Научная статья на тему 'Социально-экономические условия развития сельскохозяйственной кооперации: на примере Алтайского края'

Социально-экономические условия развития сельскохозяйственной кооперации: на примере Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА ТРУДА / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГРАНТЫ ДЛЯСЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / COOPERATION / ECONOMICS / AGRICULTURAL COOPERATIVES / LABOR ECONOMICS / MANAGEMENT MODEL / GOVERNMENT SUPPORT / GRANTS TO FARMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фасенко Татьяна Евгеньевна, Иванова Валерия Айбасовна, Глотова Наталья Ивановна

Авторы анализируют социально-экономические условия развития сельскохозяйственной кооперации на примере зарубежного и отечественного опыта кооперативного движения, который свидетельствует о том, что в современных условиях его активизация является практически единственным инструментом развития сельского хозяйства и возрождения российского села. Проанализирована концепция развития и законодательная поддержка сельскохозяйственной кооперации на территории Алтайского края. Составлен рейтинг регионов России по численности работающих кооперативов I уровня (по состоянию на 01.01.2017). Изучен и проанализирован опыт наилучших региональных практик управления системой сельскохозяйственной кооперации субъектов Российской Федерации, в частности Ульяновской, Липецкой, Тюменской областей и Пермского края. Органы исполнительной власти Алтайского края ведут работу по созданию модели управления системой сельскохозяйственной кооперации региона. На основе информации Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю на 01.01.2018 составлен свод по количеству сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Алтайского края (по состоянию на 01.01.2018). Полученные исследования направлены на разработку предложений по повышению эффективности деятельности малых форм хозяйствования на основе кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фасенко Татьяна Евгеньевна, Иванова Валерия Айбасовна, Глотова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic conditions fordevelopment of agricultural cooperation: on the example of the Altai territory

The authors analyze the socio-economic conditions for the development of agricultural cooperation on the example of foreign and domestic experience of co-operative movement, which indicates that in modern conditions its activation is practically the only tool for the development of agriculture and the revival of the Russian village. The concept of development and legislative support of agricultural cooperation in the Altai territory is analyzed. The rating of regions of Russia on the number of working cooperatives of the I level (as of 01.01.2017) is made. The experience of the best regional practices of management of the system of agricultural cooperation of the subjects of the Russian Federation, in particular the Ulyanovsk, Lipetsk, Tyumen regions and the Perm region is studied and analyzed the Executive authorities of the Altai territory are working to create a model of management of the system of agricultural co-operation of the region. On the basis of information of Management of Federal service of the state statistics on Altai Krai for 01.01.2018. compiled by the number of agricultural consumer cooperatives in the Altai territory (as of 01.01.2018). The resulting research focuses on the development of proposals on increase of efficiency of small forms of managing on the basis of cooperation.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические условия развития сельскохозяйственной кооперации: на примере Алтайского края»

Социально-экономические условия развития

сельскохозяйственной кооперации:

на примере Алтайского края

Socio-economic conditions for development of agricultural cooperation: on the example of the Altai territory

ФАСЕНКО Татьяна Евгеньевна

Доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Алтайского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н., доцент Tatiana Y. FASENKO

Associate Professor of Economic, Management and Marketing Department at the ALtay Branch of Finance University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economics, associate professor

ИВАНОВА Валерия Айбасовна

Директор Алтайского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор философских наук, доцент Valeria A. IVANOVA

Director at the Altay Branch of Finance University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Philosophy, associate professor

ГЛОТОВА Наталья Ивановна

Доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита Алтайского государственного аграрного университета, к.э.н. Natalya I. GLOTOVA

Associate Professor of the Department of Finance, Accounting and Audit, Altai State Agrarian University, Ph.D.

Аннотация: Авторы анализируют социально-экономические условия развития

сельскохозяйственной кооперации на примере зарубежного и отечественного опыта кооперативного движения, который свидетельствует о том, что в современных условиях его активизация является практически единственным инструментом развития сельского хозяйства и возрождения российского села. Проанализирована концепция развития и законодательная поддержка сельскохозяйственной кооперации на территории Алтайского края. Составлен рейтинг регионов России по численности работающих кооперативов I уровня (по состоянию на 01.01.2017). Изучен и проанализирован опыт наилучших региональных практик управления системой сельскохозяйственной кооперации субъектов Российской Федерации, в частности Ульяновской, Липецкой, Тюменской областей и Пермского края. Органы исполнительной власти Алтайского края ведут работу по созданию модели управления системой сельскохозяйственной кооперации региона. На основе информации Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю на 01.01.2018 составлен свод по количеству сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Алтайского края (по состоянию на 01.01.2018). Полученные исследования направлены на разработку предложений по повышению эффективности деятельности малых форм хозяйствования на основе кооперации.

Abstract: The authors analyze the socio-economic conditions for the development

of agricultural cooperation on the example of foreign and domestic experience of co-operative movement, which indicates that in modern conditions its activation is practically the only tool for the development of agriculture and the revival of the Russian village. The concept of development and legislative support of agricultural cooperation in the Altai territory is analyzed. The rating of regions of Russia on the number of working cooperatives of the I level (as of 01.01.2017) is made. The experience of the best regional practices of management of the system of agricultural cooperation of the subjects of the Russian Federation, in particular the Ulyanovsk, Lipetsk, Tyumen regions and the Perm region is studied and analyzed the Executive authorities of the Altai territory are working to create a model of management of the system of agricultural co-operation of the region. On the basis of information of Management of Federal service of the state statistics on Altai Krai for 01.01.2018. compiled by the number of agricultural consumer cooperatives in the Altai territory (as of 01.01.2018). The resulting research focuses on the development of proposals on increase of efficiency of small forms of managing on the basis of cooperation.

Ключевые слова: Кооперация, экономика, сельскохозяйственная кооперация, экономика труда, модели управления, государственная поддержка, гранты для сельхозпроизводителей.

Keywords: Cooperation, Economics, agricultural cooperatives, labor Economics,

management model, government support, grants to farmers.

Кооперация возникла и начала развиваться во всем мире в XIX веке. Русские историки и теоретики кооперации отмечали, что кооперативные формы труда в России существовали испокон веков в виде трудовых артелей, таких как рыболовные, охотничьи, пастбищные и многие другие. Однако все эти артели носили временный, сезонный характер, а в XIX веке кооперативное движение приобретает иное качество.

История развития кооперации свидетельствует о том, что Сибирь занимает одно из главенствующих положений в ее становлении. Первая попытка организовать производственную артель была предпринята И. Нечволодовым в Покровской волости в поселке «Родина» Алтайского края в 1896 г. Организатор маслодельной кооперации Сибири А.Н. Балакшин начал осваивать это дело, и с течением времени по всей Западной Сибири появились маслодельные заводы, которые стали вытеснять частные промышленные заведения [1].

Кроме производственных, отмечается возникновение и других видов кооперативов. Так, в Германии Делич Герман Шульце в 1850 году организовал первое ссудо-сберегательное товарищество, первоначально капитал которого образовывался из пожертвованных средств и беспроцентных вкладов для кредитования городских ремесленников. Тем самым Шульце положил основание производственной кооперации [2].

На различных этапах развития кооперативного движения понятие «кооператив» неоднократно менялось в зависимости от признаков, которые вкладывались в сущность кооперативного движения. Обратимся к определениям, которые давали теоретики кооперации в начале XIX века. Журналист, виднейший теоретик кооперации XIX века Ганс Мюллер, первым начавший издавать еженедельный кооперативный журнал в Швейцарии и положивший традицию выписывать и вручать журнал каждому кооператору, писал: «Кооперация - это хозяйственно-коллективное предприятие, которое имеет целью повысить трудовой доход своих членов и, по возможности, освободить их от той дани, которую трудящиеся классы вынуждены переплачивать владельцам средств производства при капиталистической организации хозяйства» [3].

Россия отличалась общей экономической и культурной отсталостью. Культурный уровень населения даже в смысле простой грамотности

был крайне низок. По данным переписи 1897 г., процент грамотных составлял для всей России 27%, а в Сибири не превышал 14%.

Своеобразная группировка сельскохозяйственных кооперативов предусмотрена Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Производственный кооператив по закону является коммерческой организацией. По этому же закону сельскохозяйственный потребительский кооператив- организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива. Участие в хозяйственной деятельности кооператива предполагает осуществление поставок продукции или сырья, приобретение товаров в кооперативе, пользование его услугами. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и подразделяются в зависимости от вида деятельности (рис. 1).

Рисунок 1. Виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Источник:

составлено

авторами

Связь между промышленностью и сельским хозяйством осуществляется путем интеграции. Различают горизонтальную и вертикальную интеграцию.

В западноевропейских странах, США и Канаде в сельхозпроиз-водстве наиболее широкое распространение получили непроизводственные кооперативы: снабженческие, сбытовые, кредитные, сервисные [4, 5].

Общей закономерностью сельского хозяйства этих стран и его особенностью является высокая степень кооперирования крестьянских, фермерских хозяйств. Так, почти все фермеры Италии объединены в сельхозкооперативы. 70% сельхозпродукции этой страны производится на семейных фермах.

Во Франции кооперативный сектор превратился в одну из опор сельского хозяйства. В него входят около 80% всех крестьян. Почти 4 тысячи кооперативов действует в АПК страны. Кооперативы самые разные по профилю и размерам [6, 7].

В США услугами кооперативов пользуется большинство фермеров (56%). Молочные кооперативные заводы выпускают 87% всего реализуемого в стране сухого молока, 81% - сухой сыворотки, 64% - сливочного масла, 47% - сыра.

Снабженческие кооперативы охватывают сферу обеспечения фермерских хозяйств средствами производства и производственными услугами. В США на долю кооперативного снабжения приходится 23-27% поставок фермерам [8].

В основу кооперативного законодательства всех без исключения стран положены принципы кооперативной демократии, разработанные Международным кооперативным альянсом, поддержанные Международной организацией труда и одобренные Генеральной Ассамблей ООН [9].

Анализ развития кооперации в России и за рубежом позволяет сделать вывод о ее неоднозначном значении. Во-первых, кооперация означает форму организации труда, способ создания единой, эффективно функционирующей системы общественного производства, дополняющей разделение труда и его специализацию. Во-вторых, сельскохозяйственная кооперация рассматривается как форма хозяйственной организации крестьянских хозяйств, как дополнение к ним, для их обслуживания и без этих хозяйств смысла не имеет. Данная форма хозяйственной организации получила название «сельскохозяйственный кооператив». Следовательно, с целью рассмотрения ее значимости, целесообразно рассмотреть влияние кооперативного движения на социально-экономическое развитие общества.

Кооперативное движение — действенный механизм социально-экономического развития страны. Оно позволяет вовлекать в оборот денежные ресурсы, снижать социальную напряженность через создание рабочих мест и обеспечение людей продукцией и услугами. В России внимание уделяется развитию кооперативов в сельском хозяйстве [10, 11].

Анализ практики кооперативного движения позволяет сделать вывод о том, что кооперативы могут дать следующие плюсы мелким хозяйствам:

■ они решают главный вопрос личных подсобных хозяйств (далее -ЛПX) и мелких хозяйств - куда сбывать продукцию: объединившись

в сельскохозяйственный кооператив, ЛПX поставляют сырье переработчикам общими, более крупными партиями.

■ объединившись, мелкие производители становятся «живучее», могут отстаивать свои интересы и быть защищенными от недобросовестной конкуренции более крупных;

■ кооперативы частично решают проблему с софинансированием -ЛПX могут кредитовать друг друга;

■ решают вопрос с рабочими местами на селе и помогают замедлить «вымирание деревни» [12, 13].

По результатам Всероссийской Сельскохозяйственной Переписи 2016 г., в России насчитывается:

23,5 млн ед. личных подсобных хозяйств, из них 2,0 млн товарных; 175000 ед. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) и индивидуальных предпринимателей (ИП); 36000 ед. сельскохозяйственных организаций (далее - СХО).

Важно отметить, что доля К(Ф)Х и ЛПХ в общем сельскохозяйственной продукции составила соответственно 12,5 и 34,7%.

По данным Росстата, на 1 января 2017 года в России насчитывалось 8405 сельскохозяйственных производственных кооперативов (далее - СПК), 5389 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее СПоК), из которых работающих СПоК - 55%.

В настоящий момент в СПоК входят 10% сельскохозяйственных организаций (3600 шт), 2% крестьянских (фермерских) хозяйств (3500 шт.), 1% личных подсобных хозяйств (1,7 млн чел.).

На 01.10.2017 по данным ведомственной отчетности структура СПоК включает: перерабатывающие кооперативы - 16%; обслуживающие -11%; снабженческо-сбытовые - 24%; кредитные 25%; прочие - 24%.

Количество кооперативов в России ежегодно сокращается, а количество фактически функционирующих объединений падает еще сильнее. По сравнению с 2011 годом количество производственных кооперативов на селе на конец 2016-го сократилось на 31,8%, а потребительских - на 32,9%. Однако год за годом статистика показывает небольшую динамику [17].

Минсельхоз объясняет снижение численности кооперативов несовершенством законодательства, недостаточностью господдержки, отсутствием стимулов и взаимного доверия, препятствующих объединению [18].

Лидерами по численности потребительских кооперативов являются Липецкая и Пензенская области, из них более 80% задействованы в работе и по сей день. После начала федеральной программы в целом по регионам было создано большое число потребительских кооперативов, однако сейчас в части регионов по факту работают менее половины - в Иркутской области, Якутии, Мордовии (табл. 1).

Рассмотрев основные направления формирования кооперативного движения как основного фактора социально-экономического развития страны, считаем необходимым проанализировать наличие нормативно-правового обеспечения для создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Изучив и проанализировав опыт наилучших региональных практик управления системой сельскохозяйственной кооперации субъектов Российской Федерации, в частности Ульяновской, Липецкой, Тюменской областей и Пермского края, органы исполнительной власти Алтайского края ведут работу по созданию модели управления системой сельскохозяйственной кооперации региона [16].

Таблица 1. Рейтинг регионов России по численности работающих кооперативов I уровня (по состоянию на 01.01.2017)

Наименование субъекта Российской Федерации Работающие Всего СПоК, ед. СПоК, ед. Удельный вес работающих СПоК, %

Липецкая область 711 846 84

Пензенская область 559 720 78

Республика Саха (Якутия) 159 373 43

Тюменская область 112 148 76

Волгоградская область 104 140 74

Забайкальский край 74 96 77

Красноярский край 73 81 90

Иркутская область 64 152 42

Краснодарский край 63 124 51

Республика Мордовия 55 146 38

Xанты-Мансийский ОА 2 2 100

Чукотский АО 2 2 100

Рязанская область 1 25 4

Сахалинская область 1 5 20

Псковская область 1 5 20

Еврейская АО 0 7 *

Источник: рассчитано авторами

Таблица 2. Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае (по состоянию на 01.01.2018)

Показатели перераба- обслуживающие сбытовые снабженческие кредитные Всего Иные СПоК Итого тывающие

2016 г. 5 9 5 2 36 57 10 67

2017 г. 7 8 3 2 20 40 11 51

2018 г. 7 9 3 2 19 40 12 52

Источник: рассчитано авторами

По информации Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю на 01.01.2018, в регионе зарегистрировано 52 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из них 7 перерабатывающих, 9 обслуживающих, 3 сбытовых, 2 снабженческих, 19 кредитных, и также 12 иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов (табл. 2).

В 2017 году Алтайский край вошел в число пилотных регионов, в которых совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства вырабатываются эффективные меры поддержки сельскохозяйственной кооперации. На сегодняшний день в Алтайском крае разработана «дорожная карта» и утверждена концепция развития кооперации.

В рамках реализации «дорожной карты» усовершенствовано региональное налоговое законодательство. В 2017 году принят закон Алтайского края от 30.11.2017 № 88-ЗС «О внесении изменения в закон Алтайского края „О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края"», которым снижены размеры потенциально возможного годового дохода сельских муниципальных образований (отдаленных от краевого центра) по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, в том числе по видам деятельности, которые могут осуществляться сельскохозяйственными кооперативами. Принят закон Алтайского края от 30.11.2017 № 89-ЗС «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Алтайском крае», который предусматривает возможность использования с 01.01.2018 пониженных налоговых ставок отдельными категориями налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, закрепленные в законе, в том числе по направлениям, возможным в рамках сельскохозяйственной кооперации. Кроме того, для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках сельскохозяйственного кооператива, отдельно предусмотрена возможность дополнительно снижать установленные пониженные размеры налоговых ставок в зависимости от численности наемных работников.

При этом создается целая сеть консультационных центров и центров развития кооперации, а также система обучения, подготовки и переподготовки кадров для этой сферы.

Кроме того, для поддержки сельхозкооперации в 2017 году Алтайским фондом микрозаймов разработан специальный кредитный продукт «Заем на развитие сельскохозяйственной кооперации», целевое назначение которого - пополнение оборотных средств, малые инвестиции на приобретение транспорта, техники, оборудования, сельско-

хозяйственных животных. Условия займа: сумма - до 3 млн рублей, ставка - 5% годовых сроком до 36 месяцев.

Дополнительно сфера сельскохозяйственной кооперации включена в перечень направлений для предоставления грантов на реализацию проектов в приоритетных сферах экономики на 2018 год. Средства грантовой поддержки (до 70% от суммы бизнес-проекта) могут быть направлены на приобретение оборудования и транспортных средств для обеспечения деятельности кооператива. Наиболее наглядно оценка использования грантовой поддержки сельскохозяйственными кооперативами в целом по России отражена в табл. 3.

Таблица 3. Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов за 2015-2018 годы

Показатели 2015 2016 2017 2018 (план)

Объем финансирования из федерального бюджета, млн руб. 0,4 0,9 1,5 2,4

Количество СПоК, ед. 88 164 174 160

Количество субъектов РФ, ед. 25 44 61 82

Средний размер гранта, млн руб. 6,7 7,5 10,7 12

Источник: рассчитано авторами

Согласно приведенной информации, мы видим, что средства грантовой поддержки за анализируемый период возрастают, исходя из этого количество субъектов, которые в них учавствуют, пропорционально растет.

За три года, с момента начала реализации программы, поддержка этого направления в Алтайском крае составила в общей сложности более 81 млн рублей, в том числе в 2017 году 25 млн рублей. За 9 месяцев 2018 года грантовую поддержку получили 25 начинающих фермеров, 4 семейных животноводческих фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и 3 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Решением межведомственной комиссии по оказанию государственной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам была предоставлена поддержка на техническое оснащение в размере: 16,22 млн рублей СПССПК «ЧарышАгроПродукт» Чарышского района, 12,54 млн рублей СПОССПК «Дружба» Целинного района, 1,9 млн рублей СПСК «Смоленский» Смоленского района.

Итогом работы кооперативов-грантополучателей является увеличение членов кооперативов, сдатчиков сельскохозяйственной продукции - до 713 личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств из 39 сельских поселений.

По состоянию на 01.10.2018 в крестьянских (фермерских) хозяйствах создано 23 новых постоянных рабочих места, в сельскохозяйственных потребительских кооперативах - 8. Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства господдержки (по отношению к предыдущему году), составил 10%; реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - 10%.

В целях оказания сельскохозяйственным кооперативам информационной, финансовой и маркетинговой поддержки АО «Корпорация МСП» разработаны и введены в эксплуатацию онлайн-ресурсы по развитию сельскохозяйственной кооперации на базе сервисов Портала Бизнес-навигатора МСП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доведенный Минсельхозом России до Алтайского края в 2017 году план по созданию в крае 11 снабженческо-сбытовых кооперативов выполнен полностью. На Российской агропромышленной выставке «Золотая осень - 2017» в номинации «Лучший сельскохозяйственный потребительский кооператив» снабженческо-сбытовой кооператив «Восход» Топчихинского района награжден золотой медалью, а кооператив «ЧарышАгроПродукт» - бронзовой медалью.

Для сбора молока у населения созданы и успешно работают сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые кооперативы: СССПК «Колос» (Тальменский район), СССПК «Восход» (Топчихинский район), СПССПК «ЧарышАгроПродукт» (Чарышский район).

В целях увеличения объемов производства и закупок в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственной продукции и стабильного обеспечения населения края продовольствием, Минсельхозом Алтайского края доведено до муниципальных районов задание по закупу у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции (молока, мяса). Главам администраций районов рекомендовано взять под личный контроль вопрос организации закупа излишков сельскохозяйственной продукции на территории сельских поселений, а также вести активную работу по развитию в районах края сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Онлайн-каталог позволяет сельскохозяйственным кооперативам представить свою продукцию в сети Интернет и получить дополнительные возможности сбыта в части как оптовой реализации, так и розничных продаж, в том числе через сеть сельскохозяйственных ярмарок, информация о графике и местах проведения которых также представлена на ресурсе.

На наш взгляд, организация такого рода площадок просто необходима, так как в розничной цене продукции, по данным Росстата, вклад сферы обращения достигает доли в 60%.

Благодаря этому в 2018 году 246 заказчиками запланирована закупка сельхозпродукции на общую сумму 22,33 млрд рублей, из которых 155

заказчиками закупка только среди субъектов МСП - на сумму 13,15 млрд рублей. На сегодняшний день сформировался ТОП-5 лидеров регионов по месту поставки сельскохозяйственной продукции: Тюменская, Свердловская и Воронежская области, Республика Татарстан, Краснодарский край.

В Алтайском крае функционирует 160 торговых площадок для осуществления ярмарочной торговли: 10,2 тыс. торговых мест; 681 фирменный магазин, куда поставляют свою продукцию 160 алтайских производителей.

Помимо этого, в регионе создана электронная площадка «Алтайские продукты», представляющая весь комплекс производимых в крае натуральных, качественных, безопасных, в том числе функциональных и специализированных, продуктов питания.

В ряде регионов, в том числе и в Алтайском крае, созданы и активно работают Центры компетенций в сфере сельхозкооперации - новой модели сопровождения кооперативного движения по принципу «одного окна» [14].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации позволяет:

■ сельхозтоваропроизводителям:

- обеспечить себя кормами и другими материально-техническими ресурсами и услугами, участвуя в ценообразовании на них;

- получить доступ к дополнительным кредитным ресурсам на техническое перевооружены и технологии;

- снизить затраты на реализацию продукции;

- повысить конкурентоспособность их продукции;

- обеспечить участникам статус официально работающих лиц;

■ перерабатывающим предприятиям:

- расширить свою сырьевую базу;

- регулировать качество получаемого сельскохозяйственного сырья, снизив затраты на его закуп;

■ региональным и муниципальным органам управления:

- повысить уровень доходов населения и, как следствие, налогооблагаемую базу;

- увеличить объем производства конкурентоспособной продукции, частично решив проблемы с ее сбытом на отдельных территориях;

- снизить социальные проблемы [19].

Однако, несмотря на отмеченные преимущества, нужно выделить и ряд проблем российской сельхозкооперации:

1. навязывание кооперации «сверху»;

2. отсутствие знаний о кооперации;

3. несовершенство механизма распределения прибыли;

4. ответственность участников за эффективность деятельности кооператива;

5. слабый контроль за результатами деятельности [20].

Мы считаем, что применяемых мер со стороны государства еще недостаточно и поэтому для активации кооперативного движения необходимо:

1. ввести широкую пропаганду преимуществ кооперации для личных подсобных хозяйств и малого бизнеса;

2. для обеспечения экономической устойчивости создавать кооперативы при участии перерабатывающих и иных предприятий, стимулируя их соответствующими государственными преференциями в зависимости от степени их участия.

Мы считаем, что кооперация является особым инструментом, способствующим улучшению социально-экономических показателей. Возрождающаяся российская сельскохозяйственная кооперация в современных условиях - это не просто тип производства или форма хозяйствования, а экономически обоснованная идеология выживания сельскохозяйственного производителя в жестких условиях рыночной экономики и глобализации экономического пространства.

Опыт регионов Сибири показывает, что в рамках кластерной политики, с учетом местных особенностей, степени участия органов федеральной и региональной власти, а также готовности самих субъектов экономических отношений можно эффективно решать актуальные задачи развития малых форм хозяйствования в АПК с использованием механизмов кооперации.

На сегодняшний день устойчивое функционирование малых форм хозяйствования, определяемое стабильным объемом и повышением эффективности сельскохозяйственного производства, невозможно без государственной поддержки.

Мы считаем, что государственная поддержка должна быть адресной, однако до сих пор отсутствует четкая процедура отбора малых форм хозяйствования для оказания им поддержки. Предлагаемую процедуру, на наш взгляд, стоит рассматривать как определенным образом упорядоченное взаимодействие этапов.

К основным этапам данной процедуры следует отнести:

■ наблюдение за производственной деятельностью малых форм хозяйствования с целью их кластеризации и выявления кластеров хозяйств с высокими и низкими показателями;

■ отбор хозяйств для оказания государственной поддержки из числа попавших в кластер с высокими показателями;

■ рекомендации хозяйствам с низкими производственными показателями для повышения их эффективности с целью предоставления возможности участия в последующем отборе;

■ определение приоритетных видов деятельности;

■ выбор перспективных хозяйств, их научно-методическое обеспечение и информационно-консультационная поддержка.

Определение приоритетных направлений развития и процедура отбора малых форм хозяйствования являются основными элементами

механизма их эффективного функционирования, на которые влияют как внешние, так и внутренние факторы, и их стоит дифференцировать на управляющую систему (государственная поддержка), управляемую систему 1 (научно-методическое и технологическое обеспечение, кооперация и интеграция) и управляемую систему 2 (внутрихозяйственные резервы).

Весьма значимым направлением повышения эффективности функционирования малых форм хозяйствования является использование внутрихозяйственных резервов, причем оно не требует дополнительных капитальных вложений. С нашей точки зрения, к внутрихозяйственным резервам следует отнести соблюдение технологической дисциплины в хозяйствах, повышение отдачи от средств производства, определение приоритетных видов деятельности, диверсификацию и материальное стимулирование работников.

Помимо этого, в кооперативной сфере России вводится очередное новшество - в Москве представили первую блокчейн-систему для кооперативов под названием МЕКА.

Платформа МЕКА создана с целью внедрения новых методов деятельности в кооперативной среде, которые позволят формировать кооперативные сообщества в совершенно новых направлениях, там, где ранее они даже не предполагались. Главный замысел системы заключается в предоставлении возможности быстро и без комиссий выполнить обмен паями, находящимися в международном пользовании. Теми паями, к которым имеют доступ все кооперативные сообщества мира.

Основное преимущество МЕКА - это способность соединить все цифровые активы на мировом уровне. При этом действие санкционной политики здесь никак не будет отображаться. Таким образом, будет наблюдаться активное наращивание капитала, но при этом база данных будет надежно защищена прогрессивной инновационной системой от фальсификаций. Надежная работа системы получит высокую степень доверия у ее участников.

Инновационный проект был представлен на сессии «Международная кооперация как базис перехода к новейшему технологическому укладу в условиях развития цифровой экономики». На сессии проводилось обсуждение, каким образом следует осуществлять внедрение платформы МЕКА в евразийскую потребкооперацию. Особое внимание на сессии было уделено подготовке кадров нового типа и подготовке к проведению Меморандума, закрепляющего тесное сотрудничество Института цифровой экономики с Евразийской организацией экономического сотрудничества.

Важно понимать, что внедрение цифровой экономики в экономическое пространство Российской Федерации позволит повысить благосостояние граждан страны.

Мы надеемся, что использование децентрализованной блокчейн-си-стемы в кооперативной среде России подарит новые возможности кооперативам и откроет им дверь в прогрессивный мир инновационных технологий.

В заключение нужно отметить, что государство способно и должно активно влиять на формирование комплексной системы развития сельскохозяйственной кооперации в позитивном направлении в условиях цифровой экономики.

Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым подчеркнуть, что зарубежный и отечественный опыт кооперативного движения свидетельствует о том, что в современных условиях его активизация является практически единственным инструментом развития сельского хозяйства и возрождения российского села.

В сложившихся условиях государственная политика по отношению к малым формам хозяйствования должна быть комплексной, направленной как на совершенствование условий производства в них, кооперацию и интеграцию с коллективным сельским хозяйством и перерабатывающими предприятиями, так и на улучшение условий жизни их владельцев.

Предусматриваемая в концепции развития на территории Алтайского края сельскохозяйственной кооперации законодательная поддержка; организационные меры, направленные на создание и развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации; меры, направленные на обучение, подготовку и переподготовку кадров для системы сельскохозяйственной кооперации; меры, направленные на организацию каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов -все это может значительно повысить товарность малых форм хозяйствования, увеличить продовольственные ресурсы страны.

Мы считаем, что реализация вышеизложенных направлений обеспечит благоприятные условия для развития сельскохозяйственной кооперации, укрепив внутренний продовольственный рынок, повысив при этом уровень занятости и доходы сельского населения.

Библиографиче- 1. Гриценко Г.М., Рябухина Т.М. Сельскохозяйственная потребительская ский список: кооперация Сибири. АПК: экономика и управление. 2014; (10):23-30.

2. Golovina S. Nilsson J., Wolz A. Members' choice of production cooperatives in Russian agriculture. Post-Communist Economies. 2013; 25 (4):465-491.

3. Nilsson J., Hess S., Golovina S., Wolz A. Governance of Production Cooperatives in Russian Agriculture. Annals of Public and Cooperative Economics. 2016; (87:4):541-562.

4. Feinerman E, Falkovitz M. An Agricultural Multipurpose Service Cooperative: Pareto Optimality, Price-Tax Solution and Stability. Journal of Comparative Economics. (1991); (15):95-114.

5. Royer J.S, Bhuyan S. Forward Integration by Farmer Cooperatives: Comparative Incentives and Impacts. Journal of Cooperative. (1995); (10):33-48.

6. Tennbakk B. Marketing Cooperatives in Mixed Duopolies. Journal of Agricultural Economics. (1995);46 (1):33-45.

7. Albaek S., Schultz C. One Cow, One Vote? Scandinavian Journal of Economics. (1997);99 (4):597-615.

8. Albaek S., Schultz C. On the Relative Advantage of Cooperatives. Economic Letters. (1998); (59):397-401.

9. Borgen S.O. Rethinking incentive problems in cooperative organizations. Journal of Socio-Economics. (2004);33 (4):383-393.

10. Гриценко Г.М. Предпосылки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае. Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013; (8):153-157.

11. Филиппова Г. Становление кредитной кооперации на селе. АПК: экономика, управление. 2000; (6) 648-53.

12. Фастова Е.В. Сельскохозяйственная потребительская кооперация возрождается. Экономика сельского хозяйства. 2008; (12):26-31.

13. Еварестова М.С., Яшина М.Л. Сельскохозяйственная потребительская кооперация - основа развития малых форм хозяйствования на селе. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016; (2):62-65.

14. Глотова Н.И., Фасенко Т.Е., Доскач О.Е. Кооперативное движение как фактор социально-экономического развития (на материалах Алтайского края). Алтайский вестник Финансового университета. 2018; (3):35-44.

15. Воронин Б.А., Маланичева А.В., Воронина Я.В, Погарцева Е.Е. Сельскохозяйственная потребительская кооперация: экономико-правовые проблемы развития в современной России. Аграрный вестник Урала. 2016; (8):74-81.

16. Глотова Н.И. К вопросу формирования комплексной системы развития сельскохозяйственной кооперации (на материалах Алтайского края). Алтайский вестник Финансового университета. 2017; (2):42-46.

17. Резвяков А.В., Суворцева Е.С. Об актуальных вопросах развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Российской Федерации. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2017; (1):129-133.

18. Адуков Р.Х. Управленческая природа факторов развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Экономика сельского хозяйства. 2016; (11):85-90.

19. Мухина Е.Г., Сумарокова М.А. Отечественный и зарубежный опыт развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Агро-продовольственная экономика. 2018; (6):4-14.

20. Ткач А. Кооперация науки и производства. АПК: экономика, управление. 1999; (9).47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.