Научная статья на тему 'Внутреннее инфраструктурное обеспечение посреднической деятельности'

Внутреннее инфраструктурное обеспечение посреднической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ВНУТРЕННЯЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСАКЦИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / INFRASTRUCTURE / INTERNAL INFRASTRUCTURE / TRANSACTION / TRANSACTION COSTS / TRANSFORMATION COSTS / THE ELEMENTS OF THE INTERNAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Лилия Владимировна

Одним из актуальных и недостаточно изученных в научной литературе явлений рыночной экономики является внутренняя инфраструктура посреднической организации. В статье предпринята попытка исследования сущности и содержания внутрифирменной инфраструктуры, рассматриваются институциональная, информационная, нормативно-методическая и ментальная составляющие внутрифирменной инфраструктуры, исследуются исторические и современные подходы к определению ее сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intermediary business: infrastructure

As intermediary in-company infrastructure is one of the urgent but still not researched enough sphere in market economy, the article makes an attempt to study nature of in-company infrastructure. It also considers its institutional, informational, procedural and mental elements; examines the history of its definitions development.

Текст научной работы на тему «Внутреннее инфраструктурное обеспечение посреднической деятельности»

УДК 65.01:658.01

ВНУТРЕННЕЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

INTERMEDIARY BUSINESS: INFRASTRUCTURE

Л.В. Завьялова L.V. Zavyalova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Одним из актуальных и недостаточно изученных в научной литературе явлений рыночной экономики является внутренняя инфраструктура посреднической организации. В статье предпринята попытка исследования сущности и содержания внутрифирменной инфраструктуры, рассматриваются институциональная, информационная, нормативно-методическая и ментальная составляющие внутрифирменной инфраструктуры, исследуются исторические и современные подходы к определению ее сущности.

As intermediary in-company infrastructure is one of the urgent but still not researched enough sphere in market economy, the article makes an attempt to study nature of in-company infrastructure. It also considers its institutional, informational, procedural and mental elements; examines the history of its definitions development.

Ключевые слова: инфраструктура, внутренняя инфраструктура, трансакция, трансакционные издержки, трансформационные издержки, элементы внутренней инфраструктуры.

Key words: infrastructure, internal infrastructure, transaction, transaction costs, transformation costs, the elements of the internal infrastructure.

Современная посредническая деятельность является объективным атрибутом рыночной экономики и внутренним источником развития экономики России. Она уже стала реальным стратегическим фактором развития предпринимательства в передовых странах мира. Вот почему для современного посреднического предпринимательства на уровне макро-, мезо- и микроэкономики в этих странах созданы общие условия, т. е. адекватная ему инфраструктура. Перед Россией стоит сложная проблема

- одновременно формировать цивилизованные рыночные отношения, современное посредничество и систему его инфраструктурного обеспечения. Эта проблема может эффективно решаться лишь на обоснованном, научном фундаменте - научной концепции формирования и развития инфраструктуры современной посреднической деятельности. Невысокая степень развития данной теории подчеркивает особую актуальность и своевременность исследований в указанной области знаний.

Посредничество в мире прошло длительный исторический путь развития. Однако нельзя сделать вывод, что этот путь научно до конца осмыслен, как и современное посредничество. Такой вывод подтверждается тем, что до сих

© Л.В. Завьялова, 2010

пор нет теоретической базы посредничества, которая была бы общепризнанна мировой научной общественностью, а также наблюдается отсутствие фундаментальных работ, рассматривающих посредническую деятельность в целом. Однако в создание теории посредничества определенный вклад внесла большая плеяда ученых. К ним относятся И.В. Александровский, Б.С. Антимонов, В.Р. Берник, З.Н. Бос-чаев, А.В. Бусыгин, Е.Л. Веденин, А.Н. Головкин, А.Г. Гойхбарг, А. Гордон, К. А. Граве,

В.А. Дозорцев, Л.Г. Ефимова, А.В. Зырянов, М.В. Кечеджи-Шаповалов, Д.Д. Костоглодов,

О.А. Красавчиков, В.А. Краснокутский, И.Б. Ланина, А.Х. Лобков, Т.Е. Магнутова, А.В. Майфатом, М.Н. Миллер, С.Ю. Рябиков, М.Р. Саркисян, В.В. Семенихин, О.В. Соколова, А.Ф. Сохновский, М.К. Сулейменов, Е.А. Суханов, Л.С. Таль, Л. Тюрина, А.И. Хаснутдинов, Е.А. Щергина, B.C. Якушев и др.

Система инфраструктурного обеспечения современной посреднической деятельности в целом пока еще недостаточно исследована. Изучением вопросов инфраструктурного обеспечения предпринимательства занимались такие зарубежные ученые, как А. Смит, К. Маркс, Р. Йохимсен, Х. Зингер, А. Картер, К. Кларк, А. Пизенти, М. Портер, П. Розенштейн-Родан, П. Самуэльсон, С.А. Хейман, А. Янгсон и др.

Итоги исследования сущности понятия общей, затем рыночной и позже предпринимательской инфраструктуры отражены в трудах отечественных ученых-экономистов разных времен: Л.И. Абалкина, Л.Н. Добрынина,

Н.В. Медведева, Л.Ю. Михалевич, С.Г. Стру-милина, Т.Т. Цатхлановой и др., изложивших в своих трудах как общие подходы к формированию инфраструктуры, так и эволюцион-но развивающиеся характеристики отдельных ее элементов.

Эффективное и устойчивое развитие посреднической деятельности невозможно без формирования соответствующей инфраструктуры. Для наиболее полного понимания места и значения инфраструктурного обеспечения посредничества в рыночной экономике представляется важным обратиться к трактовке данной категории.

Термин «инфраструктура» стал активно использоваться в экономической литературе достаточно поздно. Первоначально он использовался в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. Это было в начале XX столетия [1, с. 18].

А.А. Романов отмечает, что в трудах американских ученых эта категория появляется в середине 1950-х гг., а в советской экономической литературе - в конце 1960-х гг. Принято считать, что в американской экономической литературе данный термин появился в 1953 г. и ввел его Пауль Нарцис Розенштейн-Родан [2].

В настоящее время термин «инфраструктура» широко используется в экономической географии, экономике (особенно при анализе проблем размещения производительных сил), в архитектуре, социологии и прочих отраслях знаний.

В советский период в процессе экономических исследований сущности и содержания инфраструктуры были выделены две ее основные группы: производственная и непроизводственная, которая позже стала называться социальной. При переходе к рыночной экономике было введено понятие «рыночная инфраструктура».

В настоящее время в научных трудах исследуется инфраструктурное обеспечение различных сфер. Так, большое количество работ посвящено исследованию инфраструктуры предпринимательства, агропродовольствен-ного рынка, фондового рынка, рынка труда и прочих. Вместе с тем исследования проблем формирования инфраструктурных отношений субъектов конкретных сфер происходят раз-

ными темпами. В результате сегодня не выработано единое определение рассматриваемого понятия, что отчасти может быть объяснено его разноаспектностью и разноплановостью.

Так, в электронной энциклопедии «Википедия» инфраструктура (лат. Infra - ниже, под и лат. Structura - строение, расположение) определяется как «комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы» [3].

В «Большом словаре по социологии» инфраструктура рассматривается как «оснащенность территории, учреждений, организаций и т. п. материальными, техническими и институциональными средствами, обеспечивающая функционирование и воспроизводство данной системы» [4].

Согласно «Справочнику официальных терминов по экономике и финансам» инфраструктура представляет собой «комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи)» [5].

Ю.Б. Рубин считает, что инфраструктура бизнеса представляет собой совокупное окружение субъектов предпринимательства, деятельность которых способствует исполнению каждым предпринимателем профессиональным функций, стоящих перед ним задач по ведению собственных дел [6, с. 94]. По мнению

А.Б. Крутика и А. Л. Пименовой, «применительно к бизнесу инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм, опосредующих деловые отношения и увязывающих эти отношения, разнообразные и разносубъектные, в одно целое» [1, с. 18].

Анализ указанных выше и других дефиниций, представленных в экономической литературе, позволил сделать вывод о том, что, во-первых, инфраструктура представляет собой комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, необходимых для функционирования системы, а во-вторых, большинство специалистов рассматривает инфраструктуру на макро- и мезоуровне. Вместе с тем, по мнению автора, данная категория может быть использована на микроуровне для характеристики внутренней среды предприятия. Данное утверждение является допустимым, поскольку инфраструктура, согласно мнению А.Б. Крути-ка и А.Л. Пименовой, является обязательным компонентом любой целостной экономической системы [1, с. 18], а любая организация является сложной экономической системой управления. Кроме того, в «Российской социологи-

ческой энциклопедии» отмечено, что «инфраструктура может рассматриваться... на уровне общества, региона, отрасли народного хозяйства, предприятия (объединения)» [7]. Таким образом, инфраструктурное обеспечение можно рассматривать, как минимум, с двух точек зрения: с позиции внешнего окружения, выстраивая ее на макро- и мезоуровне, а также с точки зрения внутренней среды хозяйствующего субъекта. В целом устойчивое развитие посреднической компании зависит от разветвленной и хорошо работающей инфраструктуры как на государственном, региональном и отраслевом уровнях, так и на уровне посредническо-предпринимательской структуры. При этом наименее изученной в теоретическом плане и недостаточно реализованной на практике является внутренняя инфраструктура предприятия.

На основании вышеизложенного автор считает возможным предложить следующее определение внутренней инфраструктуры посреднической деятельности.

Внутренняя инфраструктура посреднической предпринимательской деятельности - это совокупность экономических отношений хозяйствования в посреднической организации, реализующих свое воздействие через особое внутреннее строение и ориентированных на комплексное и деловое обслуживание предприятия, а также создание необходимых условий для эффективного и устойчивого функционирования хозяйствующего субъекта. Иными словами, инфраструктура в любой социальноэкономической системе, в том числе и в посреднической организации, представляет собой совокупность «элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы» [8], т. е. является подсистемой в системе предприятия.

Для исследования внутренней инфраструктуры посреднической организации предлагается алгоритм изучения, представленный на рис. 1.

Приоритетные направления развития внутренней инфраструктуры посреднической организации

Рис. 1. Концепция исследования внутренней инфраструктуры посреднической организации

В целом внутренняя инфраструктура посреднической организации, с точки зрения своего происхождения, или природы, есть не что иное, как институционализированная трансакция [8].

Категория «трансакция» была впервые введена Дж. Коммонсом. Трансакция представляет собой «сделки или соглашения по обмену правами собственности, выступающие как со-

циальная форма взаимодействия». Следовательно, трансакция является элементарной частицей экономической деятельности хозяйствующего субъекта, базовым экономическим отношением, без которого не может быть производства, обмена, потребления, инвестирования и проч. [9, с. 96]. Осуществление трансакций предполагает использование определенных ресурсов, что приводит к возникновению тран-

сакционных издержек. Трансакционные издержки представляют собой ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций. По мнению И.И. Агаповой, возникновение трансакционных издержек связано с двумя моментами:

• с несовпадением экономических интересов взаимодействующих друг с другом индивидов;

• с осуществлением взаимодействия в условиях неопределенности.

Учитывая эти аспекты, трансакционные издержки можно определить как издержки по координации деятельности взаимодействующих субъектов и снятию распределительного конфликта между ними [9, с. 97].

Помимо трансакционных издержек американские экономисты Дж. Уоллис и Д. Норт ввели понятие «трансформационных издержек». По их мнению, последние связаны с физическим воздействием на предмет, с превращением исходных ресурсов в готовый продукт [1, с. 111]. Иными словами, трансформационные издержки связаны с осуществлением основного технологического процесса организации. Предложенная группировка издержек позволила авторам выделить фирмы, деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. К данной группе относятся посреднические организации, оказывающие чистые трансакционные или преимущественно трансакционные услуги. Вместе с тем данные организации, осуществляя профессиональную деятельность, сталкиваются с возникновением и трансформационных, и трансакционных издержек.

Наличие этих видов издержек позволяет структурировать внутреннюю среду организации, выделив в ней основную экономическую систему (основную структуру), функционирование которой приводит к возникновению трансформационных издержек, и обеспечивающую инфраструктуру, в рамках которой осуществляются трансакционные издержки. Иными словами, в деловой деятельности каждого из субъектов бизнеса можно выделить базисные элементы и элементы инфраструктуры.

Хозяйствующий субъект как экономическая система представляет собой совокупность взаимодействующих субъектов и объектов. Субъектами посреднической организации (управляющей подсистемой) являются собственники и руководители разных уровней, а объектами (управляемой подсистемой) - посреднические услуги, оказываемые клиентам, и основные факторы технологического процесса, необходимые для осуществления основ-

ной деятельности хозяйствующего субъекта. Результатом взаимодействия субъекта и объекта является осуществление основного технологического процесса, который приводит к возникновению трансформационных издержек. Таким образом, базисные элементы деятельности посреднических предпринимательских организаций охватывают сферу непосредственно оказания услуг.

Для обеспечения бесперебойного функционирования посреднической организации и взаимодействия указанных выше элементов системы необходимо построение соответствующей инфраструктуры. Необходимость ее существования может быть подтверждена мнением Р. Коуза, который считал, что предприниматели, организуя бизнес, сталкиваются с дилеммой: обеспечивать развитие предприятия через рыночные сделки с внешними контрагентами или создать обслуживающие структуры в рамках хозяйствующего субъекта. При этом формирование внутренней инфраструктуры целесообразно в том случае и до тех пор, пока механизм внутреннего управления позволяет экономить рыночные трансакционные издержки. Таким образом, за счет создания отмеченной выше инфраструктуры можно сократить рыночные трансакционные издержки. При таком подходе фирму можно трактовать как «средство минимизации издержек согласования взаимодействий хозяйственных субъектов» [9, с. 132]. Именно нацеленность собственников предприятий на минимизацию трансакционных издержек заставляет их уделять пристальное внимание внутренней инфраструктуре, построение и совершенствование которой приводит к замене торговых трансакций на трансакции управления и рационирования, являющиеся зоной внутрифирменного контроля. Иными словами, с построением внутренней инфраструктуры на смену торговой трансакции, предполагающей добровольный обмен правами собственности между равными в правовом отношении сторонами и симметричность этих отношений между контрагентами, приходят трансакции управления и рационирования, которые являются ассиметричными внутрифирменными правовыми отношениями власти и подчинения между узаконенными уровнями иерархии. В результате совершенствование и расширение внутрифирменной инфраструктуры целесообразно до тех пор, пока трансакционные издержки рыночной координации выше издержек централизованного контроля. Иначе говоря, издержки организации дополнительной трансакции внутри фирмы должны быть су-

щественно ниже издержек осуществления той же трансакции на рынке.

Инфраструктура организации (или инфраструктурные элементы) существует постольку, поскольку деловая деятельность всех сотрудников организации осуществляется в условиях разделения труда и специализации каждого на эффективном выполнении ограниченного числа деловых функций по обеспечению основного процесса осуществления посреднических услуг.

Сущность внутренней инфраструктуры посреднической деятельности может быть раскрыта посредством изучения целей, задач, функций и принципов ее функционирования.

Основной целью формирования внутренней инфраструктуры является не только организация деловых отношений внутри компании, но и обеспечение повышения оперативности и эффективности работы хозяйствующего субъекта в целом, т. е. создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной поддержки по различным направлениям. Детализация цели производится через формулирование задач. По мнению автора, основными задачами формирования и функционирования внутренней инфраструктуры посреднической организации, вытекающими из функций посреднической предпринимательской деятельности являются:

• обеспечение эффективного функционирования организации;

• обеспечение высокого качества и своевременности выполнения оказываемых посреднических услуг;

• обеспечение инновационной поддержки основного технологического процесса;

• обеспечение координации и контроля (мониторинга) деятельности основных структурных элементов предприятия;

• обеспечение адекватной информационной поддержки, позволяющей гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Социально-экономическая сущность внутренней инфраструктуры не может быть раскрыта без характеристики ее функций. Следует заметить, что в современной литературе существует довольно значительное дробление и разделение функций. Однако большинство специалистов основными функциями внутренней инфраструктуры признают обеспечительную и регулирующую. Обеспечительная функция реализуется в обеспечении взаимодействия объекта и субъекта посреднической системы и их бесперебойного функционирования. Регулирующая функция является продолжением обес-

печивающей. Она предполагает упорядочение взаимодействия элементов системы. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. По своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономической системе организации о тех или иных проблемах в сфере непосредственного оказания посреднической услуги (создания продукта) [8]. Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарных и денежно-финансовых потоков. Благодаря сопряженности в реализации обеих функций достигается пропорциональность в распределении ресурсов посреднической организации, что, в свою очередь, ведет к минимизации трансформационных издержек.

Кроме того, к дополнительным функциям внутренней инфраструктуры посреднической организации можно отнести коммуникативноинформационную и контрольную.

Коммуникативно-информационная функция предполагает обеспечение своевременной, достоверной и полноценной информацией сотрудников организации для принятия оперативных управленческих решений. Кроме того, посредством обмена информацией осуществляются коммуникативные связи внутри организации.

Контрольная функция предполагает постоянный мониторинг взаимодействия всех элементов основной структуры и инфраструктуры посреднической организации.

Основными принципами формирования и развития внутренней инфраструктуры посреднической организации являются своевременность, гибкость, согласованность, приоритетность и надежность.

Внутренняя инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономической системе посреднической организации. Элементами инфраструктуры являются соответствующие институты, в которых образуются трансакции. Существует множество определений институтов. Но в целом они трактуются как создавае-

мые людьми рамки поведения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие и определяют способ организационного построения какой-либо сферы общественной жизни [9, с. 10]. Б.В. Корнейчук, используя организационный подход, рассматривает институт как «организацию, т. е. как форму внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия отдельных частей социальной среды» [10, с. 16]. Главная роль институтов заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между индивидами [9, с. 10], а также в уменьшении трансакционных издержек.

Для определения перечня институциональных элементов внутренней инфраструктуры посреднической организации необходимо обратиться к классификации трансакционных издержек. Согласно общепризнанной группировке выделяют:

• издержки поиска информации или издержки выявления альтернатив;

• издержки измерения;

• издержки ведения переговоров;

• издержки оппортунистического поведения;

• издержки спецификации и защиты прав собственности.

Кроме того, в трактовке О. Уильямсона трансакционные издержки подразделяются на два вида: предварительные и окончательные согласно этапам сделки [9, с. 107-108].

Объединяя указанные выше классификации, можно сформировать следующую группировку трансакционных издержек. Предварительные трансакционные издержки включают:

• издержки поиска информации о потенциальных партнерах, их состоятельности, о ситуации на рынке и прочем;

• издержки, связанные с неполнотой и ас-симитричностью информации;

• издержки ведения переговоров с контрагентами;

• издержки измерения качества оказываемых услуг;

• издержки заключения контракта.

К окончательным трансакционным издержкам можно отнести:

• издержки мониторинга исполнения сделки;

• издержки предупреждения оппортунизма со стороны сотрудников и партнеров организации;

• издержки спецификации и защиты прав собственности;

• затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных в ходе выполнения контракта прав;

• издержки защиты от необоснованных претензий со стороны третьих лиц (к примеру органов контроля).

Наличие этих издержек в организации предполагает возникновение институциональной составляющей во внутренней инфраструктуре организации, которая представлена соответствующей организационной структурой, включающей такие подразделения (звенья), как юридическая, бухгалтерская, планово-экономическая, финансовая, кадровая службы, служба логистики, внутреннего контроля, менеджмента качества. Перечень трансакционных издержек, осуществляемых различными институциональными элементами инфраструктуры посреднической организации, представлен в таблице 1.

Элементы институциональной составляющей внутренней инфраструктуры посреднической организации создают экономические и организационные условия для взаимодействия субъектов бизнеса и отдельных сотрудников компании.

Помимо институциональной составляющей, которая образует наиболее важный элемент внутренней инфраструктуры посреднической организации, выражающий ее сущность наиболее осязаемо и являющийся классической формой ее проявления, требуется информация о внешних и внутренних процессах и их результатах. Информация представляет собой своеобразные сигналы прямой и обратной связи инфраструктуры со всей экономической системой организации. Поэтому вторым элементом современной внутренней инфраструктуры посреднической организации являются информационные потоки. Вне информационной составляющей внутренняя инфраструктура существовать не может, поскольку по мере развития рыночной экономики и усиления асси-метричности информации она становится основным стратегическим ресурсом, предметом и результатом (продуктом) деятельности субъектов системы. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.

Таблица 1

Перечень трансакционных издержек, осуществляемых различными подразделениями посреднической организации

Наименование подразделений Перечень трансакционных издержек, осуществляемых подразделением

Юридическая служба Издержки ведения переговоров; издержки заключения контракта; издержки выявления альтернатив; издержки мониторинга исполнения сделки; издержки предупреждения оппортунизма со стороны сотрудников и партнеров организации; издержки спецификации и защиты прав собственности; затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных в ходе выполнения контракта прав; издержки защиты от необоснованных претензий со стороны третьих лиц

Бухгалтерия Издержки выявления альтернатив; издержки, связанные с неполнотой и ассимитричностью информации; издержки мониторинга исполнения сделки

Плановоэкономическая служба Издержки выявления альтернатив; издержки поиска информации; издержки измерения; издержки, связанные с неполнотой и ассимитричностью информации; издержки заключения контракта; издержки мониторинга исполнения сделки

Служба менеджмента качества Издержки измерения качества оказываемых услуг; издержки предупреждения оппортунизма со стороны сотрудников и партнеров организации; издержки выявления альтернатив; издержки поиска информации; издержки мониторинга исполнения сделки

Финансовая служба Издержки выявления альтернатив; издержки поиска информации; издержки ведения переговоров; издержки, связанные с неполнотой и ассимитричностью информации; издержки заключения контракта; издержки мониторинга исполнения сделки; затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных в ходе выполнения контракта прав

Служба логистики Издержки выявления альтернатив; издержки ведения переговоров; издержки поиска информации; издержки измерения качества оказываемых услуг; издержки предупреждения оппортунизма со стороны сотрудников и партнеров организации; издержки, связанные с неполнотой и ассимитричностью информации; издержки мониторинга исполнения сделки; затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных в ходе выполнения контракта прав

Служба внутреннего контроля Издержки выявления альтернатив; издержки измерения; издержки спецификации и защиты прав собственности; издержки предупреждения оппортунизма со стороны сотрудников и партнеров организации; издержки, связанные с неполнотой и ассимитричностью информации; издержки мониторинга исполнения сделки; затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных в ходе выполнения контракта прав

Кадровая служба Издержки ведения переговоров; издержки предупреждения оппортунизма со стороны сотрудников организации; издержки поиска информации; издержки мониторинга исполнения сделки; затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных в ходе выполнения контракта прав

Информационная составляющая выполняет важную роль, она обеспечивает связь инфраструктуры с экономической системой хозяйствующего субъекта и с внешней средой. При этом информация идет из внутренней инфраструктуры вовне, из внешней среды во внутреннюю систему, а также циркулирует внутри хозяйствующего субъекта. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума. Поэтому при формировании внутрифирменной инфраструктуры необходимо уделять достаточное внимание построению информационного обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В научной литературе при определении понятия «информационное обеспечение» большинство авторов придерживаются единой точки зрения. Так, И.А. Бланк [11, с. 24] рассматривает информационное обеспечение как комплекс информативных показателей, используемых при анализе, планировании и подготовке управленческих решений. Е.Н. Ефимов и

С.М. Патрушина под информационным обеспечением понимают «... совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированной системы документации, циркулирующих в системе информационных потоков, методологии построения базы данных...» [12, с. 32]. В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев определяют информационное обеспечение как «совокупность информационных ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений, и способов организации этих ресурсов» [13, с. 93].

Изучив мнения различных специалистов, автор считает целесообразным рассматривать информационную составляющую внутренней инфраструктуры посреднической организации как систему сведений об управляемом объекте, включающих исходную и итоговую результативную информацию, необходимую для обоснования, выбора и реализации аналитических и управленческих процедур.

Сущность информационной составляющей внутренней инфраструктуры посреднической организации можно раскрыть посредством определения основных требований, предъявляемых к информационной базе, и выделения основных классификационных групп информационного массива организации.

Основными требованиями, предъявляемыми к информационному обеспечению системы управления себестоимостью, являются объективность, достоверность, целостность, ценность, доступность, своевременность, ясность и понятность [14, с. 25].

Объективность связана с правильностью отбора и формирования информационного массива для адекватного отражения заданных свойств базовых элементов хозяйствующего субъекта.

Достоверность предполагает, что информация должна давать достоверное и полное представление о состоянии и движении управляемого объекта.

Целостность предполагает, что информация должна содержать не только сведения по организации в целом, но и во всех её структурных подразделениях и филиалах организации, даже территориально удаленных.

Ценность определяется эффективностью осуществляемого на основе информации экономического управления.

Доступность обеспечивается возможностью получения и преобразования информационных данных.

Своевременность характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней для каждого периода ее использования.

Ясность и понятность определяет просто -та оформления, что обеспечивает наглядность и легкое восприятие информативных пользователей.

В современной литературе широко освещен вопрос классификации информационного массива организации. Так, А.Н. Гаврилова,

В.Ф. Сысоева и А.И. Барабанов делят информационную базу хозяйствующего субъекта на пять крупных блоков [14, с. 24]: сведения регулятивно-правового характера, финансовые сведения нормативно-справочного характера, бухгалтерская отчетность, статистические данные финансового характера и несистемные данные. Данной точки зрения придерживаются

В.В. Ковалев и Вит.В. Ковалев [13, с. 92]. При этом в составе статистических данных они выделяют общеэкономическую, финансовую и внутреннюю статистику, а несистемные данные делят на прочие сведения из внешних источников и внутренние оперативные данные. Ю.Л. Арутюнов [15, с. 45] и И.А. Бланк [10, с. 25] классифицируют информацию, в зависимости от источников, на внешнюю и внутреннюю. Кроме того, М.И. Лугачев [16, с. 422] предлагает, исходя из иерархических уровней управления предприятием, группируя инфор-

мационную базу, выделять в ней стратегиче- цию. Сравнительный анализ точек зрения раз-

скую, тактическую и оперативную информа- личных экономистов представлен в таблице 2.

Таблица 2

Подходы к классификации информационной базы

Основание классифика- ции Ю.Л. Арутюнов [15, с. 45] И.А. Бланк [9, с. 25] А.Н. Гаврилова, В.Ф. Сысоева, А.М. Барабанов [14, с. 25] В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев [13, с. 92] М.И. Лугачев [16, с. 422]

По источникам информации Показатели, формируемые из внешних источников: показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны, отраслевую принадлежность предприятия, конъюнктуру финансового рынка. Показатели, формируемые из внутренних источников Внешние источники информации: показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны; конъюнктуру финансового рынка; деятельность контрагентов и конкурентов; нормативно-регули-рующие показатели. Внутренние источники информации: показатели финансовой отчетности предприятия; управленческого учета предприятия; нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия

По структуре информационной базы Сведения регулятивноправового характера; финансовые сведения нормативно-справочного характера; бухгалтерская отчетность; статистические данные финансового характера; несистемные данные Сведения регулятивноправового характера; финансовые сведения нормативно-справочного характера; данные системы бухгалтерского учета: регистры бухгалтерского учета и внутренняя отчетность, первичные учетные документы, бухгалтерская отчетность; статистические данные: общеэкономическая финансовая статистика, внутренняя статистика; несистемные данные: прочие сведения из внешних источников, внутренние оперативные данные

По уровню управленческой деятельности Информация стратегического уровня; информация управленческого или тактического уровня; информация оперативного уровня

Проанализировав различные подходы к классификации информационной базы, автор считает целесообразным выделение таких классификационных признаков информационного обеспечения хозяйствующего субъекта, как отношение к процессу обработки информации,

отношение к объекту исследования, отношение к видам управленческой деятельности и структура информационной базы.

По отношению к процессу обработки информации можно выделить первичную, вторичную и отчетную информацию. Первичная

информация представляет собой данные первичного учета затрат, норм расхода различных ресурсов, инвентаризаций незавершенного производства и иные сведения, отраженные в первичных документах, вторичная информация формируется в учетных регистрах. Обобщение вторичной документации обеспечивает получение итоговых агрегированных данных в виде сводных документов (отчетов), которые представляют собой отчетную информацию.

По отношению к объекту исследования различают внутреннюю и внешнюю информацию. Внутренняя информация представлена данными, сформированными на предприятии в процессе осуществления хозяйственного учета. В составе информации хозяйственного учета, в свою очередь, можно выделить сведения, накопленные в рамках оперативно-технического, статистического, финансового и управленческого учетов. К внешней информации относятся данные, сформированные за предела-

ми предприятия. Ее получение сопряжено с определенными трудностями как финансового и временного характера, так и с точки зрения источников ее приобретения. Эти сведения могут быть обобщены в статистических сборниках, периодических и специальных изданиях, на научно-практических конференциях, деловых встречах, в законодательно-нормативных документах государственных органов, международных организаций и различных финансовых институтов, определяющих правовую основу деятельности предприятия и содержащих требования, рекомендации и количественные нормативы в области управления затратами хозяйствующего субъекта и т. д. Кроме того, к внешней информации относятся законодательно-нормативные акты государства в области регулирования финансово-хозяйственной деятельности организации. Данная классификация представлена на рис. 2.

Рис. 2. Классификация информации по отношению к объекту исследования

В соответствии с видами управленческой деятельности различают информацию стратегического, тактического и оперативного характера. Стратегическая информация позволяет высшему менеджменту компании устанавливать цели развития организации в долгосрочной перспективе, а также сформировать политику их достижения. Тактическая информация

используется управляющими среднего уровня для координации различных подконтрольных им действий, приведения объекта управления в соответствие с задачами текущего развития. Оперативная информация помогает управляющему нижнего уровня выполнять обычные и повседневные операции [16, с. 425].

По структуре информационной базы информацию можно сгруппировать в следующие группы: нормативно-плановая информация, учетная и контрольно-аналитическая информация. Нормативно-плановая информация включает в себя количественные нормы и нормативы, а также бюджеты, планы, лимиты и прочую аналогичную информацию. Учетная информация представляет собой совокупность фактических данных, характеризующих состояние и динамику развития хозяйствующего субъекта за отчетный период. Контрольно-аналитический информационный блок формируется в результате проведения «план-факт»-анализа

исполнения планов и бюджетов компании за период. Кроме того, эта группа содержит статистические данные по основным показателям деятельности посреднической организации за предшествующие этапы развития хозяйствующего субъекта, необходимые для осуществления ретроспективного анализа и разработки на их основе плановых ориентиров для предстоящего интервала в жизни организации.

Таким образом, информационная составляющая внутренней инфраструктуры посреднической организации имеет сложную структуру, представленную на рис. 3.

Контрольно-аналитическая

информация

внутренняя

управленческая

внутренняя

финансовая

внешняя

финансовая

Нормативно-плановая информация

оперативная

тактическая

стратегическая

Учетная

информация

Рис. 3. Информационная составляющая внутренней инфраструктуры посреднической организации

Информационная составляющая внутрифирменной инфраструктуры посреднической организации имеет вид куба. Каждая грань куба отражает различные по структуре информационные массивы, используемые в организации. Горизонтальные и вертикальные линии, проведенные по граням куба, определяют границы классификационных оснований информационных ресурсов. При пересечении различных классификационных оснований на каждой грани куба образуется квадрат, представляющий те информационные ресурсы, которые используются в процессе решения различных задач управления организацией, а также для обеспечения ее бесперебойного функционирования и координации всех базовых элементов экономической системы.

В системе информационного обеспечения управленческой деятельности учетные документы являются одним из значимых элементов структуры информационной базы [17, с. 21].

Рассматриваемый блок информационного массива предприятия содержит оперативную информацию, которая может быть сгруппирована в первичные, вторичные документы и отчетную документацию.

Контрольно-аналитическая информация может быть представлена в разрезе двух основных классификационных групп:

• внутренняя контрольно-аналитическая информация, собранная по результатам оперативно-технического, управленческого и внутреннего финансового анализа и представленная в различных аналитических формах;

• внешняя контрольно-аналитическая информация, представляющая собой результаты маркетинговых исследований, а также внешнего финансового анализа.

В целом контрольно-аналитическая информация содержит показатели вертикального, горизонтального и коэффициентного анализа, на основе которых формируются анали-

тические выводы о результативности и эффективности деятельности организации.

В информационной составляющей внутренней инфраструктуры большую роль играет нормативно-плановая информация. При этом на предприятии должна формироваться оперативная плановая информация, например: данные расчета норм и нормативов затрат, расхода технологических ресурсов, величины производственных запасов и др. Построение производственных программ, формирование бюджетов компании представляет собой информационную базу, которая образуется посредством использования вторичной документации и входит в состав плановой информации тактического уровня. К стратегической плановой информации можно отнести, например, построение прогнозов развития и бизнес-планы организации на долгосрочную перспективу.

Функционирование институциональных элементов внутрифирменной инфраструктуры невозможно без регламентации и контроля. В связи с этим возникает необходимость нормативно-методической составляющей инфраструктуры, закрепляющей основные правила деятельности как отдельных институтов инфраструктуры, так и поведения хозяйствующего субъекта в целом. Нормативно-методическое обеспечение включает в себя сведения регулятивноправового характера, которые представляют

Главной отличительной характеристикой посреднической деятельности является необходимость оказания услуг в сжатые сроки и работа с большим информационным массивом. Эта особенность определяет специфику построения внутренней инфраструктуры посреднической организации. Так, особую роль в инфраструктуре указанной организации необходимо уделять созданию соответствующих информационных потоков, прежде всего из внешних источников, их соответствующему структурированию и обеспечению оперативности получения. Поэтому совершенствование информационной составляющей является приоритетным направлением развития внутрифирменной инфраструктуры посреднической организации.

собой учредительные и внутренние организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания), регулирующие деятельность хозяйствующего субъекта. Нормативно-методическое обеспечение может быть построено следующим образом:

• устав и иные учредительные документы;

• учетная, финансовая, кредитная и другие политики организации;

• положения о структурных подразделениях организации;

• должностные инструкции сотрудников;

• иные организационно-распорядительные документы.

Кроме того, в инфраструктуре посреднической организации необходимо выделить ментальную составляющую. Это субъективный элемент инфраструктуры, связанный с формированием рыночного мышления и корпоративной культуры, следствием которого является готовность персонала следовать внутренним правилам и установкам.

Таким образом, внутрифирменная инфраструктура посреднической организации имеет четыре взаимопроникающие составляющие: институциональную, информационную, нормативно-методическую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание инфраструктуры, так и ее внешнее выражение (рис. 3).

Вместе с тем необходимо соответствующее программно-техническое оснащение рабочих мест для обеспечения скорости и высокого качества обработки информативных показателей. Кроме того, особое внимание должно уделяться развитию таких институциональных элементов внутренней инфраструктуры посреднической организации, как юридический отдел, финансово-экономическая служба, включая бухгалтерию, и служба внутреннего контроля. Наличие этих элементов инфраструктуры позволяет рационализировать внутренние связи между сотрудниками предприятия, а также с их клиентами и учитывать специфику развития рынка.

Рис. 3. Содержание внутренней инфраструктуры посреднической организации

Развитие внутренней инфраструктуры посреднической организации определяется воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Так, к внешним или экзогенным факторам, оказывающим существенное влияние на построение и развитие внутрифирменной инфраструктуры посреднической организации, можно отнести уровень конкуренции посреднических организаций на рынке, стадия экономического цикла, доступность инфраструктурной услуги на рынке и ее стоимость, качество инфраструктурной услуги на рынке и ее оперативность и др. Внутренними, или эндогенными, факторами являются размер организации, объем деловой активности, уровень квалификации сотрудников компании, степень диверсификации посреднических операций, готовность персонала к инновационным преобразованиям и др.

Основными направлениями развития внутренней инфраструктуры посреднической организации в современных условиях России являются:

• повышение роли ментальной составляющей в эффективном функционировании и развитии внутрифирменной инфраструктуры организации;

• приведение нормативно-методического обеспечения в соответствие с развитием институциональной составляющей внутренней инфраструктуры;

• разработка показателей эффективности деятельности внутренней инфраструктуры;

• совершенствование информационной составляющей внутрифирменной инфраструктуры в целях повышения аналитичности данных и оперативности их получения;

• оптимизация институциональной составляющей, исключение неэффективно функционирующих подразделений инфраструктуры;

• системный мониторинг составляющих внутренней инфраструктуры;

• повышение гибкости и динамичности внутренней инфраструктуры.

В целом внутренняя инфраструктура посреднической организации выполняет существенно важную роль в обеспечении деятельности хозяйствующего субъекта, которая состоит в следующем:

• обеспечение сотрудникам организации возможности специализации в избранных видах деловой деятельности;

• содействие всем субъектам бизнеса в реализации их интересов;

• содействие ускорению хозяйственных процессов и повышению динамизма деловой активности;

• формирование регуляторов деловой активности, обладающих способностью осуществлять ее мониторинг и контроль за развитием и взаимодействием базисных элементов экономической системы организации;

• прогнозирование развития бизнеса и его элементов.

Вместе с тем следует отметить, что проведенное исследование позволило выделить ряд проблем формирования и развития внутренней инфраструктуры посреднической организации. К ним можно отнести:

• отсутствие системности при формировании внутренней инфраструктуры;

• инертный характер процесса создания отдельных элементов инфраструктуры;

• формирование элементов внутренней инфраструктуры при слабой ориентации на конечный результат деятельности организации.

Преодоление выявленных недостатков позволит повысить эффективность функционирования не только внутренней инфраструктуры, но и посреднической организации в целом.

1. Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Политехника, 1995. - 583 с.

2. Формирование и развитие инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности. - URL: http://otherreferats.allbest.ru/ economy/00019156_0.html, свободный.

3. Энциклопедии. - URL: http://slovari. yandex.ru/, свободный.

4. Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua. - URL: http://voluntary. ru/dictionary/662/, свободный.

5. Справочник официальных терминов по экономике и финансам. - М.: Экзамен, 2002. -640 с.

6. Рубин Ю.Б. Курс профессионального предпринимательства: учебник для высшей школы. - 9-е изд. - М.: Маркет ДС, 2007. - Ч. II.

- 416 с.

7. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова, 1998. - URL: http://voluntary.ru/dictionary /619/, свободный.

8. Инфраструктура рынка и ее основные элементы. - URL: http://www.bestreferat.ru/ referat-70182.html, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Агапова А.А. Институциональная экономика: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2006.

- 254 с.

10. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2007. - 255 с.

11. Бланк И.А. Финансовый менеджмент.

- Киев: Эльга, Ника-Центр, 2005. - 656 с.

12. Ефимов Е.Н., Патрушина С.М. Информационные системы в экономике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2004. - 352 с.

13. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий). - М.: ТК «Вел-би»: Изд-во «Проспект», 2005. - 352 с.

14. Гаврилова А.Н., Сысоева В.Ф., Барабанов А.И. Финансовый менеджмент. - М.: КНОРУС, 2006. - 336 с.

15. Арутюнов Ю.Л. Финансовый менеджмент. - М.: КНОРУС, 2007. - 312 с.

16. Лугачев М.И. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем. - М.: ИНФРА-М, 2005.

- 958 с.

17. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент.

- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 327 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.