Научная статья на тему 'Перспективы человеческого развития на полях БРИКС: проблемы глобального управления'

Перспективы человеческого развития на полях БРИКС: проблемы глобального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЕ УПРАВЛіННЯ / ЛЮДСЬКИЙ РОЗВИТОК / СВіТОВИЙ ЕКОНОМіЧНИЙ ПОРЯДОК / НАЦіОНАЛЬНі СТРАТЕГії РОЗВИТКУ / ДИВЕРСИФіКАЦіЯ / СПіВРОБіТНИЦТВО / іНСТИТУЦіОНАЛіЗАЦіЯ БРІКС. / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ БРИКС. / GLOBAL MANAGEMENT / HUMAN DEVELOPMENT / WORLD ECONOMIC ORDER / NATIONAL STRATEGIES OF DEVELOPMENT / DIVERSIFICATION / CO-OPERATION / INSTITUTIONALISATION OF BRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарычев Владимир Иванович

В статье проанализированы основные направления взаимного сотрудничества стран БРИКС в контексте проблем глобального управления строительством нового международного экономического порядка. Выделены основные составляющие системы растущего влияния БРИКС на формирование более справедливой, сбалансированной и разумной архитектуры мировой экономики и политики. Основой усиливающейся консолидации и возможной в последующем институционализации блока выступают развитые торговые отношения, близкие национальные модели развития и принципиально схожие подходы к разрешению глобальных проблем человечества. Объективно реальными являются перспективы расширения блока за счет присоединения к его платформе других активно развивающихся экономик при сохранении благоприятных условий инвестирования в человеческий капитал и модернизации механизмов сотрудничества через систему расчетов в национальных валютах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Human Development in the BRICS fields: Global Management Problems

The article analyses main directions of mutual co-operation of BRICS countries in the context of problems of global management of construction of the new international economic order. It marks main components of the system of growing influence of BRICS on formation of a more just, balanced and rational architecture of the world economy and politics. The foundation of the strengthening consolidation and possible future institutionalisation of the block is formed by developed trade relations, close national models of development and principally similar approaches solution of global problems of humanity. Objectively the prospects of the block expansion by means of joining of other actively developed economies to its platform with preservation of favourable conditions of investing into human capital and modernisation of mechanisms of co-operation through the system of settlements in national currencies are quite real.

Текст научной работы на тему «Перспективы человеческого развития на полях БРИКС: проблемы глобального управления»

перспективы человеческого развития на полях брикс: проблемы глобального управления

САРЫЧЕВ В. И.

УДК 331.101.262

Сарычев В. И. перспективы человеческого развития на полях БРИКС: проблемы глобального управления

В статье проанализированы основные направления взаимного сотрудничества стран БРИКС в контексте проблем глобального управления строительством нового международного экономического порядка. Выделены основные составляющие системы растущего влияния БРИКС на формирование более справедливой, сбалансированной и разумной архитектуры мировой экономики и политики. Основой усиливающейся консолидации и возможной в последующем институционализации блока выступают развитые торговые отношения, близкие национальные модели развития и принципиально схожие подходы к разрешению глобальных проблем человечества. Объективно реальными являются перспективы расширения блока за счет присоединения к его платформе других активно развивающихся экономик при сохранении благоприятных условий инвестирования в человеческий капитал и модернизации механизмов сотрудничества через систему расчетов в национальных валютах. Ключевые слова: глобальное управление, человеческое развитие, мировой экономический порядок, национальные стратегии развития, диверсификация, сотрудничество, институционализация БРИКС.

Рис.: 2. Табл.: 2. Библ.: 8.

Сарычев Владимир Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений, Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара (ул. Научная, 13, Днепропетровск, 49050, Украина)

E-mail: sarychev_dnu@mail.ru

УДК 331.101.262

Саричев В. І. Перспективи людського розвитку на полях БРІКС: проблеми глобального управління

У статті проаналізовано основні напрямки співпраці країн БРІКС у контексті проблем глобального управління будівництвом нового міжнародного економічного порядку. Виявлено основні складові системи зростаючого впливу БРІКС на формування більш справедливої, збалансованої і розумної архітектури світової економіки і політики. Визначено, що основою підсилення консолідації і можливої в майбутньому ін-ституціоналізації блоку є розвинені торгівельні відносини, близькі національні моделі розвитку і принципово подібні підходи до розв'язання глобальних проблем людства. Об'єктивно реальними є перспективи розширення блоку за рахунок приєднання до його платформи інших економік, що активно розвиваються, при збереженні сприятливих умов інвестування у людський капітал і модернізації' механізмів співпраці через систему розрахунків у національних валютах.

Ключові слова: глобальне управління, людський розвиток, світовий економічний порядок, національні стратегії розвитку, диверсифікація, співробітництво, інституціоналізація БРІКС.

Рис.: 2. Табл.: 2. Бібл.: 8.

Саричев Володимир Іванович - кандидат історичних наук, доцент, доцент кафедри міжнародних відносин, Дніпропетровський національний університет ім. О. Гончара (вул. Наукова, 13, Дніпропетровськ, 49050, Україна)

E-mail: sarychev_dnu@mail.ru

Современный экономический мировой порядок традиционно характеризируется доминированием западных экономик во главе с США и европейскими государствами, которые обладают решающим весом в глобальных финансовых структурах - группе Мирового банка (МБ) и МВФ. Однако на начало XXI века в мире утвердился относительно молодой экономический блок пяти крупных, быстро развивающихся экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮжноАфриканской республики (БРИКС), способный в ближайшее время внести существенные коррективы в архитектуру мировой экономики. А это, в свою очередь, безусловно, вызовет кардинальную трансформацию системы рейтингов по Индексу развития человеческого

UDC 331.101.262 Sarychev V. I. Prospects of Human Development in the BRICS Fields: Global Management Problems

The article analyses main directions of mutual co-operation of BRICS countries in the context of problems of global management of construction of the new international economic order. It marks main components of the system of growing influence of BRICS on formation of a more just, balanced and rational architecture of the world economy and politics. The foundation of the strengthening consolidation and possible future institutionalisation of the block is formed by developed trade relations, close national models of development and principally similar approaches solution of global problems of humanity. Objectively the prospects of the block expansion by means of joining of other actively developed economies to its platform with preservation of favourable conditions of investing into human capital and modernisation of mechanisms of co-operation through the system of settlements in national currencies are quite real.

Key words: global management, human development, world economic order, national strategies of development, diversification, co-operation, institutionalisation of BRICS.

Pic.: 2. Tabl.: 2. Bibl.: 8.

Sarychev Vladimir I. - Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Relations, Dnipropetrovsk National University named after O. Gonchar (vul. Naukova, 13, Dnipropetrovsk, 49050, Ukraine)

E-mail: sarychev_dnu@mail.ru

потенциала (ИРПЧ) во всемирной стратегии человеческого развития [2, с. 39].

В соответствии со Стратегическим глобальным прогнозом, подготовленным Институтом мировой экономики и международных отношений РАН в 2011 г., темпы прироста ВВП, в т. ч. и на душу населения, Китая и Индии в 2011 - 2020 гг., а так же в 2021 - 2030 гг. болем чем в два раза превысят аналогичные показатели США и ЕС 27 (табл. 1). Опережающими темпами будет возрастать и ВВП России и Бразилии. Только ЮАР, занимающая лидирующее положение вместе с Ботсваной, Маврикием, Нигерией и Танзанией в группе стран Африки южнее Сахары (АЮС), будет демонстрировать темпы прироста, недостаточные для того, чтобы прео-

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

долеть существенный разрыв с лидерами развивающегося мира [5, с. 461 - 464].

Таблица 1

Сравнительный анализ темпов прироста ВВП в странах БРИКС, США и ЕС 27 в 2001 - 2030 гг.*

* Составлено автором на основании данных [4, с. 461 - 464].

Целью нашого исследования является анализ основных направлений взаимного сотрудничества стран БРИКС в финансово-экономической, социально-политической, культурно-образовательной сферах, которые сейчас являються приоритетними для динамичного и устойчивого человеческого развития в рамках этого экономического блока, что в ближайшем будущем может привести к глобальным изменениям существующей архитектуры мирового порядка.

Анализ результатов активного взаимодействия стран в формате БРИКС позволяет сформулировать такие ведущие направления их экономического сотрудничества:

+ выработка общей промышленной политики с целью стимулирования взаимодействия в таких отраслях, как энергетика (в т. ч. атомная), авиастроение, освоение космоса, совместная разведка и разработка месторождений природного газа и нефти, фармацевтика, где совпадают глобальные экономические интересы стран; + расширение координации национальных стратегий развития традиционного двух-, трехстороннего уровня до пятистороннего прежде всего в отраслях, связанных с инновационной деятельностью, созданием совместных технопарков на основе био- и нанотехнологий;

+ совершенствование опыта совместных действий и координации позиций во влиятельных

международных финансовых организациях для обеспечения принятия положительных решений МБ, МВФ и оказанию взаимной ресурсной поддержки, основываясь на национальных валютах в рамках региональных валютных союзов и валютных зон;

+ углубление торгово-экономического сотрудничества по принципу «шт-тп» (выигрыш - выигрыш), которое обладает значительным потенциалом из-за наличия объемной экономической дополняемости стран - участниц БРИКС, а также диверсификации номенклатуры взаимных поставок сложного, наукоемкого оборудования; + взаимодействие в сфере декриминализации экономического сотрудничества, миграции рабочей силы, защиты окружающей среды и невозобновляемых ресурсов, борьбы с последствиями глобального изменениями климата [1].

Для успешной реализации этих направлений сотрудничества важное значение, в первую очередь, имеют развитые торговые отношения. Для этого имеются объективные предпосылки: емкий внутренний рынок БРИКС, который охватывает 45% населения и 30% территории земного шара; эффективная экономическая дополняемость, где приоритетами для Бразилии является сельскохозяйственная продукция, для России - экспорт минеральных ресурсов, Индии - дешевые интеллектуальные ресурсы, Китая - масштабные трудовые ресурсы, ЮАР - природные ресурсы. К примеру, за 2000 - 2010 гг. торговый оборот между Бразилией и Китаем вырос в 25 раз, достигнув рубежа в 56,3 млрд долл. Основными видами экспорта для Бразилии являются железная руда, нефть, соя. Китай же, в свою очередь, выходит на рынок с потребительскими товарами массового спроса, промышленным оборудованием, транспортом, химической продукцией, сложной вычислительной и бытовой техникой [3].

К тому же эти страны имеют близкие национальные модели развития. Бразилия (вместе с Аргентиной) избрала курс на демократизацию и модернизацию экономики при опоре на частно-государственное партнерство, а Китай пошел путем «Пекинского консенсуса», в основе которого заложены инновации, устойчивое развитие, социальная справедливость и национальное самоопределение при ключевой роли государства [8].

Значительным потенциалом обладают и бразильско-индийские торговые отношения, которые в 2000 -2010 гг. выросли в 16 раз, достигнув уровня в 7,23 млрд долл. В настоящее время особо активно развиваются отношения в сфере высоких био- и нанотехнологий, информатики, освоения космического пространства, развития научных и образовательных программ [7].

Дополнительный динамизм торгово-экономическим отношениям стран БРИКС придает необходимость разрешать глобальные социальные проблемы, близкие для всех по содержанию: в сферах образования, продовольственной безопасности, бедности, голода, продолжительности жизни и здравоохранения. К примеру, анализ Совместной статистической публикации стран БРИКС в 2012 г. дает все основания полагать, что образование и профессиональная подготовка определены

2001 - 2010 2011 - 2010 2021 - 2030

Абсолютные темпы прироста ВВП, %

Весь мир 3,5 4,4 4,3

США 1,6 2,8 2,6

ЕС 27 1,4 2,6 2,5

Бразилия 3,4 3,5 3,4

Китай 10,0 8,5 7,0

Индия 7,3 7,4 6,9

Россия 4,7 4,0 4,5

АЮС 5,4 3,2 3,1

Темпы прироста ВВП на душу населения, %

Весь мир 2,3 3,4 3,8

США 1,0 2,5 2,5

ЕС 27 1,0 2,4 2,4

Бразилия 2,1 2,6 2,8

Китай 9,4 8,2 6,8

Индия 5,8 6,2 6,1

Россия 5,0 4,2 4,4

АЮС 2,5 1,4 2,0

как их фундамент человеческого развития и прогресса общества. Структурные преобразования на микро- и макроэкономическом уровнях основываются на целенаправленных инвестициях в человеческий капитал - удовлетворении разносторонних потребностей личности в образовании ради ее развития, самосовершенствования, самореализации и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда (рис. 1).

Особенно высокими темпами в этом направлении отличаются ЮАР, Китай и Россия. Так, по «Программе развития образования РФ до 2020 г.» расходы консолидированных бюджетов в 2016 - 2020 гг. превысят 20 трлн руб. (с 446 млрд руб. в 2012 г. до 631 млрд руб. в 2020 г.). Для сравнения напомним, что бюджетом США в 2012 г. на образование выделено 77 млрд долл., а в Украине - 91 млрд грн (6,1% ВВП).

Основываясь на результатах прогноза экономического роста стран БРИКС в 2000 - 2030 гг., можно с высокой долей уверенности предположить, что многие из названных социальных проблем будут разрешены уже в скором будущем (табл. 2) [4].

Во вторую очередь, для более всесторонней координации национальных стратегий развития, убедительной консолидированной позиции во влиятельных международных финансовых организациях, оперативной имплементации принятых решений в рамках БРИКС актуальным остается вопрос об уровне институционализации блока. Ведь объединившиеся страны имеют существенные различия и в уровнях доходов на душу населения, и в масштабах экономического потенциала, в государственной политике и культурно-цивилизационных типах, методах и способах борьбы с коррупцией. К тому

же еще довольно сильно сказываются на единстве блока внутренние противоречия: исторически сложившиеся проблемы во взаимоотношениях Китая и Индии вокруг вопроса о доминировании в Юго-Восточной Азии; конфликтогенная ситуация на Дальнем Востоке между Россией и Китаем в отношении спорных территорий; время от времени возникающие разногласия в треугольнике Индия - Бразилия - Китай в сфере торговли.

Сегодня БРИКС декларирует себя как неинституциональная структура глобального управления. В то же время динамика и количество встреч, саммитов различных форматов, содержание принятых документов, увеличение вопросов повестки дня, направленность решений, принятых «на полях» других международных структур, дают основания утверждать, что БРИКС - это принципиально новая модель глобальных взаимоотношений, в основе которой заложено многоуровневое и многогранное партнерство по большому кругу вопросов мировой экономики и политики.

В то же время на международной арене растет авторитет блока как структуры, которая имеет устойчивую тенденцию к сближению по целому ряду принципиальных позиций:

+ необходимости реформирования устаревшей финансовоэкономической архитектуры мира, где сейчас преобладают протекционизм и лоббирование интересов сильных на сегодня экономик;

+ формирования нового типа международных отношений, основанного на отказе от силовых методов разрешения противоречий в условиях реформирования существующих институтов мировой политики;

+ модернизации нынешней экономической и социальной сферы в направлении прогрессирующего человеческого развития при вдумчивом уяснении доказанного мировым кризисом 2008 - 2009 гг. факта неспособности рыночной экономики самостоятельно преодолеть существующие трудности развития [6].

Растущие сила и влияние БРИКС способны дать новые импульсы для преодоления расстыковки различных уровней глобального управления мировой экономикой и политикой, когда кризисные явления по своим временным параметрам превышают возможности мировых акторов проанализировать и принять предупредительные стабилизирующие меры. Принципиальная схема такого влияния отражена на рис. 2.

Рис. 1. Доля государственных расходов на образование по отношению к ВВП

* Составлено автором на основании данных [4].

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

Таблица 2

Основные показатели экономического роста стран БРИКС в 2000 - 2030 гг.*

2000 2010 2020 2030

ВВП, млрд долл., по ППС 2009 г.

Бразилия 1521.3 2130 3005 4200

Китай 3744.7 9685 21905 42885

Индия 2011.9 4070 8315 16125

Россия 1762.2 2795 4135 6425

АЮС 1067.6 1805 2470 3365

Доля в ВВП мира,%

Бразилия 2.8 2.8 2.6 2.4

Китай 7.0 12.9 19.1 24.4

Индия 3.8 5.4 7.2 9.2

Россия 3.3 3.7 3.6 3.7

АЮС 2.0 2.4 2.1 1.9

ВВП на душу населения, тыс. долл., по ППС 2009 г.

Бразилия 8.9 10.9 14.1 18.5

Китай 3.0 7.2 15.9 30.8

Индия 2.0 3.5 6.4 11.5

Россия 12.1 19.7 29.8 45.9

АЮС 1.7 2.1 2.5 3.0

* Составлено автором на основании данных [4].

ВЫВОДЫ

Углубление финансово-экономического сотрудничества стран БРИКС неизбежно ставит в повестку дня главным вопросом создание диверсифицированной международной валютной системы: национальные программы интернационализации своих валют полностью отвечают возрастающей потребности в формировании единой устойчивой валютной зоны. Этому будут способствовать создание нового банка развития, утверждение масштабных инвестиционных фондов сотрудничества, увеличение объемов товарооборота через механизм расчетов в национальных валютах.

Взаимовыгодные партнерские связи все более обретают черты глобального, трансрегионального сотрудничества. Будучи открытой организацией, основываясь на процессах укрепления и углубления механизмов сотрудничества в рамках объединения, БРИКС имеет значительный потенциал для присоединения к его платформе и других активно развивающихся государств.

Преодоление кризисных явлений и устойчивое последующее развитие возможно лишь в условиях демократических преобразований международных экономических отношений, где бы полностью реализовывались права и свободы развивающихся стран в финансово-экономической сфере, обеспечивалось справедливое представительство в системе глобального управления при формировании нового мирового экономического порядка - более справедливого, сбалансированного и разумного. ■

ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ БРИКС НА МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п г п г п г

Усиление Формирование Глобализация

экономической мультиполярного всех сфер жизни

взаимозависимости мирового порядка общества

ОБЪЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА

Рис. 2. Система влияния БРИКС на глобальное управление мировой экономикой и политикой

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1. Антуан ванн Ангтмаэль. Куда движется БРИКС // Foreign Policy [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.inopressa.ru/article/10 oct2012/foreignpolicy/brics.html

2. БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии (круглый стол) // Вестник МГИМО. 2010. - № 1. -С. 38 - 65.

3. Кузнецов В. А. Транснациональные корпорации стран БРИКС / В. А. Кузнецов // Мировая экономика и международные отношения. 2012. - № 3. - С. 3 - 11.

4. Совместная статистическая публикация стран БРИКС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.hse. ru/org/dse/iori/bric

5. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО РАН. - М. : Магистр, 2011. - 480 с.

6. Чувакин О. Страны БРИКС: ответ на вызов глобального управления / О. Чувакин // Военное обозрение. - 2012. - 1 ноября [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.topwar.ru/20518-strany-briks-otvet-na-vyzov-globalnogo-upravleniya/htmt

7. Ши Цзяньсюнь. Перспективы практического сотрудничества БРИКС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/95181/7771887

8. LuoY. How Emerging Market Governments Promote Outward FDI: Experience from China / LuoY., Xue Q., Han B. // Journal of World Business. - 2010. - № 1. - P. 68 - 79.

Angtmael, A. "Kuda dvizhetsia BRIKS [Where does the BRICS]." www.inopressa.ru/article/10 oct2012/foreignpolicy/ brics.html

"BRIK kak novaia kontseptsiia mnogovektornoy diplo-matii [BRIC as a new concept of multi-vector diplomacy]." Vest-nikMGIMO, no. 1 (2010): 38-65.

Chuvakin, O. "Strany BRIKS: otvet na vyzov globalnogo upravleniia [BRICS: the answer to the challenge of global governance ]." Voennoe obozrenie. www.topwar.ru/20518-strany-briks-otvet-na-vyzov-globalnogo-upravleniya/htmt.

Kuznetsov, V. A. "Transnatsionalnye korporatsii stran BRIKS [Multinational corporations of the BRICS]." Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, no. 3 (2012): 3-11.

Luo, Y., Xue, Q., and Han, B. "How Emerging Market Governments Promote Outward FDI: Experience from China [How Emerging Market Governments Promote Outward FDI: Experience from China]." Journal of World Business, no. 1 (2010): 68-79.

"Sovmestnaia statisticheskaia publikatsiia stran BRIKS [The joint statistical publication of the BRICS]." www.hse.ru/ org/dse/iori/bric

Strategicheskiy globalnyy prognoz 2030. Rasshirennyy variant [Strategic Global Forecast 2030. An expanded versionf]. Moscow: Magistr, 2011.

Tsziansiun, Shi. "Perspektivy prakticheskogo sotrudnich-estva BRIKS [Prospects for practical cooperation in the BRICS ]." http://russian.people.com.cn/95181/7771887

УДК 339.727.22.(510)

позитивний досвід китаю в управлінні інвестиційними процесами

в аграрному секторі економіки

голобородько т. В.

УДК 339.727.22.(510)

Голобородько Т. В. Позитивний досвід Китаю в управлінні інвестиційними процесами в аграрному секторі економіки

У даній статті автором узагальнено основні напрями державного регулювання аграрного сектора економіки; визначено та згруповано основні методи регулювання інвестиційних процесів у Китаї; розглянуто джерела інвестицій у сільськогосподарському виробництві Китаю відповідно до діючого нормативно-правового механізму; проаналізовано основні причини значних прямих іноземних інвестицій в економіку Китаю; обґрунтовано доцільність використання позитивного досвіду Китаю в регулюванні інвестиційних процесів в Україні; наведено основні напрями покращення політики інвестування агробізнесу в Україні.

Ключові слова: державне регулювання, механізм фінансування інвестицій, сільське господарство, прямі іноземні інвестиції, позитивний досвід.

Табл.: 1. Бібл.: 13.

Голобородько Тетяна Василівна - старший викладач, Інститут ділового адміністрування (вул. Димитрова, 81а, Кривий Ріг, Дніпропетровська обл., 50086, Україна) E-mail: goloborodkotv@meta.ua

УДК 339.727.22.(510) Голобородько Т. В. Положительный опыт Китая в управлении инвестиционными процессами в аграрном секторе экономики

В данной статье автором обобщены основные направления государственного регулирования аграрного сектора экономики, определены и сгруппированы основные методы регулирования инвестиционных процессов в Китае; рассмотрены источники инвестиций в сельскохозяйственном производстве Китая в соответствии с действующим нормативно-правовым механизмом; проанализированы основные причины значительных прямых иностранных инвестиций в экономику Китая; обоснована целесообразность использования положительного опыта Китая в регулировании инвестиционных процессов в Украине; приведены основные направления улучшения политики инвестирования агробизнеса в Украине.

Ключевые слова: государственное регулирование, механизм финансирования инвестиций, сельское хозяйство, прямые иностранные инвестиции, положительный опыт.

Табл.: 1. Библ.: 13.

Голобородько Татьяна Васильевна - старший преподаватель, Институт делового администрирования (ул. Димитрова, 81а, Кривой Рог, Днепропетровская обл., 50086, Украина)

E-mail: goloborodkotv@meta.ua

UDC 339.727.22.(510) Holoborodko T. V. Positive Experience of China in Managing Investment Processes in Agrarian Sector of Economy

The article generalises main directions of state regulation of the agrarian sector of economy, identifies and groups main methods of regulation of investment processes in China; considers sources of investments in agricultural production of China in accordance with the current regulatory and legislative mechanism; analyses main reasons of significant direct foreign investments into economy of China; justifies expediency of use of positive experience of China in regulation of investment processes in Ukraine; provides main directions of improvement of the policy of investing into agro-business in Ukraine. Key words: state regulation, mechanism of financing investments, agriculture, direct foreign investments, positive experience.

Tabl.: 1. Bibl.: 13.

Holoborodko Tetyana V.- Senior Lecturer, Institute of Business Administration (vul. Dymytrova, 81a, Kryvyi Rih, Dnipropetrovska obl., 50086, Ukraine) E-mail: goloborodkotv@meta.ua

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.