Научная статья на тему 'Акцизный сбор как инструмент государственного регулирования рынка алкогольной продукции (на примере Республики Крым)'

Акцизный сбор как инструмент государственного регулирования рынка алкогольной продукции (на примере Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВИНОДЕЛИЕ / АКЦИЗНЫЙ СБОР / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илюшина Ольга Николаевна

В статье рассматриваются особенности взимания акцизного сбора с винодельческой продукции Республики Крым в связи с ее вхождением в состав Российской Федерации и возможные перспективы развития рынка алкогольной продукции региона под воздействием механизмов государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCISE TAX AS A INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOLIC BEVERAGES MARKET (CASE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

The article discusses the features of levying excise of wine production in the Republic of Crimea following its annexation by the Russian Federation and the possible prospects of development of the market of alcoholic production in the region under the influence of state regulation mechanisms.

Текст научной работы на тему «Акцизный сбор как инструмент государственного регулирования рынка алкогольной продукции (на примере Республики Крым)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 339.168:336.22:663.2(477.75)

Илюшина Ольга Николаевна

Кандидат экономических наук ведущий экономист ГБУ РК «ННИИВиВ» «Магарач», г. Ялта

АКЦИЗНЫЙ СБОР КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

В статье рассматриваются особенности взимания акцизного сбора с винодельческой продукции Республики Крым в связи с ее вхождением в состав Российской Федерации и возможные перспективы развития рынка алкогольной продукции региона под воздействием механизмов государственного регулирования.

Ключевые слова: государственное регулирование, виноделие, акцизный сбор, Таможенный союз, алкогольная продукция.

Olga Ilushina

Ph. D. (economics)

Lead economics, State budgetary institution of the Republic of Crimea "national research institute of vine and wine "MAGARACH"

EXCISE TAX AS A INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE ALCOHOLIC BEVERAGES MARKET (CASE OF THE REPUBLIC OF

CRIMEA)

The article discusses the features of levying excise of wine production in the Republic of Crimea following its annexation by the Russian Federation and the possible prospects of development of the market of alcoholic production in the region under the influence of state regulation mechanisms.

Keywords: government regulation, wine, excise duty, Customs Union, alcoholic beverages.

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации открыло для приоритетных отраслей полуострова новые перспективы экономического развития, достижение которых возможно благодаря согласованной государственной политике и грамотном использовании инструментов государственного регулирования в отношении приведения в соответствие условий осуществления экономической деятельности, вызванных отсутствием согласованности между законодательным полем Украины и Российской Федерации.

Целью данной работы является определение перспектив развития виноделия и структуру потребления алкогольной продукции Республики Крым под влиянием акцизного сбора как механизма государственного регулирования Российской Федерации. Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

- обозначить особенности классификационных систем алкогольной продукции, в Украине, Российской Федерации, в странах-лидерах по производству вина, используемых в процессе регулирования ее производства и реализации;

- изучить практику влияния государственной политики ведущих мировых производителей алкогольной продукции на структуру ее потребления;

- провести анализ темпов роста и уровня акцизной нагрузки в зависимости от вида и крепости алкогольных напитков в Украине, Российской Федерации, странах Таможенного союза;

- определить основные направления текущей и среднесрочной государственной акцизной политики Российской Федерации, стран Таможенного союза в отношении регулирования производства и реализации алкогольной и

спиртосодержащей продукции и их влияние на развитие виноделия в Республике Крым.

Важнейшей составляющей народно-хозяйственного комплекса Крымского полуострова на всем протяжении его существования является виноделие. Изучение законодательных актов, регулирующих производство алкогольной продукции в Украине, РФ выявило существенные различия в порядке и условиях взаимодействия между производителями продукции переработки винограда и государством.

Базисные позиции этих отличий изначально предопределены подходами к определению основных категорий виноделия, производства алкогольной продукции, которые заключаются в том, что в Украине основным критерием формирования понятийного апарата продуктов переработки винограда является технология получения, изготовления спиртосодержащей продукции, в свою очередь, в Российской Федерации, основным критерием формирования понятийного апарата продуктов переработки винограда является наличие (отсутствие) в определенном процентном соотношении этилового спирта, а также, используется разбивка на алкогольную (вино, винный напиток, ликерное вино, фруктовое вино) и пищевую продукцию (сусло, виноматериалы) [1;2;3;4;5;6;9;10;13].

В целях решения проблемы несоответствия нормативно-законодательных актов РФ и Украины, регулирующих производство и реализацию спиртосодержащей продукции в отношении винодельческой продукции Крыма, Государственной думой Российской Федерации были внесены поправки в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции», которые вступили в силу с 1 января 2015г. и узаконили креплёные вина полуострова, ранее определявшиеся как «винные напитки». В закон также введены многие термины, ранее не рассматриваемые российским

законодательством, такие как: коньяк, виноградное сусло, винодельческая продукция, винодельческая продукция с защищенным географическим указанием, винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения, виноградник, реестр виноградных насаждений, что дало возможность урегулировать производство отдельных видов винодельческой продукции Крыма [13].

Ситуация отсутствия единой унифицированной системы классификации алкогольной продукции характерна практически для всех стран, занимающихся выращиванием винограда и получением продуктов его переработки. Связано это с национальными и историческими особенностями виноделия отдельно взятого государства.

Различия в подходах к формированию перечня алкогольных напитков определяются не только в каждом из отдельных государств, но и их участием в различных международных организациях, среди которых наибольшей степенью мировой интеграции характеризуется Европейский союз (ЕС).

По пути Европейского союза идут страны Таможенного союза — Россия, Белоруссия, Казахстан. В настоящее время для стран-участниц Таможенного союза являются обязательными положения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза — ТН ВЭД ТС. По своей структуре ТН ВЭД ТС совпадает с комбинированной товарной номенклатурой ЕС, а ее положения по большинству товарных позиций алкогольной продукции совпадают с номенклатурой ЕС [8, с. 23].

Следствием сложившейся ситуация является различия в размерах акцизов при налогообложении подакцизных товаров в различных странах мира. В качестве основы законодательной базы для стран Евросоюза на протяжении более 20 лет действуют 2 директивы — Council Directive 92/83/EEC и Council Directive 92/84/EEC, которые призваны гармонизировать систему налогообложения алкогольной отрасли и сблизить уровень ставок акцизов для разных категорий продукции [14].

Директива Council Directive 92/83/EEC для всех стран ЕС устанавливает объекты налогообложения подакцизных товаров, так, вино, напитки брожения и промежуточные продукты облагаются акцизами в расчете на единицу объема готовой продукции, а пиво и спиртосодержащие напитки — пропорционально содержанию чистого спирта в готовой продукции. Основным преимуществом данного подхода эксперты ОЭСР называют обложение повышенной ставкой менее затратных, с точки зрения получения алкогольных продуктов, по сравнению с более дорогими напитками, но которые чаще всего являются более вредными для здоровья [8, с. 23].

В директиве Council Directive 92/84/EEC установлены минимальные ставки на все виды алкогольных напитков. В отношении вина во всех странах, включая Россию, акциз установлен в расчете на гектолитр готовой продукции. Каждая страна ЕС может устанавливать свой уровень акцизов на алкоголь, но не ниже указанных значений [15] (см. табл. 1).

Таблица 1

Минимальные ставки акцизов на алкогольную продукцию в странах ЕС

Продукция Ставка в расчете на: Минимальная ставка, евро

Вино и напитки брожения гектолитр 0

Пиво гектолитр/градус или гектолитр/градус алкоголя 0,748 или 1,87

Промежуточные продукты гектолитр 45

Этиловый спирт гектолитр чистого алкоголя 550

На основе приведенных значений экспертами Еврокомиссии были рассчитаны минимальные ставки по акцизам на алкогольную продукцию для одного литра готовой продукции на основании наиболее распространенных алкогольных напитков (см. табл. 2).

Таблица 2

Минимальные ставки акцизов на наиболее распространенные виды алкогольной

продукции в странах ЕС [15]

Продукция Минимальная ставка на 1 литр готовой продукции,евро Минимальная ставка на 1 гектолитр готовой продукции и 1градус алкоголя

Вино и напитки брожения 0 0

Пиво (с содержанием алкоголя 5%) 0,1 1,87

Промежуточные продукты (с содержанием алкоголя 18 %) 0,45 2,5

Этиловый спирт (с содержанием спирта 40 %) 2,2 5,5

В практике европейских государств, при осуществлении акцизной

политики, четко прослеживается тенденция увеличения ставок акцизов в прямой зависимости от увеличения содержания спирта в алкогольной продукции, которые с 1992 года не пересматривались.

Вместе с тем, в РФ размеры ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию растут быстрыми темпами. Динамика изменения ставок акцизов на алкогольную продукцию в РФ за период 2009-2015 гг. представлена в табл. 3 [9].

Таблица 3

Ставка акцизов РФ на алкогольную и спиртосодержащую продукцию

в 2009-2015 гг.

Вид продукции 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов 191 рублей за литр безводного этилового спирта 210 рублей за литр безводного этилового спирта 231 рублей за литр безводного этилового спирта 320 рублей за литр безводного этилового спирта 400 рублей за литр безводного этилового спирта 500 рублей за литр безводного этилового спирта 500 рублей за литр безводного этилового спирта

Темп прироста размера ставки акциза, % - 9,9 10,0 38,5 25,0 25,0 -

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта менее 9 процентов 121 рублей за литр безводного этилового спирта 158 рублей за литр безводного этилового спирта 190 рублей за литр безводного этилового спирта 230 рублей за литр безводного этилового спирта 320 рублей за литр безводного этилового спирта 400 рублей за литр безводного этилового спирта 400 рублей за литр безводного этилового спирта

Темп прироста размера ставки акциза, % - 30,6 20,3 21,1 39,1 25,0 -

С 2009 г. по 2015 г. размер ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % увеличился в 2,6 раза или на 162 % (на 309 руб.), а размер ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта менее 9 % в 3,3 раза или на 230 % (на 279 руб.). Темпы роста размера ставки акциза на слабоалкогольную продукцию РФ опережают или равны темпам роста размера ставки акциза на крепкий алкоголь. Это говорит о том, что акцизная политика Российской Федерации не в полной мере использует свои возможности по популяризации слабоалкогольной продукции, получившей в настоящее время мировое признание среди других видов алкогольной продукции.

Налоговая политика Российской Федерации в 2015 г. характеризуется «замораживанием» роста ставок акцизов на алкоголь, которые остались без изменений на уровне 2014г. Одной из причин политики «замораживания» роста ставок акцизного сбора на алкогольную продукцию является необходимость гармонизации акцизной политики в странах Таможенного союза [8, с.25].

На текущий момент различия в размерах ставок акцизов на алкогольную продукцию в странах Таможенного союза существенны. Рассмотрим размеры ставок акцизов на этиловый спирт в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в динамике за 2012 — 2014 гг.(см. табл. 4)

Таблица 4

Динамика ставок акцизов на спирт этиловый в странах Таможенного союза за

период 2012 - 2014 гг.

Государство Код ТН ВЭД 2012 факт, евро 2013 факт, евро 2014 факт, евро 2013 к 2012,% 2014 к 2013, %

Республика Беларусь 2208 2,0 2,54 2,84 27,0 11,8

Республика Казахстан (алкогольная продукция) 2208 2,60 2,52 4,71 -3,1 86,9

Российская Федерация 2208 5,64 7,9 8,4 40,1 6,3

Ставка акциза на этиловый спирт в РФ в 2014 г. составляет эквивалент 8,4 евро, что больше чем размер ставки акциза на этиловый спирт в Республике Казахстан в 1,8 раза или на 78,34 % (размер ставки акциза на этиловый спирт в Республике Казахстан эквивалент 4,71 евро) и больше чем в Республике Беларусь в 3 раза или на 195,77 % (размер ставки акциза на этиловый спирт в Республике Беларусь эквивалент 2,84 евро).

Анализ изменения фактических и планируемых ставок акцизов на алкогольную продукцию в Казахстане представлен в табл. 5 [11].

Таблица 5

Динамика изменения ставок акцизов на алкогольную продукцию в Казахстане

за период 2012-2016 гг.

2012 г. факт 2013 г. факт 2014 г. факт 2014к 2013,% 2015 г. проект 2015 к 2014, % 2016 г. проект 2016 к 2015, % 2016 к 2013,% 2016 к 2012, %

Алкогольная продукция тенге/литр 100% спирта (1 литр безводного спирта) 500 500 1000 100,0 1200 20,0 1600 33,3 220,0 220,0

Алкогольная продукция рубль/литр 100% спирта (1 литр безводного спирта) 102,04 100,81 216,45 114,7 259,74 20,0 346,32 33,3 243,5 239,4

Алкогольная продукция евро/литр 100% спирта (1 литр безводного спирта) 2,60 2,52 4,71 86,9 5,0 6,2 6,66 33,2 164,3 156,15

Алкогольная продукция долл./литр 100% спирта (1 литр безводного спирта) 3,37 3,33 6,48 94,6 6,59 1,7 8,78 33,2 163,7 160,53

Ставки акцизов на алкогольную продукцию в Республике Казахстан увеличиваются с 2014 г. имеют тенденцию к дальнейшему росту. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. размер ставок акцизов вырос на 100 %; предположительно в 2015 и 2016 гг. размер ставок акцизов увеличится на 20,0 % и на 33,3 %,соответственно, по сравнению с каждым предыдущим годом в национальной валюте (рис. 1).

Достижение оптимального уровня гармонизации акцизной политики в странах Таможенного союза, учитывая динамику изменения ставок акцизов на алкогольную продукцию в Казахстане, Белоруссии, Российской Федерации по прогнозам специалистов планируется достичь к 2020 году.

0

1

О ш

со

ю

го ср

о о

о

I-

о

10000

1000

го

о

100

10

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-♦— Тенге/литр 100% спирта —■— Рубль/литр 100% спирта -А— Евро/литр 100% спирта —©— Долл/литр 100% спирта

Рис. 1 — Динамика фактической и предполагаемой стоимости 1 литра безводного спирта в Республике Казахстан за период 2012-2016 гг.(тенге, евро, рубль, доллар)

Для производителей и потребителей крымских вин оказались ощутимыми и различия в размерах ставок акцизов на алкогольную продукцию (табл. 6).

Таблица 6

Сравнение акцизных ставок РФ и Украины на алкогольную продукцию по

состоянию на 28.08.2014 г.

1

Подакцизный Единица Ставки акцизного сбора Процентное

товар Код ТН ВЭД измерения (в дол.)* соотношение размеров

Украина РФ ставок в РФ

грн. дол. руб. дол. к ставкам в Украине, %

Вина За 1 литр 0,01 0,074 8 0,221 3,0

виноградные

натуральные 2204

(кроме 2204 10,

2204 21 06 00,

2204 21 07 00,

2204 21 08 00,

2204 21 09 00

Вина За 1 литр 5,2 0,39 25 0,69 1,77

игристые, 2204 10,

2204 21 06 00,

2204 21 07 00,

2204 21 08 00,

2204 21 09 00,

2204 29 10 00

Сидр и перри 2206 00 31 00, за 1 литр 0,63 0,047 8 0,221 4,7

2206 00 51 00,

2206 00 81 00

Спирт этиловый за 1 литр безводного 70,53 5,25 500 13,84 2,63

2207 этилового спирта

Спирт этиловый за 1 литр безводного 70,53 5,25 400 11,07 2,11

2208 этилового спирта

В среднем, размер ставки акциза на алкогольную подакцизную продукцию в РФ в 2-3 раза выше, чем в Украине [7; 9 ; 12].

Действующая мировая практика увеличения ставок акцизов в зависимости от крепости алкоголя присуща и акцизной политике Украины, Российской Федерации (табл. 7) [7; 9 ;12].

Таблица 7

Анализ размера акцизного сбора в стоимости алкогольной продукции (тихие вина, игристые, ароматизированные (вермут), коньяк) в Украине и _Российской Федерации по состоянию на 20.11.2014 г. _

Виды алкогольной продукции Украина Российская Федерация Отличия РФ и Украины

в расчете на 1 бут. вино — 0,75л вермут — 1 л коньяк — 0,5 л в расчете на 1 бут. вино — 0,75л вермут — 1 л коньяк — 0,5 л

оптово-отпускная цена, грн. доля акцизного сбора, % оптово-отпускная цена, руб. доля акцизного сбора, %

Тихие вина 30 0,025 140 0,016 0,64

Игристые вина (12 % спирта) 129 3,02 299 6,27 2,08

Ароматизированные вина (вермут) 22,4 [7] 16,0 296 28,7 1,79

Коньяк (3 звездочки, 45% спирта, 1 бутылка 0,5 л) 44,26 35,9 262 42,9 1,19

Среднее значение 1,26

Показатели Украина Росси Феде] йская рация

грн. дол. руб. дол.

Стоимость 1% спирта в акцизе на 1 бутылку тихого вина (Алиготе) емкостью 0,75л 0,0008 0,00006 0,0025 0,00007 -

Стоимость 1 % спирта в акцизе на 1 бутылку игристого вина (шампанское) емкостью 0,75л. 0,33 0,022 1,56 0,035 1,6

Стоимость 1 % спирта в акцизе на 1 бутылку ароматизированного вина (вермут) емкостью 1,0 л 0,24 0,016 5,7 0,127 7,9

Стоимость 1 % спирта в акцизе на 1 бутылку коньяка емкостью 0,5 л 0,35 0,023 2,5 0,056 2,4

Доля акцизного сбора в оптово-отпускных ценах на тихие столовые вина как в Украине, так и в РФ незначительна, менее 0,1 процента. Ставки акциза не оказывают существенное влияние на стоимость данного вида алкогольной продукции. Это соответствует общемировым тенденциям политики налогообложения и регулирования структуры потребления алкогольной продукции, поскольку в отношении вина во многих странах существует нулевая или экономически незначимая ставка акциза. Это распространено, прежде всего, среди стран — лидеров виноделия мира: Испании, Франции, Италии,

Португалии, что является одним из инструментов поддержания винодельческого производства (отрасли).

В игристых винах крепостью до 12 градусов доля акцизного сбора в оптово-отпускной цене за 1 бутылку также незначительна, составляет 3,0 % при продаже в Украине и 6,3 % в РФ.

По мере увеличения крепости (спирта) в алкогольной продукции, растет и доля акциза в оптово-отпускной цене, так, при продаже бутылки вермута, с объемной долей спирта 15 оборотов (%) доля акциза в оптово-отпускной цене в Украине составляет 16,0 %, в РФ — 28,7 %. При продаже одной бутылки коньяка крепостью 45 оборотов (%) спирта объемом 0,5 литра (%) доля акциза в оптово-отпускной цене в Украине составляет 35,9 %, в РФ — 42,9 %.

В целом, доля акцизного сбора в стоимости алкогольной продукции России в среднем в 1,26 раз больше, чем доля акцизного сбора в стоимости алкогольной продукции в Украине, и стоимость 1% спирта в акцизе на 1 бутылку алкогольного напитка в РФ в среднем в 4 раза выше, чем в Украине. Данная ситуация в ближайшей перспективе приведет к повышению стоимости вин, прежде всего игристых и других видов алкогольной продукции, выпускаемой винзаводами Республики Крым.

Изложенное, позволяет сделать следующие выводы:

1. Современные условия интеграции и глобализации международной экономики выдвигают требования унификации оценки различных видов алкогольной продукции. Республика Крым, став частью Российской Федерации, приблизилась по товарной номенклатуре к международным европейским классификациям алкогольной продукции, что в перспективе, при условии снятия санкций, вызванных выходом Крыма из состава Украины, будет способствовать развитию внешнеэкономической деятельности (международной торговли).

2. Одним из действенных инструментов государственного регулирования структуры потребления алкоголя в различных странах мира является акцизный сбор. Размеры ставок акцизов на натуральные вина ведущих мировых

производителей алкогольной продукции равны нулю, либо являются экономически незначимыми. В практике стран-лидеров по производству алкогольной продукции применяется прямая зависимость увеличения размеров ставок акцизного сбора от крепости алкоголя.

3. В России (согласно НК РФ) ставки акцизов на протяжении 2009-2014гг. росли быстрыми темпами, которые составляли 262% по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% и 330% по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта менее 9%. Они существенно превышали темпы роста инфляции, темпы роста ставок акцизов в Украине, Республиках Казахстан и Беларусь.

4. Размер ставок акцизов в Российской Федерации в 2-3 раза больше, чем в Украине, странах Таможенного союза (Республике Беларусь и Республике Казахстан), что заставляет крымских производителей повышать цены на выпускаемую ими алкогольную продукцию, а Российскую Федерацию «заморозить» на ближайшее время темпы роста ставок акциза на алкогольную продукцию с тем, чтобы другие страны-участницы Таможенного союза могли «подтянуть» свой уровень до российских. Вместе с тем, для защиты доходов бюджета от инфляции, предлагается пропорционально увеличить ставки акцизов.

5. В Российской Федерации не использован весь потенциал акцизной политики как инструмента изменения структуры потребления алкогольной продукции в сторону увеличения слабоалкогольних напитков, в том числе столового вина, которая начала активно реализовываться в мире в последнее десятилетие. Дифференциация акцизов в зависимости от крепости алкогольного напитка способствовали бы усилению процесса переориентации спроса от крепких напитков в сторону слабоалкогольных напитков, что способствовало бы оздоровлению общества. Особенно это важно для Крыма, который традиционно ориентирован на производство вина.

Акциз имеет двойственное значение в жизни общества, выполняя как экономическую (бюджетообразующую), так и социальную функции. В связи с

этим, в дальнейшем, необходимо определить размер акцизной нагрузки с целью получения оптимального соотношения размеров поступлений в бюджет и затрат на устранение негативных последствий потребления алкогольной продукции на здоровье человека.

Литература

1. ГОСТ РФ 52190-2003 Напитки спиртные. Термины и определения (с Изменением № 1, Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки спиртные. Термины и определения [http: //docs.cntd.ru/document/1200035354

2. ГОСТ 12258-79. Межгосударственный стандарт. Советское шампанское, игристые и шипучие вина. Метод определения давления двуокиси углерода в бутылках. Thttps://standartgost.ru/b/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2 12258-79

3. Закон Украины от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/481/95-%D0%B2%D1%80

4. Закон Украины от 23.12.1997 № 771/97-ВР «О безопасности и качестве пищевых продуктов» zakonLrada.gov.ua/laws/show/771/97-вр

5. Закон Украины от 16.06.2005г. № 2662-IV «О винограде и виноградном вине» http://zakon1.rada. gov.ua/laws/show/2662-15

6. Закон Украши «Про Митний тариф Украши» в!д 19 вересня 2013 року № 584-УПМитний тариф Украши (Групи 01-72). Верховна Рада Украши; Закон, Тариф вщ 19.09.2013 № 584-VII http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/584%D0%B0-18/paran491#n491

7. Закон Украши «Про запоб1гання фшансово! катастрофи та створення передумов для економ1чного зростання в УкраА'ш № 1166-18, вщ 02.08.2014р. (Вщомост Верховно! Ради (ВВР), 2014, № 20-21, ст.745) http: //zakon2 .rada. gov.ua/laws/show/1166-18

8. Исследование акцизной нагрузки на отдельные категории алкогольной продукции (вино, пиво, крепкий алкоголь) в разных странах мира. Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Москва, 2013г., — 188с

9. Налоговый кодекс РФ. Статья 193. НК РФ. Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года http: //www.zakonrf. info/nk/193/

10. Нащональний стандарт Украши. Вина. Загальш техшчш умови. ДСТУ 4806:2007. — Держспоживстандарт Украши. — 2008. — 20с. — http://dobavkam.net/sites/dobavkam.net/files/standards/dstu-4806-2007.pdf

11. Официальный Интернет-ресурс Министерства национальной экономики Республики Казахстан. — http://www.minplan.gov.kz/pressservice/77/52684/

12. Постанова КМУ вщ 30 жовтня 2008р. №2 957 «Про встановлення розмiру мшмальних оптово-вщпускних i роздрiбних цш на окремi види алкогольних напо1в» станом на 11.06.2014р. — http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/957-2008-%D0%BF

13. ФЗ РФ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции от 31 декабря 2014 г. N 494-ФЗ http://base.garant.ru/179954/; http://www.rg.ru/2015/01/12/spirt-dok.html

14. Council Directive 92/83/EEC of 19 October 1992 on the harmonization of the structures of excise duties on alcohol and alcoholic beverages http://eur-

lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31992L0083: en:HTML

15. Report from the commission to the council, the European parliament and the European economic and social committee. p.18 http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:2004:0223:FIN:EN:PDF

References

1. GOST RF 52190-2003 Napitki spirtnye. Terminy i opredelenija (s Izmeneniem № 1, Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Napitki spirtnye. Terminy i opredelenij a [http : //docs. cntd.ru/document/1200035354

2. GOST 12258-79. Mezhgosudarstvennyj standart. Sovetskoe shampanskoe, igristye i shipuchie vina. Metod opredelenija davlenija dvuokisi ugleroda v butylkah. [https://standartgost.ru/b/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_12258-79

3. Zakon Ukrainy ot 19.12.1995 № 481/95-VR «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, kon'jachnogo i plodovogo, alkogol'nyh napitkov i tabachnyh izdelij» http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/481/95 -%D0%B2%D1%80

4. Zakon Ukrainy ot 23.12.1997 № 771/97-VR «O bezopasnosti i kachestve pishhevyh produktov» zakon1.rada.gov.ua/laws/show/771/97-vr

5. Zakon Ukrainy ot 16.06.2005g. № 2662-IV «O vinograde i vinogradnom vine» http : //zakon1 .rada. gov.ua/laws/show/2662-15

6. Zakon Ukrajiny «Pro Mytnyj taryf Ukrajiny» vid 19 veresnja 2013 roku № 584-VIIMytnyj taryf Ukrajiny (Grupi 01-72). Verhovna Rada Ukrajyny; Zakon, Taryf vid 19.09.2013 № 584-VII http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/584%D0%B0-18/paran491 #n491

7. Zakon Ukrajyny «Pro zapobigannja finansovoji katastrofy ta stvorennja peredumov dlja ekonomichnogo zrostannja v Ukrajini № 1166-18, vid 02.08.2014r. (Vidomosti Verhovnoji Rady (VVR), 2014, № 20-21, st.745) http : //zakon2 .rada. gov .ua/l aws/show/1166-18

8. Issledovanie akciznoj nagruzki na otdel'nye kategorii alkogol'noj produkcii (vino, pivo, krepkij alkogol') v raznyh stranah mira. Institut jekonomicheskoj politiki im. E.T. Gajdara, Moskva, 2013g., — 188s

9. Nalogovyj kodeks RF. Stat'ja 193. NK RF. Nalogovye stavki. Nalogooblozhenie podakciznyh tovarov s 1 janvarja 2014 goda po 31 dekabrja 2016 goda http://www.zakonrf.info/nk/193/

10. Nacional'nyj standart Ukrajiny. Vina. Zagal'ni tehnichni umovy. DSTU 4806:2007. — Derzhspozhivstandart Ukrajiny. — 2008. — 20s. — http://dobavkam.net/sites/dobavkam.net/files/standards/dstu-4806-2007.pdf

11. Oficial'nyj Internet-resurs Ministerstva nacional'noj ekonomiki Respubliki Kazahstan. — http://www.minplan.gov.kz/pressservice/77/52684/

12. Postanova KMU vid 30 zhovtnja 2008r. № 957 «Pro vstanovlennja rozmiru minimal'nih optovo-vidpusknih i rozdribnih cin na okremi vidy alkogol'nih napojiv» stanom na 11.06.2014r. — http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/957-2008-%D0%BF

13. FZ RF O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota jetilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashhej produkcii i ob ogranichenii potreblenija (raspitija) alkogol'noj produkcii ot 31 dekabrja 2014 g. N 494-FZ http://base.garant.ru/179954/; http://www.rg.ru/2015/01/12/spirt-dok.html

14. Council Directive 92/83/EEC of 19 October 1992 on the harmonization of the structures of excise duties on alcohol and alcoholic beverages http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31992L0083 : en:HTML

15. Report from the commission to the council, the European parliament and the European economic and social committee. p.18 http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:2004:0223:FIN:EN:PDF

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.