References
1. Pavlyuk N.T., Pavlyuk P.N., Fomin E.V. Podsolnechnik v Tsentral'no-Chernozemnoi zone Rossii: monografiya. — Voronezh: FGOU VPO VGAU, 2006. — 226 s.
2. Rossiya v tsifrakh. 2012: Krat. stat. sb. / Rosstat. — M., 2012. — 573 s.
3. Sel'skoe khozyaistvo Voronezhskoi oblasti: Statisticheskii sbornik / Voronezhstat. — Voronezh, 2012. — 81 s.
4. Surkov I.M. Ekonomicheskii analiz deyatel'nosti sel'skokhozyaistvennykh organiza-tsii. — M., 2012. — 240 s.
5. Efimova M.R., Petrova E.V., Rumyant-sev V.N. Obshchaya teoriya statistiki: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam: finansovyi, bankovskii,
proizvodstvennyi menedzhment, bukhgalterskii uchet i audit, mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. — 2-e izd., ispr. i dop. — M.: INFRA-M, 2012. — 413 s.
6. Osnovnye pokazateli rastenievodstva raionov Voronezhskoi oblasti za 2011 god: Statisticheskii sbornik / Voronezhstat. — Voronezh: 2013. — 80 s.
7. Voskovykh A.M., Voskovykh I.A. Optimizatsiya sel'skokhozyaistvennogo proiz-vodstva v usloviyakh investitsionno-innova-tsionnogo razvitiya // Modelirovanie i informatsionnoe obespechenie ekonomicheskikh protsessov v APK: sbornik nauchnykh trudov. — Voronezh: FGOU VPO Voronezhskii GAU, 2011. — 335 s.
+ + +
УДК 332.14
Д.В. Рожкова D.V. Rozhkova
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ
КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА САМООБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COOPERATION AS A STRATEGIC COMPONENT OF REGIONS FOOD SELF-SUFFICIENCY (CASE STUDY OF THE ALTAI REGION)
Ключевые слова: АПК, Алтайский край, региональный рынок, продовольственное эмбарго, самообеспечение, индекс самообеспечения, кооперация, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, поддержка кооперации.
В сложившихся условиях введения продовольственного эмбарго на поставку ряда продовольствия из стран Евросоюза кооперация является единственно правильным решением, способствующим повышению экономической эффективности деятельности субъектов аграрного рынка и росту уровня самообеспечения регионов, в том числе и Алтайского края. В силу чего был проведен анализ текущего состояния и перспектив развития сельскохозяйственной кооперации Алтайского края как стратегического элемента самообеспечения региона продовольствием. В качестве объекта изучения выступают социально-экономические показатели уровня самообеспечения и развития сельскохозяйственной кооперации Алтайского края. Хронологический период исследования — 2009-2013 гг. Анализируя показатели самообеспечения региона с 2009 по 2012 гг., выявили, что Алтайский край сегодня по многим показателям производства сельхозпродукции является
регионом самообеспечиваемым (например, по производству яиц, картофеля), при этом потенциальная емкость рынка позволяет и дальше наращивать темы производства сельхозпродукции. По состоянию на 01.12.2013 г. в Алтайском крае насчитывается 70 сельскохозяйственных кооперативов, при этом доля работающих кооперативов в Алтайском крае — 41%. Освещены причины, тормозящие развитие кооперации на селе, к числу которых относятся как материальные, так и психологические. Автором предложены ряд направлений дальнейшего развития кооперации, в том числе создание специализированного правительственного органа, отслеживающего и контролирующего ситуацию в сфере сельхозкооперации; создание льготных условий кредитования для развития вновь созданных кооперативов; формирование сельских оптовых региональных рынков на основе свободного доступа к ним предприятий потребительской кооперации; развитие розничной торговли в деятельности кооперативов; развитие системы страхования деятельности кооперативов; пропаганда на селе положительных аспектов сельхозкооперации; повышение образовательного уровня фермеров и глав малых сельскохозяйственных организаций.
Keywords: agricultural industry, Altai Region, regional market, food embargo, self-sufficiency, self-sufficiency index, cooperation, production cooperatives, consumer cooperatives, support for cooperation.
Today, under the conditions of Russian embargo on some EU food imports, agricultural cooperation is the only right solution which may improve the economic efficiency in the agricultural market and the level of regions' self-sufficiency, including that of the Altai Region. The research deals with the analysis of the current state and prospects of agricultural cooperation development in the Altai Region as a strategic component of the region's food self-sufficiency. The research subjects include the social and economic indices of self-sufficiency level and the development of agricultural cooperation in the Altai Region. The period of 2009 through 2013 is studied. It has been revealed that the Altai Region is a self-sufficient region in the production of number of agricultural
commodities (e.g. in egg and potato production), and at the same time the potential market capacity enables increasing agricultural production rates. As of 01.12.1013, there are 70 agricultural cooperatives in the Altai Region, but 41% only are in business. The reasons that constrain the development of rural cooperation, both material and psychological reasons, are discussed. The author proposes the following directions of cooperation development: the establishment of a specialized government agency to monitor and control the situation in the field of cooperation; the creation of favorable terms of lending for newly formed cooperatives; the formation of rural regional wholesale markets with free access for consumer cooperatives; the development of retail trade within cooperative activities; insurance of cooperative activities; the promotion of positive aspects of agricultural cooperation; the improvement of the educational level of the managers of farming businesses and small agricultural enterprises.
Рожкова Дарья Викторовна, ассистент, каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Rozhkova Darya Viktorovna, Asst., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Введение
В условиях введения Россией продовольственного эмбарго на поставки продовольствия из стран Евросоюза одним из факторов экономического развития и последующей стабильности экономики аграрного региона, к которым относится и Алтайский край, безусловно, является эффективно-функционирующая система производства и сбыта продукции. В целях обеспечения продовольственной безопасности, следовательно, и повышения уровня самообеспечения1 российского рынка, в том числе рынка Алтайского края, сельхозпроизводителям и переработчикам необходимо сконцентрироваться на объединении материальных, технических и финансовых ресурсов посредством развития сельскохозяйственной кооперации.
Вопрос возрождения и развития кооперативного движения на селе сегодня особенно актуален, поскольку показатели самообеспеченности отечественного рынка рядом продовольствия, начиная с момента вступления Россией в ВТО, несколько снизились. Так, уровень самообеспеченности по молоку и молочной продукции упал с 88% в 2012 г. до 77,5% в 2014 г. При этом емкость отечественного рынка продуктов питания растет (например, потребление овощей выросло с 79 кг в 2000 г. до 109 кг в 2014 г., фруктов, ягод — с 32 до 61 кг, мяса — с 45 до 74 кг, молока — с 215 до почти 250 кг, яиц —
1 Самообеспечение региона продовольствием — это удовлетворение потребностей региона за счет местного (регионального) производства и использование для развития и расширения последнего только внутренних (региональных) возможностей и резервов._
с 230 до 276 кг [1]), что, безусловно, дает толчок к наращиванию темпов сельскохозяйственного производства.
Целью работы стал анализ текущего состояния и перспектив развития сельскохозяйственной кооперации Алтайского края как стратегического элемента самообеспечения региона продовольствием.
Объект и методы исследования
В качестве объекта изучения выступают социально-экономические показатели уровня самообеспечения и развития сельскохозяйственной кооперации Алтайского края. Хронологический период исследования — 20092013 гг.
В процессе работы использованы следующие методы: статистико-экономический, монографический, абстрактно-логический, метод контент-анализа.
Экспериментальная часть
Алтайский край сегодня по многим показателям производства сельхозпродукции является регионом самообеспечиваемым (табл. 1). При этом потенциальная емкость рынка позволяет и дальше наращивать темы производства сельхозпродукции, поскольку потребление основных продуктов питания на сегодняшний день жителями края все еще ниже медицинской нормы (табл. 2). Так, в Алтайском крае есть возможности для увеличения собственного производства ягод, молока, мяса, овощей. Что касается такой продукции, как яйца и картофель, то здесь есть возможность для вывоза.
Таблица 1
Значения индикатора самообеспечения Алтайского края за период 2009-2012 гг. по фактической емкости рынка, %
Продукция 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Яйца 115,1 119,7 121 122,5
Фрукты, ягоды 18,1 15 17,1 13,9
Картофель 117,5 115,6 118,3 86,1
Молоко и молокопродукты 134,4 139,4 141,2 140,9
Мясо и мясопродукты 114,9 123,2 129 130,8
Овощи 93,5 92,8 93,9 93
Таблица 2
Показатель потребления основных продуктов питания на душу населения в Алтайском крае относительно медицинской нормы, % [2]
Продукция 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Норма
Яйца 123,1 126,2 126,9 128,8 260
Фрукты, ягоды 44,0 46,0 48,0 49,0 100
Картофель 141,0 143,0 144,0 145,0 100
Молоко 96,5 97,1 98,2 98,5 340
Мясо 78,7 81,3 85,3 90,7 75
Овощи 68,6 69,3 72,9 73,6 140
Для достижения высоких показателей самообеспеченности региона по всем группам продовольствия алтайским товаропроизводителям целесообразно объединять усилия для совместного налаживания производства и сбыта продукции на рынок. Ключевым моментом в решении данных задач является формирование сельхозкооперации.
Сельскохозяйственная кооперация сегодня — это компонент, детерминирующий развитие отечественного аграрного сектора экономики и формирующий высокий уровень самообеспеченности региона по всем видам сельхозсырья.
Алтайский край относится к тем регионам Российской Федерации, где крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные
хозяйства и малые сельхозорганизации на протяжении многих лет формируют основу валового производства сельхозпродукции, создавая тем самым условия для развития кооперации в крае (рис. 1).
Субъекты потребительской кооперации выступают сразу в двух ролях. С одной стороны, они осуществляют закупку продукции, с другой, — продают товар в розничную сеть. Выступая как двойственная институциональная организация, потребительская кооперация является внутренне самодостаточной, то есть может относительно стабильно развиваться за счет использования внутренних возможностей [4]. Но несмотря на ведущую роль кооперации за рубежом в российском аграрном секторе экономики сельскохозяйственные кооперативы не в полной мере используют свой ресурсный потенциал.
На рынке АПК Алтайского края в последние годы наблюдается тенденция к усилению роли сельскохозяйственной кооперации как интегрированной хозяйственной системы.
По состоянию на 01.12.2013 г. в Алтайском крае насчитывается 70 сельскохозяйственных кооперативов, из них 28 производственных (рис. 2). Лидирующую позицию по количеству сельскохозяйственных кооперативов как производственных, так и потребительских, в России занимает Пензенская область, где сосредоточено около 25% всех зарегистрированных кооперативов.
В целом по России доля работающих кооперативов от количества зарегистрированных колеблется на уровне 62%, в Алтайском крае аналогичный показатель составляет 41%.
В числе лидирующих по краю по-прежнему остаются кредитные, снабженче-ско-сбытовые и перерабатывающие кооперативы.
Мёд товарный Шерсть Яйца Молоко
Скот и птица на убой (в убойном весе)
Овощи Картофель Семена подсолнечника Сахарная свёкла Зерно (в весе после доработки)
1К(Ф)Х
I Хозяйства населения I Сельскохозяйственные организации
0 10 20 30 40 50 60 70
90 100
Рис. 1. Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств Алтайского края (усредненный показатель за период 2009-2013 гг.), % от общего объема производства хозяйств всех категорий [3]
2013
2012
2011
2010
2009
10
20
30
40
50
60
70
80
Рис. 2. Количество зарегистрированных сельскохозяйственных кооперативов в Алтайском крае
за период 2009-2013 гг.
Проведя контент-анализ источников информации по развитию кооперации на селе, нам удалось систематизировать причины, по которым алтайские производители сельхозпродукции не торопятся кооперироваться в производственные и потребительские кооперативы. К числу таковых причин относятся:
1. Материальная группа причин:
- отсутствие денежных средств для создания и деятельности кооперативов в силу низкого уровня доходов сельского населения, низких показателей маржинальной прибыли крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций;
- сложности в доступе к льготным условиям кредитования;
- работа в большинстве случаев на арендованной земле, отсутствие собственной земли у СПК;
- ограниченный доступ к прямым рынкам сбыта продукции;
- отсутствие квалифицированных управленцев на селе, способных конкурировать с ведущими менеджерами агрохолдингов [5];
- отток перспективной молодежи в город.
2. Психологическая группа причин:
- низкий уровень информированности сельских жителей о преимуществах кооперации [6];
- опасения фермеров потерять свою самостоятельность в принятии решений о каналах сбыта продукции;
- чувство страха, фрустрации у субъектов малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, препятствующие объединению в кооперативы, вызванные нередкими случаями хищнического присвоения отдельными лицами имущества СПК путем их незаконного преобразования в различные акционерные общества, умышленного банкротства.
Тем не менее на сегодняшний день в Алтайском крае есть эффективно действующие кооперативы, которые объединяют личные подсобные хозяйства и молокоперерабаты-вающие предприятия, заключая долгосрочные договоры и обеспечивая предприятия и хозяйства спросом [7]. В результате участникам кооператива удается избежать резких скачков цен на продукцию, добиться устойчивого сбыта.
Выводы
Необходимо отметить, что в сложившихся условиях сокращения импорта продукции АПК из стран Европы кооперация является единственно правильным решением, способствующим повышению экономической эффективности деятельности субъектов аграрного рынка и росту уровня самообеспечения Алтайского края. В результате чего наряду с реализацией ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы» нами предложен ряд направлений дальнейшего развития кооперации:
1) создание специализированного правительственного органа, отслеживающего и контролирующего ситуацию в сфере сель-хозкооперации;
2) создание льготных условий кредитования для развития вновь созданных кооперативов;
3) формирование сельских оптовых региональных рынков на основе свободного доступа к ним предприятий потребительской кооперации, что позволит экономить на транспортных издержках и повышать спрос на местную продукцию;
4) развитие розничной торговли в деятельности кооперативов;
5) развитие системы страхования деятельности кооперативов с внесением части взносов из федерального и регионального бюджетов;
0
6) пропаганда на селе положительных аспектов сельхозкооперации;
7) повышение образовательного уровня фермеров и глав малых сельскохозяйственных организаций, кроме того, повышение квалификации на регулярной основе руководителей кооперативов с углубленным изучением основ маркетинга, налогообложения, логистики.
Безусловно, создание всех перечисленных условий — работа не одного дня, однако данные шаги позволят укрепить позиции региональных сельскохозяйственных кооперативов как на местном, так и на федеральном рынках.
Библиографический список
1. Колебакина Е. Россия взяла курс на самообеспечение продовольствием [Электронный ресурс] / Деловая электронная газета Татарстана. — Режим доступа: http: //www.business-gazeta.ru/article/104749/ (дата обращения 14.08.2014).
2. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect /rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publication s/catalog/doc_1286360627828 (дата обращения 14.08.2014).
3. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Режим доступа: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ross tat_ts/akstat/resources/a65517804ea1343d9fc 5bf189c529309/Поголовье+скота+и+птицы+п о+категориям+хозяйств^^ (дата обращения 07.08.2014).
4. Мартыненко О.В. Формирование системы маркетингового управления сбытом в потребительской кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — М., 2008. — № 9. — С. 48-50.
5. Prakash Daman. Capacity building of agricultural cooperatives to meet the market and human resources development demands: A step by step approach [Электронный ресурс] / University of Visconsin — Madison. Режим доступа: http://www.uwcc.wisc.edu/info/ intl/daman_cbac.pdf (дата обращения 28.08.2014).
6. О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы: проект ведомственной целевой программы Министерства
Сельского Хозяйства РФ [Электронный ресурс] / Минсельхоз России. Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/sh ow/24363.htm (дата обращения 10.08.2014).
7. Рожкова Д.В. Вопросы маркетинга и продвижения в агропромышленном комплексе (сборник научных статей). — GmbH: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 64 с.
References
1. Kolebakina E. Rossiya vzyala kurs na samoobespechenie prodovol'stviem [Elektronnyi resurs] / Delovaya elektronnaya gazeta Tatarstana. — Rezhim dostupa: http://www. business-gazeta.ru/article/104749/ (data obrashcheniya 14.08.2014).
2. Potreblenie osnovnykh produktov pitaniya naseleniem Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. — Rezhim dostupa: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosst at/ru/statistics/publications/catalog/doc_128 6360627828 (data obrashcheniya 14.08.2014).
3. Struktura produktsii sel'skogo khozyaistva po kategoriyam khozyaistv [Elektronnyi resurs] / Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Altaiskomu krayu. — Rezhim dostupa: http://akstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/akstat/resources/a6 5517804ea1343d9fc5bf189c529309/Pogolov'e+ skota+i+ptitsy+po+kategoriyam+khozyaistv. htm (data obrashcheniya 07.08.2014).
4. Martynenko O.V. Formirovanie sistemy marketingovogo upravleniya sbytom v potre-bitel'skoi kooperatsii // Ekonomika sel'skokho-zyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii. — 2008. — № 9. — S. 48-50.
5. Prakash D. Capacity building of agricultural cooperatives to meet the market and human resources development demands: A step by step approach [Elektronnyi resurs] / University of Visconsin — Madison. Rezhim dostupa: http://www.uwcc.wisc.edu/info/intl/daman_ cbac.pdf (data obrashcheniya 28.08.2014).
6. O razvitii sel'skokhozyaistvennoi koope-ratsii na 2014-2016 gody: proekt vedomst-vennoi tselevoi programmy Ministerstva sel'skogo khozyaistva RF [Elektronnyi resurs] / Minsel'khoz Rossii. Rezhim dostupa: http://www. mcx.ru/documents/document/ show/24363.htm (data obrashcheniya 10.08.2014).
7. Rozhkova D.V. Voprosy marketinga i prodvizheniya v agropromyshlennom komplekse // sbornik nauchnykh statei. — GmbH: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 64 s.
+ + +