218
Социально-экономические проблемы
УДК 364.4
Э. А. Черников
Петербургский государственный университет путей сообщения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ПРОГРАММ
В статье проведен обзор и анализ состояния негосударственных пенсионных фондов (НПФ), определены их место и роль в пенсионной системе Российской Федерации, рассмотрены механизмы формирования региональных пенсионных программ и проблемы инвестирования сформированных в накопительной пенсионной системе средств на региональном уровне.
негосударственный пенсионный фонд, механизмы формирования, пенсионные программы, регион.
Введение
Пенсионная система Российской Федерации является составной частью системы социального обеспечения государства, основная цель которой - обеспечение нетрудоспособных граждан пенсией.
Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. В пенсионной практике существует показатель, который отображает размер пенсии как часть заработной платы, которую человек получал во время трудовой деятельности. Этот показатель называется коэффициентом замещения. И формируется он не только за счет государственных пенсионных систем, но и за счет частных накоплений.
Рис. 1. Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии по старости
2011/4
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
219
Величина основного показателя эффективности пенсионной системы - коэффициента замещения, рассчитываемого как отношение средней пенсии к средней зарплате, на Западе составляет 60-70 %. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы. Коэффициент замещения утраченного заработка пенсией в России: 27 % -в 2006; 24 % - в 2007; 25-30 % - прогноз на 2010-2020 гг. согласно программе социально-экономического развития России до 2020 г. (рис. 1). Достижение более высокого уровня коэффициента замещения является прерогативой самого будущего пенсионера.
Одним из направлений решения пенсионных проблем должно стать создание и развитие региональных пенсионных программ как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые с учетом региональных особенностей условий жизни населения должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, с другой стороны, способствовать социально-экономическому развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов.
1 Роль негосударственных пенсионных фондов в социальном развитии региона
При создании регионами собственных пенсионных программ наиболее логичным является использование института негосударственных пенсионных фондов (НПФ) [1].
Последние несколько лет НПФ демонстрируют устойчивый рост. Услугами НПФ охвачено почти 9,6 % экономически активного населения России (таблица). Но отечественные пенсионные фонды пока значительно отстают от своих западных аналогов [2].
ТАБЛИЦА. Основные направления и характеристики деятельности НПФ в РФ
с 2008 г. по 01.07.2010 г.
На дату Собственное имущество, тыс. руб. Имущество для ОУД, тыс. руб. Пенсионные резервы, тыс. руб. Пенсионные накопления, тыс. руб.
01.01.2008 603079429,4 96492830,4 472888829,2 26756580,4
01.01.2009 579429176,20 78347908,30 462897720,00 35541076,00
01.01.2010 742 496 694,80 94 851 814,40 564 372 538,40 77 168 309,20
01.07.2010 836364535,70 99728752,90 591219095,30 142003430,20
Если сравнивать долю пенсионных активов в ВВП, то российские НПФ еще не имеют и 2 %, тогда как в большинстве развитых стран Запада
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/4
220
Социально-экономические проблемы
этот показатель превышает 50 % [3]. А в некоторых странах объемы добровольно накопленных пенсионных активов сопоставимы с ВВП.
Необходимо отметить, что негосударственные пенсионные фонды имеют по своей природе двойственный характер.
Во-первых, они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества, обеспечивать пожилым людям более высокие доходы, чем тот минимум, которым их способно будет обеспечить государство.
Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с высокой надежностью и длительным сроком реализации, обеспечивая при этом приемлемый уровень доходности. НПФ не имеют конкурентов в сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как деятельность остальных финансовых институтов ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов.
Система НПФ, являющаяся основополагающим элементом негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, представлена 157 фондами, получившими в установленном порядке лицензию на право деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. С учетом филиальной сети НПФ действуют в 61 регионе России [3].
В 28 регионах отсутствуют филиалы и представительства, хотя участники фондов проживают более чем в 80 субъектах РФ. Участниками НПФ являются свыше 7 млн. человек. Свыше одного миллиона человек получают пенсии в негосударственных пенсионных фондах. В ряде отраслей (нефтяная и газовая промышленность, транспорт, электроэнергетика) негосударственным пенсионным обеспечением охвачено 60 % работающих.
Специалисты ряда пенсионных фондов в настоящее время занимаются разработкой методических подходов к решению проблем регионального пенсионного обеспечения. Проводятся предварительные консультации с администрациями отдельных субъектов Российской Федерации по формированию собственных региональных пенсионных систем. Основой формирования региональных пенсионных программ являются целенаправленные усилия администрации региона, предпринимаемые совместно с негосударственными пенсионными фондами, по привлечению в региональную пенсионную систему средств физических и юридических лиц.
2011/4
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
221
Администрация,
организации
!
i 3
I о
i £ 1 S
Работники
Негосударственный пенсионный фонд
□: □:
х х
о о
л л
ш ш
IZ V ' IZ ' 1
Передача срецств
в управление ------------►
Управляющая(ие) компания (и)
Участники - получатели пенсии
Объекты
инвестирования
Рис. 2. Схема функционирования региональных пенсионных программ
Региональные пенсионные программы финансируются, как правило, за счет дотаций из бюджета региона. В качестве других источников могут выступать благотворительные общества и т. п. Целью региональных пенсионных программ является, с одной стороны, повышение благосостояния пенсионеров - бывших работников бюджетной сферы, с другой стороны -создание механизма, упрощающего решение кадровых задач предприятий бюджетной сферы: закрепление кадров, создание дополнительной мотивации, привлечение молодых специалистов. Пенсионная программа работников бюджетной сферы является органической частью региональной пенсионной системы и функционирует на основании регионального законодательства.
Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в регионе позволит решить одновременно несколько задач [4].
1. Решение проблемы пенсионного обеспечения большинства трудоспособного населения региона.
2. Привлечение средств для финансирования инвестиций.
3. Получение возможности регулировать совокупный уровень заработной платы на предприятиях.
4. Обеспечение достаточного (приемлемого) жизненного уровня работников бюджетной сферы после окончания трудовой деятельности за счёт выплаты дополнительной пенсии.
5. Укрепление политического и социального авторитета законодательной и исполнительной власти региона.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/4
222 Социально-экономические проблемы
6. Создание внебюджетного источника финансирования долгосрочных региональных инвестиционных программ.
7. Оптимизация расходов регионального бюджета на социальное обеспечение пенсионеров.
8. Использование финансовых ресурсов, привлечённых через систему негосударственного пенсионного обеспечения, в качестве источника финансирования долгосрочных инвестиционных проектов.
9. Демонстрация реальных шагов органов власти, направленных на повышение доходов пенсионеров.
10. Создание имиджа социальной ответственности властных структур.
11. Развитие фондового рынка.
Подобные программы дополнительного пенсионного обеспечения реализованы или намечены к реализации в Ханты-Мансийском автономном округе, Удмуртии, Якутии, Новосибирской, Свердловской, Ленинградской, Челябинской, Тверской и Тамбовской областях, а также в городах Нижний Новгород и Сыктывкар [5].
2 Анализ действующих региональных пенсионных программ
2.1 Пенсионная программа Ханты-Мансийского автономного округа
В Ханты-Мансийском автономном округе удалось построить уникальную пенсионную программу внутри региона, в рамках которой большая часть пенсионных резервов была направлена в экономику Ханты-Мансийского округа. После реализации этой программы регион стал единственным в России, работники бюджетной сферы которого стали получать дополнительную пенсию через НПФ.
С 1999 года в Ханты-Мансийском автономном округе стали осуществляться выплаты из средств бюджета неработающим пенсионерам. В народе они получили название «губернаторских». Их выплатой занимались подразделения социальной защиты. Это был первый и пока робкий шаг к формированию региональной системы дополнительного пенсионного обеспечения.
Спустя некоторое время детальное изучение практики доплат показало, что их объем стал существенно увеличиваться, соответственно нагрузка на региональный бюджет серьезно возрастала. Неуклонно увеличивалось число пенсионеров. Если в 2000 году объем доплат составлял около 700 млн рублей, то в 2003 году он достиг 1,172 млрд рублей. Ежегодно предусматривать такие средства в бюджете становилось все сложнее. Более того, отказаться от взятых на себя социальных обязательств в таких случаях уже невозможно как по человеческим, социальным причинам, так и по политическим.
2011/4
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
223
Поиск оптимальных механизмов пенсионного обеспечения с целью снижения возрастающий нагрузки на бюджет привел экспертов к мысли о необходимости создания цельной системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Ключевой чертой новой программы стала направленность прежде всего на работников бюджетной сферы. В 2003 году был принят первый региональный закон о дополнительном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Право на его реализацию в результате конкурса, проведенного правительством региона, получил Ханты-Мансиский НПФ. С января 2004 года у работников бюджетной сферы Югры, стаж которых в этой отрасли на территории автономного округа составляет 10 лет и более, появилась возможность формировать накопительную часть дополнительной пенсии с участием средств бюджета, которые находятся в Ханты-Мансийском НПФ.
По сути это и есть система софинансирования «рубль к рублю», аналогом которой стала федеральная система софинансирования. Но чтобы сформировать накопительную часть, нужно время, поэтому размер взносов сотрудника определялся возрастом. Работники до 40 лет имели право вносить ежемесячно до 3 % от заработной платы, от 40 до 50 лет - до 5 %, от 50 лет - до 10 % от оклада. Конечно, можно вносить средства и выше этих сумм, но за счет бюджета они не дополняются. К слову, в федеральной системе определен несколько меньший размер софинансирования - не более 12 000 рублей за год [6].
При этом работнику бюджетной сферы по закону полагалась теперь и базовая часть дополнительной пенсии, размер которой зависит от стажа его работы в Югре.
Но развитие пенсионной системы на этом не закончилось, и в 2004 году был принят закон, который позволил заменить «губернаторские» доплаты на негосударственные пенсии для неработающих пенсионеров.
Чем же отличаются дополнительные пенсии от доплат? Доплаты начислялись ежегодно из того, что имеется в бюджете, тогда как вопрос о выплате пенсий решается сразу на длительный период. Сейчас они назначаются пожизненно. Это разные степени обязательств: если доплаты формально можно отменить, то с дополнительными пенсиями так не поступишь. Кроме того, революционные изменения в региональной пенсионной системе заключались в том, что с 2004 года Ханты-Мансийский НПФ получил возможность размещать средства, копившиеся для выплат дополнительных пенсий (то есть пенсионные резервы), в инвестиционные инструменты и получать доход. Ведь при использовании системы доплат их краткосрочность не позволяет говорить об инвестировании, так как источником доплат выступают налоги, собранные за прошедший год.
Другой важный аспект перехода к системе выплат дополнительных пенсий из пенсионных резервов - разделение процесса пенсионного обес-
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/4
224
Социально-экономические проблемы
печения на период накопления и период выплат. В период накопления НПФ формирует, аккумулирует пенсионные резервы за счет пенсионных взносов вкладчика (в данном случае им остается правительство Югры) и за счет дохода, полученного от инвестирования пенсионных резервов.
Таким образом, вначале вкладчик несет обязательства по формированию пенсионных резервов участников. При назначении дополнительной пенсии, когда участник фонда превращается в пенсионера, всю ответственность за выплаты несет фонд. Примечательно, что на схожих принципах строится деятельность крупнейших пенсионных фондов мира, например голландского фонда ABP, крупнейшего в США Калифорнийского НПФ для работников бюджетной сферы и многих других.
На сегодня численность получателей негосударственных пенсий у Ханты-Мансийского НПФ составляет более 200 тыс. чел. В округе уже есть граждане, которые получают базовую и накопительную часть дополнительной пенсии. Средний размер пенсии составляет 910 рублей - это базовая часть, выплачиваемая из средств бюджета округа. Некоторые вкладчики имеют дополнительно до 50 000 рублей ежеквартально.
2.2 Первая муниципальная пенсионная программа г. Сургута
Первопроходцем в создании систем дополнительного пенсионного обеспечения для бюджетников этого города стали даже не региональные, а муниципальные власти. В 1997 году в Сургуте появилась первая в России муниципальная пенсионная программа, которая действует и поныне. Реализовывалась она через Сургутский муниципальный негосударственный пенсионный фонд, который в 2008 году был присоединен к Ханты-Мансийскому НПФ.
История появления этой муниципальной системы началась после того, как нефтяная компания Сургутнефтегаз приняла корпоративную программу дополнительного пенсионного обеспечения для своих работников. Чтобы служащие бюджетной сферы не чувствовали себя ущемленными, власти города организовали систему дополнительного обеспечения и для них. Так у сургутских врачей, учителей, работников культуры появилось право на вторую пенсию.
В результате примерно 13 тыс. бюджетников Сургута ежемесячно получают дополнительную пенсию в размере 500 рублей и вместе другими 130 тыс. бюджетников округа еще и окружную дополнительную пенсию в размере до 910 рублей [6].
В 2008 году Сургутский муниципальный НПФ встал перед необходимостью повысить совокупный вклад учредителей с 30 до 100 млн рублей. Для муниципального бюджета вкладывать дополнительные средства в фонд было очень серьезной нагрузкой. В результате переговоров с Ханты-Мансийским НПФ фонд был присоединен к нему, что позволило сохранить муниципальную программу.
2011/4
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
225
Заключение
Положительными моментами функционирования региональных пенсионных программ является, с одной стороны, повышение материального достатка пенсионеров - бывших работников бюджетной сферы, с другой стороны - создание механизма, упрощающего решение кадровых задач предприятий бюджетной сферы: закрепление кадров, создание дополнительной мотивации, привлечение молодых специалистов.
Кроме социальной составляющей, негосударственные пенсионные фонды, имеющие дело с «длинными деньгами», идеально подходят в качестве источника реализации долгосрочных региональных проектов.
При этом защита прав и интересов участников фонда (будущих пенсионеров) и обеспечение надежности вложений создают условия для социальной ответственности бизнеса и жесткой системы контроля со стороны региональных властей.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Принят Государственной Думой 08.04.1998 г.; одобрен Советом Федерации 22.04.1998 г.
2. Пенсионное обеспечение в России : учебное пособие / Р. И. Ерусланова, Ф. Н. Емельянова, Р. А. Кондратьева ; ред. проф. Р. И. Ерусланова. - М. : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 608 с.
3. Федеральная служба по финансовым рынкам [Электронный ресурс]. - URL: www.fcsm.ru.
4. Пенсионная система России: региональный аспект / В. Баскаков, Е. Крылова, А. Селиванова, Е. Яненко // Пенсионные фонды и инвестиции. - 2007. - № 4. - С. 22-27.
5. Инвестиции и инвестиционный процесс: проблемы формирования новых подходов [Электронный ресурс] / Д. Н. Ермаков // Проблемы современной экономики. -2007. - № 3. - URL: www.m-economy.ru.
6. Первый специализированный портал о пенсии [Электронный ресурс]. - URL: www.propensii.ru.
7. Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА» [Электронный ресурс]. - URL: www.raexpert.ru.
8. Влияние инвестиционной деятельности НПФ на экономическое и социальное развитие региона (на примере Ханты-Мансийского АО) [Электронный ресурс] / Д. Н. Ермаков // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 1. - URL: www.m-economy.ru.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/4