--Фшанси -
УДК 336.226.33 (477)
Е. Г. Кошелева,
кандидат экономических ннаук, О. Ю. Воробьева,
Донецкий национальный университет
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВОК
АКЦИЗНОГО СБОРА
В период экономического спада (кризиса) актуальной выступает проблема наполнения доходной части государственного бюджета. Сложившаяся в Украине налоговая система свидетельствует о значительной роли в формировании доходов государства и налоговом регулировании непрямых налогов вообще и акцизного сбора в частности (до 70% поступлений акцизного сбора в Сводный бюджет Украины — это поступления от лике-роводочной продукции и табачных изделий). Благодаря высокой эластичности поступлений от акцизного сбора относительно динамики национального дохода этот налог является идеальным с точки зрения «встроенного стабилизатора» экономического цикла.
Подакцизные товары проявляют высокую эластичность как относительно цен, так и относительно доходов потребителей. То есть при увеличении цен на эти товары или уменьшении доходов потребителей сокращение объемов потребления происходит более высокими темпами. В период экономического спада, когда доходы уменьшаются, потребление подакцизных товаров резко снижается, что приводит к уменьшению поступлений в бюджет от этого налога, а в период экономического роста, наоборот, поступления увеличиваются темпами, которые превышают темпы развития экономики. Все это делает ненадежным бюджетные поступления от этого налога в период значительных изменений конъюнктуры рынка.
Вопросы регулирования социально-экономических отношений с помощью косвенных налогов получили отражения в трудах В.П. Вишневского, Д.А. Волкова, Л.М. Шаблистой, А.М. Соколовской, В.В. Буряковского, И.О. Лютого и многих других ученых, однако остаются недостаточно раскрытыми аспекты социально-экономических последствий.
Целью написания данной статьи является анализ основных тенденций и оценка возможных социально-экономических последствий повышения ставок акцизного сбора в Украине на табачные изделия и ликероводочную продукцию.
Исторически основным видом непрямых налогов был акциз, при котором объектом обложения, как
правило, выступает стоимость товаров, имеющих специфическую особенность (табак, алкогольные напитки, легковые автомобили), либо уровень потребления которых существенно зависит от изменения цен. В настоящее время в большинстве стран в акцизные группы товаров включены алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, легковые автомобили, драгоценности, другие предметы роскоши.
Начиная с 1996 года, перечень товаров, которые являются подакцизными в Украине, определяется не одним документом (Постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне товаров (услуг), на которые устанавливается акцизный сбор и ставки этого сбора»), а четырьмя:
1) Закон Украины от 6.02.1996 года «О ставках акцизного сбора и таможенной пошлины на табачные изделия»;
2) Закон Украины от 7.05.1996 года «О ставках акцизного сбора и таможенной пошлины на спирт этиловый и алкогольные напитки»;
3) Закон Украины от 24.05.1996 года «О ставках акцизного сбора и таможенной пошлины на некоторые транспортные средства и шины для них»;
4) Закон Украины от 11.07.1996 года «О ставках акцизного сбора и таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)».
Основные отличие, вызванные изменением законодательной базы и имеющие социально-экономические последствия, следующие:
1) перечень табачных изделий был расширен (с 2 позиций до 6);
2) кроме процентных ставок акцизного сбора, были введены и ставки в твердых суммах;
3) перечень спиртов и алкогольных напитков был детализирован и расширен (с 3 позиций до 9);
4) ставки акцизного сбора в процентах к отпускной цене были заменены на гривны за единицу товара;
5) наибольшие изменение произошли со ставками акцизного сбора на транспортные средства и шины на них: перечень транспортных средств был значительно увеличен и детализирован;
Таблица 1
Ставки акцизного сбора в период с 1.02.09. по 22.10.09. [5]
Вид табачного изделия В твердых суммах с единицы реализованного товара В % к обороту реализации товара
1.02.09 г. 22.10.09 г. 1.02.09 г. 22.10.09 г.
Сигары, сигариллы 50 60 16 20
Сигареты без фильтра 15,6 35 16 20
Сигареты с фильтром 37,5 60 16 20
Табак и заменители табака 0 25 0 20
14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
2005
2006
2007
2008
январь-октябрь 2009
Рис. 1. Производство изделий из табака в Украине, млн. штук
6) ставки акцизного сбора на транспортные средства стали зависеть как от объема двигателя, так и срока эксплуатации данного транспортного средства;
7) ставки акцизного сбора в процентах к отпускной цене были заменены в начале на ЭКЮ, а затем на евро (с 1999 года) и гривны;
8) в перечень товаров был введен бензин и другие виды топлива;
9) из перечня подакцизных товаров были исключены некоторые товары, такие, как икра осетровых и лососевых рыб, высококачественные изделия из фарфора, ковры и ковровые изделия машинного производства и т.д.
Таким образом, с точки зрения регулирования товарно-денежных отношений с помощью акцизного сбора, 1996 год являлся переломным. Кроме этого, переломным является 2009 год, когда наблюдается резкий рост ставок акцизного сбора на некоторые товары, более того, вводиться индексация ставок акцизного сбора, рассчитанных в твердых суммах на единицу реализованного товара (продукции) на индекс потребительских цен.
Остановимся подробнее на этапе резкого роста акцизных ставок. Так, в Украине 22.10.2009 г. был принят закон «О внесении изменений в закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 г.», согласно которому адвалорная ставка (взимается в процентах с оборота реализации) акцизного сбора на
сигареты повышается с 20% до 36% от максимальной розничной цены.
Этот закон уже в четвертый раз за 2009 год повышает ставки акцизного сбора на табак. По оценкам экспертов табачного рынка такие изменения неизбежно приведут к сокращению легального производства и росту теневой составляющей рынка, а также сокращению поступлений в бюджет от табачной отрасли.
Основной угрозой такого повышения являются такие факторы:
1) объем реализации сигарет по повышенным ценам снизится, что повлечет снижение поступлений от акцизного сбора в бюджет;
2) значительно возрастет объем сигарет, ввезенных контрабандным путем.
Анализ показал, что имеет место тенденция к падению темпов производства табака, в 2009 году по сравнению с 2008 темп снижения составил 42,4% (рис. 1).
Эксперты украинской ассоциации производителей табачных изделий «Укртютюн» отмечают, что фактически падение производства составило около 22,4%, а остальные 20% производства ушло в «тень» [6]. В тоже время как одной из социальных последствий является сокращения числа занятых на табачных фабриках, однако анализ показал, что сокращение объемов производства является не единственной причиной. Так, в 2000 — 2008 гг. производство сигарет в Украине воз-
росло с 59 млрд. до 130 млрд. штук, а количество занятых для их производства, по данным Госкомстата, уменьшилось с 6156 до 4139 человек. На 1.10.2009 г. число занятых в этой отрасли составило 3764 человек, т.е. темпы снижения занятых такие, как и во время роста объемов производства сигарет [12].
Другой угрозой считается рост контрабандных перевозок из-за рубежа. В ходе проверки, проведенной «Империал Тобако» в 17 регионах Украины, было выявлено более 500 точек продаж контрабандных сигарет. Вместе с тем, пока объемы контрабанды сигарет из Украины значительно превышают объемы нелегальных табачных изделий, поступающих в страну. Если сопоставить данные о попытках правонарушений при вывозе сигарет из Украины и при ввозе в Украину, то по количеству задержаний это соотношение будет составлять 1 к 7, то есть на 1 попытку незаконного ввоза сигарет приходится 7 случаев незаконного вывоза [6].
Очередное повышение акцизов направлено на достижение двух основных целей: увеличение поступлений в бюджет и уменьшение влияния курения на здоровье человека. Табакокурение является одним из наиболее отрицательных факторов, которые влияют на здоровье населения, в частности приводит к возникновению сердечно-сосудистых и хронических легочных заболеваний, разнообразной онкологической патологии. По оценкам экспертов ВОЗ, в Украине от болезней, связанных с курением, каждый год умирает почти 100 тыс. лиц, что составляет 13% от общего уровня смертности. При этом экономическим путем снизить уровень курения можно лишь в том случае, когда рост цен на сигареты превышает уровень инфляции, а это наблюдалось в Украине только в 1996 — 1999 и 2009 годах, когда происходило существенное повышение табачных акцизов.
Что касается второй цели, то за непродолжительный период действия данного закона в Украине уже зафиксирована позитивная тенденция снижения уровня курения. Согласно данным Киевского международного института социологии, распространенность курения среди взрослых в 2005 году составляла 41%, в ноябре 2008 года — 35%, а в мае 2009 года — 31%. При этом объемы реализации табачных изделий сократились в июле 2009 года на 17%, а в августе — на 27% [6].
Несмотря на значительные темпы падения производства и реализации табачных изделий, доходы в государственный бюджет от повышения ставок акцизных сборов все же значительно возросли. По официальным данным Государственной налоговой администрации Украины [6] за 8 месяцев 2009 года поступления акцизного сбора с табачной продукции вырос-
ли в 2,6 раза — до 4,732 млрд. грн. Это позволило получить дополнительно 2,9 млрд. грн. в государственный бюджет.
За 9 месяцев 2009 года объем легального рынка сигарет в Украине составил приблизительно 18 млрд. грн., из них 6 млрд. грн. акцизы и 3 млрд. — НДС, т.е. стоимость производства и реализации плюс прибыль составила 9 млрд. грн. Сравнивая с аналогичным периодом 2008 года, можно сделать вывод, что стоимость производства плюс прибыль увеличилась приблизительно на 1 млрд. грн., в то время как размер акцизного сбора увеличился на 4 млрд. грн. и НДС — на 1 млрд. грн. [12].
Таким образом, результаты повышения ставок акцизных сборов на табачные изделия достаточно противоречивы. Безусловно, к позитивным тенденциям можно отнести:
— значительный прирост поступлений в государственный бюджет, что особенно важно в период глубокого кризиса в Украине и значительного дефицита бюджета;
— положительная тенденция снижения количества курящих взрослых и подростков, что свидетельствует об оздоровлении нации.
Однако существует и ряд негативных последствий столь резкого повышения ставок акцизных сборов:
— рост доли «теневого» сектора в сфере производства табачных изделий;
— угроза контрабандного ввоза сигарет из пограничных стран, где стоимость табачных изделий гораздо меньше.
Следовательно, повышение ставок акцизного сбора на алкоголь и табак в Украине, безусловно, необходимо. Но осуществлять его следует постепенно и планомерно, а не внезапно. Необходимо учитывать тот факт, что в Украине практически не принимаются меры по «детенизации» экономики, и, прежде чем принимать такой законопроект, необходимо сформировать четкую законодательную базу, которая бы регламентировала экономическую деятельность предприятий.
Также следует принимать во внимание и то обстоятельство, что акцизный сбор — это такой платеж, при установлении которого должен учитываться размер аналогичного платежа в странах-соседях, а также надежность границ. Ведь резкое повышение ставок неизбежно приведет к тому, что цены на украинские сигареты будут существенно выше, чем в ряде стран, таких, например, как Молдове, России, Беларуси (таблица 2).
Резкое повышение ставок акцизного сбора может привести к обратному эффекту: вместо планируемого увеличения объема поступлений в бюджет они
Таблица 2
Сравнение ставок акцизного сбора на табачные изделия
Страна Сигареты с фильтром Сигареты без фильтра
В твердых суммах с единицы реализованного товара В % к обороту реализации В твердых суммах с единицы реализованного товара В % к обороту реализации
Украина 60 20 35 20
Россия 33,16 0 15,92 0
Молдавия 4,17 0 3,43 0
Таблица 3
Динамика повышения ставок акцизного сбора на этиловый спирт и коньяк [7], грн./литр
1.07.09 — 31.12.2009 1.01.2010 — 31.12.2010 С 2011 г.
Этиловый спирт 23 27 34
Коньяк 14 20 27
могут сократиться из-за роста контрабандных перевозок.
Однако повышение налогов и цен на табачные изделия увеличивает государственные доходы и является наиболее эффективной мерой уменьшения употребления табака, особенно среди молодежи. Поэтому все больше людей, в том числе среди народных депутатов, понимает практически полную безосновательность аргументов табачной индустрии против повышения табачных акцизов.
Наряду с повышением ставок акцизного сбора на табачные изделия Верховной Радой Украины был принят закон «О поэтапном повышении ставок акцизного сбора на спирт, крепкий алкоголь и пиво», согласно которому ставки акциза на этиловый спирт и коньяк изменятся в динамике.
Из списка алкогольных напитков, на которые были повышены ставки акцизного сбора, были исключены натуральные, марочные вина и вермуты, а так же спирт, используемый в производстве лекарственных препаратах.
Данные меры были приняты в рамках антикризисного пакета правительства для решения сложившихся фискальных трудностей. Это обеспечит дополнительные поступления в госбюджет и приблизит ставки акцизного сбора на алкогольные напитки к уровню стран-соседей. При условии сохранения объемов реализации на уровне текущего года предложенные в документе изменения позволят увеличить доходную часть бюджета в 2009 году на 7,1 млрд. грн. Более того, повышение цен на алкогольные напитки будет способствовать улучшению здоровья населения.
Украинские производители алкогольных напитков выступили с намерением добиваться отмены постановления правительства об увеличении стоимости акцизных марок, принятого Кабинетом Министров. К основным причинам беспокойства можно отнести:
— резкое повышение стоимости акцизных марок — с 3,7 коп. до 10,3 [8];
— делегирование Министерству финансов права ежегодно изменять стоимость марки с учётом индекса инфляции и повышения себестоимости её производства.
Согласно данным «Укрводки» в третьем квартале 2009 года объемы производства и реализации ли-кероводочной продукции сократились по сравнению с аналогичным периодом 2008 года почти на 43% и 48% соответственно [9].
С введением в июле 2009 года ставки 34 грн. приостановили или работали с 20-ти % использованием производственных мощностей 32 предприятия (49% от всего количества предприятий, имеющих лицензию на производство). При повышении ставки до 50 грн. этот процент может возрасти до 80%. Часть акцизного сбора в цене бутылки водки в Украине на 14, 8% выше, чем в России, и на 21,8% выше, чем в странах ЕС.
По данным Государственной налоговой администрации поступления в бюджет от акцизного сбора за 8 месяцев 2009 года составили 10,4 млрд. грн. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Прогнозный показатель поступлений в сводный
Таблица 4
Динамика поступлений акцизного сбора с произведенной в Украине алкогольной продукции [10]
2006 2007 2008 2009 ожидаемые 2010 прогноз
Спирт 114 108 120 102 126
Ликероводочные изделия 2 504 2 915 3 532 4 026 5 026
Винодельческая продукция 250 307 347 332 429
Пиво 626 864 867 1 102 1 589
бюджет акцизного сбора с произведенных в Украине товаров на 2010 год определен на уровне 25 992 млн. грн., что на 7 204 млн. грн. больше от ожидаемых в 2009 году поступлений на 18 788 млн. грн.
Так предполагается, что поступления от произведенного в Украине:
— пива в 2010 году должны увеличиться на 30,6%, или 487 млн. грн., до 1589 млн. грн., по сравнению с ожидаемыми в 2009 году 1102 млн. грн.;
— ликероводочных изделий — на 19,9%, или 1 млрд. грн., до 5 026 млн. грн., по сравнению с ожидаемыми 4 026 млн. грн. в 2009 г.;
— винодельческой продукции — на 22,6%, или 97 млн.грн., до 429 млн. грн., по сравнению с ожидаемыми 332 млн. грн. в 2009 г.;
— спирта — на 19%, или 24 млн. грн., до 126 млн. грн., по сравнению с ожидаемыми 102 млн. грн. в 2009 г. [10].
Таким образом, даже несмотря на падения темпов производства алкогольных напитков, объем поступлений в бюджет возрастает. В то же время объемы потребления украинского спирта будут сокращаться по мере роста цен. По данным общественной организации «Трезвая Украина» ежегодно в Украине от алкоголизма умирает свыше 40 тысяч лиц, насчитывается более чем 900 тысяч алкоголиков и намного больше людей, которые нерегулярно употребляют алкогольные напитки [11].
По мнению членов организации, популярность горячительных напитков приобрела в Украине масштабы «алкогольной пандемии». В Украине ежегодно увеличивается количество подростков, употребляющих алкоголь, а также растёт уровень доступности наркотиков среди учащейся молодёжи. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведённого украинским Институтом социальных исследований им. Александра Ярёменко при поддержке ЮНИСЕФ в Украине в рамках проекта «Европейский опрос учащейся молодёжи по поводу употребления алкоголя и наркотиков». Согласно результатам исследования, 63% девушек и юношей в возрасте 15 — 16 лет имеют
опыт курения, 91% — употребления алкоголя, 14% —употребления марихуаны или гашиша. Вместе с тем, только 22% подростков обладают знаниями о путях инфицирования ВИЧ.
Таким образом, повышение ставок акцизного сбора с алкогольной продукции и табачных изделий является необходимым не только для пополнения государственного бюджета, но и для оздоровления украинской нации от таких пагубных зависимостей, как алкоголизм и табакурение.
Но использование такого инструмента регулирования, как косвенные налоги требует взвешенного и обоснованного подхода. Анализ показал, что данное повышение может иметь как экономические, так и социальные последствия: причем такое социальное последствие как снижения количества курящих может повлиять на возможность снижения объемов бюджетных средств на здравоохранение в целом и лечения данной категории в частности. И наоборот, дополнительное пополнение государственного бюджета сделает возможным финансирование целевых государственных программ, например Го -сударственной целевой социальной программы снижения вредного влияния табака на здоровье населения на период до 2012 года. Целью реализации таких программ как раз и является снижения количества курящих и, следовательно, улучшения качества жизни граждан Украины.
Литература
1. Закон Украши «Про внесення змш до деяких законодавчих акпв Украши з питань акцизного збо-ру» / Ввдомосп Верховно1 Ради Украши. — 2009. — № 32 — 33. — Ст. 488. 2. Вщповщь на «Позищю» Асощацл «Укртютюн» щодо законопроекту про тдви-щення тютюнових акцизiв [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.adic.org.ua/coalition/pres/ pr-060.htm. 3. О динамике производства табака за январь-сентябрь 2007 — 2009 года [Електронний ресурс] // Акциз. — 5.11.2009. — Режим доступу : http:// akcyz.com.ua/statistic/tobacco/1012.html. 4. «Укртю-
тюн» обеспокоен повышением налогов на табачные изделия — [Електронний ресурс] // УНИАН [сайт] — Режим доступа : http://health.unian.net/rus/detail/199755. 5. О принятии за основу проекта о повышении акцизов на табак — [Електронний ресурс]. — Режим доступа : http://biz.liga.net/news/E0903101.html. 6. Гов-дя Д. Табачные войны в Украине [Электронный ресурс] / Д. Говдя // Интернет-газета «Послезавтра» — 5.10.2009. — Режим доступа : http://poslezavtra.com.ua/ tabachnye-vojny-v-ukraine/. 7. Обнародован закон о поэтапном повышении в Украине акцизов на спирт, крепкий алкоголь и сигареты [Электронный ресурс] // Агентство промышленных новостей «Вино Украины»
— Режим доступа : http://www.ukrwine.kiev.ua/news/ zabor.php?nid=4910. 8. О поэтапном повышении акцизных сборов на алкоголь [Электронный ресурс] // VODKA Online — портал потребителей и производителей алкогольных напитков — Режим доступа : http:// vodka.com.ua/news/ukraine/4058.htm. 9. «Укрводка» прогнозирует остановку большинства алкогольных предприятий при повышении акциза [Электронный ресурс] // Материалы Интерфакс-Украина. — Режим доступа : http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2009/10/22/ 175398. 10. Госбюджет-2010: Акцизные поступления от алкоголя и табака» [Електронний ресурс] //Бизнес-Лига.Net — оперативная бизнес-информация. — Режим доступа : http://biz.liga.net/news/E0909742.html. 11. Одаренко С. В. Украине ежегодно от алкоголизма умирает более 40 тысяч человек [Электронный ресурс] // NEWSru.ua // Украина // Понедельник, 25 мая 2009. — Режим доступа : http://rus.newsru.ua/ukraine/ 25may2009/alko.html. 12. Листопад О. Тигр дыма не любит / О. Листопад // Зеркало недели. — №3 (783).
— 30 января 2010 г. — С. 14.
Кошелева О. Г., Воробйова О. Ю. Сощаль-но-економiчнi наслщки твищення ставок акцизного збору
Проаналiзовано основн тенденци змiни ставок
акцизного збору з алкогольних та тютюнових B^o6iB в Укра1ш та запропонована порiвняльна характеристика законодавчого забезпечення. Подано ощнку мож-ливих економiчних та сощальних насладив 1х тдви-щення, виявлено як позитивм, так i негативн тенденци, зроблено висновки щодо доцшьносп змш.
Ключовi слова: акцизний збiр, ставка акцизного збору, тдакцизш товари.
Кошелева Е. Г., Воробьева О. Ю. Социально-экономические последствия изменения ставок акцизного сбора
Проанализированы основные тенденции изменения ставок акцизного сбора с алкогольной продукции и табачных изделий в Украине и предложена сравнительная характеристика законодательного обеспечения. Дана оценка возможных экономических и социальных последствий их повышения, выявлены как положительные, так и отрицательные тенденции, сделаны выводы о целесообразности изменения.
Ключевые слова: акцизный сбор, ставка акцизного сбора, подакцизные товары.
Kosheleva E. G., Vorobyova O. Y. Social-economic consequences of increasing the excise duties' rate
The basic tendencies in changing of excise duties' rate, specifically in alcoholic and tobacco products, in Ukraine were analysed, and was shifted the comparison characteristic of the legislative control. The estimation of possible economic and social outcome of the rate increase was made, both negative and positive its tendencies were revealed, and was drawn the conclusion on the expedience of changes.
Key words: excise tax, rate of excise duties, items liable to excise duties.
Стаття надiйшла до редакцл 04.02.2010
Прийнято до друку 30.04.2010