Научная статья на тему 'Методы и показатели прогнозирования процесса подготовки кадров в высших образовательных учреждениях'

Методы и показатели прогнозирования процесса подготовки кадров в высших образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / FORECASTING METHODS / РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING OF PERSONNEL / ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / FORECASTING INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакназарова Нилуфар Куранбоевна

Статья посвящена исследованию методов и показателей прогнозирования подготовки кадров как важному аспекту деятельности современного высшего образовательного учреждения. На современном этапе переход Республики Узбекистан на инновационно-ориентированное социально-экономическое развитие, обуславливает совершенствование менеджмента системы высшего образования, который должен опираться на научно обоснованный процесс прогнозирования, что в свою очередь требует применения соответствующих методов, подходов, адекватных теории и практики функционирования высших образовательных учреждений. Традиционные подходы к менеджменту высших образовательных учреждений, основанные на относительно упрощенных моделях, как правило, не позволяют в полной мере решать задачи адаптации к внешним условиям, которые со временем коренным образом меняются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хакназарова Нилуфар Куранбоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и показатели прогнозирования процесса подготовки кадров в высших образовательных учреждениях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ Хакназарова Н.К. Email: Khaknazarova17127@scientifictext.ru

Хакназарова Нилуфар Куранбоевна - базовый докторант, Головной научно-методический центр

Министерство высшего средне-специального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена исследованию методов и показателей прогнозирования подготовки кадров как важному аспекту деятельности современного высшего образовательного учреждения. На современном этапе переход Республики Узбекистан на инновационно-ориентированное социально-экономическое развитие, обуславливает совершенствование менеджмента системы высшего образования, который должен опираться на научно обоснованный процесс прогнозирования, что в свою очередь требует применения соответствующих методов, подходов, адекватных теории и практики функционирования высших образовательных учреждений. Традиционные подходы к менеджменту высших образовательных учреждений, основанные на относительно упрощенных моделях, как правило, не позволяют в полной мере решать задачи адаптации к внешним условиям, которые со временем коренным образом меняются.

Ключевые слова: прогнозирование, показатели прогнозирования, методы прогнозирования, развитие высшего образования, подготовка кадров, высшие образовательные учреждения.

METHODS AND INDICATORS FOR FORECASTING THE TRAINING PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Khaknazarova N.K.

Khaknazarova Nilufar Quranboyevna - basic doctoral Student, HEAD SCIENTIFIC-METHODICAL CENTER MINISTRY OF HIGHER SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the research of methods and indicators of personnel training forecasting as an important aspect of the activity of a modern higher educational institution. At the present stage, the transition of the Republic of Uzbekistan to innovative socio-economic development determines the improvement of management of the higher education system, which must be based on a scientifically based forecasting process, which in turn requires the application of appropriate methods, approaches, adequate theory and practice of the functioning of higher educational institutions . Traditional approaches to the management of higher educational institutions, based on relatively simplified models, as a rule, do not allow to fully solve the problems of adaptation to external conditions, which eventually change radically.

Keywords: forecasting, forecasting indicators, forecasting methods, development of higher education, training of personnel, higher educational institutions.

УДК 37.013

На современном этапе переход Республики Узбекистан на инновационно -ориентированное социально-экономическое развитие, обуславливает совершенствование менеджмента системы высшего образования, который должен опираться на научно обоснованный процесс прогнозирования, что в свою очередь требует применения соответствующих методов, подходов, адекватных теории и практики функционирования высших образовательных учреждений. Традиционные подходы к менеджменту высших образовательных учреждений, основанные на относительно упрощенных моделях, как правило, не позволяют в полной мере решать задачи адаптации к внешним условиям, которые со временем коренным образом меняются. При этом разработка всех видов управленческих решений в сфере высшего образования в форме прогноза, соответствующих программ невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью может быть реализована логика, принципы и методологические подходы к прогнозированию.

Проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что система показателей, используемых в прогнозировании, должна соответствовать определенным требованиям. Они касаются и области образования, в том числе и системы высшего образования. К числу важнейших из них целесообразно отнести следующие:

- единство и обязательность показателей для соответствующего уровня прогнозирования;

- сопоставимость показателей;

- показатели, используемые в прогнозировании, должны иметь четкое измерение, то есть быть определяющими, измерительными;

- в целом система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику всех аспектов функционирования прогнозируемых объектов;

- система показателей должна быть гибкой, адаптивной, способной отображать все изменения и состояние объекта прогнозирования;

- показатели прогнозов должны быть адресными;

- показатели, применяемые в прогнозах, должны ориентировать соответствующие объекты на рост производительности, результативности и эффективности;

- количество применяемых показателей должно быть численно ограничено [1].

На макроуровне, показатели в сфере высшего образования охватывают общие данные, касающиеся конечных результатов функционирования отрасли образования и науки в целом (количество студентов, преподавателей, персонала по отрасли в целом на начало и окончание учебного года, развития материально-технической базы отрасли и т.д.). Под конечными показателями на микроуровне следует принимать те данные, которые характеризуют деятельность данного высшего образовательного учреждения на протяжении учебного года (прием абитуриентов - выпуск специалистов, динамика кадрового состава вуза, средняя заработная плата персонала и др.)

Показатели прогнозов необходимо рассматривать как в абсолютном, так и в относительном выражении. Абсолютные показатели выражают количественную характеристику учебно-образовательной деятельности высшего образовательного учреждения. Относительные же показатели - характеризуют эти процессы на основе определенной базы (с их помощью определяются темпы прироста контингента студентов или выпуска подготовленных специалистов, наращивание материально -технической базы).

Относительно качественных показателей, то данный вид более сложный. Так, качество образования - проблема многогранная и системная, которая состоит из следующих элементов: качество педагогического персонала; качество учебных программ; качество абитуриентов и студентов; качество учебной инфраструктуры; качество морально-психологической атмосферы; качество отношений с внешней и социальной средой; качество менеджмента, как единого целого, так и его составляющими структурами.

Все названные элементы в своем единстве характеризуют общую целостность проблемы качества образования, на основе которой формируется образовательная политика, осуществляется руководство высшим образовательным учреждением в соответствии с поставленными целями и задачами. Содержание и точность качественных показателей зависит от определения критериев, стандартов качества подготовки специалистов (повышение качества педагогического состава, контингента студентов принятых в высшее образовательное учреждение, обеспечение современного уровня учебно-методического процесса, совершенствование материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры, разработка механизмов и инструментария управления и самоуправления высшим образовательным учреждением и др.).

Существующие методы оценки качества остаются в основном опосредованными, или основанные на рейтинговом подходе. При первом подходе оцениваются основные факторы учебного процесса, такие как материальная база, информационное и кадровое обеспечение. Наличие этих факторов является необходимым условием, но они не могут гарантировать высокое качество подготовки специалистов. Серьезным недостатком второго подхода является относительный субъективизм [2].

Проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что помимо вышеупомянутых широко известных методов существует подход оценивания качества образования, в основу которого положено сопоставление полученных выпускником знаний и умений с тем, которые необходимы для эффективного решения задач и выполнения работ в соответствующей области. В этом случае критерий качества включает две основные составляющие: первая из них показывает, какую долю задач специалист способен решать на уровне допустимых решений; вторая составляющая отмечает качество полученных решений (выполненных работ) по отношению к оптимальным (эталону).

В теории и практике прогнозирования за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов. По оценкам различных исследователей насчитывается более ста различных методов прогнозирования, на практике же, как основные, используется около двадцати. Что касается прогнозирования развития высшего образования в соответствии с нашим анализом, то можно предложить около десяти основных.

Вместе с тем, развитие информационных технологий создают возможность расширение круга используемых методов прогнозирования и их совершенствования. Так, на основе проведенных исследований нами выделены наиболее актуальные (с т.з. практики) по содержанию подходы (методы) разработки прогнозов. Рассмотрим данные методы более подробно.

Так, главная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления в сочетании с количественным анализом оценки и обработки получаемых результатов. Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, обоснованная на профессиональном, научном и практическом опыте [3].

Метод морфологического анализа предполагает выбор наиболее целесообразного решения проблемы из числа возможных вариантов. Его важно использовать при прогнозировании фундаментальных исследований. Метод морфологического анализа включает ряд приемов, которые предусматривают систематизированный подход к изучению сущности проблем [4].

Рассмотренные выше подходы к прогнозированию проблем высшего образования можно считать лишь подготовительным этапом к следующим более глубоким процессам составления прогнозов.

Методы экстраполяции выступают одними из основных инструментов прогнозирования в области высшего образования. Сущность их заключается в

изучении устойчивых тенденций, которые сложились в прошлом и проявят себя в текущем периоде, и могут быть задействованы на будущее. Методы экстраполяции наиболее распространены при исследовании прогнозных явлений и процессов в различных областях общественной жизни. Как известно, в основе экстраполяционных методов прогнозирования лежит изучение динамических рядов (множественность наблюдений, полученных последовательно во времени).

Особое место в прогнозировании развития занимают методы моделирования и использования экономико-математических методов. Прогнозирование образовательных процессов с использованием оптимальной модели вмещает разработки такой, которая позволяет включить экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе фактических данных, определяющие перспективные направления развития высшего образовательного учреждения.

Кроме того, полагается целесообразным выделить некоторые экономико-математические модели, которые могут применяться в процессе формирования прогнозов подготовки кадров в высших образовательных учреждениях. Так, матричные модели, которые используются на основе комплексных показателей, могут стать основой прогнозирования, как на краткосрочный период, так и на перспективу.

Методы педагогического, социально-экономического анализа дают возможность в процессе прогнозирования учитывать основные закономерности, происходящие изменения и трансформации и ориентироваться на проблемы экономической и социальной политики, определять основные задачи развития высшего образования на перспективу. В процессе прогнозирования важно использовать анализ данных численности рабочих мест и занятости населения, потребностей в специалистах в отдельных отраслях производства и в отраслях непроизводственной сферы.

Методы прямых педагогико-экономических расчетов касаются внутренних проблем высших образовательных учреждений, связанных с организационно -учебной, научной и хозяйственной деятельностью. Расчеты включают: количество и структуру педагогического персонала; студенческого контингента; потребности на развитие материально-технической базы высшего образовательного учреждения.

Важное место в организации процесса прогнозирования может занять метод системного анализа и синтеза, с помощью которого становится возможным разложить целостную образовательную систему на составные части и те процессы, которые в них происходят, и выделить основные ключевые проблемы развития высшего образования на перспективу. Именно при этом методе становится возможным осуществлять перспективный комплексный анализ, находится в единстве с синтезом исследуемых проблем. Метод системного анализа и синтеза может быть использован при решении практически всех проблем прогнозирования в сфере высшего образования.

Современные тенденции рыночных отношений, возрастающая конкуренция, практический опыт функционирования крупных современных фирм и корпораций показывает, что их достижения, эффективность во многом зависят от обоснованной разработки и внедрения так называемых бизнес -планов. По своей сути это своеобразное прогнозирование и планирование, причем объектами прогнозирования выступают спрос, производство продукции или оказание услуг, объем реализации, потребности в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства, цены, доходы предприятия (фирмы), его материально-техническое развитие, возможные риски и пр. [5].

Конечно, учитывая соответствующую специфику, в аспект высшего образования не все вышеуказанные показатели могут быть включены в подобный прогноз. Однако идентичный вариант-аналог может быть разработан для любого высшего образовательного учреждения. По нашему мнению, такая форма прогнозирования неоднократно оправданна и может быть использована, с учетом адаптации к

образовательной специфике, в практике высших образовательных учреждений, что, несомненно, будет весьма актуально в свете решения задач инновационно -ориентированного развития системы высшего образования в целом.

Мировая практика показывает, что бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия (фирмы), оценки его финансового положения, определения потребностей в инвестициях, введение новаций в науке и технике. Он востребован всеми (предпринимателями, банкирам, инвесторами проектов, менеджерами и сотрудникам подразделений). Зарубежные деловые и научные круги осознали, что без бизнес-плана невозможно реализовать на практике любой проект. Руководству предпринимательской, научно-исследовательской или образовательной структуры бизнес-план помогает разобраться в перспективах своей деятельности, предвидеть возможные изменения и проблемы на будущее, контролировать текущие операции и многое др.

Составление бизнес-плана дело сложное и ответственное. Его разработка требует наличие соответствующей информации, которая базируется на комплексном анализе деятельности высшего образовательного учреждения. Кроме того, для принятия решений и обоснований необходимо иметь достаточно достоверную информацию, в связи с чем повышается роль прогнозов, совершенствование методов прогнозирования, применяемых на практике, с целью повышения точности расчетов и реальности проекта. При прогнозировании показателей бизнес-плана целесообразно использовать следующую систему методов: экспертные оценки; факторные модели; методы оптимизации и др.

Исходя из специфики образовательной сферы в бизнес-план высшего образовательного учреждения целесообразно включать следующие основные структурные разделы:

- основные данные, характеризующие высшее образовательное учреждение;

- основные направления и цели деятельности высшего образовательного учреждения;

- анализ за прошлый период, т.е. достижения и не решеные вопросы за последние 5 лет;

- стратегические задачи на перспективу, т.е. объемы набора обучаемых, кадровый состав высшего образовательного учреждения, ориентировочные данные подготовки специалистов, исходя из реальных условий;

- новации в организационно-методической работе по совершенствованию учебного процесса;

- научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

- материально-техническое обеспечение;

- анализ и прогноз финансово-хозяйственной деятельности;

- основные направления учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы в высшем образовательном учреждении;

- решение комплекса социальных проблем.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что в зависимости от прогнозируемых задач и объектов, показатели могут охватывать данные, касающиеся конечных результатов функционирования системы высшего образования и науки (количество обучаемых, преподавателей, научных кадров, др. персонала на начало и окончание учебного года, развития материально -технической базы и пр.). Показатели в прогнозировании необходимо рассматривать как в абсолютном, так и в относительном выражении. Абсолютные показатели выражают количественную характеристику учебно-образовательной деятельности высшего образовательного учреждения. Относительные характеризуют эти процессы на основе определенной базы, с их помощью можно определять темпы прироста контингента студентов или выпуска подготовленных специалистов, наращивание материально-технической базы и пр.

При прогнозировании в высших образовательных учреждениях актуальны следующие основные методы экспертные оценки, методы прогнозного сценария, морфологического анализа, моделирования, педагогического, социально-экономического анализа, прямых педагогико-экономических расчетов, системного анализа и синтеза, экономико-математические методы и др. При этом, важным инструментом прогнозирования в области высшего образования, который целесообразно применять на практике для выявления тенденций изменения показателей, являются методы экстраполяции.

Современные тенденции рыночных отношений, возрастающая конкуренция, инновационно-ориентированное развитие экономики, практический опыт функционирования крупных современных фирм и корпораций показывает, что их достижения, эффективность во многом зависят от обоснованной разработки и внедрения бизнес-планирования. По своей сути это своеобразное прогнозирование, причем объектами прогнозирования выступают спрос, производство продукции или оказание услуг. По нашему мнению, такой прогнозный план целесообразно применять в деятельности современных высших образовательных учреждений.

Список литературы /References

1. Прогнозирование в образовании: теория и практика / Под ред. Б.С. Гершунского. М.: Ин-т теоретич. педагогики и междун. исслед. в образовании, 2003. С. 209.

2. Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций: Педагогическое сообщество России. М.: Эксмо, 2008. С. 392.

3. Безруков Д.Л. Вопросы социального прогнозирования в области образования. М.: Высшая школа, 2011. С. 116.

4. Слободчиков В.И. Структура образовательного проекта // Технологии проектной деятельности в образовании. Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2000. С. 11-14.;

5. Мартыненко В.Ф. Классификация прогнозов и методов прогнозирования. М.: Феникс, 2006. C. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.