Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ КООРДИНАЦИИ СТРАТЕГИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ КООРДИНАЦИИ СТРАТЕГИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / МОНТЕРЕЙСКИЙ КОНСЕНСУС / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горда Александр Сергеевич

Статья посвящена комплексному исследованию глобальной координации стратегий экономического развития, идентификации ее основных детерминант, оценке новейших тенденций координации на различных уровнях глобальной экономики. В работе использована система научных методов и подходов, которые позволили достичь цели исследования. Исследование проведено с применением методов теоретического обобщения, сравнительного анализа и синтеза. Благодаря системному методу исследованы теоретико-практические основы формирования и развития системы глобальной координации стратегий экономического развития. В статье сформулирована авторская трактовка содержания категории глобальной координации стратегий экономического развития как процесса добровольного согласования субъектами международных экономических отношений стратегий и планов экономического развития на национальном, региональном и глобальном уровнях в условиях неопределенности и турбулентности глобальной среды, что вместе создает синергетический эффект в решении глобальных проблем человечества. Предложена типология национальных стратегий социально-экономического развития. Проанализированы причины повышения роли глобальной координации как нового инструмента после перехода стран мира в режим гибких валютных курсов первой половины 70-х годов. Установлено, что неравные условия, отчасти из-за отсутствия глобальной координации, создают ограничения в развитии национальных экономик и выбранных ими стратегий. Честный обмен информацией, совместные действия и взаимосогласованная политика могут разрушить эти границы развития и способствовать лучшим результатам координационного взаимодействия. Сделан вывод, что рост доверия между субъектами международной экономической политики, делегирование части полномочий глобальным институтам, минимизация неоднородности интересов членов международных организаций и уменьшение политизации решений, упрощение правил их принятия способны повысить эффективность решений субъектов международной политики на различных уровнях институциональной архитектуры системы глобальной координации. Усиление международного сотрудничества и управления должно происходить в рамках институциональных мер и стимулов с переосмыслением социальной архитектуры, ценностей и других аспектов развития человечества, закрепленных в целях устойчивого развития ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF COORDINATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES AT DIFFERENT LEVELS OF THE GLOBAL ECONOMY

The article is devoted to a comprehensive study of global coordination of economic development strategies, identification of its main determinants, assessment of the latest trends in coordination at various levels of the global economy. The system of scientific methods and approaches was used in the work, which made it possible to achieve the goals of the study. The study was carried out using the methods of theoretical generalization, comparative analysis, analysis and synthesis. Thanks to the system method, the theoretical and practical foundations of the formation and development of a system of global coordination of economic development strategies have been studied. The article formulates the author’s interpretation of the content of global coordination of economic development strategies as a process of voluntary agreement by the subjects of international economic relations of strategies and plans for economic development at the national, regional and global levels in the face of uncertainty and turbulence in the global environment, which together creates a synergistic effect in solving global problems of mankind. A typology of national strategies for socio-economic development is proposed. The reasons for the increasing role of global coordination as a new tool after the countries of the world switched to flexible exchange rates in the first half of the 1970s are analyzed. It is found that unequal conditions, partly due to the lack of global coordination, create restrictions in the development of national economies and their chosen strategies. Fair exchange of information, joint action or mutually agreed policies can break down these boundaries of development and promote better outcomes of coordinating interaction. It is concluded that the growth of trust between the subjects of international economic policy, the delegation of part of the powers to global institutions, the minimization of the heterogeneity of interests of members of international organizations and the reduction of politicization of decisions, the simplification of the rules for their adoption can increase the effectiveness of decisions of the subjects of international politics at various levels of the institutional architecture of the global coordination system. Strengthening international cooperation and governance should take place within the framework of institutional measures and incentives with a rethinking of the social architecture, values and other aspects of human development enshrined in the UN sustainable development goals.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ КООРДИНАЦИИ СТРАТЕГИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 339.97:[330.34:005.21] (043.3)

Горда Александр Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Gorda Alexander Sergeevich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ДЕТЕРМИНАНТЫ КООРДИНАЦИИ СТРАТЕГИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

DETERMINANTS OF COORDINATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES AT DIFFERENT LEVELS OFTHE GLOBAL ECONOMY

Статья посвящена комплексному исследованию глобальной координации стратегий экономического развития, идентификации ее основных детерминант, оценке новейших тенденций координации на различных уровнях глобальной экономики.

В работе использована система научных методов и подходов, которые позволили достичь цели исследования. Исследование проведено с применением методов теоретического обобщения, сравнительного анализа и синтеза. Благодаря системному методу исследованы теоретико-практические основы формирования и развития системы глобальной координации стратегий экономического развития.

В статье сформулирована авторская трактовка содержания категории глобальной координации стратегий экономического развития как процесса добровольного согласования субъектами международных экономических отношений стратегий и планов экономического развития на национальном, региональном и глобальном уровнях в условиях неопределенности и турбулентности глобальной среды, что вместе создает синергетический эффект в решении глобальных проблем человечества. Предложена типология национальных стратегий социально-экономического развития. Проанализированы причины повышения роли глобальной координации как нового инструмента после перехода стран мира в режим гибких валютных курсов первой половины 70-х годов.

Установлено, что неравные условия, отчасти из-за отсутствия глобальной координации, создают ограничения в развитии национальных экономик и выбранных ими стратегий. Честный обмен информацией, совместные действия и взаимосогласованная политика могут разрушить эти границы развития и способствовать лучшим результатам координационного взаимодействия.

Сделан вывод, что рост доверия между субъектами международной экономической политики, делегирование части полномочий глобальным институтам, минимизация неоднородности интересов членов международных организаций и уменьшение политизации решений, упрощение правил их принятия способны повысить эффективность решений субъектов международной политики на различных уровнях институциональной архитектуры системы глобальной координации. Усиление международного сотрудничества и управления должно происходить в рамках институциональных мер и стимулов с переосмыслением социальной архитектуры, ценностей и других аспектов развития человечества, закрепленных в целях устойчивого развития ООН.

Ключевые слова: глобальная координация, социально-экономическое развитие, глобализация, экономическое сотрудничество, Цели устойчивого развития, Монтерейский консенсус, стратегии развития.

The article is devoted to a comprehensive study of global coordination of economic development strategies, identification of its main determinants, assessment of the latest trends in coordination at various levels of the global economy.

The system of scientific methods and approaches was used in the work, which made it possible to achieve the goals of the study. The study was carried out using the methods of theoretical generalization, comparative analysis, analysis and synthesis. Thanks to the system method, the theoretical and practical foundations of the formation and development of a system of global coordination of economic development strategies have been studied.

The article formulates the author's interpretation of the content of global coordination of economic development strategies as a process of voluntary agreement by the subjects of international economic relations of strategies and plans for economic development at the national, regional and global levels in the face of uncertainty and turbulence in the global environment, which together creates a synergistic effect in solving global problems of mankind. A typology of national strategies for socio-economic development is proposed. The reasons for the increasing role of global coordination as a new tool after the countries of the world switched to flexible exchange rates in the first half of the 1970s are analyzed.

159

It is found that unequal conditions, partly due to the lack of global coordination, create restrictions in the development of national economies and their chosen strategies. Fair exchange of information, joint action or mutually agreed policies can break down these boundaries of development and promote better outcomes of coordinating interaction.

It is concluded that the growth of trust between the subjects of international economic policy, the delegation of part of the powers to global institutions, the minimization of the heterogeneity of interests of members of international organizations and the reduction of politicization of decisions, the simplification of the rules for their adoption can increase the effectiveness of decisions of the subjects of international politics at various levels of the institutional architecture of the global coordination system. Strengthening international cooperation and governance should take place within the framework of institutional measures and incentives with a rethinking of the social architecture, values and other aspects of human development enshrined in the UN sustainable development goals.

Keywords: global coordination, socio-economic development, globalization, economic cooperation, sustainable development goals, Monterey Consensus, development strategies.

ВВЕДЕНИЕ

Предоставляя новые возможности и обеспечивая высокую динамику социально-экономического прогресса, всеобъемлющие глобализационные процессы углубляют неравномерность и диспропорциональность социально-экономического развития стран мира, увеличивают межстрано-вые разрывы. Научно-технологические, производственно-логистические, инфраструктурные и социальные асимметрии социально-экономического развития в турбулентной среде обостряют существующие и генерируют новые риски возникновения кризисных явлений, процессов и шоков. Преимущественная ориентация стран на национальные интересы вместе с недостаточными их возможностями нейтрализации глобальных угроз мотивирует развитие системы многоуровневой совместной координации государственных политик и стратегий для обеспечения устойчивого долгосрочного и безопасного роста. Это особенно важно в условиях несовершенства глобальной ин-ституционально-регуляторной архитектуры, ее несоответствия современным реалиям.

Эффективная глобальная координация на основе принципов универсальности, солидарности и прозрачности важна и для системной модернизации экономики России, ее эффективной евразийской интеграции, повышения конкурентоспособности и достижения сопоставимых с развитыми странами социально-экономических стандартов. Таким образом, тема исследования глобальной координации стратегий экономического развития актуальна, научно и практически значима.

Вопросы глобального управления, координации и трансформации международных стратегий экономического развития рассматривались: В. Батлером, В. Брансоном, М. Гольдштейном, К. Гриффином, М.Д. Карри, П. Левином, А. Льюисом, Р. Марстоном, К. Пилбимом, Дж. Стигли-цом [15], Т. Вайсом, Р. Вилкинсоном, К. Эбботтом, Р. Вейдом [8], К. Швабом Дж. Френкелем, А. Хиршманом, В.И. Аникиным [1], С.А. Бурьяновым, М.С. Бурьяновым [2], С.Б. Быстрянце-вым, А.А. Марковым, П.С. Быстрянцевым [3], Е.И. Ивановой [4], М.В. Ларионовой, Дж. Кирто-ном [5], С.К. Песцовым [6], Н.Л. Смакотиной, М.А. Егоренковой [7] и многими другими. Вместе с тем, необходимы дальнейшие исследования актуальных вопросов идентификации и оценки стра-новых стратегий развития, определения детерминант их глобальной координации в парадигме устойчивого развития.

ПОСТАНОВКАЗАДАЧИ

Цель статьи—идентифицировать детерминанты координации национальных стратегий экономического развития на различных уровнях глобальной экономики в контексте обеспечения устойчивого развития.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: дать определение категории «глобальная координация стратегий экономического развития»; выделить предпосылки и стимулы формирования глобальной системы координации стратегий экономического развития стран мира; систематизировать применяемые в современных условиях государственные стратегии экономического развития; выделить ключевые этапы трансформации основных детерминант формирования и реализации стратегий развития национальных экономических систем; определить ключевые элементы механизма адаптация глобальной координации аспектов устойчивого развития к ограничениям национальных экономик.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых. В работе на основе системного подхода использованы общена-

160

учные и специальные методы исследования: научной абстракции, анализа и синтеза, историзма и аналогии (в исследовании теоретико-методологических основ глобальной координации стратегий экономического развития); индукции и дедукции, сравнения и наблюдения (для выявления особенностей глобальной координации стратегий экономического развития). РЕЗУЛЬТАТЫ

Современные глобализационные процессы мировой экономики характеризуются определенными противоречиями, которые обуславливают не только положительные, но и негативные последствия в развитии отдельных стран. Прежде всего, речь идет об имеющихся диспропорциях в социально-экономическом развитии стран и отсутствии тенденций выравнивания разрыва между, условно говоря, «богатыми» и «бедными» странами, несмотря на глобализационные процессы. В частности, в исследовании Р. Вейда отмечено, что средний доход стран Юга, имеющих примерно 85 % всего мирового населения, все еще составляет всего около 15% дохода северных стран. Данные свидетельствуют о слабости межстрановой конвергенции в контексте характеристик их социально-экономического развития. Например, средний доход десяти самых богатых стран по сравнению с десятью беднейшими странами вырос с 33 раз в 1960 г до почти 120 раз в 2010 г [8].

Современные разрывы в доходах стран настолько велики, что в условиях имеющейся динамики они будут увеличиваться по крайней мере еще в течении полувека, и это даже при более высоких темпах роста развивающихся стран по сравнению с развитыми странами. Такие асимметрии развития в конечном итоге могут негативно повлиять не только на развивающиеся страны, но и непосредственно создавать долгосрочные вызовы для развитых страны — через системную миграцию, увеличивающиеся потребности финансовой помощи, постоянную нагрузку на системы социального страхования, растущее социальное напряжение.

Внедрение эффективных механизмов выравнивания таких асимметрий путем координации стратегий и политик социально-экономического развития стран всегда оставалось актуальной задачей для обеспечения устойчивого долгосрочного роста в условиях глобализации. В 1980-х годах вопрос постоянной и системной глобальной координации привлекал все большее внимание и приобрел новые измерения благодаря структурным изменениям и новым проблемам глобальной среды. Среди них можно выделить следующие: значительно возросла взаимозависимость национальных экономик и политик вследствие расширения торговых потоков, интернационализации финансового сектора и роста объемов транснационального производства; бывшая роль гегемона экономики США в значительной степени уменьшилась; дерегулирование и либерализация товарных и финансовых потоков; наблюдались значительные колебания и разногласия валютного курса, особенно доллара, что сопровождалось существенными нарушениями равновесия платежных балансов и протекционистскими тенденциями; бизнес отреагировал на такие изменения разработкой глобальных или многонациональных корпоративных стратегий.

Согласно исследованиям, одним из ключевых факторов, детерминировавших потребность в координации, является уровень неопределенности [9]. Неопределенность масштаба, формы конкретных проблем и эффективности конкретных стратегий может быть уменьшена с помощью данных и информации. Там, где такие данные доступны, потребность в координации также невелика [10]. Потребность в координации политики или стратегии высока, когда субъекты впервые вовлекаются в решение определенной проблемы. Соответственно существует низкий уровень потребности в координации, когда у правительств уже есть опыт работы в определенной сфере. Потребность в координации средняя, если субъекты имеют определенный опыт в регулировании вопроса, но им нужно учитывать взаимодействие между различными инструментами при принятии решений.

Термин «глобальная координация стратегий экономического развития» можно определить как комплексный процесс добровольного согласования субъектами международных экономических отношений стратегий и планов экономического развития на национальном, региональном и глобальном уровнях в условиях неопределенности и турбулентности глобальной среды в соответствии с принципами построения системы координации (научность, универсальность, солидарность, транспарентность, гибкость, адаптивность, устойчивость, безопасность), что вместе создает си-нергетический эффект в решении глобальных проблем человечества.

161

Объектами системы координации и регулирования мирохозяйственных связей являются: цели экономической политики (с целью согласовать на основе компромисса те цели экономической политики, которые вызывают определенные противоречия); инструменты экономической политики (от того, насколько правильным будет выбор экономическими субъектами механизмов реализации экономической политики, во многом зависит и возможность достижения поставленных целей); информация (повышает возможности ее участников по достижению результатов по сравнению с теми субъектами международной экономической деятельности, которые не обладают такой информацией); сроки, масштабы и формы проведения мер координирования. Объектами глобальной координации также могут быть региональные, страновые и интеграционные стратегии; двух- и многосторонние межгосударственные отношения; переговорные процедуры. Среди ее субъектов выделяют международные организации, интеграционные группировки, страны, конференции, форумы и саммиты, межправительственные комиссии и т.д.

В качестве инструментов координации также используются: межправительственные соглашения, конвенции, резолюции, программы и проекты, официальная помощь развитию, трансфер знаний, консалтинг Рассматривая глобальную координацию как системный процесс, можно выделить следующие ее иерархические формы: обмен информацией, взаимно согласованную политику и совместные действия.

Первой формой является обмен информацией (о современном и будущем курсе внутренней макроэкономической политики). Это минимальный способ координации между двумя или более странами. Он способствует лучшему пониманию того, как может быть предупрежден конфликт интересов и в чем заключается наибольшая неопределенность. Обмен информацией обеспечивает основу для более активной координации. Взаимно согласованная политика является вторым уровнем координации — каждая страна принимает во внимание цели и политику других стран, формулируя свою политическую позицию. При этом страны стараются достичь взаимно совместимые значения макроэкономических параметров. Третий уровень — совместные действия, еще один шаг вперед относительно договоренностей о совместных действиях для достижения желаемых целей. Имеется в виду не только договоренность о соответствующих значениях параметров, но и совместные действия с целью их достижения.

Следует отметить, что повышению роли координации, как нового инструмента, способствовал переход стран мира к режиму гибких валютных курсов с первой половины 70-х годов, в частности, расширенные возможности для национальных действий, политик и стратегий увеличили внешнюю неопределенность. Утрата способности принятия решений в рамках страны, свойственная Бреттон-Вудской системе обменных курсов, оказалась важным стимулом для развития международного экономического сотрудничества и координации.

Вторым стимулом стали низкие экономические показатели промышленно-развитых стран после рецессии 1974-1975 годов. После подорожания нефти, устойчивое инфляционное давление в сочетании с высоким уровнем безработицы стало новым вызовом экономическим стратегиям и политикам многих стран мира. Хотя США и удалось возобновить рост до докризисного уровня в отличие от Японии и Западной Европы, нарушение равновесия текущего счета и слабость доллара были признаком внешней неурегулированности действий. Такая ситуация стала основой для реализации идеи проведения совместных скоординированных действий крупных стран мира.

Обеспокоенность по поводу вышеупомянутых тенденций стала важной основой для первого экономического саммита на высшем уровне в 1975 г., когда дисбалансы макроэкономических показателей повлияли на мировую экономику. Ежегодные встречи глав правительств семи основных промышленно-развитых стран стали наиболее влиятельной платформой экономического сотрудничества. В то же время функция координации была делегирована Группе Пяти и Семи, а также тесно связана с работой Группы Десяти и международных организаций, в частности МВФ, и ряда других. Важным форумом для экономического сотрудничества в те годы стала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В отличие от глобальных усилий развитых стран по координации действий, Европейское Сообщество придерживалось регионального подхода к координации. В частности, Европейская валютная система стала важным примером институционализированной координации.

162

Тем не менее, несмотря на координационные усилия, темпы роста, начиная с 1980 г., существенно различались между регионами. В частности, экономика африканских стран росла достаточно медленно. Экономики многих стран Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы также росли недостаточными темпами, при этом имея хорошие начальные позиции. Тем временем, темпы роста в Восточной Азии были самыми высокими в мире. Эффективные стратегии догоняющего развития в развивающихся странах, позволявшие достичь среднего дохода в 80% от среднего показателя в развитых странах, были редкостью в тот период. Одной из основных причин стало то, что развитые страны, как правило, пытались препятствовать развивающимся странам, входить или оставаться в динамично развивающихся секторах или сегментах цепей создания стоимости. Многие страны со средним уровнем дохода попали в «ловушку средних возможностей», их фирмы не смогли прорваться в сферу инновационно-интенсивной деятельности или выйти на рынок продукции с высокими доходами и опередить базирующиеся в Китае и Юго-Восточной Азии фирмы.

Быстрые темпы догоняющего развития демонстрируют лишь небольшое количество стран. К ним можно отнести Тайвань, Южную Корею, Гонконг, Сингапур, Израиль и несколько других государств. Таким образом, малое количество стран, достигших значительных результатов развития, свидетельствует о трудностях достижения устойчивого экономического развития и его координации.

Важным шагом к попытке сокращения разрыва экономического развития между странами стал «Монтерейский консенсус» под эгидой ООН в 2002 году. В соответствии с ним развитые страны должны координировать свои усилия и содействовать развивающимся странам в достижении международных целей в области развития путем предоставления надлежащей технической и финансовой помощи. Такой шаг требует от стран совершенствования координации, улучшения интеграции с национальными стратегиями в области развития, повышения предсказуемости и стабильности [11]. Под официальной помощью в целях развития также понимают государственную помощь, предназначенную для содействия экономическому развитию и благосостоянию развивающихся стран. Список стран-реципиентов периодически обновляется и включает более 150 стран с доходами на душу населения ниже 12276 долларов США [13].

Р. Вейд также отмечает, что бедность привлекла больше внимания международного сообщества, чем неравенство. По данным Всемирного банка, количество людей, живущих в условиях крайней бедности, уменьшилось примерно на 25% между 1981 г. и 2005 г., а доля населения развивающихся стран, живущих в условиях крайней бедности, уменьшилась с половины до четверти. Однако он отмечает: если исключить Китай, окажется, что бедность выросла. Количество людей, живущих от 1,25 до 2,50 долларов в день (по паритету покупательной способности), возросло настолько, что почти 3 миллиарда человек живут с доходом менее 2,50 долларов в день, что составляет более половины населения развивающихся стран и более 40% населения мира, и это после десятилетий развития [8].

Следовательно, уровень асимметрий развития остается достаточно большим. Многие исследования свидетельствуют об отсутствии пока какой-либо межстрановой конвергенции в контексте показателей их социально-экономического развития. Учитывая это, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) подчеркивает, что развитые и развивающиеся страны должны переосмыслить свои стратегии глобализации и развития [13].

Как отмечает ЮНКТАД, «традиционная» парадигма развития с ее приоритетами по индивидуальным выгодам, соперничеству и борьбе приведет к кризису даже в «передовых» странах. Глобальное сообщество ошибается, что в очень взаимосвязанном мире любая страна может действовать по-своему и находить свой путь. И без координации не все страны могут улучшить свое положение, поскольку достижения одной страны — это потери других. «Конкурентоспособность в мировой экономике — это игра с нулевой суммой», — указано в докладе ЮНКТАД [14]. Дж. Стиглиц также обращает внимание, что «сейчас очевидна важность координации макроэкономической реакции, то есть вмешательства, необходимого для предотвращения худшего развития событий» [15].

163

Большинство международных институтов не способны принимать сложные и авторитарные решения, а следовательно, остаётся достаточно низкой эффективность решения неотложных проблем, таких как изменение климата или финансовые реформы из-за сложностей в реализации необходимых совместных действий. Эти системные проблемы приводят к увеличению диспропорций между обещанными скоординированными совместными действиями и тем, что в действительности происходит, и ограничивают прогресс в достижении Целей развития тысячелетия.

Всемирный экономический форум в своих публичных докладах [ 16] сделал некоторые предложения по пересмотру системы глобального экономического управления с учетом современных вызовов мировой экономики, которые следует принять во внимание. Они касаются переосмысления международной системы в соответствии с различными аспектами государственного сотрудничества; усиления роли государств как основы при принятии решений, учитывая при этом позицию неправительственных организаций; реализации решений прагматичным способом, ориентированным на результат для ускорения прогресса в решении индивидуальных и глобальных проблем; расширения международного сотрудничества путем обмена ценностями для достижения глобальных целей.

Неравные условия, отчасти из-за отсутствия глобальной координации, создают ограничения в развитии национальных экономик и выбранных ими стратегий. Честный обмен информацией, совместные действия или взаимосогласованная политика могут разрушить эти границы развития и способствовать лучшим результатам координационного взаимодействия. Чтобы остаться гибкими и противостоять современным вызовам, государства должны развивать и выбирать ту стратегию развития, которая гарантирует комбинацию национальных интересов с требованиями, выдвигаемыми экономической глобализацией.

Исследования показывают, что в развивающихся странах ключевые макроэкономические детерминанты экономического роста включают внешнюю помощь, прямые иностранные инвестиции, фискальную политику, инвестиции, торговлю, развитие человеческого капитала, демографические показатели, монетарную политику, природные ресурсы, реформы и географические, региональные, политические и финансовые факторы. В развитых странах ключевыми макроэкономическими детерминантами, связанными с экономическим ростом, определены капитал, фискальная политика, человеческий капитал, торговля, демография, монетарная политика и финансово-технологические факторы [17].

При этом существует множество способов содействия росту и развитию стран, в частности через быструю индустриализацию, инвестиции в туризм и другие услуги, либерализацию торговли, субсидирование, привлечение инвестиций, ценовое регулирование, меры по увеличению доходов и сбережений, улучшение эффективности функционирования институций, привлечение официальной помощи с целью развития, программы социального обеспечения и т.д. Инструменты глобальной координации также позволяют улучшить предсказуемость и устойчивость развития стран мира, инновационный аспект их развития и эффективно распределять мировые ресурсы, включая финансовые, ввиду их ограниченности.

Проведенное исследование в отношении всеобъемлющих стратегий экономического развития стран (фокусирующихся на развитии в целом, а не только одного аспекта развития или одного сектора), позволило классифицировать государственную политику и программы развития следующим образом:

• монетаристская стратегия экономического развития. Она концентрируется на повышении эффективности рыночных сигналов для совершенствования распределения ресурсов. На практике стратегия часто вводится во время кризисного периода, когда приоритетна экономическая стабилизация и коррекция дисбалансов рынка. Акцент в такой стратегии сделан на монетарной и фискальной политике и финансовых реформах. Она имеет микроэкономическую направленность, но преследует макроэкономические цели.

• стратегия открытой экономики. Она разделяет некоторые особенности монетаристской стратегии, но не все. Эта стратегия также полагается на рыночные силы для эффективного распределения ресурсов и на частный сектор, но делает акцент на политику, непосредственно влияющую

164

на внешнеторговый сектор, то есть, на политику обменного курса, тарифное регулирование, квоты и нетарифные барьеры, регулирование иностранных инвестиций и денежные переводы.

• стратегия индустриализации. Как и в предыдущих стратегиях, внимание концентрируется на росте, но используются инструменты для содействия развитию и расширению именно производственного сектора. В отличие от монетаристской стратегии внимание уделено не кратковременной эффективности распределения ресурсов, аускорению совокупных темпов роста валового внутреннего продукта.

• стратегия «зеленой революции». Основное внимание в рамках этой стратегии уделено не совокупным темпам роста, экспорта или индустриализации, а росту сельского хозяйства. Одной из целей стратегии является увеличение предложения продуктов питания, особенно зерновых. Увеличенное предложение зерна приводит к снижению относительной цены продовольствия, что помогает снизить удельные расходы на рабочую силу.

• перераспределительная стратегия развития. Целью стратегии является улучшение распределения доходов и богатства. Стратегия имеет целью решить проблему бедности, отдавая приоритет мерам, непосредственно влияющим на социальные группы с низким уровнем дохода.

• социалистические стратегии развития. Эти стратегии отличаются тем, что частная собственность на средства производства имеет относительно небольшое значение. Практически все крупные промышленные компании находятся в государственном секторе, тогда как средние и малые компании могут быть организованы по принципам кооперации.

• стратегии импортозамещения. Таких стратегий, как правило, придерживаются развивающиеся страны и страны, стремящиеся сократить свою зависимость от развитых стран. Этот подход нацелен на защиту отечественных отраслей для полного и всеобъемлющего развития секторов, повышение конкурентоспособности продукции и достижения самодостаточности.

• инновационная стратегия. Государства инвестируют ресурсы для содействия развитию высоких технологий. Они направляются в инновационные и наукоемкие отрасли, где работают высококвалифицированные работники. Это способствует укреплению экономики страны.

• стратегия переноса. Предполагает привлечение научно-технических разработок зарубежных стран и прямых иностранных инвестиций в собственную экономику, закупку лицензий на технологии для производства новейшей конкурентоспособной продукции.

• стратегия догоняющего развития. Страна применяет технологии, ранее использовавшиеся в более развитых индустриальных экономиках. Инвестиционная и финансовая помощь более развитых стран является одним из ключевых факторов такого развития.

• стратегия наращивания. Она базируется на реализации собственного научно-технического потенциала, сотрудничестве ученых ведущих стран мира, интеграции фундаментальных научных разработок и прикладных разработок частных фирм, создании новых технологий и наращивании инновационного потенциала.

С нашей точки зрения, представляется возможным выделить пять ключевых этапов трансформации основных детерминант формирования и реализации стратегий развития национальных экономических систем:

• индустриализация, рост и модернизация (1940-1950-е годы). Развитие рассматривалось как экономическая деятельность, в которой страны переходят от «традиционных цивилизаций» к «третичным цивилизациям», где доминируют сектора услуг. Возникли две основные школы мнений о развитии. Одна сосредотачивалась на индустриализации, а другая — на торговле.

• структурная трансформация (1960-е годы). В течение 1960-х и в начале 1970-х годов считалось, что государству нужна более широкая роль, чем простое финансирование. Индустриализация выступала средством обеспечения занятости. Политика развития все больше фокусировалась на экономических структурных преобразованиях, в частности, на переводе рабочей силы и ресурсов из низкопродуктивных или традиционных секторов (например, сельское хозяйство) в более развитые сектора (например, промышленные).

• усиление независимости развивающихся стран (1970-е годы). В конце 1960-х годов подходы к развитию стали более разнообразными. Распространялись стратегии Юг-Юг для борьбы с

165

несправедливыми условиями торговли для развивающихся стран. В то же время, основная цель развития заключалась в решении проблем массовой бедности.

• макроэкономическая стабильность: Вашингтонский консенсус (1980-2000-е годы). Основные стратегии развития вернулись к неоклассическим основам. Координация проходила в рамках учреждений, базировавшихся в Вашингтоне. Вашингтонский консенсус повлиял на уменьшение роли правительства и сместил фокус развития на базовые потребности.

• развитие на основе целей развития (с 2000-х годов). Характеризуется критикой глобализации, которую переживает мир. Это побудило ООН принять Цели развития тысячелетия (ЦРТ) в 2000 г. Изменения продолжались после принятия еще более комплексных целей устойчивого развития в 2015 г. Оценка различных аспектов человеческого развития, а не только экономических, приобретала все большее значение.

В последнее время всё большую популярность приобретает концепция устойчивого развития и устойчивой экономики. Саммит в Рио («Саммит Земли», 3-14 июня 1992 г.) [18] определил устойчивое развитие ведущим видением развития стран. На этой встрече страны договорились разработать национальные стратегии устойчивого развития. Государства обязались мобилизовать усилия и ресурсы для достижения ключевых целей в течение 15 лет (2016-2030 гг.). Определенные цели требуют от стран решительных действий, направленных на преодоление бедности и содействие процветанию, одновременно заботясь об окружающей среде. Правительства также обязались разработать и реализовать соответствующие национальные стратегии устойчивого развития. Таким образом, мировое сообщество должно выработать стратегии для экономического роста и удовлетворения общественных потребностей, таких как здравоохранение, безопасность и занятость, защита окружающей среды и борьба с изменением климата.

Обязательства, взятые на себя членами ООН в Рио, «об обеспечении социально ответственного экономического развития с защитой природных ресурсов и окружающей среды во благо будущих поколений» были подтверждены в Декларации тысячелетия ООН (8 сентября 2000 г.). Позже мировые лидеры приняли на 70-й Генеральной Ассамблее ООН 25 сентября 2015 г. новую глобальную систему устойчивого развития — «Повестка дня устойчивого развития до 2030 года» [19]. Она сбалансированно интегрирует три аспекта устойчивого развития, в частности, экономический, социальный и экологический, и впервые отражает международный консенсус о том, что мир, безопасность, справедливость для всех и социальная инклюзивность не только самопод держиваются, но и подкрепляют друг друга. Повестка дня 203 0 г. с 17 целями устойчивого развития имеет целью искоренение бедности, установление социально-экономической интеграции и защиту окружающей среды. Она включает 17 основных и 169 промежуточных целей, что позволяет проводить мониторинг прогресса их достижения.

Для развитых стран все три основных вектора целей устойчивого развития важны, хотя величина прироста устойчивого развития является самой высокой при фокусировке на социальных и экологических Целях устойчивого развития. Развивающимся странам целесообразно продолжать сосредотачиваться на экономических и социальных векторах устойчивого развития. В то же время несмотря на то, что выгоды устойчивого развития от экологического вектора сравнительно меньше по величине в краткосрочной перспективе, однако его нельзя игнорировать из-за взаимосвязей и синергии между всеми тремя векторами Целей устойчивого развития.

Однако глобальный перечень задач устойчивого развития критикуют за чрезмерную амбициозность, универсальность, экспансивность и потенциальное несоответствие, особенно между социально-экономическим развитием и целями экологической устойчивости [20]. Определенной проблемой является и то, что не может быть единого подхода к устойчивому развитию в разных странах. Каждая страна должна выработать свой курс в соответствии со своей культурой, историей, социальными и экономическими приоритетами, а также доминантными институтами и политическими структурами. Экологические проблемы, с которыми сталкиваются различные страны, в частности из-за географических, экологических и климатических факторов, также очень разнообразны и создают дифференцированные ограничения, возможности и приоритеты.

166

Координационный аспект отношений в сфере обеспечения устойчивого развития на региональном и глобальном уровнях также является проблемным. В частности, остается высоким уровень коррупции и бюрократии вместе с отсутствием эффективных институтов и инновационной готовности во многих государствах. Эти факторы ухудшают перспективы развития межгосударственного и наднационального координационного сотрудничества. Кроме того, достичь согласия становится сложнее ввиду отличий условий и обстоятельств, в которых находятся различные государства и их правительства.

Важно также понимать, что стратегии развития, в том числе устойчивого развития, имеют разнообразные формы. Современные глобализационные процессы и увеличение открытости экономик ограничивает действенность государства, уменьшает его собственный набор рычагов экономической политики. Поэтому, возникает необходимость разработки и выбора стратегий, обеспечивающих оптимальное сочетание национальных интересов страны с требованиями, выдвигаемыми экономической глобализацией (рис. 1).

Рис. 1. Адаптация глобальной координации аспектов устойчивого развития к ограничениям национальных экономик (Составлено автором)

Как известно, некоторые важнейшие проблемы устойчивого развития носят глобальный характер. Например, для сохранения глобального климата или озонового слоя необходимо сотрудничество всех стран и реализация конкретных мер на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Это требует улучшения координации, согласованности и взаимодополняемости политик на различных уровнях для реагирования на сложные вызовы социально-экономического развития в современных реалиях. ВЫВОДЫ

Взаимосвязи в институциональной архитектуре среды глобальной координации являются комплексными, что в определенных условиях отрицательно сказывается на эффективности координационных усилий. Кроме того, тенденции асимметричности глобальной координации понижают

167

мотивацию государств участвовать в общемировых инициативах. Рост доверия между субъектами международной экономической политики, делегирование части полномочий глобальным институтам, минимизация неоднородности интересов членов международных организаций и уменьшение политизации решений, упрощение правил их принятия способны повысить эффективность решений субъектов международной политики на различных уровнях институциональной архитектуры системы глобальной координации.

Усиление международного сотрудничества и управления должно происходить в рамках институциональных мер и стимулов с переосмыслением социальной архитектуры, ценностей и других аспектов развития человечества, закрепленных в целях устойчивого развития ООН. Экономическое развитие стран сегодня предусматривает улучшение благосостояния не только за счет роста реального ВВП, но также и через улучшение других показателей, в частности, таких как грамотность, улучшение инфраструктуры, уменьшение бедности и улучшение стандартов здравоохранения и ряда других показателей. «Монтерейский консенсус» играет важную роль в сокращении разрыва экономического развития между странами: развитые страны должны координировать свои усилия и содействовать развивающимся странам путем предоставления надлежащей технической и финансовой помощи.

Геополитические и геоэкономические трансформации, обострение планетарных проблем человеческой жизнедеятельности, усиление неравномерности, диспропорциональности и кризисности мирового хозяйства, ограниченность национального видения развития и недостаточные возможности стран по самостоятельной нейтрализации общих угроз являются детерминантами стратегий экономического развития на различных уровнях глобальной экономики. Учитывая это, широкое распространение получили стратегии, включающие в себя элементы концепции устойчивого развития и устойчивой экономики. Внедрение эффективных механизмов преодоления проблем человечества и выравнивания асимметрий развития путем координации стратегий и политик социально-экономического развития стран является актуальной задачей обеспечения устойчивого долгосрочного роста в условиях глобализации.

Преодоление проблем мирового экономического роста, неравенства и бедности является важным аспектом деятельности глобальных экономических многосторонних организаций и межгосударственных организаций регионального характера. Однако, роль координационных усилий в рамках названных детерминант и их эффект остаются недостаточно определенными. Поэтому возникает необходимость в дальнейших углублённых исследованиях инструментов и механизмов, ориентированных на сокращение разрыва между странами-лидерами и аутсайдерами социально-экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В.И. Геополитические аспекты стратегии взаимодействия стран Большой Евразии в ракурсе международной безопасности и смены глобальной экономической модели / В.И. Аникин // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — 2018. — N° 1-1. — С. 20-23.

2. Бурьянов С.А. Концепция эволюционного перехода к человекоориентированному глобальному управлению / С.А. Бурьянов, М.С. Бурьянов // Век глобализации. — 2021. — № 3. — С. 86-100.

3. Быстрянцев С.Б. Глобальное управление: теоретические подходы и лексика / С.Б. Быстрянцев, А.А. Марков, П.С. Быстрянцев // Образование и право. — 2021. — № 2. — С. 185-189.

4. Иванова Е.И. Мониторинг стратегий развития: международный опыт / Е.И. Иванова // РСМ. — 2021. — № 2 (111). — С. 232-243.

5. Ларионова М.В. Глобальное управление после кризиса COVID-19 / М.В. Ларионова, Дж. Киртон // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2020. — № 2. — С. 7-23.

6. Песцов С.К. Глобальный порядок и глобальное управление: практические вызовы и теоретические дебаты / С.К. Песцов // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. — 2021. — № 1. — С. 53-69.

7. Смакотина Н.Л. Глобальное управление или глобальное регулирование? / Н.Л. Смакотина, М.А. Егорен-кова // Социально-гуманитарные знания. — 2021. — № 4. — С. 118-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Wade Robert Hunter. Global growth, inequality, and poverty: the globalization argument and the «political» science of economics // In: Ravenhill, John, (ed.) Global political economy. — Oxford University Press, Oxford, UK, 2017. — Р. 319-355.

168

9. Van Dooren W. Performance Information in the Public Sector: How It Is Used / Van Dooren W. and Van de Walle S. (Basingstoke: Palgrave Macmillan), 2008. — 277 p.

10. Kroll A. The other type of performance information: Nonroutine feedback, its relevance and use / A. Kroll // Public Administration Review. — 2013. — № 73 (2). — Р 265-276.

11. Монтерейский консенсус: Международная конференция по финансированию развития [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций 18-22 марта 2002 года. — Режим доступа: www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/monterrey.shtml (дата обращения: 20.04.2022).

12. Official development assistance. OECD-ilibrary [Electronic Resource] / Official Site. — Access Mode: www.oecd-ilibrary.org/development/official-development-assistance-oda/indicator-group/english_5136f9ba-en (date of the application: 20.04.2022).

13. UNCTAD. Rethinking Development Strategies after the Financial Crisis [Electronic Resource]. — 2016. — Vol. 2: Country Studies and International Comparisons, Geneva. — Access Mode: unctad.org/system/files/official-document/gdsmdp20152_en.pdf (date of the application: 20.04.2022).

14. Towards a coherent effort to overcome the systemic crisis. The Global Economic Crisis: Systemic Failures and Multilateral Remedies: Report by the UNCTAD Secretariat Task Force on Systemic Issues and Economic Cooperation [Electronic Resource]. — United Nations, New York and Geneva, 2009. — Access Mode: unctad.org/system/files/ official-document/gds20091overview_en.pdf (date of the application: 20.04.2022).

15. Stiglitz Joseph E. The Imperative for Improved Global Economic Coordination. Growing Out of Crisis. Development Outreach / Joseph E. Stiglitz. — World Bank Institute. 2009. — p. 39-42

16. Everybody's Business: Strengthening International Cooperation in a More Interdependent World. Report of the Global Redesign Initiative [Electronic Resource] / World Economic Forum. — Geneva, Switzerland, 2010. — Access Mode: www3 .weforum.org/docs/WEF_GRI_EverybodysBusiness_Report_2010 .pdf (date of the application: 20.04.2022).

17. Chirwa Themba G. Macroeconomic Determinants of Economic Growth / Themba G. Chirwa, Nicholas M. Odhiambo // South East European Journal ofEconomics and Business. — 2016. — Vol. 11 (2). — Р. 33-47.

18. Конференция ООН по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 3-14 июня 1992 г. — Режим доступа: sustainabledevelopment.un.org/ content/documents/Agenda21.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

19. Повестка дня устойчивого развития до 2030 года [Электронный ресурс] / Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2015 г. — Режим доступа: unctad.org/system/files/ofFicial-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

20. Swain R. Bali. Achieving sustainable development goals: predicaments and strategies / R. Bali Swain & F. Yang-Wallentin // International Journal of Sustainable Development & World Ecology. —2020. — № 27:2. — Р. 96-106.

SPtSOKLTTERATURY

1. Anikin V.I. Geopoliticheskiye aspekty strategii vzaimodeystviya stran Bol'shoy Yevrazii v rakurse mezhdunarodnoy bezopasnosti i smeny global'noy ekonomicheskoy modeli / VI. Anikin // Bol'shaya Yevraziya: razvitiye, bezopasnost', sotrudnichestvo. — 2018. — № 1-1. — S. 20-23.

2. Bur'yanov S.A. Kontseptsiya evolyutsionnogo perekhoda k chelovekooriyentirovannomu global'nomu upravleniyu / S.A. Bur'yanov, M.S. Bur'yanov // Vek globalizatsii. — 2021. — № 3. — S. 86-100.

3. Bystryantsev S.B. Global'noye upravleniye: teoreticheskiye podkhody i leksika / S.B. Bystryantsev, A.A. Markov, P.S. Bystryantsev // Obrazovaniye i pravo. — 2021. — № 2. — S. 185-189.

4. Ivanova Ye.I. Monitoring strategiy razvitiya: mezhdunarodnyy opyt / Ye.I. Ivanova // RSM. — 2021. — № 2 (111). — S. 232-243.

5. Larionova M.V. Global'noye upravleniye posle krizisa COVID-19 / M.V Larionova, Dzh. Kirton // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika. — 2020. — № 2. — S. 7-23.

6. Pestsov S.K. Global'nyy poryadok i global'noye upravleniye: prakticheskiye vyzovy i teoreticheskiye debaty / S.K. Pestsov // Aziatsko-Tikhookeanskiy region: ekonomika, politika, pravo. — 2021. — № 1. — S. 53-69.

7. Smakotina N.L. Global'noye upravleniye ili global'noye regulirovaniye? / N.L. Smakotina, M.A. Yegorenkova // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya. — 2021. — № 4. — S. 118-130.

8. Wade Robert Hunter. Global growth, inequality, and poverty: the globalization argument and the «political» science of economics // In: Ravenhill, John, (ed.) Global political economy. — Oxford University Press, Oxford, UK, 2017. — Р. 319-355.

9. Van Dooren W. Performance Information in the Public Sector: How It Is Used / Van Dooren W. and Van de Walle S. (Basingstoke: Palgrave Macmillan), 2008. — 277 p.

10. Kroll A. The other type of performance information: Nonroutine feedback, its relevance and use / A. Kroll // Public Administration Review. — 2013. — № 73 (2). — Р. 265-276.

169

11. Montereyskiy konsensus: Mezhdunarodnaya konferentsiya po finansirovaniyu razvitiya [Elektronnyy resurs] / Organizatsiya Ob"yedinennykh Natsiy 18-22 marta 2002 goda. — Rezhim dostupa: www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/monterrey.shtml (data obrashcheniya: 20.04.2022).

12. Official development assistance. OECD-ilibrary [Electronic Resource] / Official Site. — Access Mode: www.oecd-ilibrary.org/development/official-development-assistance-oda/indicator-group/english_5136f9ba-en (date of the application: 20.04.2022).

13. UNCTAD. Rethinking Development Strategies after the Financial Crisis [Electronic Resource]. — 2016. — Vol. 2: Country Studies and International Comparisons, Geneva. — Access Mode: unctad.org/system/files/official-document/gdsmdp20152_en.pdf (date ofthe application: 20.04.2022).

14. Towards a coherent effort to overcome the systemic crisis. The Global Economic Crisis: Systemic Failures and Multilateral Remedies: Report by the UNCTAD Secretariat Task Force on Systemic Issues and Economic Cooperation [Electronic Resource]. — United Nations, New York and Geneva, 2009. — Access Mode: unctad.org/system/files/ official-document/gds20091overview_en.pdf (date of the application: 20.04.2022).

15. Stiglitz Joseph E. The Imperative for Improved Global Economic Coordination. Growing Out of Crisis. Development Outreach / Joseph E. Stiglitz. — World Bank Institute. 2009. — p. 39-42

16. Everybody's Business: Strengthening International Cooperation in a More Interdependent World. Report of the Global Redesign Initiative [Electronic Resource] / World Economic Forum. — Geneva, Switzerland, 2010. — Access Mode: www3.weforum.org/docs/WEF_GRI_EverybodysBusiness_Report_2010.pdf (date ofthe application: 20.04.2022).

17. Chirwa Themba G. Macroeconomic Determinants of Economic Growth / Themba G. Chirwa, Nicholas M. Odhiambo // South East European Journal ofEconomics and Business. — 2016. — Vol. 11 (2). — Р. 33-47.

18. Konferentsiya OON po okruzhayushchey srede i razvitiyu [Elektronnyy resurs] / Organizatsiya Ob'yedinennykh Natsiy. Rio-de-Zhaneyro, Braziliya, 3-14 iyunya 1992 g. — Rezhim dostupa: sustainabledevelopment.un.org/content/ documents/Agenda21.pdf (data obrashcheniya: 20.04.2022).

19. Povestka dnya ustoychivogo razvitiya do 2030 goda [Elektronnyy resurs] / Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON 25 sentyabrya 2015 g. — Rezhim dostupa: unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (data obrashcheniya: 20.04.2022).

20. Swain R. Bali. Achieving sustainable development goals: predicaments and strategies / R. Bali Swain & F. Yang-Wallentin // International Journal of Sustainable Development & World Ecology. — 2020. — №№ 27:2. — Р. 96-106.

Статья поступила в редакцию 5 мая 2022 года Статья одобрена к печати 15 июля 2022 года

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.