УДК/UDC: 377:378(470.41)
Н. Б. Пугачева, доктор педагогических наук, заместитель директора Института педагогики и психологии профессионального образования
Российской академии наук
Nathalie Pugacheva, Doctor of Pedagogics, Deputy Director of the Institute of Pedagogy and Psychology for Professional Education
in Russian Academy of Education
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА CONCEPTUAL BASIS OF PROFESSIONAL EDUCATION
MODERNIZATION FOR THE
в статье уточнено понятие «региональная система профессионального образования», рассмотрены позитивные и негативные тенденции в модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда, выявлены условия, необходимые для оптимальной модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда.
This article gives a more precise definition of the term «regional system of professional education», analyzes positive and negative tendencies in professional education modernization for the regional labor market; and defines the conditions that are necessary for optimum professional education modernization for the regional labor market.
Ключевые слова: региональная система профессионального образования, модернизация системы профессионального образования, региональный рынок труда, образовательные инициативы, система «образование, наука, производство», интеграционные процессы в образовании, структурно-функциональная интеграция учреждений профобразования и предприятий отрасли, технологии профессионального образования, педагогика профессионального образования, диспропорции в подготовке рабочих и специалистов, стратегия развития системы НПО, СПО и ВПО, преемственность деятельности НПО, СПО и ВПО, опережающая подготовка кадров, готовность обучаться всю жизнь, управление профессиональным образованием, подготовка педагогических кадров, модульно-компетентностное обучение, профессиональные стандарты, Форсайт-проекты.
Key word: regional system of professional education, professional education modernization, regional labor market, educational initiatives, the system of «education, science, enterprise», educational integration processes, structural-functional integration of professional schools and production sphere, professional education technology, professional education pedagogy, disproportion of workers’ and specialists’ training, vocational and professional education development strategy, succession of vocational and professional education activity, outstripping professional training of personal, readiness for life long learning, professional education manage-
REGIONAL LABOR MARKET
ment, teachers’ training, module-competence training, professional standards, Foresight projects.
Развитие региональных систем профессионального образования, адекватных особенностям образовательных потребностей обучающихся и специфике регионального рынка труда представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Региональная система профессионального образования может рассматриваться как целеустремленная система, осуществляющая целенаправленное поведение, способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации. Сущностными характеристиками профессионального образования являются незавершенность и способность к взаимообмену со средой. Незавершенность обеспечивает динамику развития системы, постоянное стремление к совершенствованию, наличие ситуативно меняющихся перспективных линий, быстрое, мобильное реагирование на происходящие изменения условий индивидуального и социально-экономического развития. Способность к интенсивному взаимообмену со средой обеспечивает, с одной стороны, использование внешних ресурсов: информационных, человеческих, материально-технических, с другой, - обогащение среды за счет продуктов и достижений самой системы. Особая характеристика региональных систем профессионального образования состоит в том, что они являются открытыми целеустремленными системами, которым присущи не только процессы равновесного обмена со средой, но и процессы развития, организующие и упорядочивающие среду обитания, «вовлекающие» ее в совместную эволюцию (коэволюцию). Поэтому региональные системы профессионального образования могут рассматриваться в широком и узком смыслах.
В широком смысле под региональной системой профессионального образования мы предлагаем понимать взаимодействие рынка труда, как совокупности экономических структур, которая дает информацию о потребностях в специалистах и рабочих кадрах, структуре и уровне их профессиональной квалификации, рынка образовательных услуг, как системе учреждений профессионального
образования, предоставляющей информацию о перечне учебных профессий и программ, конкурсах абитуриентов, стоимости и сроках обучения, и рынка рабочей силы, как сообщества индивидуумов, которые желают приобрести профессию, изменить профиль деятельности или повысить квалификацию.
В узком смысле под региональной системой профессионального образования мы предлагаем понимать совокупность учреждений профессионального образования; органов управления образованием, государственной и муниципальной власти, определяющих образовательную политику в регионе; научных институтов, средств массовой коммуникации и общественных организаций, ориентированных на профессиональное образование; социальнопсихологических стереотипов, регламентирующих поведение людей по отношению к профессиональному образованию; предприятий и бизнес-структур, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.
Таким образом, модернизация профессионального образования происходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, востребовали новые качества человеческого капитала и сформировали новые образовательные потребности населения, но и обусловили развитие коммерциализации профессионального образования, создание рынка образовательных услуг. Образовательная услуга профессиональной школы есть одновременно результат учебно-воспитательной, управленческой и финансово - хозяйственной деятельности учреждений профессионального образования, направленный на удовлетворение спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда. Ее реализация на рынках труда носит стоимостной характер и приобретает форму цены за подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобождающихся рабочих и специалистов, безработных и других категорий незанятого населения. Реализация образовательной услуги на основе государственного заказа не носит стоимостного характера, а произведенные затраты на получение молодежью базового профессионального образования и квалификации следует отнести к безвозмездному государственному кредиту образовательным учреждениям для реализации государственного федерального стандарта профессионального образования.
Все вышеизложенное обусловило ряд позитивных тенденций в модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда:
1. Государственная поддержка образовательных инициатив в системе «образование, наука, производство». В последнее время принят ряд законов по интеграции образования и науки. Действующие нормативно-правовые акты допускают интеграцию образования, науки и производства на основе различных форм участия научно-педагогических кадров, аспирантов и студентов учреждений профобразования в научных исследованиях и экспериментальных разработках. Широкое распространение получила грантовая поддержка инновационных образовательных программ, которая обеспечивает не просто качество образования, а запуск системных изменений в российском образовании; поддержку лидеров-образовательных
учреждений путем открытого конкурса и общественной экспертизы.
2. Интеграционные процессы в образовании способствуют формированию единого образовательного пространства профессиональной школы в союзе с производством и наукой. В процессе интеграции образования с наукой и производством создается синергетический эффект, который проявляет себя в принципиально новом качестве интеллектуальных продуктов, создаваемых в рамках каждой из подсистем целостной системы «образование-на-ука-производство», формировании единого образовательного пространства профшколы, науки и производства, мощного потенциала творческого развития всех субъектов совместной созидательной деятельности, демонстрируя модель достижения инновационного качества подготовки современных специалистов. Управление развитием интеграционных процессов в профессиональной школе достигается посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структур, развития вариативных форм социального партнерства.
3. Структурно-функциональная интеграция учреждений профобразования и предприятий отрасли. Имеют место следующие модели структурно-функциональной интеграции: 1) по уровням образования - путем объединения близкопрофильных учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов (НПО + СПО, НПО + ВУЗ, СПО + ВУЗ, НПО+СПО+ВУЗ); 2) объединение научных и образовательных учреждений; 3) объединение научных учреждений и производства; 4) формирование отраслевых образовательных кластеров.
4. Формирование и развитие гибких технологий профессионального образования. Это отражается в интегрированных образовательных программах; создании интегрированных и комплексных курсов и занятий; организации производственной практики, обеспечивающей интеграцию теоретической, профессиональной, научно-исследовательской деятельности студентов; выделении и использовании в общеобразовательном знании профессионально значимого материала для конкретизации и иллюстрации теоретических положений.
5. Развитие педагогики профессионального образования как системы междисциплинарного научного знания. Интеграция научного знания при изучении проблем профессиональной педагогики обусловлена тем, что образование сегодня является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства. Диалог в науке
- это и фактор интеграции знаний, и средство их совершенствования. Нельзя забывать, что наука об образовании должна быть практико-ориентированная. Поэтому между фундаментальными и прикладными исследованиями в области профессионального образования должна быть тесная взаимосвязь.
Вместе с тем в модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда имеют место и негативные тенденции:
1. Диспропорции в подготовке рабочих и специалистов между НПО, СПО и ВПО. Больше всего студентов обучается в вузах, затем - в УСПО и наименьшее количество учащихся приходится на УНПО. Между тем в промышленности сложился дефицит выпускников УНПО, затем - УСПО и в наименьшей степени - УВПО. Структурная перестройка производства изменила параметры рынка труда. Наблю-
дается растущий интерес работодателей к рабочим и специалистам среднего звена, которые составляют в разных отраслях от 60 до 80 % работающих. Начальное и среднее профессиональное образование являются важнейшими составляющими современного образовательного пространства Российской Федерации в значительной мере влияющими на развитие инновационной экономики страны. Поэтому необходимо с участием объединений работодателей разработать и реализовать комплекс межведомственных мероприятий, задающих стратегию развития этого сектора профессионального образования и нацеленных на создание условий для подготовки рабочих кадров и специалистов высокого качества, готовности и способности учреждений НПО и СПО быстро реагировать на требования рынка труда и учитывать запросы предприятий.
2. Несовершенство нормативно-правовой базы деятельности учреждений профобразования, обеспечивающей актуальность и необходимость их корпорации с промышленными предприятиями для повышения качества подготовки рабочих (НПО) и специалистов (СПО, ВПО), рационального расходования финансовых средств, материальных и интеллектуальных ресурсов. Сегодня формируются современные механизмы государственно-частного партнёрства с бизнес сообществом; складывается новая система финансирования программ развития, повышения уровня подготовки кадров; создаётся современный вариативный тип учебных заведений, ориентированных на потребности личности и рынка труда; отрабатываются подходы вхождения российской профессиональной школы в общеевропейскую. Неразвитость нормативно-правовой базы, сужает самостоятельность и внебюджетную деятельность учреждений профобразования, не создаёт условий для перехода на новую автономную организационную форму работы. Самый низкий в системе образования уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в системе НПО и СПО препятствуют инновационному развитию и модернизации учебно-воспитательного процесса.
3. Отсутствие стратегии развития системы НПО, СПО и ВПО. Ряд учебных заведений становятся «точками роста»
— региональными, межрегиональными и международными инновационными ресурсными центрами профессионального образования - в их работе начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, обучение взрослых, дистанционное обучение. В условиях диверсификации экономики в подготовке кадров мы отстаём от темпов структурной перестройки высокотехнологичных отраслей. Сама структура подготовки рабочих и специалистов среднего звена по-прежнему деформирована. Продолжают «вымываться» наукоёмкие дорогостоящие специальности. Лишь 15 % студентов СПО готовятся по направлениям наукоёмких и высокотехнологичных специальностей. Спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения и по объёмам и номенклатуре подготавливаемых рабочих и специалистов. Доминанта исключительности высшего образования отрицательно сказывается на эффективности НПО и СПО, особенно в части «настройки» общеобразовательной школы только под задачи высшей школы. Необходимо на государственном уровне рассмотреть и принять современную стратегию развития НПО и СПО, которая должна на основе научного предвидения и сложившейся практики, с учётом европейских тенденций определить новый взгляд на роль и место систем НПО и СПО в развитии производительных
сил. Следует определить цели и задачи функционирования НПО и СПО, связанные с состоянием и развитием экономики и рынка труда.
4. Нарушение преемственности деятельности НПО, СПО и ВПО. Для многих учащихся (НПО) и студентов (СПО) важным стимулом добросовестного отношения к учебе являлась (при высоком среднем балле в дипломе) перспектива льготных условий поступления в высшее учебное заведение. Но это положение, не закрепленное в нормативно-правовыми актами, бывшее предметом договоренности между руководством высшего и начального, среднего учебных заведений, оказалось временным и утратившим свою силу. Кроме того, преемственность деятельности учреждений нПо, СПО, ВПО способствует обеспечению равновесия на рынке труда специалистов и рабочих. Повышение экономической эффективности подготовки кадров в регионе можно достичь за счет сокращения сроков обучения по непрерывным образовательным программам, повышения роли внутрипроизводственного обучения и так называемого опережающего получения нескольких узких специальностей (дополнительных квалификаций). Индикатором повышения экономической эффективности подготовки кадров может быть снижение затрат на получение профессионального образования за счет преемственность деятельности учреждений НПО, СПО, ВПО.
Обобщая вышеизложенное, мы считаем, что оптимальной модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда нужна совокупность следующих условий:
1. Необходима опережающая подготовка кадров для инновационной экономики. Влияние человеческого капитала на экономический рост очевидно. Это вновь было подчёркнуто Главой Правительства В. В. Путиным в Стратегии развития экономики России до 2020 года на заседании Госсовета РФ, поддержанной Главой Государства Д.А.Медведевым. Сегодня формируются современные механизмы государственно-частного партнёрства с бизнес сообществом; складывается новая система финансирования программ развития, повышения уровня подготовки кадров; создаётся современный вариативный тип учебных заведений, ориентированных на потребности личности и рынка труда; отрабатываются подходы вхождения российской профессиональной школы в общеевропейскую. Всё это находится в русле изменений, которые происходят в реальном секторе экономики. Опережающая подготовка кадров требует изменений в содержании и методологии педагогического процесса на всех этапах профессионального образования, оперативного взаимодействия между системой образования и фундаментальной наукой.
2. Формирование у выпускников профессиональной школы готовности обучаться всю жизнь. Образование через всю жизнь, «long life education», - это единственная возможность быть востребованным в любых социальноэкономических условиях. Обучение в течение всей жизни, как новая парадигма непрерывного образования, отражает и растущую роль знаний в обществе (вхождение в «общество, основанное на знаниях»), и признание необходимости создания условий, обеспечивающих доступ к образованию и обучению в течение всей жизни человека. В условиях экономической глобализации, с одной стороны, неизбежно повышается конкуренция на рынке труда и растет трудовая мобильность, а, с другой, - в свете развития технологий, - происходит быстрое устаревание профессий
и возрастает необходимость приобретения новых компетенций, востребованных на рынке труда. Поэтому профессиональное образование должно осуществляться в рамках профессиональной деятельности и создавать базу для обучения в течении всей жизни. Обладая готовностью обучаться всю жизнь, специалист обеспечивает свою конкурентоспособность на рынке труда.
3. Создание единого органа управления профессиональным образованием, обеспечивающего оптимальное функционирование и развитие учреждений профобразования с целью получения качественно новых результатов образования, повышения их конкурентоспособности на российском и международном рынках образовательных услуг. В современных условиях управление профессиональным образованием должно опираться на принципы интеграции и партисипативности. Реализация этих принципов в образовательной практике обуславливает развитие организационно-управленческих инноваций,проявля-ющихся в моделях и технологиях управления, проектной деятельности, вариативных формах совместной творческой деятельности всех субъектов профессионального образования, механизмах государственно-общественного управления.
4. Создание системы подготовки педагогических кадров для профессионального образования. Профессиональная деятельность преподавателя профшколы должна представлять собой интеграцию учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы. Поэтому приобретает актуальность задача формирования преподавателя-ис-следователя, ученого нового типа, обладающего системным инновационным мышлением, владеющего информационными технологиями, деловой инициативой и предприимчивостью, способного обеспечить получение конечного результата.
5. Развитие модульно-компетентностного обучения. Использование модульно-компетентностного обучения в процессе профессиональной подготовки способствует мобильности знаний, усилению практико-ориентированности образования, позволяет улучшить качество подготовки, полнее учитывать требования научно-технического прогресса, демократизировать учебный процесс, исключить элементы случайности и необъективности в оценке знаний, умений и навыков студента и определить траекторию его образовательного роста.
6. Создание профессиональных стандартов. На этапе профессионального образования происходит развитие деятельности от учебно - познавательной к учебно - профессиональной и от нее - к реальной профессиональной. Существующая система профессионального образования видит свою цель в формировании учебно - познавательной деятельности: ее мотивации, способов приобретения и контроля знаний, умений, навыков. На ее освоение и направлены усилия студентов. Возникает противоречие между целью обучения и результатами профессионального образования. Цель обучения - освоение и развитие учебно
- познавательной деятельности, результат профессионального образования - освоение профессиональной деятельности. Преодоление этого противоречия возможно
путем создания профессиональных стандартов, обеспечивающих соответствие профессиональной компетентности выпускников требованиям профессиональной деятельности и отраслевой специфики.
7. Развитие Форсайт-проектов, позволяющих на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития профессионального образования в регионе для наиболее полного комплексного видения будущего и согласования путей его достижения. Методология форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания и создание учебно-научно-инновационных форсайт-структур. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации.
8. Реструктуризация учреждений системы профобразования на принципе оптимизации. Необходимо обеспечить высокое качество подготовки кадров необходимой квалификации, в первую очередь высококвалифицированных рабочих. Для этого нужна разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики. Органы государственной и муниципальной власти должны оказывать поддержку учащимся и студентам, обучающимся по профессиям и специальностям для приоритетных отраслей экономики, высокотехнологичных наукоемких производств и критических технологий, показывающих высокие результаты в обучении. Необходимо снять имеющиеся противоречия в начавшихся процессах по оптимизации структуры, объёмов, направлений и перечней профессий и специальностей подготовки рабочих и специалистов, формированию университетских комплексов; решить вопрос о статусе федеральных и региональных учебных заведений. Целевая контрактная подготовка специалистов (ЦКПС) должна осуществляться на основе интегрированных образовательнопроизводственных программ.
Образование — один из ключевых компонентов стратегии выживания России в начале XXI века, реализации концепции устойчивого развития, обеспечения всей системы национальной безопасности. Россия сможет выжить только как образованная, просвещенная страна, в которой государство вместе с обществом постоянно несет ответственность за темпы повышения образовательного ценза населения. Поэтому важнейшей социально-экономической задачей является оптимизация модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда, обеспечивающая выпуск профессионально компетентного специалиста, готового обучаться всю жизнь.