Научная статья на тему 'Социально-экономические основы реализации планомерности в современных условиях'

Социально-экономические основы реализации планомерности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНОМЕРНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРНОЕ ЗВЕНО / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / PUBLIC PRODUCTION / ECONOMY / STRUCTURAL LINK / REFORMING / ECONOMY MECHANISM / BALANCED DEVELOPMENT / ECONOMY SUBJECT / CRISIS PHENOMENA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузельбаева Г. Т.

В статье рассматривается понятие планомерности как способ движения общественного производства, нацеленный на достижение, по меньшей мере, двух важных задач, во-первых, на формирование и сохранение связей между структурными звеньями экономики и, во-вторых, на сочетание экономических интересов хозяйствующих субъектов. В публикации также освещаются предпосылки и последствия скачкообразной трансформации сущности планомерности, вызванной реформированием хозяйственного механизма и кризисными явлениями, происходящими в недрах российской экономики. Автор предлагает широкий спектр мер и методов преодоления проблемных мест отечественной экономики в рамках функционирования обновленной усовершенствованной парадигмы планомерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-ECONOMIC BASIS OF BALANCED DEVELOPMENT UNDER THE MODERN CONDITIONS

The article views the notion of balanced development as a means of the public production motion aimed at achieving of at least two important tasks. The first is formation and preserving of the connections between the economy structural links, and the second is the balancing of the economic interests of the economy subjects. The publication also touches upon the prerequisites and consequences of spasmodic transformation of balanced development, which occurs due to the economy mechanism reformation and the crisis phenomena taking place within the Russian economy. The author suggests a range of measures and methods to overcome the problem zones of Russian economy within the frameworks of the renovated improved paradigm of balanced development.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические основы реализации планомерности в современных условиях»

УДК 338.24

Г.Т. ГУЗЕЛЬБАЕВА, кандидат экономических наук, доцент

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОМЕРНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается понятие планомерности как способ движения общественного производства, нацеленный на достижение, по меньшей мере, двух важных задач, во-первых, на формирование и сохранение связей между структурными звеньями экономики и, во-вторых, на сочетание экономических интересов хозяйствующих субъектов. В публикации также освещаются предпосылки и последствия скачкообразной трансформации сущности планомерности, вызванной реформированием хозяйственного механизма и кризисными явлениями, происходящими в недрах российской экономики.

Автор предлагает широкий спектр мер и методов преодоления проблемных мест отечественной экономики в рамках функционирования обновленной усовершенствованной парадигмы планомерности.

Эффективное функционирование и развитие экономики России предполагает использование присущих ей экономических законов. Механизм их использования включает различные формы и методы реализации законов. Теория и практика развития российской экономики показывают, что по мере развития общественного производства конкретные формы и методы реализации экономических законов не остаются неизменными.

Это обусловлено прежде всего развитием, изменением условий производственно-хозяйственной деятельности. Конкретные условия хозяйствования способствуют либо расширению действия и использования экономических законов, либо, напротив, сужают границы и степень реализации тех или иных экономических законов. В результате изменения условий использования экономических законов неизбежно возникает необходимость модификации, а подчас и смены форм и методов хозяйствования. Своевременное их обновление открывает простор прогрессивным изменениям в экономике и способствует не только более полному использованию экономических законов, но и представляет простор для их дальнейшего действия. Сохранение же в новых хозяйственных условиях сложившихся подходов, принципов,

форм и методов использования экономических законов, как правило, тормозит решение стоящих перед обществом социально-экономических задач, сдерживает развитие экономики, совершенствование производительных сил и производственных отношений.

Объективно обусловленным способом реализации закономерностей развития производительных сил и производственных отношений остается планомерность, выражающая объективную необходимость сознательно контролируемого обществом движения (процессов развития) всех сторон и сфер общественного производства. Сущность планомерности состоит в поддержании пропорциональности способа производства в целом хозяйствующими субъектами.

Планомерность неотделима от сознательной, организованной в масштабе всего общества деятельности людей. Сама по себе, спонтанно, без активных, целенаправленных действий субъективного фактора она реализоваться не может. Эта сознательная деятельность представляется не только как формирование и поддержание связей между структурными звеньями экономики из единого центра (что, естественно, имеет большое значение), но и как необходимость согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Иными словами, планомерность - способ движения общественного производства, в результате которого сознательно устанавливаются пропорции его структурных звеньев и сочетаются экономические интересы хозяйствующих субъектов.

Именно необходимость согласования экономических интересов определяет условия и формы организации производства и поддержание пропорциональности способа производства в целом. Вполне очевидно, что реализация планомерности на различных структурных уровнях общественного производства неодинакова. Это обусловлено ее социально-экономическими основами.

Реформирование хозяйственного механизма приводит к значительным изменениям в формах и методах реализации планомерности. Причем, существенной особенностью современного этапа реализации планомерности является то, что осуществляется не просто совершенствование существовавшего прежде механизма, а создание обновленного. Иными словами, в настоящее время происходит скачок в развитии механизма реализации планомерности. Закладываются новые подходы к планированию, возникают принципиально иные его формы и методы.

По мнению автора, выход российской экономики из кризисной ситуации возможен при использовании плановых методов хозяйствования. В этой связи следует уточнить сущность пропорциональности. В рыночных условиях она реализуется на основе планово-договорной системы, при которой объектами народнохозяйственного плана становятся лишь общеэкономические, межотраслевые и межрегиональные пропорции развития. В качестве субъектов планирования выступают субъекты Федерации, а также важнейшие межотраслевые ассоциации и предприятия. При этом следует особо отметить, что вместо плана-директивы вводится план-договор. В целом эффективность функционирования народного хозяйства страны может быть обеспечена при условии создания единой комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования на всех уровнях народного хозяйства.

В 1995 году Государственная дума приняла закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем сформулированы основные положения известных в недалеком прошлом понятий: "государственного прогнозирования", "концепций", "программ социально-экономического развития". Закон предусматривает разработку прогноза на долгосрочную (10 лет), среднесрочную (от 3 до 5 лет), краткосрочную (1 год) перспективу; концепции на долгосрочную и программы на среднесрочную перспективы; проектировки развития государственного сектора экономики на год; осуществление ежемесячного мониторинга состояния экономики.

Положительным является признание необходимости разработки в России промышленной политики, называемой на Западе политикой "государственного отраслевого ориентирования". Основными направлениями ее реализации являются: наращивание производства и экспорта прежде всего высокотехнологичной наукоемкой продукции; создание и реализация "прорывных" научно-технических проектов; прекращение импорта изделий, которые могут быть изготовлены отечественной промышленностью.

Однако работа по выполнению указанных программных разработок до сих пор осуществляется непоследовательно, направлена на решение текущих задач. Прослеживается тенденция ежегодного сокращения финансирования программ, а также их недофинансирование в течение каждого бюджетного года. Для реализации этого закона необходима согласованная стратегия экономической политики, отвечающая современным задачам и долговременным интересам России, для чего необходим кодекс - свод законов о государственном регулировании и практические меры по его осуществлению.

Сегодня, в условиях, когда основой экономической системы является многообразие форм собственности, необходимо отличать специфику реализации планомерности на различных уровнях хозяйствования. Прежде всего, это проявляется на уровне самостоятельно хозяйствующего субъекта.

Корпоративная фирма как хозяйствующий субъект, с одной стороны, выступает в качестве производителя материальных благ и услуг, с другой - как форма координации и организации. Фирма может быть представлена как способ координации и организации взаимосвязи между хозяйствующими субъектами: как определенная совокупность взаимовыгодных контрактных отношений, оптимальное установление которых обеспечивает экономию трансакционных затрат.

Рыночные и нерыночные формы координации выступают по отношению к предприятию в виде внешних и внутренних его форм. Формы координации первых рассматриваются в качестве ценовых, вторых - в качестве традиционного неоклассического анализа. Обычно сопоставление рыночной (ценовой) и фирменной (иерархической) форм координации осуществляется с позиций трансакционных издержек.

Данный подход предполагает изучение экономических взаимодействий исходя из целостности и взаимопроникновения всех воспроизводственных стадий. Это, однако, не означает, что сфера производства и сфера обращения не должны рассматриваться как относительно самостоятельные. Возрождение классической традиции разграничения сфер производства и обращения прослеживается в методологии исследования современной теории фирмы и осуществляется путем использования базовых положений теорий трудовой стоимости и предельной полезности. С этих позиций рынок связан прежде всего со сферой обращения, а фирма -со сферой производства.

Различные формы согласования - внутренние и внешние - могут противопоставляться с достаточной степенью условности. Общим элементом экономического взаимодействия рыночных и нерыночных отношений являются сделки обмена, трансакции, которые существуют в различных формах и составляют содержание любых систем согласования. Трансакции имеют место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологического процесса к исходной точке другого, смежного с первым. Заканчивается одна стадия деятельности и начинается другая.

Обмен опосредует изменение функциональных форм капитальных активов. Если рассматривать функциональные формы капитала - денежную, товарную и производительную, то можно сказать, что в сфере обращения происходит превращение производственных ресурсов в факторы производства, сопровождающееся превращением денежной формы стоимости в товарную и затем в производительную. Товарную форму в данном случае приобретают производственные ресурсы, необходимые для начала производственного процесса, в рамках которого они станут факторами.

Процесс кругооборота промышленного капитала может начаться не только с денежной его формы, но и с товарной или даже с производительной, когда предприятие владеет необходимыми для производства ресурсами. Независимо от того, с какой из функциональных форм капитала он начинается, соединение производственных ресурсов осуществляется как договорное согласование, участники которого являются собственниками ресурсов. Он составляет содержание сделки обмена (трансакции), предшествующей производству на предварительной стадии. Реализация готовой продукции порождает свои элементы трансакционных затрат, относящихся к стадии после заключения контракта.

Организационными формами трансакций являются рынок и фирма. Рыночная форма организации обмена обусловлена спросом и предложением, а границами обмена выступают трансакционные издержки. Внутрифирменная форма обмена порождает административные издержки. Данный обмен осуществляется на основе договоров (контрактов). Смешанные формы обмена, занимающие промежуточное место между рыночной и внутрифирменной, включают в себя элементы той и другой.

Рыночные по своему содержанию сделки проникают во внутрифирменные взаимодействия, а последние в виде издержек оказывают воздействие на рыночные формы обмена. Такой подход принят в теории издержек А. Маршалла. Исследуя теорию трудовой стоимости и предельной полезности, он сделал вывод, что

принцип издержек производства и принцип конечной полезности являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения. Закономерности формирования предложения он объяснял на основе теории факторов производства, а закономерности спроса -на основе теории предельной полезности.

Система межфирменных взаимодействий как рыночная в своей основе должна рассматриваться в качестве опосредованно-общественной, то есть в роли посредников при организации обмена выступают рыночные цены, а внутрифирменные взаимодействия выступают как непосредственно-общественные. При оценке рыночных и внутрифирменных взаимодействий необходимо исходить из того, что связи внутри фирм формируются на основе планово-административных методов координации, а рыночные взаимодействия - на основе спроса и предложения.

В условиях планово-административной системы хозяйства функции управления и координации осуществлялись министерствами, центральными финансово-кредитными учреждениями. Жесткие методы административного управления со временем стали отрицательно сказываться на результатах производства. В тот период начали появляться новые формы управления, обеспечивающие расширение полномочий хозяйствующих субъектов. В результате стали создаваться производственные, научно-производственные, территориально-производственные комплексы.

Разрушение административной системы управления, отраслевых министерств и ведомств, снабженческо-сбытовых органов привело к разобщению предприятий. Произошла потеря управляемости; в то же время новой концепции хозяйствования, соответствующей рыночным условиям, не было. В результате наступили глубокий экономический кризис, резкое падение объемов производства.

При прежней централизованной системе все предприятия и организации были охвачены единым "контуром управления", который замыкался через высшие государственные органы управления. Каждое структурное подразде-

ление выполняло свою специфическую функцию в соответствии со специализацией и существующим разделением труда.

После предоставления полной хозяйственной самостоятельности предприятиям и организациям, последующего их акционирования и приватизации обнаружилось, что "контуры" общего управления оказались разорванными, опыта знаний хозяйствования в рыночных условиях не было, рыночный механизм взаимодействия между хозяйствующими субъектами отсутствовал. В результате начались сбои в поставках комплектующих изделий, а лишение предприятий государственной поддержки привело к взаимным неплатежам, спаду производства, нарушению равновесности всей системы.

Преодоление негативных явлений посредством институциональных преобразований можно осуществить двумя путями. Первый, наиболее простой, но весьма дорогостоящий - создание на каждом предприятии необходимых служб и подразделений, обеспечивающих его функционирование в рыночных условиях. Второй - объединение предприятий различных сфер в крупные конкурентоспособные структуры. В качестве таких структурных подразделений могут служить финансово-промышленные группы (ФПГ) корпоративного типа, основанные на интеграции промышленного, финансового и торгового капиталов с привлечением кредитно-финансовых учреждений. Последние имеют более широкие инвестиционные возможности и позволяют совместно осуществлять целевые программы, недостижимые для отдельно взятого предприятия.

Планомерность и рынок - классический пример диалектического противоречия, демонстрирующий самые разные варианты развития в зависимости от выбора доли участия указанных сторон. Создать высокоэффективную экономику невозможно без широкого использования рыночных механизмов.

Объективные предпосылки государственного регулирования определяются: во-первых, поддержанием текущего экономического равновесия, правового оформления деятельности участников производства; во-вторых, необходимо-

стью контролировать неуправляемые процессы развития производства в рыночных условиях и антисоциальных явлений.

Ведущая роль в реализации актов регулирования воспроизводственных процессов исторически отводится государству. Это объясняется: особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно воздействовать на воспроизводственные процессы, связанные со структурными преобразованиями; реальным влиянием в экстремальных ситуациях на преодоление кризисных процессов, неравновесных состояний рынка; решением глобальных проблем экономики, с которыми рыночные механизмы не справляются с достаточной эффективностью: развитие базовых отраслей производства, строительство природоохранных объектов, поддержание непроизводственной сферы.

В данных условиях задача государственного регулирования сводится к определению форм согласованного действия многочисленных субъектов хозяйствования, обеспечения их интересов на всех уровнях народного хозяйства. Известно, что при плановых методах хозяйствования такое согласование осуществлялось с помощью контрольных цифр, директивных заданий, лимитов, экономических нормативов. В рыночной экономике товаропроизводители и фирмы реализации продукции несут ответственность за результаты своей деятельности. В результате рынок направляет деятельность непосредственных производителей, а государство выполняет регулирующие функции рыночных отношений. Поэтому в рыночной экономике государство регулирует функционирование рынка, а рынок регулирует деятельность производителей.

Важнейшим направлением и способом государственного воздействия на экономические процессы в рыночных условиях выступает эффективный государственный сектор.

Государственный сектор, с одной стороны, -это часть национального хозяйства, выступающая в виде государственной собственности на имущество со своей сетью предприятий и организаций; с другой - государственная собственность на фи-

нансовые ресурсы, поступающие в виде налогов и различных платежей.

В первом случае государство осуществляет полный контроль над собственностью, решает организационно-хозяйственные задачи по созданию рациональной структуры производства и устанавливает оптимальную комбинацию имущественных прав, закрепленных за хозяйствующими субъектами. Во втором - оно по своему усмотрению распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами. Их использование осуществляется созданием новых государственных предприятий или расширением действующих и использованием системы государственных заказов на частных предприятиях.

Наличие государственного сектора обычно связывается с экономическими задачами, которые средствами рыночного саморегулирования решаться не могут. К числу таких задач относится создание социальных и экономических благ, которые частный сектор не производит либо не может производить с минимальными затратами. Такие блага получили название общественных, поскольку они определяют благополучие общества в целом. К ним относят энергетику, связь, транспорт, коммунальные услуги, оборону, здравоохранение, образование, культуру, экологию, обеспечение социальной стабильности, занятости, правопорядка и т.д. Ресурсы, необходимые для производства общих благ, лимитируются величиной валового внутреннего продукта.

Следует напомнить, что доля государственного сектора не является постоянной. Как правило, в периоды экстремальных ситуаций, когда наступают кризисные моменты, понижается активность производства, расстраивается финансовая система, роль государственного вмешательства в экономическую жизнь усиливается. И, наоборот, в периоды устойчивого состояния экономики, стабильного развития производства, эффективного функционирования рыночного механизма государственное воздействие на экономические процессы снижается.

Государственный сектор по своей природе имеет два изначально противоречивых базовых положения. С одной стороны, функционирование государственного сектора основывается на

возмездное™, эквивалентности обменных процессов, использовании рыночных отношений, с другой - на использовании административных методов регулирования, внерыночных механизмов распределения ресурсов, безвозмездных форм выделения основных фондов государственным и муниципальным предприятиям. Такая двойственность экономической природы государственного сектора нередко порождает неэффективность использования ресурсов, ведет к снижению результативности производства. Для преодоления негативных последствий двойственной природы государственного сектора возникает необходимость создания специального механизма, обеспечивающего эффективное использование ресурсов в процессе производства общих благ, распределения создаваемых госсектором доходов в соответствии с реальными правами и функциями всех субъектов в данном секторе экономики (государственные органы, трудовые коллективы, руководство предприятий).

Российская экономическая теория основана на использовании достоинств плановых методов хозяйствования. Впервые в мировой практике плановые начала применены при составлении балансов народного хозяйства, введении

новой экономической политики, разработке плана ГОЭЛРО и составлении пятилетних планов развития народного хозяйства. На современном этапе речь идет о сочетании плановых и рыночных методов хозяйствования.

В современных условиях в индустриальных странах с развитой рыночной экономикой процесс дерегулирования, то есть сокращения масштабов прямого государственного вмешательства, сопровождается не ослаблением экономических функций государства, а их усложнением. Перестройка системы регулирования, ее адаптация к изменившимся условиям произошла в форме диверсификации деятельности государства по регулированию экономики.

Основные направления государственного регулирующего воздействия, используемые в зарубежных странах, успешно могут применяться в российской экономике.

Список литературы

1. Закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ" -Сайт Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации // http://szd.sU/zakon/1569

2. Маршалл А. Принципы политической экономии. -М.: Прогресс, 1984.

В редакцию материал поступил 25.05.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.