Корф В. П.
Оценка эффективности и прогнозирование конкурентоспособности ведущих российских университетов на базе методики расчета показателей мониторинга системы образования1
Корф Василий Петрович
Санкт-Петербургский государственный университет Аспирант кафедры информационных систем в экономике [email protected]
РЕФЕРАТ
Современная экономика характеризуется высоким уровнем глобализации и конкуренции, которые охватывают многие области экономики, в том числе сферу высшего образования. Высокая конкурентоспособность образовательных услуг определяет потенциал развития всех отраслей экономики, поэтому исследования оценки и прогнозирования конкурентоспособности являются актуальными. Предметом исследования является конкурентоспособность и эффективность российских вузов, целью — оценка и прогнозирование конкурентоспособности университетов на базе методики Минобр-науки России для расчета показателей мониторинга системы образования.
В соответствии с данной целью решаются задачи оценки конкурентоспособности ведущих университетов с помощью метода главных компонент и прогнозирования мест в рейтинге университетов методом регрессионного анализа.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
высшее образование, конкурентоспособность университетов, метод главных компонент, регрессионный анализ, рейтинг, прогнозирование
Korf V. P.
Assessment of Efficiency and Forecasting of Competitiveness of the Leading Russian Universities on the Basis of a Method of Calculation of Indicators of Monitoring of an Education System
Korf Vasily Petrovich
Saint-Petersburg State university (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate student of the Chair of information Systems in Economy [email protected]
ABSTRACT
The modern economy is characterized by the high level of globalization and competition which cover many areas of economy, including the sphere of the higher education. High competitiveness of educational services determines the potential of development of all branches of economy therefore researches of an assessment and forecasting of competitiveness are actual. An object of research is competitiveness and efficiency of the Russian higher education institutions. A research objective is the assessment and forecasting of competitiveness of universities on the basis of a technique of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for calculation of indicators of monitoring of an education system. According to this purpose problems of an assessment of competitiveness of leading universities by means of a method of main component and forecasting of places in a rating of universities are solved by method of the regression analysis.
1 При поддержке гранта СПбГУ 13.39.329.2014 в рамках НИР «Разработка моделей и методов оценки конкурентоспособности и эффективности ведущих университетов России».
KEYWORDS <
the higher education, competitiveness of universities, method of main component, regression z analysis, rating, forecasting -1
Введение
Высшее образование является значимой сферой человеческой жизнедеятельности, оно неразрывно связано с социальным прогрессом, уровнем развития экономики. По уровню развития и степени конкурентоспособности системы высшего образования можно судить об экономическом, нравственном и культурном развитии всего общества.
Система высшего образования должна решать задачи повышения конкурентоспособности экономики и развития общества. В 2012-2013 гг. был принят ряд нормативных правовых актов, освещающих различные вопросы высшего образования в Российской Федерации, указанные в них цели высшего образования направлены на реализацию публичных и частных интересов. К публичным целям относится подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, которые определяются потребностями общества и государства, а к частным целям (целям студента) — удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
В условиях глобализации целью управления высшим образованием на национальном уровне любой страны становится подготовка кадров, отвечающих потребностям, продиктованным кардинальными тенденциями глобального развития. Выпускники современной высшей школы должны быть востребованы национальной экономикой и быть конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках труда [1]. С 1 сентября 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования1. Осуществлением мониторинга (сбором, обработкой и анализом информации) будут заниматься исключительно государственные органы. Мониторинг экономики образования позиционируется как система сбора и представления информации по актуальным вопросам развития образования.
К сожалению, в методике отсутствует алгоритм оценки конкурентоспособности университетов. Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации. В целом, результатом реализации данной методики является формирование статистического сборника ключевых индикаторов образования. Мониторинг предполагается проводить каждый год.
Среди перечней обязательной информации о российской системе высшего профессионального образования, подлежащей мониторингу, есть 10 индикаторов, которые относятся к развитию высшего образования. Это количественные показатели, характеризующие степень доступности высшего образования, реализацию образовательных программ, кадровое обеспечение, финансово-экономическую и научную деятельность вузов. Мониторинг будет осуществляться на основе данных федерального статистического наблюдения и социологических опросов. Следует отметить, что в постановлении правительства не указана методика опросов: вид, характеристики респондентов, охват зоны наблюдения, объем выборки и, как следствие, доверительные интервалы (погрешность опросов).
1 Приказ Минобрнауки России от 11 июня 2014 г. № 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования».
Существующие методы оценки конкурентоспособности
В российской высшей школе были разработаны и предложены несколько подходов и моделей для повышения конкурентоспособности вузов и совершенствования управления и финансирования российской системы образования [2].
Оценка конкурентоспособности является сложным и комплексным процессом, складывающимся из многих факторов. Она необходима для решения задач выбора направлений развития и анализа спроса на образовательные услуги университетов. Среди методов оценки конкурентоспособности можно выделить следующие:
• горизонтальный анализ, при котором показатели сравниваются с предыдущими периодами;
• вертикальный анализ, в основе которого лежит принцип постепенной детализации индикаторов;
• факторный анализ, выявляющий закономерности между выбранными критериями;
• сравнительный анализ, сопоставляющий показатели с аналогичными показателями конкурентов.
Оценка конкурентоспособности образовательных учреждений высшего образования с помощью производственной функции или финансового коэффициента окупаемости инвестиций достаточно проблематична из-за разнородности и недостатка данных. Значимое затруднение, возникающее при попытке количественно оценить конкурентоспособность системы высшего профессионального образования, заключается в проблеме несоизмеримости разновременных результатов и затрат. Метод главных компонент является одним из основных способов уменьшить размерность данных и помогает решить проблему разнородности и несоизмеримости показателей.
Двумя наиболее полными международными (глобальными) рейтингами являются рейтинг университетов мира, подготовленный «Таймс» при участии QS (Quacquarell: Symonds Ltd), и академический рейтинг университетов мира Шанхайского университета Цзяо Тун (ARWU), в котором с момента его создания до настоящего времени наша страна представлена лишь двумя университетами (МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ).
Хотя методология ранжирования зачастую вызывает споры и еще не достигла совершенства, рейтинги университетов уже получили широкое распространение и вряд ли исчезнут. Рейтинги работают на самый широкий круг заинтересованных лиц, отвечая на вопрос, что же такое «университет мирового класса», поэтому их уже нельзя игнорировать, и тем более тем, кто непосредственно заинтересован в определении качества деятельности учреждений высшего образования.
Метод главных компонент относится к факторному подходу оценки конкурентоспособности и имеет ряд преимуществ по сравнению с методикой международных рейтингов: автоматическое определение значимых компонент и объективная оценка индикаторов, исключающая экспертные оценки и престижность университетов.
Использование метода главных компонент для оценки конкурентоспособности ведущих российских университетов
Университеты занимаются деятельностью на двух рынках: образования и труда. К внешним факторам можно отнести следующие:
• политические;
• региональные, научно-технологические и инновационные (уровень экономического и научно-технического развития региона);
• социально-демографические;
• природно-географические;
• нормативно-правовое обеспечение;
• государственное регулирование системы образования;
Рейтинги российских университетов
Вуз Рейтинг Р три
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), г. Москва 1 4,99
Московский физико-технический институт (МФТИ), г. Москва 2 4,48
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (СПбНИУ ИТМО), Санкт-Петербург 3 3,10
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), г. Москва 4 2,15
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) 5 1,90
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина (РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина), г. Москва 6 1,22
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана), г. Москва 7 1,13
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ им. М. В. Ломоносова) 8 0,60
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ МИСиС), г. Москва 9 0,57
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва 10 0,57
К внутренним факторам в сфере образования относятся:
• уровень качества предоставляемых образовательных услуг;
• доступность ресурсной базы;
• финансовая деятельность;
• научная деятельность;
• организационная структура вуза;
• образовательные технологии, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава;
• инвестиционные факторы [2].
Объектом исследования являются ведущие российские вузы. Предполагается использование метода главных компонент с семью показателями деятельности вузов, характеризующими качество приема студентов на первый курс бакалавриата. Для оценки конкурентоспособности вузов были использованы следующие индикаторы, которые характеризуют учебные заведения с точки зрения абитуриентов:
• средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ 2012;
• минимальный балл зачисленных по результатам ЕГЭ 2012;
• балл самого слабого из зачисленных по результатам ЕГЭ 2012;
• прозрачность сайтов государственных вузов;
• количество студентов, зачисленных по конкурсу, олимпиадников, льготников. Массив данных был агрегирован с данными официальных сайтов вузов, контрольных цифр приема, результатов ЕГЭ, документов Минобрнауки России.
В выборке для оценки конкурентоспособности методом главных компонент было 36 университетов, подавших заявку на участие в программе «5-100» и два университета с особым статусом (МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ). Используя метод главных компонент, мы получили рейтинг десяти ведущих российских вузов-участников программы «5-100», полученный методом главных компонент (таблица).
Как видно из таблицы, первое место занимает Высшая школа экономики, а также в первой десятке рейтинга присутствуют университеты, которые не выиграли конкурс «5-100».
Линейная регрессия для прогнозирования конкурентоспособности
С использованием данных за 2010-2013 гг. были построены рейтинги конкурентоспособности университетов с помощью метода главных компонент. На 2014 г. был построен прогноз с помощью регрессионного анализа.
В основе этого метода лежит уравнение у = ах + Ь, где у — позиция в рейтинге, а, Ь — коэффициенты, х — год. Рейтинг для каждого года был вычислен с помощью метода главных компонент. Был построен прогноз рейтинга вузов на 2014 год, полученный с помощью линейной регрессии. Динамика изменения мест в рейтинге приведена на рисунке. Из графика видно, что ВШЭ имеет тенденцию роста, увеличивая свое положение в рейтинге с каждым годом.
2010
2011
2012
2013
2014
Динамика изменения мест в рейтинге университетов
а — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), г. Москва; б — Московский физико-технический институт (МФТИ), г. Москва; в — Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (СПбНИУ ИТМО); Санкт-Петербург; г — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), г. Москва; д — Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); е — Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина (РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина), г. Москва; ж — Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва; з — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ)
Субъективный характер определения статуса университета мирового класса означает, что учебные заведения попытаются развивать характеристики, которые учитываются при составлении рейтинга и легко измеримы. В этом контексте легко оценить научно-исследовательскую деятельность, публикации, индекс цитируемо-сти и награды, в то время как качество приема весьма трудно поддается количественной оценке. В этом контексте метод главных компонент сам определяет ключевые индикаторы, которые могут меняться каждый год.
Подразумевается, что если вуз ведет жесткий отбор абитуриентов, то и качество обучения будет на высоком уровне. Выбор абитуриентов может быть связан с престижем университета, его репутацией, которые основаны скорее на научных достижениях, чем на качественной академической подготовке.
заключение
Метод главных компонент позволил количественно оценить качество приема ведущих университетов, линейная регрессия — показать положение университетов в 2014 г. Можно заметить положительную динамику НИУ ВШЭ (отметим при этом, что образовательные программы по экономике данного вуза являются самыми дорогими в 2014 г.). С государственной позиции критерии экономической конкурентоспособности призваны отражать взаимосвязь образования, образовательного уровня с увеличением, наращиванием интеллектуально-образовательного потенциала страны.
В результате исследования конкурентоспособности университетов на базе методики расчета показателей мониторинга системы образования нам удалось показать динамику изменения рейтинга ведущих российских университетов и построить прогноз на 2014 г.
Литература
1. Халин В. Г. Модернизация национальной системы высшего образования в контексте выбора управленческих решений. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. С. 47-48.
2. Янкевич О. В. Система мониторинга эффективности бюджетных расходов на инновационные проекты в сфере высшего образования // Вестник МГАДА. 2010. № 1. С. 121-127.
References
1. Halin V. G. Modernization of national system of the higher education in the context of a choice of administrative decisions [Modernizatsiya natsional'noi sistemy vysshego obrazovaniya v kon-tekste vybora upravlencheskikh reshenii] // SPb. : Publishing house of St. Petersburg State University [Izd-vo SPbGU], 2008.P. 47-48.
2. Yankevich O. V. The system of monitoring of efficiency of the budgetary expenses on innovative projects in the sphere of the higher education [Sistema monitoringa effektivnosti byudzhetnykh raskhodov na innovatsionnye proekty v sfere vysshego obrazovaniya] // the MSABA Bulletin [Vestnik MGADA]. 2010. N 1. P. 121-127.