УДК 338.436.33
Л.В. Субботина
НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т.С. МАЛЬЦЕВА», КУРГАН, РОССИЯ
L.V. Subbotina
DIRECTIONS AND INSTRUMENTS OF THE STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL
CONSUMER COOPERATION FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BYT.S. MALTSEV» KURGAN, RUSSIA
Любовь Викторовна Субботина
ЬуиЬоу' \ЛМогсл/па ЭиЬЬойпа кандидат экономических наук, доцент [email protected]
Аннотация. В развитии коллективных форм хозяйствования заложен большой экономический и социальный потенциал. В них создается основа для формирования коллективов товаропроизводителей, заинтересованных в эффективности и качестве своей работы, повышении прибыльности и снижении затрат. В настоящее время сельскохозяйственная кооперация нуледа-ется в активной государственной поддержке. При этом необходимо дальнейшее совершенствование применяемых методов и направлений регулирования, а также значительное увеличение объемов выделяемых финансовых ресурсов при одновременном изменении порядка их распределения по территориям. Предлагается перечень инструментов государственной поддержки кооперации, выделены перспективные направления деятельности, в которых кооперация позволит преодолеть ряд насущных проблем. Рекомендуется к применению методика использования государственных средств, направляемых на поддержку региональных АПК. На первом этапе регулирующим органам необходимо определить место сельскохозяйственной потребительской кооперации в организационно-производственной структуре АПК, её экономическое и социальное значение. На основе оптимизации использования производственного потенциала следует выделить приоритетные отрасли, решающие задачи и самообеспечение продовольствием, а также ассортиментного обмена с другими регионами, оптимизировать структуру ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции. На втором этапе целесообразно распределение отдельных территорий региона по различным целям
Введение. История развития потребительской кооперации в России насчитывает уже несколько веков, на протяжении которых в различных сферах хозяйственной деятельности создавались артели, товарищества, потребительские общества, ссудные кассы, использовались другие кооперативные организационные формы, позволявшие удовлетворять те или иные потребности участников. В настоящее время научный и практический интерес к кооперативным процессам в экономике достаточно высок, исследуются роль кооперативов в эффективном развитии отраслей и территорий, перспективные организационные модели и другие аспекты кооперации. Целью данного исследования является изучение и уточнение форм, методов и инструментов государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Зауралье.
Результаты. В сельском хозяйстве кооперирование получило наиболее широкий размах в 1900-1917 годы, когда неблагоприятные экономические условия, сложивши-
и критериям регулирования. В завершение необходимо провести выбор территорий и конкретных субъектов, получающих основную часть средств государственной поддержки.
В условиях конкуренции на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия малым формам хозяйствования трудно конкурировать с такими крупными игроками, как агрофирмы и торговые сети. Без адекватной государственной поддержки кооперативы не смогут сформироваться до размеров, достаточных для дальнейшего самостоятельного роста и развития.
Ключевые слова: сельскохозяйственный потребительский кооператив, государственная поддержка кооперации, проблемы развития кооперации.
Abstract. A great economic and social potential is laid in the development of collective management forms. They create the basis for the formation of producer collectives interested in the efficiency and quality of their work increasing profitability and reducing costs. At present, agricultural cooperation needs active state support. At the same time, it is necessary to improve the applied methods and directions of regulation further as well as a significant increase in the amount of allocated financial resources, while changing the order of their distribution across the territories. A list of instruments for state support of cooperation is proposed promising lines of activity are outlined in which cooperation will overcome a number of pressing problems. It is recommended to apply the methodology of using state funds allocated to support regional agribusiness. At the first stage, regulators need to determine the place of agricultural consumer cooperation in the organizational and production structure of the agroindustrial complex its economic and social significance. On the basis of optimizing the use of production potential, priority sectors, solving tasks and self-sufficiency in food and assortment exchange with other regions should be identified and the structure of import-export of agricultural products should be optimized. At the second stage, it is advisable to distribute the individual territories of the region for various purposes and criteria for regulation. In conclusion, it is necessary to select the territories and specific subjects receiving the bulk of the state support funds.
In conditions of market competition of agricultural raw materials and food, small forms of management are difficult to compete with such large players as agro firms and retail chains. Without adequate state support cooperatives cannot be formed to the extent sufficient for further independent growth and development.
Keywords: agricultural consumer cooperative, state support of cooperation, problems of cooperation development.
еся на аграрном рынке, подталкивали к поиску таких организационных форм, которые позволили бы крестьянам пользоваться выгодами крупного предприятия, оператора на рынке, и одновременно не терять особенности мелкой самостоятельной сельскохозяйственной деятельности [9]. Следует отметить, что инициатива по формированию кооперативных организаций в период до 1917 года всегда шла «снизу», государственные структуры не только не инициировали их создание, а даже ограничивали, проводили «огосударствление» (например, в период Первой мировой войны) [10].
На этапе становления и развития в стране рыночной экономики (начиная с 1992 года) вновь возрос интерес к кооперации в аграрном производстве. В течение последней четверти века можно выделить уже три волны «всплеска» такого интереса: 1998-начало 2000 гг., 2006-2008 гг., 2016 г. - по настоящее время [6]. Особенностью этого этапа сельскохозяйственной потребительской кооперации является
Вестник Курганской ГСХА №3,2018 Экономические науки J
не естественное эволюционное её развитие, а инициирование активизации со стороны государственных управляющих структур федерального, регионального и местного уровней. Постоянно уточняется и в целом совершенствуется правовая база функционирования кооперативов, оказывается информационно-консультационная помощь, обеспечиваются преимущественные экономические условия (посредством льготного налогообложения, выделения рыночных ниш и др.) и прямая финансовая поддержка [3]. Интерес управляющих структур к стимулированию деловой активности кооперативов объясняется их большой значимостью для успешного функционирования сельского хозяйства. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы способствуют формированию сбалансированного конкурентного рынка в аграрной сфере, а эффективность функционирования АПК, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на динамику цен на продукты питания. Положительная динамика развития аграрного сектора экономики имеет мультипликативное воздействие на ряд других видов экономической деятельности и отраслей народного хозяйства. Кооперативное движение имеет большое значение для экономического развития сельских территорий и повышения доходов сельского населения. Сокращение количества крупных аграрных предприятий, выполнявших многие функции по поддержанию и развитию социальной и производственной инфраструктуры села, приводит к деградации сельских территорий. Развитие же кооперативной сети, усиление ее деловой активности будет способствовать снижению темпов миграции трудоспособного сельского населения через решение проблем трудоустройства или самозанятости на селе, поддержанию социальной инфраструктуры.
Однако, обобщая двадцатилетний опыт внедрения коллективных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики, можно констатировать, что до сих пор создаваемые кооперативы во многих регионах (в том числе в Зауралье) не могли набрать достаточную «критическую» массу, которая способствовала бы их устойчивому поступательному росту и развитию. Кооперативному движению пока не удаётся придать массовости (размеры сельскохозяйственных потребительских кооперативов Курганской области в среднем ограничиваются 6-9 участниками) и экономической эффективности, самодостаточной для дальнейшего инвестирования в расширение материально-технической базы. Признавая несомненные преимущества участия в деятельности потребительских кооперативов, сельские товаропроизводители и население отмечают следующие причины своей низкой активности: механизмы управления и контроля не увязаны с размером вложенного в кооператив капитала, слабо специфицированы права собственности, несовершенен порядок владения и распоряжения имуществом, распределения дохода, ограничения на выплату дивидендов, причитающихся по дополнительным паевым взносам членов, и другие проблемы [4]. Существуют проблемы, вызванные как отраслевыми особенностями (требовательность к природным условиям, диспаритет цен на аграрную и промышленную продукцию, низкая отдача капитала и другие), так и малыми размерами кооперативов, которые обуславливают недостаточность собственных финансовых ресурсов для формирования полноценной современной материально-технической базы, внедрения инновационных технологий, производства конкурентоспособной продукции (услуг).
Изучив опыт стран Западной Европы, учёные констатируют, что кооперация более развита там, где активное участие в ней принимают не только фермеры и инициатив-
ное сельское население, но и государство, муниципальные органы власти через глав сельских поселений, общественные объединения [8]. Проведенные нами исследования показали, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы Курганской области, как и других регионов России, нуждаются в более четкой и активной государственной поддержке. В силу того что органы управления напрямую заинтересованы в широком развитии сельской потребительской кооперации, уделяют этому немалое внимание и выделяют значительные бюджетные средства, закономерно ожидание ими практического эффекта, достаточной рациональной отдачи от затраченных ресурсов. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование применяемых методов и направлений регулирования, а также значительное увеличение объемов выделяемых финансовых ресурсов при одновременном изменении порядка их распределения по территориям с учётом местных региональных возможностей участия в софинансировании. Нами обобщены и уточнены направления и конкретные инструменты возможного государственного участия в развитии кооперации (таблица).
Таблица - Направления и инструменты государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации
Назначение Инструмент государственной поддержки
Формирование институтов кооперативной системы создание фондов (в том числе государственных) финансовой помощи кооперативам (залоговых, микрофинансирования и др.)
развитие информационно-консультационной сети
создание центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров
Стимулирование производства стартовая помощь в виде компенсации части затрат на приобретение основных средств (субсидии, гранты)
возмещение части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям
субсидии на возмещение части затрат, связанных с проведением обязательного подтверждения соответствия продовольственного сырья и пищевой продукции
возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка животных
Стимулирование сбытовой деятельности разработка региональной торговой марки кооперативных продуктов, ее активное позиционирование на рынке
создание позитивного имиджа сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их продукции, продвижение кооперативных продуктов через средства массовой информации
выделение сельскохозяйственным потребительским кооперативам торговых мест на льготных условиях
размещение государственных заказов
поддержка строительства крупных кооперативных логистических центров
Управление финансами налоговые каникулы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, налоговые льготы по другим налогам
возмещение части расходов на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам
государственные займы под значимые инвестиционные проекты
Предлагаем следующую методику использования средств государственного бюджета, направляемых на поддержку региональных АПК.
- Начальным этапом должна стать формулировка целевой функции государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации региона, тер-
ритории - осмысление нужности сохранения (восстановления) сельскохозяйственной деятельности и её места в системе приоритетов развития региона, определение объективно необходимых объемов производства аграрной продукции, установление количественных и качественных критериев степени и эффективности регулирования аграрного сектора.
- Далее считаем целесообразным распределение отдельных территорий (муниципальных образований) региона по различным целям (рост деловой активности, социальные приоритеты и др.) и критериям регулирования (минимум бюджетных расходов, максимум чистого дохода, прирост валовых объемов производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, создание рабочих мест и др.).
- Необходимо провести выбор территорий и конкретных субъектов, получающих основную часть средств государственной поддержки.
На начальном этапе регулирующим органам необходимо определить место сельскохозяйственной потребительской кооперации в организационно-производственной структуре АПК, её экономическое и социальное значение. На основе оптимизации использования производственного потенциала следует выделить приоритетные отрасли, решающие задачи и самообеспечение продовольствием, а также ассортиментного обмена с другими регионами, оптимизировать структуру ввоза-вывоза продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Восстановлению и развитию этих отраслей необходимо уделить основное внимание при распределении финансовых средств, направляемых на поддержание регионального сельского хозяйства в целом, втом числе на развитие потребительской кооперации. Регулирующий потенциал государства, как правило, ограничен, и его недостаточно для равномерного распределения сразу по всем направлениям АПК. Это приведет к «распылению» средств, в результате которого ни по одному из направлений не будет получено ощутимого эффекта. Поэтому необходимо определить объекты, наиболее остро нуждающиеся в государственном вмешательстве. Здесь нужно учесть несколько аспектов.
Во-первых, при определении основных направлений государственного воздействия на формирование и функционирование аграрного комплекса необходимо учитывать его системные признаки, а именно, принцип комплексности или взаимозависимости элементов системы (отраслей, финансовых потоков, ценовых пропорций). Непродуманность последствий поддержки в краткосрочном и долгосрочном периоде времени может привести к перекосам в развитии различных отраслей комплекса. Так, поддержка высоких закупочных цен на зерно обусловит более выгодную его реализацию, однако через удорожание кормовых ресурсов вызовет ухудшение ситуации в животноводстве, так как цены на мясо сдерживаются ограниченным платежеспособным спросом населения, более высокой эластичностью спроса по цене и импортом довольно дешевого мясного сырья.
Во-вторых, при выборе и метода регулирования, и отрасли - объекта регулирования - необходимо максимально точно прогнозировать не только прямое, но и косвенное влияние осуществляемых действий. В условиях современной аграрной политики ресурсные возможности бюджета направляются преимущественно на поддержку доходов сельскохозяйственных производителей - посредством субсидий и дотаций компенсируются производственные расходы при сохранении невысоких закупочных цен на готовую продукцию, либо путем закупочных интер-
венций, применения гарантированных цен и других экономических методов поддерживаются цены на аграрную продукцию на уровне, обеспечивающем требуемые доходы. Если направить основные финансовые средства на компенсацию производственных расходов, то, по оценке зарубежного опыта, это тоже не всегда эффективно, особенно в условиях диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), из выплат на поддержание объемов производства определенных видов продукции в Канаде только 25% остается в виде доходов фермеров, остальное становится прибылью поставщиков горючего, удобрений, техники и землевладельцев, если фермеры работают на арендованной земле [5]. Реализация программ поддержки сельского хозяйства, искажающих цены на продукцию, в США также оказалась неэффективной. Отрасли, не получающие поддержки (фрукты, овощи, мясо, за исключением скотоводства) развивались намного успешнее отраслей, получивших государственную помощь. Чрезмерные инвестиции приводили к неэффективной растрате национальных денежных ресурсов, иногда вызывали иждивенческие настроения [1, 2, 11].
В-третьих, при ограниченности имеющихся средств возникает проблема выбора принципа их распределения. Можно направить ресурсы на дальнейшее развитие эффективно функционирующих отраслей с целью получения более быстрого экономического эффекта и возврата вложенных средств; пытаться восстановить производство аграрных продуктов, ставшее неэффективным в новых экономических условиях, однако крайне важное для региона и возможное в данных природных условиях; уделить внимание не увеличению объемов производства сельскохозяйственных продуктов, а повышению занятости сельского населения, сравнивая затраченные средства с уменьшением различных социальных выплат и пособий.
С учётом этих аспектов считаем, что на современном этапе развития АПК Курганской области приоритетными направлениями должны стать:
- увеличение объемов производства продукции животноводства до уровня (по крайней мере) самообеспечения (продовольственной безопасности);
- рост эффективности производства продукции растениеводства;
- повышение наукоемкости сельского хозяйства;
- улучшение условий проживания на селе;
- увеличение уровня доходов сельского населения.
При оценке социально-экономического состояния
сельских территорий и аграрного производства Курганской области [8] были сделаны следующие выводы. Реальный платежеспособный спрос населения области невысок (уровень доходов самый низкий в Уральском ФО), поэтому поддержка сельскохозяйственных отраслей должна быть ориентирована не на поддержание высоких цен на аграрную продукцию, а преимущественно на компенсацию части производственных затрат и инвестирование в обновление производства. Для предупреждения иждивенческих настроений на получение незаработанных средств и обеспечения более эффективного многократного оборота государственных ресурсов, значительную их часть нужно предоставлять на возвратной основе в виде льготных или бесплатных кредитов, а также в виде компенсации стоимости кредитов коммерческих банков. Порядок выплат средств в виде дотаций и субсидий следует увязать с эффективностью деятельности
Вестник Курганской ГСХА №3,2018 Экономические науки 9
сельскохозяйственных организаций, технологическим уровнем хозяйствования, продолжительностью функционирования и деловой репутацией.
В рамках общей стратегии развития регионального АПК свою «нишу» должна занять государственная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации. Для этого нужно выбрать направления хозяйственной деятельности, где кооперация «приживется» и поможет решить конкретные проблемы. Организации малых форм, фермеры и хозяйства населения испытывают немало трудностей при ведении молочного скотоводства, здесь может быть востребована кооперация по сбору и первичной переработке молока, искусственному осеменению, ветеринарным услугам, обеспечению кормами, промышленному забою скота. В растениеводстве целесообразно создание обрабатывающих кооперативов, по совместному использованию зерно- и кормоуборочной техники, опрыскиванию посевов, хранению зерна.
Выводы. В современных условиях жесткой конкуренции на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия малым формам хозяйствования, которыми являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы на начальном этапе деятельности, невозможно конкурировать с такими крупными игроками, как агрофирмы и торговые сети. Без адекватной государственной поддержки кооперативы не смогут сформироваться до размеров, достаточных для дальнейшего самостоятельного роста и развития. Однако направления, методы и инструменты такой поддержки должны совершенствоваться и дифференцироваться с учётом региональной специфики. Кроме того, следует помнить, что формирование кооперативов не является основной целью управляющей подсистемы. Их организация и функционирование целесообразны лишь пока они способствуют повышению эффективности сельскохозяйственного производства, решению социальных задач, развитию сельских территорий.
Список литературы
1 Thompson R.L. Impact of Budget and Tax Policy on Agriculture and Agribusiness: The American Experience, Agribusiness 12(6): november-december. 1996 - Pp 601-611.
2 Болотова Ю. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в США / Ю. Болотова //АПК: экономика, управление. 2004. № 10. С. 37-41.
3 Винничек Л.Б., Павлов А.Ю., Ялмаев Р.А., Бато-ва В.Н. Дифференциация направлений государственной поддержки по видам и уровням сельскохозяйственной потребительской кооперации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 3 В. Т. 7. С. 295-311.
4 Володина Н.Г., Головина С.Г, Подгорбунских П.Е. Организационные модели аграрных кооперативов: монография. Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009. 498с.
5 Данкверт С., Лавровский В. Государственная поддержка агро-производства в Канаде // АПК: экономика, управление. 2004. № 3. С. 54-61.
6 Субботина Л.В. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Курганской области // Основные направления развития агробизнеса в современных условиях: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2018. С. 304-309.
7 Субботина Л.В., Головина С.Г Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности территорий (российская наука и практика) // Вестник Курганской ГСХА. 2014. № 3 (11). С. 13-18.
8 Султанова Г.Т. Государственная поддержка АПК в зарубежных странах // Проблемы агрорынка. 2017. № 3. С. 131-135.
9 Сумарокова М.А. Исторические аспекты развития сельскохозяйственной кооперации в России // Научное обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса регионов РФ: материалы международной научно-практической конференции. Курган: Изд-во Курганской ГСХА. 2018. С. 246-250.
10 Фридман A.M. К 180-летию потребительской кооперации России. Исторический опыт функционирования потребительской кооперации России (1831-2011 ^//Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2011. № 5. С. 43-48.
11 Субботина Л.В. Возможности производственной инфраструктуры для развития мясопродуктового кластера в Курганской области // Вестник Курганской ГСХА. 2016. №4(20). С.13-17.
List of references
1 Thompson R.L. Impact of Budget and Tax Policy on Agriculture and Agribusiness: The American Experience, Agribusiness 12 (6): november-december 1996 - Pp 601-611.
2 Bolotova Yu. Support for agricultural commodity producers in the USA/Yu. Bolotova // AIC: Economics, Management. 2004. № 10. Pp. 37-41.
3 Vinnichek L.B., Pavlov A. Yu., Yalmaev R.A., Batova V.N. Differentiation of directions of state support by types and levels of agricultural consumer cooperation // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2017. № 3 В. V. 7. Pp. 295-311.
4 Volodina N.G., Golovina S.G., Podgorbunskikh PE. Organizational models of agrarian cooperatives: monography. Kurgan: Publishing house of Kurgan State Agricultural Academy, 2009. 498 p.
5 Dankvert S., Lavrovskii V. State support for agro-production in Canada//AIC: economics, management. 2004. № 3. Pp. 54-61.
6 Subbotina L.V. The development of agricultural consumer cooperation in the Kurgan region // The main directions of the development of agribusiness in modern conditions: materials of the II All-Russian scientific-practical conference. Kurgan: Publishing house of Kurgan State Agricultural Academy, 2018. Pp. 304-309.
7 Subbotina L.V., Golovina S.G. Methodological approaches to assessing the investment attractiveness of territories (Russian science and practice) // Vestnik of Kurgan State Agricultural Academy. 2014. №3(11). Pp. 13-18.
8 Sultanova G.T. State support of agro-industrial complex in foreign countries // Problems of the agricultural market. 2017. № 3. Pp. 131-135.
9 Sumarokova M.A. Historical aspects of agricultural cooperation development in Russia // Scientific support of the innovative development of the agro-industrial complex of the regions of the Russian Federation: materials of the international scientific-practical conference. Kurgan: Publishing house Kurgan State Agricultural Academy. 2018. Pp. 246-250.
10 Fridman A.M. To the 180th anniversary of consumer cooperation in Russia. Historical experience in the functioning of consumer cooperation in Russia (1831 - 2011) // Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. 2011. № 5. Pp. 43-48.
11 Subbotina L.V. Opportunities of production infrastructure for the development of the meat and food cluster in the Kurgan region // Vestnik Kurganskoy GSKHA. 2016. №4 (20). C. 13-17.