УДК 37
Никитин Михаил Валентинович
Доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ развития профессионального образования Департамента образования города Москвы, [email protected], niki53@ bk.ru, Москва
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АУТСОРСИНГА АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Nikitin Mihail Valentinovich
Doctor of pedagodical science, professor, director of the scientifically-research institute development vocational education of the Moscow Department Education, [email protected], [email protected], Moscow
FORMATION OF MECHANISM EDUCATIONAL OUTSOURCING THERE ARE AUTONOMIC INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION Аутсорсинг как эффективная стратегия экономики знаний
В буквальном смысле аутсорсинг (от англ. - outsourcing) означает «использование внешних источников». Среди объективных причин перехода на аутсорсинг такие известные зарубежные фирмы, как Бенетон, Найк, Рибок и российские компании ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ООО «Дарья» называют следующие: а) достижение конкурентных преимуществ за счет сокращения затрат на вспомогательный персонал, а это самая большая статья расходов в деятельности высокотехнологичных, особенно информационных компаний; б) сокращение своего времени, финансовых затрат на собственные маркетинговые и рекламные исследования и акции за счет передачи заказов в специализированные агентства; в) сосредоточение высококвалифицированного персонала на ключевых вопросах бизнеса -управления финансовыми потоками, торговыми марками и инновациями. Модель аутсорсинга позволяет делегировать выполнение ряда обеспечивающих функций сторонним организациям (аутсорсерам), которые в отличие от подрядчика могут использовать, как ресурсы заказчика, так и собственные. Аутсорсеры, как организационно независимые поставщики, постоянно воспроизводят конкурентные отношения по времени, товарам, ресурсам и функциям, что позволяет обеспечивать качество продуктов и услуг. Бизнес меняет фокус своего внимания. Концентрация на оптимизации внутренних процессов уступает место построению эффективных каналов взаимодействия с заказчиками, поставщиками и другими контрагентами предприятия. Проектируются три вектора интеграции организации в бизнес-пространстве:
- монополия, когда организация стремится самостоятельно выполнять максимальное количество функций;
- интеграция аутсорсингового типа, когда бизнес-структура ориентирована на рациональную передачу функций партнерам при сохранении за собой только тех функций, выполняя которые, она реализует свои главные конкурентные преимущества;
- интеграция виртуального типа - сетевые организации.
Формирование аутсорсинговых фирм в обществе и экономике, основанной на знаниях, предполагает стратегию автономных учреждений НПО на освоение новых ценностных ориентаций, связанных с формированием культуры интеллектуального предпринимательства. Оно, по нашему мнению, не связано только с получением финансовой прибыли. Определим интеллектуальное предпринимательство как способность применять, полученные в образовательном учреждении СПО компетенции и квалификации, для поиска простых решений актуальных социальных и экономических задач. Где и как учить интеллектуальному предпринимательству? К сожалению, традиционная система начального и среднего профессионального образования плохо приспособлена для освоения этой культуры, что требует включения элементов аутсорсинга в различные виды образовательной деятельности на примере АУ СПО.
Специфика образовательного аутсорсинга
Введение новых понятий («образовательный аутсорсинг автономного учреждения», «конкурентоспособность автономного учреждения», «интеллектуальное предпринимательство автономного учреждения» и др.) есть доказательство существенного продвижения теории конкурентоспособности (М. Портер, Г. Хамел, К. К. Прахалад, А. Ю. Юданов, Р. А. Фатхутдинов и др.) и экономики, основанной на знаниях (С. А. Дятлов, В. Л. Иноземцев, В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. Б. 3. Мильнер, Г. Про-бет, Н. Крмар, Й. Рехойзер, И. Нонака, X. Такеучи, У. Букович, Р. Уильямс, Л. Эдвинссон и др.). Концепция управления знаниями предполагает изменение взглядов руководителей и персонала на источники конкурентоспособности. Потенциал стоимости бизнеса смещается от материальных активов компаний в сторону невещественных, интеллектуальных, неосязаемых источников конкурентоспособности: управленческих инноваций, мотиваций персонала, организационных знаний. Доказательством такого смещения являются данные о том, что в экономике знания лишь 50% событий поддается прогнозированию, а 50% - неопределенность, которая мотивирует руководителей и персонал находиться в постоянном поиске инноваций для достижения конкурентоспособности. Достаточно сказать, что в развитых странах динамика удвоения знаний осуществляется каждые 72 часа, что заставляет серьезно пересмотреть нормативы, например, на повышение квалификации и переподготовку персонала. Если персонал российских предприятий проходит переподготовку и повышение квалификации не более 5% в год, то в развитых странах 55% работоспособного населения ежегодно повышают свою квалификацию или проходят переподготовку. Управленческие инновации (а образовательный аутсорсинг является такой инновацией)
позволяют разрабатывать механизмы конвертации знаний в доходы организации и каждого сотрудника. Обмен знаниями с партнерами, заказчиками, исследовательскими научными организациями может создать сетевое сообщество образования с бизнес-структурами, которое позволит расширить границы инновационных процессов, откроет доступ к новым знаниям и позволит привлечь в сектор профессионального образования материальные и интеллектуальные ресурсы. Как показывает наш анализ теоретических положений, аутсорсинг, как организационный механизм обмена формальными и неформальными знаниями между коммерческими структурами и автономными образовательными учреждениями, обеспечивает достижение следующих результатов:
а) понижает бюрократизацию управления, сокращает количество уровней управления;
б) способствует командной работе сотрудников;
в) выявляет лидеров, готовых взять на себя ответственность за риск;
г) интенсифицирует внутреннюю и внешнюю конкуренцию;
д) создает партнерские структуры управления на основе диверсификации функций и ресурсов;
е) преобразовывает формальные знания в прикладные компетенции (квалификации);
ж) обеспечивает прозрачность перетекания инновационных потоков между организациями.
Как было показано выше, на мировом и российском рынке труда эффективным механизмом обеспечения конкурентоспособности признан аутсорсинг. Для формирования адекватной реакции системы профессионального образования на потребности экономики, основанной на знаниях, целесообразно разрабатывать сопряженные (партнерские) механизмы обеспечения качества и конкурентоспособности. По мнению ряда российских исследований (А. Н. Лейбович, Ю. Б. Рубин, Т. В. Юрьева, С. В. Шишкин,
Н. Н. Петров, В. М. Гаськов, Т. Л. Клячко и др.) механизмом усиления связи с миром труда может стать образовательный аутсорсинг.
Необходимо готовить выпускников АУ СПО не только к роли соискателей, но и создателей рабочих мест, когда воспитание предпринимательства воспринимается как реальная профессиональная перспектива. На этой основе возможно возникновение противоречия между традиционными функциями образовательного учреждения реализующего общественнозначимые потребности и автономного учреждения, которое должно быть ориентировано на реальные рыночные отношения. Поиск баланса между этими функциями позволяет сделать выбор в пользу образовательного аутсорсинга.
Объектами интересов аутсорсеров становится весьма значительная часть функций, которые ранее выполнялись либо самими образовательными учреждениями, либо другими структурами, по находящимися внутри образовательной сферы. В настоящее время Министерство образования
и науки РФ разрабатывает большой пакет законопроектов и экономических механизмов по делегированию управленческих полномочий внешним структурам (аутсорсерам). Складываются следующие стратегические направления образовательного аутсорсинга (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Стратегические направления образовательного аутсорсинга АУ СПО
Функции Субъект аутсорсинга Полномочия
1. Участие в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования Отраслевые ассоциации работодателей [Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промыш-ленная палата (ТПП)] Согласование изменений государственных образовательных стандартов профессионального образования (ГОС ПО)
2. Участие в прогнозировании, мониторинге рынков труда, формировании перечней подготовки специалистов Региональные отделения отраслевых ассоциаций, союзов работодателей Формирование регионального кадрового заказа, создание эндаумент-фонда, стажировка на рабочих местах
3. Разработка процедур оценивания итогового качества подготовки специалистов в УПО, в т. ч. финансовый аудит Отраслевые ассоциации работодателей, аудиторские фирмы Общественно-профессиональная аттестация на уровне квалификации, выдача своего документа
4. Формирование общественного мнения о качестве образования и воспитания Попечительские, ветеранские организации, рейтинговые агентства Влияние на СМИ, общественно-профессиональное рейтингование УПО и профессий
5. Участие в разработке и реализации социально-воспитательных проектов Родительские общественные объединения, ассоциации выпускников УПО Формирование имиджа образовательного учреждения
6. Участие в разработке целевых программ обучения инвалидов, (инклюзивное, неформальное обучение) Органы социального обеспечения, Ассоциации инвалидов Софинансирование и трудоустройство инвалидов, в т. ч., создание рабочих мест в УПО
7. Участие в разработке программ развития образовательных организаций, в т. ч., подготовка лидеров Студенческие, профсоюзные, спортивные и др. некоммерческие организации Творческие проекты, конкурсы, соревнования
8. Разработка программ экспериментальной деятельности Научные учреждения, аспирантура, Диссертационный совет Научное сопровождение исследовательской и экспериментальной деятельности УСПО
Организационная модель образовательного аутсорсинга АУ СПО: функции, структуры, риски
Слово «организация» происходит от латинского о^апІБо - «делать сообща», «сообщаю стройный вид». С точки зрения менеджмента образова-244
тельная организация должна обладать следующими признаками: а) относительной самостоятельностью; б) множеством составляющих ее элементов;
в) единством главной цели для всех элементов; г) наличием связи между элементами; д) наличием организационной структуры и иерархичности; е) наличием механизма управления этими элементами и организацией, в целом.
Относительная самостоятельность автономных УСПО и отрасли, в целом, определяется ее специализацией на предоставлении услуг по профессиональному образованию и обучению в соответствии с ФГОС и международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ) (18СО-88). В МСКЗ (18СО-88) применяются четыре уровня квалификации, на обеспечение которых ориентируется профессиональное образование:
первый уровень - неквалифицированные работники всех видов трудовой деятельности;
второй уровень - квалифицированные рабочие, квалифицированные работники сферы обслуживания;
третий уровень - высококвалифицированные, дипломированные рабочие и специалисты;
четвертый уровень - дипломированные специалисты-профессионалы. Ни одно УСПО не имеет возможности самостоятельно, без участия биз-нес-сообщества, дать обучающимся качественные квалификации и компетенции в рамках основной программы. Более того, интеграция внутри одного УПО традиционных образовательных программ с различными центрами дополнительного профессионального образования, центрами по трудоустройству, маркетинговыми организациями и т. п. проводит к появлению серьезных финансовых, юридических, кадровых, психологических и др. проблем. Например, деятельность структурного подразделения УПО по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) требует оперативного решения финансовых вопросов и прохождение платежей, в тоже время, неразделенность финансовых счетов внутри УПО и задержка прохождения счетов органами Федерального казначейства, приводит к потерям уже заработанных средств.
Организационная модель образовательного аутсорсинга должна обеспечивать координацию как между государственными органами управления образования и образовательными учреждениями (УПО, так и между УПО и региональными рынками квалификаций (компетенций).
Под организационной моделью аутсорсинга мы понимаем проектирование организационных структур на основе диверсификации функций между сферой профессионального образования и общественными институтами. Логика проектирования представляется следующей: задача -> функция -» огрструктура -» ресурсы -» результат. Эволюция организационных структур профессионального образования от базовой линейной к сетевой идет по спирали. При этом, главными координационными механизмами считаются контроль и взаимное согласование функций. В большинстве случаев получается своеобразный гибрид из основных форм организационных структур (рисунок).
Оргструктура Механизмы взаимодействия р> Образовательный аутсорсинг
1. линейная => прямой контроль Перераспределение функций и делегирование полномочий общественным институтам: • ассоциациям работодателей • образовательным организациям • профессиональным сообществам • армии • домохозяйствам (семье) • церкви. СМИ • научным организациям
2. линейнофункциональная разделение функций
3. дивизиональная => взаимное согласование
4. матричная, проектная => нормативное регулирование
5. сетевая конкретно-договорные
Типология организационных структур образовательного аутсорсинга
Важным показателем перехода к образовательному аутсорсингу может стать «договорная децентрализация» - передача полномочий по выполнению ряда функций от государственных органов управления и образовательных организаций к независимым организациям (общественным институтам) на договорной основе. Например, реализация экономического механизма нормативного бюджетного подушевого финансирования образовательных программ общего, начального и среднего профессионального образования будет стимулировать подписание договоров с различными общественными институтами (родителями, работодателями, институтами повышения квалификации и т. п.) на финансирование целевых проектов (например, по трудоустройству, гражданскому воспитанию и т. п.). Норматив бюджетного финансирования всегда минимальный, а требования общественных институтов всегда максимальны, что постоянно воспроизводит противоречие, которое снижается на основе образовательного аутсорсинга.
Рассмотрим основные организационные модели образовательного аутсорсинга в системе среднего профессионального образования.
Первая модель - это структурное подразделение АУ СПО (например, по повышению квалификации), которое пользуется помещениями, образовательной лицензией, и имеет субсчет в составе финансового счета АУ СПО. Оно самостоятельно организует учебный процесс, свободно в выборе программ, преподавателей, имеет своего руководителя и живет на проценты от дохода в соответствии с положением о хозрасчетной деятельности. Компонентами образовательного аутсорсинга в этой модели являются:
а) обособление одной из образовательных функций; б) проектирование организационной структуры управления; в) разработка и реализация инновационных программ и технологий; г) стимулирование конкурентных отношений между преподавателями на основе анкетирования слушателей.
Вторая модель - создание образовательной инфраструктуры на основе горизонтальной кооперации между автономным учреждением СПО и отраслевыми предприятиями. Субъекты инфраструктуры создаются на базе У ПО, так и на базе отраслевого предприятия. К ним относятся: а) отдельные рабочие места (посты); б) мастерские, лаборатории, полигоны, фили-
алы, учебные хозяйства; в) учебные фирмы, бизнес-инкубаторы. Правовой основой отношений между сторонами становится договор (возмездного оказания услуг, безвозмездного пользования имуществом и т. п.).
Компонентами образовательного аутсорсинга в этой модели являются:
1. Повышение качества профессионального обучения за счет его адаптации к потребностям рынка квалификации (компетенций) и предоставления мест для практик.
2. Стимулирование мобильности студентов и преподавателей по инфраструктурным подразделениям для совершенствования квалификации.
3. Усиление вклада профессионального образования в социально-экономическое и культурное развитие региона.
4. Снижение барьеров между формальным, неформальным и спонтанным образованием.
5. Сокращение сроков обучения и экономия финансовых затрат при кооперации ресурсов.
Третья модель - соучредительство новых юридических лиц, например, различных Центров. Такие центры будут иметь собственную лицензию на образовательную деятельность, штатное расписание, самостоятельный расчетный счет. Институализация новых моделей и механизмов управления профессиональным образованием с участием общественных институтов предполагает экспериментальную апробацию следующих моделей соучредительства (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Специализация соучредительства АУ СПО с внешними аутсорсерами
№ п/п Название модели Предметы учредительства Категория учредителей
1 2 3 4
1. Аграрно- ориентирован- ная модель - сельский межмуниципальный ресурсный центр по подготовке молодых фермеров; - ассоциация фермерских хозяйств; - администрация муниципального образования
2. Промышленно- ориентирован- ная модель - учебное предприятие (фирма), венчурная лаборатория, мастерская по подготовке отраслевых специалистов; -ТПП; акционерное общество
3. Инклюзивная модель - центр профессионального обучения инвалидов, лиц имеющих ограниченные возможности здоровья и предоставляющий комплекс образовательно-реабилитационных услуг. Центр ведет подготовку по системе дополнительных квалификаций инвалидов (эколог-маркетолог; страховой агент-оператор ЭВМ и т. п.). - служба социального обеспечения; - комитет физической культуры и спорта; благотворительный фонд поддержки образования и здравоохранения
Окончание таблицы
1 2 3 4
4. Интернациональная модель - центр национальных ремесел и искусств на базе педагогического колледжа на основе диалога культур - союз ремесленников; - ассоциация национальных меньшинств; - совместные предприятия
5. Сетевая модель - образовательный комплекс, объединяющий группу разноуровневых образовательных учреждений (общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования), систему внутрифирменного обучения для отраслевой группы предприятий - администрация города; - администрация муниципального образования; - акционерное общество; -тренинговая компания
6. Сержантская модель - отделение (сержантская кафедра) по подготовке младших командиров (ефрейтор, мл. сержант, сержант) на базе крупных региональных колледжей. Реализуется принцип согласования гражданской и воинской специальностей, что позволит рассматривать (с 2008 г.) службу в армии как форму стажировки по профессии - служба занятости; - горвоенкомат; - ассоциация воинов-аф-ганцев; - ДОСААФ;
7. Модель учебного округа - региональный учебный округ при региональном университете в форме «ассоциации» с участием разноуровневых образовательных учреждений и государственных унитарных предприятий, выпускающих учебно-технологическое оборудование для системы образования - государственное унитарное предприятие (ГУП); -ВУЗ; -ТПП; - ассоциация малого и среднего бизнеса
8. Модель государственной кадровой корпорации - инфраструктура, включающая бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, студенческие научные общества, службу кадрового резерва, профсоюз и др. Наличие инфраструктурных звеньев между НПО/ СПО и бизнес-сообществом позволит повысить качество управления -ТПП; - РСПП; - орган управления образованием
Рассмотрим формирование механизма образовательного аутсорсинга на примере создания сержантской кафедры в АУ СПО.
Сержантская кафедра АУ СПО как пример образовательного аутсорсинга
Стало совершенно очевидным, что характер традиционных взаимоотношений между У СПО и военкоматами по призыву выпускников в российскую армию исчерпал потенциал неинновационного развития. Центральной
является проблема неадекватной кооперации сферы среднего профессионального образования, где ведется подготовка специалистов по гражданским специальностям, и высокотехнологичными военными подразделениями российской армии. Данные подразделения следует признать внешними аутсорсерами, которые выступают традиционными заказчиками и стратегическими партнерами системы СПО. Инновационная сущность этой кооперации в сращивании двух логик - логики компетентностно-ориентиро-ванного профессионального образования и логики оптимального использования квалификационного потенциала выпускников У СПО в высокотехнологичных военных подразделениях российской армии. На основе этого подхода необходимо рассматривать годичную службу в российской армии как период профессиональной стажировки специалиста на новом рабочем месте по полученной гражданской специальности.
В связи с переходом на годичный срок военной службы и контрактнопрофессиональный принцип комплектования воинских частей существенно сокращены временные возможности учебных подразделений по подготовке младших командиров. Подчеркнем, что все выступления руководителей Министерства обороны РФ подтверждали особую важность военной и моральной подготовки именно сержантского состава. В полном объеме за шесть месяцев обучения (при годичном сроке службы) подготовить таких сержантов, по мнению известных специалистов, не представляется возможным.
Сержантская кафедра - структурное подразделение АУ СПО, действующее на основании положения и обеспечивающая следующие целевые функции:
а) согласование гражданской и военно-учетных специальностей с привлечением ресурсов образовательных, научных и военных организаций;
б) мотивация студентов к военной службе на условиях соблюдения взаимных обязательств: «высокое качество обучения - быстрое продвижение по военной службе»;
г) самостоятельное освоение студентами в период обучения в У СПО дополнительных компетенций и квалификаций с привлечением ресурсов ДОСААФ, участия в военных сборах и спортивно-патриотических объединениях;
д) поддержание коммуникаций с выпускниками У СПО, проходящими службу по призыву, создание банка данных;
е) разработка индивидуальной программы повышения квалификации и профессиональной реабилитации демобилизованных военнослужащих на базе АУ СПО, в т. ч., разработка схемы софинансирования обучения и трудоустройства.
Библиографический список
1. Волохин, А. В. Региональная модель среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства [Текст]: автореф. дис. ... канд. пд наук. / А. В. Волохин. - М.: Изд. НИИРПО, 2010. - 28 с.
2. Никитин, М. В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования [Текст]/ М. В. Никитин. - М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2004.
3. Новиков, Д. А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами [Текст]/ Д. А. Новиков, Н. П. Глотова. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.
4. Мальцев, В. А. Методологические основы нравственного воспитания в довузовском профессиональном образовании. Курс лекций [Текст]: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования. / В. А. Мальцев. /Под науч. ред. д.п.н., проф. М. В. Никитина. - М.: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования г. Москвы, 2010. - 355 с.
5. Павлов, И. С. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды [Текст]/ И. С. Павлов, и др. - 2-ое изд., доп. и переработ. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. - 213 с.
6. Формирование теоретико-методической системы профессионального обучения и адаптации мигрантов и беженцев в учреждениях довузовского профессионального образования[Текст]: практикоориентированная монография/ Под научн. ред. проф., д. п. н. М. В. Никитина, М.: Изд. ФИРО, 2008. - 347 с.
7. Формирование экономического механизм а автономного учреждения довузовского профессионального образования [Текст]: организационно-методические рекомендации /Под научн. ред. проф. М. В. Никитина. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 260 с.