Научная статья на тему 'Автономные учреждения СПО: задачи, механизмы, подходы'

Автономные учреждения СПО: задачи, механизмы, подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

Бюджетное финансирование автономных колледжей необходимо ориентировать на результат для всех участников образовательного процесса: государства, родителей, студентов, педагогического персонала колледжа, работодателей, социума, в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автономные учреждения СПО: задачи, механизмы, подходы»

2. Батышев, А. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. [Текст]/ А. С. Батышев. - М., 2003.

3. Бусыгина, А. Л. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса ВУЗа.[Текст]/

A. Л. Бусыгина. - СПб., 1994.

4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, активная лексика. [Текст]/ С. М. Вишнякова. - М., 1999.

5. Гильманов, С. А. Творческая индивидуальность учителя. [Текст]/ С. А. Гильманов. - Тюмень, 1995.

6. Липман, О. Психология профессий. [Текст]/ О. Липман. - М., 1993.

7. Пенкрат, Л. В. Мотивы выбора профессии: Книга для учителя. [Текст]/ Л. В. Пенкрат, - Минск,1990.

8. Сергеева, В. В. Управление образовательными системами. [Текст]/

B. В Сергеева. - М., 2000.

9. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. [Текст]/ В. В Сергеева - Волгоград, 1994.

Ю.Хозяинов, Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. [Текст]/ Г. И. Хозяинов. - М., 1988.

УДК 371

Никитин Михаил Валентинович

Доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ развитая профессионального образования Департамента образования г. Москвы, niirpo@mail.ru, niki53@bk.ru, Москва

АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО:

ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМЫ, ПОДХОДЫ

Nikitin Mihail Valentinovich

Doctor of pedagodical science, professor, director of the scientifically-research institute development vocational education of the Moscow Department Education, niirpo@mail.ru, niki53@bk.ru, Moscow

AUTONOMOUS INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION (SPE): THE PURPOSES, MECHANISMS, APPROACHES

Сначала об основных понятиях.

Автономное учреждение СПО - одна из форм государственной образовательной некоммерческой организации (техникум, колледж) реализующей программы довузовского профессионального образования. Отличительный признак АУ СПО - преимущественно горизонтальная интеграция имеющихся ресурсов и проектирование многоотраслевых образовательно-социальных комплексов с участием базовых групп социальных партнеров.

Государственное задание - перечень количественных (объем) и качественных показателей подготовки студентов бюджетных групп по специальностям СПО, порядок его выполнения, включая регламент публичной отчетности. Реализация государственного задания осуществляется на основе норматива бюджетного подушевого финансирования и целевой субсидии на выполнение социальной функции, уплату налогов и содержания государственного имущественного комплекса.

Дополнительные образовательные услуги автономного учреждения - это перечень образовательных программ и способ удовлетворения образовательных потребностей базовых групп: физических лиц (1 группа); субъектов экономической деятельности (2 группа); государства (3 группа). На этой основе нами прогнозируется существенное увеличение количества дополнительных образовательных программ для каждой группы.

Казенное учреждение - государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы в соответствии с классификацией расходов по лимитам бюджетных обязательств. Любые средства, полученные казенными учреждениями, от приносящей доход деятельности, которую они могут осуществлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами, поступают в соответствующий бюджет региональной системы РФ. Казенное учреждение создается, в основном, на базе военных организаций, следственных изоляторов, учреждений ГУИН, психиатрических больниц, режимных и спецучреждений.

Актуальность принятия закона

30 декабря 2009 г. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положении я государственных (муниципальных) учреждений». 23 апреля он был принят Государственной Думой, 28 апреля одобрен Советом Федерации и 8 мая 2010 года подписан президентом РФ Д. Медведевым (83-Ф3). Принятие закона, как завил президент, «... направлено на борьбу с коррупцией и наведение порядка в бюджетной сфере. Задача Министерств заключается в том, чтобы уменьшить количество «серых» зон в этой сфере. Реформа бюджетных учреждений не сделает среднее образование платным» (06.05.2010 г.). Главный экономический смысл закона - сокращение внутренних издержек, ликвидация посреднических структур между государственным заказчиком (органом управления профессиональным образованием) и получателем бюджетного финансирования, привлечение внебюджетных источников дохода, внедрение принципа «бюджетирования, ориентированного на результат». «Никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не

может. Более того, у нас по объему финансирования бюджетное образование на всех уровнях: ка уровне школы и на уровне профессионального образования очень существенно выросло», - прокомментировал министр образования и науки А. Фурсенко, эти настроения. Так, в 2004 г. государство выделяло из бюджета на одного студента в среднем 21 тысячу рублей. Сегодня, по словам А. Фурсенко. эта сумма увеличилась до 80 тысяч рублей. Он напомнил, что в прошлом году консолидированный бюджет образования составил 1,6 триллиона рублей. С 2004 г., по его словам, бюджет вырос в три раза. Средняя зарплата учителя в 2000 году составляла 1,28 тысячи рублей, в 2004 г. около шести тысяч рублей, в 2009 г. - 11,6 тысячи рублей.

Закон определяет, что на бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений. Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений.

Формирование условий конкурентоспособности У СПО

Как показал проведенный анализ, закон создает условия, существенно усиливающие конкуренцию бюджетных учреждений профессионального образования за: а) получение субсидий от государства на госзадание при условии соблюдения требований качества; б) получение финансирования из других источников при обучении профессиям, востребованным на рынке труда; в) выполнение социально-культурных функций, в том числе, социализацию лиц, с ограниченными возможностями здоровья, молодых трудовых мигрантов из стран СНГ; г) реализацию целевых программ подготовки кадров рабочих и специалистов для инновационной экономики, в том числе, для малого и среднего бизнеса. Принцип конкурентоспособности должен существенно сократить возможность бюджетного финансирования однопрофильных образовательных программ в учреждениях СПО, не отвечающих требованиям качества. В первую очередь в тех из них, которые не занимаются вопросами энерго- и ресурсосбережения. Правовыми нормами закона и структурой ФГОС третьего поколения закладывается экономический механизм участия работодателей в финансировании согласованных требований к уровню квалификации выпускников У СПО. Речь идет о необходимости соблюдения 50% часов в структуре ФГОС, которые отводятся на перечень дисциплин и форм обучения, востребованных заказчиком. В этот объем работодатель (заказчик кадров) может заложить и оплатить весь перечень компетенций и квалификаций, который востребован на конкретном производстве. Вплоть до воспитания этических норм профессиональной деятельности и ценностей корпоративной культуры. Тем самым, государством предлагается адекватный правовой и организационный инструмент долевого финансирования и организации учебного процесса с участием всех заинтересованных субъектов. Подчеркнем, что это не значит, что только один субъект будет платить больше. Данная норма предполагает, что тот,

кто заинтересован в получении 5-6 квалификационного разряда, либо дополнительной специальности, тот за это и будет платить. Определение размеров долевого финансирования - это не только предмет партнерства, но и результат социального диалога.

Подчеркнем, что, с экономической точки зрения, все профессиональное образование, было, есть и будет только платным. Бесплатного образования не было и не будет. Проблема заключается не в платности или бесплатности, а в том: кто платит, сколько платит, за что платит. Бюджетное финансирование обучения студента колледжа не значит, что оно «бесплатное». Но оно должно быть достаточным и прозрачным для всех участников этого процесса: родителей, студентов, педагогического персонала колледжа, работодателей, социума, в целом.

АУ СПО как горизонтально-интегрированные комплексы

В целях повышения качества и конкурентоспособности образовательная сеть разрозненных учреждений СПО вынуждены концентрировать и интегрировать все виды ресурсов, что закономерно приводит к формированию горизонтально-интегрированных образовательных комплексов с участием научных структур и ассоциаций работодателей.

Отличительная особенность горизонтальной интеграции таких комплексов в создании рабочих мест для выпускников колледжей на конкретной территории (сельский район, поселок, муниципальное образование, город). Таким образом, для получения профессионального образования и работы по специальности не надо уезжать за пределы своей территории. Подчеркнем, что при реализации данного подхода и налоги концентрируются в конкретном бюджете.

Как показало наше исследование, целевая инновационная миссия АУ СПО - это воспитание этических норм и деловой культуры российского предпринимательства на основе освоения ключевых компетенций. Порядочная репутация молодого российского предпринимателя - дороже прибыли, ибо, это конкурентное преимущество. Мотивация выпускника к реализации авторского предпринимательского проекта на основе открытия своего дела есть инновационный приоритет автономного учреждения СПО.

Департамент образования города Москвы и НИИ РПО планируют развернуть инновационный проект по реализации программ прикладного (технического) бакалавриата на базе АУ. Изучение практики Болонского и Копенгагенского процессов убеждают нас в необходимости научного поиска многомодельных решений-. Ведь за рубежом неуниверситетский сектор, где реализуются программы прикладного бакалавриата, - это крупные многофункциональные колледжи. Такой опыт доказал свою эффективность в Нидерландах, Бельгии, Германии, Швеции, Норвегии, Ирландии, Греции, Португалии, Дании, Финляндии. Предназначение таких программ - в развитии интеллектуального предпринимательства выпускников колледжей на основе полученного профессионального образования. Бакалавр - это не формат государственного диплома, а ценностная ориентация как основание профессиональной карьеры.

Как показывает наш анализ, колледжи в организационно-правовой форме автономных учреждений должны стать такими образовательными комплексами, включающими учреждения общего, коррекционного, негосударственного и дополнительного образования.. Процесс укрупнения колледжей ведется в г. Москве с 2008 г. В системе среднего профессионального образования за 2009-2010 гг. проведено укрупнение колледжей и созданы 3 новых учреждения среднего профессионального образования. В настоящее время отраслевая принадлежность учреждений среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы распределяется следующим образом (таблица 1).

Таблица 1 - Отраслевая принадлежность учреждений среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы

Отраслевая принадлежность учреждений среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы Кол-во учреждений с контингентом (чел.) Кол-во учреждений по отрасли Доля на рынке образовательных услуг

<500 500 -1000 1000 -1500 >1500 Вновь создан- ные

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Наука и промышленная политика 7 6 6 3 - 22 28,2%

2. Городское строительство - 3 4 5 - 12 15,4%

3. Потребительский рынок и услуги 1 4 13 1 1 20 25,6%

4. Поддержка и развитие малого предпринимательства 1 4 1 1 1 8 10,3%

5. Транспорт и связь - - 2 4 - 6 7,7%

6. Туризм города Москвы, межрегиональные связи и национальная политика - 1 - - - 1 1,3%

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8

7. Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство - 2 1 - 1 4 5,1%

8. МЧС России по г. Москве - - 1 - - 1 1,3%

9. Социальная защита населения - 1 - - - 1 1,3%

10. Культура 2 1 - - - 3 3,8%

ИТОГО: 11 22 28 14 3 78 100%

Решение о переводе учреждения среднего профессионального образования в новую организационно-правовую форму требует аргументации механизма реструктуризации территориальной сети учреждений среднего профессионального образования. Проведенный анализ результатов экспериментальной деятельности в колледжах (2009-2010 гг.) в т. ч., победителей национального проекта «Образование» позволил определить условия конкурентоспособности, которые являются стратегически важными для перехода в новые организационно-правовые формы, как:

а) наличие инновационной инфраструктуры, спроектированной на основе механизма государственно-частного партнерства;

б) проектирование АУ СПО, как комплекса различной целевой направленности, куда включаются с потерей юридического лица другие, менее эффективные образовательные учреждения, в т. ч., негосударственные;

в) партнерство с научными организациями - есть фундаментальное ценностное основание для трансферта результатов исследований в практику, и механизм обратной связи для определения стоимостных параметров интеллектуальной собственности.

При принятии управленческого решения о переводе бюджетного учреждения среднего профессионального образования города Москвы в новую организационно-правовую форму необходимо провести мониторинг статистических данных деятельности образовательного учреждения и его ресурсной готовности к функционированию в новых условиях.

В связи с этим в НИИРПО разработаны показатели готовности учреждений среднего профессионального образования к переходу в новые организационно-правовые формы и установлено их соответствие с показателями государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования (Приказ Минобразования РФ от 01.10.2010 № 3249 в ред. от 27.12.2002 №4669).

Таблица 2 - Соответствие показателей готовности учреждений среднего профессионального образования к переходу в новые организационноправовые формы показателям государственной аккредитации

Показатели готовности учреждений среднего профессионального образования к переходу в новые организа-ционно-правовые формы Показатели государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования

Показатели, характеризующие статус образовательного учреждения

Отраслевая принадлежность образовательного учреждения Содержание подготовки, учебная и учеб-но-методическая работа

Отношение образовательных программ, востребованных у работодателей, к образовательным программам, популярным среди поступающих в колледж Качество подготовки (организация образовательного процесса, система управления и контроля качества в образовательном учреждении, востребованность выпускников)

Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным профессиональным образовательным программам Реализуемые профессиональные образовательные программы

Количество реализуемых программ профессиональной подготовки, в том числе дополнительных профессиональных образовательных программ

Наличие имущественного комплекса и материально-технического обеспечения профессиональных образовательных программ Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; Материально-техническое обеспечение образовательного процесса (наличие учебно-лабораторной базы, специализированных кабинетов, производственного оборудования и технических средств, наличие и оснащенность баз практики); Информатизация образовательного учреждения

Доля инженерно-педагогических работников возрастных категорий от 30 до 49 лет с квалификационными категориями, учеными степенями и званиями Качественный состав педагогических кадров

Показатели, характеризующие востребованность услуг и выпускаемых специалистов

Доля внебюджетного финансирования по оказываемым образовательным услугам Показатели финансовой устойчивости

Наличие конкурса на профессии и специальности образовательного учреждения в течение трех лет

Наличие предприятий - социальных партнеров (заказчиков кадров) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса (наличие и оснащенность баз практики, связь с предприятиями и организациями)

В результате проведенного анализа материалов, представленных в таблице 2, установлено, что совокупности показателей готовности учреждений среднего профессионального образования к переходу в новые организационно-правовые формы шире по сравнению с государственными аккреди-

тационными показателями. Это объясняется необходимостью осваивать новые образовательные программы, новые формы и технологии обучения, выходить на новые социальные группы обучаемых в связи с переходом в новые организационно-правовые формы.

Особенности бюджетного нормативного финансирования госзада-ния АУ СПО

Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не раскрывает и не регламентирует порядок формирования госзадания, методику его расчёта и объёмы финансового обеспечения. Субсидиарная ответственность государства сохраняется лишь в отношении казенных учреждений. Ни бюджетное, ни автономное образовательное учреждение не вправе отказаться от выполнения госзадания, однако при этом для бюджетных учреждений допускается уменьшение объёма субсидии в течение срока выполнения задания при соответствующей корректировке заказчиком этого задания (пункт 5 статьи 6 Закона), в сторону уменьшения.

Расчет объемов финансирования государственного задания на оказание образовательной услуги должен проводиться в соответствии с Методическими рекомендациями Минфина РФ, утвержденными Приказом № 105н от 22.10.2009 и с учетом рекомендаций, содержащихся в Письме Минфина РФ от 05.02.2010 № 02-05-10/383.

При этом должны учитываться кластерные группы, сформированные в зависимости от затрат на реализацию образовательных программ (высокозатратные, среднезатратные и низкозатратные). В рамках указанных кластерных групп возможна дальнейшая дифференциация затрат в зависимости от характера блоков учебного плана (общие гуманитарные и социально-экономические, математические и общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины).

Таким образом, предлагается наделить органы государственных власти субъектов Федерации гибким инструментом финансирования деятельности бюджетных учреждений, призванным повысить эффективность выполнения ими уставных задач. В случае сокращения задания объемов государственного задания новые бюджетные и автономные учреждения могут столкнуться с необходимостью изыскания дополнительных внебюджетных финансовых средств обеспечения своей деятельности путем оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления иной, приносящей доход деятельности, предусмотренной его учредительными документами. Проведенные научные исследования позволили определить структуру многоканального финансирования, перечень видов дополнительных образовательных услуг, калькулирование затрат на их реализацию с расчетной формулой (см. таблицу 4).

Таблица 3 - Ассортиментный перечень дополнительных образовательных услуг автономного учреждения среднего профессионального образования

1 группа МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

2 группа РЕПЕТИТОРСКИЕ УСЛУГИ

3 группа ЭКСТЕРНАТНЫЕ УСЛУГИ

4 группа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

5 группа ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ (ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ) УСЛУГИ

6 группа ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ) УСЛУГИ

7 группа УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

8 группа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

9 группа ИНФОРМАЦИОННО-СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ

10 группа БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ

Порядок определения платы за образовательные услуги, а также их перечень будут устанавливаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В настоящее время НИИРПО в соответствии с кластерным подходом разработаны экономические параметры государственного задания и методика расчета стоимости (себестоимости) образовательных услуг в рамках нормативно-подушевого финансирования, в основу которых положены нормативно-правовые акты РФ. Разработка осуществлялась на основе следующих нормативных документов:

1) Постановление правительство РФ от 29 декабря 2008 г. № 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями».

2) Письмо Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления».

3) Распоряжение Правительства РФ от 13.09.2007 г. № 1227-р «О перечне видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация - собственник целевого капитала».

Проведенный анализ позволил определить следующую базовую схему многоканального финансирования новых бюджетных и автономных учреждений СПО (см. таблицу 4).

Таблица 4 - Базовая схема многоканального финансирования автономных учреждений среднего профессионального образования

— государственное бюджетное задание учредителя на подготовку одного специалиста по нормативу стоимости обучения, включая оплату труда и учебные затраты — государственной бюджетное финансирование собственником содержания имущественного комплекса АУ, недвижимого и особо ценного движимого имущества, земли, в т. ч., уплаты налогов на имущество

— программно-целевое государственномуниципальное софинансирование развития АУ на основе проектов и грантов — внебюджетное договорное финансирование заказов на обучение и воспитание компетентных рабочих, специалистов, предпринимателей

— программно-целевое дополнительное финансирование от фонда целевого капитала (эндаумент-фонда) АУ — внебюджетные доходы от оказания образовательных и смежных услуг, в т. ч., от учебно-производственной профильной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— экономия всех ресурсов, как источник дополнительного финансирования АУ

Автономные учреждения СПО должны быть ориентированы преимущественно на подготовку практикоориентированных специалистов для инновационных сфер экономики и общества, в том числе, на реализацию московского проекта прикладного бакалавриата по заказу отраслевых работодателей. Они включаются в состав Наблюдательного совета АУ СПО и реализуют управленческие функции в полном объеме. Концентрация ресурсов на базе АУ СПО, как субъектов роста инноваций, способных в дальнейшем продуцировать системные сдвиги (spill over effects) является стратегически правильным политическим решением.

Бюджетное финансирование государственного задания в АУ СПО осуществляется без соблюдения норм ФЗ-94, а контрольные функции казначейства распространяются только на объем бюджетного финансирования. Группа учреждений СПО, которая потеряет статус юридического лица, должна включаться в качестве филиалов, в состав АУ СПО.

В соответствии с проведенной предварительной оценкой для сохранения структуры профессионального образования с учетом потребностей экономики города Москвы (показатель отраслевой принадлежности образовательного учреждения) НИИРПО рекомендует переводить в форму казенных учреждений только единичные монопрофильные учреждения среднего профессионального образования, ведущие подготовку по социально значимым профессиям и специальностям. В форму новых бюджетных учреждений рекомендуется перевести крупные учреждения, выполняющие подготовку по профессиям и специальностям, востребованным экономикой города (ориентированные на развитие городской инфраструктуры), а также учреждения среднего профессионального образования, обучающие лиц, нуждающихся в социальной защите.

В автономные учреждения среднего профессионального образования рекомендуется переводить (на первом этапе - 2010 г.) одно - пять учреждений, ориентированные на подготовку по профессиям и специальностям, 320

востребованных различными категориями граждан на рынке образовательных услуг.

Библиографический список

1. Волохин, А. В. Инновационная модель довузовского профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства.[Текст]: автореф. канд. дисс./ А. В. Волохин. - М.: изд. НИИРПО, 2010. - 29 с.

2. Никитин, М. В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования. [Текст]/ М. В. Никитин. - М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2004.

3. Новиков, Д. А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. [Текст]/ Д. А. Новиков, Н. П. Глотова. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.

4. Мальцев, В. А. Методологические основы нравственного воспитания в довузовском профессиональном образовании. Курс лекций[Текст]: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования. / В. А. Мальцев./ Под науч. ред. д.п.н., проф. М. В. Никитина. - М.: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования г. Москвы, 2010. - 355 с.

5. Павлов, И. С. и др. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. [Текст]/ И. С. Павлов. - 2-ое изд., доп. и переработ. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. - 213 с.

6. Формирование теоретико-методической системы профессионального обучения и адаптации мигрантов и беженцев в учреждениях довузовского профессионального образования [Текст]: Практикоориентированная монография под научной ред. проф., д.п.н. М. В. Никитина, М.: Изд. ФИРО, 2008.-347 с.

7. Формирование экономического механизм а автономного учреждения довузовского профессионального образования [Текст]: Организационно-методические рекомендации /Под научн. ред. проф. М. В. Никитина. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.