образовательного пространства активную роль будут играть межвузовские сети,
образовывая транснациональные университеты.
Литература
1. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под научной ред. док. пед. наук, профессора В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2004. - 416 с.
2. Козырев В. А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 429 с.
3. Слепухин А. Ю. Глобализация образовательного пространства высшей школы России и развитие провинциальных университетов / А. Ю. Слепухин. - Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2004. - 136 с.
4. URL: // http://news.mail.ru/politics/1464874.
Антипьев А. Г., Захаров Д. Н.
Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в трансформирующемся российском обществе
В нашем обществе твердо укоренилось мнение о том, что система образования, в том числе высшего, находится в состоянии глубокого кризиса. В подтверждение приводится главный показатель - его низкое качество. Такой результат в последние годы фиксирует целый ряд международных рейтинговых агентств и центров. Так, по данным академического рейтинга университетов мира (Шанхайский рейтинг), МГУ им. М.В. Ломоносова занимает 70-е место в мире. Другие вузы России не входят даже в сотню лучших университетов мира [3, с. 2]. Но есть данные, отличающиеся от названных. Так, по версии российского независимого агентства «РейтОР», в список 500 лучших вузов мира вошли около 40 российских университетов. МГУ занимает пятое место в этом рейтинге. В первую же сотню, по данным этого же агентства, вошли еще несколько отечественных высших учебных заведений, в том числе Санкт- Петербургский государственный университет [3]. В чем причины таких разных рейтинговых оценок российских университетов?
Во-первых, в мире отсутствует единая общепринятая методика определения рейтинга. Во-вторых, в рейтинге не учитываются специфические национальные особенности системы высшего образования той или иной страны. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов и некоторые субъективные обстоятельства, связанные с обострением конкурентной борьбы за определенные преимущества в виде престижа в образовательном пространстве. А в современных условиях бренд вуза многого стоит.
Однако и помимо рейтингов в нашей стране существует множество фактов,
свидетельствующих о кризисе системы образования в целом, в том числе и высшего. Еще больше появится в нем проблем в связи с мировым финансовым кризисом. Выделим только некоторые из них.
В настоящее время творчески думающие отечественные новаторы-педагоги выдвигают множество интересных проектов по созданию эффективных систем образования. Однако самая лучшая система, замкнутая стенами учебного заведения, без наличия потребности в ней общества, может нанести, как это ни парадоксально, огромный вред и учебному заведению, и личности, и обществу. Любое профессиональноеучебное заведение, опираясь на эффективную систему образования и воспитания, будет, видимо, способно подготовить хорошего, высокопрофессионального специалиста. Но возникает вопрос: «Готово ли общество и его производство с крайне низким содержанием труда, слабо или совсем неработающими стимулами и другими серьезными изъянами «принять» такого человека в систему своих отношений?» Конечно, нет. Историческими предпосылками данной ситуации являются следующие моменты. Российский рынок труда выпускников вузов, формирующийся в течение последних 20 лет, отражает процессы, происходящие в экономике и обществе в целом.
Во-первых, это проявилось в том, что в результате распада системы обязательного государственного распределения, существовавшей в советский период и охватывавшей почти всех выпускников высших учебных заведений, выпускники вузов столкнулись с проблемой самостоятельного поиска рабочего места, к этому большинство из них не было готово. Образовался разрыв интересов между вузами и работодателями. Если плановая система жестко связывала предприятия и вузы, оставляя минимум самостоятельности для каждой из сторон (вуз был обязан набрать, обучить и выпустить, а руководитель предприятия - трудоустроить положенное ему количество молодых специалистов, нередко вне зависимости от своих реальных потребностей), то теперь вместо этого пришла, за исключением ряда отраслей, полная свобода индивидуальных действий и выпускников, и работодателей.
Во-вторых, сложность трудоустройства выпускников вузов была значительно усугублена происходившими с конца 80-х годов XX в. радикальными изменениями в профессионально-отраслевой структуре занятости. Это породило ряд проблем как для системы высшего образования в целом, так и для каждого из выпускников в отдельности. В результате стремительного падения производства в целом ряде отраслей народного хозяйства многим вузам стало не для кого готовить специалистов.
В-третьих, общемировая экономическая ситуация на протяжении последнего десятилетия динамично изменяется, и, как следствие, в нашей стране происходит переход к постиндустриальному типу экономики, связанный с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личным характеристикам выпускников вузов, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам. Зарубежный опыт показывает, что даже в условиях стабильной экономической ситуации и относительной доступности информации о рынке труда значительное количество выпускников все равно оказывается в определенной степени не готово к переходу от учебы к работе.
Система профессионального образования до сих пор остается преимущественно закрытой. Она готовит кадры, во многом исходя из собственных интересов, не согласуя их с потребностями общества. Так, известно, что до 70% выпускников вузов по ряду
направлений подготовки не работают по специальности, а предприятиям тем временем не хватает квалифицированных работников [1, с. 9]. К сожалению, в ходе модернизации высшего образования государство зациклилось на своих внутренних проблемах, хотя они не существуют изолированно от других (экономических, правовых, социальных, политических и даже психологических). Система профессионального образования должна синхронно работать с рынком труда, она призвана удовлетворять спрос работодателей.
По результатам многочисленных исследований, значительная часть работодателей дает крайне низкую оценку качеству рабочей силы. Всего только 10% предпринимателей удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов, поэтому среди внутренних факторов, препятствующих инновационной деятельности компаний, наибольшую долю занимает проблема недостатка квалифицированного персонала [5, с. 18]. Чтобы работодатель был удовлетворен качеством рабочей силы, уровнем подготовки выпускников профессиональных учебных заведений, необходимо активнее привлекать представителей предприятий и организаций к проектированию и реализации образовательного процесса в школах, средних специальных и высших учебных учреждениях, но для этого у предпринимателя должны быть определенные стимулы. Только при совместном и заинтересованном взаимодействии бизнеса, государства и системы образования можно создать мотивирующую среду качественной подготовки специалистов, отвечающую требованиям современного производства.
Анализ современного рынка труда в России свидетельствует: чем «шире» полученная специальность, тем проще будет выпускнику адаптироваться на новом рабочем месте и успешнее справляться со своими обязанностями. Это чрезвычайно важно в сегодняшних условиях. Исследователи прогнозируют, что почти каждый второй выпускник вуза (!) не сможет устроиться на работу в ближайшие два года [6, с. 14]. К этому необходимо еще добавить и выпускников других учебных учреждений, растущую армию безработных, военных, уволенных из армии. Это будет очень серьезное испытание для государства, общества и огромного количества граждан. Профессиональное сообщество предостерегает власть не принимать необдуманных решений, не усугублять положения дел.
В системе образования постоянно осуществляется мониторинг, однако он еще не стал эффективным инструментом в выстраивании отношений между бизнесом и профессиональными учебными учреждениями. У системы профессионального образования, в том числе высшего, отсутствуют серьезные мотивы и внешние стимулы к изменениям (деньги из государственного бюджета исправно поступают, а потребители охотно платят, в том числе и теневым способом). Нет соответствующих стимулов для более тесного взаимодействия с системой профессионального образования и у бизнеса. Пока практика такова, что бизнес бесплатно получает кадры из системы образования. Общемировая практика иная: предприятие оплачивает подготовленного выпускника. Профессиональное учебное учреждение в данном случае выступает в качестве хозяйствующего субъекта. Синхронизации системы высшего образования и рынка труда препятствует целый ряд противоречий. Выделим только некоторые из них:
- противоречие между фундаментальным характером отечественной системы научного и прикладного знания по вопросам профессионального образования и потребностью экономики в построении мобильных вариантов приобретения работником компетентностей, востребованных на рынке труда. Работодатели считают, что без практического опыта и стажировки эффективным профессиональное образование быть
не может;
-противоречие между заказом работодателей на подготовку высокомобильного молодого специалиста и недостаточной научно-педагогической обеспеченностью этого заказа на уровне технологий адаптации и развития компетентностей молодых специалистов в условиях реального производства;
-противоречие между притоком в производственную сферу новых групп выпускников системы профобразования и необходимостью их адаптации и доведения до уровня соответствия требованиям производства. Причиной тому явились значительные проблемы, которые настигли и само преподавание в вузах. Практически массовый спрос на услуги высшего образования отрицательно сказался на его качестве. «Эффективным» для вузов является преподавание с минимальной обратной связью. Часто обучение в вузах сводится к пересказу и интерпретации готовых результатов. Этому отрицательному явлению способствует развитие и широкое распространение сети Интернет, исследования все больше оттесняются на старшие курсы, рост оплаты труда не растет пропорционально спросу на высшее образование;
- противоречие между недостатком высокопрофессиональных выпускников вузов и низкой географической мобильностью, поэтому крупный высокотехнологичный бизнес ищет возможности подготовки нужных ему специалистов в регионах, то есть в тех местах, где находятся его предприятия;
- противоречие между низкой мотивацией студентов на получение качественного профессионального образования и завышенными материальными ожиданиями, предъявляемыми студентами к работе, которую они хотят найти. При обучении у многих студентов преобладает инструментальный аспект мотивации: главное - получить документ о высшем образовании, что создает основание для коррупции в системе высшего образования, развития рынка продажи дипломов. Довольно значительной проблемой при трудоустройстве выпускников вуза является завышенная самооценка выпускника. Особенно это касается так называемых успешных и востребованных специальностей (юристы, экономисты). Завершение учебы является лишь первым этапом в непрерывном обучении. Опыт приходит одновременно с успешным выполнением небольших задач, за которыми следует более важная работа. Выпускник должен осознавать, что академическое образование с его четким планом и длительностью является хорошей базой, но это далеко не все, что нужно человеку в его профессиональной деятельности;
- противоречие между современным уровнем оснащения производства (успешные предприятия и организации) и устаревшим материально-техническим оснащением вузов;
- противоречие между претензиями работодателей к качеству подготовки специалистов в вузе и отсутствием конкретных действий работодателей по формулировке заказа на тех специалистов, которых бы они хотели видеть по окончании вузов. В настоящее время во взаимоотношениях «вуз - работодатель» не решен вопрос: кто должен быть инициатором взаимодействия системы высшего образования и работодателей -работодатель, вуз или государство? Какие действия надо предпринять, чтобы развитие взаимодействия пошло по интенсивному пути? Нельзя решение проблемы низкого качества высшего образования возлагать только на вузы, она касается многих участников системы (является комплексной), поэтому и решать ее надо сообща;
- одним из значимых противоречий рынка труда является недостаточная подготовка выпускников вуза в области маркетинга и менеджмента. Здесь стоит более
реалистично подойти к составлению учебных планов. Часто создается впечатление, что компании хотят сиюминутных результатов и «чудес» от специалиста, не вкладывая в него дополнительных средств на обучение, не обеспечивая должных условий для его работы и отдыха. Образование должно продолжаться в процессе работы в организациях, с их поддержкой, работники должны подчиняться правилу непрерывного обучения и вносить в непрерывный образовательный процесс свой вклад;
- противоречие между тем, что работодатели предпочитают брать на работу выпускников с опытом работы, и тем, что, работая, студент объективно не может сосредоточиться на выполнении академических стандартов (сегодня студент вынужден начинать работать примерно с середины срока очного обучения) [7, с. 10]. Поскольку проблема касается основной, причем, как правило, наиболее сильной группы студентов, преподаватели вынуждены снижать требования. В таких условиях вузы не имеют достаточных аргументов, чтобы убедить своих инвесторов резко увеличить вклады в образование. Следовательно, финансирование университетов отстает от потребностей общества, а, как известно, каждое общественное предприятие проходит две фазы адаптации к недофинансированию. Первая - «сопротивление», когда предприятие выполняет обязательства практически в том же объеме и с некритически снижающимся качеством (благодаря квалификации, социальному статусу и профессиональной этике работников). Вторая фаза наступает по мере замещения основной части старых работников новыми. Такие профессионалы в своей массе появляются из людей, согласных на более низкий доход и статус, чем их предшественники. В случае креативных профессий это не лучшая часть «креативного класса»: лучшая уходит в инновационный и развлекательный бизнес и управление. Соответственно, достигается новое равновесие-сниженные уровни претензий и качества. Две трети преподавателей вузов не ведут ничего, хоть отдаленно напоминающего научную работу [6, с. 11]. При создании современной системы образования необходимо устранить перечисленные противоречия и учесть ряд других требований и обстоятельств.
1. Система образования будет продуктивной лишь тогда, когда в обществе будет высок престиж и статус человека знающего, культурного. Для этого необходима не только солидная материально-финансовая поддержка, но и образовательная среда, стимулирующая активность человека в получении и практическом использовании знаний.
Государственная власть и ее структуры, осуществляющие образовательную политику, явно недооценивают значение гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Подтверждением тому является постепенное вытеснение из учебного процесса целого ряда дисциплин этого направления, сокращение часов на их изучение и т.п. Права известная белорусская писательница С. Алексеевич в том, что «самое глупое, что мы искореняем сейчас, - гуманитарность нашего образования. Выжить способен гуманитарный, а не рациональный человек» [2, с. 10]. Это положение созвучно с утверждением крупнейшего немецкого социолога М. Вебера, который считал, что «экономический человек» - это слишком узкое понятие. И глубинные причины нынешнего мирового финансового кризиса лежат преимущественно в гуманитарной сфере, поэтому этот кризис не столько финансовый, сколько социальный, нравственный.
2. Современная экономика ориентирована на удовлетворение потребностей человека. Возникает необходимость в гибком динамичном производстве, где главным является инновационный подход в управлении, технологии, маркетинге. Отсюда с неизбежностью вытекает требование усиления инновационной деятельности во всей системе образования и обеспечение непрерывности ее характера.
3. Образовательная система постоянно расширяет свое содержание и структуру. С появлением и развитием информационной индустрии возникает необходимость пересмотра традиционных форм и методов обучения. Нужно не просто больше и дольше учить, а учить по-другому. Здесь есть серьезные проблемы. Так, отечественными учеными-педагогами разработано свыше 40 различных критериев эффективного обучения и воспитания, но они, по мнению академика РАС В. Беспалько, совершенно не пригодны для практической диагностики в учебно-воспитательном процессе. «Основной проблемой образования, - справедливо пишет Г. Ильин, - становится не столько усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в потоке все возрастающей информации, сколько проблема прямо противоположная -получение, создание, производство знания, которого нет, но потребность в коем назрела» [5, с. 16].
4. Существующая система образования в ходе реформы почти полностью исключает из этого процесса учителя, т.е. того, кто обязан реализовывать ее цели. Уверенность в своих силах и самоуважение учителя являются существенными условиями для качественного и эффективного развития отечественной системы образования. Крайне важен приток в школу (школа понимается в широком смысле) молодых преподавателей, но в силу разных причин, в первую очередь, из-за низкой зарплаты, молодежь в школу не идет, в том числе и в вузы. Университеты во многом перестали быть привлекательной средой для креативных, увлеченных наукой молодых людей. Стареет преподавательский состав высших учебных заведений, особенно технической направленности.
5. Серьезной проблемой является финансирование системы образования. Несмотря на оптимистичные заявления власти о всемирной поддержке высшей школы, наблюдается снижение ее финансирования. Так, по данным президента Всероссийского фонда образования С. Комкова, бюджетные места в вузах каждый год сокращаются на 6-8%, в 2009 году сокращение увеличится до 25-30%. Если сегодня соотношение платного образования к бесплатному составляет 60% к 40%, то в 2010 г. оно составит 70% к 30%, а в 2020 г. - 90% к 10%, и это происходит в то время, когда весь мир движется в обратном направлении [3, с. 3]. Это относится и к науке. Например, в США и Европе именно сейчас, когда урезают все расходы, финансирование науки, наоборот, растет. Там смотрят вперед и понимают, что кризис когда-нибудь закончится и потребуются новые технологии. Тот, кто их создаст, сразу же вырвется вперед в инновационной гонке [2, с. 3]. К сожалению, прав политолог Л. Радзиховский в том, что «... у нас в стране нет идей новых реформ. Все ждут восстановления гламурно-сырьевой экономики с сильной монетаристской политикой» [8, с. 15].
6. Система образования не может быть продуктивной без опоры на фундаментальные ценности и прогрессивные традиции своего народа, так как логика современного исторического движения ориентируется на межцивилизационное сближение при сохранении конституирующего ядра того или иного этноса. Система образования тогда принесет пользу и личности, и обществу, когда она будет оптимально взаимодействовать с системой оплаты и условиями труда, про-изводством и социальной жизнью общества в целом. Решить эту задачу не просто. Сейчас, например, в стране в сфере индустриального труда доля работников, занятых физическим трудом, составляет 80,3%. Необходимо совершенствовать и управление производством, повышать престиж труда, создавать необходимые условия для реализации молодежью своего потенциала. В силу этого, по оценкам современных экспертов, численность квалифицированного населения едва превышает 15-17%.
В заключение можно сделать вывод о том, что без решения этих и ряда других вопросов невозможно рассчитывать на успехи в развитии российского общества, в синхронизации рынка труда и образования, тем более в условиях кризиса. Кроме этого, важно подчеркнуть, что нынешний кризис - не столько финансовый, сколько социальный. Это, как справедливо пишет В. Дымарский, «вызов государству, системе власти и обществу. Вызов, предполагающий перестройку наряду с экономическими также и социальных, политических институтов (суды, бюрократия, СМИ), их «перегрузку» с виртуального на реальное содержание» [4, с. 3]. Пока власть, бизнес и политическая элита страны не осознают, что необходимо коренным образом перестроить старую модель управления, не отвечающую вызовам времени, ни о каком прорыве на новый, качественный, инновационный уровень нашей стране не стоит и думать.
Литература
1. Агранович М. Штраф отменяется / М. Агранович // Российская газета. - 2006. 21 марта. - С. 9.
2. Алексеевич С. / С. Алексеевич // Российская газета. - 2008. - 30 мая. - С. 10.
3. Alma mater // Вестник высшей школы. - 2008. - № 11. - С. 2.
4. Дымарский В. Через тернии к звездам / В. Дымарский // Российская газета. - 2009. -5 марта. - С. 3.
5. Ильин Г. Качество дополнительного профессионального образования / Г. Ильин // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 16.
6. Кузьминов Я. И. Наши университеты / Я. И. Кузьминов // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 3. - С. 11.
7. Новоселова Е. Отсрочка хулигану / Е. Новоселова // Российская газета. - 2006. 21 марта. - С. 18.
8. Радзиховский Л. / Л. Радзиховский // Российская газета. - 2009. - 3 марта. - С. 15.
Кириллова Л. С.
Теоретические подходы к организации учебной деятельности будущих специалистов социальной работы
Специфической чертой учебной деятельности в вузе является ее неоднородность. Учебный труд студента включает в себя общеобразовательную, учебно-профессиональную и научно-профессиональную деятельность. Перечисленные виды учебной деятельности различаются между собой не только по цели, способу, результатам, но и по роли, которую выполняет студент в каждой из них.
Общеобразовательная деятельность студентов социальной работы осуществляется в форме аудиторных и внеаудиторных занятий по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам; учебно-профессиональная - в форме аудиторных и внеаудиторных занятий по общепрофессиональным, специальным дисциплинам, дисциплинам специализации, различным видам практики; научно-профессиональная - в форме учебной и научно-исследовательской работы в области