Научная статья на тему 'Административные и экономические методы разрешения проблем высшего образования'

Административные и экономические методы разрешения проблем высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГОСПЛАН / ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. / PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION / STATE PLAN OF EDUCATION / OVERPRODUCTION OF SPECIALISTS / QUALITY OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухочев Виктор Иванович

В статье выдвигаются две актуальные проблемы современной системы высшего образования. Первая это проблема разбалансировки рынка образовательных услуг и рынка трудовых ресурсов. Вторая проблема низкого качества высшего образования, реализуемого рядом российских вузов. Для разрешения данных проблем автор предлагает два метода: административный и экономический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and Economic Methods of Solving the Problems of Higher Education

Two urgent problems facing the present-day system of higher education are being considered in the article. The first of them is the problem of disbalance between the education services market and the market of labor resources. The second problem is the problem of low quality of higher education provided by a certain number of Russian higher educational institutions. The author offers two ways to solve the above problems: an administrative way and an economic one.

Текст научной работы на тему «Административные и экономические методы разрешения проблем высшего образования»

Административные и экономические методы разрешения проблем высшего образования

В.И. Сухочев, к.э.н., ректор,

Кумертауский институт экономики и права

Актуальность проблем, исследуемых в статье, обусловлена тем, что в настоящее время система высшего образования находится на очередном этапе своего реформирования. Это вызвано рядом проблем, которые накопились в системе профессиональной подготовки кадров. К ним можно отнести: несовершенство государственных образовательных стандартов; рабочих учебных планов и программ; отсутствие инновационных образовательных технологий; низкое качество высшего образования, реализуемого рядом вузов; недостаточный уровень научных исследований, проводимых в вузах, десинхронизация рынка образовательных услуг и рынка труда и т.д. [1].

Исследования этих проблем позволяют сделать вывод: на первый план в современных условиях выдвигаются две основные, наиболее актуальные проблемы. Первая — это несоответствие качества высшего образования, реализуемого российскими вузами, требованиям инновационного развития экономики. Вторая — несоответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием структуре потребностей рынка труда, так называемое «перепроизводство» специалистов по одним (гуманитарным) направлениям подготовки и «недопроизводство» специалистов по другим (техническим) направлениям.

Общеизвестно, что для управления экономическими системами используются как административные, так и экономические методы [2]. Исследования, проведенные автором ранее, позволили сделать вывод: система высшего образования — это не только организационная

и педагогическая, но и экономическая система. Следовательно, решать вышеобозначенные проблемы можно и нужно и административными, и экономическими методами.

Административные методы разрешения проблем высшего образования

Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева отмечают, что административные методы — это способы и формы управления, в основе которых лежит голое администрирование, распорядительство, опирающиеся на приказы, распоряжения и спускаемые сверху установки [3].

Для того чтобы разрешить проблему несоответствия структуры подготовки кадров структуре потребностей рынка труда, можно предложить следующий алгоритм действий органов управления исполнительной власти с использованием административного метода:

• с учетом общемировых тенденций развития, а также опыта развития экономик высокоразвитых стран Европы и Америки уточнить прогноз социально-экономического развития России и смоделировать «прогнозную» модель инновационной экономики, которая сложится в России в ближайшие 15—20 лет;

• на основе этого прогноза составить новый классификатор профессий должностей служащих с высшим образованием;

• на его основе разработать профессиональные стандарты для каждой отрасли экономики;

• на основе нового классификатора должностей служащих и новых профессиональных стандартов разработать новый классификатор специальностей и направлений подготовки в системе высшего образования;

• на основе нового классификатора специальностей и направлений подготовки в системе высшего образования подготовить и разработать новые федеральные государственные образовательные стандарты;

• на основе прогнозных показателей развития экономики России составить прогноз потребностей в специалистах с высшим образованием в масштабах России и в масштабах регионов в разрезе отраслей экономики и по каждому году;

• на основе прогнозов потребностей экономики в кадрах с высшим образованием оптимизировать количество и структуру высших учебных заведений, необходимых для удовлетворения прогнозируемых потребностей экономики в специалистах с высшим образованием;

• с учетом сложившихся реалий в системе высшего образования и профильности вузов определить и закрепить за каждым вузом перечень специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим образованием;

• определить каждому вузу на предстоящие 15—20 лет ежегодные контрольные цифры подготовки специалистов с высшим образованием;

• профинансировать подготовку этих специалистов из средств федерального, регионального и местного бюджетов;

• ежегодно распределять всех выпускников вузов по предприятиям, организациям и учреждениям с обязательной отработкой на этих предприятиях, организациях и учреждениях не менее 5 лет.

Таким образом, по нашему мнению, реализация этой программы действий с использованием административно-командного метода позволит государству избежать диспропорции в подготовке кадров с высшим образованием в ближайшие 15—20 лет.

В то же время внимательное знакомство с данной программой внедрения административного метода напоминает нам «советскую» систему управления экономикой и образованием. Для реализации данного метода возникает необходимость в создании так называемого «образовательного госплана». «Это мы уже проходили», и не только в системе образования, но и в целом в системе управления экономикой страны.

Кроме того, предлагаемый административный метод имеет ряд существенных недостатков. При его реализации «образовательный госплан» столкнется с определенными трудностями. Первая и самая серьезная — составить прогноз потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах с высшим образованием. Его можно составить на основе обобщения прогнозов всех орга-низаций-работодателей на предстоящие 15—20 лет.

Однако работодателям довольно сложно в современных условиях составить данный про-

гноз на столь длительный период: прогноз развития любой организации во многом зависит от стабильности экономической, финансовой, политической ситуаций в России и за рубежом. Кто сегодня может гарантировать такую стабильность в России? По всей вероятности, никто, поскольку эта стабильность зависит от расстановки политических сил, от государственных гарантий стабильности развития российского бизнеса, от взвешенной налоговой политики, от мировых цен на нефть, от финансовых и экономических мировых процессов и кризисов и т.д. Очень сложно также спрогнозировать, как будут возрастать и развиваться физиологические, социальные и духовные потребности человечества.

Кроме того, необходимо учитывать, что при реализации административного метода разрешения современных проблем в образовании многое зависит от субъективного фактора, то есть от четкости, своевременности и правильности принимаемых управленческих решений, а также от организации и контроля за их выполнением. Любой сбой в планировании и реализации пунктов программы, совершенный из-за элементарной человеческой ошибки, приведет к серьезному сбою во всей системе. Так что данный метод при его реализации имеет очень большую степень риска.

К недостаткам административного метода можно отнести и то, что приведение сложившейся структуры вузов к оптимальному их количеству в соответствии с запросами экономики и демографической ситуацией вызывает определенную социальную напряженность. Помимо этого, сокращение числа вузов приведет к государственному монополизму в сфере высшего образования, поскольку в первую очередь будут ликвидированы негосударственные вузы: они не вписываются в административную систему управления, имеют определенную степень экономической и административной свободы. Будут ли эти меры способствовать повышению качества подготовки специалистов? Монопольное положение государственных вузов может привести их к самоуспокоенности.

Система высшего образования должна само-развиваться и самосовершенствоваться, и основной фактор тут — конкуренция. Кроме этого, сокращение количества вузов и их филиалов приведет к ограничению доступности молодежи к высшему образованию. То есть при регулируемом и строго определенном количестве вузов спрос на образовательные услуги, по всей вероятности, будет превышать их предложение.

Следующая проблема, которая требует разрешения, — это несоответствие качества реализуемого вузами высшего образования требованиям инновационной экономики. Можно ли ее разрешить административным методом? Можно, од-

нако для этого органам исполнительной власти необходимо реализовать следующий алгоритм действий:

• затребовать от работодателей перечень качеств, характеристик и профессиональных компетенций, которые они желают видеть в специалистах с высшим образованием в разрезе каждой отрасли, подотрасли и даже организации;

• разработать новые федеральные образовательные стандарты подготовки специалистов с учетом требований работодателей и инновационной экономики;

• создать государственную и общественнопрофессиональную независимые системы оценки качества подготовки специалистов внешними экспертами с привлечением работодателей, то есть организовать «внешнюю приемку» качества подготовки специалистов в каждом вузе, предоставив ей право принятия решений о присвоении квалификации и выдаче дипломов. Чтобы уйти от субъективизма в оценке качества подготовки специалистов, необходимо будет организовать проведение промежуточных и итоговых аттестаций студентов и выпускников через систему внешнего независимого тестирования с использованием Всероссийского интернет-экзамена.

Один из сложных моментов в реализации административно-командных методов — это сбор требований к качествам, характеристикам, общим и профессиональным компетенциям специалистов. Работодатель может составить перечень этих требований на сегодняшний день, но сложно определить их с учетом требований экономики через 15—20 лет.

Таким образом, реализация административного метода теоретически позволяет разрешить проблему разбалансировки рынка образовательных услуг и рынка труда, повысить качество высшего образования, но в то же время имеет ряд существенных недостатков и сложностей.

Экономические методы разрешения проблем высшего образования

Экономические методы — это способы и формы управления, основанные на сознательном использовании объективных экономических законов и категорий для воздействия на субъекты управления [3. С. 405]. Они должны учитывать реально сложившуюся ситуацию в российской системе высшего образования и общемировые тенденции развития национальных систем образования. Безусловно, они должны предоставлять вузам определенную степень организационной, экономической и академической свободы и базироваться на следующих принципах:

• государство отказывается от регулирования количества вузов и специальностей, от системы жесткой регламентации деятельности вузов. Каких специалистов готовить, для кого и

какие при этом применять педагогические и академические методы вузы определяют сами в соответствии со своей профильностью;

• государство значительно упрощает и ускоряет («разбюрокрачивает») процедуру лицензирования новых специальностей, что позволяет вузам своевременно и быстро реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда, для чего им выдается лицензия на весь спектр образовательных программ, входящих в направление подготовки (в укрупненную группу специальностей). При ее выдаче органы управления образованием, естественно, должны учитывать наличие необходимой материально-технической, информационно-библиотечной базы, кадрового потенциала и профильности вуза, позволяющей готовить тех или иных специалистов. При проведении лицензирования особое внимание должно акцентироваться на создание условий безопасности обучения студентов (соблюдение строительных, санитарно-гигиенических норм и т.д.);

• государство «уходит» от практики выдачи дипломов единого образца. Каждый вуз выдает выпускникам диплом своего образца, который должен стать своеобразной «торговой маркой», «лицом» вуза. Работодатель должен знать: каких специалистов готовит тот или иной вуз. Рекомендовать вузам регулярно проходить процедуру общественно-профессиональной аккредитации, проводимой объединениями работодателей. В то же время необходимо сохранить существующую систему государственной аккредитации для тех вузов, которые желают пройти и эту процедуру;

• государство отказывается от практики утверждения контрольных цифр приема студентов в вузы и финансирования их подготовки — оно переходит на систему федерального, регионального и муниципального государственных заказов. Система государственного заказа должна предусматривать, в первую очередь, подготовку специалистов для сферы, выполняющей обязательные для государства функции, а также для предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности государства, региона или муниципалитета. Во вторую очередь, — федеральный, региональный и муниципальный заказ, он должен предусматривать подготовку специалистов в рамках так называемых «нерентабельных» для вузов, но нужных экономике и государству специальностей и направлений подготовки, а также для дотируемых, развивающихся и перспективных отраслей экономики. Этим самым государство косвенными методами будет регулировать оптимальное соотношение количества подготовки специалистов для различных отраслей экономики;

• государство (федеральный центр, регионы, муниципалитеты) финансирует вузу подготовку специалистов только в пределах цифр государ-

ственного заказа. Вопросы финансирования подготовки специалистов для остальных работодателей решают сами вузы совместно с работодателями и потребителями образовательных услуг. Это могут быть и целевые заказы работодателей на подготовку кадров с оплатой за счет их средств. Это и участие работодателей в формировании эндаументов (целевых капиталов) вузов. Это и обучение студентов на платной основе за счет собственных средств и т.д. Необходимо постепенно уходить от практики, когда коммерческие компании, которых сейчас большинство в России, получают специалистов «бесплатно», хотя за все остальные ресурсы (сырье, материалы, электроэнергию и т.д.) эти компании обязаны рассчитываться с поставщиками: почему же не за образование? Это будет справедливо;

• государство уходит от практики «спасения» нерентабельных, бесперспективных вузов, то есть использует в полной мере процедуру банкротства вузов (что кстати и предусмотрено образовательным законом) с использованием мер оздоровления, санации и т.д. Но в этом случае государство гарантирует меры социальной защиты студентам «обанкротившихся» вузов — обеспечивает их перевод в другие вузы;

• государство создает условия для развития цивилизованной конкуренции между вузами с целью исключения монополизма. Это позволит вузам самосовершенствоваться и саморазвивать-ся в вопросах повышения качества подготовки специалистов, а также уйти от монопольно высоких цен на образовательные услуги;

• государство создает равные условия для развития и совершенствования как федерального, регионального, муниципального, так и негосударственного секторов в системе образования, что соответствует общемировым тенденциям развития национальных образовательных систем и способствует привлечению в систему образования инвестиций бизнеса, работодателей и домохозяйств.

Перейдя на экономические методы управления вузами, государство в то же время будет продолжать осуществлять меры регулирования,

но не прямыми методами государственного вмешательства, а косвенными экономическими методами: через систему налоговых льгот для стимулирования подготовки специалистов по «нерентабельным», однако востребованным специальностям, через систему гарантированного трудоустройства выпускников, подготовленных в рамках госзаказа и т.д.

Цель введения экономических методов управления системой образования — сделать эту систему гибкой, самонастраивающейся, саморегулирующейся, чутко реагирующей на все изменения в экономике и на рынке труда, а также на качество реализуемого образования. Таким образом, в системе образования необходимо создать условия, предусматривающие меры государственного оздоровления и вмешательства только в крайних случаях.

Экономические методы управления системой образования позволят добиться более оптимального соотношения различных уровней, типов и видов учебных заведений, необходимых для удовлетворения потребностей работодателей и экономики в кадрах. Сами потребители образовательных услуг (граждане и работодатели) будут реагировать на предложения вузов путем роста или снижения спроса на образовательные услуги и на специалистов, подготавливаемых тем или иным вузом.

Внедрение экономических методов управления в сочетании с мерами государственного регулирования позволит российской системе образования не только разрешить накопившиеся проблемы, но и избежать их в будущем. Опыт высокоразвитых государств показывает, что рано или поздно их органы управления национальным образованием уходят от административных методов и переходят к экономическим методам.

Литература

1. http://www.umj.ru/index/php/pub/inside/623/.

2. Золотогоров, В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров. 2-е изд., стереотип. Мн.: Книжный Дом, 2004.

3. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 4-е изд; перераб. и доп. М.: ИНФРА-М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.