Научная статья на тему 'Социально-экономический потенциал сельскохозяйственной потребительской кооперации'

Социально-экономический потенциал сельскохозяйственной потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / COOPERATION / CONSUMER COOPERATIVES / AGRO-INDUSTRIAL SECTOR / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путинцев Виктор Вячеславович, Гудкова Оксана Евгеньевна

Целью настоящей статьи является раскрытие значения и роли потребительской сельскохозяйственной кооперации в развитии агропромышленного сектора и национальной экономики в целом. Объектом исследования выступает потребительская сельскохозяйственная кооперация. Очевидно, что для продуктивного развития сельскохозяйственного потенциала мелких крестьянско-фермерских хозяйств явно недостаточно в силу маломощности хозяйственных единиц, ограниченности ресурсной базы, невысокой конкурентоспособности в сравнении с крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями. Подобные обстоятельства объективно вынуждают крестьянские хозяйства к кооперации с целью укрупнения масштабов своей деятельности, согласования собственных интересов, повышения конкурентоспособности производимых товаров и оказываемых услуг и повышения своего социально-экономического потенциала в целом. В ходе данного исследования были получены следующие основные результаты: проанализированы предпосылки формирования сельскохозяйственной потребительской кооперации; рассмотрены основные элементы системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, а также ее основные функции; обоснована роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в обеспечении устойчивого развития сельских территорий, разрешении острых социальных проблем на селе, преодолении нищеты и бедности сельского населения и т. д.; рассмотрены роль и место сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитых западных странах, и сделаны выводы о ее весомом вкладе в развитие агропромышленного сектора и агробизнеса. Авторами отмечается, что на сегодняшний момент социально-экономический потенциал потребительской кооперации в Российской Федерации является во многом невостребованным и недооцененным. Реализация данного направления национальной экономики может стать важным драйвером развития отечественного агропромышленного сектора и преодоления множества социально-экономических проблем сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путинцев Виктор Вячеславович, Гудкова Оксана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION

The purpose of the present article is disclosure of value and a role of consumer agricultural cooperation in development of agro-industrial sector and national economy in general. The object of research is a consumer agricultural cooperation. It is obvious that for productive development of agricultural potential of small country farms it is not obviously enough owing to the low-power of economic units, limitation of resource base, low competitiveness in comparison with large agricultural producers. Similar circumstances objectively compel country farms to cooperation for the purpose of integration of scales of the activity, coordination of own interests, increase of competitiveness of the made goods and the rendered services and increase of the social and economic potential in general. During this research authors received the following main results: analyzed prerequisites of formation of agricultural consumer cooperation; considered basic elements of system of agricultural consumer cooperation, and also its main functions; proved the role of agricultural consumer cooperation in providing a sustainable development of rural territories, permission of acute social issues in the village, overcoming of poverty of country people, etc.; considered the role and place of agricultural consumer cooperation in the developed western countries and drew conclusions on its powerful contribution to development of agro-industrial sector and agrobusiness. Author marked out that for today the social and economic potential of consumer cooperation in the Russian Federation is in many respects unclaimed and underestimated. Realization of this direction of national economy can become the important driver of development of domestic agro-industrial sector and overcoming of a set of social and economic problems of rural areas.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический потенциал сельскохозяйственной потребительской кооперации»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-116-123

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ПУТИНЦЕВ ВИКТОР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Тамбовская городская Дума, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econom_404@mail.ru

ГУДКОВА ОКСАНА ЕВГЕНЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: yaroslav28@inbox.ru

Целью настоящей статьи является раскрытие значения и роли потребительской сельскохозяйственной кооперации в развитии агропромышленного сектора и национальной экономики в целом. Объектом исследования выступает потребительская сельскохозяйственная кооперация. Очевидно, что для продуктивного развития сельскохозяйственного потенциала мелких крестьянско-фермерских хозяйств явно недостаточно в силу маломощности хозяйственных единиц, ограниченности ресурсной базы, невысокой конкурентоспособности в сравнении с крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями. Подобные обстоятельства объективно вынуждают крестьянские хозяйства к кооперации с целью укрупнения масштабов своей деятельности, согласования собственных интересов, повышения конкурентоспособности производимых товаров и оказываемых услуг и повышения своего социально-экономического потенциала в целом. В ходе данного исследования были получены следующие основные результаты: проанализированы предпосылки формирования сельскохозяйственной потребительской кооперации; рассмотрены основные элементы системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, а также ее основные функции; обоснована роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в обеспечении устойчивого развития сельских территорий, разрешении острых социальных проблем на селе, преодолении нищеты и бедности сельского населения и т. д.; рассмотрены роль и место сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитых западных странах, и сделаны выводы о ее весомом вкладе в развитие агропромышленного сектора и агробизнеса. Авторами отмечается, что на сегодняшний момент социально-экономический потенциал потребительской кооперации в Российской Федерации является во многом невостребованным и недооцененным. Реализация данного направления национальной экономики может стать важным драйвером развития отечественного агропромышленного сектора и преодоления множества социально-экономических проблем сельской местности.

Ключевые слова: кооперация, потребительские кооперативы, агропромышленный сектор, сельское хозяйство

Функционирование Российской Федерации в рамках единого экономического пространства порождает необходимость расширения мер по защите прав и интересов, а также координации деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как отечественный, так и зарубежный опыт демонстрирует, что одним из наиболее эффективных направлений адаптации агропромышленного комплекса к современным экономическим реалиям является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Очевидно, что необходимость развития потребительской кооперации на селе на современном этапе определяется сложной социально-экономической ситуацией в сельских территориях России, которая характеризуется снижением объ-

емов производства сельскохозяйственной продукции, уменьшением численности сельского населения, высоким уровнем безработицы и ухудшением социальной обстановки [1].

Масштабы деятельности семейного крестьянского хозяйства существенным образом расширяются. Если на протяжении сотни лет крестьянская семья была способна лишь обрабатывать десяток десятин земли, то сейчас она может обрабатывать до трехсот гектаров. Данные изменения выступали прямыми следствиями развития научно-технического прогресса, появления новых и совершенствования старых видов техники. Тем не менее, очевидно, что на любом этапе развития производственных отношений крестьянское хозяйство будет всегда оставаться малым производ-

ством. Сравняться с крупными фирмами по экономическому потенциалу оно не способно ввиду ограниченности размеров семьи. Поэтому при выстраивании прямых отношений оно оказывается в неравных условиях.

В данном случае на помощь приходит кооперация, являющаяся объединением крестьянских хозяйств, которые сохраняют свою самостоятельность. Разрозненные крестьянские хозяйства, объединившись в кооператив, могут достигать рыночной мощи, которая является сопоставимой со своими контрагентами, что приводит к усилению позиций крестьянских хозяйств на рынке как следствия кооперации.

Кооперацию справедливо называют социальным открытием новейшей цивилизации. Объединяя в основном людей скромного достатка, простых тружеников, рабочих, крестьян и ремесленников, относительно небогатых потребителей товаров и услуг, кооперативы верно служат им: согласовывают и защищают их интересы, удовлетворяют их материальные и духовные потребности. Кооперация способствует развитию рыночных отношений и одновременно содействует установлению стабильности в обществе.

Кооперация к концу XX в. превратилась в весьма распространенное общественное явление, и, адаптируясь к рыночной экономике, организации потребительской кооперации продолжают выполнять свою социальную миссию, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах [2].

Сама по себе идея сельскохозяйственной кооперации заключается в том, что решение важных социально-экономических проблем сельского хозяйства гораздо будет эффективнее в том случае, если собственники объединят личные усилия. Это как раз и достигается путем формирования кооперативов - производящих или обслуживающих хозяйствующих субъектов, предоставляющих населению товары или услуги, члены которых также выступают как собственники кооперативов. В свою очередь, кооператив за свою деятельность несет ответственность лишь перед его членами.

Сегодня процесс формирования и развития кооперативного движения проходит в направлении расширения ее институциональных элементов и формирования социально-ориентированного характера их деятельности. Кооперация действует исходя из рыночных экономических законов, предопределяющих как особенности расширенного воспроизводства в рамках кооперативной сферы, так и особые аспекты, так как, являясь многоот-

раслевой хозяйственной системой, она участвует как в самой реализации конечного продукта, так и при его создании. Посредством этого потребительская кооперация оказывает положительное влияние на сокращение времени обращения товаров и услуг, а также и самого воспроизводственного цикла.

В соответствии с федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», под сельскохозяйственной кооперацией понимается система сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов. В свою очередь, сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива [3].

Итак, сельскохозяйственная кооперация представляет собой специфическую систему сельхозкооперативов, а также их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и прочих потребностей.

Процесс образования и развития системы взаимоотношений между сельскохозяйственной потребительской кооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется специфическими кооперативными связями, которые определяют совокупность социально-экономических и организационно-экономических отношений в ходе взаимодействия хозяйств, которые непосредственно кооперируются. Организационными формами данных связей выступают предприятия системы потребительской кооперации.

Структурообразующим базисом системы сельскохозяйственной потребительской кооперации выступают сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые включают в себя субъекты малого и среднего сельского предпринимательства, а также личные подсобные хозяйства [4].

Функции, которые характеризуют сельскохозяйственные потребительские кооперативы, включают в себя определенные обязанности, сферу деятельности, роль и назначение. Они выступают основными в части установления взаимосвязей между объектами, которые объединяют их в целостную систему. Отнесение тех или иных сельскохозяйственных кооперативов к определенной подсистеме осуществляется по признаку максималь-

ного удельного веса в общем объеме выполненных работ, оказанных услуг или произведенных товаров. По мнению Н. А. Кузнецовой, каждая из со-

ставляющих имеет конкретные функции и играет свою роль в системе потребительской сельскохозяйственной кооперации (рис. 1).

Система сельскохозяйственной потребительской кооперации

Основные принципы функционирования: Регуляторы и свойства системы

эмерджентность, адаптация, декомпозиция

а 1-

Функции системы: Признаки системы: Свойства и регуляторы системы:

удовлетворение некоммерческий институциональный базис в виде

потребностей членов характер хозяйственной законов, которые определяют принципы

кооператива; деятельности; функционирования потребительских

содействие развитию строго обязатель- кооперативов;

малого и среднего ное участие всех членов принципы функционирования

предпринимательства; кооператива в его деятель- сельскохозяйственной потребительской

создание новых рабочих ности; кооперации;

мест и преодоление бедности на наличие сельхоз- экономические законы,

селе; производителей как основ- регулирующие деятельность

привлечение молодежи ных членов кооператива; сельскохозяйственной потребительской

и женщин к кооперативной как экономиче- кооперации (формирование прибыли,

деятельности; ская, так и юридическая доходов, ресурсного потенциала и т. п.);

формирование местного самостоятельность членов социально-экономическая

социума на селе; сельскохозяйственного эффективность системы сельскохо-

активное участие в производственного коопе- зяйственных потребительских кооперативов,

формирование местного ратива ориентированная на повышение их

самоуправления; результативности и направленности на

развитие социальной повышение уровня жизни населения;

сферы и социальной реализация координации между

инфраструктуры; сферами агропромышленного комплекса

повышение культурного

уровня

Рис. 1. Система сельскохозяйственной потребительской кооперации [5]

Итак, как видно из рисунка 1, социально-экономический потенциал сельскохозяйственных потребительских кооперативов заключается в их основных функциях, а также роли, которую они выполняют. В целом же целевой экономической функцией сельскохозяйственной потребительской кооперации является доведение материальных благ до конечного потребителя. Данный процесс в своей непрерывности и определяет функциональное содержание данного экономического явления.

Кроме того, часто выделяют и иные функции потребительской кооперации:

1) формирование и дальнейшее развитие предприятий торговли для предоставления членам потребительских обществ товаров и услуг в соответствии с их потребностями;

2) осуществление закупки у населения и хозяйствующих субъектов сырья и сельскохозяйственной продукции, продукции и изделий личных

промыслов и личных подсобных хозяйств, дикорастущих ягод, плодов, и грибов, лекарственного и технического сырья для их перспективной реализации;

3) производство продовольственных товаров и непродовольственных продуктов с целью их перспективной реализации через систему розничной торговли;

4) оказание членам потребительских обществ производственных и непроизводственных услуг;

5) совершенствование переработки, хранения, доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя;

6) поддержание сохранившихся крупных сельскохозяйственных предприятий, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями [6].

Кроме того, следует сказать, что многие исследователи наделяют потребительскую коопера-

цию и иными специфическими функциями и ролями, которые углубляют ее социально-экономический потенциал. Существенной является роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в борьбе с бедностью и духовно-нравственном возрождении сельского социума. Бедность всегда выступала главной причиной падения нравственности и духовности в обществе. В связи с этим люди кооперировались в целях того, чтобы совместно преодолеть нищету, поднимать свой жизненный уровень. Таким образом, изначально деятельность сельскохозяйственной кооперации была ориентирована на улучшение уровня жизни населения на селе. История потребительской кооперации продемонстрировала, что социум всегда одобрял принципы и идеи потребительской кооперации, несмотря на то, что на протяжении своего почти двухвекового развития потребительские кооперативы всех форм наталкивались на различного рода противоречия и трудности.

Потребительская кооперация располагает всеми исходными средствами, чтобы преодолеть расслоение общества, безработицу. Кооперативы ставят задачу помочь людям получить работу, добиться повышения жизненного уровня, осуществить свое право на достойную жизнь. Кооперация является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью [7].

Итак, можно сказать, что фактически потребительская кооперация на селе выступает ключевым фактором обеспечения устойчивого развития сельских территорий, является связующим элементом между инструментами государственного воздействия на социальное развитие сельской местности и непосредственно сельским населением с присущими ему традициями, стремлениями и умениями. Кроме того, нельзя не отметить также и геополи-

тическое значение сельской кооперации, которая играет важную роль в сохранении населения на сельских территориях и недопущения запустения отдельных регионов и территорий нашей страны.

Решение задач по раскрытию социально -экономического потенциала сельских территорий следует в определенной степени связывать с эффективностью функционирования малых хозяйственных форм, объединяющихся в кооперативы. Фактически потребительские кооперативы на селе обладают необходимыми резервами, которые способны задействоваться на местном и региональном уровнях с учетом территориальной специфики той или иной местности.

Хозяйственная практика убедительно подтверждает, что кооперирование малых форм хозяйствования в сельской местности возлагает на себя не только экономические и производственные функции, но и вносит значительный вклад в поддержку экологического равновесия в сельской местности, повышение качества жизни сельского населения и его материального благосостояния, нивелирование социальной напряженности [8].

Следует отметить, что особенности развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в разных странах, их роль и функции, а также уровень социально-экономического потенциала являются достаточно неоднородными в различных странах. Говоря иными словами, в разных государствах одни и те же формы потребительской кооперации, функционирующей в сельской местности, характеризуются и различной значимостью для агробизнеса, однако, несмотря на это они являются полноправными субъектами хозяйственной деятельности и оказывают существенное влияние на развитие аграрного сектора экономики (табл. 1).

Таблица 1

Удельный вес кооперативов в агробизнесе в экономически развитых странах, % [9]

Страны Направление деятельности

Маркетинг, материально-техническое снабжение (в среднем) сбыт

молоко мясо Овощи и фрукты зерно

США 86 - 20 40 11-45

Канада 59 20-54 7-25 54 15-40

Швеция 99 79-81 60 75 75

Нидерланды 82 35 70-96 - 40-50

Германия 55-60 30 60 - 50-60

На протяжении уже множества лет в передовых государствах кооперативный сектор является важнейшим институтом развития малого и средне-

го предпринимательства и фактически выступает одним из факторов эффективного функционирования рынка. Как специфический общественно-

хозяйственный институт, кооперация выступает инструментом формирования, соединения и реализации коллективного интереса, тесно переплетает в себе частные интересы в систему, при этом сохраняя сформировавшиеся социально-экономические структуры.

Во многих странах прочно сформировался и функционирует кооперативный сектор народного хозяйства, являющийся специфической сферой производственной деятельности, осуществляемой кооперативными предприятиями. Кооперативный сектор является социально-экономической системой макроэкономического масштаба, которая основывается на кооперативной собственности, совмещении социальной ответственности и экономической эффективности. Институциональный анализ стадий развития кооперативного движения демонстрирует, что имеет место тенденция к росту числа кооперативных форм хозяйствования, все чаще появляются новые типы и формы кооперативов, при этом параллельно расширяются и усложняются их функции [10].

Опыт таких государств, как Болгария, Венгрия, Голландия, Польша, США и Япония свидетельствует, что техническая оснащенность мелких хозяйств дает им возможность получать достаточно высокий уровень эффективности производственной деятельности. Широкая механизация сельскохозяйственного производства позволяет товаропроизводителям в перечисленных странах значительно увеличивать величину своих хозяйств, повышать уровень производительности труда. Удельный вес таких хозяйств в среднем не превышает двух процентов от населения, однако по факту они способны производить столько продовольственной продукции, необходимой как для внутреннего потребления, так и для осуществления активного экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

В настоящее время в большинстве развитых капиталистических стран сельскохозяйственные кооперативы - это наиболее массовая экономическая организация фермеров. Кооперативное движение в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Нидерландах и Японии характеризуется практически стопроцентным охватом сельскохозяйственного населения. Во Франции и ФРГ кооперативы объединяют не менее восьмидесяти процентов всех сельских предприятий [11].

Ряд исследователей посвящали свои труды проблемам становления и развития кооперативного движения в мире. Так, профессор А. П. Макаренко отмечал, что в настоящее время кооперация фактически стала необходимым элементом агропро-

мышленного производства в странах Европы [12]. В частности, в Бельгии распространены кооперативы, ориентированные на снабжение средствами производства, сервисное обслуживание, сбыт продукции. Достаточно активно функционируют и кредитные кооперативы. Интересным является опыт формирования кооперативов, которые характеризуются отличительными чертами потребительского и производственного кооперативов. В целях производства семян картофеля бельгийскими сельхозпроизводителями был сформирован кооператив «Deblooux plants», имеющий в совместной собственности земли для их выращивания. Собственники, функционирующие в его рамках, имеют собственные фермерские хозяйства с пахотными угодьями для производства продовольственного картофеля. Данный кооператив занят сбытом продукции товаропроизводителей и снабжением средствами производства [13].

В Германии куда большее развитие получили кредитные кооперативы, курируемые Группой РайффайзенБанк, обслуживающие снабженческо-сбытовые, страховые и иные формы кооперативов (распространены и многофункциональные сельскохозяйственные кооперативы) [14].

В Дании около сорока пяти тысяч фермеров на федеральном уровне находятся в объединении в рамках Сельскохозяйственных Советов. В него входит Федерация датских кооперативов, при этом последние функционируют во всех сферах деятельности сельского хозяйства и объединяют фермеров на всех уровнях.

В США сельскохозяйственные потребительские кооперативы так же являются достаточно важным фактором развития сельского хозяйства. Так, в штате Айова функционирует сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой кооператив, который объединяет более 100 фермеров, имеет свой комбикормовый цех, элеватор, содействует товаропроизводителям в области сбыта зерна и обеспечивает высококачественными кормами животноводческие хозяйства. В США также распространены земельные и кооперативные банки, сосредоточенные в двенадцати районах страны и объединенные в целостную кооперативную кредитную систему, которая характеризуется довольно развитой инфраструктурой (аудиторской, консультационной, контролирующей и т. д.) [9].

Мировая практика показывает, что деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов содействует снижению трансакци-онных издержек и дает возможность реализовы-вать контрольные функции над производством

продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в различных рыночных сегментах.

В Российской Федерации потенциал кооперации, однако, на сегодняшний день остается достаточно недооцененным, а деятельность кооперативов все также не востребована на государственном уровне. Несмотря на тот факт, что отсутствует объемная статистическая информация, характеризующая потребительскую кооперацию Российской Федерации как систему, с присущими ей функциональными возможностями и потенциалом, определенные выводы относительно ее места в отечественном агропромышленном комплексе сделать можно.

В России потребительская кооперация охватывает примерно 57 % сельского населения страны. Выступая фактически первой формой кооперации в нашей стране, она объединяет более 76 региональных союзов и 3 тыс. потребительских обществ. Кооперативный сектор национальной экономики имеет значительную материально-техническую базу (около 100 тыс. предприятий), осуществляет многоотраслевую деятельность (торговую, заготовительную, производственную, по оказанию услуг), располагает сетью высших и средних профессиональных учебных заведений, в которых в настоящее время обучается более 100 тыс. чел. [15]. Однако официальная статистика гласит, что в среднем ежегодно до 40 % от общего числа вновь зарегистрированных потребительских кооперативов в России так и не приступили к своей активной деятельности. В общем объеме оборота розничной торговли России на долю потребительской кооперации приходится не более 5 % (хотя и стоит отметить, что доля розничной торговли отдельных потребсоюзов в обороте розничной торговли своих территорий (районов, областей, краев, республик) значительно выше) [16]. Это свидетельствует об упущении возможностей активизации процессов сельскохозяйственной кооперации на селе. По оценкам некоторых экспертов, например, Л. Н. Рудь, один молочный кооператив уже в первые годы своей работы способен оказывать своим членам (ИП, КФХ, ЛПХ, КФХ) услуги в объемах, которые превышают 10 млн руб. Кроме того, кооперативы способны формировать новые рабочие места, создавать условия для перечисления налоговых и иных поступлений в местный бюджет, которые затем направляются на развитие социальной сферы в сельских поселениях [17].

Таким образом, социально-экономический потенциал потребительской кооперации реализуется не полностью, тогда как существуют достаточные

ресурсные, институциональные и идеологические предпосылки его реализации как одного из ключевых факторов развития сельской экономики.

Литература

1. Афанасьева М. С. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как инструмент совместной деятельности малого агробизнеса // Вектор науки ТГУ. Серия Экономика и управление. 2014. № 4(19). С. 7-9.

2. URL: http://media.council.gov.ru/iiles/journalsf/ item/20061220131633.pdf

3. О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ (с изменениями от 7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г., 21 марта 2002 г., 10 января, 11 июня 2003 г., 3 ноября, 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 3 декабря 2008 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ильясова А. В., Батова В. Н. Совершенствование системы формирования и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 296-301.

5. Кузнецова Н. А. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов: автореф. дис...д-ра экон. наук. Саратов, 2005. С. 47.

6. Алексеев Н. С. Управление потребительской кооперацией: менеджмент в России и за рубежом. М.: Экос, 2009. С. 51.

7. Бойков В. К. Усиление социальной роли потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования. 2004. № 2-3.

8. Рудь Л. Н. Эффективность развития сельскохозяйственных кооперативов // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2011. № 5. С. 60-67.

9. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества: монография / под общ. ред. И. В. Палаткина, А. А. Кудрявцева. Пенза, 2012. C.15.

10. Сорокина И. Э. О роли потребительской кооперации в России // Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (36).

11. URL: http://www.kaicc.ru/novoe-v-apk/ peredo-voj -opyt/mirovoj -opyt-razvitij a-selskohozj aj stvennoj -kooperacii

12. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения. М., 1999.

13. Казарезов В. Бельгийский фермер - работник, предприниматель, гражданин. М., 2000. С. 84.

14. Хамдамов А. Альтернативные (негосударственные) машинно-тракторные парки // Аграрная реформа. Экономика и право. 2002. № 2. С. 17-19.

15. URL: http://dis.ru/library/520/27511/

16. URL: http://www.uchebnik-online.com/123/701.html

17. Рудь Л. Н. Сельскохозяйственная потребительская кооперация: региональный опыт и проблемы развития. М., 2011. С. 96.

References

1. Afanas'eva M. S. Sel'skokhozyajstvennaya potre-bitel'skaya kooperatsiya kak instrument sovmestnoj deya-tel'nosti malogo agrobiznesa [Agricultural consumer cooperation as instrument of joint activity of small agribusiness] // Vektor nauki TGU. Seriya Ekonomika i upravle-niye. 2014. № 4(19). S. 7-9.

2. URL: http://media.council.gov.ru/files/ journalsf/ item/20061220131633.pdf

3. O sel'skokhozyajstvennoj kooperatsii: federal'nyj zakon ot 8 dekabrya 1995 g. № 193-FZ (s izmeneniyami ot 7 marta 1997 g., 18 fevralya 1999 g., 21 marta 2002 g., 10 yanvarya, 11 iyunya 2003 g., 3 noyabrya, 18 dekabrya 2006 g., 26 iyunya 2007 g., 3 dekabrya 2008 g.) [About agricultural cooperation: federal law from December 8, 1995 №. 193-FL (with changes from March 7, 1997, on February 18, 1999, on March 21, 2002, on January 10, on June 11, 2003, on November 3, on December 18, 2006, on June 26, 2007, on December 3, 2008)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572

4. Il'yasova A. V., Batova V. N. Sovershen-stvovaniye sistemy formirovaniya i ispol'zovaniya resurs-nogo potentsiala sel'skokhozyajstvennykh potrebitel'skikh kooperativov [Improvement of system of formation and use of resource capacity of agricultural consumer cooperatives] // XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyash-chego plyus. 2013. № 8 (12). S. 296-301.

5. Kuznetsova N. A. Razvitiye sistemy sel'skokhozyajstvennykh potrebitel'skikh kooperativov [Development of system of agricultural consumer cooperatives]: avtoref. dis...d-ra. ekon. nauk. Saratov, 2005. S. 47.

6. Alekseev N. S. Upravleniye potrebitel'skoj koope-ratsiej: menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management of consumer cooperation: management in Russia and abroad]. M.: Ekos, 2009. S. 51.

7. Bojkov V. K. Usileniye sotsial'noj roli potrebitel'skoj kooperatsii [Strengthening of a social role of consumer cooperation] // Fundamental'nye i prikladnye issle-dovaniya. 2004. № 2-3.

8. Rud' L. N. Effektivnost' razvitiya sel'skokhozyajstvennykh kooperativov [Efficiency of development of agricultural cooperatives] // Vestnik Orlovskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. 2011. № 5. S. 60-67.

9. Sel'skokhozyajstvennaya potrebitel'skaya kooperatsiya kak osnova razvitiya sel'skikh territory i grazh-danskogo obshchestva: monografiya [Agricultural consumer cooperation as basis of development of rural territories and civil society: monograph] / pod obshch. red. I. V. Palatkina, A. A. Kudryavtseva. Penza, 2012. C.15.

10. Sorokina I. E. O roli potrebitel'skoj kooperatsii v Rossii [About a role of consumer cooperation in Russia] // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2010. № 4 (36).

11. URL: http://www.kaicc.ru/novoe-v-apk/ peredovoj-opyt/mirovoj-opyt-razvitija-selskohozjajstvennoj-kooperacii

12. Makarenko A. P. Teoriya i istoriya kooperativno-go dvizheniya [Theory and history of the cooperative movement]. M., 1999.

13. Kazarezov V. Bel'gijskij fermer - rabotnik, pred-prinimatel', grazhdanin [The Belgian farmer - the worker, the businessman, the citizen]. M., 2000. S. 84.

14. Khamdamov A. Al'ternativnye (negosudarstven-nye) mashinno-traktornye parki [Alternative (non-state) machine and tractor parks] // Agrarnaya reforma. Ekonomika i pravo. 2002. № 2. S. 17-19.

15. URL: http://dis.ru/library/520/27511/

16. URL: http://www.uchebnik-online.com/123/ 701.html

17. Rud' L. N. Sel'skokhozyajstvennaya potrebitel'skaya kooperatsiya: regional'nyj opyt i problemy razvitiya [Agricultural consumer cooperation: regional experience and problems of development]. M., 2011.

S. 96.

* * *

SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION

PUTINTSEV VIKTOR VYACHESLAVOVICH Tambov City Duma, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econom_404@mail.ru

GUDKOVA OKSANA EVGENYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: yaroslav28@inbox.ru

The purpose of the present article is disclosure of value and a role of consumer agricultural cooperation in development of agro-industrial sector and national economy in general. The object of research is a consumer agricultural cooperation. It is obvious that for productive development of agricultural potential of small country farms it is not obviously enough owing to the low-power of economic units, limitation of resource base, low competitiveness in comparison with large agricultural producers. Similar circumstances objectively compel country farms to cooperation for the purpose of integration of scales of the activity, coordination of own interests, increase of competitiveness of the made goods and the rendered services and increase of the social and economic potential in general. During this research authors received the following main results: analyzed prerequisites of formation of

agricultural consumer cooperation; considered basic elements of system of agricultural consumer cooperation, and also its main functions; proved the role of agricultural consumer cooperation in providing a sustainable development of rural territories, permission of acute social issues in the village, overcoming of poverty of country people, etc.; considered the role and place of agricultural consumer cooperation in the developed western countries and drew conclusions on its powerful contribution to development of agro-industrial sector and agrobusiness. Author marked out that for today the social and economic potential of consumer cooperation in the Russian Federation is in many respects unclaimed and underestimated. Realization of this direction of national economy can become the important driver of development of domestic agro-industrial sector and overcoming of a set of social and economic problems of rural areas.

Key words: cooperation, consumer cooperatives, agro-industrial sector, agriculture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.