Научная статья на тему 'Социально-экономические основания управления молодёжной политикой в рамках национального развития'

Социально-экономические основания управления молодёжной политикой в рамках национального развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
Иерархия / социальная политика / общественная система / совокупные блага / демография / Hierarchy / social policy / social system / aggregate benefits / demography

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гулиев И.А., Аллахвердиева Ф.Х., Прокопишина А.Е.

Управление молодёжной политикой обеспечивает будущее общества, тем самым формируя национальное развитие, которое имеет в своих основаниях социальные и экономические элементы, составляющие целостность общественной системы. Объект исследования – общественный уровень иерархии. Предмет исследования – содержание функции управления в рамках проведения государственной политики. Цель исследования – рассмотреть достаточные основания формирования эффективной функции управления молодёжью в рамках национального развития государства. Аргументируется, что молодёжь, это ключевой уровень в иерархической структуре общества, определяющий содержание остальных уровней, так как именно на этом уровне формируется социальная и индивидуальная идентичность, которые в будущем тяжело поддаются изменениям. Выделены фундаментальные основания, формирующие эффективную функцию управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic bases of youth policy management in the framework of national development

Management of youth policy provides the future of society, thus forming national development, which has in its bases social and economic elements that make up the integrity of the social system. The object of research is the social level of hierarchy. Subject of the study the content of the management function within the framework of public policy. The purpose of the study is to consider sufficient grounds for the formation of effective function of youth management within the framework of national development of the state. It is argued that youth is a key level in the hierarchical structure of society, determining the content of other levels, as it is at this level that social and individual identity is formed, which in the future are difficult to change. The fundamental bases forming the effective function of management are highlighted.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические основания управления молодёжной политикой в рамках национального развития»

Гулиев И.А., Аллахвердиева Ф.Х., Прокопишина А.Е.

Социально-экономические основания управления молодёжной политикой в рамках национального развития Б01 10.46320/2077-7639-2024-2-123-28-33

Социально-экономические основания управления молодёжной политикой в рамках национального развития

Гулиев И.А., Аллахвердиева Ф.Х., Прокопишина А.Е.

Управление молодёжной политикой обеспечивает будущее общества, тем самым формируя национальное развитие, которое имеет в своих основаниях социальные и экономические элементы, составляющие целостность общественной системы. Объект исследования - общественный уровень иерархии. Предмет исследования - содержание функции управления в рамках проведения государственной политики. Цель исследования - рассмотреть достаточные основания формирования эффективной функции управления молодёжью в рамках национального развития государства. Аргументируется, что молодёжь, это ключевой уровень в иерархической структуре общества, определяющий содержание остальных уровней, так как именно на этом уровне формируется социальная и индивидуальная идентичность, которые в будущем тяжело поддаются изменениям. Выделены фундаментальные основания, формирующие эффективную функцию управления.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Гулиев И.А., Аллахвердиева Ф.Х., Прокопишина А.Е. Социально-экономические основания управления молодёжной политикой в рамках национального развития // Дискуссия. - 2024. -Вып. 123. - С. 28-33.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Иерархия, социальная политика, общественная система, совокупные блага, демография.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-2-123-28-33

Socio-economic bases of youth policy management in the framework of national development

Guliyev I.A., Allakhverdieva F.H., Prokopishina A.E.

Management of youth policy provides the future of society, thus forming national development, which has in its bases social and economic elements that make up the integrity of the social system. The object of research is the social level of hierarchy. Subject of the study - the content of the management function within the framework of public policy. The purpose of the study is to consider sufficient grounds for the formation of effective function of youth management within the framework of national development of the state. It is argued that youth is a key level in the hierarchical structure of society, determining the content of other levels, as it is at this level that social and individual identity is formed, which in the future are difficult to change. The fundamental bases forming the effective function of management are highlighted.

FOR CITATION APA

Guliyev I.A., Allakhverdieva F.H, Prokopishina A.E. Socio-economic bases of youth policy management in the framework of national development. Diskussiya [Discussion], 122, 28-33.

KEYWORDS

Hierarchy, social policy, social system, aggregate benefits, demography.

JEL:

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическая система представляет собой условно абстрактное объединение элементов, которые содержательно представляют собой социальные и экономические явления, которые определяют распределение и потребление материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и совокупных благ. Признаки социально-экономической системы имеют системный характер, определяющий в целом развитие общества. Экономическое развитие - это такое распределение ресурсов, при котором масштабирование

и динамика национальной экономики остаются растущими. Но экономическое развитие тесно связано с социальным развитием, которое всегда характеризуется историческими, культурными, географическими признаками существования, а социальный рост ограничен наличием альтернативных вариантам социального бытия. То есть функция управления всегда ограничена определенными историческими, географическими, этническими, духовными, политическими и экономическими рамками, что подразумевает, что объект управления может проявляться в конкретных государственно-политических образованиях или

в виде менее масштабных общественно-хозяйственных структур. Но возникает дополнительная внутренняя сложность функции управления из-за иерархичности структуры общества: «Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что наличие социальной иерархии вытекает из потребностей человека, является необходимым следствием его «природы» и условием существования общества как социальной системы и формы деятельности индивида. Иерархичность вообще, как известно, -один из основных системных принципов, характеризующих строение и функционирование системы как таковой. Причем, чем более сложной является система, тем более он значим для нее» [1, с. 104]. То есть возникает прикладная и объективная необходимость дифференциации объектов управления по уровням иерархии, имеющим различные социальные и экономические признаки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

С увеличением влияния процесса глобализации в мире целесообразно рассматривать человечество как социально-экономическую систему, что очевидно требует учета исторической перспективы, так как любая общественная система в равной мере зависит от ретроспективы процессов развития и обусловлена историческими категориями и законами конкретной общественной формации. Молодёжь - это ключевой уровень в иерархической структуре общества, опреде-

ляющий содержание остальных уровней, так как именно на этом уровне формируется социальная и индивидуальная идентичность, которые в будущем тяжело поддаются изменениям: «Определение идентичности с опорой на понятие «социальный конструкт», по нашему мнению, наиболее полно подчёркивает её природу, происхождение в ходе социального взаимодействия и опыта» [2, с. 53]. Молодежь представляет собой определенную группу в социальном и демографическом контексте, объединенную характеристиками возраста, этапами перехода к социальной зрелости, вхождением во взрослый мир, процессом адаптации к нему и стремлением к будущему развитию. Не все характеристики каждого уровня иерархии возникают одновременно; сначала формируются примитивные социальные и экономические структуры, на основе которых затем возникают более сложные, поэтому развивается многообразие общественных отношений, которое выступает отправной точкой и одновременно постоянно воспроизводимым результатом и представляет собой следствие развития социально-экономических отношений и общую форму взаимодействия между индивидами. В настоящее время цели и задачи деятельности с молодежью непосредственно определяются социальным окружением и информационным пространством - вложения в управление молодежью суть вложения в будущее страны, поскольку мо-

30

экономическое развитие, инновации, технологические изменения и рост

DISCUSSION №2 (123) РЕШШ 2024

лодежь является не только будущим поколением, принимающим решения и будущим трудовым потенциалом, то есть ключевым элементом общественного развития, инвестиции в молодежную сферу приравниваются к инвестициям в развитие нации. Намеченные цели управления охватывают столь широкий спектр, что их осуществление начинает сложно соответствовать управленческому подходу, переходя в области политики. Хотя семья выполняет важную роль и может обозначить будущий идеологический фундамент, на котором строится семейное воспитание, этого недостаточно для обеспечения хорошего образования детей и обеспечения достойной работы, необходимость которой неоспоримо для учеников, это ключевой элемент управления для специалистов по молодежной работе.

Можно представить общие этапы управления в социальной сфере:

1. Определение четких задач, которые необходимо выполнить - проектирование действий и целей, используя объективные критерии, а не только опираясь интуитивными предположениями о направлениях общественного развития.

2. Определение рамок воздействия, то есть область управления и какие задачи должны решать политические институты и какие функции эффективнее делегировать другим.

После того как прописаны задачи, соответствующие политической повестке страны, важно их изучить в контексте:

• Общей политики государства

• Его целей и задач

• Обеспечения ресурсов

• Потенциальных угроз эффективности и результативности политики.

Социально-экономические элементы управления объектным уровнем молодежи включают в себя следующие основные элементы [3], [4]:

1. Необходимость усвоения установившихся в обществе социальных норм, ценностей, убеждений, представлений и шаблонов поведения, что предполагает освоение новых социальных ролей.

2. Переходный характер положения (маргинальность).

3. Высокий уровень социальной подвижности.

4. Активное стремление найти свое место в обществе.

5. Наличие перспектив для профессионального развития.

Молодежь формируется как определенная социально-демографическая группа, проходящая

через период формирования социальной зрелости, вхождения во взрослую жизнь, адаптации и процесса обновления, границы этой группы нечетко определены и изменчивы, но обычно молодежью определяют людей в возрасте от 14 до 30 лет. Нижняя граница возраста определена физической зрелостью в 14 лет, когда начинается доступ к трудовой деятельности, а верхняя граница связана с достижением трудовой и социальной стабильности, формированием семьи и ответственностью за детей. На этапе перехода от детства к взрослой жизни молодежь испытывает ключевые моменты социализации как в рамках семьи, так и вне ее и каждому представителю молодежи необходимо впитать устоявшиеся в обществе и группах нормы, ценности, убеждения и стереотипы [4].

Неизбежно возникает субкультура, как отличительный признак уровня иерархии, которая представляет собой систему ценностей и норм, выделяющую группу из общества. Формирование субкультуры определяется возрастом, этническим происхождением, религией, социальным статусом или местоположением. Ценности субкультуры оказывают влияние на формирование личности участника группы. Молодежная субкультура отличается своими ценностями, поведенческими стандартами, образом жизни и отличается от культуры взрослого поколения и выражена в неформальных объединениях молодежи, представляющих собой особое сообщество по интересам, ценностям и симпатиям. Субкультура молодежи имеет разнообразные проявления, однако ее негативные аспекты могут создавать препятствия и нивелировать эффективность управленческих мер, а также оказывать неоднозначное влияние на молодое поколение.

Современная государственная молодежная политика строится на принципах национального развития и реализуется через основные следующие социально-экономические детерминанты:

1. Государственные обязательства будущего общественного развития, то есть достижение социального эффекта от реализации управления молодёжью: «Социальный эффект (авторское определение) - количественно выраженное изменение уровня и качества жизни граждан: рост потребления материальных и нематериальных благ (услуг), появление новых прогрессивных альтернатив социального бытия относительно имеющегося, произошедших в результате инвестиционной (иной аналогичной активности) общества или самого гражданина, при условии отсутствия полного возмещения

затрат (расходов) или иных ресурсов на эти изменения самим гражданином» [5, с. 85].

2. Формирование ответственности молодежи за исполнение своих конституционных прав и обязанностей в областях государственной и общественной жизни: «Устойчиво необходимым элементом любого общества является молодежь, так как без молодежи у общества нет будущего. Более того, какова молодежь, ее отношения с другими поколениями членов данного общества, таково будет будущее этого общества. Конечно, неправильно утверждать, что какова молодежь, таким будет общество, ибо главная движущая сила общества не социальные группы, а их взаимодействия» [6, с. 42].

3. Признание молодежи отдельным социальным элементом развития и действий государственной молодежной политики.

4. Предпочтительное обеспечение государственной поддержки социально уязвимой молодежи.

5. Предоставление основных услуг государством для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодежи, а также для выбора карьеры, образования, начала профессиональной деятельности и основания семьи.

6. Поддержка активности молодежных общественных объединений и организаций в рамках проводимой государственной политики в области молодёжи.

7. Стимулирование государственно-частного сотрудничества и взаимодействия с социальными институтами общества.

8. Эффективное использование информационных средств и инфраструктуры для реализации государственной молодежной политики.

9. Ускорение механизмов юридического регулирования и согласованности государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

10. Координация действий различных ведомств в исполнении стратегий и программ, относящихся к молодежной политике.

Эволюция личности и возможность творческой самореализации являются главным критерием эффективности и оптимальности управленческих решений в рамках программно-целевого управления процессом формирования и внедрения молодежной политики, которые состоят из следующих элементов, формирующих устойчивое развитие уровня иерархии:

• Совмещение интересов государства, общества и прав человека в процессе разработки и реализации государственной молодежной политики.

• Привлечение молодых граждан к участию в формировании и выполнении политических программ, касающихся молодежи и общества в целом.

• Обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан, обеспечивая соответствующие меры для компенсации ограничений социального статуса, обусловленных их возрастом.

• Гарантированное предоставление молодым гражданам минимального государственного комплекса социальных услуг в области образования, воспитания, духовного и физического развития, охраны здоровья, профессиональной подготовки и трудоустройства, определяя их объем, виды и качество для обеспечения полноценного развития личности и подготовки к самостоятельной жизни.

• Установление приоритета общественных инициатив по сравнению с аналогичной деятельностью государственных органов и учреждений в финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственную молодежную политику следует воспринимать как отдельное направление государственной деятельности, направленное на создание необходимых социальных условий для инновационного развития страны, осуществляемое через активное взаимодействие с институтами гражданского общества, общественными организациями и молодежными объединениями.

Список литературы

1. Голубев С. В. Роль социальной иерархии в развитии общества / С. В. Голубев // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Ма-шерова. - 2012. - Т. 13. - С. 103-107. - ЕРМ БММУб.].

2. Иванова Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа / Н. Л. Иванова // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 1. - С. 52-60. - ЕРМ ОХРХНН.

3. Теория и практика организации работы с молодёжью : сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 24 марта 2023 года / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Донской Союз молодежи, Комитет по молодёжной политике Ростовской области, Отдел по делам моло-

32 экономическое развитие, инновации, технологические изменения и рост DISCUSSION №2 ( 123) FEBRUARY 2024

дёжи Администрации г. Ростова-на-Дону. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2023. - 400 с. - ISBN 978-5-7972-3122-6. - EDN MRHXUO.

4. Ростовская Т. К. Молодежь и молодежная политика в России и за рубежом: Учебное пособие / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова, А. С. Лукьянец. - 2-е изд., пер. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 183 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18423-5. - EDN NWHYKP.

References

1. Golubev S. V. The role of social hierarchy in the development of society / S. V. Golubev // Scientific notes of the Educational Institution of Voronezh State University named after. P. M. Masherova. - 2012. - T. 13. - P. 103-107. - EDN SNMVGJ.

2. Ivanova N. L. The structure of a person's social identity: a problem of analysis / N. L. Ivanova // Psychological Journal. - 2004. -T. 25, № 1. - Pр. 52-60. - EDN OXFXHH.

3. Theory and practice of organizing work with youth: collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, March 24, 2023 / Rostov State Economic University (RINH), Don Youth Union, Committee on Youth Policy of the Rostov Region, Department for Youth Affairs of the Administration of Rostov-on-Don. - Rostov-on-Don: Rostov State Economic University "RINH", 2023. -400 p. - ISBN 978-5-7972-3122-6. - EDN MRHXUO.

Информация об авторах

Гулиев И.А., кандидат экономических наук, заместитель директора Московского государственного института международных отношений МИД РФ (г. Москва, Российская Федерация).

Аллахвердиева Ф.Х., аспирант кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Москва, Российская Федерация).

Прокопишина А.Е., студент Института экономики управления и права Иркутского национального исследовательского технического университета (г. Иркутск, Российская Федерация).

5. Социальная ставка дисконтирования, социальный эффект и реализация национальных целей развития России / В. А. Хайруллин, С. В. Макар, Э. Н. Ямалова, М. Р. Асадуллин // Дискуссия. - 2021. - № 4(107). - С. 79-91. - 001 10.46320/2077-7639-2021-4-107-79-91. - ЕРМ МВНРТХ.

6. ЖолдошеваА.Ш. Молодежь как объект социализации современного общества / А. Ш. Жолдошева, Б. М. Кошбакова // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2023. - Т. 2, № 12. - С. 69-73. - ЕРМ МВ!_^.

4. Rostovskaya T. K. Youth and youth policy in Russia and abroad: Textbook / T. K. Rostovskaya, E. A. Knyazkova, A. S. Lukyanets. -2nd ed., trans. and additional. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2024. - 183 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-53418423-5. - EDN NWHYKP.

5. Social discount rate, social effect and implementation of national development goals of Russia / V. A. Khairullin, S. V. Makar, E. N. Yamalova, M. R. Asadullin // Discussion. -2021. - № 4(107). - Pp. 79-91. - DOI 10.46320/2077-76392021-4-107-79-91. - EDN MBHDTX.

6. Zholdosheva A. Sh. Youth as an object of socialization of modern society / A. Sh. Zholdosheva, B. M. Koshbakova // Social integration and development of ethnic cultures in the Eurasian space. - 2023. - T. 2, № 12. - Pp. 69-73. - EDN MBLIFF.

Information about the authors

Guliyev I.A., PhD in Economics, Deputy Director of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation).

Allakhverdieva F.H., postgraduate student of the Department of Political Analysis and Socio-Psychological Processes of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russian Federation).

Prokopishina A.E., student of the Institute of Economics of Management and Law of the Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk, Russian Federation).

© Гулиев И.А., Аллахвердиева Ф.Х., Прокопишина А.Е., 2024. © Guliyev I.A., Allakhverdieva F.H., Prokopishina A.E., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.