Научная статья на тему 'Социально-экономические предпосылки прогнозирования подготовки кадров в системе высшего образования'

Социально-экономические предпосылки прогнозирования подготовки кадров в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакназарова Нилуфар Куранбоевна

Статья посвящена исследованию социально-экономических предпосылок прогнозирования подготовки кадров в системе высшего образования которые предопределяют совершенствование данного процесса в условиях динамического рынка труда и рынка услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические предпосылки прогнозирования подготовки кадров в системе высшего образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Хакназарова Н.К.

Хакназарова Нилуфар Куранбоевна - базовый докторант, Головной научно-методический центр при МВССО, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена исследованию социально-экономических предпосылок прогнозирования подготовки кадров в системе высшего образования которые предопределяют совершенствование данного процесса в условиях динамического рынка труда и рынка услуг.

Ключевые слова: прогнозирование, высшее образование, социально-экономические предпосылки, развитие высшего образования, подготовка кадров, высшие образовательные учреждения.

Перспективная эффективность происходящих полномасштабных реформ в Республики Узбекистан, переход на путь инновационного развития во многом зависят от того, как будет задействован главный ресурс государства - человеческий капитал -накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладают, и приобретают граждане. Так, мировой опыт социально-экономического развития показывает, что одним из важных факторов стабильного инновационного роста государства является профессиональный, образовательный уровень экономически активного населения страны. Безусловно, он в значительной степени зависит от имеющегося потенциала, конкурентоспособности, прежде всего высшего образования, которое и определяет возможности формирования, развития высококвалифицированных национальных кадров с учетом современных требований.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что своевременная подготовка высококвалифицированных специалистов напрямую связаны с качественным прогнозированием подготовки кадров в высших образовательных учреждениях с учетом инновационного развития отраслей экономики и регионов государства. Это обусловлено в первую очередь главной задачей любой современной системы высшего образования - удовлетворение растущих потребностей отраслей экономики в высококвалифицированных кадрах с учетом перспективных изменений и трансформаций.

В связи с этим, реализация этой потребности, на сегодняшний день является достаточно важной и проблематичной, соответственно требует, в первую очередь научно-теоретического обоснования основных методологических принципов, положений прогнозирования процесса подготовки кадров в высших образовательных учреждениях с учетом инновационного развития отраслей экономики и регионов.

Проведённый анализ научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что прогнозирование подготовки кадров в системе высшего образования опирается, прежде всего, на фундаментальные положения педагогической и экономической науки, поскольку сущность и основные устои данных направлений определяются именно объективными научными законами и категориями. Выясняя содержание и характерные особенности развития подготовки кадров, полагается целесообразным учитывать следующие основные обстоятельства:

- рассматривать высшее образование в целом, как особую отрасль экономической системы, ее место в процессе общественного производства;

- учитывать в исследовании спектр экономических отношений по созданию, распределению, обмену и потреблению образовательных услуг.

Кроме того, следует учитывать, что высшее образование в течение продолжительного времени, обеспечивая социальный прогресс, непосредственно связано с производством. По оценкам международных организаций еще в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века во всем мире внимание работников образования было сосредоточено на педагогических и культурных задачах образования. При этом экономическая сторона вопроса в определенной степени, как правило, игнорировалась [1].

Со второй половины двадцатого века, когда значительно возросла роль образования в развитии общественного производства и социального прогресса, коренным образом претерпел изменением рассматриваемый вопрос. Так образование в целом и высшее образование в частности, по своей сути, стало органично неотъемлемой составляющей производительных сил и отношений в общеэкономическом процессе общественного воспроизводства.

Теоретико-методологические основы процесса прогнозирования и планирования в области высшего образования должны исходить из педагогико-экономической функции образования. К сожалению, эта важная функция образования до сих пор недостаточно исследована. В то же время именно она должна составлять определенный фундамент обоснования данной проблемы. В связи с этим, является весьма важным исследование педагогико-экономического содержания высшего образования, его прогностического развития.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что различные авторы выделяют три основные стороны, с точки зрения рыночных отношений, деятельности высших образовательных учреждений:

- учреждения готовят специалистов на современный рынок труда квалифицированных кадров, то есть они выступают своеобразными производителями, одновременно являясь потребителями абитуриентов с рынка неквалифицированных кадров и педагогов с рынка высококвалифицированных кадров;

- учреждения работают на рынке научной, интеллектуальной продукции, будучи на этом рынке одновременно производителями и потребителями;

- система высшего образования обеспечивает функционирование других хозяйствующих субъектов, путем предоставления различных образовательных услуг, составляя соответствующий элемент инфраструктуры рынка как составляющей общей целостности социально-экономического образования.

Вышеупомянутые особенности деятельности современных высших образовательных учреждений в условиях рыночных отношений характеризуют образовательные услуги, как основной продукт системы высшего образования, качество которого зависит не только от производителя (высшего образовательного учреждения, его педагогических кадров и пр.), но и от индивидуального потребителя (обучаемого).

Кроме того, система высшего образования предоставляет не только образовательные услуги, которые являются первичными, но и другие ценности. К ним можно отнести получение научной продукции, интеллектуальных достижений, различных инноваций и пр.

На сегодняшний день, современные условия функционирования высших образовательных учреждений характеризуются рядом тенденций, в основе которых лежит перенос рыночных отношений в сферу образования. Сформировался рынок образовательных услуг, он является разновидностью рынка вообще, что находится в системной связи с рынком специалистов и неквалифицированных кадров. Что касается рынка специалистов, как составляющей рыночной экономики, то он должен отвечать соответствующему спросу. В свою очередь, пользуясь ресурсами рынка неквалифицированных кадров, высшие образовательные учреждения обеспечивают

занятость части молодежи и осуществляют планомерный переход её в более ценный трудовой сегмент.

Необходимо отметить ряд существенных изменений системы высшего образования за последние годы. Наметились новые тенденции ее развития, среди которых наиболее важными являются рост темпов, масштабов и качества подготовки специалистов, увеличение количества высших образовательных учреждений, форм и направлений обучения, совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров. В процессе развития современной подготовки кадров в системе высшего образования возникают и утверждаются новые организационно -экономические механизмы, среди которых выделим наиболее существенные:

- инновационные подходы развития, проведения образовательных реформ и трансформаций;

- диверсификацию источников финансирования высших образовательных учреждений, привлечение в сферу высшего образования внебюджетных ресурсов;

- развитие студенческого самофинансирования;

- механизм финансирования высших образовательных учреждений предприятиями, организациями;

- налоговое стимулирование инвестиций в сферу высшего образования и др.

Если рассматривать систему высшего образования как совокупную

образовательную деятельность общества, то основными проблемами теории и практики оказываются оптимальный выбор целей и приоритетов развития высших образовательных учреждений, соотношение целей, средств и условий деятельности в сфере высшего образования, гармонизация интересов субъектов образовательной деятельности и распределение расходов между пользователями образовательных ресурсов, активизация основных факторов развития подготовки кадров в системе высшего образования.

Рассматривая современную систему высшего образования, следует обратить внимание на три группы факторов, характеризующих ресурсы данной системы не только в текущем периоде, но и в прогнозируемом. К ним, прежде всего можно отнести:

- желание молодежи получить знания и профессиональную квалификацию по соответствующим направлениям;

- обеспечение высших образовательных учреждений соответствующими педагогическими кадрами, имеющими необходимый уровень научных знаний и профессионального опыта, мастерства;

- сформированность инфраструктуры системы высшего образования как совокупности материальных условий, необходимых для осуществления качественного образовательного процесса.

История многих стран показывает, что несмотря на сложные экономические условия, система высшего образования оставалась относительно устойчивой. Глубинные основы данного явления утверждены в особой природе образовательной деятельности, предусматривает творчество и ее направленность на воссоздание культуры в новом поколении людей. Именно это привлекает людей в высшие образовательные учреждения даже в критические моменты истории и укрепляет их.

Кроме того, следует отметить, что в последнее десятилетие большее значение придавалось образовательным стандартам и новым информационным технологиям обучения, на подготовку которых было потрачено немало усилий. Данные направления в большей своей части связаны с процессом воспроизводства знаний, а именно:

- с организацией и передачей знаний, а также с расширением их совокупности как в эмпирическом, так и в теоретическом направлениях;

- с восприятием и усвоением знаний и принципов их использования в практике человеческой деятельности;

- материальными носителями знаний и материальными условиями, в которых осуществляется процесс поиска, передачи и усвоения знаний.

Известные ученые в своих трудах неоднократно обращали внимание на обоснование новых контуров современного высшего образования. Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день отводится значимая роль решению вопросов определения места и роли высшего образования, исследованию жизненного и педагогического опыта, мастерства, научного поиска и прогноза, на основе которых формируются фундаментальные основы моделирования стратегии развития образования в целом. В связи с этим возникает логичный вопрос, связанный с определением основной потребности определяющей развития образования в перспективном периоде. Ответ на данный вопрос напрямую обусловлен качественными характеристиками общества. Как прогнозируют различные исследователи, настоящий век будет развиваться в непосредственном соприкосновении инновационных технологий, глобальной компьютеризации производства, распространения системного программирования, широкого использования микропроцессоров, микроэлектроники, лазерной техники, полимерных и полупроводниковых материалов. Универсального значения в нем получат автоматизированные способы принятия решений, телекоммуникационные компьютерно-исследовательские и экспериментальные системы, а также освоение и внедрение в производство новых источников энергии [2].

Все это должно изменить ритм и способ общественной и индивидуальной жизни человека, которое требует интеллектуально высокоразвитой личности, базовым компонентом которой станут именно фундаментальные знания и способность самообразования в контексте растущего информации. Таким образом, фундаментализация образования является основным требованием, стратегическим направлением, главной содержательной линией ее развития в двадцать первом веке. Поскольку реализация этого требования сегодня находится на восходящей ступени, стоит первоочередная задача теоретического обоснования и создания организационных предпосылок научного прогнозирования развития подготовки кадров в системе высшего образования [3].

Остановимся на этой проблеме более подробно. Прежде всего, определим, что под прогнозированием в сфере образования понимается процесс разработки экономических, учебно-методических, материально-финансовых, кадровых, социальных, педагогических и др. прогнозов, предсказаний, основанных на научных принципах познания реальной действительности, объективных законах общественного развития.

В прогнозировании, как известно, различают своеобразные плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную).

Предсказательная охватывает фиксирование возможных, желательных перспектив, состояний, решение проблем будущего. Предуказательная охватывает решение данных проблем путем активного применения информации о предстоящей целенаправленной деятельности высших образовательных учреждений. Исходя из этого, в прогнозировании в сфере высшего образования целесообразно различать два основных аспекта: теоретико-познавательный; управленческий.

Кроме того, следует отметить, что будущее несет в себе и элементы трудно прогнозируемой неопределенности. Это объясняется следующими аспектами:

- наличием не одного, а многочисленных вариантов возможного развития событий;

- действие различных закономерностей в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояния, но и от управленческих решений, которые будут приняты на практике;

- изучение с недостаточным охватом и соответственно неполный анализ реального состояния деятельности высших образовательных учреждений.

К тому же необходимо добавить, что единство определенности и неоднозначность будущего является характерной чертой и особенностью прогнозирования. Так как, если будущее было бы однозначным и полностью определенным, то не было бы необходимости в прогнозировании.

Одну из важных ролей в развитии прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть - прогнозирование в сфере образовательной деятельности. Прогнозирование в системе высшего образования следует рассматривать в векторе предвидение, которое дает опережающее отражение действительности, основанное на познании соответствующих закономерностей.

Как известно, различают три основных форм научного предвидения: гипотеза; прогноз; план. Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. Сущность гипотезы раскрывает качественные черты исследуемых объектов, выражающих общие закономерности их поведения. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность, отличается большей достоверностью и конкретностью. План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных процессов функционирования исследуемых объектов. Его отличительные черты: определенность; конкретность; адресность и пр. Между планом и прогнозом существует и разница. Так, план воплощает в себе однозначное решение, прогноз же по своей сути имеет вероятный содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений. Цель прогнозирования - создание научных предсказаний для их принятия.

Следовательно, задача прогнозирования в аспекте высшего образования заключается в двух основных плоскостях:

- выяснить перспективы ближайшего или отдаленного будущего в исследуемой области;

- способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования развития высшего образования, опираясь на разработанный прогноз[4].

Прогнозы, которые разрабатываются в аспекте системы высшего образования, не могут быть однозначными. Они должны отличаться по характеру исследуемых объектов:

- динамики развития высших образовательных учреждений;

- создания новых технологий;

- инновационной деятельности;

- динамики развития отраслей народного хозяйства и потребностей в специалистах;

- тенденции воспроизводства населения и трудовых ресурсов;

- уровня жизни населения, демографических изменений и т.д.

Должны быть также учтены функциональные признаки прогнозирования, которые подразделяются, как правило, на два типа:

- поисковое прогнозирование, основанное на условном продолжении в будущее тенденции развития исследования высшего образования в прошлом и настоящем;

- нормативное прогнозирование, которое определяет пути и сроки достижения возможного состояния объектов прогнозирования.

Относительно объектов прогнозирования в аспекте системы высшего образования, то по степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно отнести к:

- объектам с новым обеспечением количественной информации, соответствующей ретро-перспективной информации в объеме достаточного для реализации метода экстраполяции или статистического метода;

- объектам с неполным обеспечением количественной информации;

- объектам с наличием качественной ретроспективной информации.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что система высшего образования, являясь важной и неотъемлемой составляющей Республики Узбекистан, составляет фундаментом развития производительных сил, создает условия для успешной деятельности любой отрасли экономики государства. Она выполняет как экономические, так и социальные функции, которые заключаются, прежде всего, в обеспечении населения образовательными услугами, росте интеллектуального потенциала общества, повышении жизненного уровня населения и на этой основе осуществляет сдвиг в развитии глобальных и региональных производительных сил. Осуществление вышеуказанных функций в условиях динамического рынка труда и рынка услуг обусловливает необходимость подготовки и совершенствования научного прогнозирования развития процесса подготовки кадров в системе высшего образования. Этого требуют динамическое развитие социально-экономического устройства государства, а также прогрессивные процессы, происходящие в самой отрасли.

Рассмотрение системы высшего образования в социально-экономическом аспекте позволят сформулировать определение прогнозированию в сфере высшего образования, под которым целесообразно понимать как сложный, многоступенчатый процесс разработки педагогических, учебно-методических, экономических, кадровых, социальных, и др. прогнозных предсказаний, основанных на научных принципах познания реальной действительности, объективных законах общественного развития.

В свою очередь, предметом прогнозирования в аспекте высшего образования является познание возможного состояния функционирующих образовательных учреждений в перспективном периоде, исследования закономерностей и методов разработки их стратегического развития. Основу такого прогнозирования составляет предсказания о том, что их будущее в значительной степени определяется как опытом прошлого, так и современным состоянием.

Список литературы

1. Сокол В.А. Совершенствование механизма регулирования подготовки специалистов с высшим образованием // Проблемы формирования рыночной экономики: Межвед. наук. сб. М.: Финансы, 2011. С. 41-51.

2. Егоров Е.В. Организационно-экономический механизм социальной защиты научно-педагогических работников высшей школы // Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. М., 2013. С. 103.

3. Оболенская Т.Е. Научные основы формирования конкурентного рынка образовательных услуг / Т.Е. Оболенская, В.В. Витлинский. В кн.: Теория и практика маркетинга. М.: Финансы, 2005. С. 13-57.

4. Бобров В.Я., Сафонова В.Е. Инновационно-теоретические аспекты прогнозирования развития высшего образования // Проблемы образования. Метод. сб. М.: Науч.-метод. центр высшего образования, 2005. Вып. 42. С. 11-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.