Научная статья на тему 'Формирование механизма образовательного аутсорсинга автономного учреждения среднего профессионального образования'

Формирование механизма образовательного аутсорсинга автономного учреждения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АУ СПО) / СЕРЖАНТСКАЯ КАФЕДРА АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АУ СПО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

Авторская статья о формировании инновационного механизма образовательного аутсорсинга автономных учреждений среднего профессионального образования. В своей статье автор рассказывает о: стратегических направлениях аутсорсинга, функциях, структурах, рисках, а также о сержантской кафедре структурном подразделении автономного учреждения среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма образовательного аутсорсинга автономного учреждения среднего профессионального образования»

УДК 37

Никитин Михаил Валентинович

Доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ развития профессионального образования Департамента образования города Москвы, niirpo@mail.ru, niki53@ bk.ru, Москва

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АУТСОРСИНГА АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Nikitin Mihail Valentinovich

Doctor of pedagodical science, professor, director of the scientifically-research institute development vocational education of the Moscow Department Education, niirpo@mail.ru, niki53@bk.ru, Moscow

FORMATION OF MECHANISM EDUCATIONAL OUTSOURCING THERE ARE AUTONOMIC INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION Аутсорсинг как эффективная стратегия экономики знаний

В буквальном смысле аутсорсинг (от англ. - outsourcing) означает «использование внешних источников». Среди объективных причин перехода на аутсорсинг такие известные зарубежные фирмы, как Бенетон, Найк, Рибок и российские компании ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ООО «Дарья» называют следующие: а) достижение конкурентных преимуществ за счет сокращения затрат на вспомогательный персонал, а это самая большая статья расходов в деятельности высокотехнологичных, особенно информационных компаний; б) сокращение своего времени, финансовых затрат на собственные маркетинговые и рекламные исследования и акции за счет передачи заказов в специализированные агентства; в) сосредоточение высококвалифицированного персонала на ключевых вопросах бизнеса -управления финансовыми потоками, торговыми марками и инновациями. Модель аутсорсинга позволяет делегировать выполнение ряда обеспечивающих функций сторонним организациям (аутсорсерам), которые в отличие от подрядчика могут использовать, как ресурсы заказчика, так и собственные. Аутсорсеры, как организационно независимые поставщики, постоянно воспроизводят конкурентные отношения по времени, товарам, ресурсам и функциям, что позволяет обеспечивать качество продуктов и услуг. Бизнес меняет фокус своего внимания. Концентрация на оптимизации внутренних процессов уступает место построению эффективных каналов взаимодействия с заказчиками, поставщиками и другими контрагентами предприятия. Проектируются три вектора интеграции организации в бизнес-пространстве:

- монополия, когда организация стремится самостоятельно выполнять максимальное количество функций;

- интеграция аутсорсингового типа, когда бизнес-структура ориентирована на рациональную передачу функций партнерам при сохранении за собой только тех функций, выполняя которые, она реализует свои главные конкурентные преимущества;

- интеграция виртуального типа - сетевые организации.

Формирование аутсорсинговых фирм в обществе и экономике, основанной на знаниях, предполагает стратегию автономных учреждений НПО на освоение новых ценностных ориентаций, связанных с формированием культуры интеллектуального предпринимательства. Оно, по нашему мнению, не связано только с получением финансовой прибыли. Определим интеллектуальное предпринимательство как способность применять, полученные в образовательном учреждении СПО компетенции и квалификации, для поиска простых решений актуальных социальных и экономических задач. Где и как учить интеллектуальному предпринимательству? К сожалению, традиционная система начального и среднего профессионального образования плохо приспособлена для освоения этой культуры, что требует включения элементов аутсорсинга в различные виды образовательной деятельности на примере АУ СПО.

Специфика образовательного аутсорсинга

Введение новых понятий («образовательный аутсорсинг автономного учреждения», «конкурентоспособность автономного учреждения», «интеллектуальное предпринимательство автономного учреждения» и др.) есть доказательство существенного продвижения теории конкурентоспособности (М. Портер, Г. Хамел, К. К. Прахалад, А. Ю. Юданов, Р. А. Фатхутдинов и др.) и экономики, основанной на знаниях (С. А. Дятлов, В. Л. Иноземцев, В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. Б. 3. Мильнер, Г. Про-бет, Н. Крмар, Й. Рехойзер, И. Нонака, X. Такеучи, У. Букович, Р. Уильямс, Л. Эдвинссон и др.). Концепция управления знаниями предполагает изменение взглядов руководителей и персонала на источники конкурентоспособности. Потенциал стоимости бизнеса смещается от материальных активов компаний в сторону невещественных, интеллектуальных, неосязаемых источников конкурентоспособности: управленческих инноваций, мотиваций персонала, организационных знаний. Доказательством такого смещения являются данные о том, что в экономике знания лишь 50% событий поддается прогнозированию, а 50% - неопределенность, которая мотивирует руководителей и персонал находиться в постоянном поиске инноваций для достижения конкурентоспособности. Достаточно сказать, что в развитых странах динамика удвоения знаний осуществляется каждые 72 часа, что заставляет серьезно пересмотреть нормативы, например, на повышение квалификации и переподготовку персонала. Если персонал российских предприятий проходит переподготовку и повышение квалификации не более 5% в год, то в развитых странах 55% работоспособного населения ежегодно повышают свою квалификацию или проходят переподготовку. Управленческие инновации (а образовательный аутсорсинг является такой инновацией)

позволяют разрабатывать механизмы конвертации знаний в доходы организации и каждого сотрудника. Обмен знаниями с партнерами, заказчиками, исследовательскими научными организациями может создать сетевое сообщество образования с бизнес-структурами, которое позволит расширить границы инновационных процессов, откроет доступ к новым знаниям и позволит привлечь в сектор профессионального образования материальные и интеллектуальные ресурсы. Как показывает наш анализ теоретических положений, аутсорсинг, как организационный механизм обмена формальными и неформальными знаниями между коммерческими структурами и автономными образовательными учреждениями, обеспечивает достижение следующих результатов:

а) понижает бюрократизацию управления, сокращает количество уровней управления;

б) способствует командной работе сотрудников;

в) выявляет лидеров, готовых взять на себя ответственность за риск;

г) интенсифицирует внутреннюю и внешнюю конкуренцию;

д) создает партнерские структуры управления на основе диверсификации функций и ресурсов;

е) преобразовывает формальные знания в прикладные компетенции (квалификации);

ж) обеспечивает прозрачность перетекания инновационных потоков между организациями.

Как было показано выше, на мировом и российском рынке труда эффективным механизмом обеспечения конкурентоспособности признан аутсорсинг. Для формирования адекватной реакции системы профессионального образования на потребности экономики, основанной на знаниях, целесообразно разрабатывать сопряженные (партнерские) механизмы обеспечения качества и конкурентоспособности. По мнению ряда российских исследований (А. Н. Лейбович, Ю. Б. Рубин, Т. В. Юрьева, С. В. Шишкин,

Н. Н. Петров, В. М. Гаськов, Т. Л. Клячко и др.) механизмом усиления связи с миром труда может стать образовательный аутсорсинг.

Необходимо готовить выпускников АУ СПО не только к роли соискателей, но и создателей рабочих мест, когда воспитание предпринимательства воспринимается как реальная профессиональная перспектива. На этой основе возможно возникновение противоречия между традиционными функциями образовательного учреждения реализующего общественнозначимые потребности и автономного учреждения, которое должно быть ориентировано на реальные рыночные отношения. Поиск баланса между этими функциями позволяет сделать выбор в пользу образовательного аутсорсинга.

Объектами интересов аутсорсеров становится весьма значительная часть функций, которые ранее выполнялись либо самими образовательными учреждениями, либо другими структурами, по находящимися внутри образовательной сферы. В настоящее время Министерство образования

и науки РФ разрабатывает большой пакет законопроектов и экономических механизмов по делегированию управленческих полномочий внешним структурам (аутсорсерам). Складываются следующие стратегические направления образовательного аутсорсинга (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Стратегические направления образовательного аутсорсинга АУ СПО

Функции Субъект аутсорсинга Полномочия

1. Участие в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования Отраслевые ассоциации работодателей [Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промыш-ленная палата (ТПП)] Согласование изменений государственных образовательных стандартов профессионального образования (ГОС ПО)

2. Участие в прогнозировании, мониторинге рынков труда, формировании перечней подготовки специалистов Региональные отделения отраслевых ассоциаций, союзов работодателей Формирование регионального кадрового заказа, создание эндаумент-фонда, стажировка на рабочих местах

3. Разработка процедур оценивания итогового качества подготовки специалистов в УПО, в т. ч. финансовый аудит Отраслевые ассоциации работодателей, аудиторские фирмы Общественно-профессиональная аттестация на уровне квалификации, выдача своего документа

4. Формирование общественного мнения о качестве образования и воспитания Попечительские, ветеранские организации, рейтинговые агентства Влияние на СМИ, общественно-профессиональное рейтингование УПО и профессий

5. Участие в разработке и реализации социально-воспитательных проектов Родительские общественные объединения, ассоциации выпускников УПО Формирование имиджа образовательного учреждения

6. Участие в разработке целевых программ обучения инвалидов, (инклюзивное, неформальное обучение) Органы социального обеспечения, Ассоциации инвалидов Софинансирование и трудоустройство инвалидов, в т. ч., создание рабочих мест в УПО

7. Участие в разработке программ развития образовательных организаций, в т. ч., подготовка лидеров Студенческие, профсоюзные, спортивные и др. некоммерческие организации Творческие проекты, конкурсы, соревнования

8. Разработка программ экспериментальной деятельности Научные учреждения, аспирантура, Диссертационный совет Научное сопровождение исследовательской и экспериментальной деятельности УСПО

Организационная модель образовательного аутсорсинга АУ СПО: функции, структуры, риски

Слово «организация» происходит от латинского о^апІБо - «делать сообща», «сообщаю стройный вид». С точки зрения менеджмента образова-244

тельная организация должна обладать следующими признаками: а) относительной самостоятельностью; б) множеством составляющих ее элементов;

в) единством главной цели для всех элементов; г) наличием связи между элементами; д) наличием организационной структуры и иерархичности; е) наличием механизма управления этими элементами и организацией, в целом.

Относительная самостоятельность автономных УСПО и отрасли, в целом, определяется ее специализацией на предоставлении услуг по профессиональному образованию и обучению в соответствии с ФГОС и международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ) (18СО-88). В МСКЗ (18СО-88) применяются четыре уровня квалификации, на обеспечение которых ориентируется профессиональное образование:

первый уровень - неквалифицированные работники всех видов трудовой деятельности;

второй уровень - квалифицированные рабочие, квалифицированные работники сферы обслуживания;

третий уровень - высококвалифицированные, дипломированные рабочие и специалисты;

четвертый уровень - дипломированные специалисты-профессионалы. Ни одно УСПО не имеет возможности самостоятельно, без участия биз-нес-сообщества, дать обучающимся качественные квалификации и компетенции в рамках основной программы. Более того, интеграция внутри одного УПО традиционных образовательных программ с различными центрами дополнительного профессионального образования, центрами по трудоустройству, маркетинговыми организациями и т. п. проводит к появлению серьезных финансовых, юридических, кадровых, психологических и др. проблем. Например, деятельность структурного подразделения УПО по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) требует оперативного решения финансовых вопросов и прохождение платежей, в тоже время, неразделенность финансовых счетов внутри УПО и задержка прохождения счетов органами Федерального казначейства, приводит к потерям уже заработанных средств.

Организационная модель образовательного аутсорсинга должна обеспечивать координацию как между государственными органами управления образования и образовательными учреждениями (УПО, так и между УПО и региональными рынками квалификаций (компетенций).

Под организационной моделью аутсорсинга мы понимаем проектирование организационных структур на основе диверсификации функций между сферой профессионального образования и общественными институтами. Логика проектирования представляется следующей: задача -> функция -» огрструктура -» ресурсы -» результат. Эволюция организационных структур профессионального образования от базовой линейной к сетевой идет по спирали. При этом, главными координационными механизмами считаются контроль и взаимное согласование функций. В большинстве случаев получается своеобразный гибрид из основных форм организационных структур (рисунок).

Оргструктура Механизмы взаимодействия р> Образовательный аутсорсинг

1. линейная => прямой контроль Перераспределение функций и делегирование полномочий общественным институтам: • ассоциациям работодателей • образовательным организациям • профессиональным сообществам • армии • домохозяйствам (семье) • церкви. СМИ • научным организациям

2. линейнофункциональная разделение функций

3. дивизиональная => взаимное согласование

4. матричная, проектная => нормативное регулирование

5. сетевая конкретно-договорные

Типология организационных структур образовательного аутсорсинга

Важным показателем перехода к образовательному аутсорсингу может стать «договорная децентрализация» - передача полномочий по выполнению ряда функций от государственных органов управления и образовательных организаций к независимым организациям (общественным институтам) на договорной основе. Например, реализация экономического механизма нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных программ общего, начального и среднего профессионального образования будет стимулировать подписание договоров с различными общественными институтами (родителями, работодателями, институтами повышения квалификации и т. п.) на финансирование целевых проектов (например, по трудоустройству, гражданскому воспитанию и т. п.). Норматив бюджетного финансирования всегда минимальный, а требования общественных институтов всегда максимальны, что постоянно воспроизводит противоречие, которое снижается на основе образовательного аутсорсинга.

Рассмотрим основные организационные модели образовательного аутсорсинга в системе среднего профессионального образования.

Первая модель - это структурное подразделение АУ СПО (например, по повышению квалификации), которое пользуется помещениями, образовательной лицензией, и имеет субсчет в составе финансового счета АУ СПО. Оно самостоятельно организует учебный процесс, свободно в выборе программ, преподавателей, имеет своего руководителя и живет на проценты от дохода в соответствии с положением о хозрасчетной деятельности. Компонентами образовательного аутсорсинга в этой модели являются:

а) обособление одной из образовательных функций; б) проектирование организационной структуры управления; в) разработка и реализация инновационных программ и технологий; г) стимулирование конкурентных отношений между преподавателями на основе анкетирования слушателей.

Вторая модель - создание образовательной инфраструктуры на основе горизонтальной кооперации между автономным учреждением СПО и отраслевыми предприятиями. Субъекты инфраструктуры создаются на базе У ПО, так и на базе отраслевого предприятия. К ним относятся: а) отдельные рабочие места (посты); б) мастерские, лаборатории, полигоны, фили-

алы, учебные хозяйства; в) учебные фирмы, бизнес-инкубаторы. Правовой основой отношений между сторонами становится договор (возмездного оказания услуг, безвозмездного пользования имуществом и т. п.).

Компонентами образовательного аутсорсинга в этой модели являются:

1. Повышение качества профессионального обучения за счет его адаптации к потребностям рынка квалификации (компетенций) и предоставления мест для практик.

2. Стимулирование мобильности студентов и преподавателей по инфраструктурным подразделениям для совершенствования квалификации.

3. Усиление вклада профессионального образования в социально-экономическое и культурное развитие региона.

4. Снижение барьеров между формальным, неформальным и спонтанным образованием.

5. Сокращение сроков обучения и экономия финансовых затрат при кооперации ресурсов.

Третья модель - соучредительство новых юридических лиц, например, различных Центров. Такие центры будут иметь собственную лицензию на образовательную деятельность, штатное расписание, самостоятельный расчетный счет. Институализация новых моделей и механизмов управления профессиональным образованием с участием общественных институтов предполагает экспериментальную апробацию следующих моделей соучредительства (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Специализация соучредительства АУ СПО с внешними аутсорсерами

№ п/п Название модели Предметы учредительства Категория учредителей

1 2 3 4

1. Аграрно- ориентирован- ная модель - сельский межмуниципальный ресурсный центр по подготовке молодых фермеров; - ассоциация фермерских хозяйств; - администрация муниципального образования

2. Промышленно- ориентирован- ная модель - учебное предприятие (фирма), венчурная лаборатория, мастерская по подготовке отраслевых специалистов; -ТПП; акционерное общество

3. Инклюзивная модель - центр профессионального обучения инвалидов, лиц имеющих ограниченные возможности здоровья и предоставляющий комплекс образовательно-реабилитационных услуг. Центр ведет подготовку по системе дополнительных квалификаций инвалидов (эколог-маркетолог; страховой агент-оператор ЭВМ и т. п.). - служба социального обеспечения; - комитет физической культуры и спорта; благотворительный фонд поддержки образования и здравоохранения

Окончание таблицы

1 2 3 4

4. Интернациональная модель - центр национальных ремесел и искусств на базе педагогического колледжа на основе диалога культур - союз ремесленников; - ассоциация национальных меньшинств; - совместные предприятия

5. Сетевая модель - образовательный комплекс, объединяющий группу разноуровневых образовательных учреждений (общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования), систему внутрифирменного обучения для отраслевой группы предприятий - администрация города; - администрация муниципального образования; - акционерное общество; -тренинговая компания

6. Сержантская модель - отделение (сержантская кафедра) по подготовке младших командиров (ефрейтор, мл. сержант, сержант) на базе крупных региональных колледжей. Реализуется принцип согласования гражданской и воинской специальностей, что позволит рассматривать (с 2008 г.) службу в армии как форму стажировки по профессии - служба занятости; - горвоенкомат; - ассоциация воинов-аф-ганцев; - ДОСААФ;

7. Модель учебного округа - региональный учебный округ при региональном университете в форме «ассоциации» с участием разноуровневых образовательных учреждений и государственных унитарных предприятий, выпускающих учебно-технологическое оборудование для системы образования - государственное унитарное предприятие (ГУП); -ВУЗ; -ТПП; - ассоциация малого и среднего бизнеса

8. Модель государственной кадровой корпорации - инфраструктура, включающая бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, студенческие научные общества, службу кадрового резерва, профсоюз и др. Наличие инфраструктурных звеньев между НПО/ СПО и бизнес-сообществом позволит повысить качество управления -ТПП; - РСПП; - орган управления образованием

Рассмотрим формирование механизма образовательного аутсорсинга на примере создания сержантской кафедры в АУ СПО.

Сержантская кафедра АУ СПО как пример образовательного аутсорсинга

Стало совершенно очевидным, что характер традиционных взаимоотношений между У СПО и военкоматами по призыву выпускников в российскую армию исчерпал потенциал неинновационного развития. Центральной

является проблема неадекватной кооперации сферы среднего профессионального образования, где ведется подготовка специалистов по гражданским специальностям, и высокотехнологичными военными подразделениями российской армии. Данные подразделения следует признать внешними аутсорсерами, которые выступают традиционными заказчиками и стратегическими партнерами системы СПО. Инновационная сущность этой кооперации в сращивании двух логик - логики компетентностно-ориентиро-ванного профессионального образования и логики оптимального использования квалификационного потенциала выпускников У СПО в высокотехнологичных военных подразделениях российской армии. На основе этого подхода необходимо рассматривать годичную службу в российской армии как период профессиональной стажировки специалиста на новом рабочем месте по полученной гражданской специальности.

В связи с переходом на годичный срок военной службы и контрактнопрофессиональный принцип комплектования воинских частей существенно сокращены временные возможности учебных подразделений по подготовке младших командиров. Подчеркнем, что все выступления руководителей Министерства обороны РФ подтверждали особую важность военной и моральной подготовки именно сержантского состава. В полном объеме за шесть месяцев обучения (при годичном сроке службы) подготовить таких сержантов, по мнению известных специалистов, не представляется возможным.

Сержантская кафедра - структурное подразделение АУ СПО, действующее на основании положения и обеспечивающая следующие целевые функции:

а) согласование гражданской и военно-учетных специальностей с привлечением ресурсов образовательных, научных и военных организаций;

б) мотивация студентов к военной службе на условиях соблюдения взаимных обязательств: «высокое качество обучения - быстрое продвижение по военной службе»;

г) самостоятельное освоение студентами в период обучения в У СПО дополнительных компетенций и квалификаций с привлечением ресурсов ДОСААФ, участия в военных сборах и спортивно-патриотических объединениях;

д) поддержание коммуникаций с выпускниками У СПО, проходящими службу по призыву, создание банка данных;

е) разработка индивидуальной программы повышения квалификации и профессиональной реабилитации демобилизованных военнослужащих на базе АУ СПО, в т. ч., разработка схемы софинансирования обучения и трудоустройства.

Библиографический список

1. Волохин, А. В. Региональная модель среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства [Текст]: автореф. дис. ... канд. пд наук. / А. В. Волохин. - М.: Изд. НИИРПО, 2010. - 28 с.

2. Никитин, М. В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования [Текст]/ М. В. Никитин. - М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2004.

3. Новиков, Д. А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами [Текст]/ Д. А. Новиков, Н. П. Глотова. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.

4. Мальцев, В. А. Методологические основы нравственного воспитания в довузовском профессиональном образовании. Курс лекций [Текст]: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования. / В. А. Мальцев. /Под науч. ред. д.п.н., проф. М. В. Никитина. - М.: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования г. Москвы, 2010. - 355 с.

5. Павлов, И. С. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды [Текст]/ И. С. Павлов, и др. - 2-ое изд., доп. и переработ. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. - 213 с.

6. Формирование теоретико-методической системы профессионального обучения и адаптации мигрантов и беженцев в учреждениях довузовского профессионального образования[Текст]: практикоориентированная монография/ Под научн. ред. проф., д. п. н. М. В. Никитина, М.: Изд. ФИРО, 2008. - 347 с.

7. Формирование экономического механизм а автономного учреждения довузовского профессионального образования [Текст]: организационно-методические рекомендации /Под научн. ред. проф. М. В. Никитина. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.