♦--------------------------------------------------------------------------♦
Виктор Александрович Русановский,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор экономических наук, проректор по научной работе,
СГСЭУ
Владимир Иванович Долгий,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом СГСЭУ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
В статье представлены результаты исследования проблем развития российского профессионального образования в условиях вступления во Всемирную торговую организацию. Показаны наиболее перспективные направления модернизации российских образовательных учреждений, сопряженные с реформированием национальной экономической системы. Особый акцент делается на решении проблем профессионального образования на региональном уровне. На основе изменения взаимоотношений работодателей и образовательных учреждений представлен алгоритм формирования профессиональных компетенций для начального, среднего и высшего профессионального образования. Рассматриваются возможности использования западного опыта профориентационной работы и обеспечения трудовой социализации, внедрения современных технологий образовательного менеджмента в рамках концепции экономики, основанной на знаниях.
Ключевые слова: профессиональное образование, квалифицированные кадры, работодатели, профориентация, трудовая социализация.
V.A. Rusanovsky, V.Î. Dolgiy
CHALLENGES AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF RUSSIA'S WTO ACCESSION
УДК 378
IfiSy [email protected]
The paper presents the results of a study of the problems of Russian professional education in the context of joining the World Trade Organization, shows the most promising areas of modernization of Russian educational institutions linked to reforms of the national economic system. Particular emphasis is placed on the problem of professional education at the regional level. The author studies changing relationships between employers and educational institutions, presents an algorithm for development of professional competence for primary, secondary and higher education, considers the possibility of using the Western experience of career guidance and work socialization, introduction of modern technologies in the educational management within the concept of knowledge-based economy.
Keywords: professional education, qualified staff, employers, career guidance, work socialization.
Российская экономика ощущает острую потребность в профессиональных кадрах: образовательные учреждения крайне неэффективно обеспечивают подготовку специалистов для реального сектора экономики и тем более для инновационных сфер деятельности, в то время как корпорации за счет собственных средств доучивают работников, обеспечивают повышение квалификации кадров для перспективных направлений деятельности. Усугубляет проблему уровня и качества подготовки квалифицированных специалистов то, что наличия качественной материальной базы для формирования профессиональных качеств недостаточно -нужна принципиально новая модель образовательного и обучающего механизма. Существующие образовательные учреждения, как правило, этим требованиям не соответствуют; исследовательский компонент и когни-
тивные процессы либо не поощряются, либо тормозятся бюрократическими средствами, препятствуя формированию проектного знания, тогда как для высокотехнологичных отраслей критически важным фактором становится креативная основа обучения. Для развития профессиональных характеристик наряду с формированием у работника новых знаний очевидна необходимость наличия способности работать в команде, проявления самоэффективности, что должно быть неотъемлемым качеством креативного менеджера. В то же время сохраняется главная проблема задержки перехода к инновационному развитию - неспособность образовательной системы к обновлению и подготовке специалистов на качественно новом уровне.
Сложившийся тренд уже в ближайшей перспективе, по-видимому, станет отражением замедления как инду-
стриального, так и общественного развития в целом. Можно полагать, что качество и структура производимого профессионального образования в значительной мере определяют конкурентоспособность предприятий, а также возможности модернизации и развития экономики России. Этим, наряду с другими обстоятельствами, определяется необходимость оптимизации российского профессионального образования, поиска тех образовательных форм и технологий, которые обеспечат формирование профессиональных компетенций для нужд национальной экономики.
В настоящее время профессиональное образование включено в перечень услуг, торговля которыми должна осуществляться путем коммерческого предложения на территории любого члена ВТО. Это означает возможность открытия на территории России иностранных образовательных учреждений и обучение российских граждан за рубежом.
Сложности и проблемы, с которыми столкнется Россия в сфере образовательного процесса после вступления в ВТО, достаточно трудно прогнозируемы. Несомненно, причинами ухудшения качества образования в стране являются существенное отставание в технологическом развитии реального сектора экономики и сопутствующее этому снижение спроса на квалифицированную рабочую силу. При этом на правительственном уровне поставлена масштабная задача создания и кардинального обновления к 2020 г. не менее 25 млн современных рабочих мест, т.е. будет модернизировано каждое третье рабочее место, что должно снизить остроту проблем вхождения России в число наиболее развитых экономик мира. Однако такого рода фундаментальные задачи идут вразрез с тенденцией сокращения числа образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по перспективным направлениям инновационного развития национальной экономики, что выражается в падении качества преподавания, снижении проработанности лабораторных комплексов, технологий виртуального моделирования. В большинстве случаев преподавательский состав осуществляет в процессе образования ретрансляцию морально обесценившейся информации, что объективно снижает уровень подготовки выпускников учебных заведений для всех сфер экономики, в том числе и научно-педагогических кадров для системы образования.
Сегодня некоторые образовательные учреждения России уже разработали дополнительные образовательные программы адаптации к нормам ВТО, включая национальную систему квалификаций с последующей корректировкой учебных программ и планов [4, с. 76]. По своей сути это попытка модернизировать образовательный процесс по европейскому образцу, где была разработана Европейская рамка квалификаций, а также такой инструмент, как европаспорт, обеспечивающий прозрачность умений и квалификаций людей. Он доступен в Интернете на 26 языках. Можно полагать, что такого рода модернизация образовательного процесса есть не что иное, как попытка стран Евросоюза решить проблему национальных стандартов подготовки кадров для единого европейского пространства. Для России использование данных инструментов будет способствовать не решению проблем отечественного профессионального образования, а повышению мобильности
квалифицированной рабочей силы и, как следствие, оттоку ее за пределы страны.
Как известно, высшее образование не способно дать все умения, которые требуются на рынке труда. И поэтому обоснованно стала постулироваться идея о сбалансированном соотношении высшего, среднего и начального профессионального образования [5, с. 12]. Целью стало обеспечение привлекательности различных уровней, форм, технологий профессионального образования и соответствующих им источников финансирования. Особый интерес при этом представляет дуальное профессиональное образование в Германии, которое устроено таким образом, что процесс обучения на второй ступени реальной и основной школ после двух-трех лет занятий переходит в область профессиональных училищ, где на протяжении еще двух-трех лет учащиеся получают среднее специальное образование. Приблизительно 10% выпускников заканчивают престижные заведения - гимназии, дающие право поступления в вузы без экзаменов. Но при этом выпускники-гимназисты не имеют профессии [7]. Российская система профессионального образования ориентирована на получение высшего образования с чрезвычайно неэффективным механизмом приобретения практических навыков на производственной практике, когда предприятия не заинтересованы в партнерских отношениях с учебными заведениями. В результате по окончании учебы подходящую работу по специальности находят не более половины выпускников.
Дуальность предполагает, что в образовательном учреждении учащийся сначала овладеет теорией, изучит принципы работы и трудовое право, а потом применит полученные знания на практике. Причем до 3/4 академических часов учащиеся проводят на предприятиях. Последние участвуют в данной системе добровольно, более того, обычно именно от них исходят все нововведения. Крупные компании имеют собственные центры подготовки, где постоянно тестируют новые методы обучения на рабочем месте, а мелкие предпочитают пользоваться услугами профучилищ на краткосрочной основе. Обычно студенты в подавляющем большинстве сами заключают трудовые договоры с нанимателями, которые обязаны закреплять за ними наставников из числа опытных служащих. По окончании образовательного учреждения помимо аттестата выпускник получает от фирмы-работодателя свидетельство о трудовой практике. Оба документа взаимосвязаны и действительны только вместе. Эта пара - аттестат и свидетельство
- тоже дает право поступать в вуз. Дуальная система позволяет заранее подготовить именно столько специалистов, сколько требует рынок, - ни больше ни меньше.
Несмотря на привлекательность германской дуальной системы образования, возможности ее применения в России крайне ограничены. Это объясняется тем, что очень сложно выстроить правильный алгоритм реформирования отечественной системы образования. Необходимы коренные изменения в характере взаимоотношений образовательных учреждений, бизнеса и органов власти. Фактически все уровни профессионального образования в России отчуждены от сферы производства и оказания услуг узкими ведомственными интересами, на базе которых начинают продуцировать иррациональные формы образовательных стандартов, учебных про-
грамм и других элементов учебно-методических комплексов. Связь с производством и тем более с его инновационной составляющей нарушается постоянно. При этом бизнес в лице работодателей озабочен проблемой снижения издержек на такие непрофильные активы, как содержание учебных лабораторий, тренажеров, учебных мастерских, оплату труда мастеров производственного обучения.
В России сохранился остаточный принцип финансирования профессионального образования, хотя методика расчета нормативов давно разработана наукой и пылится на ведомственной полке. Перепроизводство ненужных экономике специалистов за государственный счет никем не регулируется, несмотря на предложенную Российской академией образования модель финансирования учреждений профессионального образования с учетом трудоустройства их выпускников. Идея социального партнерства, на которой основаны системы профессионального образования и подготовки всех развитых стран, в России остается в основном продекларированной.
Для понимания тенденций в развитии российского профессионального образования в Саратовском государственном социально-экономическом университете в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проводилось социологическое исследование по реализации стратегии развития человеческих ресурсов региона, в ходе которого был выявлен такой аспект развития профессионального образования, как взаимодействие работодателей с образовательными учреждениями Саратовской области [2, с. 41 - 53]. По результатам исследования были выработаны предложения и сделаны выводы, среди которых хотелось бы выделить один: до сих пор не сформирован единый методологический подход в изучении направлений, методов и технологий обучения и наиболее оптимального использования профессиональных навыков, накопленного опыта и трудового потенциала региона.
Подобная ситуация приводит к тому, что формализованные в виде целевых программ стратегии развития кадрового потенциала региона фактически не могут быть реализованы в силу разнонаправленности интересов работодателей и учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку рабочих высокой квалификации и специалистов. В итоге в регионе не осуществляется последовательная политика использования и развития уже накопленного кадрового потенциала, что существенно ухудшает показатели развития трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации. Для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях в условиях модернизации экономики необходима диверсификация структуры подготовки кадров исходя из перспективных потребностей новой экономики, что приведет к трансформации сложившейся структуры профессиональных заведений и будет способствовать сокращению неэффективных рабочих мест и высвобождению работников, расширению образовательных услуг, развитию инновационных направлений производственной деятельности и возникновению новых и уникальных профессий [6].
В последнее время проблемы формирования эффективной стратегии профессионального образования
усиливают свою актуальность не столько в связи с институционализацией инновационного развития экономики России, сколько в контексте мирового процесса формирования экономики, основанной на знаниях. Исследование и моделирование данных процессов усилилось в связи с кризисными явлениями и в России, и за рубежом [1, с. 52 - 53].
Сегодня в силу ослабления экономической устойчивости предприятий реального сектора экономики РФ усиливается тенденция высвобождения персонала с его дальнейшим нетрудоустройством. Причем в банковском и строительном секторах экономики высвобождаются высококвалифицированные кадры. Поэтому особенно необходимой становится регулирующая роль государства для определения границ манипулирования персоналом, создания условий включения человеческих ресурсов в региональные программы занятости населения, формирования экономических механизмов поддержания работающего населения, безболезненного перехода персонала из одних сфер приложения труда в другие. Осуществление данных функций необходимо для стабильного развития региональной экономики, а также для преодоления нарастающего в обществе социального напряжения.
В настоящее время в Саратовском государственном социально-экономическом университете проводится прикладное исследование «Организация профессиональных образовательных центров в целях подготовки квалифицированных кадров для нужд инновационных предприятий». В рамках данного исследования осуществляется регулярный мониторинг изменения образовательной среды в Саратовской области, который включает широкий спектр вопросов:
- изучение потребностей хозяйствующих субъектов в работниках с начальным, средним и высшим профессиональным образованием;
- направления профессиональной подготовки учебных заведений и их связь с работодателями;
- формы и технологии образовательного процесса, удовлетворенность обучаемых качеством обучения;
- спрос и неудовлетворенный спрос на специалистов на рынке труда, перспективные потребности в профессиях будущего;
- личности обучающихся, социодемографические характеристики (семья, состав, уровень доходов, образование);
- выявление жизненных ценностей обучающихся;
- анализ сформированности ведущих личностных и профессионально значимых качеств;
- отношение учащихся к своей профессии, педагогам, социальной среде;
- оценка педагогического потенциала и динамики его изменения в системах начального, среднего и высшего профессионального образования.
В анкеты был введен ряд новых вопросов, актуальность которых по мере модернизации образования стала возрастать (компьютеризация, отношение к платному обучению, интеграции образовательных программ НПО и СПО, Единому государственному экзамену и др.).
Исследование позволило выявить ряд негативных тенденций, сложившихся как в сфере развития образовательного процесса, так и в вопросах взаимодействия власти, бизнеса и образовательных учреждений по по-
вышению эффективности подготовки кадров для нужд экономики в целом [3, с. 56 - 57].
1. Текущие демографические тренды и ценностные ориентации населения оказывают неблагоприятное влияние на объемы подготовки кадров и их распределение по уровням профессионального образования. В соответствии с демографическими тенденциями начиная с 2002 г. база приема в учреждения профессионального образования региона неуклонно уменьшается. По прогнозам, к 2015 г. все учреждения профессионального образования области получат возможность принять для обучения 20 - 23 тыс. выпускников школ, что в 2 раза меньше по сравнению с 2000 г. Некоторый рост базы приема прогнозируется лишь с 2016 г. по специальностям технического профиля и сферы обслуживания. В незначительной степени и в первую очередь для учреждений ВПО этот процесс компенсируется тем, что Саратовская область является регионом-реципиентом, в учреждениях профессионального образования которого обучаются жители других регионов России. Более существенным является происходящее в системе профессионального образования области, как и России в целом, перераспределение контингента обучающихся в подсистемах НПО, СПО и ВПО. Сегмент довузовского профессионального образования постепенно «сворачивается», и темпы этих изменений особенно заметны в начальном профессиональном образовании: с 2000 г. по 2010 г. доля контингента учреждений НПО в общем объеме учащихся учреждений профессионального образования области уменьшилась более чем в 2 раза - с 19% до 8%. Для учреждений СПО характерна примерно та же ситуация - уменьшение с 27% до 23%. В то же время доля контингента учреждений ВПО увеличилась с 54% до 69%. Эти же тенденции характеризуют прием и выпуск. Помимо демографических факторов, причиной этого явления выступает снижающаяся популярность довузовского (и особенно начального) профессионального образования среди молодежи, что связано со спецификой ценностных ориентаций в сфере профессионального самоопределения населения. Кроме того, в последние годы существенно возросла доступность высшего профессионального образования в отсутствие законодательно закрепленных региональных регуляторов контрольных цифр приема для этого уровня образования.
2. Отсутствуют научно обоснованные долгосрочные регионально-отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах, в том числе по приоритетным направлениям развития экономики области, на основе которых должен строиться региональный заказ на подготовку кадров в системе профессионального образования. Об этом свидетельствует несбалансированность кадрового спроса экономики и предложения со стороны учреждений профессионального образования. По данным министерства занятости, труда и миграции области, основную долю потребности в выпускниках учреждений профессионального образования составляют специалисты с рабочими профессиями - 60%, далее следуют выпускники с СПО - 21% и ВПО - 19%. В то же время в структуре выпуска с очных отделений доля специалистов с НПО составляет 26,6%, с СПО - 31,2%, с ВПО - 42,2%.
Анализ баланса потребности и объемов подготовки рабочих кадров и специалистов показывает следующее:
а) баланс по рабочим профессиям носит ярко выраженный дефицитный характер - в целом по 28 укрупненным группам профессий потребность в 3,4 раза превышает выпуск. По группам, приоритетным для развития экономики области («Сельское и рыбное хозяйство», «Металлургия, машиностроение и материало-обработка», «Технология продовольственных и потребительских товаров», «Архитектура и строительство»), дисбаланс еще больше - 4,3 раза. Максимальный дефицит в выпускниках испытывает строительная отрасль
- выпуск составляет 11,8% от потребности. Острая нехватка специалистов наблюдается в энергетике (13,1% от потребности), в меньшей степени - в сфере обслуживания (51%) и транспортном комплексе (60%);
б) баланс по специалистам со средним профессиональным образованием в целом является ненапряженным - потребность удовлетворяется на 107,3%, в том числе по приоритетным группам - на 107,1%. Дефицит подготовки имеется по группам «Сфера обслуживания» (17,8% от потребности), «Металлургия, машиностроение и материалообработка» (76,3%), «Информатика и вычислительная техника» (82%);
в) баланс по специалистам с высшим образованием имеет существенный профицит - потребность удовлетворяется на 160%. Умеренный дисбаланс имеется лишь по группам «Транспортные средства» (58,2%), «Физикоматематические науки» (67,5%), «Информатика и вычислительная техника» (70%).
Значимой причиной указанных дисбалансов является ограниченная сфера действия регионального заказа на подготовку кадров, который затрагивает только учреждения профессионального образования областного подчинения, не распространяясь на федеральные учреждения СПО и ВПО.
Наиболее востребованными для региональной экономики являются группы специальностей НПО и СПО: 100000 «Сфера обслуживания», 110000 «Сельское и рыбное хозяйство», 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электроника», 150000 «Металлургия, машиностроение и металлообработка», 190000 «Транспортные средства», 260000 «Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов», 270000 «Строительство и архитектура». Кроме этого, для сектора « Машиностроение и металлообработка» актуальна подготовка по группам 230000 «Информатика и вычислительная техника», 220000 «Автоматика и управление», 210000 «Электронная техника, радиотехника и связь».
3. Результаты функционирования системы довузовского профессионального образования по качеству подготовки выпускников слабо соответствуют требованиям рынка труда и задачам развития ключевых секторов экономики. С одной стороны, устаревшая и изношенная учебно-производственная база областных учреждений НПО и СПО (степень износа основных фондов более 75 - 80%) не позволяет вести подготовку кадров в соответствии с требованиями работодателей по уровню профессиональной квалификации и качеству. С другой стороны, в регионе отсутствует единая система независимой оценки качества подготовки выпускников программ профессионального образования с участием работодателей. Работы по оценке качества профобразования носят локализованный характер, не охватывая целиком подсистемы НПО, СПО и ВПО. Независимая
профессионально-общественная аккредитация образовательных программ профессионального образования в настоящее время не проводится, хотя имеется определенное взаимодействие с работодателями в форме согласования содержания программ профессионального образования и внесения соответствующих корректив. Проводимая в регионе оценка профессиональных квалификаций выпускников программ НПО пока не встроена в национальную систему сертификации квалификаций, создаваемую Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством образования и науки РФ. Отсутствует прозрачность и открытость деятельности образовательных учреждений по вопросам оценки качества образования, ее результаты не становятся достоянием общественности. Не распространена традиция официальных, общественных и профессионально-общественных рейтингов образовательных учреждений и образовательных программ разных уровней.
4. Экономическая эффективность функционирования системы довузовского профессионального образования области демонстрирует тенденцию к снижению. Средняя наполняемость областных учреждений НПО, подведомственных министерству образования области, для очной формы обучения составляет 294 человека при среднероссийском показателе 390 человек, для учреждений СПО - 608 человек против 824 человек в среднем по России. За последние 3 года в связи с демографическими тенденциями увеличилась доля учреждений с низкой наполняемостью. Самыми малочисленными по контингенту являются учреждения НПО, расположенные в сельской местности. Без принятия мер по реструктуризации этой сети можно прогнозировать увеличение неэффективных затрат на содержание инфраструктуры учреждений НПО и СПО и соответствующего административно-хозяйственного персонала. Формирование и исполнение бюджета в системе НПО и СПО области осуществляется сметным способом. Этот механизм не позволяет учитывать ресурсоемкость и региональную значимость профессий и специальностей, ограничивает перераспределение ресурсов на решение оперативных задач.
5. Отсутствует результативная система профориентационной работы, обеспечивающая эффективное взаимодействие общеобразовательных учреждений, профессиональных учебных заведений, родителей и работодателей, что привело к снижению популярности рабочих профессий. Общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования действуют как отдельные подсистемы, не имеющие общих целевых установок и мотиваций. Участие предприятий-работодателей в профориентационной работе со школьниками носит эпизодический характер, не имея системной основы. Недостаточно эффективно организована система информирования абитуриентов и их семей о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях и специальностях.
6. Снижается кадровый потенциал системы довузовского профессионального образования. Хотя укомплектованность учреждений НПО и СПО преподавателями и мастерами производственного обучения и их образовательный уровень достаточно высоки (укомплектованность штатного состава составляет 100% для препода-
вателей, 75% и 100% для мастеров производственного обучения в учреждениях НПО и СПО соответственно; в среднем 96,5% преподавателей и 66,5% мастеров производственного обучения имеют профильное высшее образование), наблюдается тенденция «старения» кадров. Пенсионного возраста достигли около 50% преподавателей и 60% мастеров производственного обучения учреждений НПО, в учреждениях СПО - 16% и 40% соответственно. Притоку молодежи препятствует низкий уровень заработной платы, составляющей в среднем 9291 руб. для преподавателей (64% от средней в экономике области) и 7617 руб. для мастеров производственного обучения (52%). Прохождение мастерами производственного обучения стажировок на предприятиях области и повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования организовано не регулярно. Проведенные опросы педагогических коллективов учреждений довузовского профессионального образования показывают, что около 90% респондентов не удовлетворены существующей системой повышения квалификации, которая направлена в основном на общую психолого-педагогическую подготовку, ориентированную прежде всего на педагогов системы общего образования, не учитывает специфики профессионального образования, не имеет практических модулей по современным производственным технологиям.
7. Серьезными являются проблемы устаревания материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования. Они во многом определяют качество подготовки специалистов на базе учреждений НПО и СПО. Физический и моральный износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования составляет 70 - 90%. Существовавший ранее институт базовых предприятий, которые активно помогали учреждениям в оснащении оборудованием и ремонте зданий, ликвидирован, а средства областного бюджета на эти цели выделялись в недостаточном количестве. В результате здания и оборудование учебных заведений сильно изношены, морально устарели и не могут обеспечить подготовку кадров высокой квалификации, отвечающих современным требованиям. Большинство учебных комплексов имеют возраст свыше 35 - 40 лет. Кроме того, в области из 27 учреждений среднего профессионального образования в 17 имеются аварийные объекты, из 33 учреждений начального профессионального образования в 21 имеются аварийные объекты. Требуют замены и проведения капитального ремонта системы отопления, водоснабжения и в целом коммунальные инфраструктуры.
Проблемы профессионального образования свидетельствуют о том, что существующая организация ресурсов профессионального образования неэффективна, развитие системы профессионального образования пока слабо учитывает стратегию социально-экономического развития области. Данные проблемы могут быть решены только совместными усилиями учебных заведений, организаций-работодателей, органов власти при использовании программно-целевого метода, что обеспечит создание условий для эффективного управления ресурсами в соответствии с приоритетами вхождения в зону ВТО.
Для решения выявленных в ходе проводимых исследований проблем предлагается комплекс взаимо-
увязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационноправовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Сложившиеся тенденции развития профессионального образования в Саратовской области позволили выявить ряд серьезных проблем в данной сфере и разработать практические рекомендации по их решению (ведомственная целевая программа « Развитие профессионального образования в Саратовской области» на 2012 - 2014 гг.).
I. Для решения проблемы внедрения механизмов разработки и экспертизы образовательных программ профессионального образования, основанных на мо-дульно-компетентностном подходе и профессиональных стандартах, с прямым участием объединений работодателей необходима реализация следующих мероприятий:
- организация деятельности экспертного совета по профессиональному образованию при министерстве образования области с участием работодателей для экспертизы образовательных программ НПО и СПО и их профессионально-общественной аккредитации;
- проведение профессионально-общественной аккредитации программ НПО и СПО;
- создание на базе государственных автономных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования методического депозитария, аккумулирующего учебно-методические комплексы, в том числе программы профессионального образования, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, мультимедийные материалы, описания образовательных технологий по регионально значимым профессиям и специальностям довузовского профессионального образования на условиях открытого доступа к этим ресурсам педагогических работников.
II. Для решения проблемы создания комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, направленной на повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда, необходимы следующие мероприятия:
- размещение профориентационной информации на региональном кадровом портале, интернет-сайтах министерства образования, учреждений профессионального образования;
- организация и проведение цикла радио- и телепередач, публикаций в печатных и электронных СМИ, ориентированных на повышение престижа рабочих профессий и инженерных специальностей;
- проведение исследований по выявлению потребностей учащихся и их семей в образовательных услугах, тестирования и консультирования выпускников общеобразовательных учреждений, желающих получать рабочие профессии в учреждениях НПО и СПО;
- проведение учреждениями НПО и СПО дней открытых дверей для учащихся школ, их родителей, мастер-классов по ведущим профильным профессиям и специальностям с участием представителей работодателей;
- проведение ежегодных областных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства среди учащихся
и студентов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогических работников областных учреждений НПО и СПО (по отраслям экономики), гала-концертов, выставок, посвященных развитию начального и среднего профессионального образования, культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- выплата стипендий, учрежденных крупнейшими представителями бизнеса и региональных органов власти, учащимся и студентам учреждений НПО и СПО, имеющим отличные учебные показатели;
- содействие выпускникам учреждений профессионального образования в плане трудоустройства посредством заключения договоров с работодателями.
III. Для решения проблемы формирования независимой системы оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников, предусматриваются следующие мероприятия:
- создание региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей проведение независимой сертификации квалификаций выпускников учреждений НПО и СПО;
- разработка региональных профессиональных стандартов по рабочим профессиям, востребованным на региональном рынке труда;
- проведение процедуры подтверждения соответствия квалификации выпускников учреждений НПО и СПО требованиям общероссийских и региональных профессиональных стандартов по профессиям и специальностям, наиболее значимым для социально-экономического развития региона;
- создание регионального реестра результатов проведения оценки и сертификации квалификаций выпускников учреждений НПО и СПО;
- проведение текущего мониторинга качества подготовки выпускников программ НПО и СПО с помощью автоматизированной информационной системы «Управление качеством образования», размещение результатов мониторинга на региональном кадровом портале, интернет-сайтах министерства образования, учреждений профессионального образования;
- подготовка ежегодного публичного отчета по результатам деятельности региональной государственнообщественной системы оценки качества профессионального образования.
Базовым элементом регионального сегмента общероссийской системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций станет центр оценки и сертификации квалификаций, который пройдет процедуру наделения полномочиями в установленном порядке в АНО « Национальное агентство развития квалификаций», учрежденном Российским союзом промышленников и предпринимателей. Учитывая, что в настоящее время общероссийские профессиональные стандарты разработаны лишь по ограниченному набору профессий и специальностей, предполагается функционирование Регионального центра оценки и сертификации квалификаций (РЦОСК) в переходном режиме на основе профессиональных стандартов. Мониторинговые исследования качества подготовки выпускников будут проводиться Региональным центром оценки качества образования (РЦОКО), являющимся оператором АИС «Управление качеством образования».
♦--------------------------------------------------
IV. Для решения проблемы развития кадровых ресурсов системы профессионального образования предусматриваются следующие мероприятия:
- разработка регионального заказа, определяющего количественные и качественные требования к повышению квалификации и переподготовке целевых групп специалистов, обеспечивающих процессы модернизации областной системы профессионального образования;
- формирование регионального нормативно-регла-ментирующего обеспечения введения модели персонифицированного финансирования и модульно-накопительной системы повышения квалификации педагогов, специалистов и руководителей областных учреждений НПО и СПО;
- создание сети базовых центров распределенного повышения квалификации из числа ресурсных центров НПО и СПО;
- разработка и лицензирование модульных программ повышения квалификации и переподготовки работников учреждений НПО и СПО;
- создание регионального депозитария программ и программных модулей повышения квалификации работников учреждений НПО и СПО на региональном кадровом портале;
- организация повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО в системе базовых центров с использованием механизмов персонифицированного финансирования, модульно-накопительной системы и зачетных единиц по индивидуальным образовательным траекториям;
- организация стажировок преподавателей спецдис-циплин и мастеров производственного обучения областных учреждений НПО и СПО на предприятиях работодателей.
V. Для решения проблемы создания системы мониторинга системы профессионального образования предусматриваются следующие мероприятия:
- разработка и принятие нормативных правовых, методических и регламентирующих документов, обеспечивающих проведение мониторингов областной системы профессионального образования различной направленности, в том числе мониторинга реализации Программы;
- расширение автоматизированной информационной системы «Управление качеством образования» за счет внедрения модуля «Электронный ССУЗ» для проведения мониторинговых исследований системы до-
--------------------------------------------------♦
вузовского профессионального образования различной направленности;
- проведение мониторингов системы профессионального образования области по направлениям реализации Программы;
- подготовка ежегодных аналитических отчетов о реализации Программы, размещение их на региональном кадровом портале;
- проведение конференций, семинаров, инструктивно-методических совещаний по направлениям реализации Программы;
- издание научно-методической и информационной литературы по направлениям реализации Программы;
- размещение в СМИ публикаций, освещающих реализацию Программы.
На данном этапе многие страны предпринимают все усилия для модернизации систем образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда и общества. Эти усилия в основном направлены на реформирование начального и среднего специального профессионального образования. Однако еще недостаточно уделяется внимания непрерывному обучению взрослых, или обучению в течение всей жизни.
Несмотря на предпринимаемые действия, деградация профессионального образования будет продолжаться. Так, в настоящее время профессиональное образование (начальное и среднее) является непривлекательным для молодежи и к нему относятся как к второсортному образованию. Эту ситуацию можно исправить лишь кропотливой работой по внедрению в массовое сознание людей идеи равенства возможностей при выборе профессий.
1. Долгий В.И., Бондаренко О.И. Разработка модели исследования стратегии развития кадрового потенциала на региональном уровне // Вестник СГСЭУ. 2009. № 2 (26).
2. Долгий В.И., Бондаренко О.И. Стратегия развития человеческих ресурсов региона. Саратов: КУБиК, 2009.
3. Долгий В.И., Еремеев М.А. Развитие трудового и кадрового потенциала Саратовской области // Кадровик. 2010. № 12.
4. Заруба Н.А. Адаптивный подход в образовании: принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2 (6).
5. Лемпинен П. Европа модернизирует профессиональное образование // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 11.
6. РусановскийВ.А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5(44).
7. иР1_: http://www.studentur.ru/index306.html.
удк330.567.2 Егор Андреевич Фёдоров,
аспирант кафедры общей
[email protected] экономической теории,
^ СГСЭУ
ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ КРЕДИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В постиндустриальной экономике меняются стратегии и модифицируются этапы кредитного поведения. В связи с этим происходят изменения и в кредитном поведении домохозяйств на этапах осознания потребности в допол-