Научная статья на тему 'Роль акцизного налогообложения в регулировании экономических процессов'

Роль акцизного налогообложения в регулировании экономических процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4955
992
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / АКЦИЗ / АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ФУНКЦИИ АКЦИЗОВ / АКЦИЗНЫЕ ДОХОДЫ / РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ АКЦИЗОВ / EXCISE TAXES / EXCISE DUTIES / EXCISE REVENUE / REGULATING EXCISE VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тегетаева О. Р.

В данной статье рассмотрена роль акцизного налогообложения с точки зрения влияния на экономику страны. Рассматриваются актуальные вопросы определения фискального значения акцизов в РФ, проведен анализ поступлений налогов, в частности акцизов. Рассматриваются вопросы эффективной реализации возможностей и влияния акцизного налогообложения на социально-экономические процессы в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of excise taxation in regulating economic processes

This article examined the role of excise taxation in terms of the impact on the economy of the country. A discussion of current issues of the fiscal value of excise duties, income tax analyses, particularly excise taxes. Deals with the effective implementation of the opportunity and impact of excise taxation to socio-economic processes in the country.

Текст научной работы на тему «Роль акцизного налогообложения в регулировании экономических процессов»

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

РОЛЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ в регулировании экономических процессов

ТЕГЕТАЕВА О.Р.,

ассистент,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

e-mail: tegetaeva.or@yandex.ru

В данной статье рассмотрена роль акцизного налогообложения с точки зрения влияния на экономику страны. Рассматриваются актуальные вопросы определения фискального значения акцизов в РФ, проведен анализ поступлений налогов, в частности акцизов. Рассматриваются вопросы эффективной реализации возможностей и влияния акцизного налогообложения на социально-экономические процессы в стране.

Ключевые слова: налоги; акциз; акцизное налогообложение; функции акцизов; акцизные доходы; регулирующее значение акцизов.

This article examined the role of excise taxation in terms of the impact on the economy of the country. A discussion of current issues of the fiscal value of excise duties, income tax analyses, particularly excise taxes. Deals with the effective implementation of the opportunity and impact of excise taxation to socio-economic processes in the country.

Keywords: excise taxes; excise taxes; excise duties; excise revenue; regulating excise value.

Коды классификатора JEL: H20, H21.

Задачи экономической политики любой страны сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, а также сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Налоги, а акциз как один из наиболее «старейших», многократно доказавший свое предназначение, являются наиболее эффективным инструментом в процессе достижения этих целей через проявление своих функций в действии.

В современной экономической литературе одни авторы (Д.Г. Черник [8], Л.В. Попова [10]) выделяют три функции налогов: фискальная, регулирующая и контрольная. Другие авторы (М.В. Романовский [7], Т.Ф. Юткина [13]) признают только две налоговые функции: фискальную и регулирующую, считая контрольную и стимулирующую функции - функциями государства в системе управления процессом налогообложения, не имеющими отношения к налогу как экономической категории.

Исходя из глубинной экономической сущности самого понятия «налог», ему присуща единственная фискальная функция, которая ярко проявлялась на всех исторических этапах и является атрибутом налога: нет денежных поступлений в бюджет страны - нет и налога, т.е. главное общественное назначение налогов, в том числе акцизов, обеспечение государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами.

Регулирующая функция наиболее полно реализуется в налоговой системе в целом, создавая определенные преимущества (льготы и преференции) отдельным приоритетным отраслям, отдельным видам деятельности или сдерживающие рост налоговые механизмы (повышенные ставки налога, дополнительное налогообложение и т.д.) для достижения социальных функций государства [7].

Мы разделяем мнение Т.Ф. Юткиной, проф. Б.М. Сабанти. На наш взгляд, акцизам присущи две функции: фискальная и регулирующая. Они выполняют двоякую роль:

1) являются одним из основных источников государственных доходов;

2) являются способом регулирования соотношения спроса и предложения и ограничения потребления определенных товаров, а также средством изъятия сверхдоходов компаний, добывающих минеральное сырье и производящих спирт и алкогольную продукцию.

Основополагающей является фискальная функция, которая состоит в обеспечении поступления достаточного и стабильного потока доходов для формирования финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и необходимых для решения государственных задач, в том числе и распределение части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества или субъектов РФ, не получающих собственных акцизных доходов ввиду отсутствия объектов налогообложения в регионе. Эта задача решается посредством использования распределительного механизма акцизов.

© О.Р. Тегетаева, 2012

Структура доходов бюджета России характеризуется достаточно высокой долей косвенных налогов, причем треть их в разные времена составляли именно доходы от уплаты акцизов. По оценкам некоторых экономистов середины XIX в., при откупной сумме около 130 млн руб., что составляло около 30% общей суммы государственных доходов, ежегодный доход откупщиков составлял около 600 млн руб. [2]. Эта цифра повторяется и в СССР, где существовала государственная монополия на алкоголь, производство которого традиционно характеризуется сверхдоходами (цена одного литра спирта составляла 5 руб., а бутылки водки - от 3,62 до 4,12 руб., то есть рентабельность достигала тысячи процентов). Однако в 1992 г. после отмены Б.Н. Ельциным государственной монополии на производство спирта и алкоголя, в бюджете страны образовалась «дыра», на фоне общего снижения доходов бюджета в 1993 г. удельный вес косвенных налогов составил 27% в 1993 г. против 42% в 1992 г., то есть сокращение произошло почти в два раза [1]. Поэтому начиная с середины 90-х гг. XX в. в России изыскиваются способы увеличить акцизные поступления в бюджет: корректируется список подакцизных товаров, меняются ставки, продаются лицензии на реализацию алкоголя, печатаются акцизные марки, устанавливаются минимальные цены. Контроль за соблюдение ценового порога возложен на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. На сегодняшний день минимальная цена самой дешевой водки в магазинах — 125 руб., но с учетом изменений налоговой политики на ближайшие три года минимальная цена может вырасти до 390 руб. Целью пересмотра акцизов является исключительно повышение доходов бюджета. По расчетам Министерства финансов РФ, рост акцизов на спирт в 2014 г. обеспечит поступление в федеральную казну 316 млрд руб. против 75,4 млрд руб. , которые бюджет получил в виде акцизов на все виды алкогольной продукции и спирта в 2010 г. Однако мер, предпринятых государством не достаточно, так как доля акцизов, при их фискальных «возможностях», в общей совокупности налоговых поступлений, администрируемых ФНС РФ, остается низкой - 6,21 % в 2011 г. (табл. 1).

Таблица 1

Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской

Федерации в 2010-2011 гг.1

Показатели 2010 г., млрд руб. 2011 г., млрд руб. в % к 2010 г. удельный вес в 2010 г., % удельный вес в 2011 г., % изменение удельного веса к 2010 г.

Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации 7 695,8 9 720,0 126,3 100 100 -

из них:

Налог на прибыль организаций 1 774,4 2 270,3 127,9 23,06 23,36 0,30

Налог на доходы физических лиц 1 789,6 1 994,9 111,5 23,25 20,52 -2,73

Налог на добавленную стоимость 1 384,0 1 844,9 133,3 17,98 18,98 1,00

Акцизы 441,4 603,9 136,8 5,74 6,21 0,48

из них:

на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию 4,8 2,9 61,0 0,06 0,03 -0,03

на табачную продукцию 106,3 139,5 131,2 1,38 1,44 0,05

акцизы на нефтепродукты 166,4 274,8 165,1 2,16 2,83 0,66

акцизы на пиво 82,0 93,7 114,3 1,07 0,96 -0,10

акцизы на алкогольную продукцию (за исключением вин) 70,6 77,5 109,8 0,92 0,80 -0,12

Налог на имущество физических лиц 15,6 4,9 31,7 0,20 0,05 -0,15

Налог на имущество организаций 421,7 467,5 110,9 5,48 4,81 -0,67

Транспортный налог 75,6 83,2 110,0 0,98 0,86 -0,13

Земельный налог 115,4 122,2 105,9 1,50 1,26 -0,24

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 440,8 2 085,0 144,7 18,72 21,45 2,73

в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых 1 406,3 2 042,5 145,2 18,27 21,01 2,74

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

Из данных табл. 1 следует, что наибольший удельный вес в общей совокупности налоговых доходов имеет налог на прибыль (23,36%), налог на добычу полезных ископаемых (21,01%), налог на доходы физических лиц (20,52%), налог на добавленную стоимость (18,98%). Акцизы занимают четвертое место (6,21%), однако по темпу роста первое место принадлежит именно этому налогу - 136,8%, тогда как рост всех налоговых доходов в 2011 г. к 2010 г. составил 126,3%. Одной из причин роста является индексация ставок акцизов; для раскрытия иных причин роста рассмотрим структуру акцизных поступлений по группам подакцизных товаров (табл. 2).

Таблица 2

Анализ структуры поступления акцизных доходов в 2010-2011 гг.2

Показатели 2010 г., млрд руб. 2011 г., млрд руб. в % к 2010 г. удельный вес в 2010 г., % удельный вес в 2011 г., % изменение удельного веса к 2010 г.

Акцизы 441,4 603,9 136,8 100,00 100,00 -

из них:

на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию 4,8 2,9 61,0 1,08 0,48 -0,60

на табачную продукцию 106,3 139,5 131,2 24,09 23,11 -0,99

акцизы на нефтепродукты 166,4 274,8 165,1 37,71 45,51 7,80

акцизы на пиво 82,0 93,7 114,3 18,57 15,52 -3,06

акцизы на алкогольную продукцию (за исключением вин) 70,6 77,5 109,8 15,99 12,84 -3,15

Итак, в общей совокупности акцизных поступлений значительную долю занимают акцизы на нефтепродукты - 37,7% в 2010 г. и 45,5% в 2011 г. (то есть почти половину!), темп прироста составляет 65,1%. Второе место занимают акцизы на табачную продукцию (23,11% в общей сумме акцизов в 2011 г.), темп прироста - 31,2% к 2010 г. При положительной динамике акцизов на пиво и алкогольную продукцию, необходимо отметить, что темпы прироста их гораздо ниже -14,3 и 9,8% соответственно. Как следствие этого упала их доля в общей сумме: с 18,57% в 2010 г. до 15,52% в 2011 г. по пиву (сокращение на 3,06%) и с 15,99 до 12,84% соответственно по алкогольной продукции (сокращение на 3,15%). Особо следует отметить акциз на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию - поступления сократились с 4,8 млрд руб. до 2,9 млрд руб. в 2011 г., т.е. на 39%.

Таким образом, меры регулирования акцизного налогообложения, предусмотренные Правительством РФ, приносят свои результаты, однако, на наш взгляд, в механизме обложения акцизами алкогольной и спиртосодержащей продукции существуют значительные недоработки, которые требуют своего решения.

Помимо фискальной функции, акцизы имеют и регулирующее значение. По мнению Р.Б. Поляк, А.Н. Романова, «регулирующее значение акцизов существенно выше, чем других косвенных налогов» [6] .

На наш взгляд регулирующая функция наиболее полно описана Н.В. Седовой [11]. Автор считает, что регулирующая функция акциза проявляется в нескольких направлениях, среди которых можно выделить:

• воздействие на объемы производства и потребления подакцизных товаров;

• влияние на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукции;

• регулирование рентабельности производства подакцизных товаров.

Ограничивающее воздействие акцизов на объем производства (и как следствие, на объем потребления) применяется, как правило, в отношении «социально опасных» товаров, основным среди которых является табак и алкоголь. Необходимо отметить, что акцизами должны облагаться только те товары, потребление которых приводит к дополнительным расходам бюджета (отрицательные экстерналии). Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов, связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Рассмотрим пример, представленный Т.К.Подгорной [9] для расчета оптимальной ставки акциза на сигареты в Швеции:

Экстерналии в расчете на одну пачку сигарет:

Медицинское обслуживание -0,37

Отпуск по болезни -0,00

Групповые страховки -0,06

Питание и уход +0,25

Пенсия по старости +1,84

Ущерб от пожаров -0,01

Подоходный налог -0,61

Итого чистые экстерналии +1,03

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 долл. на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, но, исходя из расчетов изложенных в таблице, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 долл. чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, дополнительное обложение акцизами сигарет в Швеции нецелесообразно.

Механизм ограничивающего регулирования посредством акциза можно описать следующим образом. Изымая у предприятия часть выручки, акциз отрицательно влияет на финансовый результат деятельности предприятия, снижая его заинтересованность в производстве подакцизной продукции. Сокращение производства (а значит и рыночного предложения) подакцизного продукта в соответствии с теорией спроса и предложения стимулирует рост цен и при прочих равных условиях - снижение спроса. Однако эффективность данного направления регулирующего воздействия акциза существенно зависит от того, насколько эффективно осуществляется государственный контроль за сферами обращения подакцизной продукции, насколько прочны преграды для проникновения подакцизной продукции на рынок без обложения акцизом.

Другое направление регулирующего воздействия акциза - стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукта, - на практике реализуется путем установления дифференцированных ставок акциза внутри товарных групп, а также за счет применения фиксированных акцизных ставок. Облагая относительно более высоким акцизом низкосортный товар, государство стимулирует производителя переходить на изготовление более качественной продукции. Так, например, в ФРГ, а с 2011 г. и в России, с низкооктанового бензина взимается повышенный акциз, более высокий акциз установлен и на низкосортные сигареты. В итоге посредством акциза государство влияет не на изменение структуры производства, но на характер потребления. Кроме того, стимулирование производства более качественной продукции осуществляется за счет установления твердых ставок акциза. Для производителей уплата фиксированного акциза с единицы продукции является стимулом для производства более дорогостоящих изделий, улучшения их потребительских качеств, дизайна и так далее, повышения их рентабельности. Для конечного потребителя установление твердых ставок означает некоторое снижение цены на более качественные, дорогие изделия, а следовательно, увеличивается возможность их потребления [4, с. 506].

Воздействие посредством акциза на рентабельность производства отдельных товаров позволяет уменьшить желание производителей к вхождению в такие сферы бизнеса, как производство спирта, алкоголя, табака, добыча минерального сырья. Эти производства объективно обладают высокой рентабельностью в силу низких затрат и высоких рыночных цен на готовую продукцию. Акциз тем самым, во-первых, взимает в бюджет часть сверхприбыли, во-вторых, препятствует концентрации экономики в данных производственных сферах.

Рассматривая направления регулирующего воздействия акциза, следует отметить, что не все из них реализованы на сегодняшний день в России.

Такое направление регулирования, как стимулирование роста качества производимой продукции, а также влияния на структуру производства и потребления отдельных товаров, сегодня реализуется главным образом посредством такого элемента акцизного механизма, как ставка налога. Твердые ставки акциза, действующие в настоящее время на все виды подакцизной продукции (кроме табачных изделий) стимулируют выпуск более качественной (а следовательно, дорогостоящей) продукции в рамках одной товарной группы [4, с. 507]. Кроме того, в современной России посредством акциза государство влияет на структуру производства и потребления подакцизных товаров. В случае с алкогольной продукцией, установление более высоких ставок акциза на крепкие напитки призвано стимулировать производителя к переходу на производство менее крепкого алкоголя (а покупателя, соответственно, к переходу на потребление менее вредных слабоалкогольных напитков).

Однако, на наш взгляд, ограничивающее воздействие на объемы производства и потребления «социально опасных» товаров, в настоящее время в России реализовано не в полной мере, т.к. в условиях отсутствия действенного механизма государственного контроля над производством и реализацией алкогольной продукции, не приводит к адекватному снижению его потребления: сокращение производства законопослушных производителей и реализации легальной продукции заполняется контрафактной, доля которой на российском рынке на протяжении последних лет устойчиво растет. Ведь с учетом изменений в налоговом законодательстве, в частности, с индексацией ставок акцизов и контролем за минимальной ценой предполагается, что в 2014 г. цена на русскую водку фактически сравняется со стоимостью водки и виски в Западной Европе. Отличие же от Европы заключается в том, что там правительства значительную часть от алкогольных доходов тратят на профилактику и лечение алкоголизма — на просветительские программы, разработку медицинских методик и препаратов, реабилитацию зависимых людей [3]. Россия же заимствует только одну часть западной практики акцизного налогообложения - высокие ставки. Однако государственное регулирование способно иметь и обратный эффект: высокий акциз подрывает производство легальных производителей, стимулируя их уход в теневую экономику. В итоге страна несет экономические и социальные убытки. Особенно важно это для субъектов, в которых акцизы традиционно играют существенную роль в формировании доходов регионального бюджета. Примером служит Республика Северная Осетия - Алания: поступления акцизов по сводной группе в республиканский бюджет в январе-сентябре 2011 г. составили 263,4 млн руб. По сравнению с 2010 г. поступления снизились на 18,5%.

В 2011 г. в сфере производства и оборота алкогольной продукции происходил спад объемов производства и отгрузки. В анализируемом периоде произведено водочной продукции в количестве 109,5 тыс. дал, вина 998,2 тыс.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

дал и шампанского 93,665 тыс. дал. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. произведено соответственно меньше водочной продукции на 94,55 тыс. дал, вина на 106,5 тыс. дал и шампанского на 248,96 тыс. дал. Как показывает анализ, основной причиной спада производства и оборота алкогольной продукции является сокращение количества предприятий, имеющих соответствующие лицензии на право производства и поставки алкогольной продукции, ведь если в 2001 г. на территории республики насчитывалось более 300 заводов и цехов по производству алкогольной продукции, то на сегодняшний день выданных действующих лицензий на производство всей подакцизной алкогольной продукции и спирта всего 32, а действительно функционирующих предприятий гораздо меньше. Из Отчета о деятельности УФНС по РСО-Алания за 2011 г. известно, что в 2011 г. закончилось действие лицензий на производство этилового спирта у 11 спиртопроизводящих предприятий, таких как ООО «Российская слава», ОАО «Владикавказский консервный завод», ООО «Вегас», ОАО «Салют», ООО «ДДД», ОАО «Ариана-С», ООО «Престиж», ООО «Родник», ООО «Казар», ООО «Тимур». У предприятия ООО «Главспиртторг» лицензия на право производства этилового спирта аннулирована. У остальных спиртопроизводящих предприятий: ЗАО АПК «Мичуринский», ООО Спиртзавод «Изумруд» и ООО «Миранда» — действие лицензий истекло в июле-августе 2011 г. На данный момент только одно предприятие, ООО «Престиж», продлило и получило лицензию на право производства этилового спирта еще на 5 лет3.

Во втором квартале 2011 г. истек срок действия лицензий на право производства и поставки алкогольной продукции у 24 предприятий, а у 6 предприятий в июле-августе ЗАО «С-Кристалл», ООО «Элексир-Д», ООО «Владикавказский пищекомбинат», ООО «Русьалко», ООО «Берд-Лавера».На данный момент, только одно предприятие, ООО «Винтрест-7», продлило и получило лицензию на право производства и поставки винной продукции еще на 5 лет. Как показывает анализ и опросы, многие предприятия не намерены переоформлять свои лицензии. Основными плательщиками акцизов являются ООО «Винтрест-7» и ООО «Берд-Лавера», которые сократили в 1 полугодии 2011 года объемы производства соответственно на 163,27 тыс. дал и на 310,4 тыс. дал, а также уплачено акцизов меньше предприятием ООО «Винтрест-7» на сумму 11 283,2 тыс. руб. в 1 полугодии 2011 г., чем за соответствующий период прошлого года. Предприятием ООО «Берд-Лавера» уплачено акцизов на сумму 12 353,6 тыс. руб. меньше, чем в прошлом году4.

В этих условиях существует необходимость изменения российской модели акцизного налогообложения, а в особенности в сфере обложения акцизами алкогольной продукции, при этом использовать наиболее действенные механизмы и методы акцизного налогообложения как инструмента регулирования экономических процессов, что является актуальным для современной российской экономической практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов М.В. Алкогольные доходы в ретроспективе // www.spap.ru.

2. Блинов М.В. История «водочного» акциза в России // www.spap.ru.

3. Владимиров В. Акцизы не пахнут // Новые известия. 14 июня 2011 года // www.nv.ru.

4. МайбуровИ.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.

5. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб: Питер, 2009.

6. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка, А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

7. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб: Питер, 2009.

8. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010.

9. Подгорная Т.К. Зарубежный опыт: акцизы в налоговой системе Швеции // Российский Налоговый Курьер. 2005. № 10.

10. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2008.

11. Седова Н.В. Акцизное налогообложение в современной России // Финансы. 2003. № 12.

12. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998.

14. www.gks.ru.

15. www.nalog.ru.

16. www.r15.nalog.ru.

3 Справка по деятельности Управления Федеральной налоговой службы по РСО-Алания [16].

4 Справка по деятельности Управления Федеральной налоговой службы по РСО-Алания [16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.