Психологический аспект предполагает исследования психологических качеств личности специалистов, формирование на этой основе личностного потенциала специалиста, необходимого для успешной профессиональной деятельности в будущем.
Педагогической аспект предполагает научное предвидение и прогностическое обоснование целей, содержания, методов и форм профессионального обучения, с целью осуществления процесса подготовки специалиста.
Теоретико-методологическими основаниями для осуществления прогностической деятельности в учебном заведении явились междисциплинарный, системный, программно-целевой, профессиологический подходы.
В контексте данного исследования прогностическая деятельность рассматривается в системе «философско-образовательное - социально-педагогическое - дидактическое прогнозирование».
Философско-образовательное прогнозирование дает прогностическое обоснование перспектив развития образовательного процесса, рассматривая педагогическую науку, компоненты ее логической структуры, включая основания, теории, законы, и закономерности.
Социально-педагогическое прогнозирование функционирует на основании философско-образовательного прогнозирования и создает предпосылки для реализации дидактического прогнозирования. Социально-педагогическое прогнозирование рассматривает конкретное образовательное учреждение, раскрывая цели, результат и предполагаемый процесс его развития. В нашем исследовании это позволило разработать и прогностически обосновать стратегию развития образовательного учреждения.
Дидактическое прогнозирование изучает и прогностически обосновывает основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, средства и организационные формы, отражает их целостность, структурное единство и органическую взаимосвязь. Это позволяет создавать прогностически обоснованные модели дидактических систем, включающих цели, содержание, методы и формы обучения специалиста.
Таким образом, прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом - это особый вид деятельности, направленный на изучение возможных перспектив развития образовательной системы, определение путей совершенствования личности в образовательном процессе, предвосхищение результатов педагогической деятельности, выработку нового знания о будущем на основе имеющейся опережающей информации с целью обеспечения непрерывного устойчивого функционирования и развития образовательной системы.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентирован-ных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
2. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. - Киев: Высш. шк., 1986. - 197 с.
3. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб., 1999. - 480 с.
СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ
SYSTEM ADMINISTRATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
А. В. Васькина
В данной статье обозначены проблемы воспитания молодежи в вузе. Предлагается модель системного управления воспитательной деятельностью в вузе. Используя за основу системный подход к управлению, автор рассматривает воспитательную деятельность как систему, представляющую собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
A. V. Vaskina
The article touches upon the problem of youth education at a higher educational institution. The model of system administration of educational activity at a higher educational institution is described. Educational activity at a higher educational institution is based on systems approach to administration and viewed as integrity consisted of united elements.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, воспитательный процесс, системное управление, моделирование.
Keywords: educational activity, educational process, system administration, modeling.
В условиях кризиса современного общества и образования очень остро встают вопросы управления молодежной политикой. В системе воспитания подрастающего поколения отсутствует целостный системный подход. В результате чего молодые люди не получают должного развития необходимых личностных качеств, а следовательно, выходят в самостоятельную жизнь, не будучи готовыми к ней. Недостаточность воспитания проявляется в пассивности, иждивенческой позиции, стремлении к беззастенчивому потреблению жизненных благ, неадекватном уровне притязаний и самооценки, низкой коммуникативной культуре, равнодушии, скептицизме, неспособности к серьезным нравственным усилиям. При этом именно молодежь наиболее остро реагирует как на внешние социальные, так и на внутренние личностные проблемы. Отсюда вспышки агрессии, алкоголизм, наркомания, всплески сектантства, психические расстройства, самоубийства и т. д. Масштабы нравственного кризиса в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа.
Во все времена ведущими центрами воспитания и образования, науки являлись образовательные учреждения, в первую очередь высшие учебные заведения. Состояние нынешней системы воспитания в вузах зачастую характеризуется формальной организацией воспитательной деятельности, низкой степенью сформированности единого образовательного пространства, неподготовленностью педагогических кадров, отсутствием адекватных и эффективных методов и средств воспитания. Многие преподаватели рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, психологически и профессионально не способны осуществлять воспитательную работу со студентами, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства обучаемых. Требует совершенствования нормативная база процесса воспитания в системе образования, материальная база его реализации, система взаимодействия учреждений образования с другими социальными институтами в целях духовно-нравственного воспитания.
Чтобы ситуация в вузах изменилась, необходимо переходить на более эффективные формы управления воспитательной деятельностью. Одним из ведущих методологических ориентиров может стать системный подход к управлению. Как отмечает министр образования Нижегородской области С. В. Наумов, «системный подход к управлению обеспечивает мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективную оценку, развитие всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений» [1]. Системный подход является наиболее приемлемым и отвечающим современным требованиям воспитания и образования, так как высшее учебное заведение, являясь образовательной организацией, соответствует основным свойствам систе-
мы: целенаправленности, сложности (множество структурных подразделений и сложность их взаимосвязи), делимости (образовательная, научно-исследовательская, учебно-методическая, хозяйственная деятельности), целостности (направленность действий структурных подразделений подчинена единым целям), многообразию элементов и различию их природы (различные виды деятельности имеют свою функциональную специфичность и автономность), структурности (взаимозависимость и взаимосвязь между подразделениями согласно иерархическим уровням) [2].
Используя за основу системный подход к управлению, мы рассматриваем воспитательную деятельность в вузе как систему, представляющую собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Воспитательная деятельность в вузе должна соответствовать новым целям и задачам в сфере образования и воспитания, способствовать личностному и социальному развитию студентов вуза и региона, выполнять социальные заказы студентов, родителей.
Большая роль в организации развивающего пространства в вузе принадлежит педагогам-ученым, педагогам-организаторам, педагогам-кураторам и другим категориям работников сферы образования. Необходимо, чтобы все заинтересованные работники конструировали и внедряли новые и эффективные технологии, методики, системы обучения и воспитания, ориентированные на развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельного критического мышления, умения аргументировать свои выводы, формирования у них готовности к жизни в современных социально-экономических условиях. При этом основным организатором воспитательной деятельности в вузе должен стать руководитель, главная задача которого - перевести членов коллектива в зону повышенной мотивации, когда у сотрудников формируется новая логика, гибкость, панорамность мышления, креативность, способность воспринимать и творчески воплощать новые идеи в социально значимой деятельности; направленность на поиск оптимального соотношения и взаимодействия инноваций и нормы (традиции), направленность на решение актуальных и сложных задач обучения, воспитания и развития учащихся. Используя научный потенциал высших учебных заведений, необходимо переходить на новые формы управления, когда меняется структура педагогического коллектива, идет активный поиск новых моделей воспитательной деятельности, реализуется дифференцированный подход к образованию и т. д. [3].
В связи с этим предлагается модель системного управления воспитательной деятельностью в вузе, где за основу берутся цели, в которых отражаются социально-культурные запросы и ожидания общества, региона относительно воспитания подрастающего поколения (см. рисунок).
Прогнозируемый результат данной деятельности -это повышение качества воспитательного процесса; профессионально-личностные достижения субъектов воспитания, личностное развитие и саморазвитие; удо-
#
о
СТ1
00
0
го
гп ^
сг
1
>
□
о
>
Рис. Модель системного управления воспитательной деятельностью в вузе
#
влетворение образовательных запросов личности, общества, государства. Теоретическим основанием модели являются функции, закономерности и принципы системного управления. Важной составляющей модели являются модули: законодательно-правовой, воспитательный, социальный, информационный, экономический, технологический, управленческий.
Системное управление воспитательной деятельностью в вузе - сложный, динамичный, целенаправленный социально-педагогический процесс, вызванный необходимостью осуществления государственной молодежной политики, потребностями обновления воспитательно-образовательных процессов в вузе. Успешность реализации модели системного управления воспитательной деятельностью зависит от грамотной организации ана-литико-прогностического, целевого, проектировочного, организационно-внедренческого, оценочного и рефлексивного пространства. Наибольшую эффективность от использования системного подхода в управлении воспитательной деятельностью вуза можно получить лишь
при условии тесной и органичной связи теории и практики, обеспечивающей генерирование новых социально-педагогических, психологических, проективных, социально-культурных идей как актуальных смыслов и ценностей реально существующего и идеального (мысленно конструируемого и идеализируемого).
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Наумов С. В. Концептуальные основы системного управления инновационным развитием регионального образования // Нижегородское педагогическое обозрение. - 2007. - № 1.
2. Беляков С. А., Куклин В. Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 3.
3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И МАТРИЦЫ ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В АНАЛИЗЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
LOGICAL STRUCTURE DIAGRAMS AND MATRICES IN THE EDUCATIONAL CONTENT ANALYSIS
Д. А. Лошкарева, В. М. Соколов
В статье рассматриваются способы анализа содержания гуманитарных дисциплин на основе структурно-логических схем и матриц логических связей, ориентированные на реализацию принципа целостного отражения в содержании обучения и задач формирования профессиональных компетенций выпускника образовательной программы дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
D. A. Loshkareva, V. M. Sokolov
The paper considers the ways of education content analysis aimed at development of the professional competences of the university graduate receiving additional training under the complementary university education program "Translator in the field of professional communication" based on the logical structure diagrams and matrices describing logical content elements relationships.
Ключевые слова: анализ содержания обучения, профессиональные компетенции выпускника, структурно-логические схемы, матрицы логических связей.
Keywords: education content analysis, professional competences of the university graduate, logical structure diagrams, logical matrices.
Проектирование и обоснование содержания образования - одна из важнейших проблем в дидактике. Содержание образования имеет социальную сущность, то есть ориентировано на социальный заказ, обращенный к образовательной системе.
Ключевым источником информации для совершенствования содержания образовательной программы, обе-
спечивающей соответствие вузовской подготовки требованиям, предъявляемым современными условиями к специалистам, является концептуальная модель выпускника.
Под концептуальной моделью понимается совокупность наиболее значимых компетенций, которыми должен обладать выпускник для успешного осуществления своей профессиональной деятельности.