Научная статья на тему 'Правовое регулирование акцизного налогообложения алкогольной продукции'

Правовое регулирование акцизного налогообложения алкогольной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2546
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / АКЦИЗ / АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СТАВКИ / БЮДЖЕТ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / TAXES / EXCISE / EXCISE TAXES / RATES / BUDGET / ALCOHOL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Супрунова Д. А.

В статье рассматривается правовое регулирование акцизного налогообложения алкогольной продукции в Российской Федерации. Показана динамика акцизных ставок на алкогольную продукцию. Исследуется влияние акцизного налогообложения на социально-экономические процессы в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE EXCISE TAXATION ON ALCOHOL PRODUCTS

This article examined the legal regulation of the excise taxation on alcoholic products in the Russian Federation. Dynamics of excise rates on alcoholic products was shown. Investigates the influence of excise taxation to socio-economic processes in the country.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование акцизного налогообложения алкогольной продукции»

УДК 35.08

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ LEGAL REGULATION OF THE EXCISE TAXATION ON ALCOHOL

PRODUCTS

Супрунова Д.А. ЮРИФ РАНХиГС, студентка

Suprunova D.A. YURIF RANHiGS, student

В статье рассматривается правовое регулирование акцизного налогообложения алкогольной продукции в Российской Федерации. Показана динамика акцизных ставок на алкогольную продукцию. Исследуется влияние акцизного налогообложения на социально-экономические процессы в стране.

Ключевые слова: налоги, акциз, акцизное налогообложение, ставки, бюджет, алкогольная продукция.

This article examined the legal regulation of the excise taxation on alcoholic products in the Russian Federation. Dynamics of excise rates on alcoholic products was shown. Investigates the influence of excise taxation to socioeconomic processes in the country.

Key words: taxes, excise, excise taxes, rates, budget, alcohol products.

Государство всегда стремилось создать такую систему налогообложения, которая позволила бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для налогоплательщиков. Несмотря на то, что более

простой и исторически развитой формой налогообложения были прямые налоги, широкое применение получили менее заметные косвенные.[1]

Акцизы имеют многогранную природу, представляя собой особый вид косвенного налога, взимаемый как при реализации определенного перечня товаров на внутреннем рынке государства, так и при ввозе товаров на таможенную территорию государства.

В России взимание акцизов регулируется главой 22 НК РФ.[2] Акциз, так же как и налог на добавленную стоимость, выступает в виде надбавки к цене подакцизного товара. Однако по сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения, распространяясь на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства, не затрагивая сферу услуг.

Акциз является социально ориентированным налогом и рассматривается государством как средство ограничения потребления населением социально вредных товаров.

Статьей 13 НК РФ акцизы отнесены к категории федеральных налогов. Федеральными признаются налоги, устанавливаемые настоящим кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.[3]

Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран.[4 По данным Росстата, в РФ акцизный сбор составляет 15,2% в структуре поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет России по видам в январе 2014 года.[5]

Рисунок 1

Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных: платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

в январе 2014 года

Е % К ИТОГУ

33 11.6

■ няпг ка грк£ьеты>рг.зн:*ацкй п иш т жц

□ НИШ1 т ДО&= ОЕЮСуЮ стокмогт ь

Стабильность поступления доходов в консолидированном бюджете страны обуславливается высокой собираемостью акцизов, широко используемых в потребительском обороте внутри страны. Так, в январе 2014 г. поступление акцизов по подакцизным товаров составило 131 млрд. руб. Основную часть поступлений обеспечили акцизы на табачную продукцию в количестве 54,9 млрд. руб. и алкогольную - 27,9 млрд. руб.

Одним из факторов, обуславливающих формирование доходной части бюджета, является индексирование акцизных ставок на алкогольную продукцию. С 1 января 2014 г. вступили в силу существенные поправки, внесенные в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ. В результате был изменен порядок исчисления и уплаты акцизов, а их ставки возросли практически по всем видам подакцизных товаров.

Динамика ставок за последние годы и на перспективу отражена в таблице 1.[6]

Таблица .1

Динамика ставок акцизов в РФ в 2010-2015 гг.

Вид подакцизных товаров 2000 г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Спирт этиловый из всех видов сырья 30,5 33,6 37 59 74 93

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 % 210 231 254 400 500 600

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % 158 190 230 320 400 500

Игристые вина (шампанские) 14 18 22 24 25 26

Пиво, нормативное содержание объемной доли этилового спирта которого составляет 0,5 % включительно 0 0 0 0 0 0

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта варьируется от 0,5 % и до 8,6 % включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива 9 10 12 15 18 20

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 % 14 17 21 26 31 37

Важной тенденцией усиления государственного регулирования в сфере промышленного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции выступает всевозрастающее использование налоговых механизмов осуществления такого регулирования, в первую очередь через систему косвенного налогообложения.

Регулирующее воздействие акцизов реализуется на практике с использованием системы дифференцированных ставок. В случае с алкогольной продукцией установление более высоких ставок акциза на крепкие напитки призвано стимулировать производителя к переходу на производство менее крепкого алкоголя, а покупателя, соответственно, к переходу на потребление менее вредных слабоалкогольных напитков.

Основополагающим Федеральным законом в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции можно назвать ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 г., способствующий ограничению потребления алкогольной продукции.[7]

Одной из мер государственного регулирования производства и дальнейшего распространения подакцизной алкогольной продукции, закрепленной в данном ФЗ, является специальный защитный механизм -акцизная марка.

Акцизная марка - документ государственной отчетности, который удостоверяет законность производства и (или) оборота на территории страны определенной продукции, а также позволяет осуществлять налоговый контроль.

Акцизные марки необходимы государству, во-первых, для своевременного обнаружения акцизных товаров, не оплаченных акцизным сбором, а во-вторых, для гарантии покупателям качества приобретаемого товара. Постановление Правительства РФ от 27.03.2014 № 236 отражает последние изменения законодательства по вопросам, связанным с маркировкой алкогольной продукции. Датой начала действия документа является 8 апреля 2014 года. [8]

В связи с увеличением количества правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ФЗ от 21.12.2013 № 365-ФЗ предусматривает усиление уголовной и административной ответственности по данным правонарушениям.[9]

Так, в ст. 14.16 КоАП представлены меры административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено ст. 14.17 КоАП; административная ответственность за использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции урегулирована ст. 14.18 КоАП.[10]

Действующее уголовное законодательство также предусматривает ряд составов преступлений, препятствующих нормальному обороту алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке. Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров и продукции отражена в ст. 1711 УК РФ. [11]

Таким образом, кодексы РФ, НПА, Постановления Правительства РФ и другие законодательные акты, предмет регулирования которых, так или иначе, связан с алкогольной проблематикой, осуществляют контроль за качеством и количеством потребляемой продукции, за регулированием производства и оборота алкогольной продукции, а также устанавливают меры ответственности за их нарушение.

Государство, являясь экономическим стабилизатором, в соответствии с Концепцией по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, индексирует акцизные ставки, способствуя не только наполнению федерального бюджета денежными средствами, но и, выполняя регулирующую функцию, противодействует нелегальному производству алкогольной продукции, наносящему вред здоровью граждан и способствующему возникновению теневого сектора экономики.[12]

Механизм государственного контроля не всегда успешно противодействует незаконным деяниям в сфере производства и реализации алкогольной продукции, не смотря на широкую нормативно-правовую базу, разработанную законодательством [15, с. 91]. Итогом является сокращение производства законопослушных производителей, и реализация легальной продукции заполняется контрафактной, доля которой на российском рынке, на протяжении последних лет устойчиво растет.

Однако, нормативно-правовая база, регулирующая алкогольную сферу, регулярно обновляется и дополняется, предоставляя возможность контролирующим органам выявлять нарушителей [13].

Таким образом, меры государственного регулирования акцизного налогообложения, приносят свои результаты, несмотря на наличие некоторых несовершенств в механизме обложения акцизами алкогольной и спиртосодержащей продукции [14].

В связи с этим, со стороны государства требуется разработка и использование наиболее действенных механизмов и методов акцизного налогообложения как инструмента регулирования экономических процессов.

Список литературы:

1. Давыдова И.А. Акцизы. М, 2003. С. 7 .

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

4. Рассыльников И.А. Основы правового регулирования бюджетной деятельности в Великобритании // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1. С.96.

5. Налоговая статистика [Электронный ресурс], http://www.gks.ru

6. Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5039.

7. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2013 г.) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

8. Постановление Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № 236 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с маркировкой алкогольной продукции" // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1631.

9. Федеральный закон от 21 декабря 2013 № 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // Собрание законодательства РФ. 2013. № 51. Ст. 6685.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г., с изм. от 8 апреля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 3 февраля 2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

12. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р "О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2010. № 2. Ст. 264.

13. Душакова Л.А., Завгородняя Л.В. Административно-правовые процедуры на государственной службе Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Изд-во: ЮРИФ РАНХиГС, 2012. С.54

14. Тегетаева О.Р. Роль акцизного налогообложения в регулировании экономических процессов. // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 2-2. С. 60-64.

15. Мирошник С.В. Повышение эффективности налогового законодательства: проблемы и способы их разрешения // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1. С. 90-95.

16. Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в современной России: динамика изменений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 193-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.