УДК 336.226
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE EXCISE TAXATION IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Рыбальченко О.В.
Южно-Российский институт-управления филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Rybalchenko O.V.
South-Russian Institute of management Russian Academy of national economy and state service under the President of theRussian Federation
В статье рассмотрены перспективы развития акцизного налогообложения в РФ в 2014-2016 годах. Проанализированы доходы государственного бюджета РФ от акцизного налогообложения и действующие в этот период ставки налогов. Делаются выводы о возможных направлениях дальнейшего совершенствования и последствиях реформирования.
Ключевые слова: акциз; налоговая политика; налоговая доходы; консолидированный бюджет; бюджетная система.
In article prospects of development of the excise taxation in the Russian Federation in 2014-2016 are considered. Income of the state budget of the Russian Federation from the excise taxation and rates of taxes operating in this period is analyzed. Conclusions about the possible directions of further improvement and reforming consequences are drawn.
Key words: excise; tax policy; tax income; the consolidated budget; budgetary system.
Акцизы выступают одним из действующих рычагов воздействия на экономические процессы государства. В настоящее время в Российской Федерации механизм акцизного налогообложения нестабилен и склонен к изменениям, акцизы выполняют преимущественно фискальную функцию, а регулирующая функция акцизов в налоговой системе России реализована не полностью. Это находит отражение в налоговых поступлениях бюджетов РФ. Вопросы регулирования бюджета и бюджетной политики как федеральном таки на региональном уровнях, рассматривались в работах таких авторов как: К.И. Оганесян [1], Т. В. Игнатова, Л.В. Болдырева [2], Т.П. Черкасова [3], Е.Н. Голик [8] и др.
Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации в 2011- 2016 годах представлена на рисунке 1.
900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
686,2
584,5
372,1
441,8
491,4 461
508
4
231,8
341,9
532
843,6
824,9
UКонсолидированны й бюджет РФ (млрд.рублей)
I Федеральный бюджет РФ — (млрд.рублей)
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
прогноз прогноз прогноз
2
Рисунок 1 Поступление администрируемых ФНС России доходов акцизов в консолидированный бюджет
Российской Федерации в 2011-2016 гг. [4,5].
Как видно из рисунка 1, поступления акцизов в консолидированный бюджет РФ с 2011 года имеют тенденцию к росту, а 2014-2016 годы характеризуются резким увеличением доли поступлений акцизного налогообложения в доходах консолидированного бюджета РФ, что связано с индексацией ставок акцизов на 2014-2016 годы.
В 2013 году доля акцизов в доходах консолидированного бюджета была увеличена на 32 %, в доходах федерального бюджета на 98% (в сравнении с 2011), а в 2014 году поступления акцизов в консолидированный бюджет планируется превысить на 3,4%, в федеральный бюджет на 26% в сравнении с 2013 годом и в 2015 году на 8,3% и 48% соответственно. Доля акцизного налогообложения в доходах консолидированного и федерального бюджета в 2016 году характеризуются значительным превышением - на 71% и 78,9 % в сравнении с 2013 годом соответственно.
Увеличение доли акцизного налогообложения в доходах бюджета РФ (консолидированного и федерального) связано с инфляционными процессами в стране и изменением налогового законодательства - увеличением ставок подакцизных товаров.
Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Данная тема особенно актуальна, так как увеличение акцизов коснётся не только каких-то отдельных граждан РФ, но и непосредственно всех и каждого, поскольку все мы являемся потребителями.
С 2014 года в России вступают в силу новые акцизы 2014 на сигареты, алкоголь (вино, пиво) и бензин. Закон о новых акцизах был подписан президентом РФ в конце сентября 2013г., в данном законе прописаны основные ставки акцизов на 3 года вперед, т.е. с 2014г. по 2016г. [6].
В 2014 и 2015 гг. налогообложение подакцизных товаров будет осуществляться по ставкам в повышенных размерах, которые были запланированы
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
предыдущей редакцией п. 1 ст. 193 НК РФ. Так, повышение ставок акциза на автомобильный бензин 5-го класса на 2014-2015 годы планируется осуществлять ежегодно в диапазоне до 700 рублей за тонну, на автомобильный бензин 4-го класса - до 500 рублей за тонну [5].
Ставки акцизов на моторное топливо определены с учетом комплекса факторов, в том числе прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых ограничений сроков производства и обращения моторных топлив 3-го и 4-го классов, а также с учетом необходимости формирования доходов дорожных фондов.
Таблица 1
Ставки акцизов на автомобильный бензин в РФ в 2014-2016 годах [5]
акциз 2014 год 2015 год 2016 год
автомобильный бензин 4-го класса На 5%: 9 тыс. 916 руб. На 5%: 10 тыс. 858 руб. На 5%: 10 тыс. 858 руб.
Автомобильный бензин 5-го класса На 12%: 6 тыс. 450 руб. за тонну На 11%: 7 тыс. 750 руб. за тонну На 20% к уровню 2015г 9 тыс. 500 руб. за тонну
В 2014-2015гг. ежегодное дополнительное повышение ставок акцизов на автомобильный бензин 4-го класса предлагается в размере 5%, а в 2016г. ставку предлагается сохранить на уровне 2015г. В 2014г. на бензин 5-го класса предлагается дополнительно повысить ставку на 12%, в 2015г. - на 11%, в 2016г. - на 20% к уровню 2015г. Так, на бензин 4-го класса ставка акциза в 2014 г. равна 9916 руб. (вместо 9416 руб.), в 2015 г. - 10 858 руб. (вместо 10 358 руб.) за 1 т, а на бензин 5-го класса она составит в 2014 г. 6450 руб. (вместо 5750 руб.), в 2015 г. - 7750 руб. (вместо 6223 руб.) за 1 т.
При этом на период 2014-2015гг. дополнительной индексации ставок акцизов на дизельное топливо не предусматривается. В 2016г. ставки сохра-
нятся на уровне, установленном на 2015г., за исключением дизельного топлива 5-го класса, ставку на которое предлагается повысить на 14%.
Больше всего по отношению к другим акцизам в 2014 году вырастут новые акцизы на сигареты, а именно на 42%, в 2015-м на 20%, а в 2016-ом на 28%. Таким образом, за три последующих года в России прогнозируется увеличить ставки акцизов больше чем в 2 раза.
Для сигарет и папирос акцизы повысятся с нынешних 550-730 рублей за 1000 штук (550 + 8% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1000 штук) до 800-1040 рублей ( + 8,5 % стоимости)в 2014 году., затем - 960-1250 рублей ( +9 % стоимости ) в 2015 г. и до 1200-1600 рублей ( + 9,5 % стоимости) в 2016 г.
Акцизы на одну сигарету вырастут с текущих 58 рублей за штуку до 85 рублей в 2014 г., до 128 рублей в 2015 г. и до 141 рубля за штуку в 2016 г.
Акцизы на килограмм табака вырастут с 1000 рублей до 1500 рублей в 2014 году., до 1800 рублей в 2015 г. и до 2000 руб. в 2016 г.
Таблица 2
Ставки акцизов на сигареты в РФ в 2014-2016 годах [5]
2014 год 2015 год 2016 год
Акцизы на 800-1040 рублей 960-1250 рублей 1200-1600 рублей
сигареты и ( + 8,5 % стои- ( +9 % стоимо- ( + 9,5 % стоимо-
папиросы мости) сти ) сти)
Акцизы на од- 85 руб. 128 руб. 141 руб.
ну сигарету
Акцизы на ки- 1500 руб. 1800 руб. 2000 руб.
лограмм таба-
ка
Налоговую политику по взиманию акцизов на табачную продукцию планируется проводить в соответствии с принятыми в последние годы законодательными актами и планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению та-
бака в 2010-2015 годах, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №1563-р [7]. Этим планом предусмотрено, что поэтапное повышение акциза должно происходить такими темпами, чтобы обеспечить в РФ средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Что касается алкоголя, то здесь величина акциза будет зависеть от крепости и вида алкогольного напитка. Ставки акцизов на спиртосодержащую и алкогольную продукцию на 2016г. проиндексированы на 10% к уровню 2015г. Так, на алкоголь с долей этилового спирта свыше 9% ставки акцизов составят в 2014г. 500 руб., в 2015г. - 600 руб. и в 2016г. - 660 руб. за литр безводного спирта. Для алкоголя с процентным содержанием этилового спирта до 9% акцизы составят 400 руб. в 2014г., 500 руб. - в 2015г. и 550 руб. - в 2016г. за 1 литр содержащегося в продукции безводного спирта. На пиво и вина индексация проведена в размере прогнозируемого уровня инфляции -5,4% к уровню 2015г. Так, для вин ставки акцизов в 2014-2016гг. составят соответственно 8, 9 и 10 руб. за литр; для пива с содержанием спирта от 0,5% до 8,6% - 18, 20 и 21 руб. за литр; для пива крепче 8,6% - 31, 37 и 39 руб. за литр продукции.
Таблица 3
Изменение ставки акцизов на алкоголь в 2014-2016 годах [5].
Изменение ставки акцизов на алкоголь
Алкогольные напитки 2014 год 2015 год 2016 год
Содержание спирта свыше 9% - +20 % + 10 %
Содержание спирта менее 9 % + 25 % +25 % +20%
Пиво(содержание спирта от 0,5 до 8,6) +20% +11% +5%
Пиво(содержание спирта больше 8,6) +19,35 +19,2% +5,4%
Вино +14,3% +12,5% +11,1%
Еще одна новация в акцизном налогообложении касается введения обязанности по уплате авансового платежа акциза. Так, с 1 июля 2014 г. производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в случае использования ими этилового спирта-сырца (в том числе ввозимого в Россию с территорий государств - членов Таможенного союза и являющегося товаром Таможенного союза) должны уплатить авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ). Ранее такой платеж перечислялся, только если для производства применялся этиловый спирт-сырец, произведенный на территории России [5].
Согласно финансово-экономическому обоснованию выше представленных данных предлагаемые изменения акцизного налогообложения увеличат поступления в консолидированный бюджет в 2014г. на 17 млрд. руб., в 2015г. - на 23,8 млрд. руб. Увеличение ставок акцизов в 2016г. по сравнению с утвержденными ставками на 2015г. приведет к росту доходов консолидированного бюджета РФ на 311,4 млрд. руб.
По мнению многих ученых-экономистов в проводимой в настоящее время акцизной политике не в полной мере учитывается специфика данного налога, которая обусловлена полезностью и качеством подакцизных товаров. Так Голик Е.Н. считает, что «повышенная налоговая ставка должна применяться к товарам и услугам, потребление которых ведет к росту социальных, экологических издержек общества и индивида. В уровне налоговых ставок акциза данное положение не всегда реализуется. Они не в полной мере выполняют функцию ограничителя потребления наиболее опасных для здоровья благ, не исходят из учета социальных ценностей и экологических последствий потребления подакцизных товаров. Угрозы и риски в рыночной экономике России возрастают в силу неопределенности ее рыночного характера. Успешное их решение, нейтрализация обеспечивается и посредством использования научно-обоснованного акцизного налогообложения. Назрела необходимость расширения перечня подакцизных товаров и повышения нало-
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
говых ставок на товары нефункционального спроса. Они генерируют социальную нестабильность в обществе, а по своей экономической природе удовлетворяют нерациональные потребности» [8, С. 60 - 65].
На наш взгляд увеличение ставок акцизов, несомненно, окажет влияние на всех участников рыночных отношений в будущем, но предсказать, какое это будет влияние, представляется довольно непростой задачей, учитывая специфику и неустойчивость российской экономики. Исходя из экономической сущности акциза, требуется изменения пропорции распределения акцизных налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы. Основная их часть должна входить в налоговые доходы местных бюджетов, поскольку расходы по устранению последствий от потребления подакцизных товаров и услуг несут, прежде всего, бюджеты поселений, районов и муниципалитетов.
Таким образом, в ближайшей перспективе выработаны меры, направленные на повышение уровня акцизного налогообложения и уточнены отдельные положения механизма обложения данным налогом.
Список литературы
1. Оганесян К.И. Развитие межбюджетных конституционно-правовых отношений в положениях законодательства России постсоциалистического периода // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 63-70.
2. Игнатова Т.В., Болдырева Л.В. Системный подход как методологическая основа управления региональными бюджетами (на примере Краснодарского края) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 43-52.
3. Черкасова Т.П. Государственное управление посткризисным экономическим ростом России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 91-99
4. Консолидированный бюджет РФ за 2011, 2012, 2013 годы. // URL: http: // www.roskazna.m/konsolidirovannogo-byudzheta-rf/Сдата обращения: 01.04.2014)
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147172/(дата обращения: 01.04.2014)
6. Федеральный закон от 30.09.2013 №269 - ФЗ "О внесении изменений в главу 22 НК РФ" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152475/ (дата обращения: 01.04.2014)
7. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105331/(дата обращения: 01.04.2014)
Голик Е.Н. Экономическая природа акцизного налога и возможности ее реализации в практике отечественного налогообложения. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №3 (46).