Научная статья на тему 'Перспективы устойчивого развития в политике международных институтов глобализации'

Перспективы устойчивого развития в политике международных институтов глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Международные институты глобализации / зелёные инвестиции / зелёные технологии / цели устойчивого развития / обмен знаниями / мировая экономика / International institutions of globalization / green investments / green technologies / sustainable development goals / knowledge exchange / world economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушакова Н. В., Гулиев И. А., Дамирчиев Э. И.

Развитие социального пространства, экологического благополучия, баланс природного и человеческого капитала нашли своё отражение в концепции устойчивого развития, которая в настоящее время выступает ведущим триггером развития мировой экономической политики. Возможность реализации положений устойчивого развития национальных экономик возможна только в случае тесного сотрудничества национальных экономик и правительств, что учитывая изменяющуюся природу глобализации, характеризующейся конфронтацией стран и ее влияние на политические процессы, обесценивает практический характер устойчивого развития, что требует научного переосмысления перспектив устойчивого развития и актуализирует тему исследования. Объектом исследования является мировая экономика с позиции и глобализации, и синергии международных институтов глобализации. Предмет исследования – экономическое и общественное пространство, характеризующиеся системным состоянием устойчивости. Цель исследования – научное переосмысление концепции устойчивого развития с учётом того, что современная экономическая действительность и экономическое противостояние между мировыми центрами принятия решений создает новые вызовы и возможности для международных институтов, и их способность адаптироваться и эффективно реагировать на эти изменения будет определять политику устойчивого развития. В исследовании раскрывается и аргументируется тот факт, что существенную роль в устойчивом развитии национальной экономики имеют отношения между странами и их готовность сотрудничать в рамках международных институтов. Аргументируется, что в условиях глобализации проблемы становятся все более взаимозависимыми и экономическое противостояние, которое уже сформировало разнополярные центры принятия решений, требует для достижения целей устойчивого развития диалога и сотрудничества между странами на принципах принадлежности к конкретной стороне конфликта. Подчёркивается, что роль международных институтов, в настоящее время сводится к инструментальному давлению на отдельные национальные экономики, политизируя инструменты экономического давления и в конечном счёте, разрушая целостность и национальную самоидентичность отдельных экономик стран. В результате исследования выявлено, что ограничения реализации политики устойчивого объективны и неизбежны и, обусловлены различиями в национальных приоритетах и интересах, проистекая из таких фундаментальных вопросов, как национальный суверенитет, конкурирующие повестки национального развития, ограниченность ресурсов, политическая динамика и необходимость международного сотрудничества. Эти ограничения требуют тщательного рассмотрения и дипломатических усилий для обеспечения эффективной реализации политики устойчивого развития, которая не будет эффективной в условиях экономического и санкционного противостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ушакова Н. В., Гулиев И. А., Дамирчиев Э. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for sustainable development in the policy of international institutions of globalization

The development of social space, environmental well-being, and the balance of natural and human capital are reflected in the concept of sustainable development, which currently acts as the leading trigger for the development of world economic policy. The possibility of implementing the provisions of the sustainable development of national economies is possible only in the case of close cooperation between national economies and governments. which, taking into account the changing nature of globalization, characterized by the confrontation of countries and its impact on political processes, devalues the practical nature of sustainable development, and requires a scientific rethinking of the prospects for sustainable development and actualizes the research topic. The object of the study is the world economy from the perspective of both globalization and the synergy of international institutions of globalization. The subject of the study is economic and public space characterized by a systemic state of stability. The purpose of the research is a scientific rethinking of the concept of sustainable development, taking into account the fact that the current economic reality and the economic confrontation between the world decision– making centers creates new challenges and opportunities for international institutions and their ability to adapt and effectively respond to these changes will determine the policy of sustainable development. The study reveals and argues that relations between countries and their willingness to cooperate within the framework of international institutions play an essential role in the sustainable development of the national economy. It is argued that in the context of globalization, problems are becoming increasingly interdependent and economic confrontation which has already formed multipolar decision-making centers, requires dialogue and cooperation between countries on the principles of belonging to a particular side of the conflict in order to achieve sustainable development goals. It is emphasized that the role of international institutions is currently reduced to instrumental pressure on individual national economies, politicizing the instruments of economic pressure and ultimately destroying the integrity and national identity of individual economies of countries. As a result of the study, it was revealed that the limitations of the implementation of sustainable development policies are objective and inevitable and are caused by differences in national priorities and interests, stemming from such fundamental issues as national sovereignty, competing national development agendas, limited resources, political dynamics and the need for international cooperation. These restrictions require careful consideration and diplomatic efforts to ensure the effective implementation of a sustainable development policy, which will not be effective in the conditions of economic and sanctions confrontation.

Текст научной работы на тему «Перспективы устойчивого развития в политике международных институтов глобализации»

Б01 10.46320/2077-7639-2023-3-118-82-96

Перспективы устойчивого развития в политике международных институтов глобализации

Ушакова Н.В., Гулиев И.А., Дамирчиев Э.И.

Развитие социального пространства, экологического благополучия, баланс природного и человеческого капитала нашли своё отражение в концепции устойчивого развития, которая в настоящее время выступает ведущим триггером развития мировой экономической политики. Возможность реализации положений устойчивого развития национальных экономик возможна только в случае тесного сотрудничества национальных экономик и правительств, что учитывая изменяющуюся природу глобализации, характеризующейся конфронтацией стран и ее влияние на политические процессы, обесценивает практический характер устойчивого развития, что требует научного переосмысления перспектив устойчивого развития и актуализирует тему исследования. Объектом исследования является мировая экономика с позиции и глобализации, и синергии международных институтов глобализации. Предмет исследования - экономическое и общественное пространство, характеризующиеся системным состоянием устойчивости. Цель исследования - научное переосмысление концепции устойчивого развития с учётом того, что современная экономическая действительность и экономическое противостояние между мировыми центрами принятия решений создает новые вызовы и возможности для международных институтов, и их способность адаптироваться и эффективно реагировать на эти изменения будет определять политику устойчивого развития. В исследовании раскрывается и аргументируется тот факт, что существенную роль в устойчивом развитии национальной экономики имеют отношения между странами и их готовность сотрудничать в рамках международных институтов. Аргументируется, что в условиях глобализации проблемы становятся все более взаимозависимыми и экономическое противостояние, которое уже сформировало разнополярные центры принятия решений, требует для достижения целей устойчивого развития диалога и сотрудничества между странами на принципах принадлежности к конкретной стороне конфликта. Подчёркивается, что роль международных институтов, в настоящее время сводится к инструментальному давлению на отдельные национальные экономики, политизируя инструменты экономического давления и в конечном счёте, разрушая целостность и национальную самоидентичность отдельных экономик стран. В результате исследования выявлено, что ограничения реализации политики устойчивого объективны и неизбежны и, обусловлены различиями в национальных приоритетах и интересах, проистекая из таких фундаментальных вопросов, как национальный суверенитет, конкурирующие повестки национального развития, ограниченность ресурсов, политическая динамика и необходимость международного сотрудничества. Эти ограничения требуют тщательного рассмотрения и дипломатических усилий для обеспечения эффективной реализации политики устойчивого развития, которая не будет эффективной в условиях экономического и санк-ционного противостояния.

DOI 10.46320/2077-7639-2023-3-118-82-96

Prospects for sustainable development in the policy of international institutions of globalization

Ushakova N.V., Guliyev I.A., Damirchiev E.I.

The development of social space, environmental well-being, and the balance of natural and human capital are reflected in the concept of sustainable development, which currently acts as the leading trigger for the development of world economic policy. The possibility of implementing the provisions of the sustainable development of national economies is possible only in the case of close cooperation between national economies and governments. which, taking into account the changing nature of globalization, characterized by the confrontation of countries and its impact on political processes, devalues the practical nature of sustainable development, and requires a scientific rethinking of the prospects for sustainable development and actualizes the research topic. The object of the study is the world economy from the perspective of both globalization and the synergy of international institutions of globalization. The subject of the study is economic and public space characterized by a systemic state of stability. The purpose of the research is a scientific rethinking of the concept of sustainable development, taking into account the fact that the current economic reality and the economic confrontation between the world decision-making centers creates new challenges and opportunities for international institutions and their ability to adapt and effectively respond to these changes will determine the policy of sustainable development. The study reveals and argues that relations between countries and their willingness to cooperate within the framework of international institutions play an essential role in the sustainable development of the national economy. It is argued that in the context of globalization, problems are becoming increasingly interdependent and economic confrontation which has already formed multipolar decisionmaking centers, requires dialogue and cooperation between countries on the principles of belonging to a particular side of the conflict in order to achieve sustainable development goals. It is emphasized that the role of international institutions is currently reduced to instrumental pressure on individual national economies, politicizing the instruments of economic pressure and ultimately destroying the integrity and national identity of individual economies of countries. As a result of the study, it was revealed that the limitations of the implementation of sustainable development policies are objective and inevitable and are caused by differences in national priorities and interests, stemming from such fundamental issues as national sovereignty, competing national development agendas, limited resources, political dynamics and the need for international cooperation. These restrictions require careful consideration and diplomatic efforts to ensure the effective implementation of a sustainable development policy, which will not be effective in the conditions of economic and sanctions confrontation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Международные институты глобализации, зелёные инвестиции, зелёные технологии, цели устойчивого развития, обмен знаниями, мировая экономика.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Ушакова Н.В., Гулиев И.А., Дамирчиев Э.И. Перспективы устойчивого развития в политике международных институтов глобализации // Дискуссия. - 2023. - Вып. 118. - С. 82-96.

JEL: 0110, 0190, 0200

ВВЕДЕНИЕ

Концепция устойчивого развития подразумевает сохранение окружающей среды и эффективное построения зелёной экономики и технологий в которой особое внимание уделяется удовлетворению потребностей общества без ущерба для окружающей среды (природного капитала). В настоящее время это стало крайне значимым вектором развития мировой экономики, предполагающий создание условий растущей глобализации экономических систем и процессов. Международные институты, такие как Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная торговая организация (ВТО), играют важную роль в формировании глобальной политики и укреплении сотрудничества между нациями. ООН в постановке своих целей в области устойчивого развития (ЦУР), установила правила регламентирующие глобальные действия национальных экономик по обеспечению устойчивого развития. Данные цели охватывают различные аспекты деятельности национальных экономик, включая искоренение нищеты, охрану окружающей среды и социальное равенство. ЦУР представляют собой дорожную карту для стран по приведению своей политики и стратегий в соответствие с принципами устойчивого развития. ВТО, с другой стороны, фокусируется на либерализации торговли и содействии глобальной торговле, при том, что ее основной целью явно не является устойчивое развитие, ВТО также делает упор на учет экологических и социальных соображений в торговой политике. Это признание отражено в таких соглашениях, как Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)1 и Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ)2, которые обеспечивают защиту общественного здравоохранения и окружающей среды. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что существуют проблемы, связанные с согласованием целей устойчивого развития

1 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/379915.

2 Technical barriers to trade. [Электронный ресурс]. Режим до-

ступа: https://www.wto.org/english/tratop_e/tbt_e/tbt_e.htm.

с реалиями глобализации, что подразумевает использование научного подхода к возможным решениям, возникающих проблем. Стремление к экономическому росту и расширению торговли иногда может привести к ухудшению состояния окружающей среды, социальному неравенству и эксплуатации природных ресурсов, что требует научно обоснованного обеспечения баланса между экономическим развитием, экологическими и социальными проблемами и требуют всеобъемлющего и интегрированного подхода. В данной статье авторы рассмотрят политику и инициативы международных институтов, в частности ООН и ВТО, по содействию устойчивому развитию в контексте глобализации, потенциал сотрудничества, эффективность существующих механизмов и необходимость дальнейшей интеграции принципов устойчивого развития в глобальную политику.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Устойчивое развитие, как концепция подразумевает глобализацию усилий по сохранению окружающей среды и общественного благополучия: «Реализация концепции устойчивого развития, в частности, на региональном уровне, является важным условием прогресса территорий, стран и всего человечества, что подтверждается серьезным вниманием авторитетных международных организаций, субъектов государственной власти и управления, ученых и практиков» [1, с. 23 3 ]. Проблема реализации концепции устойчивого развития активно рассматривается как в зарубежных исследованиях [2], [3], [4], [5], [6], так и в отечественных исследованиях [8], [9], [10], [11], [12].

Для того чтобы оценить перспективы устойчивого развития в политике международных институтов глобализации,важно проанализировать инициативы и действия, предпринимаемые этими институтами. Организация Объединенных Наций через свои различные учреждения и программы является основной движущей силой реализации программ устойчивого развития. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)3

3 ООН Программа по окружающей среде. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unep.org/annualreport/2022/ ги?%2Р=

FOR CITATION APA

Ushakova N.V., Guliyev I.A., Damirchiev E.I. Prospects for sustainable development in the policy of international institutions of globalization. Diskussiya [Discussion], 118, 82-96.

KEYWORDS

International institutions of globalization, green investments, green technologies, sustainable development goals, knowledge exchange, world economy.

JEL: О110, O190, O200

сфокусирована в направлении охраны окружающей среды - рисунок 1, в то время как Программа развития ООН (ПРООН)4 - рисунок 2 фокусируется на сокращении бедности и социальном развитии. Были сформулированы цели устойчивого развития (ЦУР)5 в 2015 году, которые обеспечивают странам всеобъемлющую основу для решения ключевых глобальных проблем, включая бедность, неравенство, изменение климата и деградацию окружающей среды.

ЦУР служат руководством для национальных правительств, международных организаций и других заинтересованных сторон по приведению своей политики и действий в соответствие с принципами устойчивого развития. Они обеспечивают общий язык и набор целей, над достиже-

нием которых страны могут работать, способствуя глобальному сотрудничеству.

Интеграция целей устойчивого развития в политику и деятельность международных институтов является крайне значимым для продвижения устойчивого развития в глобальном масштабе, так как международные учреждения должны уделять приоритетное внимание устойчивому развитию, включив его в свою политику, стратегии и операции, включая принципы устойчивого развития в процессы принятия решений и учет экологических, социальных и экономических последствий в их деятельности: «Современные подходы к управлению предприятиями основываются в том числе на интеграции концепций управления качеством и устойчивого развития» [18, с. 42].

Источник: составлено авторами по данным https://www.unep.org/annuaLreport/2022/ru?%2F=

Рисунок 1. Экономические показатели охраны окружающей среды в мире по данным ЮНЕП

4 UNDP. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. undp.org/

5 17 целей для преобразования нашего мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/

Human Development Index value

0.760 Projected

0.720 Actual

0.680

0.640

0.600 Global financial crisis Covid-19 pandemic

19ЭО 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 20202021

Источник: составлено авторами по данным Human Development Report Office caLcuLations based on data from Barro and Lee (2018), IMF (2021c, 2022), UNDESA (2022a, 2022b), UNESCO Institute for Statistics (2022), UNSD (2022) and WorLd Bank (2022c).

Рисунок 2. Индекс человеческого развития в пунктах

Международные институты (МИ), исходя из логики своего существования должны обеспечивать согласованность между своими различными стратегиями и программами, чтобы избежать противоречивых целей и действий, то есть согласование политики, связанной с торговлей, финансами, развитием и окружающей средой, для поддержки целей устойчивого развития и избежания компромиссов, подрывающих устойчивость. Также МИ должны играть значительную роль в продвижении устойчивого финансирования, интегрируя экологические, социальные критерии и критерии управления (ESG) в свои инвестиционные решения, формируя направление финансовых ресурсов на устойчивые проекты и компании, а также поощрение внедрения ответственных методов кредитования и инвестирования: «Широкий круг инвесторов в настоящее время придает большое значение трем аспектам деятельности компаний: окружающая среда, социальное развитие и корпоративное управление (ИБО)» [19, с. 21]. Международные учреждения могут внести свой вклад в интеграцию целей устойчивого развития, оказывая поддержку государствам-членам в наращивании потенциала, предполагая обмен знаниями, передовой практикой и техническим опытом для укрепления способности национальных учреждений эффективно реализовывать политику и про-

граммы устойчивого развития: «Знания становятся экономическим объектом, а обмен ими - видом экономической активности, влияющим на отношение к другим категориям экономического сознания» [20, с. 5]. Сотрудничество с другими заинтересованными сторонами, такими как правительства, организации гражданского общества и частный сектор, имеет решающее значение для достижения целей устойчивого развития. Международные институты могут развивать партнерские отношения и сети для использования коллективного опыта, ресурсов и инноваций в интересах устойчивого развития. Международным учреждениям следует создать надежные механизмы мониторинга и отчетности для отслеживания прогресса в достижении целей устойчивого развития. Это предполагает регулярную оценку воздействия их политики и деятельности на устойчивое развитие и прозрачную отчетность о результатах. МИ должны поддерживать высокие стандарты подотчетности и прозрачности для укрепления доверия и обеспечения эффективной реализации целей устойчивого развития, имея четкие структуры управления, независимые оценки и механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами и обратной связи.

Интегрируя цели устойчивого развития в свою политику и деятельность, международные

учреждения могут внести значительный вклад в глобальные усилия по достижению устойчивого развития. Это требует целостного подхода, учитывающего экологические, социальные и экономиче-

ские аспекты, а также активного взаимодействия с различными заинтересованными сторонами.

Международные институты предприняли различные инициативы и программы по содей-

1 ЛИКВИДАЦИЯ НИЩЕТЫ

Mfà

2 ЛИКВИДАЦИЯ ГОЛОДА

3 ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ Л КАЧЕСТВЕННОЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ H ОБРАЗОВАНИЕ

V» Iii

5 ТЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО

6 ЧИСТАЯ ВОДА И САНИТАРИЯ

<? 9

9 ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, 1П ИННОВАЦИИ И IU

ИНФРАСТРУКТУРА

БОРЬБА С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА

УМЕНЬШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА

< = ►

СОХРАНЕНИЕ

МОРСКИХ

ЭКОСИСТЕМ

7 НЕДОРОГОСТОЯЩАЯ

И ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ \>/

Ж

' 14

СОХРАНЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ СУШИ

ПАРТНЕРСТВО I/ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ДОСТОЙНАЯ РАБОТА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ -

ä

ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО

оо

Л О МИР, ПРАВОСУДИЕ 10 И ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

^ лг

Ж

Источник: составлено авторами по данным https://www.un.org/sustainabLedeveLopment/ru/

Рисунок 3. Цели устойчивого развития (ЦУР)

ствию устойчивому развитию, наиболее значимые из них следующие:

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

• Цели устойчивого развития (ЦУР): ПРООН работает в сотрудничестве со странами над реализацией ЦУР, оказывая техническую помощь, финансовую поддержку и политическое руководство.

• ПРООН оказывает поддержку странам в решении проблем, связанных с изменением климата, путем продвижения возобновляемых источников энергии, инфраструктуры, устойчивой к изменению климата, и устойчивого управления земельными и водными ресурсами.

Группа Всемирного банка

• Глобальный экологический фонд (ГЭФ), который финансирует проекты, направленные на решение глобальных экологических проблем, таких как изменение климата, сохранение биоразнообразия и устойчивое управление земельными ресурсами.

• Международная финансовая корпорация поддерживает инвестиции частного сектора,

которые способствуют устойчивому и инклюзивному развитию, уделяя особое внимание таким областям, как возобновляемые источники энергии, расширение доступа к финансовым услугам и устойчивое сельское хозяйство.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)

• Инициатива «Зеленая экономика» содействует переходу к «зеленой экономике» путем предоставления странам консультаций по вопросам политики, наращивания потенциала и технической помощи. Это включает в себя продвижение устойчивых моделей производства и потребления, экоинноваций и устойчивого управления ресурсами.

• Устойчивое потребление и производство, ЮНЕП работает над продвижением практики устойчивого потребления и производства посредством таких инициатив, как 10-летние рамки программ по моделям устойчивого потребления и производства.

Зеленый климатический фонд (ЗКФ):

• ЗКФ, созданный ООН, мобилизует финансовые средства для поддержки развивающихся стран в их усилиях по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий, финансирует проекты и программы, связанные с возобновляемыми источниками энергии, энергоэффективностью, устойчивой к изменению климата

инфраструктурой, а также действиями по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним.

Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (МАВИЭ):

• Способствует широкому внедрению возобновляемых источников энергии во всем мире, помогая странам в разработке политики и рамочных программ в области возобновляемых источников энергии, делятся передовым опытом и обеспечивают техническую поддержку и наращивание потенциала.

Глобальное партнерство в области образования (ГПО):

• ГПО поддерживает развивающиеся страны в улучшении доступа к качественному образованию, оказывая финансовые услуги и ресурсы, техническую поддержку и политическое руководство для укрепления систем образования, особенно в странах, сталкивающихся со значительными проблемами в области образования.

Посредством этих усилий международные институты стремятся решать глобальные проблемы, сокращать бедность, содействовать экологической устойчивости, расширять социальную интеграцию и способствовать экономическому росту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всемирная торговая организация, как глобальный орган, ответственный за регулирование международной торговли, также признаёт важность устойчивого развития, при том, что основной вид деятельности формулируется как содействии либерализации торговли, ВТО признала необходимость учета экологических и социальных соображений в торговой политике. Это выражается таких принятых соглашениях, как Соглашение по сельскому хозяйству6, которое включает положения об устойчивой практике ведения сельского хозяйства, и Соглашение об упрощении процедур торговли7, которое направлено на оптимизацию торговых процедур с учетом экологической устойчивости.

В рамках Соглашения по сельскому хозяйству производится расчёт общего совокупного показателя поддержки (англ. Total AMS, русс. ОСПП), это концепция, используемая в контексте международной торговли и сельскохозяйственных субсидий, в которой предполагается расчёт показателя уровня поддержки, оказываемой правительствами своим сельскохозяйственным секторам, особенно

6 WTO. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto. org/english/tratop_e/agric_e/agric_e.htm.

7 WTO. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto. org/english/docs_e/legal_e/tfa-nov14_e.htm.

за счёт внутренних субсидий, дотаций и других форм государственной помощи. Общая сумма СПП рассчитывается на основе обязательств, взятых странами в рамках Соглашения по сельскому хозяйству (англ. AoA) Всемирной торговой организации, предполагает, ориентированную на рынок торговлю сельскохозяйственной продукцией путем сокращения субсидий, угнетающих факторы рыночной торговли и улучшения доступа сельскохозяйственной продукции на мировые рынки. В соответствии с AoA страны обязаны сообщать ВТО о своих внутренних мерах поддержки, далее эти меры классифицируются по различным категориям, известным как боксы, в зависимости от их потенциального воздействия на торговлю. Это включает меры внутренней поддержки, которые, как считается, оказывают наибольшее влияние на искажение рыночных факторов торговли [13], [14], [15], [16], [17]. Эти меры подпадают под действие обязательств по сокращению, принятых членами ВТО, предполагая такие меры поддержки, которые считаются менее искажающими рыночные факторы торговли. Общий показатель СПП - количественный показатель уровня поддержки, оказываемой правительствами своим сельскохозяйственным секторам, что помогает оценить соблюдение странами своих обязательств в рамках достигнутых соглашений и обеспечивает основу для переговоров по сельскохозяйственным субсидиям и либерализации торговли. Необходимо отметить, что общий объем СПП является лишь одним аспектом дискуссий о сельскохозяйственных субсидиях и торговле - вопрос о сельскохозяйственных субсидиях является сложным и часто является предметом дискуссий и переговоров между членами ВТО, поскольку разные страны имеют разные интересы и приоритеты в отношении своих сельскохозяйственных секторов. Таким образом, общий агрегированный показатель поддержки (Total AMS) — это показатель, используемый для оценки уровня поддержки, оказываемой правительствами своим сельскохозяйственным секторам, который рассчитывается на основе обязательств, взятых странами в рамках Соглашения по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации, и помогает оценить искажающие торговлю последствия мер внутренней поддержки в сельском хозяйстве.

Пример: расчет текущего общего показателя уровня поддержки участников СПП8 X (развитая страна), год Y

8 Совокупный показатель поддержки (рус. СПП, англ. AMS)

Пшеница:

> Цена интервенции на пшеницу = 255 долларов США за тонну

> Фиксированная внешняя справочная цена (цена мирового рынка) = 110 долларов США за тонну

> Внутреннее производство пшеницы = 2 000 000 тонн

> Стоимость производства пшеницы = 510 000 000 долларов США

> СПП пшеницы (АПП 1)

(255 - 110 долларов США) х 2 000 000 тонн = 290 000 000 долларов США (минимальный уровень = 25 500 000 долларов США)

Ячмень:

> Выплаты дефицита ячменя = 3 000 000 долларов США

> Стоимость производства ячменя = 100 000 000 долларов США

> СПП ячменя (СПП 2) = 3 000 000 долларов США

(минимальный уровень = 5 000 000 долларов США)

Семена масличных культур:

> Компенсационные выплаты по масличным культурам = 13 000 000 долларов США

> Субсидия на удобрения = 1 000 000 долларов США

> Стоимость производства масличных культур = 250 000 000 долларов США

> СПП масличных культур (СПП 3) = 14 000 000 долларов США

(минимальный уровень = 12 500 000 долларов США)

Поддержка, не относящаяся к продуктам

> Общедоступная субсидия процентной ставки = 4 000 000 долларов США

Стоимость общего сельскохозяйственного производства = 860 000 000 долларов США

> СПП, не зависящий от продукта (АМБ 4) = 4 000 000 долларов США

(минимальный уровень = 43 000 000 долларов США)

Международные институты, включая, Организацию Объединенных Наций (ООН), Всемирный банк, Всемирную торговую организацию (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ) и различные специализированные учреждения, играют важную роль в решении глобальных проблем, охватывая такие области существования, как мир и безопасность, развитие, права

человека и экологическая устойчивость, при этом формальные цели и приоритеты устанавливаются крайне значимыми, а именно:

1. Международные институты заявляют о работе над предотвращением конфликтов, разрешением споров и поддержанием мира и безопасности во всем мире. ООН через свой Совет Безопасности координирует усилия по устранению угроз международному миру и безопасности, включая вооруженные конфликты, терроризм и распространение оружия массового уничтожения.

2. Международные институты содействуют экономическому и социальному развитию, стремясь сократить масштабы нищеты, улучшить здравоохранение и образование и повысить общее благосостояние. Всемирный банк и региональные банки развития оказывают финансовую помощь и поддержку развивающимся странам в реализации инфраструктурных проектов, программ по сокращению бедности и инициатив по наращиванию потенциала.

3. Международные институты отстаивают и защищают права человека во всем мире, в частности, Совет ООН по правам человека, например, отслеживает нарушения прав человека во всем мире и занимается их устранением, содействуя соблюдению международных стандартов в области прав человека и предоставляя механизмы возмещения ущерба.

4. Международные институты работают над обеспечением экологической устойчивости, решая такие проблемы, как изменение климата, утрата биоразнообразия и загрязнение окружающей среды. Рамочная конвенция ООН об изменении климата9 (РКИК ООН) координирует глобальные усилия по снижению выбросов парниковых газов и адаптации к последствиям изменения климата. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) уделяет особое внимание пропаганде экологически обоснованной политики и практики во всем мире.

5. Международные институты содействуют глобальной торговле и экономическому управлению, стремясь к поощрению открытых и предсказуемых торговых отношений между своими странами-членами, в то время как МВФ следит за глобальной экономической стабильностью, оказывает финансовую помощь во время кризисов и поощряет разумную экономическую политику.

9 Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принята 9 мая 1992 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_

conv/conventions/climate_framework_conv.shtml.

Инициативы, продвигаемые международными институтами, оказывают значительное влияние на различные секторы, включая окружающую среду, экономику и общество, рассмотрим заявляемые достигаемые эффекты по классификационному признаку в каждом секторе:

1. Окружающая среда:

а) Смягчение последствий изменения климата, инициативы, подобные Парижскому соглашению ООН10, объединили страны для сокращения выбросов парниковых газов, что поощряет внедрение экологически чистых источников энергии, мер по повышению энергоэффективности и устойчивых практик, которые способствуют борьбе с изменением климата.

б) Сохранение биоразнообразия посредством таких инициатив, как Конвенция о биологическом разнообразии (КБР), способствуя защите экосистем, устойчивому использованию природных ресурсов и сохранению районов, богатых биоразнообразием.

в) Сокращение загрязнения представляет собой усилия международных институтов направлены на сокращение загрязнения и улучшение качества окружающей среды, например ЮНЕП возглавляет кампании по сокращению загрязнения морской среды, воздуха и опасных отходов.

2. Экономика:

а) Международные институты, в частности банки развития, такие как Всемирный банк, поддерживают программы сокращения бедности и предлагают финансовую помощь развивающимся странам. Данные инициативы направлены на создание устойчивых источников средств к существованию, улучшение доступа к образованию и здравоохранению и стимулирование экономического роста.

б) Упрощение процедур торговли путём поощрения практики справедливой торговли, снижая барьеры для глобальной торговли и способствуя экономической интеграции, способствуя экономическому росту и улучшает доступ к международным рынкам как для развитых, так и для развивающихся стран.

в) Международные финансовые институты, такие как МВФ, работают над обеспечением стабильности в глобальных финансовых системах, реализуя это посредством консультаций по вопросам политики, финансовой помощи и наращивания потенциала они помогают странам

10 Парижское соглашение ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement

справляться с экономическими потрясениями и поддерживать финансовую стабильность.

3. Общество:

а) Международные институты играют важную роль в отстаивании прав человека во всем мире, в частности, с помощью таких механизмов, как Совет ООН по правам человека и международных договоров реализуются программы с нарушениями прав человека и поощряют равенство прав, справедливость и инклюзивность.

б) Международные учреждения поддерживают программы, которые улучшают доступ к здравоохранению и образованию в регионах с недостаточным уровнем обслуживания, включая инициативы, касающиеся чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, кампаний иммунизации и развития образовательной инфраструктуры.

в) Гендерное равенство, которое предполагает продвижение гендерного равенства и расширением прав и возможностей, выступая за права женщин, поддерживают инициативы по искоренению насилия по признаку пола и расширяют участие женщин в процессах принятия решений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Существуют неотъемлемые противоречия между экономическим ростом и целями устойчивого развития из-за различных приоритетов деятельности и связанных с ними достигаемых компромиссов. При том, что экономический рост в целом способствует росту благосостояния и улучшению качества жизни, но при этом оказывая негативное воздействие на окружающую среду и социальное благополучие, что вызывает следующие основные конфликты:

1. Воздействие на окружающую среду - экономический рост часто зависит от потребления природных ресурсов, энергии и производства товаров и услуг, что приводит к истощению ресурсов, загрязнению окружающей среды, выбросам парниковых газов и разрушению среды обитания. Подобные воздействия на окружающую среду вступают в противоречие с целями устойчивого развития, которые подчеркивают необходимость сохранения окружающей среды, борьбы с изменением климата и устойчивого управления ресурсами.

2. Экономический рост не гарантирует справедливое распределение благ между членами общества и в целом является причиной материального неравенства, как следствие это приводит к неравенству доходов, маргинализации сообществ и социальному неравенству. Цели

устойчивого развития направлены на содействие социальной инклюзивности, сокращение бедности и обеспечение равного доступа к ресурсам и возможностям и обеспечение баланса между экономическим ростом и социальной справедливостью имеет важное значение для достижения устойчивого развития.

3. Экономический рост часто предполагает приоритет краткосрочных выгод, а не долгосрочную устойчивость, то есть стремление к быстрому экономическому росту без учета экологических и социальных факторов может привести к необратимому ущербу, ставя под угрозу благополучие будущих поколений. С другой стороны, цели устойчивого развития подчеркивают необходимость обеспечения равенства между поколениями и сбалансированного экономического, экологического и социального прогресса.

4. Экономический рост влечет за собой увеличение потребления и производства, которые могут оказаться неустойчивыми в долгосрочной перспективе, так как чрезмерное использование ресурсов, энергии и образование отходов могут создавать нагрузку на экосистемы и способствовать изменению климата. Цели устойчивого развития пропагандируют устойчивые модели потребления и производства, уделяя особое внимание эффективности, принципам экономики замкнутого цикла и снижению воздействия на окружающую среду.

Решение этих конфликтов требует интеграции экономического роста с принципами устойчивого развития. Это предполагает внедрение устойчивых практик, продвижение «зеленых» технологий, повышение эффективности использования ресурсов и обеспечение социальной инклюзивности, что требует целостного подхода, учитывающего долгосрочные последствия, уравновешивающего конкурирующие приоритеты и учитывающего интересы множества заинтересованных сторон.

При этом глобализация как процесс, реализуемый через устойчивое развитие, очевидно, создаёт неизбежные противоречия между национальными приоритетами и интересами в экономическом и общественном развитии:

1. У каждой суверенной нации есть свой собственный уникальный набор приоритетов и интересов, которые она стремится продвигать с помощью политики и национальные приоритеты могут определяться такими факторами, как экономические соображения, динамика внутренней политики, проблемы безопасности и культурные

ценности. В результате реализация политики устойчивого развития неизбежно создаёт противоречия и различные точки зрения и цели, что не предполагает точек соприкосновения и координации усилий.

2. Различные страны часто имеют разные политические программы, основанные на различных национальных контекстах и собственных интересах, что неизбежно приводит к конфликтам и разногласиям при попытках разработать политику, требующую сотрудничества и достижения консенсуса в глобальном масштабе. Например, экологическая политика может быть приоритетом для некоторых стран, в то время как другие ставят во главу угла экономический рост и развитие.

3. Национальные правительства располагают ограниченным количеством ресурсов, как финансовых, так и людских, которые они могут выделить на реализацию политики устойчивого развития, что вызывает необходимость сделать выбор в отношении того, какой политике уделять приоритетное внимание и на что выделять ресурсы. Когда национальные приоритеты и интересы расходятся, это может усложнить процесс принятия решений и поставить один вопрос выше другого.

4. Глобальный политический ландшафт сложен и характеризуется асимметрией власти, некоторые страны могут обладать большим влиянием и рычагами воздействия на формирование глобальной политики благодаря своей экономической и политической мощи. Это создаёт проблемы в достижении консенсуса по реализации политики устойчивого развития, особенно когда интересы небольших или менее влиятельных стран не представлены должным образом или не учитываются, отсюда возникает экономическое и санкционное давление на несогласные страны.

5. Осуществление глобальной политики часто требует сотрудничества и координации между странами, различия в национальных приоритетах и интересах неизбежно создают препятствия для эффективной координации, затрудняя разработку и обеспечение соблюдения политики в глобальном масштабе.

Укрепление международного сотрудничества и координации в рамках инициатив в области устойчивого развития имеет важное значение для решения глобальных проблем, таких как изменение климата, бедность, неравенство и ухудшение состояния окружающей среды, по мнению авторов этого можно достичь, безусловно принимая следующие положения:

1. Поощрение и популяризация многосторонних партнерств и многополярности центров принятия решений имеет решающее значение для укрепления международного сотрудничества в области устойчивого развития, что предполагает сотрудничество между правительствами, международными организациями, гражданским обществом, частным сектором и другими заинтересованными сторонами для обмена ресурсами, экспертными знаниями и передовой практикой, с обязательным учётом мнения всех сторон.

2. Достижение устойчивого развития требует обеспечения согласованности между различными стратегиями и секторами на национальном и международном уровнях. Это предполагает интеграцию экономических, социальных и экологических соображений в процессы выработки политики и поощрение межсекторального сотрудничества во избежание противоречащих друг другу целей или действий, подрывающих цели устойчивого развития. Таким образом, эффективная реализация устойчивого развития не должны включать в себя игнорирование национальных интересов и приоритетов.

3. Мобилизация адекватных финансовых ресурсов является важнейшим компонентом инициатив в области устойчивого развития. Развитые страны могут оказывать поддержку развивающимся странам посредством финансовой помощи, передачи технологий и наращивания потенциала, чтобы помочь им в реализации проектов устойчивого развития. Международные институты, такие как Зеленый климатический фонд и Глобальный экологический фонд, играют ключевую роль в содействии финансовой поддержке инициатив в области устойчивого развития, но должны быть ориентированы на все страны-участники и быть представленными членами, представляющими граждан стран участниц.

4. Укрепление международного сотрудничества в области устойчивого развития требует поощрения инициатив по обмену знаниями и наращиванию потенциала, что предполагает обмен опытом, передовой практикой и научными знаниями для улучшения понимания и внедрения решений в области устойчивого развития. Международные организации, исследовательские институты и академические круги могут сыграть значительную роль в содействии созданию таких платформ для обмена знаниями.

5. Для эффективного решения глобальных проблем важно гармонизировать нормативно-

правовую базу и стандарты, особенно в таких областях, как охрана окружающей среды, торговля и инвестиции. Интеграции принципов устойчивого развития в национальную политику и созданию равных условий для предприятий, действующих на международном уровне возможна только в случае учёта национальных интересов, приоритетов и культурных традиций.

6. Устойчивое развитие является необходимостью с позиции осуществления не только для национальных правительств, но и должно включать субнациональных и местных субъектов. Укрепление международного сотрудничества должно включать взаимодействие с этими субъектами и поддержку их усилий по реализации инициатив в области устойчивого развития без вмешательства одной страны в дела другой страны, то есть работа с субнациональными правительствами должно осуществлять центральным правительством каждого государства в отдельности, без попыток вмешательства в дела другой страны.

7. Международное сотрудничество в области устойчивого развития должно уделять приоритетное внимание инклюзивности и справедливости, обеспечивая вовлечение и представительство уязвимых социальных групп населения в процессах принятия решений, помогая обеспечить такие условия, чтобы инициативы в области устойчивого развития учитывали конкретные потребности и проблемы, с которыми сталкиваются эти группы.

Это ключевые моменты, реализация которых подчеркивает важность сотрудничества, взаимного уважения, финансовой поддержки, обмена знаниями, гармонизации нормативно-правовой базы и инклюзивности в укреплении международного сотрудничества и координации в рамках инициатив в области устойчивого развития. Работая сообща, страны могут более эффективно решать глобальные проблемы и достигать целей устойчивого развития. Международные институты, правительства, деловые круги и гражданское общество играют решающую роль в разрешении этих инициатив путем разработки политики, нормативных актов и стимулов, которые приводят экономический рост в соответствие с целями устойчивого развития. Продвигая методы устойчивого развития, содействуя «зеленым» инвестициям и стимулируя инновации, можно согласовать экономический рост с целями охраны окружающей среды, социальной справедливости и благополучия поколений.

ОБСУЖДЕНИЕ

Глобализацию можно определить как процесс усиления взаимосвязанности и взаимозависимости между странами посредством обмена товарами, услугами, информацией и идеями. Она предполагает интеграцию экономик, обществ и культур в глобальном масштабе, что очевидно противоречит национальной самодостаточности и самоопределению наций: «В мире, охваченном конфликтами, глобализация, вероятно, окажет в целом негативное воздействие. И наоборот, в мире сотрудничества глобализация, вероятно, оказала бы чистое положительное воздействие» [21, с. 99]. Влияние глобализации на мировую экономику является значительным, положительные аспекты можно выделить такие, что приводят к росту международной торговли, инвестиций и экономической интеграции, так глобализация облегчила перемещение товаров, капитала и технологий через границы, что привело к ускорению экономического роста и расширению возможностей для стран, что открыло новые рынки и создало глобальные производственные сети, позволив компаниям получить доступ к ресурсам, рабочей силе и рынкам в глобальном масштабе. С точки зрения общества глобализация имела как положительные, так и отрицательные последствия. С положительной стороны, это привело к передаче знаний, идей и культурных практик между различными обществами, способствуя разнообразию и межкультурному взаимопониманию. Это также способствовало распространению технологий и инноваций, повышению уровня жизни и доступа к информации во многих частях мира. Однако глобализация также вызвала обеспокоенность по поводу неравенства, трудовых стандартов и культурной гомогенизации, глобализация привела к концентрации богатства и власти в руках немногих, усугубляя неравенство доходов внутри стран и между ними: «Неравномерное распределение благ от глобализационных процессов создаёт многочисленные конфликты. Постепенно складывается следующий парадокс глобализации: богатые страны и люди становятся ещё богаче, а бедные - ещё беднее» [22, с. 70].

То есть глобализация оказала глубокое влияние на мировую экономику и общества, создав как возможности, так и проблемы для национальных экономик и менее развитых стран. Важно, чтобы международные институты устраняли негативные последствия и содействовали инклюзивному и устойчивому развитию для обеспечения того, чтобы все пользовались благами глобализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования было выявлено, что сохраняются проблемы, связанные с полной интеграцией устойчивого развития в политику международных институтов. Существует необходимость в большей согласованности и координации действий различных учреждений и заинтересованных сторон для обеспечения эффективного решения экономических, социальных и экологических задач. Кроме того, существует необходимость в увеличении объема финансовых ресурсов и передаче технологий для поддержки развивающихся стран в их усилиях по устойчивому развитию. Международные институты, такие как Организация Объединенных Наций и Всемирная торговая организация, играют решающую роль в формировании глобальной политики и содействии устойчивому развитию в контексте глобализации, но несмотря на достигнутый прогресс, предстоит еще многое сделать для полной

Список литературы

1. Одинцова Т.М. Проблемные аспекты стратегирования устойчивого развития регионов в условиях санкций и ограничений / Т.М. Одинцова // Вестник Витебского государственного технологического университета. 2021. № 1 (40). С. 232-245. DOI 10.24412/2079-7958-2021-1-232-245. EDN ASBMAK.

2. TomislavK. The concept of sustainable development: From its beginning to the contemporary issues // Zagreb International Review of Economics & Business. 2018. Т. 21. № 1. С. 67-94. DOI 10.2478/zireb-2018-0005/

3. Bossel H. Indicators for sustainable development: theory, method, applications. - Winnipeg: International Institute for Sustainable Development, 1999. С. 138.

4. BakerS. (ed.). The politics of sustainable development: theory, policy and practice within the European Union. Psychology Press, 1997.

5. Parris T.M., Kates R.W. Characterizing and measuring sustainable development // Annual Review of environment and resources. 2003. Т. 28. № 1. С. 559-586. DOI 10.1146/annurev. energy.28.050302.105551/

6. Gladwin T.N., KennellyJ.J., Krause T.S. Shifting paradigms for sustainable development: Implications for management theory and research // Academy of management Review. 1995. Т. 20. № 4. С. 874-907. DOI 10.5465/amr.1995.9512280024.

7. Тен Е.А. Необходимость перехода к циркулярной экономике в контексте развития концепции устойчивого развития / Е.А. Тен // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2022. № 6 (127). С. 75-79. DOI 10.18522/1997-23772022-127-6-75-79. EDN ZJNSPS.

8. Иванов А.Н. Концепция устойчивого развития в эпоху глобализации / А.Н. Иванов // Труд и социальные отношения. 2008. Т. 19, № 12. С. 82-87. EDN MGWOOL.

9. Шаталов-Давыдов Д.Ю. Реализация концепции устойчивого развития в условиях глобализации: от Киото до

интеграции принципов устойчивого развития в глобальную политику и обеспечения более справедливого и устойчивого будущего для всех. Укрепляя сотрудничество, увеличивая финансовые ресурсы и решая проблемы, связанные с осуществлением, международные учреждения могут внести значительный вклад в достижение целей устойчивого развития в глобальном масштабе. Следует отметить, что инициативы международных институтов оказывают далеко идущее воздействие на окружающую среду, экономику и общество, посредством сотрудничества и координации они стремятся решать глобальные проблемы, содействовать устойчивому развитию, сокращать бедность, защищать права человека и способствовать инклюзивному развитию. Эти усилия способствуют построению более устойчивого и справедливого мира для нынешнего и будущих поколений, на принципах взаимного уважения и многополярности точек зрения и интересов.

Йоханнесбурга / Д.Ю. Шаталов-Давыдов // Информация-Коммуникация-Общество. 2010. Т. 1. С. 216-220. EDN YLNFXD.

10. Стаценко А.Э. Реализация концепции устойчивого развития селькохозяйственной отрасли на современном этапе в условиях глобализации мировой экономики / А.Э. Стаценко // Островские чтения. 2016. № 1. С. 171-176. EDN WXCVLF.

11. Ховавко И.Ю. Концепция устойчивого развития в контексте глобализации / И.Ю. Ховавко // Век глобализации. 2016. № 3 (19). С. 71-84. EDN WMBPOF.

12. Махлуф С. Концепция устойчивого развития в условиях экономической глобализации / С. Махлуф // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. № 3 (33). С. 169-174. EDN YOZONV.

13. Dimaranan B., Hertel T., Keeney R. OECD domestic support and developing countries // The WTO, Developing Countries and the Doha Development Agenda: Prospects and Challenges for Trade-led Growth. London: Palgrave Macmillan UK, 2004. С. 63-91. 10.1057/9780230523265_4. DOI 10.1057/ 9780230523265_4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Blandford D. Are disciplines required on domestic support? // Estey Journal of International Law and Trade Policy. 2001. Т. 2. № 1753-2016-141117. С. 35-59.

15. Sharma S.K., Sharma S.K. Domestic Support Under Agreement on Agriculture // The WTO and Food Security: Implications for Developing Countries. 2016. С. 15-26. DOI 10.1007/978-981-10-2179-4_2

16. Galperin C., Miguez I.D. Green box subsidies and trade-distorting support: is there a cumulative impact? // Agricultural Subsidies in the WTO Green Box: Ensuring coherence with sustainable development goals. Pag. 2009. С. 239-257.

17. Brink L. The WTO disciplines on domestic support // WTO Disciplines on Agricultural Support: Seeking a Fair Basis for Trade. 2011. С. 23-59.

18. Герцик Ю.Г. Интеграция концепций устойчивого развития и менеджмента качества / Ю.Г. Герцик // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 1. С. 33-46. йО! 10.18334/ерр.12.1.114089. ЕйМ ОйДОКБ.

19. Пашигорев М.О. Интеграция аспектов устойчивого развития в процесс обоснования инвестиционных решений/ М.О. Пашигорев // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 4, № 4 (112). С. 19-26. йО! 10.36871/ ек.ир.р.г.2021.04.04.004. ЕйМ ЖРШРи.

20. Журавлев А.Л. Обмен знаниями, групповая рефлексивность

и корпоративная память как объекты социальной психологии / Д.Л. Журавлев, Т.А. Нестик // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 3. С. 5-16. ЕйМ МДМййМ.

21. Хуршудян Л.А. Положительные и отрицательные последствия глобализации / Л.А. Хуршудян // Научная мысль. 2013. № 2-3 (10). С. 98-99. ЕйМ

22. Павлова М.М. Последствия глобализации экономики для стран с различным уровнем развития / М.М. Павлова // Аллея науки. 2017. Т. 4, № 16. С. 66-72. ЕйМ УОЮ.1Е.

References

1. Odintsovo T.M. Problemnye aspekty strategirovaniya sustainable development of regions in the conditions of sanctions and restrictions / T.M. Odintsovo // Bulletin of the Vitebsk State Technological University. 2021. № 1 (40). P. 232-245. DOI 10.24412/2079-7958-2021-1-232-245. EDN ASBMAK.

2. Tomislav K. The concept of sustainable development: From its beginning to the contemporary issues // Zagreb International Review of Economics & Business. 2018. T. 21. № 1. C. 67-94. DOI 10.2478/zireb-2018-0005/

3. Bossel H. Indicators for sustainable development: theory, method, applications. - Winnipeg: International Institute for Sustainable Development, 1999. C. 138.

4. Baker S. (ed.). The politics of sustainable development: theory, policy and practice within the European Union. Psychology Press, 1997.

5. Parris T.M., Kates R.W. Characterizing and measuring sustainable development // Annual Review of environment and resources. 2003. T. 28. № 1. C. 559-586. DOI 10.1146/annurev. energy.28.050302.105551/

6. Gladwin T.N., Kennelly J.J., Krause T.S. Shifting paradigms for sustainable development: Implications for management theory and research // Academy of management Review. 1995. T. 20. № 4. C. 874-907. DOI 10.5465/amr.1995.9512280024.

7. Ten E.A. necessity of transition to circular economics in the context of development of the concept of sustainable development / E.A. Ten // humanitarian and socio-economic sciences. 2022. № 6 (127). P. 75-79. DOI 10.18522/1997-2377-2022-1276-75-79. EDN ZJNSPS.

8. Ivanov A.N. conceptualization of sustainable development in the era of globalization / A.N. Ivanov // Labor and social relations. 2008. VOL. 19, № 12. P. 82-87. EDN MGWOOL.

9. Shatalov-Davydov D.Yu. implementation of the concept of sustainable development in the conditions of globalization: from Kyoto to Johannesburg / D.Yu. Shatalov-Davydov // Information-Communication-Society. 2010. VOL. 1. P. 216-220. EDN YLNFXD.

10. Statsenko A.E. Implementation of the concept of sustainable development of the agricultural industry at the modern stage in the conditions of globalization of the world economy / A.E. Statsenko // Ostrovsky readings. 2016. № 1. P. 171-176. EDN WXCVLF.

11. Khovavko I.Yu. the concept of sustainable development in the context of globalization / I.Yu. Khovavko // Vek globalizatsii. 2016. № 3 (19). P. 71-84. EDN WMBPOF.

12. Makhlouf S. The concept of sustainable development in the conditions of economic globalization / S. Makhlouf // Problems of socio-economic development of Siberia. 2018. № 3 (33). P. 169-174. EDN YOZONV.

13. Dimaranan B., Hertel T., Keeney R. OECD domestic support and developing countries // The WTO, Developing Countries and the Doha Development Agenda: Prospects and Challenges for Trade-led Growth. London: Palgrave Macmillan UK, 2004. C. 63-91. 10.1057/9780230523265_4. DOI 10.1057/ 9780230523265_4.

14. Blandford D. Are disciplines required on domestic support? // Estey Journal of International Law and Trade Policy. 2001. T. 2. № 1753-2016-141117. C. 35-59.

15. Sharma S.K., Sharma S.K. Domestic Support Under Agreement on Agriculture // The WTO and Food Security: Implications for Developing Countries. 2016. C. 15-26. DOI 10.1007/978-981-10-2179-4_2

16. Galperin C., Miguez I.D. Green box subsidies and trade-distorting support: is there a cumulative impact? // Agricultural Subsidies in the WTO Green Box: Ensuring coherence with sustainable development goals. Pag. 2009. C. 239-257.

17. Brink L. The WTO disciplines on domestic support // WTO Disciplines on Agricultural Support: Seeking a Fair Basis for

Trade. 2011. C. 23-59.

18. Hertsyk Yu. g. integration of concepts of sustainable development and Quality Management / Yu. g.Hertsyk // Economics, entrepreneurship and law. 2022. Vol. 12, №. 1. P. 33-46. DOI 10.18334/epp.12.1.114089. EDN ODAQKS.

19. Pashigorev M.O. integration of aspects of sustainable development in the process of justification of investment decisions / M.O. Pashigorev // Economics and management: problems, solutions. 2021. Vol.4, № 4(112). P. 19-26. DOI 10.36871 / ek.up. p.r.2021.04.04.004. EDN JRFWPU.

20. ZhuravlevA.L. Knowledge Exchange, Group reflexivity and corporate memory as objects of Social Psychology / A.L. Zhuravlev, T.A. Nestik // psychological Journal. 2010. VOL. 31. № 3. P. 5-16. EDN MANDDN.

21. Khurshudyan L.A. positive and negative consequences of globalization / L.A. Khurshudyan // Scientific thought. 2013. № 2-3 (10). P. 98-99. EDN WAGBGJ.

22. Pavlova M.M. consequences of globalizing the economy for countries with different levels of development / M.M. Pavlova // Alley of science. 2017. VOL. 4, № 16. P. 66-72. EDN YOJOJE.

Информация об авторах

Ушакова Н.В., кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: nataliaushakova13@gmail.com.

Гулиев И.А., кандидат экономических наук, заместитель директора, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: guliyevia@mail.ru.

Дамирчиев Э.И., кандидат юридических наук, преподаватель, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (г. Москва, Российская Федерация).

Information about the authors

Ushakova N.V., Ph.D. in Economics, Associate Professor, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: nataliaushakova13@gmail.com.

Guliyev I.A., PhD in Economics, Deputy Director, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: guliyevia@mail.ru.

Damirchiev E.I., PhD in Law, Lecturer, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation).

Информация о статье

Дата получения статьи: 22.05.2023

Дата принятия к публикации: 26.06.2023

© Ушакова Н.В., Гулиев И.А., Дамирчиев Э.И., 2023.

Article Info

Received for publication: 22.05.2023 Accepted for publication: 26.06.2023

© Ushakova N.V., Guliyev I.A., Damirchiev E.I., 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.