Научная статья на тему 'Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом'

Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1123
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROGNOSTIC ACTIVITIES / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / FORECASTING OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Екатерина Павловна

Статья посвящена рассмотрению сущности прогностического подхода к управлению образовательными системами. Исследованы основные направления образовательно-педагогического прогнозирования, сущность прогностической деятельности как особой интегративной категории, которая позволяет комплексно и системно решать проблемы профессионального образования, рассматривая его перспективы в экономическом, социальном, научно-техническом, педагогическом, психологическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGNOSTIC ACTIVITIES IN THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article describes the essence of the prognostic approach to the management of educational systems. The author investigates the main areas of educational and pedagogical forecasting and views the essence of prognostic activities as a special integrative category which enables to solve the problems of professional education in a systematic way. The prospects of its application are considered in economic, social, scientific, technical, pedagogical, and psychological aspects.

Текст научной работы на тему «Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом»

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

PROGNOSTIC ACTIVITIES IN THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Е. П. Седых

Статья посвящена рассмотрению сущности прогностического подхода к управлению образовательными системами. Исследованы основные направления образовательно-педагогического прогнозирования, сущность прогностической деятельности как особой интегративной категории, которая позволяет комплексно и системно решать проблемы профессионального образования, рассматривая его перспективы в экономическом, социальном, научно-техническом, педагогическом, психологическом аспектах.

E. P. Sedykh

The article describes the essence of the prognostic approach to the management of educational systems. The author investigates the main areas of educational and pedagogical forecasting and views the essence of prognostic activities as a special integrative category which enables to solve the problems of professional education in a systematic way. The prospects of its application are considered in economic, social, scientific, technical, pedagogical, and psychological aspects.

Ключевые слова: прогностическая деятельность, управление образовательным процессом, прогнозирование развития образовательного процесса.

Keywords: prognostic activities, management of the educational process, forecasting of the development of the educational process.

Глубокие современные социально-экономические преобразования в обществе актуализируют проблемы развития профессионального образования. Опыт функционирования и развития профессионального образовательного учреждения подтверждают объективную потребность переосмысления перспективного планирования и прогнозирования образовательного процесса. В настоящее время прогностика как наука охватывает все сферы научной и общественной жизни, однако практическое использование этой области знания в образовательной системе связано с рядом трудностей, определяемых сложностью объектов прогнозирования.

Актуальность процессов прогнозирования в образовании обусловлена целью современного образования: подготовка людей к жизнедеятельности в ближайшем будущем. Прогнозирование развития образовательных учреждений основано на синтезе социально-экономических, научно-технических, культурологических и психолого-педагогических факторов, на полном и глубоком понимании многоаспектности профессионального образования, абсолютной необходимости его опережающего моделирования с точки зрения перспектив развития внешних и внутренних факторов.

Педагогическая потребность в разработке прогностической деятельности в управлении образовательным процессом, связанная с познанием процессов будущего, имеет стратегическое значение для функционирования и развития образовательных учреждений.

До настоящего времени влияние прогнозирования на развитие образовательной системы осуществлялась в основном эмпирически. Причинами этого являлись недостаточные научно-педагогическая и научно-методическая обоснованность данного процесса.

По определению Б. С. Гершунского, педагогическое прогнозирование - специально организованное комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм воспитательно-образовательной деятельности на разных ступенях образования [1].

Проведенное исследование выявило, что педагогическое прогнозирование может быть рассмотрено со следующих сторон:

- предвидение будущих изменений в развитии личности;

- определение путей совершенствования личности;

- определение долгосрочной перспективы формирования личности специалиста;

- определение требований к профессиональной подготовке, личностным и профессиональным качествам будущих специалистов;

- проектирование хода развития педагогического процесса;

- получение опережающей информации;

- исследование перспектив развития производства, общества и культуры для оперативной корректировки учебных планов, программ, квалификационных характеристик;

- адаптация образовательной системы к потребностям личности;

- координация прогностической информации, полученной в различных областях науки, техники, производства и использование ее в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Прогнозному обоснованию подлежат практически все взаимосвязанные компоненты педагогической и

управленческой деятельности образовательной системы. В связи с этим особое значение приобретает выявление инвариантных объектов педагогического прогнозирования, позволяющего осуществить процесс прогнозирования, ориентируясь на наиболее существенные компоненты деятельности профессионального учебного заведения. Нами определены следующие основные направления образовательно-педагогического прогнозирования:

- проведение междисциплинарных прогностических исследований, стыковка их с прогностическими исследованиями в других областях - экономике, социологии, демографии, экологии и др.

- осуществление целевых прогнозов в сфере образования, выделение тех объектов, которые требуют и реально поддаются прогнозированию, с тем, чтобы использовать полученные прогностические данные для разработки более общих или более детальных прогнозов;

- предварительный анализ существующего состояния и перспектив развития образования как целостной системы; выявление проблем и противоречий на разных уровнях целостной системы непрерывного образования; исследование объективных и субъективных факторов, препятствующих взаимопроникновению образования и культуры;

- исследование механизмов «встраивания» системы образования в целом и ее уровней в социокультурную сферу общества; прогностический анализ целей и содержания образования, исследование путей гуманизации и гуманитаризации образовательных систем, их демократизации, дифференциации и вариатизации с одновременным исследованием интегративных процессов в образовательной сфере; обеспечение гармонии ценностей образования в их государственном, общественном и личностном понимании;

- поиск путей, методов и средств повышения престижа образования; исследование возможностей внешнего и внутреннего стимулирования и мотивации учения, повышения престижа знаний, профессиональной компетентности и культуры человека;

- прогнозирование подготовки специалистов и рабочих различной квалификации и профиля; изменения личностных образовательных интересов и потребностей, расширения сферы образовательных услуг;

- прогностическое обоснование содержательно-процессуальных компонентов дидактических систем; прогнозирование целей и содержания образования, обеспечение его преемственности;

- исследование путей повышения эффективности педагогического процесса;

- исследование перспективных проблем образовательно-педагогического управления.

В контексте нашего исследования объектом прогнозирования выступает образовательный процесс, который обладает следующими особенностями: интеграция производственного и педагогического процессов; единство тенденций социализации и профессионализации личности; ориентация на подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно полезной деятельности, формирование базового уровня развития специалиста как

личности и профессионала с учетом возможности его дальнейшего развития; учет достижений научно-технического прогресса, новых производственных и педагогических технологий для обеспечения профессиональной компетентности специалиста; высокий уровень общекультурных и профессиональных знаний для обеспечения профессиональной мобильности и адаптивности специалиста при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

В этих условиях значительно возрастает роль прогностической деятельности, необходимая для разработки стратегии развития образовательной системы и образовательного процесса, разработки учебных планов и программ.

По определению Б. С. Гершунского, прогностическая деятельность в педагогике - это непрерывный систематический процесс получения опережающей информации об объектах прогнозирования и соответствующих параметрах внешней среды, детерминирующих поведение этих объектов в прогнозном периоде [2].

На основе анализа различных подходов к проблеме педагогического прогнозирования прогностическая деятельность в образовательном учреждении профессионального образования рассматривается нами как процесс, направленный на предвидение и исследование тенденций и перспектив развития учреждения начального профессионального образования, опережающего отражения требований производства, общества, культуры, определения долгосрочной перспективы формирования личности специалиста с целью обеспечения непрерывного устойчивого развития учреждения начального профессионального образования.

Исследование показало, что выделение прогностической деятельности как особой интегративной категории позволяет комплексно и системно решать проблемы профессионального образования, рассматривая его перспективы в экономическом, социальном, научно-техническом, педагогическом, психологическом аспектах [3].

Экономический аспект прогностической деятельности позволяет рассмотреть перспективные потребности производства в рабочих кадрах, опережающе оценить возможности образовательного учреждения, обосновать материально-финансовые затраты на реализацию поставленных целей, оценить материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, прогнозировать и проектировать деятельность учебного заведения с точки зрения его взаимосвязей с внешней средой.

Научно-технический аспект позволяет исследовать процесс профессиональной подготовки в соответствии с современными производственными технологиями и с прогнозами в научно-технической сфере, осуществлять опережающий подход к обоснованию и разработке учебных планов, программ.

Социальный аспект предусматривает изучение социальной среды, прогностического фона, на котором в перспективе будет находиться образовательная система. Прогностическая деятельность в данном аспекте позволяет предвидеть изменения потребностей, мотивов и интересов человека в связи с интеграционными процессами в науке, на производстве и инновационными процессами в образовании.

Психологический аспект предполагает исследования психологических качеств личности специалистов, формирование на этой основе личностного потенциала специалиста, необходимого для успешной профессиональной деятельности в будущем.

Педагогической аспект предполагает научное предвидение и прогностическое обоснование целей, содержания, методов и форм профессионального обучения, с целью осуществления процесса подготовки специалиста.

Теоретико-методологическими основаниями для осуществления прогностической деятельности в учебном заведении явились междисциплинарный, системный, программно-целевой, профессиологический подходы.

В контексте данного исследования прогностическая деятельность рассматривается в системе «философско-образовательное - социально-педагогическое - дидактическое прогнозирование».

Философско-образовательное прогнозирование дает прогностическое обоснование перспектив развития образовательного процесса, рассматривая педагогическую науку, компоненты ее логической структуры, включая основания, теории, законы, и закономерности.

Социально-педагогическое прогнозирование функционирует на основании философско-образовательного прогнозирования и создает предпосылки для реализации дидактического прогнозирования. Социально-педагогическое прогнозирование рассматривает конкретное образовательное учреждение, раскрывая цели, результат и предполагаемый процесс его развития. В нашем исследовании это позволило разработать и прогностически обосновать стратегию развития образовательного учреждения.

Дидактическое прогнозирование изучает и прогностически обосновывает основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, средства и организационные формы, отражает их целостность, структурное единство и органическую взаимосвязь. Это позволяет создавать прогностически обоснованные модели дидактических систем, включающих цели, содержание, методы и формы обучения специалиста.

Таким образом, прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом - это особый вид деятельности, направленный на изучение возможных перспектив развития образовательной системы, определение путей совершенствования личности в образовательном процессе, предвосхищение результатов педагогической деятельности, выработку нового знания о будущем на основе имеющейся опережающей информации с целью обеспечения непрерывного устойчивого функционирования и развития образовательной системы.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентирован-ных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

2. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. - Киев: Высш. шк., 1986. - 197 с.

3. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб., 1999. - 480 с.

СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ

SYSTEM ADMINISTRATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

А. В. Васькина

В данной статье обозначены проблемы воспитания молодежи в вузе. Предлагается модель системного управления воспитательной деятельностью в вузе. Используя за основу системный подход к управлению, автор рассматривает воспитательную деятельность как систему, представляющую собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

A. V. Vaskina

The article touches upon the problem of youth education at a higher educational institution. The model of system administration of educational activity at a higher educational institution is described. Educational activity at a higher educational institution is based on systems approach to administration and viewed as integrity consisted of united elements.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, воспитательный процесс, системное управление, моделирование.

Keywords: educational activity, educational process, system administration, modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.