Боровко Л.В. акцизное налогообложения
13.10. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Боровко Людмила Викторовна, аспирант, НГГТИ г. Не-винномысск
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение возможности формирования акцизной системы налогообложения социальной ориентации в рамках функционирования современных косвенных налогов. Рассмотрены сущность, роль и значимость акцизов, эволюция акцизного налогообложения; формы и методы её совершенствования. Представленная концепция формирования и эффективного функционирования социально-ориентированной модели акцизов позволяет сделать вывод о том, что она может явиться эффективным стимулом для роста производства подакцизных товаров и обеспечения социальной защиты населения.
Ключевые слова: акцизы, налог с оборота, взимание акцизов, акцизные механизмы
THE FORMATION OF A SOCIALLY-ORIENTED MODEL OF THE EXCISE TAXATION AND THE EFFICIENCY OF ITS DEVELOPMENT
Borovko Lyudmila Viktorovna, graduate student, NGGTI Nevinnomyssk
Annotation: The purpose of this article is to consider the possibility of the formation of the excise taxation system of social orientation in the framework of the functioning of modern indirect taxes. Considers the essence, the role and importance of excise taxes, the evolution of the excise tax; forms and methods of its improvement. The presented concept of formation and effective functioning of the socially-oriented model of excise allows to make a conclusion that it may be an effective incentive for the growth of production of excisable goods and social protection of the population.
Keywords: the excise tax, turnover tax, the collection of excise duties, excise tax-governmental mechanisms
В современном обществе основным источником формирования доходов бюджетной системы являются налоги, а эффективно функционирующая налоговая система имеет определяющее значение для успешного функционирования рыночной экономики. Каждый налог должен иметь при этом свое функциональное назначение и отличие от других налогов в зависимости от целевых установок, способов исчисления и взимания, воздействия на экономику.
Важным элементом данного процесса выступает акциз (фр. ассise, от лат. ассido - обрезаю), являющийся косвенным федеральным налогом. В этой связи, целе-
сообразно исследовать формы его конкретной реализации и практически-прикладную актуальность.
Ни одна из проблем трансформации налогообложения России в экономику рыночного типа не является столь сложной и запутанной, как проблема акцизных отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и хозяйственных субъектов. Отсутствие в стране собственного опыта в этой области и необходимость формировать акцизную систему с нуля привели к тому, что она создавалась методом проб и ошибок, часто путем перенесения некоторых черт современных западных акцизных систем без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа развития национального хозяйства.
Поэтому выбор модели развития государственной акцизной системы требует научно-обоснованных методологических и практических подходов. В настоящей работе нами принята попытка теоретически обосновать и методически определить сущность, роль и значимость акцизов как составляющей всей налоговой системы и косвенных налогов в частности и сформировать современную социально-ориентированную модель акцизного налогообложения.
Для всестороннего изучения функций указанного налогового платежа необходимо, прежде всего, обратиться к истории вопроса. Акцизы имеют древнее происхождение. Основная причина широкого распространения акцизов со времен глубокой древности и до наших дней обусловлена их ощутимыми фискальными выгодами и высокой скоростью их получения. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.
Акцизы возникли в России в X-XI вв., когда акцизному обложению впервые стали подвергаться спиртные напитки. Значение акцизов в доходах российского государства неуклонно возрастало, и к началу XX в. они обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов. Объектами обложения выступали предметы первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т.д.) и товары массового потребления (спиртные напитки, табачные изделия). До революции в России выделялись табачный, спичечный, нефтяной и сахарный акциз. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал свыше 40% всех доходов.
После Октябрьской революции 1917 г. акцизные управления были ликвидированы, а акцизы отменены (1920 г.). Советская налоговая реформа 1930-х годов (проводимая согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 02.09.1930 г.) предполагала слияние существовавших к тому времени акцизов с уравнительным сбором в единый налог с оборота, который впрочем, по своей природе и организации оказался аналогичным акцизам. Акцизы вновь превратились в наиболее важный источник пополнения государственного бюджета.
Налог с оборота обеспечивал в 1931-1933 годах 5060% всей доходной части бюджета, включая доходы транспорта и связи (рисунок 1).
В дальнейшем, в связи с введением новых видов налогов, в структуре доходной части бюджета доля налога с оборота уменьшилась, но оставалась весьма су-
щественной - коло 30% в 1970-х и 1980-х годах. В 1980 году налог с оборота составлял 15,2% к ВВП, в 1985 году - 13,6%. Даже когда поступления от сбора этого налога резко сократились к 1991 году до 6,3% к ВВП, они все равно обеспечивали 21% всех доходов бюджета.
%
1930 194& 1950 19С0 1965 193? 197І 1950 1955 1991 Гыы
Поступление налога с оборота
Рисунок 1. Динамика удельного веса поступлений налога с оборота в Государственном бюджете СССР
Введенный в Российской Федерации с 1 января 1992 г., акцизный налог заменил вместе с НДС действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота. Поступления этого налога занимают чуть более 4% общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет России. Он является седьмым по величине налогом в бюджетной системе страны после единого социального налога, НДС, налога на доходы физических лиц, НДПИ, таможенной пошлины и налога на прибыль организаций.
В таблице 1 приведены данные совокупного объема поступлений акцизных налогов за 1992-2010 гг., за весь период их функционирования, характеризующие акциз как один из доходных источников государственного бюджета.
Таблица 1
Динамика поступления и оценка функционирования акцизных налогов в РФ, 1992-2010 гг.
Постатейна в консолидированный бюджет РФ Удельный вес акцизных налогов. % к
в том числе %
Годы Акцизы, млрд. дб. *) федермь ныл бЮДЖИ ишшдаро Е1ННЫ5 бюджеты субъектов ■ РФ ВВП дохода бюджета налоговым доходам ВТ. ч. косвенным налогам
1995 24.0 73 27 1.65 5.49 6.59 20.05
2000 1664 79 21 7.97 9.74 26:68
2005 253.7 42 58 1.17 2.96 4.09 14.70
2006 270.6 41 59 1,01 2.55 3.64 15.19
200' 314.4 43 57 0.95 2.35 І1 1220
2008 350:0 46 54 0.85 2.І9 Щ 1410
20$ 3472 30 70 0.90 2.55 3.67 14.48
2010 471; 31 69 1.05 2.94 4.18 15.87
*) ао 1998г. - трога, ууб.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год. Из них 327,4 млрд. рублей приходилось на акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило
9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009 г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций -20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ -18,7%, налога на добычу полезных ископаемых -16,8%.
В 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, на сумму 327,4 млрд. рублей, на 4,0% больше по сравнению с 2008 г. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильных бензин увеличилась по сравнению с 2008 г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В 2009 г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, на сумму 29,9 млрд. рублей, что на 8,0% больше по сравнению с 2008 г.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010 году составили 114 млрд. руб. и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года - снизились на 9% (рисунок 2).
- 228 міра рублей +330 хпр ц рубзвй 56%
2008 2(109 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010 2003 2009 2010
НДС НДПИ Налог ні прибыль Акцизы
Рисунок 2. Место акцизов в динамике поступлений основных налогов в федеральный бюджет РФ, 20082010 гг.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-феврале 2011 года составили 31,1 млрд. рублей и выросли относительно января-февраля 2010 года в 1,6 раза. Такой рост обусловлен изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты (в 2009-2010 гг. полностью зачислялись в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а с 2011 года 30% зачисляется в федеральный бюджет и 70% - в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели значительную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей частью доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздей-
Боровко Л.В. акцизное налогообложения
ствовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара.
Однако фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Налоговая система России на сегодняшний день остается жесткой и пока ещё не имеет достаточной связи с реальными интересами и целями функционирования экономики. Жесткость налоговой системы связана с ее направленностью на создание финансовых резервов путем высокого уровня изъятия доходов у предприятий и населения. При этом она не ориентирована на учет всей совокупности интересов субъектов рыночной экономики. По мнению экспертов, для налоговой системы России все ещё характерна реализация фискальной и контрольной функции в гипертрофированном масштабе, в результате чего предприятия теряют заинтересованность в увеличении прибыли и, чтобы избежать высокого налогообложения, всеми мера стараются ее минимизировать. Высокий уровень давления со стороны налоговой системы при несовершенстве современного законодательстве в вопросах административно-
правовой и налоговой ответственности побуждает предприятия к поиску новых путей для уклонения от высоких налоговых платежей, в том числе подталкивает их к ведению деятельности в теневом секторе экономики, где результаты производства и услуг вообще не облагаются никакими налогами.
Рисунок 3. Структурная схема концептуального обеспечения механизмов эффективного социальноориентированного развития акцизного налогообложения в РФ
Анализ экономической ситуации приводит к выводам о необходимости пересмотра существующих подходов к вопросам акцизного налогообложения и использования в формировании акцизной политики государства принципиально новых направлений, инновационных идей, а также наполнения этой политики соответст-
вующим содержанием, ориентированным на конечный результат и социальное развитие.
Проблема создания налоговой акцизной системы, обеспечивающей баланс, гармонию социальной справедливости и экономической эффективности, остается нерешенной. Необходима концепция стимулирующего эффекта при сохранении социальной направленности на сохранение и повышение качества жизни населения (рисунок 3).
Для правильного осознания принципов построения социально-ориентированной акцизно-налоговой модели необходимо выяснить, какие элементы являются базовыми звеньями в налоговой модели, без которых сумма обязательного платежа в виде налога не может быть надлежащим образом создана, рассчитана и уплачена обязанным лицом в бюджет, а какие - не влияют на работоспособность механизма налога. При этом построенное на стандартных принципах формирования налоговой модели содержание каждого основного элемента налога должно отражать индивидуальность механизма налога и быть свойственно только данному конкретному налогу, модель которого создается. Несмотря на прямое предназначение системы акцизного налогообложения (пополнение доходов государственной казны), создаваемая акцизная модель должна выполнять главную роль - обеспечивать экономический рост и развитие подакцизного производства. Для этого используемая структура акцизов, их виды, элементы налогообложения должны быть подчинены главной цели - качественному экономическому развитию отраслей и повышению качества жизни населения.
Акцизно-налоговая концепция социальной ориентации должна базироваться на строгих научных позициях, современной теории налогов, принципах налогов политики, методиках оценки эффективности налоговой политики. Качество системы налогообложения проявляется через её эффективность.
Под экономическим эффектом понимается увеличение объемов подакцизных товаров, объемов потребления, величины акцизных поступлений, снижение затрат в производстве. Под социальным эффектом понимается качество и уровень жизни, дальнейший рост благосостояния всех членов общества, рост культуры сохранения здоровья нации и т.д., а также достижение целей акцизной политики.
Список литературы:
1. Устав об акцизных сборах // Свод законов Российской Империи. Изд. - СПб, 1901.
2. Пансков, В. Г. Налогообложение / В. Г. Пансков. - М.: Издательство Юрайд, 2010.
3. Подгорная, Т. К. О товарах, подлежащих обложению акцизами / Т. В. Подгорная // Налоговый вестник. - 2004. - №6.
4. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение / Д. Г. Черник. -М.: МУФЕР, 2006.
References:
1. The charter of excise // The Code of laws of the Russian Empire. Ed. - St. Petersburg, 1901.
2. Panskov, V. G. Taxation / V. G. Panskov. - M.: Publishing house Uraid, 2010.
3. Podgornaya, T. K. On the goods subject to excises / T. K. Podgornaya // Tax news. - 2004. - №6.
4. Cernik, D. G. Taxes and taxation / D. G. Cernik. - M.: MUFER, 2006.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта кафедры экономики и управления Невинномысского государственного гуманитарнотехнического института Боровко Людмилы Викторовны на тему: «Формирование социально-ориентированной модели акцизного налогообложения и эффективность её развития».
В статье рассматривается актуальная проблема современного общества, в котором основным источником формирования доходов бюджетной системы являются налоги - формирование социально-ориентированной модели акцизного налогообложения и эффективная реализация данной модели в современных условиях.
Автор рассматривает возможности формирования акцизной системы налогообложения при её социальной ориентации в рамках функционирования современных косвенных налогов.
В статье раскрыты сущность, роль и значимость акцизов, рассмотрена эволюция акцизного налогообложения; формы и методы её совершенствования.
Схема концептуального обеспечения механизмов эффективного социально-ориентированного развития акцизного налогообложения в Российской Федерации, предлагаемая автором, представляет интерес, как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Предложенные автором механизмы и инструменты формирования и эффективного функционирования социально-ориентированной модели акцизов могут стать эффективным стимулом для роста производства подакцизных товаров и обеспечения социальной защиты населения.
Вывод: статья рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе».
Доцент,
к.э.н. И. В. Синицына