Научная статья на тему 'Профессиональное образование в России: проблемы развития'

Профессиональное образование в России: проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7206
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INITIAL PROFESSIONAL EDUCATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / BILL ON EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Евгений Викторович

Представлен анализ современных проблем подготовки кадров в Российской Федерации. Предложены пути и направления стабилизации и развития непрерывного профессионального образования, а также необходимые изменения в интегрированном Законе «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS OF DEVELOPMENT

The analysis of modern problems of a professional training of specialists in the Russian Federation is presented. Ways and directions of stabilization and development of continuous professional education, and also necessary changes in the integrated Education «Act of the Russian Federation» is proposed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в России: проблемы развития»

ОСНОВНАЯ ТЕМА

УДК 377.5

Профессиональное образование в России: проблемы развития

Представлен анализ современных проблем подготовки кадров в Российской Федерации. Предложены пути и направления стабилизации и развития непрерывного профессионального образования, а также необходимые изменения в интегрированном Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: проблемы подготовки кадров, непрерывное профессиональное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, Закон об образовании.

Система российского профессионального образования в последнее десятилетие находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации, основным стержнем которых является изменение структуры и обновление содержания образования, повышение качества управления им.

Только в последние годы вышла серия законов, связанных с системой образования, из которых следует выделить:

1) Закон о переходе на двухуровневую подготовку кадров (присоединение к Болонскому процессу);

2) Закон об автономности образовательных учреждений;

3) Закон об участии работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования;

4) Закон об изменении понятия и структуры Государственного образовательного стандарта;

5) Закон об обязательном общем среднем образовании;

6) Закон о Едином государственном экзамене;

7) Закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений;

8) президентская инициатива «Наша новая школа»;

9) Закон «Об образовании в Российской Федерации».

© Ткаченко Е.В., 2014

Е.В. Ткаченко

7

Профессиональное образование в России: проблемы развития

Каждый из этих законов, имея определенный позитивный потенциал, принят, однако все-таки без достаточной научной проработки и прогнозных оценок их последствий. В этом случае многое зависит от того, в чьих руках находятся эти законы, кто и как их реализует, и в этом особенно ярко просматривается роль регионов (достаточно сослаться хотя бы на реализацию ЕГЭ).

Таким образом, профессиональное образование в последние 10 лет находится в состоянии неопределенности в законодательном плане, в нормативно-правовом обеспечении, в концептуально-стратегическом обеспечении направлений развития. К сожалению, в настоящее время понятие «развитие» трудно применить к основному числу учреждений профессионального образования и к кадрам, занятым подготовкой рабочих и специалистов.

Назовем некоторые проблемы, которые сопровождают реализацию названных законов.

1. Сокращение трудоспособного населения, острая конкуренция в сфере образования, увеличение платного профобразования — все это вступило в противоречие с возрастающим спросом рынка труда на качественную рабочую силу, особенно на высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (рабочих высокой квалификации осталось менее 5%, в то время как в развитых странах — 45—70%). Дефицит высококвалифицированных кадров сегодня — основная проблема российской экономики.

2. Деформация структуры подготовки кадров. Подготовка специалистов по уровням НПО—СПО—ВПО ведется в соотношении 1:1:1, в то время как рабочих требуется в 5 раз больше.

3. Развитие профессионального образования сдерживается рядом трудностей:

— отсутствие обоснованного прогноза кадровой потребности, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, следствием этого является неопределенность и деформированность структуры подготовки кадров;

— неустойчивость положения образовательных учреждений НПО и СПО, сформировавшихся исходя из отраслевых потребностей экономики под деятельность конкретных предприятий, ныне находящихся в упадке;

— разрушение традиционных связей образовательных учреждений с производством, старение их учебно-лабораторной базы, затруднение подбора баз для производственной практики обучающихся;

— отсутствие пополнения кадрового потенциала учреждений профессионального образования руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве.

4. Значительное снижение кадрового потенциала на всех уровнях профессионального образования страны, особенно на уровне начального

8

Профессиональное образование в России: проблемы развития

профессионального, где произошло фактически кадровое обескровливание.

Совершенно очевидно, что кадровый дефицит отечественной экономики может быть восполнен только при условии развития всех уровней профессионального образования. Это возможно лишь в условиях активного сотрудничества государства и бизнеса.

5. Снижение научного потенциала, вызванное распадом научных школ в стране: из науки ушло практически два поколения ученых. Отсюда проблема смены научных кадров, а значит, и проблема системного научного обеспечения развития образования и общества.

6. Неверная установка в государстве и обществе на отношение к образованию как к услуге, вторичной в сравнении с экономикой.

7. Позиция высшего образования, которое, играя роль «пылесоса» в финансировании, в значительной степени готовит специалистов фактически в никуда, не заботясь об их востребованности. Все это — в ущерб другим уровням образования, прежде всего системе подготовки рабочих кадров.

Бюджетное финансирование в основном вузовского образования ведет не только к диспропорциям в структуре подготовки востребованных кадров, но и к нерациональным расходам бюджетных средств.

8. Не всегда последовательные, «маятниковые» решения в управлении образованием, ведущие к дестабилизации образовательного пространства (например, сначала бессистемное увеличение количества филиалов и представительств вузов, затем не менее бессистемное их сокращение).

9. Продолжающееся расшатывание сложившейся системы непрерывного профессионального образования страны — вопреки позиции Союза ректоров России, Президиума РАО, ЦК профсоюза работников образования и науки, Академии профессионального образования и других профессиональных организаций и сообществ России.

10. Снижение расходов на образование в ближайшие годы. В 2011 году на образование, здравоохранение, спорт было выделено 1,2 трлн рублей, а в 2014 году — 1 трлн (АиФ. 2011. № 30). Соответственно, на образование — 570 млрд и 490 млрд рублей (Ведомости. 2011. 11 сент.). И это в то время, когда новые образовательные стандарты требуют значительного увеличения финансирования на обеспечение методических, материально-технических условий реализации стандартов, на массовую переквалификацию инженерно-педагогических кадров страны и обновление подготовки новых кадров, соответствующих требованиям изменяющейся экономики Российской Федерации.

Своим путем идет Москва, которая остается практически единственным регионом России, где уже с января 2006 года проведена полная содержательная и организационная интеграция учреждений НПО и СПО, создана сеть профессиональных колледжей. Практика их интеграции в ряде

9

Профессиональное образование в России: проблемы развития

регионов (в регионах эти процессы идут точечно) также показала: единственный вид учреждения профессионального образования — колледж, сохранивший уровень начального профессионального образования, — становится многоуровневым, многофункциональным, реализующим разные программы профессионального образования, в том числе программы обучения в течение всей жизни. Отдельные колледжи готовы к проведению эксперимента по реализации программ бакалавриата.

Следует отметить недостаточность работ в части системного взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями и бизнесом. Интеграция содержания профессионального образования и ориентация на работодателя означает необходимость обновления целей, задач и содержания профессионального образования. В основе этого — взаимодействие учреждений профобразования с предприятиями и бизнесом. В основе этого — и новые технологии образования. Например, приоритетными направлениями организации государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования можно назвать:

— включение работодателей в разработку профессиональных и образовательных стандартов;

— организацию посреднических структур между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию профессионального образования;

— участие работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий;

— привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу.

Таким образом, стратегические направления развития содержания профессионального образования в России связаны, во-первых, с переходом на профессиональные образовательные стандарты, а на их основе — на новое поколение образовательных стандартов и, во-вторых, на подготовку кадров не только по уровням образования, но и по модульным программам, создаваемым на компетентностной основе.

Особенно важным представляется взаимодействие работодателей и учреждений профессионального образования в части разработки нового поколения стандартов. А на основе стандартов — создание рабочих учебных планов и рабочих программ, во взаимодействии учреждений профобразования и бизнес-структур. Однако все это пока идет с большим трудом.

В ближайшие годы в системе профессионального образования России предстоит отход от подготовки кадров по уровням образования как единственной, привычной нам формы работы. Грядет неизбежный переход и на обучение по программам подготовки, и по квалификационным уровням.

В этом случае учреждения профессионального образования — прежде всего колледжи, сохранившие уровень НПО, — могут стать перспективны-

10

Профессиональное образование в России: проблемы развития

ми ресурсными центрами не только развития профобразования, но и подготовки и переподготовки кадров по программам обучения.

Ибо здесь — перспективы перехода на гибкое, динамичное, мобильное обучение любого контингента независимо от квалификации, образования, возраста обучаемых в рамках новой системы подготовки по модульным программам. В таких возможностях заинтересованы не только обучаемые, но и прежде всего бизнес-структуры, работодатели. За этим — большое будущее для всей страны.

Европа, к модели которой Россия постепенно приближается, выдвинула известную концепцию подготовки кадров в рамках девяти ступеней квалификации. В России это выразилось принятием Министерством образования и науки РФ (письмо от 28.04.2008 № 03-568) рекомендаций по созданию «интегрированных основных образовательных программ НПО— СПО».

В Москве силами ученых НИИ развития профессионального образования и ряда колледжей были подготовлены такие экспериментальные программы, например, по профессиям сферы пищевой индустрии и гостеприимства. Однако их реализация все еще выводит профессиональную школу за рамки действующего в России правового поля.

Важное продвижение вперед в стандартах третьего поколения — это включение в стандарты личностных и культурных качеств как составляющих профессиональной компетенции. Это уже реакция на требования работодателя, продвижение в инновационном направлении, если говорить о содержании образования. При разработке стандартов должно быть учтено соотношение учебных компетенций и «компетенций на работе», поскольку формирование перечня компетенций стандарта является одним из самых главных вопросов, на который предстоит ответить и их разработчикам, и органам государственной власти, и всем лицам, заинтересованным в качественной подготовке рабочих и специалистов. Если мы сегодня говорим о том, что прорывы возможны только в области нанотехнологий, инновационных технологий, технопарков, то какова, например, должна быть модель подготовки рабочих кадров, на основе каких компетенций она должна быть? Это большое поле для исследований.

Многие учреждения профессионального образования все еще не нашли устойчивых связей с заказчиком своей продукции — рынками труда и образовательных услуг, замкнулись сами на себя, вплоть до самостоятельной оценки своей эффективности. В результате подготовка специалистов на всех уровнях профессионального образования не отвечает потребностям экономики ни по качеству, ни по количеству.

Если говорить о вступлении в ВТО, то по международным оценкам (2008 г.) у нас пока не выдерживают конкуренции на мировом рынке 62% выпускников НПО и 55% — СПО. А по заключению российских экспертов, 80% выпускников в области инженерного образования имеют неудовлетво-

11

Профессиональное образование в России: проблемы развития

рительное качество подготовки. Более того, ни одного примера успешной подготовки инженерных кадров в рамках бакалавриата в стране не имеется (заключение Ассоциации инженерного образования РФ, доложенное на Президиуме РАО 28 сентября 2011 г.).

Недостаток современной отечественной системы профессионального образования — отсутствие гибкости. В нынешнем виде она не способна соответствовать наступившим изменениям в структуре экономики страны.

Это говорит о недопонимании значимости начавшихся инновационных процессов руководителями системы образования на всех уровнях. Но только при решении этих проблем возможно эффективное функционирование профессионального образования России в современных условиях.

Предложения.

Главным звеном образовательной политики должно стать законодательное и нормативно-правовое обеспечение направлений развития образования России. Для этого:

1) целесообразно внести поправку в статью 43 Конституции РФ. Цель поправки — считать бесплатным не только 9-летнее, но и полное общее 11-летнее образование и начальное профессиональное образование (10-й и 11-й классы, как и НПО — по Конституции — платные. Де-факто они бесплатные по указу Б.Н. Ельцина).

Обязанность государства — гражданам до 18 лет обеспечить социальную защиту;

2) следует понимать, что в новом, интегрированном законе об образовании смешаны несовместимые конституционно-государственная и рыночная концепции, объединены уровни образования от детского сада до послевузовского, что делает его громоздким и трудноосуществимым для такой полинациональной, поликонфессиональной, полисоциальной и поликультурной страны, как Россия.

Целесообразно было бы перейти на создание системы уровневых и отраслевых законов, где возможно прогнозировать как будущее страны, так и доступность и эффективность их использования управленцами и исполнителями.

Например, дополнительное профессиональное образование может быть реализовано в рамках рыночной концепции, а дошкольное образование и образование в начальной школе — только в рамках конституционно-государственной концепции;

3) в связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» требуется внести поправки как минимум еще в 200 законодательных актов. Необходима также корректировка поспешно принятых законов, в которых не оценена эффективность их последствий, например:

а) считать, что бакалавриат возможен только для гуманитарных направлений подготовки;

12

Профессиональное образование в России: проблемы развития

б) в закон о ЕГЭ ввести понятие добровольности и необязательности для творческих, медицинских и педагогических вузов;

4) надлежит защитить систему непрерывного профессионального образования как доказавшую свою эффективность за рубежом и — особенно — в России. Непрерывное профессиональное образование должно быть двухуровневым довузовским (уровни начального и среднего профессионального образования) и трехуровневым высшим (бакалавриат, специали-тет и магистратура).

Подготовку научных работников, например, в рамках уровневой аспирантуры, нельзя считать перспективной, ибо уровневое образование требует стандартизации, что недопустимо в научной работе;

5) необходимо взять под государственный контроль и финансовое обеспечение подготовки кадров в области государственной безопасности страны.

Например, вернуть на федеральный уровень учреждения профессионального образования, готовящие рабочих и специалистов по профессиям оборонной, космической, атомной и авиационной промышленности. Направления национальной безопасности нельзя отдавать ни регионам, ни бизнес - структурам;

6) признать небезопасным девиз последних лет: от конкурентоспособности специалиста — к конкурентоспособности государства. Он технок-ратичен и без духовно-нравственной составляющей ведет к формированию все более широкого слоя собственников и коррупционеров, для которых понятие Отечества практически отсутствует;

7) следует осуществлять реализацию обучения рабочих кадров по ускоренным и краткосрочным программам подготовки вместе, параллельно с системой начального профессионального образования РФ, а не вместо нее. Обучение по сложным профессиям следует проводить, как и ранее, только по программам 2,5—4 лет обучения в зависимости от сложности профессии;

8) необходимо активизировать участие работодателей в разработке профессиональных стандартов. Работодатели должны выступить заказчиком и в проведении общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения, определении качества предоставляемых образовательных услуг и формировании конкурентной среды среди образовательных учреждений;

9) надлежит ввести вместо «распределительного» финансирования финансирование учебных заведений профессионального образования по системе нормативов, учитывающих качество подготовки и уровни востребованности трудоустройства выпускников;

10) ввести принятый в большинстве развитых стран «налог на квалификацию», стимулирующий затраты работодателей на обучение своего персонала и обеспечивающий его непрерывное профессиональное образование.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.