#
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROGNOSTICATION AS A STRATEGIC POLICY IN DEVELOPING ENGINEERING AND PEDAGOGICAL EDUCATION
С. М. Маркова
В статье рассматривается сущность прогнозирования как стратегического направления развития инженерно-педагогического образования; определены основные направления образовательно-педагогического прогнозирования.
S. M. Markova
The article examines the essence of prognostication as a strategic policy in developing engineering and pedagogical education. The author defines the main directions of educational and pedagogical prognostication.
Ключевые слова: система подготовки кадров, качество образования, инженерно-педагогическое образование.
Keywords: vocational training system, quality of education, engineering and pedagogical education.
Инженерно-педагогическое образование функционирует в тесной взаимосвязи с научными и производственными организациями и обеспечивает подготовку профессионально компетентных высококвалифицированных работников, способных инициативно и творчески решать проблемы профессиональной деятельности. В процессе профессионального образования получают развитие и конкретное приложение знания, умения, навыки, полученные человеком на предшествующих уровнях образования, формируется устойчивая потребность в непрерывном пополнении и обновлении знаний, повышении профессиональной квалификации и общекультурного уровня. Все уровни профессионального образования должны оперативно, с необходимым опережением реагировать на изменяющиеся условия труда специалистов, учитывать перспективы развития соответствующей отрасли производства, возрастающие требования к личностным и профессиональным качествам педагогов и своевременно отражать их в целях, содержании, методах, средствах и организационных формах обучения и воспитания.
Проблема обеспечения целостности и единства развития инженерно-педагогического образования и развития общества приобретает особую актуальность в наши дни, когда темпы развития общества и производства все более ускоряются, а содержание, характер и объекты труда работников различной квалификации и профиля непрерывно изменяются и обогащаются; предъявляются все более высокие требования к личностным и профессиональным качествам человека, его способностям быстро и оперативно адаптироваться к усложняющимся условиям трудовой деятельности.
Современное инженерно-педагогическое образование функционирует и развивается на основе социально-экономических, научно-технических, культурологических, психолого-педагогических, профессионально-технических закономерностей. Инженерно-педагогическое образование в силу своей социальной значимости обладает потенциаль-
ной возможностью удовлетворять потребности молодежи -общественные, духовно-нравственные, индивидуальные и коллективные, познавательные и производственные.
Тенденции развития инженерно-педагогического образования определяются жесткими требованиями рынка к качеству педагогической деятельности и производительного труда. Уровень профессионализма педагогических работников и будущих рабочих и специалистов, их социально-культурный статус должны оптимально соответствовать как интересам личности, так и кадровым потребностям мелких, средних и крупных предприятий.
Необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области как теоретических исследований, так и научного обоснования профессионально-образовательной практики.
Исследование позволило выделить следующие направления развития инженерно-педагогического образования:
- подготовка профессионально мобильного специалиста, способного осуществлять инновационные процессы в образовании;
- удовлетворение потребностей личности в дифференцированных профессиональных услугах на основе гуманизации, экологизации и интенсификации образования;
- многоуровневость инженерно-педагогического образования на основе создания интенсивных гибких систем обучения, кооперации учебных заведений и производства, создании новых типов учебных заведений, подготовка и переподготовка специалистов совместно со службами занятости с ориентацией на международный рынок труда и др. [1].
Исследование показало, что современный этап развития образования характеризуется существенным повышением общественных требований к научному обоснованию всех компонентов учебно-воспитательной деятельности. На качественно ином уровне рассматриваются вопросы принятия решений в самых различных педагогических ситуациях. Актуальными являются разработки в педагогиче-
Ф
ской теории и практике, связанные с оптимизацией принятия управленческих и педагогических решений, ориентированных на достижение наивысших для данных конкретных условий результатов обучения и воспитания обучающихся при минимальных затратах времени и других ресурсов. Во многих педагогических разработках подчеркивается важнейшая роль научного предвидения в педагогике и получения достоверной прогностической информации.
Проблема научного предвидения развития инженерно-педагогического образования приобрела особую актуальность в условиях реализации идей гуманизации, непрерывности, интенсификации, интеграции профессионального образования. Постоянно обновляющиеся требования к профессиональной подготовке педагогов, возросшие требования к педагогическому процессу, необходимость удовлетворения потребностей населения в качественных образовательных услугах требуют не только отражения состояния педагогической деятельности в учебных заведениях, но и ее опережающего моделирования, создания ценностных ориентиров и постановки диагностических целей.
Потребность в прогностических исследованиях в настоящее время очень велика. В частности, Б. С. Гершун-ский [2] отмечает следующие факторы актуальности прогнозных исследований в сфере образования на настоящий момент:
- при разработке стратегии образовательного заведения особенно важно не только обосновать разработки, отражающие состояние объектов, но и перспективы развития этих объектов в дальнейшем;
- сфера образования не только испытывает постоянное влияние среды на параметры образовательной деятельности, но и сама оказывает существенное влияние на те или иные характеристики и параметры среды;
- сфера образования обладает повышенной инерционностью. Выбор неверной образовательной политики чреват не только огромными расходами, крайне низкой социальной отдачей системы образования в целом и локальных образовательно-воспитательных систем на разных ступенях образования, но и прямым ущербом людям, деформацией образовательных и воспитательных ценностей и идей, потерей приоритетов образования как на уровне социума, так и на уровне отдельной личности;
- объекты прогнозирования в сфере образования обладают повышенной сложностью, многообразием и спецификой.
Эти обстоятельства полностью исключают подмену специально организованных прогностических исследований интуитивным предвидением и обуславливают актуальность разработки комплекса опросов, связанных с методологией, теорией и практикой организации постоянной действующей системы образовательно-педа го ги-ческого прогнозирования в рамках образовательно-педагогической прогностики.
Б. С. Гершунский в своих работах [2; 3] подчеркивает, что необходимость прогностических исследований ощущается на всех уровнях образовательно-педагогической и социокультурной деятельности. Сущность этих исследований со-
1
стоит в том, чтобы предвидеть социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система образования в будущем; изменяющиеся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе, взаимоотношения образования, экономики и культуры; пути обеспечения приоритетности гуманитарных, культурно-исторических и общечеловеческих компонентов в целевых установках педагогической деятельности на всех ступенях образования. Прогнозирование позволяет отслеживать динамику развития образовательных запросов и потребностей населения и обеспечения соответствующей этим запросам и потребностям системы образовательных услуг, изменения в структуре занятости с учетом рыночных отношений в сфере производства и труда, динамику престижности профессий и специальностей, необходимость систематического повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов в условиях существенных преобразований в содержании, характере и объектах их труда. Кроме того, исследования позволяют увидеть необходимые содержательные и организационно-структурные изменения системы инженерно-педагогического образования в целом и отдельных ее компонентов; демографические сдвиги и движение контингентов обучающихся на всех ступенях образования; возникающие под влиянием социально-экономического, социокультурного и научно-технического прогресса новые подходы к обоснованию целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития обучающихся, к управлению процессом целенаправленного формирования у них заинтересованного, творческого отношения к профессионально-педагогической деятельности, системного миропонимания и мировоззрения на основе общечеловеческих нравственных ценностей и национальных традиций; пути и методы совершенствования системы диагностики способностей.
Прогнозирование охватывает и такие вопросы, как продолжительность обучения на отдельных ступенях образования; возможность эффективного совмещения гуманитарного, педагогического и специального образования; психолого-педагогические особенности обучения обучающихся в образовательных учреждениях; совершенствование системы самообразования, повышения квалификации и переподготовки в условиях нарастания объема и усложнения содержания научно-технической, профессионально-технологической и общественно-политической информации; психолого-педагогические основы рациональных режимов работы учебных заведений разного типа; взаимодействие школы, семьи и общественности в обучении и воспитании молодежи; способы эффективной реализации воспитательной и развивающей функции обучения; возможности углубления межпредметных и внутрипредмет-ных связей; обеспечение гуманистического характера образования в учебных заведениях разного типа; повышение эффективности принимаемых управленческих решений на демократической основе; материальное и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса на разных ступенях образования; совершенствование системы психолого-педагогической и специальной подготовки будущих пе-
9
дагогов профессионального обучения; педагогические функции средств массовой информации, проблемы взаимоотношений центральных (координирующих) образовательных ведомств с региональными и муниципальными управленческими органами, другими государственными, производственными и общественными организациями на местах; вопросы взаимосвязи образования и религии, роста национального самосознания, изменений в сфере межнациональных отношений, усиления экономической самостоятельности наряду с экономической интеграцией различных регионов страны; преодоление языковых, культурно-этнических, ведомственных барьеров во взаимоотношениях учебных заведений разного типа.
Инженерно-педагогический вуз - не изолированная система, она активно взаимодействует с внешней по отношению к системе образования средой, различными социальными институтами воспитания. Это обстоятельство предопределяет комплексный, системный характер прогностической деятельности в педагогике.
Научный прогноз развития системы инженерно-педагогического образования позволяет получить информацию о будущем, перспективах развития всех сфер образовательной системы. При этом прогнозирование выступает как способ перехода от теоретического к эмпирическому, как обеспечение интеграционных процессов в исследовании образовательного процесса.
Анализируя проблемы и противоречия в стратегическом развитии инженерно-педагогического образования, выделим основные:
- между объективной потребностью в перспективном развитии учебного заведения и уровнем разработанности научно-педагогических, научно-методических основ моделирования и осуществления прогностической деятельности в образовательном учреждении;
- между перспективами развития образования и недостаточной разработанностью механизма интеграции внешних и внутренних факторов, обеспечивающих непрерывное устойчивое развитие образовательного учреждения.
В этих условиях значительно возрастает роль прогностической деятельности, в результате которой может быть получена опережающая информация о вероятных перспективах развития тех или иных областей знаний, характере и объектах труда, необходимая для создания программы развития образовательного учреждения, разработки стратегии, построения модели личности будущего специалиста, разработки учебных планов и программ.
Прогностическая деятельность позволяет оперативно учитывать непрерывные изменения, происходящие в современном производстве, и с учетом этого осуществить с необходимым упреждением весь комплекс мероприятий по изменению материально-технической и учебно-методической базы, для обеспечения качества подготовки инженерно-педагогических кадров.
В настоящее время на первый план выходит прогностическая деятельность, которая имеет интегративную сущность, комплексно и системно решая проблемы профессионального образования на современном этапе.
Многие исследователи (С. Я. Батышев, Б. С. Гершун-ский, И. В. Бестужев-Лада и др.) подчеркивают, что образовательно-педагогическое прогнозирование - это не спонтанный процесс предвидения будущего на основе простой экстраполяции выявленных тенденций, не механически просуммированная совокупность предположений и субъективных мнений, а специально организованное, системное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития фоновых и собственно образовательно-педагогических объектов с целью формирования политики и стратегии в области образования и принятия оптимальных решений в этой сфере.
В частности, Б. С. Гершунский в своих работах отмечает следующие направления и объекты образовательно-педагогического прогнозирования [2]:
- проведение междисциплинарных прогностических исследований, стыковка их с прогностическими исследованиями в других областях - экономике, социологии, демографии, экологии и др.;
- определение целевой направленности прогнозов в сфере образования, выделение тех объектов, которые требуют и реально поддаются прогнозированию с тем, чтобы использовать полученные прогностические данные для разработки более общих или более детальных прогнозов;
- предварительный анализ существующего состояния и перспектив развития образования как целостной системы; выявление проблем и противоречий на разных уровнях целостной системы непрерывного образования; исследование объективных и субъективных факторов, препятствующих взаимопроникновению образования и культуры;
- исследование механизмов «встраивания» системы образования в целом и ее отдельных звеньев в социокультурную сферу общества; прогностический анализ целей и содержания образования, исследование путей гуманизации и гуманитаризации образовательных систем, их демократизации, дифференциации и вариатизации с одновременным исследованием интегративных процессов в образовательной сфере; обеспечение гармонии ценностей образования в их государственном, общественном и личностном понимании;
- поиск путей, методов и средств повышения престижа образования; исследование возможностей внешнего и внутреннего стимулирования и мотивации учения, повышения престижа знаний, профессиональной компетенции и культуры человека;
- прогнозирование подготовки специалистов и рабочих различной квалификации и профиля; изменения личностных образовательных интересов и потребностей, расширения сферы образовательных услуг;
- прогностическое обоснование содержательно-процессуальных компонентов дидактических систем; прогнозирование целей и содержания образования, обеспечение его преемственности;
- исследование путей повышения эффективности педагогического процесса;
$
- исследование перспективных проблем образовательно-педагогического управления и др.
Результатом педагогического прогнозирования является перспективное решение проблем профессионального образования, создание инновационных педагогических систем, посторенние программ развития субъектов образовательного процесса.
Вывод на основе анализа различных подходов к проблеме педагогического прогнозирования: прогнозирование -это особый вид деятельности, направленный на изучение возможных перспектив развития образовательного учреждения, определение путей совершенствования личности в образовательном процессе, предвосхищение результатов педагогической деятельности, выработку нового знания о будущем на основе имеющейся опережающей информации с целью обеспечения непрерывного устойчивого функционирования и развития образовательного учреждения.
Прогностическая деятельность позволяет образовательному учреждению оперативно, с опережением реагировать на непрерывные изменения содержания и характера труда рабочих, учитывать перспективы развития различных отраслей производства, возрастающие требования к личностным и профессиональным качествам работающих и своевременно отражать эти требования в содержании и формах обучения и воспитания.
Приоритетность прогностической деятельности, ее интегративность обусловливается и тем, что позволяет рассмотреть процесс жизнедеятельности образовательного учреждения с различных позиций, позволяет оперативно учитывать непрерывные изменения, происходящие в современном производстве и с учетом этого осуществить весь комплекс мероприятий по изменению материально-технической и учебно-методической базы, для обеспечения качества подготовки рабочих и специалистов.
Таким образом, прогностическая деятельность позволяет решать следующие актуальные для функционирования и развития профессионального образования задачи:
- предвидение будущих изменений в развитии личности;
- определение путей совершенствования личности;
- определение долгосрочной перспективы формирования личности педагога профессионального обучения;
- определение требований к профессиональной подготовке, личностным и профессиональным качествам будущих педагогов;
- проектирование хода развития педагогического процесса;
- получение опережающей информации;
- исследование перспектив развития производства, общества и культуры для оперативной корректировки учебных планов, программ;
- адаптация образовательной системы к потребностям личности;
- координация прогностической информации, полученной в различных областях науки, техники, производства и использование ее в целях повышения эффективности образовательного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб., 1996. - 226 с.
2. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. - Киев: Вища школа, 1974. - 208 с.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориенти-рованных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
PEDAGOGICAL PLANNING OF PRODUCTION AND PROCESS TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING IN DESIGN
Ю. А. Аникова
В статье уточнена сущность понятия «производственно-технологическая подготовка будущего педагога профессионального обучения в области дизайна». Создана модель совершенствования производственно-технологической подготовки, включающая целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный компоненты, и уточне-
U. A. Anikova
The article specifies the concept of "production and process training of future teacher of professional training in design". The author proposes a model of improving production and process training including such components as: aim, content, process, estimation and result components, as well as specifies teaching conditions for effective realization of the model suggested.