Научная статья на тему 'Муниципальные и региональные пенсионные программы'

Муниципальные и региональные пенсионные программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / PENSION SYSTEM / OBLIGATORY PENSION INSURANCE / NON-STATE PENSION GUARANTEE / OFFICE EMPLOYEES / MUNICIPAL PENSION PROGRAMS / REGIONAL PENSION PROGRAMS / REGIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каспарьянц Надежда Михайловна

Статья Н.М.Каспарьянц посвящена исследованию муниципальных и региональных пенсионных программ. В статье раскрывается роль муниципального пенсионного обеспечения в системе социальной защиты работников бюджетной сферы муниципального образования после окончания их трудовой деятельности. В этой связи в статье проанализирован опыт подобных программ в ряде городов Российской Федерации. На примере Ханты-Мансийского автономного округа показано значение региональных пенсионных программ для повышения уровня пенсионного обеспечения жителей региона. В статье сформулирован и ряд рекомендаций для активного внедрения региональных и муниципальных пенсионных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal and Regional Pensionary Programmes

The article of Kasparians Nadezhda Michailovna is devoted to the research of municipal and regional pension programs. The role of the municipal pension guarantee in the system of social defence of employees of budget sphere of the municipal education after graduating their labor activity are shown in this article. In this connection the experience of similar programs is analyzed in series cities of Russian Federation. As the example of Hanti-Mansiyskiy autonomous region, it is shown the meaning of regional pension programs for increasing of the level of pension guarantee of regional inhabitants. Series of recommendations for active instillation of regional and municipal pension programs are formulated in this article.

Текст научной работы на тему «Муниципальные и региональные пенсионные программы»

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Каспарьянц Надежда Михайловна, аспирантка НИИ труда и социального страхования.

Контакты автора: e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья Н. М. Каспарьянц посвящена исследованию муниципальных и региональных пенсионных программ. В статье раскрывается роль муниципального пенсионного обеспечения в системе социальной защиты работников бюджетной сферы муниципального образования после окончания их трудовой деятельности. В этой связи в статье проанализирован опыт подобных программ в ряде городов Российской Федерации.

На примере Ханты-Мансийского автономного округа показано значение региональных пенсионных программ для повышения уровня пенсионного обеспечения жителей региона.

В статье сформулирован и ряд рекомендаций для активного внедрения региональных и муниципальных пенсионных программ.

Ключевые слова: пенсионная система, обязательное пенсионное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, государственные служащие, муниципальные пенсионные программы, региональные пенсионные программы, региональная экономика.

MUNICIPAL AND REGIONAL PENSIONARY PROGRAMMES

Kasparians Nadezhda Michailovna, post-graduate of a Research institution of labor and social insurance.

Contacts of the author: e-mail: [email protected]

Annotation. The article of Kasparians Nadezhda Michailovna is devoted to the research of municipal and regional pension programs. The role of the municipal pension guarantee in the system of social defence of employees of budget sphere of the municipal education after graduating their labor activity are shown in this article. In this connection the experience of similar programs is analyzed in series cities of Russian Federation.

As the example of Hanti-Mansiyskiy autonomous region, it is shown the meaning of regional pension programs for increasing of the level of pension guarantee of regional inhabitants.

Series of recommendations for active instillation of regional and municipal pension programs are formulated in this article.

Keywords: pension system, obligatory pension insurance, non-state pension guarantee, office employees, municipal pension programs, regional pension programs, regional economics.

Система муниципального пенсионного обеспечения создается с целью социальной защиты работников бюджетной сферы муниципального образования после окончания их трудовой деятельности. Она направлена на:

- обеспечение (приемлемого) достаточного жизненного уровня работников после окончания трудовой деятельности за счет выплаты дополнительной пенсии, что дает дополнительную социальную защиту работников бюджетной сферы в пенсионный период;

- стимулирование трудовой и исполнительской дисциплины работников, создание долговременных материальных стимулов для продолжения работы в учреждениях бюджетной сферы до достижения пенсионного возраста;

- закрепление высококвалифицированных кадров, снижение текучести кадров;

- снижение социальной напряженности в коллективах;

- высвобождение с рынка труда лиц пенсионного возраста с целью привлечения молодых и энергичных работников;

- оптимизацию затрат на социальное обеспечение пенсионеров;

- использование финансовых ресурсов, привлеченных через систему негосударственного пенсионного обеспечения, в качестве источника финансирования долгосрочных инвестиционных проектов;

- укрепление политического и социального авторитета органов местного самоуправления;

- демонстрацию реальных шагов местных органов власти, направленных на повышение доходов пенсионеров;

- создание имиджа муниципального образования как социально ответственного.

Проанализируем опыт муниципальных образований в решении проблемы негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы с привлечением негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Анализ нормативной правовой базы показал, что подобный опыт, хотя и небогатый, но имеется. Например, он есть в целом ряде городов: Лесном Свердловской области, Томске, Нижнем Новгороде, Череповце (Вологодская область), Магнитогорске (Челябинская область), Тольятти (Самарская область) и др. И этот опыт не всегда связан с программными методами решения проблемы; в ряде городов - это не программа, а практика, действующая в соответствии с положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников муниципальных бюджетных учреждений и другими нормативно-правовыми и распорядительными актами, утвержденными органами местного самоуправления.

Таким образом, опыт по дополнительному пенсионному обеспечению работников муниципальной бюджетной сферы только начинает накапливаться. Во всех перечисленных выше городах источниками финансирования дополнительных пенсий работникам бюджетной сферы являются регулярные пенсионные взносы из бюджета муниципального образования в уполномоченный негосударственный пенсионный фонд и начисляемый фондом инвестиционный доход. Условия получения таких пенсий (в частности, стаж работы в муниципальной учреждении социальной сферы) так же, как и методика расчета размера пенсии, в различных городах различны. Наиболее продвинутым в области негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы является город Тольятти Самарской области, в котором право органов местного самоуправления решать вопросы негосударственного пенсионного обеспечения закреплено Уставом.

Взносы в негосударственный пенсионный фонд из бюджета города прописаны отдельной строкой только в бюджетах Томска и Тольятти. В Томске эти взносы в 2010 году составляют 2171 тыс. руб. (в 2009 году - 1 238 тыс. руб.).

Рассмотрим теперь региональные пенсионные программы. В этом отношении интересен опыт Ханты-Мансийского АО - Югры, где сформирована такая программа. В Законе Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 декабря 2004 г. №81-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» указаны категории граждан, имеющих право на дополнительную пенсию, виды и структура, а также условия назначения и размеры дополнительных пенсий1. В соответствии с данным Законом устанавливаются следующие виды дополнительных пенсий: 1) дополнительная пенсия за достижения и заслуги перед ХМАО -Югрой; 2) дополнительная пенсия неработающим пенсионерам, получающим пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и социальные пенсии2.

Дополнительная пенсия неработающим пенсионерам, работавшим в бюджетной сфере, состоит из следующих частей:

1) базовой части дополнительной пенсии, сформированной за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

2) накопительной части дополнительной пенсии, сформированной за счет добровольных пенсионных взносов работников и дополнительных пенсионных взносов за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Дополнительная пенсия за достижения и заслуги перед ХМАО - Югрой устанавливается в размере от 1160 до 3000 рублей в порядке, определяемом Правительством ХМАо - Югры. Дополнительная пенсия по старости и инвалидности неработающим пенсионерам устанавливается в зависимости от количества календарных лет, отработанных на территории ХМАО - Югры, в следующих размерах: до 5 лет - 500 рублей; от 5 до 15 лет - 600 рублей; от 15 до 25 лет - 700 рублей; от 25 лет и более - 800 рублей. Дополнительная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия устанавливаются в размере 400 рублей. Дополнительная социальная пенсия инвалидам с детства I и II групп устанавливается в размере 800 рублей. Дополнительная пенсия по старости и инвалидности нерабо-

1 Право на дополнительную пенсию имеют следующие категории граждан: 1) граждане, имеющие достижения и заслуги перед ХМАО - Югрой: писатели (художники), являющиеся членами Союза писателей (художников) России и состоящие на учете в Ханты-Мансийской окружной организации Союза писателей (художников) России; граждане, награжденные орденами в период работы на территории ХМАО - Югры; неработающие пенсионеры, проживающие на территории ХМАО и оформившие пенсию на его территории; граждане, работавшие в бюджетной сфере ХМАО, осуществлявшие трудовую деятельность на постоянной основе в бюджетных учреждениях, а также уволенные в связи с ликвидацией либо по сокращению штатов до достижения ими пенсионного возраста, но не более чем за два года до его достижения.

2 Граждане, прибывшие на территорию автономного округа после 1 декабря 1999 года и зарегистрированные по месту жительства в ХМАО - Югре, приобретают право на дополнительную пенсию при соблюдении следующих условий: при наличие стажа работы на территории округа 20 и более лет или не менее 10 лет при первичном назначении пенсии на территории ХМАО - Югры.

Граждане, относящиеся к категории пенсионеров, работавших в бюджетной сфере, приобретают право на дополнительную пенсию при соблюдении следующих условий: 1) назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; 2) достижение гражданами возраста: женщины - 50 лет, мужчины - 55 лет; 3) наличие стажа работы в бюджетных учреждениях на территории автономного округа не менее 15 лет; 4) прекращение трудовых отношений и предпринимательской деятельности после 1 октября 2003 года, за исключением случаев увольнения за виновные действия в соответствии с трудовым законодательством.

тающим пенсионерам, работавшим в бюджетной сфере, определяется как сумма базовой и накопительной частей указанной пенсии. Минимальный размер базовой части дополнительной пенсии устанавливается в размере 700 рублей и повышается в зависимости от стажа работы в бюджетной сфере. Максимальный размер базовой части дополнительной пенсии составляет 800 рублей3.

Выплата дополнительной пенсии сохраняется выезжающим на постоянное место жительства за пределы автономного округа в иные субъекты Российской Федерации:

1) писателям, художникам, неработающим пенсионерам - при наличии стажа работы на территории автономного округа не менее 20 лет;

2) неработающим пенсионерам, работавшим в бюджетной сфере и являющимся получателями дополнительной пенсии как работавшим в бюджетной сфере, -независимо от стажа работы на территории автономного округа;

3) гражданам, награжденным орденами, указанным в пп.1 п.1 ст.3 указанного выше Закона.

Дополнительная пенсия за достижения и заслуги перед ХМАО - Югрой, а также неработающим пенсионерам, являющимся получателями дополнительной пенсии как работавшим в бюджетной сфере, назначается пожизненно.

Назначение базовой части дополнительной пенсии производится независимо от участия неработающего пенсионера, работавшего в бюджетной сфере, в формировании накопительной части дополнительной пенсии за счет собственных пенсионных взносов.

Работнику, имеющему стаж работы в бюджетной сфере ХМАо не менее 10 лет, предоставляется право на совместное с работодателем формирование накопительной части дополнительной пенсии. Для формирования накопительной части дополнительной пенсии работник обязан заключить индивидуальный пенсионный договор с Фондом. Размер пенсионных взносов работника на формирование накопительной части дополнительной пенсии в процентах от начисленной заработной платы (вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу), получаемой по основному месту работы и облагаемой налогом на доходы физических лиц, устанавливается по заявлению гражданина в следующих размерах: а) при возрасте до 40 лет - до 3 %; б) при возрасте от 40 до 50

3 Правительство автономного округа вправе индексировать базовую часть дополнительной пенсии неработающим пенсионерам, работавшим в бюджетной сфере. Выплата базовой части дополнительной пенсии гарантируется вне зависимости от участия работника бюджетной сферы собственными пенсионными взносами в формировании накопительной части дополнительной пенсии. Базовая часть дополнительной пенсии неработающим пенсионерам, работавшим в бюджетной сфере, сформированная за счет средств бюджета автономного округа, назначается неработающим пенсионерам, не подпадающим под действие Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части отчислений страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Размер накопительной части дополнительной пенсии определяется на основе актуарных расчетов исходя из пенсионных накоплений, сформированных на индивидуальном пенсионном счете работника за счет добровольных взносов работника и дополнительных пенсионных взносов за счет бюджета ХМАО - Югры. Соотношение между размером дополнительных пенсионных взносов за счет средств бюджета автономного округа и добровольных пенсионных взносов работников бюджетных учреждений устанавливается в порядке, определяемом Правительством автономного округа.

лет - до 5 %; в) при возрасте от 50 лет и старше - до 10 %4.

На формирование накопительной части дополнительной пенсии работодатель вносит пенсионные взносы в соотношении 1 к 1 к величине пенсионных взносов, внесенных работником.

Итак, подведем итоги. В качестве одной из целей, предполагаемых достичь в ходе модернизации пенсионной системы России, - широкое развитие негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе развитие региональных и муниципальных программ.

Анализ существующих региональных и муниципальных пенсионных программ показал, что в целом ряде регионов и муниципалитетах накоплен положительный опыт по их созданию. Вместе с тем в силу ряда причин в России данный инструмент недооценивается, хотя для органов власти субъектов Федерации он представляет несомненный интерес, так как позволяет целенаправленно формировать собственные инвестиционные ресурсы, о чем речь пойдет в заключительной части исследования.

Помимо чисто экономического (или инвестиционного) результата, развитие региональных (муниципальных) пенсионных систем будет одновременно способствовать улучшению социальной и политической обстановки в регионе (муниципалитете), а именно: повышению уровня доходов пенсионеров всех категорий, и малообеспеченных, в первую очередь; росту авторитета руководства республики (города) в результате повышения уровня жизни пенсионеров.

Создание региональных (муниципальных) пенсионных программ преследует, с одной стороны, улучшение качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, т.е. повышение размера пенсий, а, с другой,

- все собираемые с этой целью финансовые ресурсы должны направляться на социально-экономическое развитие региона, юридического лица, жители (работники) которого участвуют в создании пенсионной системы и фактически являются ее донорами.

Эти выводы подтверждает и мировой опыт: проблему существенного повышения размера пенсий и формирования крупных инвестиционных ресурсов в регионах можно решать за счет использования одного организационно-финансового инструмента - негосударственного пенсионного обеспечения.

Исследование региональных и муниципальных программ показало, что принципы формирования региональных (муниципальных) пенсионных систем полностью согласуются с принципами пенсионной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает дальнейшее развитие и повышение роли негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств граждан и работодателей.

Развитие дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения в процессе формирования региональных (муниципальных) пенсионных программ способно постепенно обеспечить значительную часть жителей региона (города) дополнительной пенсией, которая в сочетании с государственной пенсией позволит достичь и (или) превзойти региональный промежуточный минимум. Емкость пенсионного рынка в федеральных округах и входящих в них субъектах Федерации весьма существенна для того, чтобы серьезно рассматривать задачу освоения этого до сих пор не

4 При достижении возраста, дающего право перейти в другую возрастную категорию, работник вправе вносить увеличенный размер пенсионных взносов соответствующей возрастной категории.

использовавшегося внутреннего финансового ресурса через формирование региональных (муниципальных) пенсионных систем.

В региональных (муниципальных) пенсионных системах могут аккумулироваться не только средства дополнительного обеспечения (ДПО), но и обязательного пенсионного страхования (ОПС) (накопительная часть трудовой пенсии). Системообразующей основой формирования таких программ являются целенаправленные усилия администрации региона (города), предпринимаемые совместно с негосударственными пенсионными фондами, по привлечению в региональные (муниципальные) пенсионные программы средств физических и юридических лиц. Несмотря на то, что главным рабочим звеном должны служить негосударственные пенсионные фонды, организационно и финансово они должны быть подконтрольны руководству субъекта федерации (муниципалитета).

Одновременно анализ экономики и социальной сферы в регионах позволяет сделать вывод, что развитие региональных и муниципальных пенсионных программ еще не получило своего широкого распространения. Эти программы касаются ограниченного круга лиц, в ряде регионов они даже не затрагивают всех муниципальных служащих или служащих, которые были заняты в краевых органах. Сами прибавки к пенсии не значительны. Они установлены на определенные сроки. Слабо используется и их экономический потенциал.

Для активного внедрения региональных и муниципальных пенсионных программ необходимы:

- учет региональных особенностей и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных программ негосударственного пенсионного обеспечения;

- координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- включение задач и мероприятий, направленных на развитие негосударственного пенсионного обеспечения, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития; учет задач развития негосударственного пенсионного обеспечения при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач развития негосударственного пенсионного обеспечения, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

- включение показателей развития негосударственного пенсионного обеспечения в регионах в число показателей, характеризующих для региональных властей качество управления социальными процессами в регионе.

Однако главное, как представляется, - это достижение стабильного экономического развития региона. Не стоит забывать, что социальная сфера, к какой относится и разработка региональных (муниципальных) программ, детерминирована развитием экономики региона. И от того, как экономически развивается регион, и зависит, в конечном итоге, будут ли в нем денежные средства на формирование таких пенсионных программ.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и

государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» //Российская газета. - 2008. - 6 мая.

2. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых вносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» //Гарант. -2010. - 1 января.

3. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. 2-е изд. - М.: «Дашков и К°», 2008. - 311 с.

4. Кукушкина Н.Ю. Трансформация ресурсов негосударственных пенсионных фондов в инвестиции региона: Автореф. дис... канд. эконом. наук. - Самара, 2005.

- 23 с.

5. Ломакин С.К. Проблемы совершенствования пенсионной системы в современных условиях //Бизнес в законе. - 2008. - №4. - С.353-355.

6. Михайлов А.В. Моделирование и актуарный расчет корпоративных пенсионных программ. - М.: ЛекЭст, 2003. - 160 с.

7. Региональная экономика: Учебное пособие /Под ред. В.Я.Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 576 с.

8. Роик В.Д. Доклад на Ученом совете в Научноисследовательском институте труда и социального страхования «Концептуальные подходы совершенствования пенсионной системы и социальной поддержки пожилого населения России в условиях долгосрочной тенденции старения населения». - М., 2009.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья Н.М.Каспарьянц посвящена одной из малоизученных проблем (особенно в методологическом аспекте) - роли муниципальных и региональных пенсионных программ в пенсионной системе страны.

На примере ряда городов Н.М.Каспарьянц анализирует значимость таких программ для пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы муниципального образования после окончания их трудовой деятельности. Автор делает обоснованный вывод, что опыт по дополнительному пенсионному обеспечению работников муниципальной бюджетной сферы только начинает накапливаться. Во всех анализируемых автором случаях источниками финансирования дополнительных пенсий работникам бюджетной сферы являются регулярные пенсионные взносы из бюджета муниципального образования в уполномоченный негосударственный пенсионный фонд и начисляемый фондом инвестиционный доход. Условия получения таких пенсий (в частности, стаж работы в муниципальной учреждении социальной сферы) так же, как и методика расчета размера пенсии, в различных городах различны.

На примере Ханты-Мансийского автономного округа Н.М.Каспарьянц раскрыла значение региональных пенсионных программ для повышения уровня пенсионного обеспечения жителей региона.

Общий вывод, который делает автор и с которым следует согласиться, что развитие дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения в процессе формирования региональных (муниципальных) пенсионных программ способно постепенно обеспечить значительную часть жителей региона (города) дополнительной пенсией, которая в сочетании с государственной пенсией позволит достичь и (или) превзойти региональный промежуточный минимум.

Статья логически выстроена, написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов новизны (нова уже сама постановка проблемы, а также сделанные выводы).

Вывод: статья Н.М.Каспарьянц может быть опубликована в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

д.э.н., профессор Роик В.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.