мер энергосбережения в промышленности, коммерческих зданиях и муниципалитетах. Стратегический климатический фонд поддержит пилотные программы по восстановлению климата, инвестированию в леса и увеличению использования возобновляемых источников энергии в странах с низким уровнем дохода. Средства из СКФ будут выделяться в виде грантов. ФЧТ будет предоставлять концессионные кредиты с процентной ставкой 0.25% на срок до 40 лет. Будут также доступны инструменты по сокращению рисков, такие как гарантии и обыкновенные акции. Оба фонда являются инструментами промежуточного финансирования, действие которых будет прекращено, когда Рамочная конвенция ООН по изменению климата завершит обсуждение новой глобальной программы по борьбе с изменениями климата, которой потребуется новый механизм финансирования.

Переход на низкоуглеродные схемы в развивающихся странах зависит от финансовой и технической помощи со стороны стран с высоким уровнем дохода, считает ВБ. В преддверии декабрьских совещаний по вопросам изменения климата в Копенгагене, был опубликован Доклад о мировом развитии 2010: Развитие и изменение климата. В нем отмечено, что развитые страны, в прошлом способствовавшие наибольшему количеству выбросов парниковых газов в атмосферу, теперь должны предпринимать активные шаги по формированию будущего климата. Если развитые страны начнут действовать сейчас, то человечеству будет обеспечен мир со здоровым климатом. Цена достижения этого будет высока, но вполне посильна. Ключевым моментом в достижении этой цели станет финансирование проектов по минимизации воздействий на окружающую среду в развивающихся странах, где в будущем предполагается увеличение вредных выбросов в атмосферу. По данным доклада, существующие низкоуглеродные технологии могут существенно сократить объемы потребляемой энергии и, тем самым, сэкономить деньги. Решение проблем изменения климата требует трансформации всей энергетической систе-

мы мира в ближайшие десятилетия. Потребуются инвестиции в научноисследовательскую и опытно-конструкторскую работу в размере от $100 до $700 млрд ежегодно. В данное время на эти цели тратится около $13 млрд в год государственных средств и около $40-60 млрд частных капиталовложений.

По данным ВБ, сокращение количества энергии, необходимой для производства единицы ВВП, в особенности в сфере услуг, имеет крайне важное значение для уменьшения выбросов углекислого газа в атмосферу. Отчет под названием «Изменения выбросов СО2 от использования энергии: анализ стран» охватывает данные из более чем 100 стран за период с 1994 по 2006 годы. В отчете рассмотрены несколько факторов, на основе которых авторы пытаются объяснить рост или сокращение выбросов углекислого газа:

• углеродоемкость смеси ископаемых видов топлива,

• удельная доля ископаемого топлива в общем объеме потребляемой энергии,

• количество энергии, необходимой на производство единицы ВВП (энергоемкость),

• ВВП на душу населения,

• население.

Указанные факторы использовались при составлении схемы, которая демонстрирует, как изменения каждого фактора в отдельности связаны с изменениями общего количества выбросов. Отчет показывает, что данные достаточно сильно различаются даже для стран с одинаковым уровнем дохода. По мнению авторов отчета, рост ВВП на душу населения, и рост самого населения имеет большое влияние на чистое увеличение выбросов. Подобным же образом, сокращение удельного энергопотребления в большей степени влияет на уменьшение выбросов. По данным отчета, уменьшение удельной энергоемкости в сфере услуг в глобальном масштабе сократило выбросы углекислого газа в атмосферу на 2.6 млрд тонн за рассматриваемый период. Сокращение энергоемкости в промышленном секторе привело к сокращению выбросов на 0.7 млрд тонн.

Несмотря на 5%-ное увеличение добычи сырой нефти в мире, сжигание попутного газа сократилось на 22 млрд м3 за прошедшие три года. Такие данные были получены в ходе последнего спутникового исследования, проведенного в рамках Глобального партнерства по сокращению объемов сжигания попутного нефтяного газа, осуществляющего деятельность под эгидой ВБ. Спутниковый анализ показал, что сжигание попутного газа достигло своей максимальной отметки в 162 млрд м3 в 2005 году и сократилось до 140 млрд м3 в 2008 году. Исследование проводилось учеными Национального управления по исследованию океанов и атмосферы США (НУИОА). По данным спутниковых наблюдений, в десятку стран с самым высоким уровнем сжигания попутного нефтяного газа вошли Россия, Ни-

герия, Иран, Ирак, Алжир, Казахстан, Ливия, Саудовская Аравия, Ангола и Катар. Наибольшее сокращение сжигания попутного газа было отмечено в России и Нигерии.

Углеродное финансирование является важным источником доходов для проектов по сокращению выбросов парниковых газов. До сих пор углеродное финансирование выступало в роли катализатора других источников финансирования в поддержку инвестиций в низкоуглеродные технологии. Углеродное финансирование ВБ получило свое начало из Экспериментального углеродного фонда, который способствовал катализации зарождающегося углеродного рынка в 2000 году, и расширился до 10 фондов с текущей капитализацией, превышающей $2.5 млрд. Фонды финансируются государственными и частными организациями из промышленно развитых стран с целью поддержки проектов в рамках Механизма чистого развития (МЧР) и Механизма совместного освоения (МСО). Выводы, сделанные в результате анализа десятилетнего опыта в сфере углеродного финансирования, были представлены во время Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене.

Региональное сотрудничество

Министры стран Центральной Азии встретились в Улан-Баторе, Монголия, на VIII конференции министров стран программы ЦАРЭС из Афганистана, Азербайджана, КНР, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Таджикистана и Узбекистана, для обсуждения создания транспортной и энергетической инфраструктуры, упрощение таможенных и торговых процедур, продвижение более тесного сотрудничества между странами региона. Участники конференции одобрили два основных плана по развитию сотрудничества в транспортном, торговом и энергетическом секторах региона. Принятие Плана действий в области энергетики и Концепции оценки результатов программы должно способствовать развитию региона с учетом задач экономического роста, сокращения бедности, расширения и диверсификации торговли, а также укрепления регионального сотрудничества и интеграции. План действий в области энергетики фокусируется на развитии регионального сотрудничества в вопросах энергетической безопасности и финансирования регионального и экспортного потенциала. В свою очередь Концепция оценки результатов программы позволит производить мониторинг деятельности ЦАРЭС в данном направлении.

Евразийский банк развития подписал Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с Секретариатом Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества. Церемония подписания состоялась в рамках Инвестиционного форума «Таможенный союз - Интеграционный прорыв ЕврАзЭС». В стремлении всемерно способствовать процессу экономической интеграции государств-членов ЕврАзЭС, экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними, стороны намерены скоординировано содействовать реализации межгосударственных целевых программ, а также инвестиционных проектов Банка, осуществляемых в интересах государств-членов Сообщества.

Партнерство МФИ

Комиссия Европейского союза, Всемирный банк и их многочисленные партнеры провели двухдневные встречи в Брюсселе, целью которых является координация и поддержка важнейших инфраструктурных проектов в развивающихся странах, пострадавших от глобального экономического кризиса, а также привлечение внимания к нехватке финансирования, с которой сталкиваются многие развивающиеся страны. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Евразийский банк развития будут более тесно сотрудничать в деле содействия устойчивому экономическому и социальному развитию своих стран-членов. Это определено в Меморандуме о взаимопонимании, закладывающем основу для развития взаимодействия двух институтов развития при подготовке и реализации программ технического содействия и проектов развития, а также использования других инструментов сотрудничества.

Накануне Всемирного саммита по продовольственной безопасности Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) и ИБР заключили знаменательный рамочный договор софинансирования на общую сумму в $1.5 млрд, который укрепит 30-летнее сотрудничество двух институтов в поддержке беднейших слоев населения в странах-членах обеих организаций. Используя собственные ресурсы, ИФАД и ИБР намерены совместно финансировать приоритетные проекты в большинстве из 52 стран членов обеих организаций в рамках их трехлетних программ финансирования на 2010-2012 годы. Обе организации надеются, что соглашение о софинансировании привлечет дополнительные ресурсы от других организаций развития. Также ИБР заключил соглашение с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) о выделении $1 млрд в течение 2010-2012 годов на развитие сельского хозяйства в бедных странах, которые являются членами обеих организаций. Рамочное соглашение предусматривает доведение полного финансирования совместной программы ИБР-ФАО до $5 млрд к 2012 году. На сегодняшний день стабильное инвестирование, особенно в аграрное производство мелких хозяйств, признано ключевой составляющей продовольственной безопасности.

Деятельность МФИ в странах региона

Республика Армения Азиатский банк развития

Экономика Армении сильно пострадала в результате кризиса: здесь зафиксирован резкий приток населения, потерявшего рабочие места в России и Казахстане, в результате чего резко сократились частные денежные трансферты, частное потребление и доходы правительства. По состоянию на конец 2009 года, Армения получила финансовое содействие от АБР в общем размере $381 млн. Эти средства позволяют правительству страны осуществлять государственные инвестиции, направленные на сохранение и создание новых рабочих мест для восстановления экономики. Средства

Таблица 1

Одобренные проекты АБР в Армении (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт АБР

АБР дополняют финансовую помощь МВФ, ВБ и ЕС и будут реализованы в рамках программ по смягчению кризисных последствий.

Во II половине 2009 года АБР одобрил для Армении инвестиционную программу «Транспортный коридор Север-Юг» на $500 млн и выделение финансирования для четырех проектов на общую сумму $581.1 млн.

Одобренное

Название проекта Сектор финансирование (млн $) Дата сообщения

Техническое содействие

Проект устойчивого транспорта в г. Ереване Транспорт и ИКТ 1.1 G7.G9.2GG9

Займы

Программа преодоления последствий кризиса Многосекторный 46.3 G6.G7.2GG9

Программа преодоления последствий кризиса Многосекторный 33.7 G6.G7.2GG9

Инвестиционная программа «Транспортный коридор Север-Юг» Транспорт и ИКТ 5GG.G 29.G9.2GG9

Инвестиционная программа «Транспортный коридор Север-Юг» - проект 1 Транспорт и ИКТ 6G.G G6.1 G.2GG9

Таблица 2 Всемирный банк

Одобренные проекты вб в Армении Во II половине 2009 года Всемирный банк одобрил фи-

(июль-декабрь 2009 года)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нансирование четырех проектов в Армении на общую

Источник: официальный сайт ВБ сумму $127 млн.

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Гранты

Консультационная поддержка управления твердыми бытовыми отходами в г. Ереване на принципах ГЧП Водоснабжение, канализация и защита от наводнений Консультационный фонд государственно-частной инфраструктуры -0.475 - грант 1 5.G9.2GG9

Займы

Сельское хозяйство,

Проект срочного восстановления ирригационных систем рыбное хозяйство, лесное хозяйство (90%) Государственное управление и право (10%) 3G.G 28.G7.2GG9

проект улучшения жизненно важных

дорог страны - дополнительное Транспорт 36.6 27.G8.2GG9

финансирование

1 -ая Операция в сфере политики

развития (First Development Policy 6G.G

Operation)

Европейский банк реконструкции и развития

Во II половине 2009 года ЕБРР одобрил 4 проекта на общую сумму около $129 млн.

Одобренное

Название проекта Сектор финансирование (млн $/€) Дата сообщения

Компания «Элит Групп» - строительство нового жилого и торгового комплекса в Ереване Недвижимость $5.5 - кредит € G.26 - грант G1.07.2009

Мультибанковская система Армении II - продление II Кредитование банков $1 GG.G 1 G.12.2GG9

Международный аэропорт Армении - фаза II Транспорт $20.0 1 G.12.2GG9

Компания «Саранист» -производители стеклянной тары Промышленное производство $ 3.G 23.12.2GG9

Республика Беларусь Всемирный банк

Во II половине 2009 года ВБ одобрил заем в размере $200 млн на развитие в рамках среднесрочной стратегии ВБ, по оказанию помощи Беларуси на 2008-2011 годы. Заем будет направлен на программу реформ, включающей укрепление программ социальной поддержки бедного населения, больше всего пострадавшего от глобального экономического и финансового кризиса, и поддержку правительственной программы по либерализации, которая будет содействовать росту частных инвестиций и созданию рабочих мест, включая указ о проверках, призванный существенно облегчить работу предприятий, меры по либерализации цен (включая снятие ограничений на торговые наценки для большинства видов товаров), последовательная отмена налогов на оборот и подготовка основных законодательных актов для начала процесса приватизации.

Таблица 3

Одобренные проекты ЕБРР в Армении (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ЕБРР

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

I заем на цели развития (Development Policy Loan) 2GG.G G1.12.2GG9

Европейский банк реконструкции и развития

Согласно принятой ЕБРР новой трехлетней стратегии для Беларуси, главным приоритетом Банка в отношении страны будет оставаться поддержка частного сектора как средства для продвижения к политической демократии и рыночной экономике. ЕБРР планирует расширить свои операции при условии, что руководство государства будет осуществлять реформы в конкретных отраслях, направленные на развитие рыночной экономики. Предыдущие стратегии, одобренные Советом Директоров, ограничивали

Таблица 4

Одобренные проекты ВБ в Беларуси (июль-декабрь 2009 года)

Источник:

официальный сайт ВБ

работу банка в Беларуси только частными проектами. Новая стратегия дает возможность ЕБРР оказывать техническое содействие и финансовую помощь осуществлению заявленного властями намерения разработать открытую, прозрачную и конкурентоспособную программу приватизации. Это поддержит пакет стратегических мер, согласованных Беларусью, МВФ и ВБ. Банк также рассмотрит возможность расширения программ кредитования малого бизнеса и содействия развитию торговли с целью включения в них впервые и на выборочной основе государственных банков при условии, что они функционируют на коммерческих принципах, и существует реальная перспектива их приватизации. К числу других приоритетных направлений деятельности ЕБРР в Беларуси, в период действия новой стратегии, относятся: стимулирование повышения энергоэффективности и разработка новых устойчивых энергоресурсов, расширение Программы содействия развитию торговли ЕБРР в целях стимулирования трансграничных торговых операций, поддержка реформирования и технической модернизации экологической инфраструктуры и муниципальных услуг. Уровень и масштаб деятельности ЕБРР в Беларуси будут отражать перемены в политике и прогресс в осуществлении реальных реформ.

В рамках реализации новой стратегии, ЕБРР одобрил 10-кратное увеличение объемов финансирования внешней торговли, предоставляемое «Белгазпромбанком» - ведущим банком Беларуси. Теперь в рамках программы ЕБРР по поддержке торговли, единовременное участие «Белгазпромбанка» в финансировании сделок по внешней торговле может достигать $10 млн (раньше этот лимит составлял $1 млн). Кроме того, ЕБРР приобрел более 25% акций группы компаний «West Ost Union», владеющей 12 супермаркетами детских товаров под торговой маркой «Буслик». Впервые ЕБРР инвестирует в сектор розничной торговли в Беларуси, и в третий раз за последние 10 лет, вкладывает средства в капитал белорусских компаний. Данное приобретение позволит представителю ЕБРР войти в состав Совета директоров компании. Финансовые детали сделки не разглашаются. В Беларуси во II половине 2009 года ЕБРР одобрил три проекта, но только по одному открыта сумма финансирования.

Одобренное

Название проекта Сектор финансирование Дата сообщения

(млн $)

ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» производство 15.G 17.G9.2GG9

Таблица 5

Одобренные проекты ЕБРР в Беларуси (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ЕБРР

Республика Казахстан Азиатский банк развития

Во II половине 2009 года АБР одобрил финансирование трех проектов в Казахстане на общую сумму $687.6 млн.

Название проекта Сектор Одобренное финансирование(млн $) Дата сообщения

Техническое содействие

Дорога Актау-Бейнеу Транспорт и ИКТ 0.6 08.12.2009

Займы

Проект II инвестиционной программы «Транспортный коридор ЦАРЭС I» (участок в Жамбылской области) [в рамках международного транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай»] Транспорт и ИКТ 187.0 10.09.2009

Поддержка антициклического развития Казахстана 500.0 07.10.2009

„ ... Таблица 6

Всемирный банк

Одобренные проекты АБР в Во II половине 2009 года ВБ одобрил один проект в Ка- Казахстане (июль-декабрь 2009 года)

захстане, объемом $48 млн. Источник:

официальный сайт АБР

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Проект вывода на проектную энергетика (95%)

мощность строящейся Мойнакской государственное 48.0 15.09.2009

ГЭС управление и право (5%)

Евразийский банк развития

Евразийский банк развития и ОАО «МХК «ЕвроХим» подписали Меморандум о взаимопонимании. Непосредственным поводом для заключения документа стали планы «ЕвроХима» по реализации в Казахстане крупномасштабного проекта по разработке фосфоритовых месторождений, а также строительству на их базе горно-обогатительной фабрики и завода по производству минеральных удобрений, что потребует значительных долгосрочных инвестиций. Во II половине

2009 года ЕАБР одобрил финансирование трех проектов в Казахстане на общую сумму $453 млн.

Таблица 7

Одобренные проекты ВБ в Казахстане (июль-декабрь 2009 года)

Источник:

официальный сайт ВБ

Таблица 8

Одобренные проекты ЕАБР в Казахстане (июль-декабрь 2009 года) Источник:

официальный сайт ЕАБР

Название проекта Сектор Одобренное финансирование(млн $) Дата сообщения

Развитие инфраструктуры для экспорта зерновых -АО «Холдинг «Казэкспортастык» АПК 2.7 млрд тенге (18.0) 09.07.2009

Предэкспортное финансирование закупок и поставок зерновых ТОО -«Корпорация АПК-Инвест» АПК 50 17.11.09

Проект «Строительства третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2» Энергетика 500.0 07.10.2009

Европейский банк реконструкции и развития

Таблица 9

Одобренные проекты ЕБРР в Казахстане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ЕБРР

Общий объем обязательств ЕБРР по финансированию проектов в Казахстане превышает €2 млрд. Церемония открытия первого отрезка дороги Атырау-Актау, проект реконструкции которого осуществлялся при поддержке ЕБРР, состоялась в городе Атырау, центре казахстанской нефтегазовой индустрии. Часть строительства дороги была профинансирована ЕБРР, в виде кредита под государственную гарантию, в размере $119 млн. Дорога Атырау-Актау является частью международного транспортного коридора TRACECA. Во II половине 2009 года ЕБРР одобрил шесть проектов на общую сумму $143.6 млн.

Одобренное

Название проекта Сектор финансирование Дата сообщения

(млн $, €)

Гранты

Модернизация электротранспорта г. Алматы - «Алматыэлектротранс» Муниципальная и экологическая инфраструктура €0.9 ($1.3) 11.11.2009

Займы

Модернизация электротранспорта города Алматы -«Алматыэлектротранс» Муниципальная и экологическая инфраструктура $10.0 11.11.2009

до $40.0 -

Реконструкция «Актобе ТЭЦ» Энергетика долгосрочный обеспеченный кредит I очереди 17.11.2009

Кредитование микро, малого и среднего бизнеса - Банк «ЦентрКредит» Кредитование банков $50.0 02.12.2009

Модернизация сельскохозяйственных технологий и практик - «Казэкспортастык» Агробизнес $35.0 04.12.2009

Импорт техники и оборудования из Израиля для производства индюшатины в Казахстане Торговля €5.0 ($7.27) 10.12.2009

Исламский банк развития

Во II половине 2009 года Исламский банк развития одобрил финансирование семи проектов в Казахстане на сумму $203.5 млн.

Одобренное Дата сообщения

Название проекта Сектор финансирование (млн $)

Техническое содействие

Реабилитация и модернизация

Бартогайского водохранилища и Водный транспорт 0.2 01.09.2009

Большого Алматинского канала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Займы

Создание кредитной линии “Казагрофинанс” Сельское хозяйство и животноводство 19.3 18.08.2009

Создание кредитной линии Нурбанку Сельское хозяйство и животноводство 6.4 18.08.2009

Целина Инвест Llp Пищевая промышленность 1.1 08.09.2009

Фабрика по производству муки Сельскохозяйственные услуги 2.6 01.10.2009

Мясоперерабатывающий завод Пищевая промышленность 3.9 29.10.2009

Строительство участка дороги от

границы Южного Казахстана до Тараза в рамках транспортного коридора Наземный транспорт 170.0 16.08.2009

Западная Европа-Западный Китай

Кыргызская Республика Азиатский банк развития

Во II половине 2009 года Азиатский банк развития одобрил финансирование четырех проектов в Кыргызстане в размере $80.5 млн.

Таблица 10 Одобренные проекты ИБР в Казахстане (июль-декабрь 2009 года) Источник: официальный сайт ИБР

Таблица 11 Одобренные проекты АБР в Кыргызстане (июль-декабрь 2009 года) Источник: официальный сайт АБР

Одобренное Дата сообщения

Название проекта Сектор финансирование (млн $)

Техническое содействие

Изучение экономического роста и оценка воздействия на экономику Кыргызстана Многосекторный 0.225 10.07.2009

Проект измерения передачи и распределения электроэнергии Энергетика 0.225 30.10.2009

Гранты

I Транспортный коридор ЦАРЭС (реконструкция автодороги Бишкек-Торугарт - 2) Транспорт и ИКТ 22.0 14.07.2009

Водоснабжение и другие

Проект устойчивого развития озера Иссык-Куль коммунальные услуги и инфраструктура 13.5 30.09.2009

Займы

I Транспортный коридор ЦАРЭС (реконструкция автодороги Бишкек-Торугарт - 2) Транспорт и ИКТ 28.0 14.07.2009

Водоснабжение и другие

Проект устойчивого развития озера Иссык-Куль коммунальные услуги и инфраструктура 16.5 30.09.2009

Таблица 12 Всемирный банк

Одобренные проекты ВБ в Кыргызстане

(июль-декабрь 2009 года) Всемирный банк одобрил три проекта на общую сумму

Источник: официальный сайт ВБ финансирования $37 млн.

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Гранты

Проект реабилитации дороги национального значения (Ош-Баткен-Исфана) Транспорт; Государственное управление 11.25 -грант МАР 03.11.2009

Образование; Здравоохранение

II проект инвестиций в села Кыргызстана (дополнительное финансирование и реструктуризация) и другие социальные услуги; Государственное управление и право; Энергетика и горнорудная промышленность 3.6 -грант МАР 03.11.2009

Займы

Проект реабилитации дороги национального значения (Ош-Баткен-Исфана) Транспорт; Государственное управление 13.75 -кредит МАР 03.11.2009

Образование; Здравоохранение

II проект инвестиций в села Кыргызстана (дополнительное финансирование и реструктуризация) и другие социальные услуги; Государственное управление и право; Энергетика и горнорудная промышленность 4.4 -кредит МАР 03.11.2009

Проект по оказанию чрезвычайной энергетической помощи Кыргызстану Энергетика и горнорудная промышленность 4.0 19.11.2009

Европейский банк реконструкции и развития

Общий объем обязательств ЕБРР по финансированию проектов в Кыргызстане превышает €40 млн. Во II половине 2009 года сумма одобренного финансирования по семи проектам составила $68.8 млн.

Одобренное Дата сообщения

Название проекта Сектор финансирование (млн $, €)

Гранты

Модернизация системы водоснабжения г. Бишкек - «Бишкекводоканал» Муниципальная и экологическая инфраструктура €0.6 ($0.87) 21.07.2009

Займы

Кредитная линия для малого бизнеса - ЗАО МСБ $4.0 02.07.2009

Демир Кыргыз Интернейшнл Банк (ДКИБ)

Обновление скоростной магистрали Ош-Баткен-Исфана Транспорт $35.0 15.07.2009

Модернизация системы водоснабжения г. Бишкека - «Бишкекводоканал» Муниципальная и экологическая инфраструктура €5.0 ($7.27) 21.07.2009

Модернизация и усовершенствование

производственного оборудования Производство €10.0 ($14.5) 18.09.2009

стекольного завода «Интергласс»

Кредитная линия для дальнейшего

кредитования МСБ - микрофинансовая МСБ $1.0 29.09.2009

компания «МолБулак Финанс»

Строительство первой гостиницы эконом-

класса в районе озера Иссык-Куль Туризм $1.2 13.10.2009

- компания «№гуп LLC»

Кредитная линия для финансирования МСБ - Кыргызский инвестиционно-кредитный банк Кредитование банков $5.0 02.12.2009

Исламский банк развития

Во II половине 2009 года ИБР принял решение одобрить финансирование трех проектов в Кыргызстане на сумму $14.2 млн.

Таблица 13

Одобренные проекты ЕБРР в Кыргызстане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ЕБРР Таблица 14

Одобренные проекты ИБР в Кыргызстане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ИБР

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Гранты

Микрофинансирование предприятий в сельских районах Ирригация и сельское развитие 0.2 05.07.2009

Эксперт для национального банка КР по вопросам исламского банкинга Финансирование ММСБ 0.003 14.12.2009

Заем

Микрофинансирование предприятий в сельских районах Ирригация и сельское развитие 3.34 05.07.2009

Восстановление дороги «Бишкек - Торугарт» Наземный транспорт: дороги, шоссе и ж/д 10.62 13.12.2009

Таблица 15

Одобренные проекты ЕАБР в России (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ЕАБР

Российская Федерация Всемирный банк

По данным Доклада «Российский рынок труда: текущие тенденции», ситуация на рынке труда в России остается трудной, однако обнаруживает признаки стабилизации. К апрелю 2009 года уровень безработицы (по определению МОТ) вырос до 10.2%, что на 4.2 процентных пункта выше, чем в прошлом году. Наиболее тяжелым периодом был I квартал 2009-го. Первые признаки ослабления напряжения на рынке труда появились в апреле, когда количество новых зарегистрировавшихся безработных уменьшилось на фоне уверенного увеличения количества вакансий. Рынок труда приспосабливается к ослабевшей деловой активности при помощи трех механизмов: сокращенная занятость, меньшая реальная заработная плата и сокращенные рабочие часы.

Евразийский банк развития

Во II половине 2009 года ЕАБР принял решение о финансирования трех проектов на сумму $193 млн.

Одобренное Дата

Название проекта Сектор финансирование, (млн $) сообщения/ одобрения

Восстановление и реконструкция ТЭЦ-4 в г. Аргуне Чеченской Республики - ГУП «Аргунэнерго» Энергетика 2.980 млрд рублей ($100.0) 10.11.2009

Строительство 10 автомобильных

газонакопительных компрессорных станций Прочие 38.0 30.11.2009

- ООО «Союз-Регион», ООО «Газтехлизинг»

Техническое перевооружение угольных Х/гппиняа

разрезов (Тугнуйский, Черногорский, Заречный) - ОАО "СУЭК" у \ 1 опал промышленность 55.0 30.11.2009

Европейский банк реконструкции и развития

ЕБРР принял новую стратегию своей деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которой в предстоящие три года первоочередное внимание будет уделяться диверсификации экономики, поддержке реального сектора, повышению энергоэффективности, укреплению российских рынков капитала и финансированию обновления инфраструктуры. ЕБРР заявляет о готовности поддерживать усилия правительства РФ по приватизации пакетов акций государственных компаний и возвращению в частную собственность компаний и банков, где государство расширило свое присутствие в условиях экономического кризиса. Для этого Банк будет рассматривать возможность предприватизационных инвестиций в реструктурируемые государственные компании с тем, чтобы повысить их

привлекательность для инвесторов, а также прямого участия в процессе их приватизации, наряду со стратегическими инвесторами и поддержки первоначальной эмиссии акций таких компаний. В рамках укрепления финансового сектора, в новой Стратегии делается упор на развитии инфраструктуры рынков капитала, способных обеспечивать поступление рублевых активов.

Кроме того, Россия обладает самой энегрозатратной экономикой среди всех стран операций ЕБРР, соответственно, она имеет и самый большой потенциал для повышения энергоэффективности. ЕБРР запустил новую программу объемом $300 млн для стимулирования энергосбережения в России. Эта программа предоставляет банкам-участникам средства для последующего кредитования средних и крупных корпоративных клиентов и нацелена на проекты, повышающие эффективность использования энергии в России. Конечные заемщики смогут брать кредиты на сумму до $6.5 млн или эквивалентную сумму в рублях. Данная инициатива ЕБРР сопровождается программой технического содействия, первый этап которой финансируется за счет средств Специального фонда акционеров ЕБРР.

Прошла первая операция с углеродными выбросами по схеме Многостороннего фонда углеродных зачетов, учрежденного ЕБРР и ЕИБ в рамках Киотского протокола. В результате сделки, попутный газ, являющийся побочным продуктом нефтедобычи, будет утилизирован. ЕБРР является акционером компании ИНК-Капитал, собственника компании «Иркутск-Нефть». После выполнения необходимых формальностей, углеродные выбросы будут куплены у дочерней компании «Иркутск-Нефти» - УстьКут-Нефтегаз.

ЕБРР и Сберегательный банк РФ подписали Меморандум о взаимопонимании, излагающий планы обеих организации по их совместной работе для определения широкого круга потенциальных проектов софинансиро-вания. Подписание также положило основу для сотрудничества ЕБРР и Сбербанка по дальнейшему развитию рынка углеродного финансирования в России, особенно посредством использования «схем зеленых инвестиций». ЕБРР и «Роснано», российская государственная компания для разработки нанотехнологий, подписали меморандум о сотрудничестве для совместного финансирования инновационных проектов в различных секторах российской промышленности. ЕБРР рассмотрит возможность инвестирования от €500 млн до €1 млрд в среднесрочный период в сектор высоких технологий России. Во II половине 2009 года ЕБРР принял решение об одобрении финансирования 23 проектов в РФ на сумму почти $2.5 млрд.

Одобренное Дата сообщения

Название проекта Сектор финансирование (млн $, €, рублей)

Муниципальная 200 млн рублей

Модернизация системы канализации в г. Сургут и экологическая инфраструктура (эквивалентно € 4.5, $6.6) G9.G7.2GG9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Капитальный ремонт системы районного

отопления в небольших населенных пунктах Муниципальная 1.3 млрд рублей

Ханты-Мансийского автономного округа - ОАО и экологическая (эквивалентно 13.G7.2GG9

«Югорская территориальная энергетическая инфраструктура €29.0 $42.9)

компания» (ЮТЕК)

Финансирование проектов частных клиентов

«Промсвязьбанка» в области повышения Энергоэффективность до $60.0 14.G7.2GG9

энергоэффективности

«Российские железные дороги» Транспорт $500.0 1 5.G7.2GG9

Поддержка ОАО «Ситроникс» - дочерней компании АФК «Система» Промышленное производство €120.0 ($174.5) 24.G7.2GG9

Муниципальная 360 млн рублей

Волжский Водоканал и экологическая инфраструктура ($11.9) - Старший кредит 29.G7.2GG9

Новолипецкий металлургический завод (НЛМК) Обрабатывающая промышленность €175.0 ($254.4) 29.G7.2GG9

Дополнительные проекты водообеспечения г. Сургут Муниципальная и экологическая до 1.6 млрд рублей (эквивалентно G3.G8.2GG9

инфраструктура €36.0 $52.8)

Строительство нового энергетического блока ТЭЦ-3 в Красноярске Энергетика и $75.0 1 G.G8.2GG9

Развитие западной части месторождения «Бортовое» - Vostok Energy Limited Природные ресурсы $100.0 21.G9.2GG9

Увеличение доли участия в российском «Транскапиталбанке» Вложения в акционерный капитал банков 1.2 млрд рублей (эквивалентно $43.0) 27.1G.2GG9

Модернизация ТГК-8 - дочерней компании ОАО «ЛУКойл» Энергетика до $300.0 G9.11.2GG9

Увеличение кредитования реального сектора экономики - Банк «Возрождение» $81.0 1G.11.2GG9

Привлечение долгосрочного и среднесрочного финансирования - компания «Борец» Промышленное производство $150.0 11.11.2GG9

Приобретение десяти новых сухогрузов водоизмещением 5200 тонн каждый - «Волга- Транспорт $8.0 - синдицированные 17.11.2GG9

Балт Транспорт Холдинг Лтд.» в виде траншей А/В

Приобретение миноритарного пакета акций Вложения в 4.6 млрд рублей 23.11.2GG9

«Промсвязьбанка» акционерный капитал ($151.8)

«Содружество» - улучшение инфраструктуры до $40.0

транспортировки сельскохозяйственной продукции и инвестиции в повышение АПК - Корпоративный обеспеченный 25.11.2GG9

энергоэффективности кредит

Завершение строительства

энергоэффективного торгово-развлекательного Синдицирование €6G.G ($87.2) G9.12.2GG9

центра в г. Новосибирск

Гарантия в рамках программы поддержки

торговли на импорт сельскохозяйственной Торговля €1.76 ($2.6) 1 G.12.2GG9

техники из США в РФ

Завод по производству полимерной пленки Rani Plast Промышленное производство до €8.G ($11.6) - кредит первой очереди 1 G.12.2GG9

Россия: FESCO II (кредитование в рамках общей реструктуризации корпоративного баланса компании) Транспорт $1GG.G - Старший кредит в сумме 1 5.12.2GG9

«Lafarge Vostok SAS» Инвестиции в капитал €12G.G (174.5) 21.12.2GG9

Фонд «Алмаз Капитал Россия» - I установление

связи между Россией и Силиконовой долиной $3G.G 22.12.2GG9

(США)

Республика Таджикистан Азиатский банк развития

По состоянию на конец 2009 года, Таджикистан получил финансовую помощь от АБР на общую сумму $381 млн. Средства АБР станут дополнением к финансовому содействию МВФ, ВБ и ЕС и будут реализованы в рамках программ по смягчению кризисных последствий. В Таджикистане во II половине 2009 года АБР одобрил финансирование трех проектов на сумму $60.5 млн.

Таблица 16

Одобренные проекты ЕБРР в России (июль-декабрь 2009 года)

Источник:

официальный сайт ЕБРР

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Техническое содействие

Восстановление регионального электроснабжения Энергетика G.5 G4.11.2GG9

Гранты

Поддержка антикризисной программы правительства Таджикистана (программный грант) Государственное управление 4G.G G6.G7.2GG9

Восстановление дороги Душанбе - граница с Кыргызстаном, фаза II (дополнительное финансирование) Транспорт и ИКТ 2G.G 24.G7.2GG9

Всемирный банк

Всемирный банк одобрил выделение дополнительных средств для проекта по обеспечению продовольственной безопасности Таджикистана в размере $6 млн.

Таблица 17

Одобренные проекты АБР в Таджикистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник:

официальный сайт АБР

Одобренное Дата сообщения

Название проекта Сектор финансирование (млн $)

Гранты

Сельское, рыбное и

Дополнительное финансирование проекта лесное хозяйство (79%) Промышленность и торговля,

продовольственной безопасности и импорта семян 6.25 06.08.2009

Государственное управление и право

Таблица 18

Одобренные проекты ВБ в Таджикистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ВБ

Евразийский банк развития

Во II половине 2009 года ЕАБР приступил к финансированию проекта в Таджикистане на сумму $22.6 млн.

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Строительство современной прядильной фабрики в Таджикистане - компания ЗАО «Олим Текстайл» АПК 22.6 22.07.2009

Таблица 19

Одобренные проекты ЕАБР в Таджикистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ЕАБР

Европейский банк реконструкции и развития

Во II половине 2009 года ЕБРР одобрил выделение средств для двух проектов в Таджикистане на сумму свыше $13 млн.

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Гранты

Наращивание потенциала и укрепление корпоративного управления 1.5

Заем

Приобретение доли в 25% +1 акция в Агроинвестбанке Вложения в акционерный капитал до 50 млн таджикских сомони ($12.0) 12.08.2009

Таблица 20

Одобренные проекты ЕБРР в Таджикистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ЕБРР

Исламский банк развития

На конец 2009 года общее финансирование в Таджикистане со стороны ИБР достигло почти $190 млн, включая вклад в финансирование 34 проектов развития. Ожидается, что Таджикистан присоединится к Исламскому фонду солидарности в целях развития

(ИФСР) и станет одной из 36 стран-членов, которые уже объявили о своих обязательствах вложить средства в фонд, созданный в 2007 году, для борьбы с бедностью. Во II половине 2009 года ИБР одобрил финансирование в Таджикистане трех проектов на сумму свыше $37 млн.

Таблица 21

Одобренные проекты ИБР в Таджикистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ИБР

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Техническое содействие

Микрофинансирование в сельских районах Ирригация и сельское развитие 0.22 05.07.2009

Финансирование микро-предприятий через местных партнеров Финансы 0.3 05.07.2009

Займы

Строительство дороги Хуляб-Халайкум Наземный транспорт: дороги, шоссе, ж/д 20.0 05.07.2009

Финансирование микро-предприятий через местных партнеров Финансы 10.0 05.07.2009

Микрофинансирование в сельских районах Ирригация и сельское развитие 6.67 05.07.2009

Республика Туркменистан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Европейский банк реконструкции и развития

С начала своей деятельности в Туркменистане ЕБРР инвестировал €106 млн в корпоративный, энергетический, инфраструктурный и финансовый секторы страны, привлекая дополнительные инвестиции почти на €390 млн. Во II половине 2009 года ЕБРР одобрил выделение $11.4 млн для реализации четырех проектов в Туркменистане

Таблица 22

Одобренные проекты ЕБРР в Туркменистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник:

официальный сайт ЕБРР

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Развитие розничной продовольственной сети Туркменистана - компания «Ак Энар» Агробизнес 1.9 27.11.2009

Программа финансирования МСБ в Туркменистане - кредитные линии акционерному коммерческому банку «Сенагат» и государственному коммерческому банку «Туркменбаши» Кредитование банков 2.0 - Сенагат 3.0 - Туркменбаши 29.07.2009

Компании «РауЬ^» - крупнейший производителей мороженого в Туркменистане Агробизнес 1.8 09.12.2009

Частная пивоварня - компания «Алтын Айлаг» Агробизнес 2.7 18.12.2009

Исламский банк развития

Таблица 23

Одобренные проекты ИБР в Туркменистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт ИБР

Исламский банк развития заинтересован в реализации транспортных проектов на территории Туркменистана, в связи с чем было одобрено предоставление $371 млн для строительства отрезка железной дороги между Казахстаном и Ираном, проходящего по территории Туркменистана.

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Строительство железной дороги протяженностью 257 км (часть 936-км сети железных дорог Казахстан-Туркменистан-Иран) Наземный транспорт 371.0 27.12.200

Республика Узбекистан

Таблица 24

Одобренные проекты АБР в Узбекистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник: официальный сайт АБР

Азиатский банк развития

В Узбекистане во II половине 2009 года АБР одобрил финансирование трех проектов, включая фонд мультитраншевого финансирования Инвестиционной программы по улучшению услуг водоснабжения и канализации, в рамках которой стране был предоставлен первый транш. Таким образом, общая сумма одобренных во II половине 2009 года средств, составила $302.4 млн.

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Техническое содействие

Энергетика 1.5 21.09.2009

Инвестиционная программа - II Коридор ЦАРЭС Транспорт и ИКТ 0.9 11.11.2009

Займы

Фонд мультитраншевого финансирования Инвестиционной программы улучшения услуг водоснабжения и канализации Вода и другие коммунальные услуги 300.0 29.09.2009

I транш мультитраншевой финансовой линии на водоснабжение и канализацию Вода и другие коммунальные услуги 60.0 08.10.2009

Всемирный банк

Всемирный банк во II половине 2009 года одобрил предоставление Узбекистану $120.5 млн на реализацию двух проектов.

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Проект канализационного обслуживания Бухары и Самарканда - I фаза Водоснабжение,

канализация и защита от паводков Государственное управление и право 55.G - кредит МАР G4.G8.2GG9

Проект по управлению Сельское, рыбное и лесное хозяйство Государственное управление и право

водными ресурсами в Ферганской долине 65.5 - кредит МАР 24.G9.2GG9

Европейский банк реконструкции и развития Таблица 25

Одобренные проекты ВБ в Узбекистане ЕБРР одобрил финансирование в Узбекистане трех (июль-декабрь 2009 года)

проектов на сумму $11 млн. Источник:

официальный сайт ВБ

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата сообщения

Компания «Marwin Brands» - производитель соков и сокосодержащих напитков в Узбекистане Промышленное производство €1.4 ($2.G) 27.11.2GG9

Компания «Imkon Plus Private Production» - производитель мороженого в Узбекистане Агробизнес 4.G G7.12.2GG9

Кредитование МСБ - кредитная линия банку «Хамкор» МСБ 5 22.12.2GG9

Исламский банк развития

Во II половине 2009 года ИБР принял решение одобрить выделение $22.7 млн для реализации в Узбекистане двух проектов.

Таблица 26

Одобренные проекты ЕБРР в Узбекистане (июль-декабрь 2009 года)

Источник:

официальный сайт ЕБРР

Название проекта Сектор Одобренное финансирование (млн $) Дата одобрения

Техническое содействие

«Sohil Ummon Baraka Lie» Многосекторный 0.25 08.09.2009

Заем

1 Улучшение канализации в г. Ташкенте Канализация 22.4 13.12.2009

Сводная информация о деятельности МФИ Таблица 27

в0 II половине 2009 года Одобренные проекты ИБР в Узбекистане

(июль-декабрь 2009 года)

В предложенной ниже таблице представлена инфор- Истттк-

мация о международных финансовых институтах, при- официальный сайт ИБР

Таблица 28

Одобренное финансирование МФИ в регионе Евразии (июль-декабрь 2009

года)1

Источник: Пресс-релизы и информация на официальный сайтах МФИ

сутствующих в евразийском регионе, и об объемах их финансовой помощи странам во II половине 2009 года. Обзор включает все страны Центральной Азии и государства-участники ЕАБР.

АБР* ВБ ЕАБР ЕБРР ИБР**

Страна млн $

Армения 581.1 127.075 0 128.76 -

Беларусь - 200.0 0 15.0 -

Казахстан 687.6 48.0 453.0 143.57 203.5

Кыргызстан 80.5 37.0 - 68.84 14.163

Россия - 0 193.0 2457.3 -

Таджикистан 60.5 6.25 22.6 13.5 37.19

Туркменистан 0 0 - 11.4 371.0

Узбекистан 302.4 120.5 - 11.0 22.65

Примечание:

* - Беларусь и Россия не являются членами АБР

** - Армения, Беларусь и Россия не являются членами ИБР

1 За период с январь по июль 2009 года одобренное финансирование МФИ в рассматриваемых странах составило: АБР - $1712 млн, ВБ - $538.8 млн, ЕАБР - $668.6 млн, ЕБРР - $2849.4 млн, ИБР - $648.5 млн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.