Из этого можно сделать вывод о том, что приведенные данные свидетельствуют о высокой пищевой ценности мяса и целесообразности его включения в рационы питания населения. В перспективе — выход на мировые рынки, что будет способствовать не только импортозамещению в обеспечении мясом населения России, но и повышению качества потребляемого продовольствия, становлению агропродовольственного комплекса России в качестве точки роста российской экономики.
Библиографический список
1. Алтай трансграничный: пути международной интеграции и устойчивого развития / под ред. М.Ю. Шишина. — М.: Ин-т устойчивого развития Общественной палаты РФ / Центр экологической политики России, 2013. — 86 с.
2. Большой Алтай: локус самоорганизации евразийского мира // Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / под ред. Ю.В. Попкова. — Новосибирск: Нонпарель, 2010. — С. 353-384.
3. СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
4. Экологически чистое мясо привезут из Монголии // http://www.agroxxi.ru/ zhivotnovodstvo/novosti/yekologicheski-chistoe-mjaso-privezut-iz-mongolii.html.
5. Shi-ming, Sauerborn J. Review of history and recent development of organic farming worldwide // Agricultural Science in China. -2006. — Vol. 5 (3). — P. 169-178.
6. http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru.
+
7. www.slowfoodfoundfation.com.
8. ГОСТ Р 52816-2007, ГОСТ 25011-81, ГОСТ 23042-86 и др.
References
1. Altai transgranichnyi: puti mezhdunarodnoi integratsii i ustoichivogo razvitiya / pod red. M.Yu. Shishina. — M.: In-t ustoichivogo razvitiya Obshchestvennoi palaty RF / Tsentr ekologicheskoi politiki Rossii, 2013. — 86 s.
2. Bol'shoi Altai: lokus samoorganizatsii evraziiskogo mira // Evraziiskii mir: tsennosti, konstanty, samoorganizatsiya / pod red. Yu.V. Popkova. — Novosibirsk: Nonparel', 2010. — S. 353-384.
3. SanPiN 2.3.2.1078-01. Gigienicheskie trebovaniya bezopasnosti i pishchevoi tsennosti pishchevykh produktov.
4. Ekologicheski chistoe myaso privezut iz Mongolii // http://www.agroxxi.ru/ zhivotnovodstvo/novosti/yekologicheski-chistoe-mjaso-privezut-iz-mongolii.html.
5. Shi-ming, Sauerborn J. Review of history and recent development of organic farming worldwide // Agricultural Science in China. -2006. — Vol. 5 (3). — P.169-178.
6. http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru.
7. www.slowfoodfoundfation.com.
8. GOST R 52816-2007, GOST 25011-81, GOST 23042-86 i dr.
Исследования проведены при финансовой поддержке Гранта РГНФ № 14-22-03004 «Новые научные подходы к развитию кооперации в сельских территориях. Разработка проекта формирования кластера по производству экологически чистой продукции животноводства трансграничных территорий России и
Монголии». +
УДК 349.422.2.007:321.01(571.15)
Г.М. Гриценко G.M. Gritsenko
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЗДАНИЯ И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
ORGANIZATIONAL FND ECONOMIC MECHANISM OF STATE SUPPORT FOR THE FORMATION AND STAFFING OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES (CASE STUDY OF THE ALTAI REGION)
Ключевые слова: сельскохозяйственные потребительские кооперативы, межведомственное взаимодействие, государственная поддержка, контроль за деятельностью, критерии оценки эффективности деятельности кооперативов.
Keywords: agricultural consumer cooperatives, inter-agency cooperation, state support, monitoring of activities, evaluation criteria of cooperatives efficiency.
Показаны низкие темпы роста численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае в последние два года; причины отсутствия интереса к их формированию у власти и крупного бизнеса: органы государственного управления не видят в них надежных партнеров, органы муниципального управления не имеют финансового обеспечения для выполнения функций по их поддержке и контролю, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия опасаются легализации части бизнеса, связанного с отношениями с домашними хозяйствами. Предложен алгоритм действий органов государственного и муниципального управления по поддержке создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включающий четыре этапа; организационно-экономический механизм государственной поддержки создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, основанный на межведомственном взаимодействии различных подразделений региональных органов государственного управления и муниципалитетов: организацию управлениями (министерствами) экономики и инвестиций грантовой поддержки муниципальным образованиям, которые эти средства используют как заказчики научным и образовательным учреждениям на подготовку руководителей кооперативов из действующих предпринимателей, разработку бизнес-планов развития кооперативов и обоснование маркетингово-логистической инфраструктуры их деятельности. Предложено функции контроля над использованием сельскохозяйственными потребительскими кооперативами средств государственной поддержки возложить на муниципалитеты, для чего разработаны показатели, определяющие эффективность их деятельности для кредитных, закупочных и обслуживающих кооперативов. Предложен комплекс мер государственного регулирования на федеральном уровне, обеспечивающих повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и направления совершенствования системы подготовки студентов высших учебных заведений профессионального образования аграрного профиля для управления ими.
The low rate of growth in the number of agricultural consumer cooperatives in the Altai Region in the recent two years is shown; the following reasons for the lack of interest in their formation on the part of the authorities and big business are discussed: the state government agencies do not regard them as reliable partners, and municipal government agencies do not have funds to perform the functions of their support and monitoring, and agricultural and processing enterprises are afraid of the legalization of the business related to private household farms. The following is proposed: a four-stage algorithm of the actions on the part of the state and municipal authorities for the support of the formation of agricultural consumer cooperatives; organizational and economic mechanism of state support for the formation of agricultural consumer cooperatives based on inter-agency cooperation of different subdivisions of regional state and municipal authorities: the departments (ministries) for economy and investments would organize grant financing of municipalities; they would use those funds as ordering customers of research and educational institutions in the training of cooperative managers from among acting entrepreneurs, cooperative business plan development and the substantiation of marketing and logistics infrastructure of cooperatives. It is proposed to assign the functions of control over state support funds use by agricultural consumer cooperatives to the municipalities, and for that purpose the indicators to determine cooperatives efficiency are developed; the indicators are developed for credit, purchasing and servicing cooperatives. The range of measures of government regulation at the federal level to enhance agricultural consumer cooperatives efficiency and the directions of improving the training of agricultural university students to manage cooperatives are proposed.
Гриценко Галина Михайловна, д.э.н., проф., зам. директора, Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии; проф. каф. планирования и прогнозирования бизнес-процессов, Алтайской государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Gritsenko Galina Mikhaylovna, Dr. Econ. Sci., Prof., Deputy Director, Siberian Research Institute of Agricultural Economics of Rus. Acad. of Agr. Sci.; Prof., Chair of Planning and Forecasting of Business Processes, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Введение
Для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации государством созданы определенные условия — правовая основа, финансовые ресурсы в рамках Государственной программы развития АПК, объем которых в соответствии с условиями членства в ВТО будет только возрастать.
В научной литературе много говорится о значении кооперации, предлагаются различные направления и формы ее развития, варианты создания кооперативов [1-4]. Но численность самих кооперативов от этого, к сожалению, увеличивается очень низкими тем-
пами: за последние три года их прирост в Алтайском крае составил 21 единицу, из них 8 — в пчеловодстве. Это на 60 сельских муниципальных районов [5-7].
Цель — обосновать организационно-экономический механизм государственной поддержки создания и кадрового обеспечения сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В задачи исследования в данном случае входило: дать анализ заинтересованности в создании кооперативов органов государственного и муниципального управления, среднего и малого бизнеса; разработать алгоритм действий органов государственного и
муниципального управления по поддержке создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов; предложить организационно-экономический механизм взаимодействия различных подразделений региональных органов управления и муниципалитетов, основанный на использовании средств различных программ государственной поддержки; разработать критерии эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов; обосновать меры государственного регулирования на федеральном уровне, позволяющие обеспечить развитие кооперации, и комплекс мер по совершенствованию подготовки будущих руководителей кооперативов в вузах аграрного профиля.
Результаты исследования
Причины крайне медленного создания кооперативов, казалось, всем давно известны. Но предлагается посмотреть на ситуацию с несколько иного ракурса — кому и по каким причины создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов не выгодно или просто не интересно (рис. 1).
Органы государственного управления не активны в силу того, что субъекты микробизнеса — товарные ЛПХ и малые фермерские хозяйства нестабильны в своем экономическом поведении, что обусловлено «легкостью» их основного капитала, связанной с этим быстротой адаптации к рыночной конъюнктуре и трудностями, связанными с контролем целевого использования и возвратностью бюджетных средств.
Органы муниципального управления не занимаются созданием сельскохозяйственных потребительских кооперативов в силу того, что это не входит в структуру отчетности муниципалитета, а функция поддержки развития предпринимательства не имеет финансового обеспечения.
Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия не стремятся сотрудничать с кооперативами, т. к. это ведет к увеличению объема отчетности и потере выручки при разнице в цене между закупкой у посредника и кооператива и вызывает необходимость выведения из «тени» определенной части выручки.
Последний фактор является сдерживающим и для самих субъектов микробизнеса. Кроме того, для них характерны организационно-экономическая неграмотность в вопросах кооперации и привычка решать вопросы сбыта по традиционным каналам реализации.
Несмотря на то, что во всем мире процесс кооперации — это движение по инициативе снизу, от народных масс (в данном случае — товаропроизводителей), что демонстрируют сегодня отдельные территории Алтайского края, без определенной государственной поддержки здесь обойтись невозможно. Но поддержка на уровне региона должна носить системный характер, а её организационно-экономический механизм — стимулировать деятельность всех операторов экономического пространства.
Процесс создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе должен быть основан на межведомственном взаимодействии и реализован в несколько этапов.
Органы муниципального управления Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия Товарные ЛПХ, малые и средние КФХ
причинь 1 / равнодушия или неприятия ' 1 г 1
- развитие кооперативов не входит в структуру отчетности муниципалитета
£
- нет финансового обеспечения функции поддержки развития предпринимательства
- увеличение функций учета и отчетности при взаимодействии с кооперативом по сравнению с посредниками
X
- организационно-экономическая неграмотность населения в вопросах кооперации
- потеря выручки при разнице в цене между закупкой у посредника и кооператива
т.
- привычка решать вопросы сбыта по традиционным каналам реализации
- необходим лость выведения из «тени» части выручки определенной
Рис. 1. Причины равнодушия или неприятия отдельными операторами экономического пространства сельскохозяйственной потребительской кооперации
На первом этапе необходимо применить механизм грантовой поддержки по линии программы развития сельских территорий. В Алтайском крае значительная часть этих средств и объектов поддержки сосредоточена в руках управления экономики и инвестиций региона. Именно из них средства необходимо направить в муниципалитеты и четко прописать их целевое использование (рис. 2):
— на обучение будущих руководителей кооперативов;
— на подготовку бизнес-планов развития кооперативов;
— на разработку учредительных документов, обоснование условий взаимодействия кооперативов с контрагентами рынка и формирование инфраструктуры их развития.
Муниципалитеты, получив средства бюджета, сами будут определять исполнителей и выступать заказчиками работ. Наиболее вероятными исполнителями, имеющими подготовленный кадровый и иной интеллектуальный потенциал, являются:
— ФГБОУ ДПОС «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК». Его задача — подготовка будущих руководителей;
— кафедра планирования и прогнозирования бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «Алтайской государственный аграрный университет»
— разработка бизнес-планов для будущих кооперативов;
— ГНУ «Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства» Россельхозакадемии — обоснование для будущего кооператива инфраструктуры развития и условий взаимодействия с субъектами пищевой и перерабатывающей промышленности и оптовой торговли.
Управлению экономики и инвестиций Алтайского края это позволит рассчитать объем средств, необходимых для решения данной задачи, каждому из исполнителей — обеспечит прогнозируемый объем работ, а централизованный подход к заказу — повысит качество выполняемых работ и даст возможность эффективнее использовать полученные финансовые ресурсы.
Итогом реализации I этапа станет регистрация сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
На II этапе сами кооперативы, имея на руках готовые бизнес-планы, пойдут в банки и подадут в главное управление сельского хозяйства документы на получение средств государственной поддержки (рис. 3).
Главное, что объем необходимых для этих целей средств уже будет предварительно обоснован.
Главное управление эконо/ мики и инвестиций Алтайского края |
Гранты
| Муниципальные районы — участники конкурса |
Краткосрочная подготовка кадров
Разработка бизнес-планов
ФГБОУ ДПОС «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК»
Кафедра планирования и прогнозирования бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «Алтайской государственный университет»
Выходная продукция
Обоснование условий взаимодействия с контрагентами рынка, подготовка учредительных документов
ГНУ Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства Рос-сельхозакадемии
Руководители (председатели, исполнительные дирек-торы) кооперативов
Бизнес-планы развития, включающие обоснование стоимости проектов и объем необходимых средств государственного бюджета
Пакет учредительных документов и обоснование инфраструктуры развития кооператива
Официально зарегистрированные кооперативы
Рис. 2. ¡этап организационного механизма создания сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае
Рис. 3. II этап организационного механизма создания сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае
Важнейшим этапом развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов является контроль за целевым и эффективным использованием средств государственной поддержки (рис. 4). Он предполагает скоординированные действия трех ведомств:
— главного управления сельского хозяйства, задача которого — обеспечить этот процесс обоснованными критериями оценки эффективности деятельности кооператива;
— управления пищевой и перерабатывающей промышленности, задача которого — разработать меры, стимулирующие к сотрудничеству с кооперативами предприятия своей отрасли соответствующими государственными преференциями в зависимости от степени этого сотрудничества;
— управления экономики и инвестиций — ввести в систему оценки деятельности муниципальных образований критерий эффектив-
ности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
— экономических служб районных администраций — руководствуясь критериями оценки, разработанными главным управлением сельского хозяйства, отслеживать эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов и способствовать её росту.
В качестве критериев эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов предлагаются следующие:
— для кредитных кооперативов:
размер фонда финансовой взаимопомощи кооператива и его динамика;
количество открытых договоров займа и темп его роста;
удельный вес привлеченных средств в фондах финансовой взаимопомощи и его динамика;
А
Управление экономики и инвестиций Алтайского края
задача
ввести в систему оценки деятельности муниципальных образований критерий эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
лавное управление сельского хозяйства Алтайского края
задача
разработка обоснованных критериев оценки эффективности деятельности кооператива
^ Районные админи-^ страции
задача
Контроль эффективности деятельности кооперативов и помощь в её повышении
Управление пищевой и перерабатывающей промышленности
задача
разработка мер, стимулирующих предприятия отрасли к сотрудничеству с кооперативами
I
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности
ч_А
взаимодействие
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы
Рис. 4. III этап организационного сельскохозяйственных потребительских
механизма создания сети кооперативов в Алтайском крае
доля просроченной задолженности по выданным займам в общей сумме займов и её динамика;
увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах членов кооперативов;
— для закупочных (закупочно-снабжен-ческих) кооперативов:
годовой объём выручки кооператива и его динамика;
объем закупленной сельскохозяйственной продукции кооперативом у сельхозтоваропроизводителей в натуральных показателях и его доля в общем объеме реализованной товаропроизводителями района аналогичной продукции;
цена закупа в сравнении со среднерыночной;
— для обслуживающих кооперативов — виды услуг, их доля в общем объеме услуг по району и объем годовой выручки.
Кроме того, важен вклад кооператива в социальное развитие своих членов и территории его размещения (внутренняя и внешняя социальная ответственность). В этом суть кооперативного движения. Это касается прежде всего кооперативов, созданных более трех лет назад и накопивших потенциал для реализации этой функции. При этом следует учитывать:
— размер кооперативных выплат, полученных членами кооператива;
— объем средств, направленных кооперативом на обучение членов кооператива или их детей; материальную помощь членам кооператива в случае непредвиденных обстоятельств; спонсорскую помощь или меценатство; участие в районных программах государственной поддержки социально-экономического развития территории.
Причем все эти показатели должны быть не линейными, а относительными, т. е. рассчитанными, например, в среднем на одного члена кооператива.
При подготовке материалов для заседания президиума Россельхозакадемии, состоявшегося в ноябре 2013 г. и посвященного проблемам развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, в трех регионах Сибирского федерального округа (Омской и Новосибирской областях и Алтайском крае) проведен экспертный опрос специалистов министерств и управлений сельского хозяйства, занимающихся данным вопросом, которые отметили, что для развития кооперации на селе необходимо:
— долю кооперативов — участников проектов по строительству и реконструкции объектов производственной и социальной инфраструктуры при софинансировании ограничить 20%;
— объявить налоговые каникулы на первый год деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, вне зависимости от вида их деятельности;
— региональным и районным информационно-консультационным центрам, созданным на бюджетные средства, вменить в обязанность вести широкую пропаганду преимуществ кооперативов для домашних хозяйств и малого бизнеса и предоставлять населению информацию на безвозмездной основе;
— с избранным председателем и/или исполнительным директором заключать договор не только со стороны самого кооператива, но и администрации территории, что повысит его ответственность в решении финансовых вопросов.
Для подготовки будущих руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходимо:
— Министерству сельского хозяйства РФ обеспечить договоренность с Министерством образования и науки РФ о включении вопросов организации сельскохозяйственной потребительской кооперации в компетенции, значит, в учебные планы всех специальностей и направлений бакалавриата, по которым высшие и среднеспециальные учебные заведения аграрного профиля готовят студентов, а вопросов из данной дисциплины — в перечень вопросов государственного экзамена;
— вопросы организации сельскохозяйственной кооперации включить в перечень обязательных дисциплин для всех категорий слушателей институтов повышения квалификации аграрных кадров;
— при подготовке или повышении квалификации председателей и исполнительных директоров кооперативов приглашать профессиональных преподавателей, имеющих практический опыт работы.
Выводы
Причины отсутствия интереса к формированию обеспечения сельскохозяйственных потребительских кооперативов у власти и крупного бизнеса разные: органы государственного управления не видят в них надежных партнеров, органы муниципального управления не имеют финансового обеспечения для выполнения функций по их поддержке и контролю, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия опасаются легализации части своего бизнеса, связанного с отношениями с домашними хозяйствами, домашние и фермерские хозяйства хотят оставаться самостоятельными в вопросах реализации продукции.
Алгоритм действий органов государственного и муниципального управления по поддержке создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов включает четыре этапа: выделение средств государственной
поддержки по программе развития сельских территорий, заказ от муниципалитетов на подготовку специалистов и разработку бизнес-планов, выделение средств на создание кооперативов по программе развития сельского хозяйства и агропродовольственных рынков, контроль со стороны муниципалитетов за эффективностью использования бюджетных средств.
В качестве критериев оценки эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов предложены для кредитных кооперативов размер фонда финансовой взаимопомощи, количество открытых договоров займа, удельный вес привлеченных средств в фондах финансовой взаимопомощи, доля просроченной задолженности по выданным займам в общей сумме займов и увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах членов кооперативов; для закупочных — годовой объём выручки кооператива, объем закупленной им сельскохозяйственной продукции и цена закупа; для обслуживающих — виды услуг, их доля в общем объеме услуг по району и объем годовой выручки. Для всех видов — их вклад в социальное развитие своих членов и территории размещения (участие в районных программах государственной поддержки её социально-экономического развития), размер кооперативных выплат, полученных членами кооператива, объем средств, направленных кооперативом на обучение членов кооператива или их детей; материальную помощь членам кооператива в случае непредвиденных обстоятельств.
Для развития кооперативов и повышения эффективности их деятельности предлагается на федеральном уровне законодательно закрепить ограничение доли кооперативов — участников проектов по строительству и реконструкции объектов производственной и социальной инфраструктуры при софинанси-ровании, объявить им налоговые каникулы на первый год деятельности, вести широкую пропаганду преимуществ кооперативов для домашних хозяйств и малого бизнеса и предоставлять населению информацию на безвозмездной основе, с избранным председателем и/или исполнительным директором заключать договор не только со стороны самого кооператива, но и администрации территории.
Для подготовки будущих руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходимо включить вопросы организации кооперации в компетенции и учебные планы всех специальностей и направлений бакалавриата, по которым учебные заведения аграрного профиля готовят студентов, а вопросов из данной дисциплины — в перечень вопросов государственного экзамена;
вопросы организации сельскохозяйственной кооперации включить в перечень обязательных дисциплин для всех категорий слушателей институтов повышения квалификации аграрных кадров.
Библиографический список
1. Захаров И.В., Кузнецова Н.А. Создание и организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: рекомендации. — М.: ФГНУ «Росинформагро-тех», 2007. — 224 с.
2. Исламиев Р.Р. Организационно-экономические основы развития сельскохозяйственной кооперации в АПК региона // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2012. — № 7. — С. 106-109.
3. Формирование региональной системы потребительской кооперации и её государственная поддержка в условиях реализации государственных и муниципальных программ / под общ. ред. И.В. Палаткина. — Пенза, 2008. — 186 с.
4. Doyle P. Marketing Management and Strategy. Prentice Hall Europe, Hemel Hempstead, 1994.
5. Алтай: Жители районов не спешат объединяться в сельскохозяйственные кооперативы [Электронный ресурс] // http: selcoop.ru.
6. Алтайский край в цифрах //altairegion22.ru: Официальный сайт Алтайского края. [Барнаул, 2014]. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://altairegion22.ru/territory/altnumber/1 / (дата обращения август 2014).
7. В Алтайском крае безработные объединились в кооперативы [Электронный ресурс] http: // www. Dok22.ru/information/povestkadniarinoktruda.
References
1. Zakharov I.V., Kuznetsova N.A. Sozdanie i organizatsiya deyatel'nosti sel'skokho-zyaistvennykh potrebitel'skikh kooperativov: rekomendatsii. — M.: FGNU «Rosinformagrotekh», 2007. — 224 s.
2. Islamiev R.R. Organizatsionno-ekonomi-cheskie osnovy razvitiya sel'skokhozyaistvennoi kooperatsii v APK regiona // Vestnik Altaiskogo agrarnogo universiteta. — 2012. — № 7. — S. 106-109.
3. Formirovanie regional'noi sistemy pot-rebitel'skoi kooperatsii i ee gosudarstvennaya podderzhka v usloviyakh realizatsii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh programm / pod obshchei red. I.V. Palatkina. — Penza, 2008. — 186 s.
4. Doyle P. Marketing Management and Strategy. Prentice Hall Europe, Hemel Hempstead, 1994.
5. Altai: Zhiteli raionov ne speshat ob"edinyat'sya v sel'skokhozyaistvennye koope-
rativy [Elektronnyi resurs] //
http://selcoop.ru/cooperation/domestic/alta y-zhiteli-rayonov-ne-speshat-obedinyatsya-v-se/?sphrase_id=28070.
6. Altaiskii krai v tsifrakh // altairegion22.ru: Ofitsial'nyi sait Altaiskogo kraya. [Elektronnyi
resurs] — Rezhim dostupa. — URL:
+
http://altairegion22.ru/territory/altnumber/1 / (data obrashcheniya avgust 2014).
7. V Altaiskom krae bezrabotnye ob"edinilis' v kooperativy [Elektronnyi resurs] http://www.Dok22.ru/information/povestkad niarinoktruda.
+
УДК 60.550.325.13
С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, М.М. Максимова S.G. Maksimova, O.Ye. Noyanzina, M.M. Maksimova
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
DEMOGRAPHIC SECURITY AND REPRODUCTIVE BEHAVIOR OF THE YOUTH IN THE CONTEMPORARY SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS
Ключевые слова: социально-экономические особенности, безопасность, региональные социумы, воспроизводство, демографическая безопасность, репродуктивное поведение.
Представлен анализ особенностей демографической безопасности. Устойчивый процесс депопуляции в Российской Федерации является актуальной проблемой социально-экономического развития. Проблема демографической безопасности в России и многих регионах проявляется в снижении рождаемости, повышении смертности, естественной убыли населения, низкой продолжительности жизни, «вымирании» сельских поселений, старении возрастной структуры населения и т.д. Все вышесказанное актуализирует изучение репродуктивных установок как значимой детерминанты демографической безопасности. На основе социологического исследования выявлены особенности установок репродуктивного поведения сельской и городской молодежи Алтайского края и факторы, определяющие их формирование в агропромышленном регионе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что установки на малодетность распространены по территории Алтайского края неравномерно. Территории, сохраняющие более традиционный уклад жизни, сохраняют более высокие нормы идеальной дет-
ности, тогда как в высокоурбанизированных территориях эти нормы стремительно падают.
Keywords: social-economic peculiarities, security, regional societies, reproduction, demographic security, reproductive behavior.
The peculiarities of demographic security are discussed. The persistent process of depopulation in the Russian Federation is an urgent issue of social-economic development. The demographic security issue in Russia and many other regions is revealed by in declining birth rate, increasing mortality rate, natural population decline, low life span, "extinction" of rural settlements, ageing of population, etc. All the above proves the topicality of the study of reproductive attitudes as an important determinant of demographic security. The sociological research revealed the peculiarities of reproductive behavior of the rural and urban youth in the Altai Region and the factors that determine the reproductive behavior in an agrarian region. The obtained data show that the attitudes of having few children are not evenly spread in the Altai Region; the areas with prevailing traditional way of life keep higher standards of ideal number of children, whereas in highly urbanized areas such standards are falling.
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., проф., зав. каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: [email protected]. Ноянзина Оксана Евгеньевна, к.с.н., доцент, каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: [email protected].
Максимова Маргарита Максимовна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва. E-mail: [email protected].
Maksimova Svetlana Gennadyevna, Dr. Sociol. Sci., Prof., Head, Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: [email protected]. Noyanzina Oksana Yevgenyevna, Cand. Sociol. Sci., Assoc. Prof., Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: [email protected].
Maksimova Margarita Maksimovna, Natl. Research University "Higher School of Economics", Moscow. E-mail: [email protected].