Научная статья на тему 'Разработка модели регионального центра по регулированию и поддержке сельской потребительской кооперации'

Разработка модели регионального центра по регулированию и поддержке сельской потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / RURAL CONSUMER COOPERATION / КООПЕРАТИВНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / COOPERATIVE FORMATIONS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / СТИМУЛИРОВАНИЕ / STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубаева О.Д., Лилимберг С.И.

Развитие системы сельскохозяйственной кооперации вопрос социальной, политической и экономической важности. Эффективная потребительская кооперация в АПК позволит не только увеличить прибыльность сельскохозяйственного производства в целом, но и повысить экономическую активность существенной части сельского населения, а также обеспечить концентрацию дополнительных финансовых и материальных ресурсов от сельского населения и сельхозтоваропроизводителей. Таким образом, будет обеспечен экономический рост народного хозяйства региона. Цель исследования разработка эффективного механизма регулирования кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей и агросервисных предприятий кооперативного типа. В ходе исследования использованы аналитические и количественные методы организации и планирования производства. Развитие кооперации в аграрном секторе требует сегодня новых подходов, обеспечивающих стабилизацию экономики малых форм хозяйствования. Успешное объединение мелких товаропроизводителей возможно только при активном участии республиканских и местных органов власти, осуществляющих разработку законодательной базы, разъяснительную работу и оказывающих финансовую, организационную, производственную помощь. Непосредственным управляющим органом такого объединения может выступить региональный центр регулирования и поддержки сельской кооперации в АПК. Создание такого центра как интегрированного информационно-коммуникационного и контролирующего органа управления отвечает насущной потребности активизации интеграционных процессов в регионе, а также мировым тенденциям развития кооперативной деятельности в АПК. Рекомендуемая организационная модель регионального центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК представляет собой качественный механизм взаимодействия государственных органов власти, банковского сектора, страхового сектора, научно-методического сектора, сектора консалтинговых услуг и кооперативных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL DEVELOPMENT OF THE REGIONAL CENTER FOR REGULATION AND SUPPORT OF A RURAL CONSUMER COOPERATION

The development of the agricultural cooperation system is a question of a social, political and an economic importance. Effective consumer cooperation in agrarian and industrial complex will allow not only to increase the profitability of an agricultural production in general, but also to raise the economic activity of an essential part of rural population, as well as to provide a concentration of additional financial and material resources from country people and agricultural producers. Thus, the economic growth of a national economy of the region will be ensured. The purpose of the current research is to develop an effective regulatory mechanism of cooperation and integration of rural producers and the agro-service enterprises of a cooperative type. The analytical and quantitative methods of the organization and production planning are used to carry out the optimization. Today the development of cooperation in agrarian sector demands some new approaches providing stabilization of economy of small forms of management. The successful merger of small producers is possible only with a help of active participation of the state and local authorities engaged in the development of a legislative base, explanatory work and giving financial, organizational, production aid. The regional center of regulation and support of rural cooperation in agrarian and industrial complex can act as a direct managing body of such association. The formation of the such center of regulation and support of rural consumer cooperation in agrarian and industrial complex as the integrated information and communication and supervisory authority meets a pressing need to strengthen the integration processes in the region, as well as world tendencies of cooperative activity development in agrarian and industrial complex. The recommended organizational model of the regional center of regulation and support of rural consumer cooperation in agrarian and industrial complex represents the high-quality mechanism of interaction between public authorities, banking sector, insurance sector, scientific and methodical sector, sector of consulting services and the cooperative organizations.

Текст научной работы на тему «Разработка модели регионального центра по регулированию и поддержке сельской потребительской кооперации»

- - Аграрный вестник Урала №01 (143), 2016 г.-. _

Экономика ^Ф/

УДК 338.43

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

О. Д. РУБАЕВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой, С. И. ЛИЛИМБЕРГ,

аспирант, Южно-Уральский государственный аграрный университет

(454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 75; тел.: 87777960795; e-mail: via-lil@yandex.ru)

Ключевые слова: сельская потребительская кооперация, кооперативные формирования, эффективность, регулирование, стимулирование.

Развитие системы сельскохозяйственной кооперации - вопрос социальной, политической и экономической важности. Эффективная потребительская кооперация в АПК позволит не только увеличить прибыльность сельскохозяйственного производства в целом, но и повысить экономическую активность существенной части сельского населения, а также обеспечить концентрацию дополнительных финансовых и материальных ресурсов от сельского населения и сельхозтоваропроизводителей. Таким образом, будет обеспечен экономический рост народного хозяйства региона. Цель исследования - разработка эффективного механизма регулирования кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей и агросервисных предприятий кооперативного типа. В ходе исследования использованы аналитические и количественные методы организации и планирования производства. Развитие кооперации в аграрном секторе требует сегодня новых подходов, обеспечивающих стабилизацию экономики малых форм хозяйствования. Успешное объединение мелких товаропроизводителей возможно только при активном участии республиканских и местных органов власти, осуществляющих разработку законодательной базы, разъяснительную работу и оказывающих финансовую, организационную, производственную помощь. Непосредственным управляющим органом такого объединения может выступить региональный центр регулирования и поддержки сельской кооперации в АПК. Создание такого центра как интегрированного информационно-коммуникационного и контролирующего органа управления отвечает насущной потребности активизации интеграционных процессов в регионе, а также мировым тенденциям развития кооперативной деятельности в АПК. Рекомендуемая организационная модель регионального центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК представляет собой качественный механизм взаимодействия государственных органов власти, банковского сектора, страхового сектора, научно-методического сектора, сектора консалтинговых услуг и кооперативных организаций.

MODEL DEVELOPMENT OF THE REGIONAL CENTER

FOR REGULATION AND SUPPORT

OF A RURAL CONSUMER COOPERATION

O. D. RUBAYEVA,

doctor of economic sciences, professor, head of department, S. I. LILIMBERG,

graduate student, South Ural State Agrarian University

(75 Lenina Pr., 454080, Chelyabinsk; tel.: 87777960795; e-mail: via-lil@yandex.ru)

Keywords: rural consumer cooperation, cooperative formations, efficiency, regulation, stimulation. The development of the agricultural cooperation system is a question of a social, political and an economic importance. Effective consumer cooperation in agrarian and industrial complex will allow not only to increase the profitability of an agricultural production in general, but also to raise the economic activity of an essential part of rural population, as well as to provide a concentration of additional financial and material resources from country people and agricultural producers. Thus, the economic growth of a national economy of the region will be ensured. The purpose of the current research is to develop an effective regulatory mechanism of cooperation and integration of rural producers and the agro-service enterprises of a cooperative type. The analytical and quantitative methods of the organization and production planning are used to carry out the optimization. Today the development of cooperation in agrarian sector demands some new approaches providing stabilization of economy of small forms of management. The successful merger of small producers is possible only with a help of active participation of the state and local authorities engaged in the development of a legislative base, explanatory work and giving financial, organizational, production aid. The regional center of regulation and support of rural cooperation in agrarian and industrial complex can act as a direct managing body of such association. The formation of the such center of regulation and support of rural consumer cooperation in agrarian and industrial complex as the integrated information and communication and supervisory authority meets a pressing need to strengthen the integration processes in the region, as well as world tendencies of cooperative activity development in agrarian and industrial complex. The recommended organizational model of the regional center of regulation and support of rural consumer cooperation in agrarian and industrial complex represents the high-quality mechanism of interaction between public authorities, banking sector, insurance sector, scientific and methodical sector, sector of consulting services and the cooperative organizations.

Положительная рецензия представлена С. Б. Исмуратовым, доктором экономических наук, профессором, академиком, ректором Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова.

Экономика

В последние годы в АПК Казахстана отмечается стремительное развитие кооперативов по переработке продукции сельского хозяйства, которое в свою очередь способствует развитию свободной предпринимательской деятельности и защищает сельскохозяйственных товаропроизводителей от монополий.

Цель и методика исследований. Цель исследований - разработка эффективного механизма регулирования кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей и агросервисных предприятий кооперативного типа. Исследование показало, что для разработки модели функционирования непосредственного органа поддержки и регулирования сельской потребительской кооперации наиболее эффективным инструментом являются аналитические и количественные методы организации и планирования производства [3].

Результаты исследований. Результаты исследований свидетельствуют, что для формирования эффективного механизма управления кооперативными организациями в АПК Костанайской области Республики Казахстан может быть создан Областной центр регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК. Указанные выше направления развития кооперации в АПК могут быть реализованы только на основе объединения научно-образовательного, производственного и финансового потенциала региона в единый интегрированный орган и создания экономических

условий для стимулирования кооперации в регионе. Непосредственным управляющим органом такого объединения и станет Областной центр регулирования и поддержки сельской кооперации в АПК (далее - Центр поддержки СПК).

Сформулируем миссию Областного центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК: устойчивое развитие сельской потребительской кооперации в Костанай-ской области, повышение уровня жизни сельского населения, рост эффективности агропромышленного производства через укрепление интеграционных связей.

Цель создания Областного центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК не может заключаться в получении прибыли, так как данная структура формируется как некоммерческая организация [10]. Поэтому формулировка цели его создания должна отличаться общественной значимостью: содействие развитию сельской потребительской кооперации, улучшение правовых и социально-экономических условий развития кооперативных формирований и повышение эффективности функционирования сельской потребительской кооперации в регионе.

Основные задачи Областного центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК приведены на рис. 1.

Рис. 1. Основные задачи Областного центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК 92 www.avu.usaca.ru

Экономика ^Ф/

Мотивация взаимодействия субъектов малых форм хозяйствования в АПК и кооперативных формирований с Центром поддержки СПК будет обусловлена доступом к крупным информационным массивам и услугам по различным сферам кооперативной деятельности, высоким качеством предоставленных услуг, «прозрачностью» деятельности данной организации.

Критериями эффективности работы Центра поддержки СПК могут выступать следующие показатели:

- количество вновь созданных сельских потребительских кооперативов;

- доля сельского населения, вовлеченного в кооперативные формирования;

- объемы производства и переработки сельскохозяйственной продукции в сельских потребительских кооперативах;

- суммарный размер паевого фонда сельских потребительских кооперативов Костанайской области;

- численность новых рабочих мест, созданных в результате организации кооперативов;

- совокупные привлеченные инвестиции в деятельность сельских потребительских кооперативов.

Основные положения организационного построения Центра поддержки СПК закрепляются уставом, который разрабатывается и утверждается при участии администрации. Организационная модель построения центра как интегрированной структуры представлена на рис. 2.

Центр поддержки СПК в регионе как некоммерческая организация будет иметь государственное финансирование. Полученными средствами руководство центра вправе распоряжаться самостоятельно, при этом отчисления в фонд потребления не должны превышать определенную долю. По мере активизации сельской потребительской кооперации в Костанайской области и укрепления интеграционных связей должен осуществляться поэтапный переход на самофинансирование центра.

Рис. 2. Организационная модель регионального интегрированного органа управления сельской потребительской кооперацией в АПК www.avu.usaca.ru 93

Экономика

Первоначально кооперативные организации, воспользовавшиеся его услугами, станут оплачивать лишь часть издержек, связанных с выполнением посреднических функций. Затем следует переход на полное возмещение издержек, и в окончательном варианте, когда инфраструктура обеспечения кооперативной деятельности достигнет определенного уровня развития, стоимость услуг центра будет формироваться как договорная рыночная цена на посреднические, юридические, информационные, образовательные и другие услуги.

В организационную структуру Центра поддержки СПК рекомендуется включить пять основных функциональных отделов и обслуживающие подразделения (рис. 3).

Специалисты юридического отдела будут отслеживать и контролировать изменение региональной нормативно-правовой базы в области кооперации; определять порядок и процедуры государственного регулирования и контроля за деятельностью кооперативов, соблюдением их прав и выполнением обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. Таким образом, главная задача юридического отдела - формирование юридической системы мер государственной поддержки сельской потребительской кооперации [9].

Основной задачей отдела информационно-консультационного обслуживания станет не только непосредственно информационное и консультационное обеспечение, его функции будут гораздо более масштабными и значительными. Своевремен-

ное обеспечение доступа субъектов малых форм хозяйствования и кооперативных организаций к рынку информации, консультационных услуг, научно-методического и инновационного обеспечения является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования сельских потребительских кооперативов [4].

Отдел финансово-экономического и кредитного обслуживания должен обеспечить кооперативным организациям доступность финансовых ресурсов для развития своей деятельности [8]. Следует учитывать специфику государственной финансово-кредитной поддержки сельской потребительской кооперации, которая включает, с одной стороны, меры по поддержке субъектов малого бизнеса (фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей), с другой стороны - меры по поддержке непосредственно кооперативных организаций.

В настоящее время неразвитость кооперативных отношений в агропромышленном производстве, их недостаточная конкурентоспособность во многом объясняются низким уровнем управленческого и кадрового потенциала [2]. Отдел подготовки и переподготовки кадров будет осуществлять деятельность по двум основным направлениям:

- обучение и подготовка управленческих работников для кооператива (профессиональных корпоративных менеджеров), не имеющих членства в кооперативных организациях;

- обучение и подготовка членов кооперативных организаций.

МСХ РК

Управление сельским хозяйством Костанайской области

Областной центр регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК

Отдел информационно-консультационного обслуживания

Отдел финансово-экономического и кредитного обслуживания

Отдел подготовки и переподготовки кадров

Отдел международного сотрудничества

Бухгалтерия, АХО, отдел технического обеспечения

Районные центры регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК

' г 1'

Юридический отдел Отдел информационно-консультационного обслуживания Отдел финансово-экономического и кредитного обслуживания Бухгалтерия, АХО, отдел технического обеспечения

Рис. 3. Организационная структура Областного центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК 94 www.avu.usaca.ru

- - Аграрный вестник Урала №01 (143), 2016 г.-. ^^ _

Экономика ^Ф/

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Организация Центра, активизация пропаганды кооперативной деятельности Организация районных Центров, создание пилотных СПК Активизация процессов вовлечения пайщиков в кооперацию, рост численности СПК

Рост показателей эффективности функционирования СПК Повышение эффективности агропромышленного производства

Рис. 4. Оценка влияния Центра регулирования и поддержки на перспективы развития сельской потребительской кооперации

в АПК Костанайской области (диаграмма Ганта)

Кроме того, данный отдел может привлечь специалистов для разработки и внедрения учебных планов обучения студентов экономических факультетов вузов курса «Кооперация» [7]. В сельскохозяйственных вузах это может быть специализированный курс - «Сельская потребительская кооперация», который целесообразно ввести и в учреждениях послевузовского образования.

Работникам отдела также необходимо провести исследования и разработать программы по углублению профессиональной ориентации молодого сельского населения (учащихся старших классов), целью которых будет не только повышение информированности о возможностях обучения и карьеры в сфере сельской кооперации, но и создание успешного имиджа работника кооператива.

Международное сотрудничество казахстанских фермеров в сфере сельской потребительской кооперации практически не развито [1]. Основным направлением международного сотрудничества казахстанских сельских кооперативов может стать членство в Международном кооперативном альянсе [6]. Данная организация выступает инициатором международных выставок и ярмарок, совещаний и форумов. Функции отдела международного сотрудничества:

- развитие международной торговли и участие в ней костанайских кооператоров;

- создание международных баз данных;

- разработка и реализация совместных программ получения кооперативного образования и переподготовки кадров;

- выход костанайских сельскохозяйственных кооперативов на международные выставки;

- текущее сотрудничество с родственными зарубежными кооперативными объединениями в поряд-

С учетом административного деления Костанай-ской области и значительности ее территории будет целесообразным создание 16 районных центров для обслуживания местных сельских товаропроизводителей [5]. Районные центры будут подотчетны Областному центру.

Выводы. Рекомендации. Рекомендуемая организационная модель Областного центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК представляет собой качественный механизм взаимодействия государственных органов власти, банковского сектора, страхового сектора, научно-методического сектора, сектора консалтинговых услуг и кооперативных организаций.

Формирование механизма управления сельской потребительской кооперацией в АПК Костанайской области будет способствовать ее активному развитию. В связи с этим уже на данном этапе можно оценить перспективы развития сельской потребительской кооперации с помощью диаграммы Ганта (рис. 4).

Таким образом, нами разработана организационная модель регионального центра регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК. Областной центр регулирования и поддержки сельской потребительской кооперации в АПК будет функционировать как интегрированный информационно-коммуникационный и контролирующий орган управления. В отличие от действующего механизма создания СПК на основании личной инициативы организаторов данный орган управления будет инициировать и регулировать активизацию интеграционных процессов в регионе, что отвечает насущным потребностям развития кооперативной деятельности в АПК.

ке обмена опытом.

Литература

1. Акимбекова Г. У. Концепция развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан. Ал-маты : ТОО «КазНИИЭАПКиРСТ», АО «КазАгроИнновация», 2013. 56 с.

>- Аграрный вестник Урала № 01 (143), 2016 г. —«

Щ,

Экономика

2. Балкибаева А. М., Оразбаева А. С., Казкенова А. С. О развитии сельской потребительской кооперации в Казахстане // Вестник науки Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина. 2012. N° 2.

3. Батабаева Ж. Сельский потребительский кооператив // АгроИнфо. 2014. № 7.

4. Гриценко Н. П., Коринец Р. Я., Сеитосманов А. С. Сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы: становление и развитие (на примере АР Крым). Симферополь : ПРИК ПРООН, 2011. 136 с.

5. Доронин Б. А., Мещерякова Л. А., Латышева Л. А. и др. Сельскохозяйственная потребительская кооперация: учеб. пособие. Ставрополь : АГРУС, 2011. 288 с.

6. Есенгалиева С. Развитие кооперации в сельском хозяйстве Республики Казахстан // АПК: экономика и управление. 2014. № 7. С. 83-87.

7. Есенгалиева С. Сельскохозяйственная кооперация в Казахстане: состояние и проблемы развития // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 5-6. С. 49-51.

8. Отчет о научно-исследовательской работе на тему «Совершенствование механизмов кооперации малых форм хозяйствования в сельской местности Орловской области» / под рук. Н. И. Прока. Орел, 2013. 101 с.

9. Середкин А. Н., Виноградова Г. Л. Моделирование показателей эффективности управления системой сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней // Инженерный вестник Дона. 2012. № 2. С. 29-31.

10. Ткач А., Чукин Н. Развитие потребительской кооперации в сельской местности // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 2. С. 35-36.

1. Akimbekova G. W. Concept of development of agricultural cooperation in the Republic of Kazakhstan. Almaty : LLP "KazNIIEK", JSC "KazAgrolnnovation", 2013. 56 p.

2. Balkibaeva A. M., Orazbaeva A. S., Kazkenova A. S. On the development of rural consumer cooperatives in Kazakhstan // Journal of science of Kazakh Agro-Technical University of S. Seifullin. 2012. № 2.

3. Batabaeva J. Rural consumer cooperative // Agrolnfo. 2014. № 7.

4. Gritsenko N. P., Korinets R. Y., Seitosmanov A. S. Agricultural service cooperatives: formation and development (on the example of Crimea). Simferopol : CIDP, 2011. 136 p.

5. Doronin B. A., Meshcheryakova L. A., Latysheva L. A., etc. Agricultural consumer cooperatives : training manual. Stavropol : AGRUS, 2011. 288 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Esengalieva S. Development of cooperation in agriculture of the Republic of Kazakhstan // AIC: economics and management. 2014. № 7. P. 83-87.

7. Esengalieva S. Agricultural cooperation in Kazakhstan: condition and problems of development // International agricultural journal. 2013. № 5-6. P. 49-51.

8. The report on research work on the topic "Improving the mechanisms of cooperation of small forms of managing in countryside in the Orlov region"/ ed. by N. I. Prok. Oryol, 2013. 101 p.

9. Seredkin A. N., Vinogradova G. L. Modeling of performance indicators of the management of system of agricultural consumer cooperatives at various levels // Engineering journal of Don. 2012. № 2. P. 29-31.

10. Tkach A., Chukin N. The development of consumer cooperatives in a rural area // Economics of agriculture of Russia. 2012. № 2. P. 35-36.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.