Научная статья на тему 'Основания для разработки стратегии развития школ'

Основания для разработки стратегии развития школ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2133
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ / СТРАТЕГИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ О БУДУЩЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюков Валерий Михайлович, Семенов Игорь Никитович, Шайхутдинова Раиса Васильевна

Статья посвящена общему пониманию сути стратегии, основных требований к ней, рассмотрению проблем стратегического планирования, видения, получения и использования информации о будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основания для разработки стратегии развития школ»

Статья посвящена общему пониманию сути стратегии, основных требований к ней, рассмотрению проблем стратегического планирования, видения, получения и использования информации о будущем.

Дюков Валерий Михайлович

учитель МОУ «Общеобразовательная гимназия № 14 «Управления,экономики и права» г.Красноярск, Семенов Игорь Никитович научный руководитель гимназии № 1526 г. Москва, Шайхутдинова Раиса Васильевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУСОШ №82» г.Красноярск

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛ

Как выполнить поручение Президента РФ Д.А. Медведева о разработке стратегии развития школ?

Ключевые слова: стратегия развития школы, стратегия в сфере управления образованием, стратегическое управление, стратегическое планирование, стратегическое видение, информация о будущем.

1. Общее понимание сути стратегии, основных требований к ней

В данном разделе отражены ключевые идеи ряда рефлексивно-инновационных практик, проводимых нашим сотворческим коллективом.

Стратегия в сфере управления образованием

может быть рассмотрена как:

■ объективно необходимое осознание процесса резкого увеличения доли вероятностных событий в педагогической практике, признание случайности, стихийности, неопределенности факторами развития личности и образовательных систем;

■ деятельностный ответ на актуальную потребность - потребность в разрешении противоречий в развитии противоположных тенденций в конкретных социально-педагогических условиях;

■ полифункциональный феномен, в котором объективно существуют системное единство и взаимообусловленность целей, содержания, механизмов реализации.

Стратегическое развитие школ (образовательных учреждений) определяется как многомерный процесс, направленный на достижение оптимально сбалансированного состояния системы.

Сущность стратегического управления заключается в создании условий для обеспечения интегратив-ности этой системы, ее целостности и стабильности, оптимального соотношения традиционных и инновационных явлений.

Модель управления развитием школ (образовательных учреждений) определяется как взаимосвязанная совокупность следующих видов управления.

1. Стратегическое управление Оно направлено на формирование у субъектов образовательных процессов способности видения основных направлений развития, стратегического мышления и организации деятельности на их основе.

В качестве критериев эффективности стратегического управления принимаются такие параметры:

■ гибкость и адаптивность к быстро меняющимся социально-экономическим, педагогическим условиям;

■ открытость, позволяющая субъектам управления своевременно выбирать новые пути развития, отказываться от устаревших;

■ гармоничность развития системы;

■ удовлетворенность субъектов образовательным процессом в ней.

Стратегическое управление предполагает широкую реализацию образовательных инноваций.

Они могут быть рассмотрены с трех позиций:

■ как сценарии развития школ (образовательных учреждений);

■ как способы решения назревших проблем в школе (образовательном учреждении), системе образования;

■ как условие для развития личности и проявления творчества субъектов образовательных процессов.

2. Управление инновациями, включающее:

■ исследование образовательных потребностей населения муниципалитета, региона и рынка образовательных услуг;

■ пропаганду инноваций, мотивацию педагогов;

■ создание необходимых условий для инновационной деятельности;

■ разработку и экспертизу программ и проектов;

■ мониторинг и научно-методическое сопровождение опытно-экспериментальных работ;

■ создание системы повышения квалификации работников образования, разрабатывающих и реализующих инновации;

■ создание системы повышения квалификации Учителя для «Новой школы».

В менеджменте пока еще не сложилось общепринятое определение стратегии. Общее понимание нашей сотворческой группой сути стратегии, основных требований к ней выглядят следующим образом:

■ Стратегия - это средство достижения конечного результата.

■ Стратегия охватывает все основные аспекты деятельности системы образования, образовательного учреждения.

■ Стратегия объединяет все части и направления работы системы образования, образовательного учреждения в единое целое.

■ Стратегия - это долгосрочный укрупненный план работы системы образования, образовательного учреждения,

■ Стратегия обеспечивает совместимость всех частей планов системы образования, образовательного учреждения.

■ Стратегия - качественно определенная, обобщенная модель долгосрочных действий системы образования, образовательного учреждения, которые им необходимо осуществить для достижения поставленных целей посредством распределения и координации своих ресурсов.

■ Стратегия как рамка для инноваций (создание иных технологий работы с учащимися, повышение эффективности процессов: образовательного и управленческого). Конкретные действия не регламентируются, а обеспечивается общая осмысленность действий участников образовательного процесса и условия для использования инновационного потенциала.

■ Стратегия как формирование квалификации и способностей необходимых людей. Гибкая кадровая политика, изменение системы управления.

■ Стратегия как исследование будущего, анализ сценариев.

■ Стратегия как комплексный план, предназначенный для осуществления миссии системы образования, образовательного учреждения и достижения их целей.

При определении стратегии все начинают с трех простых вопросов

■ Знаете ли вы, где находитесь?

■ Знаете ли вы, куда идете?

■ Знаете ли вы, как туда попасть?

Чтобы ответить на них, обычно предпринимается последовательность определенных шагов

■ изучение среды:

• внутренний аудит;

• внешний аудит;

■ миссия;

■ определение политики в стратегических сферах:

• цели;

• планы действий;

■ структурные и организационные адаптации:

• бюджетные процедуры;

• оценка.

Стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности системы образования, образовательного учреждения

■ Что из себя представляет система образования, образовательное учреждение и их работа сегодня?

■ Каковы наши услуги и продукты, функции, рынки, наши позиции?

■ Какими они должны стать завтра, через 5-10 лет?

■ Что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Стратегия должна результатом своей реализации иметь:

■ Формирование и наращивание: а) вполне определенного и безусловно б) позитивного имиджа системы образования, образовательного учреждения.

■ Развитие услуг и продуктов системы образования, образовательного учреждения.

■ Позитивное, управляемое развитие рынка услуг и продуктов системы образования, образовательного учреждения.

Стратегия по своему характеру должна быть не “вещь в себе”, а многоуровневая:

■ Корпоративная - относящаяся к системе образования, образовательному учреждению в целом, с учетом интересов муниципальной системы образования - издержки и качество.

■ Ассортиментная - по видам услуг для всех полезных категорий клиентов - по сферам деятельности и реализации.

■ Функииональная - по функциям, разновидностям деятельности и комплексов действий по обеспечению решения задач, поставленных на предыдущих уровнях.

Условия выбора стратегии:

■ Возможности и тенденции развития бюджетного и коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения.

■ Возможности интеграции с другими системами образования, образовательными учреждениями.

■ Возможности образовательной вертикальной интеграции (прямой и обратной) с внешними разработчиками, заказчиками, посредниками и потребителями услуг.

■ Состояние и перспективы руководства (менеджмента) и кадрового потенциала системы образования, образовательного учреждения.

■ Ориентация руководства и коллектива системы образования, образовательного учреждения именно на стратегическое управление.

Что нужно сделать?

■ Анализ ситуации, плюсы и минусы системы образования, образовательного учреждения, возможности и угрозы среды, рынка.

■ Формулировка миссии (главной идеи работы) и принципов деятельности.

■ Система целей, задач (целей, данных в определенных условиях).

■ Непротиворечивый комплекс действий по достижению целей.

Принципы стратегии

■ Теория постепенного роста - постепенное при-способление системы образования, образовательного учреждения к условиям внешней среды путем мелких пробных шагов.

■ Гибкий подход - быстрые изменения и планирование деятельности в зависимости от текущих условий.

■ Творческий подход - акцент на предвидение при разрешении текущих и возможных будущих проблем.

Обязательные условия реализаиии приниипов стратегии:

■ охват всех сфер деятельности системы образования, образовательного учреждения;

■ согласованность с внешними обстоятельствами;

■ согласованность с ресурсными возможностями;

■ связь с долгосрочными направлениями развития системы образования, образовательного учреждения;

■ учет приоритетов в целях и задачах, принимаемых системой образования, образовательным учреждением;

■ практичность и реализуемость рекомендаций.

2. Система принципов стратегии развития школ образовательных учреждений)

Вычлененная нами система принципов стратегии развития школ обеспечивает целесообразность и преемственность развития, соответствие социокультурным условиям и организационно-правовым нормам функционирования школ (образовательных учреждений).

На наш взгляд, к их числу следует отнести.

■ Принцип направляемого развития. Так как образовательные учреждения в силу определенных внешних и внутренних факторов имеют тенденцию к саморазвитию, то цель субъектов управления - направлять, корректировать объективно протекающие процессы саморазвития.

■ Принцип партисипативности управления. В процессе принятия решений, связанных с развитием образовательных учреждений, должны быть вовлечены не только структуры управления, но и все субъекты образовательного процесса - учителя, учащиеся, родители.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Принцип учета ограниченности ресурсов. Так как ресурсы образовательных учреждений ограничены, стратегия развития предполагает оптимальный выбор и комбинирование ресурсного обеспечения.

■ Принцип учета компенсаторности системы. Образовательные учреждения способны к компенсации недостатка ресурсов за счет активизации внутреннего потенциала. Стратегия развития образовательных учреждений должна быть направлена на поддержку, реализацию и развитие этого потенциала.

■ Принцип культуросообразности управленческих воздействий. Учет социокультурных особенностей, образа жизни, ценностных ориентации и норм

поведения населения, а также создание корпоративной культуры в образовательных учреждениях.

■ Принцип «Объективная оценка работы каждого», При организации процессов модернизации важно изначально определить механизмы и критерии оценки качества работы всех участников образовательного процесса: педагогов, для которых необходима новая система аттестации, директоров школ (руководителей образовательных учреждений), работа которых должна оцениваться по совокупности показателей качества образования и экономической эффективности деятельности, Такие механизмы и критерии должны быть понятны, прозрачны, измеримы и объективны.

■ Принцип «Финансирование результата». Ключевой проблемой российского образования, доставшейся в наследство от советской, является финансирование процесса образования, а не его результата. Сегодня, по сути, ни учитель, ни менеджер в образовании не несет ответственности за качество образования. В Стратегию развития школы (образовательного учреждения) должен быть заложен принцип: чем выше результаты образовательной деятельности, тем выше соответствующее финансовое обеспечение.

■ Принцип «Ресурсы в обмен на обязательства». Система управления образованием в России построена на принципах делегирования полномочий. Такой подход доказал свою эффективность. Этот процесс должен осуществляться индивидуально, с учетом специфики каждой школы, но основываться на единых принципах и базовых значениях. Его итогом должен стать нормативный документ, закрепляющий взаимные обязательства школы и учредителя. Аналогичным образом должны строиться отношения между школой и учителем. Таким образом, возникает прозрачная система финансирования всей вертикали образования: регион - муниципалитет - школа - учитель.

■ Принцип «Состязательность участников образовательного процесса». Сегодня уровень конкуренции между государственными образовательными учреждениями, прежде всего школами, незначителен. Ни у директора, ни у учителя не возникает необходимости бороться за ученика и его родителей, привлекать их в свою школу качеством образования и уникальностью программы. Необходимо создать условия, когда директор и учитель будут понимать, что перед ним не просто ученик и его родитель, а потребитель образовательной услуги, оплачивающий их работу. Это приведёт к здоровой состязательности и, как следствие, к повышению качества образования и эффективности управления образовательным процессом. Кроме этого, атмосфера здоровой конкуренции позитивно отразится на решении важнейшей задачи - формировании системой образования конкурентоспособной личности. Должны быть созданы условия, при которых значительная часть финансирования образовательных учреждений будет предоставляться на грантовой основе.

■ Принцип «Прозрачность и открытость образования». Образование - фундамент общества. Закрытость этой системы порождает недоверие и создает почву для неэффективной работы и злоупотреблений. Система образования нового поколения характеризуется полной открытостью и прозрачно-

стью, широким участием в ее управлении институтов гражданского общества. Стратегия развития школы должна предполагать ряд проектов, направленных на информирование граждан о функционировании школы (образовательного учреждения), системы образования, на пропаганду важности и необходимости качественного образования, повышение роли каждого в своем развитии и развитии своих детей.

3. Стратегическое планирование

Стратегическое планирование - набор конкретных действий и решений, предпринимаемых руководством и ведущих к реализации стратегий, которые обеспечивают школе (образовательному учреждению) достижение поставленных целей.

Актуальность внедрения системы стратегического планирования обусловлена следующими причинами:

■ стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

■ в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих реализацию модели «Российское образование 2020», стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и персонала системы образования, образовательного учреждения в решении проблем образования;

■ процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации и персонала системы образования, школы (образовательного учреждения) с общественностью, улучшению имиджа, создает единый вектор усилий всех активных сил системы образования.

В процессе стратегического планирования развития системы образования, школы (образовательного учреждения) решаются следующие задачи

■ определение стратегических целей и приоритетов развития системы образования, школы (образовательного учреждения);

■ определение стратегии развития, включая анализ сильных и слабых сторон, выявление целевых секторов, формирование программы действий администрации и персонала по поддержке развития системы образования, школы (образовательного учреждения);

■ координация разработки стратегических программ по отдельным направлениям развития системы образования, школы (образовательного учреждения);

■ координация разработок, связанных с перспективным планированием.

В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:

■ Стратегический план - короткий документ, нацеленный на главное для повышения конкурентоспособности системы образования, образовательного учреждения, Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для администрации и персонала, потенциальных инвесторов, властей и населения при принятии оперативных решений с учетом видения перспек-

тивы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для системы образования, школы (образовательного учреждения) областях.

■ Стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это не директива, это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для системы образования, образовательного учреждения, которые необходимо предпринять в интересах населения.

■ В стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер.

■ Стратегическое планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.

Стратегический план определяет общую направленность (стратегию) развития школы (образовательного учреждения). Он сконцентрирован на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон образовательного учреждения, возможных сценариев развития внешнего мира.

Основное содержание стратегического плана составляют формулировки:

■ главной цели развития образовательного учреждения на данном этапе;

■ основных стратегических направлений достижения главной цели;

■ целей в рамках стратегических направлений;

■ конкретных мер по реализации выбранных стратегий с фиксацией индикаторов выполнения намеченных мер, оценок затрат и эффекта и участников реализации мер.

Миссия:

■ Кто мы? (официальный (юридический) статус);

■ Ради чего? (общечеловеческие ценности и качественные изменения);

■ Для кого? (целевая группа и ее потребность);

■ Где? (муниципалитет, на который распространяется деятельность);

■ Как? (общая формулировка типа деятельности, направленной на удовлетворение потребностей целевой группы).

Формулировка миссии должна быть:

■ короткой - не более сорока слов/ трех предложений;

■ написана ясным и понятным языком (как минимум для вашей целевой группы);

■ сформулирована позитивно;

■ написана в настоящем времени с предпочтением глагольным формам.

Стратегические цели.

Стратегические иели это - основные направления деятельности, ведущие к реализации миссии образовательного учреждения:

■ что мы делаем? (расширяет и поясняет формулировки миссии)

■ каких качественных результатов (изменений) мы собираемся добиться?

■ наша целевая(ые) группа(ы) и ее(их) потребности?

■ чем мы отличаемся от других?

Тактические задачи

Задачи должны быть:

■ конкретными;

■ измеряемыми;

■ направленными на конкретное действие;

■ реалистичными;

■ учитывающими время и ресурсы.

Рабочий план:

■ миссия;

■ стратегическая цель;

■ тактическая задача (проект);

■ шаги;

■ ожидаемые результаты:

■ близлежащие;

■ отстоящие;

■ препятствия/ограничения;

■ издержки:

■ деньги;

■ время;

■ сотрудники;

■ срок исполнения.

Стратегический план включает в себя элементы долгосрочного прогноза, среднесрочного плана и плана первоочередных действий в рамках выбранной стратегии развития, При постановке целей и отборе мер рассматриваются долгосрочные тенденции и последствия с глубиной прогноза 10-15 лет. Срок реализации различных мер Стратегического плана варьируется от 1 года до 10 лет.

Текст стратегического плана разрабатывается в трех версиях:

■ базовая официальная версия;

■ полная версия, включающая подробные обоснования выбранной стратегии, а также конкретные проекты и программы, конкретизирующие меры плана. Оформляется в виде комплекта приложений к базовой версии;

■ презентационная версия с изложением основных позиций базовой версии.

Стратегический план представляет собой соглашение участников разработки и реализации. Готовность участников соблюдать соглашение скрепляется подписями участников, а также подписями участников реализации мер на информационных картах мер стратегического плана, содержащих основные сведения о содержании предусмотренных действий.

Декларация и набор информационных карт мер стратегического плана составляют неотъемлемую часть стратегического плана.

В процессе разработки стратегического плана выполняются следующие содержательные этапы.

■ анализ (диагностика состояния, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, БУЮТ-анализ);

■ целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей),

■ планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).

Доработка и уточнение стратегического плана проводится каждые 3-5 лет.

4. Стратегическое видение

Стратегическое видение - образ будущего состояния школы (образовательного учреждения), который посредством системы существенных характеристик дает профессиональное качественное представление об их успехе в конкретной стратегической перспективе.

Основной вопрос относительно стратегии школы (образовательного учреждения), который должен задавать себе руководитель, звучит так: «Как мы видим образовательное учреждение, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?» Ответы на этот вопрос составляют стратегическое видение.

Видение, как правило, представляет собой мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей.

Стратегическое видение - взгляды руководителя и персонала школы (образовательного учреждения) на то, какими видами деятельности они собираются заниматься и каков долгосрочный курс.

Стратегическое видение - это внутренний документ, необходимый руководителю и персоналу школы (образовательного учреждения), чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития.

При разработке видения руководитель и персонал школы (образовательного учреждения) должны определить:

■ как они видят будущее школы (образовательного учреждения);

■ в каком направлении они должны развиваться;

■ какими станут в будущем используемые образовательные технологии;

■ какое положение в системе образования должно занять образовательное учреждение в долгосрочной перспективе.

Сформулированное стратегическое видение значительно снижает риск случайных решений и обеспечивает согласованность действий руководителей, педагогов, обслуживающего персонала с общей политикой школы (образовательного учреждения).

Стратегическая ориентация- ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации.

В рамках реализации «Программы перспективного развития (стратегии) образовательного учреждения» мы предлагаем использовать методики РЕЭТ-анализа и ССВУ-анапиза (в^ЛЮТ-анализа)

5. Получение и использование информации о будущем

В системе стратегического управления особое внимание уделяется получению и использованию информации о будущем.

Общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем, есть предвидение, которое разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ научное предвидение основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления;

■ интуитивное предвидение основано на предчувствиях человека;

■ обыденное предвидение основано на житейском опыте, связанных с ним аналогиях, приметах и т.п.

Предвидение затрагивает две взаимосвязанные совокупности форм его конкретизации:

■ относящуюся к собственно категории предвидения - предсказательную (описательную);

■ сопряженную с ней, относящуюся к категории управления - предуказательную (предписательную).

Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний фирмы в будущем.

Предуказание связано с решением проблем достижения возможных или желательных перспектив, состояний фирмы в будущем, а также с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности личности и коллектива фирмы.

Предсказание выливается в следующие формы:

■ предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции - подсознания;

■ предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, более или менее верные догадки о будущем, не основанные на специальных научных исследованиях;

■ прогнозирование (которое часто употребляют в предыдущих значениях) должно означать при таком подходе специальное научное исследование, предмет которого - перспективы развития объекта (явления).

Предуказание выступает в следующих формах:

■ проектирование - создание конкретных образов будущей организации фирмы;

■ целеполагание- установление идеально предположенного результата деятельности фирмы;

■ планирование - проекция в будущее деятельности фирмы для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности;

■ программирование - установление основных положений, которые затем развертываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

Управление в целом как бы интегрирует четыре перечисленных понятия, поскольку в основе каждого из них лежит один и тот же элемент - решение. Но решения в сфере управления не обязательно носят плановый, программный, проектный характер. Многие из них (так называемые организационные, а также соб-

ственно управленческие) являются как бы последней ступенью конкретизации управления.

Эти термины могут быть определены и как процессы разработки прогнозов, проектов, целей, планов, программ, организационных решений, т.е. с данной точки зрения:

■ прогноз - научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления;

■ проект - решение относительно создания конкретной организации;

■ цель - решение относительно предположенного результата деятельности;

■ план - решение относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения;

■ программа - решение относительно совокупности мероприятий, необходимых для реализации научно-технических, социальных, социально-экономических и других проблем или каких- то их аспектов; программа может быть предплановым решением, а также конкретизировать определенный аспект плана,

Решение в данном ряду понятий есть идеально предположенное действие для достижения цели.

Предсказание и предуказание тесно связаны между собой. Без учета этой связи невозможно понять сущность прогнозирования, его действительное соотношение с управлением. В предуказании может преобладать волевое начало; тогда соответствующие цели, планы, программы, проекты, вообще решения оказываются волюнтаристскими, субъективистскими, произвольными (с повышенным риском неоптимальности, несостоятельности). Поэтому желательно преобладание в них объективного, исследовательского начала, чтобы они были научно обоснованными, с повышенным уровнем ожидаемой эффективности принимаемых решений.

Важнейшие способы научного обоснования предуказаний - описание (анализ), объяснение (диагноз) и предсказание (прогноз) - составляют три основные функции каждой научной дисциплины. Прогноз не есть лишь инструмент такого обоснования. Однако его практическое значение сводится именно к возможности повышения с его помощью эффективности принимаемых решений. Только в силу этого прогнозирование за последние десятилетия приняло беспрецедентные масштабы, стало играть важную роль в процессах управления. Прогнозирование не сводится к попыткам предугадать детали будущего (хотя в некоторых случаях это существенно). Прогнозист исходит из диалектической детерминации явлений будущего; необходимость пробивает себе дорогу через случайности, и к явлениям будущего нужен вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов, Только при таком подходе прогнозирование может быть эффективно использовано для выбора наиболее вероятного или наиболее желательного (оптимального) варианта при обосновании цели, плана, программы, проекта, вообще решения.

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать оценку хода, последствий выполнения (или не-

выполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Они могут охватывать в принципе любой отрезок времени.

Прогноз и план различаются способами оперирования информацией о будущем:

■ принятое решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного - это план;

■ вероятностное описание возможного или желательного - это прогноз.

Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, причем по возможности непрерывный, позволяющий научно обосновывать данный и последующие планы.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

■ оценка перспектив развития, будущего состояния прогнозируемого явления на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными сходными явлениями и процессами;

■ условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны;

■ модель будущего состояния того или иного явления и процесса, построенная сообразно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспективы развития которых достаточно хорошо известны.

В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

■ анкетирование (интервьюирование, опрос) -опрос экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера;

■ экстраполирование и интерполирование

(выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) - построение динамических рядов развития показателей «прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем;

■ моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений.

Наиболее эффективная прогнозная модель - система уравнений. Однако имеют значение все возможные виды моделей в широком смысле этого термина: сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т.д.

Приведенное разделение способов прогнозирования условно. На практике эти способы взаимно перекрещиваются и дополняют друг друга. Прогнозная оценка обязательно включает в себя элементы экстраполяции и моделирования. Процесс экстраполяции невозможен без элементов оценки и моделирования, Моделирование подразумевает предварительную оценку и экстраполирование.

Для классификации методов прогнозирования важны понятия приема, процедуры, метода, методики, способа, системы, методологии прогнозирования, которые нередко употребляются одно вместо другого либо фигурируют как однопорядковые понятия, несмотря на существенную качественную разницу между ними.

Научно-обоснованными являются определения этих понятий, приведенных ниже:

■ прием прогнозирования - конкретная форма теоретического или практического подхода к разработке прогноза, одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза;

■ процедура - ряд приемов, обеспечивающих выполнение определенной совокупности операций;

■ метод - сложный прием, упорядоченная совокупность простых приемов, направленных на разработку прогноза в целом;

■ методика - упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследования на основе одного или чаще определенного сочетания нескольких методов;

■ методология прогнозирования - область знания о методах, способах, системах прогнозирования;

■ способ прогнозирования - получение и обработка информации о будущем на основе однородных методов разработки прогноза;

■ система прогнозирования («прогнозирующая система») - упорядоченная совокупность методик, технических средств, предназначенная для прогнозирования сложных явлений или процессов.

Опыт показывает, что ни один из названных способов (тем более методов), взятый сам по себе, не может обеспечить значительную степень достоверности, точности, дальности прогноза, но в определенных сочетаниях они оказываются высокоэффективными.

Общая логическая последовательность важнейших операций разработки прогноза сводится к десяти основным этапам.

1. Предпрогнозная ориентация (программа исследования). Включает уточнение задания на прогноз (характер, масштабы, объект, периоды основания и упреждения и т.д.), а также формулирование целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез, определение методов, структуры и организации исследования.

2. Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа Подход к построению модели с системных позиций считается одним из основных принципов прогнозирования, Он диктуется характерной чертой объектов управления на современном этапе - наличие небольшого числа взаимосвязанных переменных, описывающих объекты и процессы их развития в экономике, что заставляет исследователя обязательно приводить их описание для анализа, прогноза и управления к системному виду.

3. Сбор данных прогнозного фона, т.е. совокупности внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза.

4. Построение динамических рядов показателей - основы, стержня будущих прогнозных моделей ме-

тодами экстраполяции; возможно обобщение этого материала в виде прогнозных пред модельных сценариев.

5. Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значений.

6. Построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализ с конкретизацией значений абсолютного (т.е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т.е. привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам и целям.

7. Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза. Это означает уточнение гипотетических моделей - обычно методами опроса экспертов.

8. Выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Для уточнения рекомендаций возможен повторный опрос экспертов.

9. Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.

10. Предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования , Прогнозирование должно быть таким же не-прерывным, как целеполагание, планирование, программирование, проектирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить.

Сказанное нуждается в следующих дополнительных замечаниях:

■ во-первых, эффективность прогнозов не может сводиться только к степени их достоверности, точности, дальности, хотя все это очень важно; не менее важно знать, насколько тот или иной прогноз содействует повышению обоснованности, объективности, эффективности разработанных на его основе решений;

■ во-вторых, прогнозирование отнюдь не универсально и не всесильно; особенности способов разработки прогноза накладывают принципиальные ограничения на возможности прогнозирования как в диапазоне времени (период упреждения в социально-экономических прогнозах на практике ограничен, как правило, ближайшими десятилетиями), так и в диапазоне объектов исследования (не все явления поддаются прогнозным оценкам); эти ограничения надо постоянно учитывать при уточнениях заданий на разработку прогнозов.

Прогнозисты - не провидцы и не предсказатели, их работа основана на логике и расчетах. Простые и разумные правила, помогут стать грамотным заказчиком и потребителем прогнозов и даже самому их составлять.

Правило 1: обозначьте границы неопределенности

Хороший прогноз очертит некий круг элементов - явлений, которые окажутся значимыми в будущем. Так вы увидите незамеченные прежде возможности и предпосылки и, кроме того, сократите количество вариантов.

Правило 2: определите траекторию будущих событий Важные события редко развиваются по прямой. Природа самых существенных изменений описывается Б-образной кривой: медленное и постепенное начало, неспешное развитие, потом внезапное и стремительное достижение высшей точки и в конце - снижение или даже возврат к первоначальному уровню. Правило Зачитывайте то, что выходит за рамки привычного Какой-нибудь странный случай, который никак не удается выкинуть из головы, вполне может быть намеком на то, что в недалеком будущем тенденция резко изменится.

Правило 4: выдвигайте сильные предположения и не бойтесь от них отказываться

Опаснее всего для прогнозиста, да и для любого человека, принимающего решение, - довериться лишь одному сообщению (чаще всего потому, что оно подкрепляет уже сложившееся у него мнение), а все остальные проигнорировать.

Правило 5: оглядываясь назад в поисках параллелей, проанализируйте большой период времени

Если вы заглянете в прошлое достаточно далеко, у вас больше шансов верно определить траекторию будущего развития.

Правило 6: нужно знать, когда не делать прогноз Пространство неопределенностей все время изменяется - то расширяется, то сужается. Иногда неопределенность достигает высшей степени: тогда хороший специалист не решится строить прогнозы.

Заключение Наш сотворческий коллектив желает успехов на трудном, но благородном поприще разработки стратегии развития ваших образовательных учреждений. В следующей статье будет описан рефлексивно-инно-вационный тренинг «Стратегический стиль мышления: сущность, инструменты, возможности».

Литература

1. Дюков В. М. П ед а го г-ру ко вод и тел ь п рое кто в. М одул ь « С и -стемный подход к проектной деятельности педагога» / В.М. Дюков. - Красноярск: ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. -108 с.

2. Дюков В.М, Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы /В.М. Дюков, И.Н. Семенов, Р.В. Шайхутдинова. - Красноярск: Красноярский писатель, 2010. - 360 с.

3. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлек-сивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы» /В.М. Дюков, И.Н. Семенов, Р.В. Шайхутдинова. - Красноярск: Красноярский писатель, 2010. - 320 с.

4. Семенов И.Н. Рефлексивно-гуманитарная психология и педагогика творчества//Российские научные школы. Т. 3. М. 2010. с. 317-332

5. Семенов И.Н. Рефлексивная психология, акмеология, педагогика как средства возрождения образовательной системы //Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Ч. 2. М. АПСН. 2009.

6. Семенов И.Н. Человекознание, техникознание и рефле-технологии как социокультурные факторы развития творчества в инновационном образовании //Мир психологии. 2010. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.